Ситуативная тревожность и личностная тревожность: Личностная и ситуативная тревожность

Содержание

Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности | Хусаинов

Аннотация

   Введение. В процессе обучения в высших учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся. Новые условия жизни, сложность обучения, предстоящая сессия могут подавлять адаптационные возможности и приводить к развитию стресса у студентов.
   Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского университета с различной физической активностью.
   Материалы и методы. В исследовании принимали участие 684 студента-медика (30,7 % юношей и 69,3 % девушек) в возрасте от 18 до 25 лет. На основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) и в соответствии с показателями МЕТ (метаболический эквивалент) все учащиеся были разделены на 3 категории: категория 1 – студенты с низким уровнем физической активности, категория 2 – со средним уровнем физической активности и категория 3 – с высоким уровнем физической активности. Уровень ситуативной и личностной тревожности оценивали по опроснику Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.
   Результаты. По результатам исследования установлено, что в группе студентов с низкой физической активностью уровень ситуативной тревожности имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05). Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью, чем с высокой (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла, р < 0,01). При анализе средних показателей уровней ситуативной и личностной тревожности среди юношей и девушек было выявлено, что в группе со средним уровнем физической активности у девушек достоверно выше, чем у юношей, уровень личностной тревожности (48,14 ± 3,81 и 36,06 ± 3,49 балла соответственно, р < 0,05).
   Выводы. Таким образом, были обнаружены статистически значимые различия в уровне тревожности студентов: более высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности встречаются чаще у студентов-медиков с низкой физической активностью.

Введение. Время поступления в университет и последующее обучение являются большим стрессом для молодых людей [1–6]. Современные условия организации учебного процесса, характеризующиеся большим объемом учебной нагрузки, приводят у студентов к повышению интенсивности умственной работы в сочетании с эмоциональным напряжением [7–10]. В результате воздействия указанных факторов у студентов отмечается снижение работоспособности и успеваемости [11]. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что более чем у половины студентов зафиксирован умеренный или высокий уровень тревожности [12]. Двигательная активность имеет большое значение как фактор укрепления здоровья и повышения работоспособности студентов [13].

Выявлено, что психофизиологические свойства личности взаимосвязаны с привычной двигательной активностью учащихся. Физические упражнения оказывают выраженный антистрессорный эффект, в результате которого снижается уровень тревожности и психоэмоционального напряжения [14][15]. По данным Е.В. Мудриевской [16], Л.Н. Волошиной и соавт. [17] и др., только треть студентов вузов выполняют ежедневную норму двигательной активности. С одной стороны, выявленная низкая двигательная активность может являться свидетельством недостаточного интереса к занятиям физической культурой, с другой стороны удовлетворить в полной мере свою потребность в движении студенту не позволяет большая загруженность в учебном плане и недостаток свободного времени [18].

Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского вуза с различным уровнем физической активности.

Материалы и методы. Исследования были проведены на базе Башкирского государственного медуниверситета. Всего было обследовано 672 студента, при этом юноши составили 30,7 % и девушки 69,3 %. Критерием включения в группы исследования служили возраст от 18 до 25 лет, обучение в организации высшего образования не менее 1 года, информированное согласие студента на участие в исследовании.

Уровень физической активности определен на основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ), в котором для численной оценки уровня физической активности используется показатель MET (метаболический эквивалент – это показатель, косвенно отражающий активность метаболических процессов в организме путем расчета уровня потребления кислорода при заданной нагрузке).

В соответствии с показателями МЕТ все обследованные делятся на 3 категории.

Категория 1: низкий уровень физической активности. Включает тех студентов, которые не подходят к критериям двух следующих категорий, считаются малоподвижными/неактивными.

Категория 2: средний уровень физической активности. Любой из следующих 3 критериев: а) 3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, продолжительностью не менее 20 минут, или б) 5 и более дней в неделю физической активности умеренной степени или ходьбы, продолжительностью не менее 30 минут, или в) 5 и более дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 600 MET-мин/нед.

Категория 3: высокий уровень физической активности. Любой из следующих 2 критериев: а) 3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 1500 MET-мин/нед. или б) 7 дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 3000 MET-мин/нед. [19].

В соответствии с данными критериями все обследованные студенты были разделены на 3 группы: в первую группу вошли студенты с высокой физической активностью – 26,93 % от всего контингента наблюдаемых, во вторую – со средним уровнем – 38,84 % обследованных, в третью – с низкой физической активностью (34,23 %). Для оценки тревожности использовался опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, который состоит из двух частей. Одна часть оценивает личностную, а вторая – ситуативную тревожность человека. Каждая часть опросника состоит из 20 утверждений. В опроснике личностной тревожности испытуемому нужно оценить, как часто он(а) испытывает данные чувства или находится в определенном состоянии, выбрав один вариант из четырех («Почти никогда»; «Иногда»; «Часто»; «Почти всегда»). В опроснике ситуативной тревожности испытуемый определяет степень выраженности своей тревоги в настоящее время, рассматривая ряд утверждений, оценивая их по принципу «Нет, это совсем не так»; «Пожалуй, так»; «Верно» или «Совершенно верно». При интерпретации показателей ситуативной и личностной тревожности использовали следующие ориентировочные оценки: уровень тревожности до 30 баллов указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 44 баллов – на среднюю, а уровень 45 и более баллов – на высокую. Показатели личностной тревожности даже у здоровых людей варьируют в широких пределах – от 25 до 60 баллов1.

Расчеты осуществляли с помощью программы Microsoft Office Excel и системы для статистического анализа данных Statistiса 10. Результаты описательной статистики представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной средней ошибки (± m). Для выявления статистически значимых различий (p < 0,05) применяли параметрический критерий t (Стьюдента).

Результаты исследования. Оценка тревожности по опроснику Спилбергера – Ханина1 показала, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем у студентов с высоким уровнем физической активности (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 1).

При рассмотрении личностной тревожности было обнаружено, что у студентов с высокой физической активностью уровень тревожности имел более низкие значения, чем у студентов с низким и средним уровнем физической активности (33,30 ± 3,50 по сравнению с 44,44 ± 3,08 балла (р < 0,05) и 47,69 ± 3,71 балла (р < 0,01)).

В женской подгруппе уровень личностной тревожности оказался достоверно выше у студенток с низкой физической активностью, чем с высокой (48,7 ± 3,81 и 36,03 ± 4,69 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 2).

При сопоставлении результатов в зависимости от пола студентов установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05), что, возможно, связано с гендерными различиями характера юношей и девушек (табл. 2).

Таблица 1. Средние показатели уровня ситуативной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах

Table 1. Average indicators of the level of situational anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points

Таблица 2. Средние показатели уровня личностной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах

Table 2. Average indicators of the level of personal anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points

Примечание: * – р < 0,05 (достоверность различий по полу).

Note: * p < 0.05 for sex-specific differences.

Обсуждение. Анализ современной научной литературы свидетельствует о возрастании актуальности исследования влияния физической активности на показатели ситуативной и личностной тревожности студентов.

При изучении уровня тревожности обучающихся похожие результаты были получены у ряда авторов. Так, по данным исследований Руженковой В.В. и соавт., у 64,5 % студентов обнаруживался повышенный уровень тревожности [20]. В исследованиях Пискун О.Е. и соавт. отмечается, что у студентов первого и второго курса наблюдался высокий уровень как ситуативной (45,57 и 45,67 балла), так и личностной (52,39 и 51,28 балла) тревожности [21].

Результаты нашей работы согласуются с данными исследований других авторов, которые выявляют повышение уровня тревожности у студентов с низким уровнем физической активности. В работе Зарубиной А.А. и соавт. наблюдались более низкие показатели тревожности у студентов с высоким уровнем физической активности, которые связывают такие полученные данные с тем, что, возможно, в ходе различных тренировок эти студенты научились управлять уровнем тревожности путем развития своей силы воли, применяя педагогические и психологические методы воздействия [22]. В публикации Синюшкиной С. Д. отмечается, что уровень тревожности выше у обследуемых с низким уровнем физической активности, чем с высоким (33 ± 4,77 балла по сравнению с 46 ± 8,07 балла для ситуативной и 38 ± 6,03 балла по сравнению с 45 ± 8,33 балла для личностной тревожности соответственно, p < 0,01). Эти показатели отражают тенденцию к высокой тревожности. Это подтверждает тот факт, что постоянная физическая нагрузка положительно влияет на психологическое состояние и способствует повышению устойчивости к стрессу [23].

Также ряд других авторов указывают на положительное влияние физических нагрузок на уровень тревожности. Так, в работе [24] отмечено, что физическая активность является одним из самых эффективных средств снятия психологического дискомфорта и борьбы с тревожным состоянием. Занятия физической культурой позволяют снизить нервное напряжение, повысить работоспособность и совершенствовать физические качества. Использование средств физической культуры является необходимым условием для полноценной жизни и улучшения своего психического здоровья.

1. Установлено, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно), при этом гендерных различий не выявлено.

2. Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла у студентов с высокой физической активностью, р < 0,01), при этом анализ данных в зависимости от пола показал аналогичные различия только в женской подгруппе.

3. При сравнительном анализе полученных данных среди юношей и девушек установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05).

1. Адаптация методики Ю.Л. Ханина. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревож- ности Ч.Д. Спилбергера. Ленинград. 1976. 18 с.

1. Bore M., Kelly B., Nair B. Potential predictors of psychological distress and well-being in medical students: a cross-sectional pilot study. Adv Med Educ Pract. 2016; 7: 125-135. doi: 10.2147/AMEP.S96802

2. Quek T. T., Tam W. W., Tran B. X., et al. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16 (15): 2735. doi: 10.3390/ijerph26152735

3. Pascoe M. C., Hetrick S. E., Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. Int J Adolesc Youth. 2020; 25 (1): 104-112. doi: 10.1080/02673843.2019.1596823

4. Griggs S. Hope and mental health in young adult college students: An integrative review. J Psychosoc Nurs Ment Health Serv. 2017; 55 (2): 28-35. doi: 10.3928/02793695-20170210-04

5. January J., Madhombiro M., Chipamaunga S., Ray S., Chingono A., Abas M. Prevalence of depression and anxiety among undergraduate university students in low- and middle-income countries: A systematic review protocol. Syst Rev. 2018; 7 (1): 57. doi: 10.1186/s13643-018-0723-8

6. Александров А. Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А. Г. Александров, П. И. Лукьяненок // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 6. – С. 5–14.

7. Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J Pak Med Assoc. 2015; 65 (7): 753-755.

8. Hill M. R., Goicochea S., Merlo L. J. In their own words: stressors facing medical students in the millennial generation. Med Educ Online. 2018; 23 (1): 1530558. doi: 10.1080/10872981.2018.1530558

9. Милашечкин В. С. Оценка уровня тревожности иностранных студентов первого года обучения / В. С. Милашечкин, А. В. Логачев, В. В. Милашечкина // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 90-летию введения физической культуры как обязательной дисциплины в высшем образовании «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе». – Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2019. – С. 174–176.

10. Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространенность, причины и профилактика / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 5. – С. 456–460. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-u-studentov-meditsinskih-vuzov-rasprostranyonnost-prichiny-i-profilaktika

11. Жукова Т. В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации / Т. В. Жукова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 4 (301). – С. 36–41. doi: 10.35627/2219-5238/2018-301-4-36-41

12. Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2019. – Т. 18. – № 5. – С. 120–127. doi: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.5.120

13. Сгонник Л. В. Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза / Л. В. Сгонник, Н. Н. Иваненко // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1-3 (6). – С. 17–20.

14. Милашечкина Е. А. Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности / Е. А. Милашечкина, Г. В. Бичева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 433–437.

15. Pascoe M., Bailey A. P., Craike M., et al. Physical activity and exercise in youth mental health promotion: a scoping review. BMJ Open Sport Exerc Med. 2020; 6 (1): e000677. doi: 10.1136/bmjsem-2019-000677

16. Мудриевская Е. В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов / Е. В. Мудриевская // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 2 (13). – С. 130–137.

17. Волошина Л. Н. Современные стратегии регулирования двигательной активности растущего человека в образовательном пространстве / Л. Н. Волошина [и др.] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2018. – № 2. – С. 114–119. doi: 10.15561/18189172.2018.0208

18. Ушаков И. Б. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза / И. Б. Ушаков [и др.] // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 8. – С. 756–761. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-formirovaniya-zdorovya-studentov-meditsinskogo-vuza

19. Hagströmer M., Oja P., Sjöström M. The International Physical Activity Questionnaire (IPAQ): a study of concurrent and construct validity. Public Health Nutr. 2006; 9 (6): 755-762. doi: 10.1079/phn2005898

20. Руженкова В. В. Учебный стресс: риск расстройств психического здоровья и формирования суицидального поведения у студентов-медиков первого курса / В. В. Руженкова [и др.] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. – 2017. – № 19 (268). – С. 148–157.

21. Пискун О. Е. Оценка психического состояния студентов младших курсов на основе постоянного мониторинга / О. Е. Пискун, Н. Н. Петрова, В. О. Пискун // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 1202–1213.

22. Зарубина А. А. Корреляция уровня личностной тревожности у кикбоксеров с их спортивной квалификацией и свойствами нервной системы / А. А. Зарубина [и др.] // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 135–140. doi: https://doi.org/10.17513/snt.38352

23. Синюшкина С. Д. Оценка влияния занятий спортом на устойчивость к стресс-факторам и психологическое состояние / С. Д. Синюшкина, Е. О. Меркеева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 517–520. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p517-520

24. Лещева А. В. Спорт как средство борьбы с тревожностью и стрессом студентов / А. В. Лещева, О. С. Давыдова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В. П. Сущенко. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 118–123.


Публикации по ключевому слову «личностная тревожность»


Общая психология и психология личности

Дата публикации: 25.06.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Макеева Анастасия Сергеевна , студентка
Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбургская обл

«Особенности суверенности личности подростков при разном уровне личностной тревожности»

В данной статье описываются особенности суверенности личности подростков при разном уровне личностной тревожности. В статье мы описываем основные профили суверенности у мальчиков-подростков и девушек-подростков с разными уровнями личностной тревожности.

Медицинские науки

Дата публикации: 05.06.2017 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Игнатьева Ольга Ивановна , канд. мед. наук, доцент , доцент
Ботвинко Максим Сергеевич , студент
Лапшин Андрей Сергеевич , студент
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Мордовия Респ

«Анализ структуры цефалгического синдрома на фоне вертеброгенной патологии шейного отдела позвночника»

Исследователями проведен анализ длительного цефалгического синдрома у пациентов на фоне вертеброгенной патологии. В работе были использованы результаты опроса, неврологического статуса, МРТ, ЦДС, опросник для определения характера боли DN, тест тревожности Спилберга-Ханина; выявлена высокая частота невропатического компонента боли и повышение уровня реактивной и личностной тревожности.

Психология развития

Дата публикации: 03.08.2017 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Бригадиренко Наталья Владимировна , педагог-психолог
МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке», Саратовская обл

«Опыт снижения уровня тревожности подростков через проективную работу с масками»

В работе представлены результаты эмпирического исследования уровня ситуативной и личностной тревожности. Автором обобщен опыт снижения тревожности подростков через проективную работу с масками на основе разработанной программы «Психологический маскарад».

[19.00.00] Психологические науки

Дата публикации: 24.04.2017 г.

Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)

Сорокоумова Галина Вениаминовна , д-р психол. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», Нижегородская обл

«Опыт диагностики и психокоррекции ситуативной тревожности студентов»

В статье рассматриваются понятие и виды тревожности, характеристика студенческого возраста, описывается опыт диагностики и психокоррекции ситуативной тревожности студентов в период экзаменационной сессии, осуществляемый научной студенческой лабораторией. Работа включает 3 этапа: 1) констатирующий – с целью анализа уровня тревожности студентов; 2) психокоррекционный – с целью оптимизации и снижения уровня ситуативной тревожности студентов в период экзаменационной сессии; 3) контрольный – с целью анализа влияния метода десенсибилизации и переработки психологических травм движениями глаз (ДПДГ) на уровень ситуативной тревожности студентов.

Медицинские науки

Дата публикации: 09.11.2016 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Колмогорова Влада Владимировна , канд. мед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Челябинская обл

«Типология, социально-демографические и клинико-психологические характеристики при формировании непсихотических нервно-психических расстройств»

В работе проведено социально-демографическое и клинико-психологическое обследования (шкала самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера – Ханина для измерения ситуативной и личностной тревожности, опросник Леонгарда – Шмишека для определения акцентуированности характера) пациентов старшего зрелого и пожилого возраста, проживающих ранее на экологически загрязненной территирии Южноуральского региона. Выявлены высокие показатели по всем типам акцентуаций характера, высокая личностная и реактивная тревожность, высокий уровень социально-психологической напряженности, аффективные расстройства.

Психологические науки

Дата публикации: 17.11.2015 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Перелыгина Марина Игоревна , магистрант
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», Орловская обл

«Гендерные особенности проявления тревожности младших и старших подростков»

В статье раскрывается специфика проявления и динамика тревожности, закономерности её проявления у мальчиков и девочек подросткового возраста. Автором прослеживается взаимосвязь меняющихся представлений о себе с проявлениями тревожности в данный возрастной период


В чем разница между ситуативной тревогой и тревожным расстройством?

Столкнувшись с новыми, незнакомыми или сложными ситуациями, многие люди могут немного вспотеть или почувствовать бабочки в животе, но другие становятся очень нервными и напуганными. Может ли это означать, что у них настоящее тревожное расстройство?

Может быть, а может и нет.

Наш мозг устроен таким образом, чтобы предупреждать нас о потенциальных угрозах, даже если они не являются реальными. Определенные вещи, которые не опасны для жизни, но каким-то образом выводят нас за пределы нашей зоны комфорта, могут на самом деле заставить мозг активировать «тревогу», которая проявляется в виде психического и физического беспокойства. Когда это происходит, может внезапно стать трудно оставаться сосредоточенным или нормально дышать, и ваш рот может начать ощущаться как пустыня Сахара. Какими бы неприятными ни были подобные симптомы, если они проходят довольно быстро после устранения вызвавшего их обстоятельства, это, вероятно, связано с так называемой ситуативной тревогой.

ЧТО ТАКОЕ СИТУАЦИОННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ?

Автоматическая тревожная реакция на определенные события, обстановку или опыт — ситуационная тревожность у разных людей разная. Для некоторых людей это редкое явление, в то время как для других это может происходить каждый раз, когда они оказываются в определенной ситуации. И есть множество вещей, которые могут спровоцировать неприятную нервозность у тех, кто подвержен этому состоянию.

Ситуационная тревога — это автоматическая реакция, которая может возникать в связи с определенными событиями, обстоятельствами или переживаниями, вызывающими неприятную нервную реакцию у тех, кто ей подвержен. Нажмите, чтобы твитнуть

Что-то из этого когда-нибудь вызывало у вас беспокойство или тревогу?

  • Выражение своего мнения на собрании персонала
  • На первом свидании
  • Публичное выступление или групповая презентация
  • Идти на вечеринку в одиночестве и разговаривать с незнакомыми людьми
  • Первый день на новой работе
  • Отправление в колледж
  • Подготовка или собеседование на новую должность
  • Путешествие в незнакомое место

Подобные ситуации — или даже их ожидание — могут стать катализатором появления, казалось бы, неконтролируемых симптомов тревоги, таких как:

  • Чрезмерное беспокойство
  • Повышенная раздражительность
  • Пустой разум
  • Чувство страха и/или смущения
  • Беспокойство или нервозность
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом
  • Учащенное дыхание и учащенное сердцебиение
  • Дрожащие и/или потные руки
  • Головные боли и мышечное напряжение
  • Потливость или чувство покраснения или озноба
  • Проблемы со сном перед событием

ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ

К счастью, неприятные симптомы обычно не длятся слишком долго, и из-за преходящего характера ситуативной тревоги они не соответствуют критериям истинного психического расстройства.

Нельзя сказать, что это не вызывает дистресса, но оно значительно отличается от тревожных состояний, включенных в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам .

Например, при генерализованном тревожном расстройстве (ГТР) человек будет страдать от сходных симптомов, но они будут не эпизодическими и не связанными с конкретными ситуациями, а гораздо более хроническими. Люди с ГТР, как правило, постоянно беспокоятся о своей обычной повседневной деятельности, обязанностях и обстоятельствах до такой степени, что это существенно влияет на их психологическое и социальное функционирование.

Точно так же люди, страдающие паническим расстройством, борются с повторяющимися и часто неожиданными приступами (это означает, что нет известного провоцирующего события), которые возникают внезапно, вызывая физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, дрожь, одышка, потливость и головокружение, которые могут вызывать им кажется, что они теряют контроль или даже умирают.

5 СОВЕТОВ ПО СПРАВЛЕНИЮ С СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Терпеть тревогу, возникающую в определенных ситуациях, не только тяжело, но и смущать и влиять на вашу уверенность и самооценку. К счастью, есть несколько действенных способов, таких как приведенные ниже 5 советов, которые могут помочь вам научиться справляться или даже преодолевать симптомы, вызывающие у вас такие страдания.

1. Получите помощь.

Запишитесь на прием, чтобы поговорить об этом с психотерапевтом. Поступая таким образом, вы можете определить лежащие в основе (и, возможно, подсознательные) страхи, которые провоцируют симптомы тревоги, связанные с конкретными ситуациями. Терапевт может помочь вам справиться с ними и избавиться от любых воспоминаний, убеждений или переживаний, которые сдерживают вас.

2. Практикуйте диафрагмальное дыхание.

Это очень просто, и было доказано, что оно уменьшает тревогу и помогает людям чувствовать себя более заземленными, особенно в стрессовые моменты. Вот как это сделать:

Дыхание диафрагмой (животом), а не верхней частью груди,

  • Вдох в течение 3-4 секунд
  • Удерживать 1 секунду
  • Выдох в течение 6-8 секунд
  • Удерживать 1 секунду
  • Повторить 10 раз

Это займет всего несколько минут, и вы можете сделать это где угодно — даже на собрании.

3. Оставайтесь физически активными.

Обязательно выполняйте достаточное количество упражнений, чтобы помочь разрядить эту дополнительную нервную энергию. Физическая активность не только отвлекает ваше внимание от того, что вызывает стресс, но также увеличивает доступность естественных химических веществ мозга, успокаивающих нервную систему, которые могут помочь вам чувствовать себя спокойнее.

4. Подумайте о своих мыслях.

При любой тревоге обычно преувеличивают страх или негативные мысли. Итак, когда вы начинаете беспокоиться, думая о чем-то, с чем вам предстоит столкнуться, обратите внимание на мысли, проходящие в вашем уме, и запишите их. Проверьте каждого на реальность, ответив на эти 4 вопроса:

  • Это правда?
  • Это абсолютно верно — со 100% уверенностью?
  • Когда у вас возникает эта мысль, что вы чувствуете при ней?
  • Как бы вы себя чувствовали по-другому, если бы у вас не было этой мысли?

Затем возьмите пугающую или негативную мысль, которую вы записали, и превратите ее в противоположную. Может ли эта новая мысль быть более точной, чем исходная?

5. Следите за тем, что вы едите и пьете.

Когда вы нервничаете, вы можете легко дотянуться до утешительной, но нездоровой пищи, такой как печенье или пончики. Однако, если вы это сделаете, они дестабилизируют уровень сахара в крови и в конечном итоге заставят вас чувствовать себя более раздражительным, нервным и затуманенным. Также важно держаться подальше от кофеина, который при употреблении блокирует аденозиновые рецепторы в вашем мозгу, что в противном случае позволило бы вам чувствовать себя более расслабленным.

Нет никаких сомнений в том, что нервничать во время важных событий неприятно и неловко, и это может повлиять на ваше восприятие себя и своих способностей. Однако, используя стратегии, подобные перечисленным выше, вы можете взять под контроль ситуативную тревогу, которая ухудшает ваше самочувствие.

Однако, если вы обнаружите, что ваше беспокойство становится все более тревожным, важно поговорить со специалистом в области психического здоровья, который может оценить ваши симптомы и помочь вам с планом лечения, который может значительно уменьшить беспокойство, которое мешает вашей жизни.

Тревога, панические расстройства и другие проблемы с психическим здоровьем не могут ждать. В Amen Clinics мы здесь для вас. Мы предлагаем сканирование мозга в клинике и консультации, а также психологическую телемедицину, клиническую оценку и терапию для взрослых, подростков, детей и пар.   Узнайте больше, поговорив сегодня со специалистом по телефону 888-288-9834 или посетите нашу контактную страницу  здесь .

Ситуационная тревога: причины, примеры и преодоление

Что такое ситуативное беспокойство?

Хотя термин «ситуационная тревога» использовался для обозначения целого ряда определений за последние несколько десятилетий, чаще всего в разговорной речи он используется для обозначения тревоги, которая возникает — как следует из названия — в конкретной ситуации. Хотя ситуационная тревога может быть частью тревожного расстройства, она также может проявляться сама по себе.

Ситуационная тревожность не всегда является проблемой. Это становится проблемой только в том случае, если вызывает проблемы в ваших отношениях с самим собой, с другими или в вашей повседневной жизни.

На что похоже ситуативное беспокойство?

Признаки и симптомы ситуативной тревожности, а также любые проявления тревожности включают:

  • Напряжение
  • Беспокойные мысли
  • Физические изменения (например, повышение артериального давления, потливость, дрожь)

Симптомы ситуационной тревожности

Ваше сердце колотится, ваше лицо становится горячим, и вы не можете перестать волноваться. Звучит знакомо? Это лишь некоторые из симптомов, сопровождающих тревогу — эмоцию, которая может сильно ощущаться как умственно, так и физически. Это также обычная часть повседневной жизни.

Тревога призвана защищать нас от опасности. Рассмотрим реакцию «бей или беги». Когда мозг воспринимает стресс, он запускает цепочку физиологических событий, чтобы подготовить тело к противостоянию угрозе или к бегству от нее. Но у многих из нас тревога возникает и тогда, когда нет осознанной угрозы — иногда в определенных ситуациях, а иногда неоднократно, без предупреждения. Первый известен как ситуационная тревога .

Ниже мы объясняем, как ситуационная тревожность сравнивается с тревожными расстройствами, как люди, которые испытывают ситуативную тревожность, могут лучше справляться с ними, и в каких случаях может быть полезна психологическая помощь.

Каковы причины ситуативной тревожности?

Ситуации могут вызывать беспокойство, когда ситуация неизвестна, неудобна или иным образом расстраивает.

Некоторые люди могут испытывать тревогу только тогда, когда в обычных ситуациях возникают смягчающие обстоятельства. Например, сильный страх перед Covid-19 может сделать поход в школу, работу или времяпрепровождение с друзьями особенно тревожным из-за страха заразиться.

У других может быть ситуационная тревога, которая носит более предвосхищающий характер. Они могут чувствовать страх и напряжение в определенных ситуациях до они происходят из-за возможного отрицательного исхода. Это может произойти перед походом на прием к врачу, на котором вы боитесь узнать что-то плохое о своем здоровье. (Ожидающее беспокойство по поводу приступа паники или панических атак в будущем является распространенным аспектом панического расстройства.)

Триггеры ситуативной тревоги

Общие триггеры для обычной ситуационной тревоги также могут часто встречаться среди молодых людей. Это неполный список множества возможных триггеров и примеры каждого из них:

Прогулка с новыми друзьями

Вы собираетесь впервые встретиться с новыми коллегами. Когда вы приходите в ресторан, вы чувствуете, что ваше сердцебиение учащается, а дыхание становится более поверхностным. То же самое происходит каждый раз, когда вы знакомитесь с новыми людьми, потому что вы часто нервничаете, что скажете что-то не то или произведете плохое первое впечатление.

Идти на первое свидание

Нервы перед первым свиданием случаются почти у каждого, но вы, как правило, особенно беспокоитесь из-за них. У вас часто потеют ладони, и вы ловите себя на том, что спотыкаетесь о свои слова, даже если вы очень рады быть там.

Первый учебный день

Каждый семестр школа возобновляется, и смена обстановки после отсутствия вызывает у вас стресс. Ты всегда наполняешься страхом, пока не увидишь, какие у тебя учителя и кто учится в твоих классах. Вы не можете не волноваться, пока не узнаете, что проведете приличный семестр.

Прохождение теста

Даже если вы чувствуете, что выучились достаточно для теста, вы можете почувствовать, что замерзаете, когда садитесь сдавать его. Ваше дыхание становится учащенным, а ладони сжимаются. Давление тестирования действительно доходит до вас.

Публичное выступление

Всякий раз, когда вы встаете, чтобы выступить перед группой людей, будь то презентация на работе, в классе или выступление на мероприятии, вы начинаете чувствовать, что ваш голос и дыхание перехватывают у вас в горле. Вы уверены, что все могут услышать неуверенность, вытекающую из вашей высокопарной речи.

Полет на самолете

Вы боитесь летать и чувствуете сильную тревогу от колес до колес. Во время любого полета вы закрываете глаза и вжимаетесь в подлокотники. Если есть турбулентность или самолет хоть немного дергается, не попасть в катастрофу крайне сложно. Вы чувствуете себя в безопасности только тогда, когда приземлились в пункте назначения.

{{mid-page-cta=»/dev-resources/staging»}}

В чем разница между ситуативной тревожностью и генерализованным тревожным расстройством?

Испытываете ли вы ситуативную тревогу или тревожное расстройство, такое как генерализованное тревожное расстройство, зависит от ваших симптомов тревоги.

При ситуативной тревоге симптомы тревоги проявляются только в определенных ситуациях. Ситуационная тревога может вызывать или не вызывать более длительные проблемы, чем изолированное событие.

Генерализованное тревожное расстройство в подростковом возрасте характеризуется высоким уровнем беспокойства по поводу повседневных ситуаций и событий, которое возникает большую часть дня в течение как минимум шести месяцев и мешает повседневной жизни.

Большинство людей в той или иной степени испытывают ситуативную тревожность, но генерализованная тревожность встречается у молодых людей относительно редко.

Другие более распространенные тревожные расстройства среди молодых людей включают социальное тревожное расстройство (иногда называемое социальной фобией), тревожное расстройство разлуки и тревожные расстройства, связанные с определенной фобией или фобиями.

Как справляться с ситуативной тревожностью в данный момент

Прежде чем попасть в ситуацию, которая, как вы знаете, вызывает у вас тревожность, вы можете сделать выбор, который позволит вам чувствовать себя более комфортно. Например, если вы испытываете беспокойство, когда находитесь в социальной ситуации, вы можете прийти пораньше, чтобы познакомиться с пространством и уменьшить часть неизвестного. Если полет заставляет вас нервничать, вы можете взять с собой книгу или заранее скачать несколько эпизодов подкаста, чтобы отвлечься в воздухе.

Даже если вы не смогли подготовиться заранее, существуют стратегии преодоления, которые помогут вам избавиться от беспокойства в данный момент. Вот некоторые из них, которые мы рекомендуем.

Охлаждение

Охлаждение температуры может помочь вам уменьшить учащенное сердцебиение в разгар ситуационного беспокойства. Подумайте о том, чтобы выйти на улицу, если погода прохладнее, чем ваша внутренняя температура, ополосните лицо холодной водой, примите более холодный душ, чем обычно, или потрите руки или лицо кубиком льда.

Практикуйте ритмичное дыхание

Темповое дыхание также может помочь снизить частоту сердечных сокращений и другие физические симптомы беспокойства, такие как покраснение лица и потливость. Чтобы попрактиковаться в ритмичном дыхании, в течение 1-2 минут дышите животом и через нос на четыре счета, выдыхайте через рот на шесть, а затем повторяйте.

Расслабление мышц

Прогрессивная мышечная релаксация поможет снять напряжение и расслабить тело во время тревожного чувства или момента. Если вы сидите, начните с осознания мышц верхней части тела и верхней части спины. Напрягите мышцы на пять секунд, а затем расслабьтесь. Сделайте то же самое с руками, мышцами живота и нижней части спины, а затем переходите к тазу, бедрам, верхней части ног и икрам.

Сделайте быструю медитацию

Еще один способ погрузиться в свое тело и избавиться от беспокойства — это выполнить короткую медитацию, которая не требует ничего, кроме вас в удобном положении и вашего мозга. Сидя, выполните 3-минутное сканирование тела от макушки головы до пальцев ног. Вдохните через нос, выдохните через рот, а затем закройте глаза. Проверьте, как вы себя чувствуете в каждой части своего тела, и оставайтесь с этими ощущениями, пока вы внутренне продвигаетесь сверху вниз.

Лечение ситуативной тревожности у подростков

Если тревога любого рода мешает вам или жизни вашего подростка, психотерапия и медикаментозное лечение (если это рекомендовано) могут помочь справиться с этими симптомами и частично восстановить контроль.

Когнитивно-поведенческая терапия

Не существует универсального терапевтического подхода к лечению тревоги, но когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является частой рекомендацией для людей, испытывающих разрушительные паттерны тревожных мыслей. Терапия сосредоточена на названии и переформулировании негативной мысли или множественных негативных мыслей, чтобы они больше не мешали нам делать то, что мы хотим в жизни.

Лекарства, отпускаемые по рецепту

По данным Американской психиатрической ассоциации, в некоторых случаях медицинские работники могут предложить прием антидепрессантов (например, селективных ингибиторов обратного захвата серотонина или ингибиторов обратного захвата серотонина и норадреналина), успокаивающих препаратов (например, бензодиазепинов, ксанакса или ативана). , а иногда и бета-блокаторы (использование не по прямому назначению для лечения сердца) в дополнение к психотерапии, чтобы помочь уменьшить интенсивность симптомов тревоги.

Помощь подросткам при тревожных состояниях в Charlie Health

Charlie Health здесь для вас или вашего подростка, если вы имеете дело с социальной фобией, ситуативным беспокойством или любым тревожным расстройством, которое влияет на повседневную жизнь. Любой, кто испытывает тревогу, и даже те, кто ее не испытывает, заслуживает того, чтобы поговорить с сочувствующим врачом о своих проблемах, радостях и целях.

В Charlie Health наша виртуальная интенсивная амбулаторная программа для подростков и молодых людей в возрасте от 11 до 30 лет и их семей сочетает в себе основанные на фактических данных терапевтические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, тщательно подобранные группы поддержки с другими подростками, которые испытывают аналогичные проблемы, и участие семьи для обеспечения всестороннего , эффективная помощь любому молодому человеку, который в ней нуждается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *