Сказка терапия это: теория и практическое применение – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

Что такое сказкотерапия: как работает и кому может полезна

Сказкотерапия
Эффективность
Выбор материала
Как работает
Самостоятельные занятия
Для взрослых

С древних времен люди использовали сказки для передачи жизненного опыта, накопленного столетиями. Даже сейчас, в XXI веке, именно они являются нашими первыми проводниками в жизнь. С самого раннего возраста сказочные истории учат нас различать добро и зло, верить в чудеса, прививают нравственные ценности, да просто расширяют кругозор.

Но, оказывается, волшебные истории — это не только проверенный столетиями метод воспитания. Сейчас они активно используют в психотерапии.

Филологи и лингвисты уже несколько столетий изучают фольклор. А вот психологи обратили свое внимание на этот жанр не так давно. Сказкотерапия как метод психологической коррекции зародилась чуть более 20 лет назад.

Но, несмотря на молодой возраст, этот инструмент уже стал одним из самых популярных при работе с детьми, а иногда и со взрослыми. Тому есть объяснение.

Во-первых, сказкотерапия решает самые разные задачи, включая сложные случаи. Ее применяют при сильных эмоциональных переживаниях, поведенческих отклонениях, а также проблемах со здоровьем. Такое лечение эффективно при повышенной тревожности, фобиях, тяжелой адаптации к садику или школе, трудностях во взаимоотношениях со сверстниками или родителями, расстройствах пищевого поведения.

Не пропустите

  • Не пропустите

    4 частые причины, почему дети хотят прогулять школу и как реагировать родителям

Во-вторых, это очень мягкий, бережный метод, который уместен с самого раннего возраста. Сказкотерапия для дошкольников — частый выбор специалистов, ведь она не вызывает отторжения или протеста даже у малыша. Самое главное, родители могут применять сказкотерапию самостоятельно дома — например, для профилактики или в периоды возрастных кризисов.

Фото автора cottonbro: Pexels

Сказка — это тот жанр, который понятен и привычен любому малышу. Дети обожают сказочные истории, любят погружаться в мир фантазий, искренне верят в волшебство. Поэтому такая терапия вызывает положительные эмоции как у малышей, так и у школьников.

Волшебный рассказ — это метафора, благодаря которой взрослый начинает общаться с ребенком на одном языке. В процессе такого диалога обнаруживаются проблемы, о которых малыши либо стесняются говорить напрямую, либо не могут сформулировать в силу возраста.

Воображаемый мир представляется ребенку наиболее безопасным пространством. Намного комфортнее говорить не про себя, а про выдуманного сказочного персонажа. Это не я боюсь темноты, а зайка-трусишка, это не меня обидел хулиган, а маленького муравьишку — злой паук.

В моменты наиболее сильных эмоциональных переживаний малыш также может быстро абстрагироваться, успокоив себя тем, что все происходящее — всего лишь вымысел. При этом терапевтическая сказка работает на уровне подсознания.

Дети неосознанно переносят волнующие их вопросы на сказочных персонажей, в также проводят параллель между собой и главным героем. Это облегчает эмоциональное состояние, снимает тревогу. Ребенку становится понятно — он вовсе не одинок в своих переживаниях, а у любой ситуации есть решение.

Самое важное в сказкотерапии — правильный выбор материала. Универсальных сюжетов, которые оказывают одинаковый эффект на всех, не существует. Сказкотерапевт подбирает рассказ под конкретного малыша с учетом его возраста, характера, а также существующей проблемы.

Не пропустите

  • Не пропустите

    5 элементарных шагов, как сочинить ребенку сказку

Это могут быть как известные произведения — народные или авторские, так и специальные терапевтические, написанные профессиональными психологами. Сказкотерапия для младших дошкольников предполагает использование коротких, простых сюжетов.

Как известно, малыши отождествляют себя с животными. Поэтому с двух до пяти лет будут уместны сказки с участием зверят или забавных выдуманных существ. «Три поросенка», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» — эти старые добрые истории при определенном подходе могут быть не только поучительными, но также коррекционными.

Кадр из мультфильма «Три поросенка»

Ребята старше пяти лет уже ассоциируют себя с человеческими персонажами. Им будут близки легенды о рыцарях, волшебниках, принцах или принцессах. Здесь выбирается сюжет посложнее, который, так или иначе, отражает волнующий вопрос.

Например, облегчить адаптацию к школе помогут рассказы о путешествиях — «Незнайка на Луне», «Бременские музыканты», «Летучий корабль». Смягчить возрастной кризис и улучшить отношения с родителями — «Буратино» или «Малыш и Карлсон».

Ребятам школьного возраста интересны уже более замысловатые истории с неожиданной развязкой. Например, для снижения уровня агрессии или избавления от фобий в групповой терапии этой возрастной группы отлично работают страшилки. Главное, чтобы у страшной истории был смешной и неординарный финал.

С подростками сказкотерапия применяется реже. В этом возрасте они уже считают себя взрослыми и сопротивляются всему, что связано с миром детей. В таком случае можно попробовать работу не со сказкой, а с легендами, притчами или историями.

Не пропустите

  • Не пропустите

    Почему подросток может быть замкнутым (и как на это реагировать)

Волшебная история есть, а что дальше? А дальше сказкотерапевт выбирает наиболее эффективный метод работы. Самый простой — пересказывание. Важным будет то, какие моменты малыш опускает, а какие, напротив, добавляет.

Другой вариант — сочинить собственную сказку или изменить уже известную. Дети переносят свои подсознательные установки на образы героев и их действия. Отслеживая ход мыслей маленького клиента, психолог понимает, какие внутренние конфликты скрыты в его душе, после чего направляет терапию в нужное русло.

Эффективно сочетание сказок с арт-терапией, например, малыша просят нарисовать любимых персонажей, сделать аппликацию или слепить их из пластилина. Для тревожных или гиперактивных детей добавляют песочную терапию. С помощью красок, цветной бумаги или песка ребенок избавляется от негативных эмоций. А терапевт обращает внимание на то, какие цвета были использованы и какое настроение передано в рисунке.

В групповой терапии используется метод постановки. Важно, чтобы дети сами выбирали себе героев и наделяли их теми качествами, которыми хотят. Здесь, как в театре, главное — творческий подход и возможность импровизации. Проигрывание сказки помогает раскрыться, учит выражать свои чувства и общаться в коллективе.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Для того чтобы сказка стала терапевтической, недостаточно просто прочитать ее.

Существует несколько основных правил.

  1. Терапия должна проводиться в спокойной атмосфере, когда вы оба готовы. Если малыш не настроен на работу или теряет интерес прямо на середине рассказа, не нужно настаивать. Отложите сказку и вернитесь к ней позже.
  2. Поддерживай визуальный и эмоциональный контакт. Историю лучше не читать, а рассказывать, наблюдая за реакцией ребенка. Если твое повествование прерывается вопросами, не игнорируй их — ответь сразу, чтобы поддержать внимание и интерес малыша.
  3. Сочиняя сказку вместе, помни, что герой должен вызывать у ребенка симпатию, а события в завуалированной форме отражать реальную жизненную ситуацию. Если не знаешь, с чего начать, спроси у малыша напрямую — про кого он хотел бы сочинить историю. Пусть ваши персонажи путешествуют, преодолевают препятствия и сражаются со злодеями. Как и положено, сказке нужен счастливый финал. Он укрепляет доверие к миру, создает позитивное настроение.
  4. Историю нужно обсуждать. Каждая сказочная история содержит не один, а несколько смыслов. Наше подсознание выделяет наиболее близкий из них в данный момент жизни. Ребенок, скорее всего, видит совсем не то, что видишь ты. Поэтому в сказкотерапии стоит избегать нравоучений. Узнай, как понял услышанное твой сын или дочь? Какой персонаж ему понравился больше всего и почему? Поговорите о том, как главный герой нашел выход из сложной ситуации, что ему помогло, как поступил бы ребенок на его месте.

В таком диалоге раскрывается внутренний мир малыша. Ты можешь понять, что его волнует или какие трудности он испытывает в данный момент. Если ты понимаешь, что проблема серьезнее, чем ожидалось, задумайся о работе со специалистом.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Как правило, к терапии сказками взрослые изначально настроены скептически. Как можно решить реальные проблемы, используя этот сугубо «детский метод»? Тем не менее, именно волшебные истории наполняют ресурсами нашего «внутреннего ребенка» — ту часть подсознания, которая отвечает за желания и мечты.

Работа со взрослыми зависит от запроса. Можно просто обсудить конкретное произведение, например, вспомнить свою любимую в детстве сказку — как бы ты рассказала ее сейчас? Вероятно, ты добавишь в сюжет собственный опыт и личные переживания, из-за чего сказка будет иметь уже совершенно другой смысл.

Для людей с высоким уровнем стресса отлично подходят медитативные истории. Они помогают успокоить свой разум, взглянуть на волнующую ситуацию с новой стороны. Через художественные образы сказок можно найти ответы на самые разные вопросы, познать собственное «Я», найти силы для творческих проектов и улучшить отношения с близкими людьми.

Автор

Оксана Алтухова

Нейропсихолог, сказкотерапевт, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Какое впечатление произвела на вас эта статья?

Метод сказкотерапии. Создаем терапевтическую сказку

Содержание

  1. Формированию сказкотерапии предшествовали три этапа
  2. Цель применения сказкотерапии
  3. Как создать терапевтическую сказку?
  4. Как работает сказкотерапия?
  5. Терапевтические методы работы со сказкой
  6. Арт-терапия в работе с детьми
  7. Песочная терапия — это игры с песком
  8. Формирование эмоционального  опыта дошкольника средствами сказки
  9. Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки
  10. Правила ознакомления со сказкой
  11. Творим терапевтическую сказку шаг за шагом

Формированию сказкотерапии предшествовали три этапа

  1. Этап спонтанного создания и передачи историй. Он продолжается и сейчас, поскольку человечество не перестает придумывать сказки.
  2. Этап научного осмысления метафорического материала. Собирать, систематизировать и исследовать фольклор в Европе начали братья Грим, Шарль Перро, Владимир Даль.
  3. Этап использования сказки «упаковки» основного инструментария психолого – педагогической работы. На этом этапе начали использовать сказку педагоги и психологи. Они активно создавали дидактические сказки, появилось само понятие сказкотерапии, начало развиваться это направление в психологии.

Цель применения сказкотерапии

Сказкотерапию применяют в разных случаях и получают соответствующие результаты.

Сказкотерапия как инструмент развития личности ребенка и его способностей.

В этом случае сказка положительно влияет на способность ребенка фантазировать, способствует развитию творческого мышления и воображения, раскрывает внутренний мир ребенка.

Сказкотерапия как психотерапия.

Такое применение сказкотерапии позволяет ребенку преодолеть собственные страхи, чрезмерную тревожность, поработать над исправлением негативных черт характера.

Задача педагога или психолога заключается в том, чтобы подобрать или создать сказку в соответствии с потребностями ребенка.

Если сказку подобрано удачно, ребенок «встраивает» ее послание в свой жизненный сценарий. Особенно полезно, когда ребенок попросит повторить ей эту сказку неоднократно. Ведь именно так происходят глубокие изменения в жизни ребенка.

Сейчас сказкотерапию считают наиболее мягким методом психотерапии. Он работает без ограничений и является чрезвычайно эффективным.

Лучшие результаты можно наблюдать в работе с детьми, которые активно сопереживают сказочным героям. Как мы знаем, в раннем возрасте у детей преобладает тип мышления, ориентированный на целостное образное осмысление информации, эмоционально – чувственное восприятие мира. Поэтому важная для ребенка информация лучше усваивается через яркие образы.

Как создать терапевтическую сказку?

  1. Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
  2. Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
  3. Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок. Например ( «Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)
  4. Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.
  5. Проговаривать вывод, привлекая ребенка.

Чтобы мы не делали, какие бы новые или давно забытые технологии, формы, методы и приемы не использовали, главным и самым важным заданием является и остается обеспечить, создать и поддержать ребенка, помочь чувствовать себя счастливым, беззаботным, настоящим ребенком.

Как работает сказкотерапия?

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Если родители обсуждают с ребенком прочитанные сказки – жизненные уроки быстрее усваиваются, способствуют дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждаются, жизненные уроки и ценности усваиваются пассивно.

С первых месяцев зарождения новой жизни родители могут рассказывать ребенку сказки. Пока длится внутриутробное развитие. малыш привыкает к спокойному и радостному голосу родителей, реагирует на их положительные эмоции. Для новорожденного сюжет сказки не имеет значения. Главное, чтобы в ней были определенные ритмические конструкции, повторы, звукоподражание для освоения родного языка.

В возрасте 1.5 – 3 года дети начинают говорить. Поэтому сказка становится толчком к развитию связной речи, образного мышления и познавательного интереса.

В 3 – 4 года ребенок распознает основные эмоции. Поэтому нуждается в сказках с простыми и яркими сюжетами. На этом этапе стоит обсуждать в семейном кругу или в группе эмоции героев, их поведение.

В 4 – 6 лет язык сказки является самым понятным для ребенка. Именно через сказку дошкольник усваивает социальный опыт. Поэтому любое задание ребенок выполняет лучше и с удовольствием, если захватить его сказочным сюжетом.

Терапевтические методы работы со сказкой

  • обсуждение готовой сказки – какой герой тебе понравился? что запомнилось? какова ситуация поразила? что хотелось бы изменить?
  • создание сказки ребенком – с помощью вопросов и без них;
  • драматизация сказки – игра по ролям;
  • арт – терапевтическая работа по сюжету сказки – рисование, лепка из глины или пластилина, двигательная терапия, музыкотерапия, и тому подобное.

Арт-терапия в работе с детьми

Известно, что арт-терапия влияет на личность: снижает тревогу, меняет отношение к себе, дает возможность выразить себя, развивает творческие способности, чувства. Часто психологи в работе с детьми используют арт – терапию, но и воспитателям можно ее использовать.

На таких занятиях чувствуется единство с детьми, положительный эмоциональный контакт с каждым и главное, доверие.

Можно придумать свою новую сказку, наделить персонажей различными не свойственными им характерами (заяц – сильный. смелый; волк – хвастун и трус; лиса – добрая, приветливая, вежливая; медведь – ловкий и быстрый, и так далее). Предложить ребенку перевоплотиться в одного из сказочных героев и рассказать, какое у него настроение именно сейчас.

Песочная терапия — это игры с песком

Цель: развитие познавательных интересов, преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижение психического и физического напряжения, концентрация внимания, вербальной памяти, логического мышления, развитие тактильно-кинетических ощущений, учить действовать в группе.

Формирование эмоционального  опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец. Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Правила ознакомления со сказкой

  1. Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит.
  2. Сказку лучше не читать, а рассказывать.
  3. Используйте сказочные события для формирования личности ребенка.
  4. Помните о специфике восприятия детьми сказочных событий с волшебным подтекстом – для взрослого бросание персонажа в огонь есть нарушение прав, а для ребенка – уверенность в том, что зло уничтожено.
  5. Не объясняйте ребенку глубинного содержания сказки. Он должен быть скрытым от него и воздействовать на подсознание только через текст.
  6. Не импровизируйте, вводя в сказку персонажей и разворачивая новые сюжетные линии из реального мира. Так вы вносите путаницу в дифференциацию ребенком сказочных и реальных событий.
  7. Рассказывая сказку, используйте сказочный зачин – это те ворота, через которые ребенок попадает в сказочный мир.

Творим терапевтическую сказку шаг за шагом

Еще наши предки понимали, что определенные вещи объяснять малышу лучше с помощью волшебных историй. В сказке сразу понятно, где хорошо, а где зло, плохие поступки героя осуждено, а хорошие – вознаграждены.

У главного героя всегда есть шанс получить помощь сверхъестественных сил и исправиться со злом.

С помощью специально созданной сказки легко преодолеть определенные проблемы в развитии ребенка и социализации.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ ИЛИ СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ КОРРЕКЦИИ.

Общаемся с родителями , наблюдаем за ребенком для определения проблемы. Это может быть плохой сон, рассеянность, агрессия, плаксивость, жадность, обидчивость и прочее.

ШАГ 2. КАК РЕБЕНОК ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Определив проблему, вспоминаем, как ребенок проявляет проблемное поведение. Наиболее характерные примеры записываем, чтобы потом использовать их в сказке.

ШАГ 3. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

После того как проявления проблемного поведения выяснены, следует проанализировать возможные последствия такого поведения. Например с жадным ребенком другие дети не хотят дружить.

ШАГ 4. ВЫБИРАЕМ ГЕРОЯ СКАЗКИ.

Выбирая героя сказки, следует придерживаться определенных требований. Герой должен быть одинакового пола и возраста с ребенком, для которого создают сказку, и иметь схожее поведение. Но имя ему следует дать другое,чтобы не вызвать у ребенка сопротивление. Лучше, если имя и фамилия героя будут веселым и забавным, ведь юмор положительно настроит ребенка.

ШАГ 5. РАССКАЗЫВАЕМ О ТОМ, КАКИМ СЧАСТЛИВЫМ БЫЛ ГЕРОЙ, ПОКА НЕ НАЧАЛ ПЛОХО СЕБЯ ВЕСТИ.

Теперь можно сочинять сказку. Сначала рассказываем о том, каким счастливым был герой, пока не начал плохо себя вести. Сколько было друзей, как они к нему относились, Но однажды злые силы околдовали героя и так далее…

ШАГ 6. ОПИСЫВАЕМ В СКАЗКЕ, КАК ГЕРОЙ ПРОЯВЛЯЕТ ПРОБЛЕМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Следует описать как герой проявляет проблемное поведение в трех различных ситуациях. Ведь для сказок свойственны повторы (отгадать 3 загадки, выполнить 3 задания, преодолеть 3 препятствия) – так ребенок лучше усвоит и запомнит сказку. Необходимо показать, как с каждым плохим поступком герой становится менее счастливым, чтобы ребенок понял к чему приводит плохое поведение.

ШАГ 7. ВВОДИМ В СКАЗКУ ПЕРСОНАЖА ВРОДЕ МУДРОЙ ФЕИ.

Далее вводим в сказку персонаж Мудрой Феи, Совы, Мудреца, Василисы Премудрой и т. д. или доброго волшебника. Он подскажет главному герою выход из проблемной ситуации и подтолкнет его к изменениям, научит, как следует вести себя.

ШАГ 8. СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.

В конце рассказываем, как герой сказки осознал ситуацию и исправился, изменил свое поведение. Представляем героя еще счастливей, чем в начале сказки.

Конечно, можно придумывать терапевтические сказки по-своему, или интуитивно. Но для начала такая пошаговая схема пригодится.

Мокикла Эврика

Не секрет, что сказки – это веселый вечерний ритуал и возможность для ребенка соприкоснуться с миром фантазий. Читая сказки, мы также развиваем речь, стимулируем любознательность и творчество ребенка. Агне Гуркшне, психолог школы раннего развития «Эврика», которая находится в Вильнюсе и Каунасе, представляет еще одно преимущество сказок, о котором мало кто из нас слышал.

«Чтение книг и рассказывание историй можно использовать и при серьезных переменах в жизни ребенка, таких как рождение нового члена семьи или адаптация в образовательном учреждении. Это отличный терапевтический инструмент для ребенка, который переживает много беспокойства и перемен, сталкивается с трудностями», – отмечает А. Гуркшне.

По словам А. Гуркшне, сочинение рассказов или чтение сказок может помочь ребенку легче принять новые изменения. «Если родители замечают, что, например, ребенку крайне тяжело ходить в школу или детский сад, рекомендуется прочитать ребенку сказку о любимом герое ребенка, который сталкивается с трудностями и успешно их преодолевает. Вы должны выбрать сказку, которая не имеет прямого отношения к проблеме», – подчеркивает А. Гуркшне. Психолог добавляет, что в сказке не должно быть таких слов, как школа, учитель. И если родители замечают, что ребенок не хочет говорить о своих трудностях, не стоит на него давить и торопить.

Анализируя выводы ученых, А. Гуркшне отмечает, что многие ученые видят в сказках пользу. По мнению известного польского ученого М. Я. Кутяпинского, слушая разные истории, ребенок на подсознательном уровне сталкивается с различными проблемами и впоследствии может применять решения этих проблем в реальной жизни. По мнению Дж. Г. Робинсона, ребенок, часто слушающий сказки, легче переживает и переносит состояние тревожности в реальной жизни и находит эффективные решения проблем. Слушая сказки, ребенок познает жизненные ценности, обретает оптимизм и надежду.

А. Гуркшне отмечает, что согласно теории развития личности Э. Эриксона наиболее эффективное время для сказкотерапии – с 4 лет. Так называемое «Я» четырехлетнего ребенка еще не полностью сформировано, поэтому малышу еще может быть трудно объяснить и понять свои эмоции. «Однако сказкотерапию определенно стоит попробовать и после трех лет», — добавляет психолог А. Гуркшне.

По словам психолога, можно найти ряд соответствующей литературы, которая также видит больше целей для использования сказкотерапии. Например, М. Дж. Кучапински выделяет три цели сказкотерапии:

В первую очередь он предназначен для того, чтобы успокоиться, отвлечься от рутины жизни, реальности. Психолог А. Гуркшне считает, что с такой целью лучше всего выбирать сказки, которые больше всего нравятся детям. Полезно, когда это вечерний ритуал, помогающий наладить более близкие отношения с мамой или папой и успокоиться после дневных событий.

Вторая цель сказкотерапии – познание новых ценностей, правил и прочего. «Если цель состоит в том, чтобы научить ребенка чему-то, книгу нужно выбирать в соответствии с возрастом ребенка и тем, чему мы хотим научить. Например, если наша цель — научить малыша охотно садиться на горшок, мы можем несколько раз в неделю читать ребенку книгу, прежде чем начнем отрабатывать этот навык, в котором главный герой привык к горшку, сталкивается с трудностями. и успешно их преодолевает. Это может быть книга Т. Росс «Маленькая принцесса. Я хочу свой горшок! ”, – советует А. Гуркшне.

Третья цель сказкотерапии – изменения. Эта цель тесно связана с ранее упомянутой – образовательной. Психолог А. Гуркшне рекомендует читать и анализировать сказки до тех пор, пока не появится новый навык. Мотивация ребенка может помочь в достижении цели. Поощрение ребенка может быть гораздо полезнее, если мы сравним его с любимым персонажем.

«Ребенку можно сказать, что герой книги тоже столкнулся с неудачами. Герою также требовалось время, прежде чем он научился, например, кататься на самокате. Анализируя такую ​​историю, ребенок поймет, что и у него в итоге все получится. Важно поддерживать ребенка, утешать его, когда это необходимо, ободрять и просить его не сдаваться», – делится мыслями психолог школы раннего развития «Эврика».

Список литературы

  1. Эриксон Э. Детство и общество. Вильнюс: Издания католического мира, 2004.
  2. .
  3. Марек Ян Кучапински. Лечебно-воспитательные свойства сказкотерапии на ранних этапах развития детей. Педагогика Родзины 4/2, 77-93, 2014.
  4. Джин Г. Робинсон. Сказки и обучение семейной терапии. Журнал семейной терапии, 8: 383-393, 1986.
  5. .

Сказкотерапия как средство борьбы с детскими страхами

  • В чем суть сказкотерапии?
  • Сказкотерапия для детей раннего возраста
  • Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.
  • Сказкотерапия для младших школьников
  • Сказкотерапия для подростков
  • Сказкотерапия в других случаях

Страхи и тревоги – естественные эмоции, которые могут возникать у детей в различных жизненных ситуациях. Сказкотерапия – отличный метод психотерапии. В этой статье мы рассмотрим, как помочь детям справиться со своими страхами с помощью этого метода, и рассмотрим его нюансы для всех возрастных групп детей.

В чем суть сказкотерапии?

Пожалуй, каждый ребенок начинает свое знакомство с литературой и миром со сказок. Ведь они служат средством передачи опыта, навыков, умений, понимания добра и зла. Большинство сказок пронизано аллегориями, а также жизненными линиями поведения.

Существует множество методов сказкотерапии, самые популярные из них:

  • Рассказ сказки ребенку. Таким образом, вы сможете проследить, какие эмоции испытывает ребенок, когда ему рассказывают о тех или иных событиях, и отметить, в какой момент ребенок встревожился.
  • Создание сказки с ребенком. Это позволяет определить спонтанные эмоциональные проявления ребенка, часто незаметные в повседневном поведении.
  • Постановка. Отличный метод сказкотерапии в детском саду, где ребенок может участвовать в определенной роли. Суть метода заключается в акцентировании внимания на интонации голоса ребенка во время разыгрывания сюжета. Его или ее беспокойство также может быть подтверждено выражением лица, румянцем, бледностью или нежеланием инсценировать определенную сцену.
  • Рисуем сказку. Этот метод предполагает работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, ребенок освобождается от беспокойства. Качество изображений, поделок, значения не имеет. Если у ребенка сильные чувства, в детских рисунках появятся всякие чудовища, огонь или темные цвета.

Сказкотерапия используется как инструмент для лечения детских страхов. Возможности сказок огромны. Их можно использовать для выявления глубинных проблем в душе ребенка и помощи в выявлении причин внешних условий, беспокоящих ребенка. Давайте подробнее рассмотрим лечебные сказки для детей раннего возраста и способы их правильного использования.

Сказкотерапия для детей раннего возраста

Лечебные сказки для детей 3 лет направлены на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой. Важно общаться с ребенком и соблюдать следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать ребенка перед собой так, чтобы он мог видеть ваше лицо и следить за вашими жестами, выражением глаз, мимикой.

Также важно, чтобы ситуация, описанная в сказке, была актуальна для ребенка, а вопросы были сформулированы таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно проследить причинно-следственные связи.

Сказки для детей 3 лет должны быть сюжетными и простыми, например, «Колобок», «Домик», «Репка». Имейте в виду, что способность детей отличать реальность от выдуманной реальности появляется только в возрасте четырех лет.

Лечебные сказки от 4 лет до дошкольного возраста эффективны, если ребенок занимается продолжением сказки и завершением предложенной сюжетной линии.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.

В этом случае допустима психотерапия в виде легенд, притч, былин или мифов. Каждому ребенку предлагается жанр в соответствии с его интересами. Метафора выступает как средство психологического воздействия. Точно подобранный художественный прием эффективен в преодолении детских страхов.

Пятилетние дети часто идентифицируют себя с животными и стараются подражать им в своих действиях, поэтому сказки о животных наиболее успешно передают детям жизненный опыт.

Сказкотерапия для младших школьников

Лечебные сказки для младших школьников обычно носят фантастический характер.

Такие произведения, как «Золушка», «Мадам Раневская», «Спящая красавица» служат триадой действенных средств. Именно в этих произведениях видны противоречивые отношения между персонажами. Таким образом, школьник может спроецировать сюжет на собственные отношения и сам ответить на многие вопросы.

Сказкотерапия для подростков

Казалось бы, какие сказки могут быть в подростковом возрасте? Однако многие психологические проблемы переходного возраста можно решить именно с помощью этого метода психотерапии. Специалисты предлагают использовать сказкотерапию в форме обучения подростков. Таким образом, дети вступают в дискуссии, освобождаются от внутренних психологических барьеров в общении, помогают друг другу открывать новые истины.

Если ребенок наотрез отказывается читать сказку один на один, можно подойти к его одобрению с другой стороны. Например: «Вы знаете, откуда берутся фламинго? Лично я не знаю. Давайте прочитаем вместе». Любопытство в таких случаях побеждает ребенка, и от интересной информации он точно не откажется.

Сказкотерапия в других случаях

Сказкотерапия для детей с особыми потребностями способствует развитию эмоциональных, социальных и когнитивных навыков. Для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями также отличным вариантом станут обучающие занятия, на которых они смогут разыграть роли или обсудить сюжет и задать вопросы. Чтобы помочь ребенку понять сказку в полной мере, следует приобрести красочные иллюстрированные книги. Также не забывайте о сюжете: избегайте чрезмерно запутанных сюжетных линий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *