Сказка терапия это: Что такое сказкотерапия и кому она может помочь?

Содержание

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

 

  

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

 
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
 
Кто не хочет чистить зубки
Котенок Максик
Зачем нам мыло
Унесенные водой
Сон Колобка
Рыбка Буль-буль
Колобок и Колобик
Зайчик в детском саду
О вирусах и прививках
В темной норе
Непослушный язычок
Сказка о том, как Юра стал решительным
Почему Сережа не боится засыпать сам?
Сказка о солнышке
История о самолетике Тоше
Мокрая фея

Обещание
Страшный Страх
Сказка про мальчика, который полюбил еду
Сказка про ослика Стесняшку
Карандаши
Сказка про то, как одежда обиделась
Сказка про электрический ток
Мишкина помощь
Сказка про горшочек
Сказка про пожар
Георгин и бабочка
Широкое небо
Сказка про медвежонка
Сказка про больные зубки
Сказка про соску
Сказка про Зайца-забияку
Сказка про лисенка
Сказка про животных во дворе
Сказка про высокий дуб
Сказка про запрещенные вещи
Волшебное преображение
Сказка про хвастливого муравья
Сказка для папы и сына
Сказка про храбрую старшую сестру
Первый полёт Кирюши
Королевство Лентяев
Сказка о полезных овощах
Сказка о грустной тарелочке
Волшебные капли
Честный петушок из Барселуша
Зайчонок, который убегал от мамы
Тимошка и Темнота
Сказка про медвежонка-невежу
Сказка про грустный горшочек
Сказка про Непослушку
Слонёнок и шарики
Сказка про Колю и его друзей
Сказка про доброго Петю
Федя и компьютер
Как Костя стал умываться
Сладкоежки и сладкоежки
Сказка про Лягушонка Васю
Как Юля научилась говорить правду
Как Егорка ходил гулять
Сказка о вредной еде
Маленькая история о грозе
Как щенок нашел друга
О Темноте-Темноте
Сказка про Таню-ябеду
Про решительного бурундучка Борьку
Про ужасного крокодила Торри
Про Сеньку-отличника
Про волшебную палочку и девочку Настю
Про обезьянку Алиску
Сказка про Черного Тигра
Сказка про шкатулку желаний
Сказка про щенка Бусю
Сказка про бегемотика, который не хотел слушаться маму
Сказка о превращении гусенички
Сказка про скромного соловушку
Сказка про Зайчикова
Сказка про лисичек-сестричек
Сказка про Темноту и Фею из страны света
Сказка про волшебные конфеты
Сказка про Ежика и мудрого дедушку Ежа
Сказка о белочке Анфиске
Сказка о ненастоящем страхе
Сказка про мышонка
Как подружиться со сном
Сказка о том, как Света перестала капризничать
Путешествие в страну Здоровья
Тонкий настрой
_______________________

Терапевтическая сказка.


Сказкотерапия. Читаем онлайн

 

Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям
Читать другие сказки про…
 

  

Метод сказкотерапии. Создаем терапевтическую сказку

Содержание

  1. Формированию сказкотерапии предшествовали три этапа
  2. Цель применения сказкотерапии
  3. Как создать терапевтическую сказку?
  4. Как работает сказкотерапия?
  5. Терапевтические методы работы со сказкой
  6. Арт-терапия в работе с детьми
  7. Песочная терапия — это игры с песком
  8. Формирование эмоционального  опыта дошкольника средствами сказки
  9. Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки
  10. Правила ознакомления со сказкой
  11. Творим терапевтическую сказку шаг за шагом

Формированию сказкотерапии предшествовали три этапа

  1. Этап спонтанного создания и передачи историй. Он продолжается и сейчас, поскольку человечество не перестает придумывать сказки.
  2. Этап научного осмысления метафорического материала. Собирать, систематизировать и исследовать фольклор в Европе начали братья Грим, Шарль Перро, Владимир Даль.
  3. Этап использования сказки «упаковки» основного инструментария психолого – педагогической работы. На этом этапе начали использовать сказку педагоги и психологи. Они активно создавали дидактические сказки, появилось само понятие сказкотерапии, начало развиваться это направление в психологии.

Цель применения сказкотерапии

Сказкотерапию применяют в разных случаях и получают соответствующие результаты.

Сказкотерапия как инструмент развития личности ребенка и его способностей.

В этом случае сказка положительно влияет на способность ребенка фантазировать, способствует развитию творческого мышления и воображения, раскрывает внутренний мир ребенка.

Сказкотерапия как психотерапия.

Такое применение сказкотерапии позволяет ребенку преодолеть собственные страхи, чрезмерную тревожность, поработать над исправлением негативных черт характера.

Задача педагога или психолога заключается в том, чтобы подобрать или создать сказку в соответствии с потребностями ребенка.

Если сказку подобрано удачно, ребенок «встраивает» ее послание в свой жизненный сценарий. Особенно полезно, когда ребенок попросит повторить ей эту сказку неоднократно. Ведь именно так происходят глубокие изменения в жизни ребенка.

Сейчас сказкотерапию считают наиболее мягким методом психотерапии. Он работает без ограничений и является чрезвычайно эффективным.

Лучшие результаты можно наблюдать в работе с детьми, которые активно сопереживают сказочным героям. Как мы знаем, в раннем возрасте у детей преобладает тип мышления, ориентированный на целостное образное осмысление информации, эмоционально – чувственное восприятие мира. Поэтому важная для ребенка информация лучше усваивается через яркие образы.

Как создать терапевтическую сказку?

  1. Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
  2. Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
  3. Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок. Например ( «Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)
  4. Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.
  5. Проговаривать вывод, привлекая ребенка.

Чтобы мы не делали, какие бы новые или давно забытые технологии, формы, методы и приемы не использовали, главным и самым важным заданием является и остается обеспечить, создать и поддержать ребенка, помочь чувствовать себя счастливым, беззаботным, настоящим ребенком.

Как работает сказкотерапия?

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Если родители обсуждают с ребенком прочитанные сказки – жизненные уроки быстрее усваиваются, способствуют дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждаются, жизненные уроки и ценности усваиваются пассивно.

С первых месяцев зарождения новой жизни родители могут рассказывать ребенку сказки. Пока длится внутриутробное развитие. малыш привыкает к спокойному и радостному голосу родителей, реагирует на их положительные эмоции. Для новорожденного сюжет сказки не имеет значения. Главное, чтобы в ней были определенные ритмические конструкции, повторы, звукоподражание для освоения родного языка.

В возрасте 1.5 – 3 года дети начинают говорить. Поэтому сказка становится толчком к развитию связной речи, образного мышления и познавательного интереса.

В 3 – 4 года ребенок распознает основные эмоции. Поэтому нуждается в сказках с простыми и яркими сюжетами. На этом этапе стоит обсуждать в семейном кругу или в группе эмоции героев, их поведение.

В 4 – 6 лет язык сказки является самым понятным для ребенка. Именно через сказку дошкольник усваивает социальный опыт. Поэтому любое задание ребенок выполняет лучше и с удовольствием, если захватить его сказочным сюжетом.

Терапевтические методы работы со сказкой

  • обсуждение готовой сказки – какой герой тебе понравился? что запомнилось? какова ситуация поразила? что хотелось бы изменить?
  • создание сказки ребенком – с помощью вопросов и без них;
  • драматизация сказки – игра по ролям;
  • арт – терапевтическая работа по сюжету сказки – рисование, лепка из глины или пластилина, двигательная терапия, музыкотерапия, и тому подобное.

Арт-терапия в работе с детьми

Известно, что арт-терапия влияет на личность: снижает тревогу, меняет отношение к себе, дает возможность выразить себя, развивает творческие способности, чувства. Часто психологи в работе с детьми используют арт – терапию, но и воспитателям можно ее использовать.

На таких занятиях чувствуется единство с детьми, положительный эмоциональный контакт с каждым и главное, доверие.

Можно придумать свою новую сказку, наделить персонажей различными не свойственными им характерами (заяц – сильный. смелый; волк – хвастун и трус; лиса – добрая, приветливая, вежливая; медведь – ловкий и быстрый, и так далее). Предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас.

Песочная терапия — это игры с песком

Цель: развитие познавательных интересов, преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижение психического и физического напряжения, концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений, учить действовать в группе.

Формирование эмоционального  опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец. Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Правила ознакомления со сказкой

  1. Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит.
  2. Сказку лучше не читать, а рассказывать.
  3. Используйте сказочные события для формирования личности ребенка.
  4. Помните о специфике восприятия детьми сказочных событий с волшебным подтекстом – для взрослого бросание персонажа в огонь есть нарушение прав, а для ребенка – уверенность в том, что зло уничтожено.
  5. Не объясняйте ребенку глубинного содержания сказки. Он должен быть скрытым от него и воздействовать на подсознание только через текст.
  6. Не импровизируйте, вводя в сказку персонажей и разворачивая новые сюжетные линии из реального мира. Так вы вносите путаницу в дифференциацию ребенком сказочных и реальных событий.
  7. Рассказывая сказку, используйте сказочный зачин – это те ворота, через которые ребенок попадает в сказочный мир.

Творим терапевтическую сказку шаг за шагом

Еще наши предки понимали, что определенные вещи объяснять малышу лучше с помощью волшебных историй. В сказке сразу понятно, где хорошо, а где зло, плохие поступки героя осуждено, а хорошие – вознаграждены.

У главного героя всегда есть шанс получить помощь сверхъестественных сил и исправиться со злом.

С помощью специально созданной сказки легко преодолеть определенные проблемы в развитии ребенка и социализации.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ ИЛИ СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ КОРРЕКЦИИ.

Общаемся с родителями , наблюдаем за ребенком для определения проблемы. Это может быть плохой сон, рассеянность, агрессия, плаксивость, жадность, обидчивость и прочее.

ШАГ 2. КАК РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Определив проблему, вспоминаем, как ребенок проявляет проблемное поведение. Наиболее характерные примеры записываем, чтобы потом использовать их в сказке.

ШАГ 3. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

После того как проявления проблемного поведения выяснены, следует проанализировать возможные последствия такого поведения. Например с жадным ребенком другие дети не хотят дружить.

ШАГ 4. ВЫБИРАЕМ ГЕРОЯ СКАЗКИ.

Выбирая героя сказки, следует придерживаться определенных требований. Герой должен быть одинакового пола и возраста с ребенком, для которого создают сказку, и иметь схожее поведение. Но имя ему следует дать другое,чтобы не вызвать у ребенка сопротивление. Лучше, если имя и фамилия героя будут веселым и забавным, ведь юмор положительно настроит ребенка.

ШАГ 5. РАССКАЗЫВАЕМ О ТОМ, КАКИМ СЧАСТЛИВЫМ БЫЛ ГЕРОЙ, ПОКА НЕ НАЧАЛ ПЛОХО СЕБЯ ВЕСТИ.

Теперь можно сочинять сказку. Сначала рассказываем о том, каким счастливым был герой, пока не начал плохо себя вести. Сколько было друзей, как они к нему относились, Но однажды злые силы околдовали героя и так далее…

ШАГ 6. ОПИСЫВАЕМ В СКАЗКЕ, КАК ГЕРОЙ ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Следует описать как герой проявляет проблемное поведение в трех различных ситуациях. Ведь для сказок свойственны повторы (отгадать 3 загадки, выполнить 3 задания, преодолеть 3 препятствия) – так ребенок лучше усвоит и запомнит сказку. Необходимо показать, как с каждым плохим поступком герой становится менее счастливым, чтобы ребенок понял к чему приводит плохое поведение.

ШАГ 7. ВВОДИМ В СКАЗКУ ПЕРСОНАЖА ВРОДЕ МУДРОЙ ФЕИ.

Далее вводим в сказку персонаж Мудрой Феи, Совы, Мудреца, Василисы Премудрой и т. д. или доброго волшебника. Он подскажет главному герою выход из проблемной ситуации и подтолкнет его к изменениям, научит, как следует вести себя.

ШАГ 8. СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.

В конце рассказываем, как герой сказки осознал ситуацию и исправился, изменил свое поведение. Представляем героя еще счастливей, чем в начале сказки.

Конечно, можно придумывать терапевтические сказки по-своему, или интуитивно. Но для начала такая пошаговая схема пригодится.

Fairy Tale Therapy (сериал 2015–)

Руководство по эпизодам
  • Сериал
  • 2015–2015–

IMDB RATE узнайте суровые истины, в том числе о Русалочке, Королеве червей, Прекрасном принце, Джеке-убийце великанов, Златовласке и Румпельштильцхене. Сердца, Прекрасный Принц, Джек-Убийца Великанов, Златовласка и Румпельштильцхен. Наши любимые герои сказок рассказывают о некоторых суровых истинах, включая Русалочку, Королеву Червей, Прекрасного Принца, Джека-Убийцу Великанов, Златовласку и Румпельштильцхена.

IMDb RATING

7.4/10

8

YOUR RATING

  • Stars
    • Casey Ross
    • Lena deLoache
    • Haley Mancini
  • Stars
    • Casey Ross
    • Lena deLoache
    • Haley Манчини
  • См. производство, кассовые сборы и информацию о компании
  • Подробнее на IMDbPro
  • Episodes8

    Обзор эпизодов

    1 Сезон

    2015

    Photos

    Top cast

    Casey Ross

    • The Doctor

    Lena deLoache

    • The Little Mermaid

    Haley Mancini

    • Goldilocks

    Jeff DeCrosta Jr.

    • The Джинн

    Бри Макклеллан

    • Королева червей

    Ник Челентано

    • Джек-убийца великанов

    Блейк Хог

    • Rumpelstiltskin

    Gina Ippolito

    • The Witch

    Gabe Hohreiter

    • Prince Charming
    • All cast & crew
    • Production, box office & more at IMDbPro

    Storyline

    User reviews

    Будьте первым, кто оставит отзыв

    Лучшее на IMDb за 2022 год

    Лучшее на IMDb за 2022 год

    Узнайте о звездах, которые взлетели до небес в чарте STARmeter IMDb в этом году, и узнайте больше о лучшем за 2022 год; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.

    See more

    Details

    • Release date
      • April 28, 2015 (United States)
      • United States
      • Official Site
      • English
    • Production компания
      • Synthetic PictureHaus
    • См. больше кредитов компании на IMDbPro

    Технические характеристики

    Связанные новости

    Добавить страницу

    Предложить редактирование или добавить отсутствующий контент

    Top Gap

    Под каким названием Fairy Tale Therapy (2015) был официально выпущен в Канаде на английском языке?

    Ответить

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Поиск:

    18 вторник июль 2017 г.


    Истории и персонажи могут помочь нам понять наш внутренний мир и отношения. Вот статья, написанная для терапевтов и психотерапевтов, написанная в программе консультирования по игровой терапии.

    В методике Юнгианской аналитической игровой терапии терапевт предлагает ребенку на выбор 8-10 предварительно отобранных сказок. Терапевт читает сказку, которую выбирает ребенок. Затем терапевт просит ребенка нарисовать на песке что-нибудь о сказке — один осмысленный образ, чувство или фигуру из сказки, а затем создает песочную ванночку со сценой с фигурками. Терапевт помогает ребенку обработать его творение вместе с ним, задавая такие вопросы, как: (а) Что вы чувствовали, когда помещали туда x? б) Если бы этот символ (или предмет, или человек) говорил, что бы они говорили и кому? Если ребенку меньше 8 лет, терапевт может задавать различные наводящие вопросы, например: «Давайте поговорим о (объекте/изображении/символе) и его назначении в рисунке (или песочнице). Что делает (объект/изображение/символ)? Где оно живет?» Затем терапевт может проанализировать, что делает ребенок, и провести с ним диалог, чтобы помочь ему индивидуализироваться (Shaeffer, 2011).

    Существует множество сказок и современных мифологических историй, которые можно использовать для этого занятия, с которыми дети, возможно, уже знакомы и с которыми отождествляют себя. «Гарри Поттер» — один из примеров, где главный герой воплощает архетип ребенка-сироты (Hunt, 2006). Я также нашел обзор книги с историями, содержащими множество архетипов, включая юнианский архетип бога-ребенка Гермеса, упомянутого в моем предыдущем обсуждении этой главы, и его образ «идущего задом наперед». Тень дракона», и JAPT-терапевт мог бы обсудить с ребенком теневую сторону каждого архетипа, исследуя значение образов, которые они создали в грустных историях, прочитанных в терапии. У многих детей и взрослых есть «ребенок-сирота», и им может быть полезно работать с этим образом в терапии, связанной с Гарри Поттером.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *