Роджерс гуманистическая психология: Роджерс Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — история и предыстория

На заре ХХ века один из пионеров экспериментальной психологии Герман Эббингауз писал: “Психология имеет очень короткую историю, но длинную предысторию”.  По прошествии века эти слова можно повторить с не меньшим основанием — что такое сто с небольшим лет в истории науки? В равной мере это высказывание справедливо и в отношении всех крупных школ и направлений психологической мысли — их расцвет пришелся на ХХ век, а предыстория теряется в глубокой древности. Так, один из столпов гуманистической психологии Карл Роджерс в своих трудах неоднократно цитирует древнекитайского мыслителя Лао Цзы:

Если я воздержусь от того, чтобы вмешиваться в дела людей,

они сами о себе позаботятся.

Если я не буду командовать людьми,

они будут действовать самостоятельно.

Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят.

Если я не буду навязчивым, люди станут самими собой.

 

Эти слова можно понимать в том смысле, что человеку изначально присущи позитивные устремления, и если им не препятствовать (а тем более — если их поощрять), то человек способен сам решать встающие перед ним проблемы, вести себя добродетельно и достойно без всякого принуждения. Похожие идеи, в частности, можно найти и у Руссо, который был убежден: человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно, поскольку доброта изначально свойственна его природе.

Эта идея красной нитью проходит сквозь всю теорию личности Роджерса и его концепцию психотерапии, которые были впервые подробно представлены в его работе “Клиент-центрированная терапия: ее современная практика, значение и теория”. Эта книга увидела свет

2 января 1951 г.  и ознаменовала революционный переворот в теории и практике терапии и консультирования.

Идеи, сформулированные в книге, Роджерс начал разрабатывать значительно раньше и впервые представил некоторые из них на суд научной общественности еще в 1940 г. в своем докладе “Некоторые новейшие концепции в психотерапии”, сделанном в университете штата Миннесота, а три года спустя — в книге “Консультирование и психотерапия” (прошло чуть более полувека, и это “последнее слово научной мысли” стало доступно и русскоязычному читателю). Суть выдвинутого Роджерсом подхода заключается в том, что каждый человек имеет внутри себя “большие резервы самопонимания, изменения Я-концепции, точек зрения и поведения, и эти ресурсы выявляются только тогда, когда создается соответствующий климат…” Проще говоря, в самом человеке заложено все необходимое для его полноценного существования, надо только помочь высвободиться этому позитивному потенциалу.

Такой подход может быть расценен как наивный идеализм, тем более что действительность на каждом шагу, казалось бы, ему противоречит. Глядя на окружающих, постоянно приходится задаваться вопросом: “Где же он, этот самый позитивный потенциал? Если он и есть, то как же глубоко он запрятан!” В оптимизм Роджерса очень хочется верить, однако помимо деклараций, кажущихся голословными, хотелось бы все-таки иметь и какое-то научное обоснование такого подхода. Существует ли оно?

В качестве аргумента в пользу своих теорий психологи-гуманисты приводят результаты одного исследования, проводившегося в США во второй половине 20-х гг. Оно было осуществлено Кларой Дэвис - психологом, весьма далеким от гуманистической ориентации и скорей принадлежавшим к поведенческому направлению, так что ее работы следует отнести не столько к истории, сколько к предыстории гуманистической психологии. Начало эксперименту было положено

27 января 1926 г., когда в распоряжение Дэвис поступил первый испытуемый — годовалый ребенок, впоследствии фигурирующий в научных отчетах как Эрл Эйч. Опыт был предельно прост. Ребенка наблюдали в естественных условиях его существования, модифицировав лишь одно из них: его не кормили, то есть не давали ему какую-то определенную пищу (которую обычно выбирает для ребенка взрослый). Разумеется, малыша не морили голодом, напротив — есть он мог сколько угодно. Более того, еду он мог выбирать себе сам из великого многообразия предложенных  продуктов.

Как, по вашему мнению, повел бы себя ребенок в такой ситуации? Житейский здравый смысл подсказывает единственный возможный ответ: малыш скорее всего предпочтет “вкусненькое”, примется безудержно баловать себя сладостями, и т.п. В душе иных родителей уже, наверное, пробудился праведный гнев: “Мыслимо ли такое издевательство над ребенком?! Ведь так недолго и подорвать его здоровье, потому что рацион, беспорядочно выбранный неразумным младенцем, может принести ему только вред!”

Хочется успокоить взрослых, как это сегодня делается в голливудских титрах: “В ходе эксперимента ни один ребенок не пострадал”. (Важно лишний раз подчеркнуть: ученые — не политики, рискованные эксперименты они сначала проводят на животных; так и тут, самыми первыми испытуемыми в подобных опытах выступили крысы).

В данном случае, как это нередко бывает, здравосмысленное решение оказалось продиктовано банальным предрассудком. На самом деле, и Эрл Эйч, и все прочие дети-испытуемые повели себя по-настоящему мудро: после нескольких проб они остановили свой выбор на тех продуктах, которые в сумме составили оптимально сбалансированный рацион.

Недоверие к вероятности такого варианта продиктовано нашими собственными, взрослыми установками. Попробуйте сами представить себя перед скатертью-самобранкой, с которой вы вольны угощаться чем угодно. Положа руку на сердце, приходится признать, что взрослый в этой ситуации вряд ли выберет несоленую гречневую кашу, сырую редьку и ржаной хлеб, которые обеспечивают оптимальное и безвредное удовлетворение основных потребностей огранизма в питательных веществах.

Скорее всего, предпочтение будет отдано крабам под майонезом, пряным копченостям и ананасам в шампанском, со всеми их неблагоприятными последствиями для пищеварения, фигуры и т.д. Чем это объяснить? Слишком много факторов — преимущественно социальных — влияет на наш выбор! Мы прочно усвоили, что удовлетворять голод черной икрой лучше, чем черным хлебом, и если предоставляется такая возможность, спешим ею воспользоваться. А потом, когда от талии остались одни воспоминания, а недуги, напротив, стали печальной реальностью, “беремся за ум” и начинаем морить себя голодом (что тоже вряд ли разумно). А оказывается, пример с самого начала надо было брать с “несмышленышей”, которые еще не успели набраться наших предрассудков. И тем более не надо им эти предрассудки приписывать. Ибо человек сам изначально знает, что ему необходимо, что для него лучше, и лишь последующие социальные наслоения замутняют это подлинное здравомыслие и добродетель.

Однако этот впечатляющий опыт, вернее — навеваемые им размышления, можно расценить как далеко не однозначный аргумент в пользу гуманистической теории. Во-первых, выбор между полезным и вредным для желудка и для души вряд ли осуществляется по одному и тому же принципу. Как уже было сказано, даже крыса способна выбрать оптимальный вариант насыщения своего организма питательными веществами. Но поставьте ее в условия дефицита этих веществ, да еще и в условия конкуренции с себе подобными. Как она себя поведет? Попытается насытиться любой ценой, вырвет вожделенный кусок у другой крысы, а коли та станет сопротивляться, так и загрызет ее ради собственного выживания. И тут неуместны никакие моральные оценки, потому что природе чужда какая бы то ни было мораль. Человек тем и отличается от братьев своих меньших, что перед ним стоит экзистенциальная дилемма добра и зла, и выбор в пользу добра вряд ли можно вывести из его органической природы.

Предоставленный сам себе, он, наверное, сумеет удовлетворить свои нужды. Но сумеет ли он проделать то же самое во взаимодействии с себе подобными, причем проделать это с соблюдением вековечных нравственных норм и моральных заповедей? Как ни хочется поверить в то, что они заложены в его природе, верится в это с трудом. Добродетель вряд ли вырастает изнутри, скорее она должна быть усвоена, а для этого сначала преподана. Дитя не знает никаких регуляторов поведения, кроме собственных нужд, и только воспитание, причем зачастую откровенно директивное (“Нельзя!”), позволяет ему стать человеком в подлинном смысле этого слова. В конце концов, мораль — категория сугубо социальная, она присуща человеку как общественному существу, а как существу биологическому она ему абсолютно чужда, как и крысе.

Конечно, очень хочется верить, что ростки доброго и светлого произрастают в каждой душе. Вот только на каждом шагу приходится наблюдать, как они чахнут и гибнут под тяжелыми наслоениями грязи. И очень часто, прежде чем высвобождать и поливать слабые ростки, необходимо сначала разгрести, расчистить и продезинфицировать огромную духовную помойку. А иногда приходится с огорчением признать, что слабые ростки задавлены безнадежно, и грязь составляет основное и единственное содержание данного духовного пространства. Террорист, пытающий невинную жертву; самодовольный нувориш, сбивший своим джипом ребенка и скрывшийся с места преступления; беспринципный генерал, продающий врагам снаряды, которыми будут разорваны его солдаты… — все они представляют собою то, что они творят, а не то, что якобы заложено в них мудрой природой. И отношения заслуживают соответствующего. И когда сталкиваешься с явным идиотом, нравственным дегенератом и подонком, как-то не удается вспомнить об эмпатии, безусловном принятии и конгруэнтности. Простите, мистер Роджерс! Хотя теория у Вас замечательная.

 

Реферат — К.Роджерс Гуманистическая психология

Реферат

  • формат doc
  • размер 124 КБ
  • добавлен 06 августа 2010 г.

История гуманистической психологии.
Учитель гуманизма.

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 79 КБ
  • добавлен 16 января 2011 г.

Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков как Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личност…

Реферат

  • формат doc
  • размер 103 КБ
  • добавлен 16 сентября 2010 г.

Гуманистическое направление. принципы гуманистической психологии. гуманистическая психология Маслоу. иерархия потребностей Маслоу. значение гуманистического подхода.

  • формат doc
  • размер 22.03 КБ
  • добавлен 09 июня 2009 г.

15л. Гуманистическая психология: третья сила. Истоки гуманистической психологии. Природа гуманистической психологии. Абрахам Маслоу (1908-1970). Страницы жизни. Самоактуализация. Карл Рождерс (1902-1987). Страницы жизни. Самоактуализация. Гуманистическая психотерапия. Судьба гуманистической психологии. Список литературы.

  • формат doc
  • размер 11.29 КБ
  • добавлен 21 мая 2009 г.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 2000. Изменения, которые произошли во мне, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: «Как я смогу вылечить или изменить этого человека? » Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: «Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития? » Как только я подош…

Лабораторная

  • формат doc
  • размер 85.5 КБ
  • добавлен 15 октября 2009 г.

Научные предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения, принципы и этические постулаты гуманистической психологии. Категория личности в гуманистической психологии. А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция личности Г. Олпорта.

  • формат fb2
  • размер 3.55 МБ
  • добавлен 04 сентября 2011 г.

М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005, 160с. Книга «Экзистенциальная психология» стала манифестом гуманистической психологии, возникшего в начале 60-х годов в США особого направления современной психологической науки. Основоположниками гуманистической психологии и ее признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Карл Роджерс. Зародившись как оппозиция психоанализу и бихевиоризму, это направление очень быстро получи…

Реферат

  • формат doc
  • размер 19.66 КБ
  • добавлен 05 февраля 2010 г.

Гуманитарный университет, истрия психологии, 13 страниц Специальность: психология Биография Э. Фромма. Гуманистическая концепция Э. Фромма. Социальный характер. Понятие «свободы» в психологии Э. Фромма. Экзистенциальные потребности человека.

Реферат

  • формат docx
  • размер 41.82 КБ
  • добавлен 14 ноября 2010 г.

Специальность: психология (2 курс). Дисциплина: общая психология. Количество страниц: 26. Введение. Теоретические концепции некоторых представителей гуманистической психологии. Эрих Фромм. Джордж Келли. Карл Роджерс. Абрахам Маслоу. Самоактуализация. Характеристики самоактуализирующихся людей. Заключение. Литература.

Реферат

  • формат docx
  • размер 99.54 КБ
  • добавлен 13 ноября 2011 г.

Карл Роджерс «О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта» ФГБОУ ВПО «Чувашский Государственный Педагогический Университет им. И.Я. Яковлева» Кафедра возрастной и специальной психологии, 2 курс Введение. Книга К. Роджерса «О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта». Заключение. Список использованной литературы и источников.

Практикум

  • формат pdf
  • размер 213.23 КБ
  • добавлен 21 июля 2010 г.

Ростов-на-Дону, 2006. Спецкурс Гуманистическая психология представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов всех психологических специальностей и специализаций. Основная цель: дать студентам представление о гуманистической психологии как последнем крупном психологическом направлении, ее предмете, основных понятиях и теориях, истории и современном состоянии (в т. ч. числе и в отечественной психологии), прикладном и практическом…

Гуманистическая психология: Абрахам Маслоу и Карл Роджерс

В этом видео я представляю краткое введение в идеи гуманистических психологов Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Маслоу и Роджерс подчеркивали роль внутреннего стремления к самореализации или реализации своего величайшего потенциала в формировании личности.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы увидеть будущие видео! Есть вопросы или темы, которые вы хотели бы увидеть в будущем видео? Дайте мне знать, комментируя или отправив мне электронное письмо!

Ознакомьтесь с моей книгой Master Introductory Psychology, альтернативой традиционному учебнику: http://amzn.to/2eTqm5s

Стенограмма видео

Привет, я Майкл Корайер, и это обзор психологического экзамена. В этом видео я собираюсь предоставить краткий обзор гуманистического подхода к психологии и того, как он может быть связан с личностью. Итак, чтобы сделать это, мы рассмотрим двух ведущих теоретиков гуманистической психологии, а это Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Итак, мы начнем с Авраама Маслоу , и вот фотография Маслоу здесь, и Маслоу, возможно, наиболее известен своей Иерархией Потребностей . И одна из идей его Иерархии Потребностей, о которой я расскажу подробнее в следующем видео, — это идея самореализации . Таким образом, Маслоу считал, что они были направлены на удовлетворение наших потребностей, но они также были направлены на то, чтобы раскрыть наш самый полный потенциал и что у всех нас есть внутреннее стремление к самореализации; стать лучшей версией себя, какой мы только можем быть, и что одна из наших целей в жизни должна состоять в том, чтобы стать самореализованным.

У Карла Роджерса была похожая идея, и вот фотография Роджерса здесь, и Роджерс сосредоточился на несоответствии между « реальным я » и « идеальным я ». Итак, это идея о том, что «настоящее я» — это то, кем мы на самом деле являемся, а затем «идеальное я» — это то, кем мы могли бы стать, и что у нас всегда будет некоторая пропасть между этими двумя, верно? Итак, что мы пытаемся сделать, так это двигаться к идеальному я, и вместо того, чтобы использовать термин «самоактуализация», Роджерс назвал это становлением «9».0009 полностью функционирующий человек ». Это когда мы работаем над тем, чтобы стать нашим идеальным я. Мы становимся все ближе и ближе к раскрытию самого полного потенциала, который мы можем достичь.

И одной из вещей, которые, по мнению Роджерса, могли помешать этому процессу стать полностью функционирующим, были « состояний стоимостью ». Итак, идея «условий ценности» — это своего рода ограничения, которые мы накладываем на себя; где мы верим, что мы приемлемы или достойны чьей-то любви, только если мы выполнили определенные условия. Поэтому мы можем подумать: «Ну, мои родители будут по-настоящему любить меня и заботиться обо мне только в том случае, если я добьюсь успеха в карьере, или если я выйду замуж, или если у меня будут дети» или что-то в этом роде. Так что это будут условия работы, которые искусственно созданы и могут помешать кому-то полноценно функционировать.

И у тебя могут быть достойные условия для себя. Поэтому я думаю: «Я хороший человек только в том случае, если я делаю X, Y или Z», и поэтому одна из целей терапии, согласно Роджерсу, заключалась в том, что терапевт должен культивировать то, что он назвал « безоговорочно позитивным отношением ». Таким образом, терапевт не создавал условия ценности, вместо этого клиент учился принимать себя независимо от конкретных мыслей или поведения. И что, как только они смогут это сделать, они смогут начать двигаться к тому, чтобы стать более полноценными.

Итак, это всего лишь краткий обзор этих идей, и мы более подробно рассмотрим гуманистическую психологию в следующем разделе, посвященном эмоциям и мотивации, а затем еще раз, когда мы будем говорить о подходах к лечению психологических расстройств. Я надеюсь, что вы нашли это полезным, если это так, пожалуйста, поставьте лайк видео и подпишитесь на канал, чтобы узнать больше. Спасибо за просмотр!

Гуманистическая психология, личностно-центрированная психотерапия (Роджерс)

Сравните с Carkhuff

Часто во время консультирования мы ограничиваем варианты из-за страха, что другие сделают неправильный выбор, и из-за потери контроля мы можем чувствовать, что другие действительно свободны в выборе. Принципы Роджера устраняют этот недостаток.

Три личностные характеристики или установки терапевта из терапевтических отношений:

  • Конгруэнтность/Подлинность
    • Конгруэнтность — самая важная из трех личностных характеристик
    • Конгруэнтность существует в континууме
    • Внутренний опыт соответствует внешнему выражению этого опыта
    • Аутентичный означает спонтанное и открытое проявление чувств и установок, как негативных, так и позитивных, которые протекают через самого себя
      • может потребоваться демонстрация гнева, разочарования, симпатии, беспокойства, скуки, раздражения и т. д.
      • не обязательно показывать все… раскрытие информации должно быть уместным.
  • Безусловное положительное отношение
    • Отношение к тому, что внутри клиента
    • Глубокая и искренняя забота
    • Забота безусловна… «Я принимаю тебя таким, какой ты есть»
      • Невозможно все время искренне чувствовать принятие и безусловную заботу
      • Отличие принятия человека от некоторых его поступков, которые могут быть менее приемлемыми.
      • Нет оценки по принципу «хорошо/плохо»
      • Суждение основано на чувствах, мыслях или поведении клиентов
      • Непритяжательная забота

     

  • Точное, чуткое понимание
    • Понимание переживаний и чувств клиента при ежеминутном взаимодействии
    • Воспринимать чувства клиента, как если бы они были его собственными, не теряясь в этих чувствах
    • Свободно перемещайтесь по миру глазами клиентов
    • Переход от неузнаваемости очевидного к менее понятным чувствам
    • Глубокое субъективное понимание клиента с клиентом
    • Стремитесь почувствовать субъективный опыт клиентов здесь и сейчас
    • Поощряйте клиента к сближению с самим собой; чувствовать более глубоко и интенсивно; распознавать и разрешать несоответствия внутри себя
    • Когда можно охватить частный мир, не теряя при этом обособленности, скорее всего, произойдут конструктивные изменения

 


Что такое личностно-ориентированная терапия?

Роджерс считал, что люди заслуживают доверия и обладают огромным потенциалом для самопознания и решения собственных проблем. . . и что они способны к самонаправленному росту, если вовлечены в уважительные и доверительные терапевтические отношения. (А-5)

  • По словам Роджерса, если помощник передает 3 вышеупомянутых отношения, те, кому помогают, станут менее оборонительными и более открытыми для себя и своего мира, и они будут вести себя социально и конструктивно. (A-7) Терапевты используют себя как инструмент изменения. (Б-203)
  • Личностно-центрированная терапия фокусируется на человеке, а не на существующей проблеме человека. Цель состоит в том, чтобы помочь клиентам в их росте, чтобы они могли лучше справляться как с сегодняшними проблемами, так и с будущими проблемами. (Б-202)
  • Основное стремление к самореализации подразумевает, что люди движутся к здоровью, если путь кажется им открытым для этого. Таким образом, цели консультирования состоят в том, чтобы освободить клиентов и создать такие условия, которые позволят им участвовать в осмысленном самоисследовании. (А-7)
  • Терапевты занимаются главным образом восприятием клиентом себя и мира. (A-8) Этот подход предоставляет клиентам редкую возможность быть по-настоящему выслушанными без оценки или осуждения. (А-10)
  • Терапевт не выбирает для клиента конкретные цели. (B-203) Основная ответственность за направление терапии лежит на клиенте. (Б-211)
  • Общие цели терапии: а) стать более открытым для опыта, б) достичь уверенности в себе, в) развить внутренний источник оценки, г) быть готовым к постоянному росту (B-211)

Ограничения: Некоторые терапевты могут недостаточно бросить вызов клиенту. Некоторые люди могут ожидать более директивного консультанта и отталкиваться от отсутствия структуры. Некоторые культуры ценят внешний локус оценки (а не внутренний источник оценки) и могут обращаться к традиционным ожиданиям в качестве руководства. Кроме того, акцент на индивидуальном развитии может противоречить культурным ценностям, которые придают большое значение общему благу. (Б-216)

Соответствие АБС

  • В начале 1940-х годов Роджерс разработал недирективное консультирование (позже он переименовал его в клиентоцентрированную терапию, также известную как личностно-центрированный подход).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *