Сказкотерапия в психологии: Сказкотерапия — Психологос

что это такое, цели, принципы и методы, возрастные особенности

Сказка для большинства людей на всю жизнь остаётся одним из лучших воспоминаний детства. Это захватывающая история с волшебством и специфическими персонажами, которая всегда заканчивается победой добра над злом. Но мало кто знает, что в последнее время этот фольклорный жанр активно используется в психологии и педагогике как составляющий элемент коррекционного курса. В 1997 году официально было зарегистрировано новое направление в этой области — сказкотерапия, которая на сегодняшний день активно развивается и показывает неплохие результаты.

Что это такое

В психологии есть направление арт-терапии, основанное на применении искусства и творчества в качестве коррекционных методик, так как они мощно влияют на психоэмоциональное состояние пациентов. Она владеет разными приёмами: библио-, музыко-, драма-, танц-, кукло-, глино- и сказкотерапиями.

Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы.

В основе лежит процесс построения мысленных, подчас даже неосознанных связей между персонажами, сюжетом и действиями в сказке и тем, что происходит в реальности. Это своеобразная подсказка, как поступить правильно, какой путь выбрать и оценить себя со стороны. Не имеет возрастных ограничений. Максимальному влиянию подвержены дети, но при работе со взрослыми обнаруживаются подчас более глубинные результаты.

В психологии это прежде всего один из многочисленных инструментов, позволяющих личности разобраться в клубке собственных проблем и найти правильные решения в сложной ситуации. Именно здесь сказкотерапия — это метод, который часто используют для работы со взрослыми людьми.

Почему мужчины даже в солидном возрасте называют своих женщин принцессами, а последние всю жизнь ищут своего принца на белом коне? Психологи считают, что срабатывают мифологизированные стандартные образы из сказок. Если их правильно использовать, они помогают решить самые сложные и запутанные психологические проблемы.

В педагогике это метод, позволяющий скорректировать развитие личности ребёнка, направить его в нужное русло. Считается, что без этого жанра у детей формируются неправильные жизненные ценности и приоритеты. Для совершенствования внутреннего «я» обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И проще всего это сделать с помощью сказкотерапии.

Особое значение она приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда все эти образы ложатся на подкорку сознания ребёнка. Если они будут тщательно подобраны специалистами, в дальнейшем такие дети имеют гораздо меньше проблем с социализацией и определением своего места в жизни.

Для работы с пациентами чаще всего используются тексты новых сказок, специально разработанных для устранения той или иной проблемы, ориентированных на определённый возраст. Они обычно патентуются в многочисленных авторских школах. Однако некоторые специалисты используют и общеизвестные истории «Репки», «Теремка», «Курочки Рябы», хотя данный подход активно критикуется и не всегда находит поддержку.

Цели

В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.

В психологии:

  • искоренение страхов;
  • воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
  • активация защитных механизмов психики;
  • помощь в выборе правильного решения;
  • программирование жизненного плана человека на будущее;
  • борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.

В педагогике:

  • как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
  • устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
  • коррекция характера;
  • улучшение внутреннего состояния;
  • внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
  • выстраивание «морально правильного» поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение заниженной самооценки;
  • формирование веры в позитивное разрешение проблем.

Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:

  • звуковую и смысловую речь;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляцию;
  • дифференциацию звуков, введение их в речь;
  • слоговую структуру слов;
  • структуру предложений;
  • умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).

При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:

  • досочинять предложенную сказку;
  • придумать и рассказать свою от начала до конца;
  • повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
  • изображать звуки природы.

В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.

Принципы

Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципах.

Принцип 1. Ценности

Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.

Принцип 2. Жизненная сила

После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.

Принцип 3. Многогранность

Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.

Принцип 4. Две реальности

Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.

Методы

Для реализации этих принципов используются следующие методы.

  • Рассказ

Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.

  • Иллюстрация

Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для взрослых.

После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого. Если добрый принц будет нарисован схематически и совершенно не ярко, а Кощей — в мельчайших подробностях и по центру картины, смещение ценностных ориентиров будет налицо.

  • Сказкотерапевтическая диагностика

Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе со взрослыми. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.

Если к психологу обратился человек, у которого рушится семья из-за жилищных проблем (молодые супруги вынуждены жить с родителями и постоянно конфликтуют с ними). Читается «Теремок». Проговариваются положительные моменты (как в большом лесу в маленьком теремке нашли кров и ужились совершенно разные звери).

Во время анализа проводится аналогия с общежитием. Почему животные смогли в сказке найти общий язык друг с другом, а люди подчас не могут этого сделать?

Есть и другие методы — сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых ставится акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).

Психологические школы

Несмотря на то, что сказкотерапия как отдельное направление в психологии оформилась только в 1997 году, уже до этого влияние данного жанра на развитие личности рассматривалось в различных психологических школах.

Карл Юнг

Швейцарский психиатр, психолог, педагог. Школа аналитической психологии. Доказал, что в своём поведении и при принятии ответственных решений человек нередко поступает неосознанно (не может объяснить, почему сделал именно так), но руководствуясь мифологизмами и архетипами из сказок.

Читали мальчику в детстве постоянно одну и ту же сказку — про Рапунцель. И в будущем он выбирал себе женщин только с длинными волосами. Вырос ребёнок на страшных сказках — и стал впоследствии увлекаться экстремальными видами спорта, чтобы снова и снова испытывать чувство страха и всплеск адреналина.

Эрик Берн

Американский психолог, психиатр. Школа трансакционного и сценарного анализа. Разрабатывал авторские сказки, называя их контрсценариями. Действовали они следующим образом. Берн считал, что каждый человек запрограммирован с детства идти по типичной дороге, и редко кому удаётся свернуть с неё самостоятельно. У некоторых этот путь позитивный, приводящий к успеху (психически и морально здоровые люди), а у других — негативный (под действием психотравм, внутренних комплексов).

Например, у девушки все парни, с которыми она начинала встречаться, в итоге злоупотребляли алкоголем. Всё потому, что её отец пил и тем самым словно запрограммировал жизненный путь своей дочери на такую судьбу. Бёрн с помощью сказок показывал своим пациентам возможную альтернативу развития событий.

Д. Б. Эльконин

Советский психолог, работавший в русле детской и педагогической психологии. Теория деятельностного подхода. Подбирал сказки для проблемных детей таким образом, чтобы они могли сформировать у них «морально правильное» поведение, которое бы вписывалось в рамки социума. Чтобы ребёнок не уходил из дома и слушался родителей — читайте «Колобок», чтобы понимал успешность коллективного труда и взаимопомощи — «Репку», был добрым и душевным — «Морозко».

Виды

Для коррекции используются разные виды сказок.

  • Художественные

Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания.

Это же произведение применяется в сказкотерапии для тех взрослых, у кого материальные проблемы рушат семейную жизнь, для подкаблучников и жён, которые не могут остановиться в своих требованиях. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.

  • Психокоррекционные

Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.

  • Психотерапевтические

Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.

  • Медитативные

Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.

  • Дидактические

Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.

На сегодняшний день разработаны десятки авторских программ по сказкотерапии — для детей, подростков, взрослых. Их используют в своей работе не только психологи. Они помогают работать в школах, детских садах, реабилитационных центрах для инвалидов и детей с дивиантным поведением, исправительных учреждениях, вузах. Самые знаменитые — Сакович, Лисиной.

Особое распространение получила программа доктора-психолога Зинкевич-Евстигнеевой под названием комплексная сказкотерапия. Была запатентована в 1998 году. Обеспечивает быструю, долгосрочную и глубокую психологическую помощь детям, подросткам и взрослым. На сегодняшний день Центры Комплексной Сказкотерапии открыты и успешно работают в Великобритании, Эстонии, Германии, Швейцарии, Китае.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки.

Для детей 2-3 лет

Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи, внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел в детский сад».

Для детей 3-4 лет

Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное — сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Для детей 5-6 лет

В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте».

Для младших школьников

Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы. Во-вторых, в более игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание, воображение. В-третьих, научить целеполаганию. На начальной ступени обучения всё это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

Школьные психологи обязательно должны включать в работу с учениками начальных классов сказкотерапию. Причём работа может быть как коллективной (дать всем задание сочинить сказку), так и индивидуальной (с трудными детками, отличающимися девиантным поведением или плохо адаптирующимися к новым условиям).

В дальнейшем для школьников среднего звена сказкотерапия всё реже используется в качестве коллективной работы. Там психологи начинают подбирать тексты в соответствии с проблемой и личностью каждого отдельного ребёнка.

Для подростков

Подростковый возраст — это один из самых сложных и непредсказуемых периодов, когда дети пытаются найти и обрести самого себя. Суициды, анорексия, неформальные группировки, запрещённые вещества, девиантное поведение — со всем этим поможет справиться сказкотерапия. На данном этапе она способствует развитию самоинтереса, стимулированию творческого самовыражения, рефлексии.

Если подростки не захотят слушать сказку, не обязательно настаивать на этом термине. Назовите текст притчей или интересной историей. Примеры: «Фламинго, или Скала Желаний» (преодоление неуверенности), «Повесть о настоящем цвете» (избавление от суицидальных мыслей), «Щёчка» (борьба с низкой самооценкой).

Что касается сказкотерапии для взрослых, в данном направлении ведётся исключительно индивидуальная работа с узко направленным специалистом.

Рекомендуемые книги

  1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
  3. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.
  4. Ломакина Г. Сказкотерапия.
  5. Прохоров В., Рубанова С., Отраднова А. Исцеляющая сила сказки.
  6. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии.
  7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.
  8. Стишенко И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем.
  9. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем.
  10. Ткачёва Т. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей.

В вышеуказанных книгах можно найти и примеры сказок, и методические рекомендации, как их лучше использовать в работе со взрослыми и детьми. Несмотря на то, что далеко не все психологи разделяют восторг от эффективности данного направления, оно пользуется невероятной популярностью по всему миру и за 20 лет помогло десяткам тысяч людей обрести гармонию в душе и избавиться от фобий.

это «взрослый метод»! //Психологическая газета

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, отвечая на вопросы «Психологической газеты», расскажет о своем методе.

Почему я занимаюсь сказкотерапией?

Получив психологическое образование, я искала не директивный, но эффективный метод психологической работы. Это оказалось непростым делом, ведь насыщение инструментария психолога-консультанта в нашей стране происходило, в основном, за счет адаптации клинических методов и приемов. Мне хотелось найти такой метод передачи человеку психологической информации, который бы имел многовековую традицию и был сообразен внутренней природе человека. Я задумалась над тем, каким образом в разные времена люди решали собственные психологические проблемы. Исследуя разные источники и размышляя, я поняла, что существовала традиция поддержки человека словом, интересной историей. Действительно, важнейшая психологическая  информация традиционно передавалась и передается посредством метафоры и увлекательного сюжета. Так, собственно, и родилась сказкотерапия.

С другой стороны, в каждом из нас живет сказочник, потому что каждый из нас обладает Фантазией. Именно фантазия и воображение помогают нам формировать образ будущего. Для нашей жизни важно, чтобы этот образ был положительным, красивым, достойным. «Таким, как в сказке», — можете сказать вы, и будете правы. Ведь сказки не только развивают воображение, но и дисциплинируют его. Недаром говорят, что признак настоящей сказки — хороший конец. Так и с нашим образом будущего — он обязательно должен быть положительным. Ведь он — наша жизненная программа.

В каждом из нас немало жизненных программ, заложенных не нами, а другими людьми, встреченными нами на жизненном пути. Это родители, педагоги, друзья, герои книг и кинофильмов. Представляете, сколько в нашем внутреннем мире сказочных сюжетов?! И какой же из них НАШ СОБСТВЕННЫЙ?

Во всех этих хитросплетениях старается разобраться сказкотерапевт. И особенно это касается нас, взрослых. Поэтому я утверждаю: сказкотерапия — это «взрослый метод»!

Для сказкотерапевта новый клиент — это новая история, новая сказка. Поэтому мне всегда интересно с людьми. Да, многие фабулы повторяются. Но это и неудивительно — действия архетипических сюжетов никто не отменял!

Для меня сказкотерапия самый тонкий метод психологического воздействия и взаимодействия. Да, он требует терпения, веры в ресурс клиента и понимания общих законов развития. Но когда видишь ПРОБУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, понимаешь, что «игра стоит свеч».

Я с уважением отношусь к другим психологическим системам, но сказкотерапия самый органичный для меня подход. Сказкотерапия — язык, на котором можно говорить с душой человека, когда он будет к этому готов.

Какие ситуации мы рассматриваем на занятиях.

Занятия у нас разные и люди разные. Поэтому мы рассматриваем любые ситуации, не отказываясь от самых трудных.

Важный момент сказкотерапевтической работы — совершение символического действия. Я часто повторяю: «Многократно повторенное символическое действие меняет ситуацию в материальном мире». Сказкотерапевт предлагает клиенту множество символических действий: создание сказки в песочнице, изготовление собственной куклы, сочинение сказки, изготовление волшебных красок и ожерелья собственной жизни и многое другое. Главное, чтобы создаваемый мыслеобраз (сказка) становился позитивной жизненной программой. Правда, не все люди готовы сразу абстрагироваться от житейского социального уровня проблемы и перейти к обсуждению внутреннего противоречия на символическом уровне. Многим требуется предварительный «разогрев». который я называю «приобщением к информационному пространству метафоры». Другими словами, я, рассказывая клиенту различные истории, стараюсь пробудить его собственное ассоциативное поле, его Фантазию. Именно с этим пробуждением связано множество историй клиентов.

На семинаре, посвященном обучению сказкотерапевтов, мы придумываем сказки, которые помогут нашим участникам оказывать психологическую помощь своим клиентам. Так, например, недавно, участники семинара предложили разобрать случай молодой женщины, ощущающей себя неуверенной и виноватой. Самой большой трудностью для нее было говорить «нет» в ситуациях, которые ее не устраивали. Это одна из широко распространенных психологических проблем, хорошо знакомая консультантам. Группа сказкотерапевтов придумала для этой женщины сказку о королеве и ее двух министрах. Министр Правой руки всегда говорил «да», Министр Левой Руки всегда говорил «нет». В результате придворных интриг и ссоры двух министров, Министр Левой Руки был отправлен в темницу. Что тут началось! Фактически в сказке была описана жизнь нашей героини, ее трудности были доведены до абсурда. Сказочной королеве пришлось реабилитировать своего Министра Левой руки и учиться мудро управлять своей страной. История, как и полагается сказке, закончилась красиво.

Надо сказать, что когда прочитали эту сказку, некоторые участники семинара сказали, что узнали в героине истории себя и готовы теперь пересмотреть собственный взгляд на происходящее в их жизни.

Бывают очень сложные случаи, связанные с потерями и другими кризисными ситуациями. Но сказкотерапевт знает, что смысл есть во всем, только нужно время, чтобы его увидеть и осознать.

Как я повышаю свою квалификацию.

Прежде всего, читаю. Теперь уже не психологическую литературу, а сказки. мифы, притчи, легенды, художественную литературу. Сегодня мне легче понять, что на самом деле стоит за описываемыми событиями.

С другой стороны, я стараюсь использовать любую возможность, чтобы попасть на лекции или семинары. Не только к своим коллегам, но и представителям смежных дисциплин: историкам, культурологам, филологам, философам, художникам, режиссерам, литераторам.

Кроме того, я считаю одним из прекрасных способов повышения квалификации — путешествия. Изучения жизни, нравов, истории, культуры разных этнических групп дает колоссальный приток идей и знаний.

Пожелание читателям.

Я желаю уважаемым читателям веры в собственную творческую силу. Я желаю всем, чтобы на жизненном пути как можно чаще встречались СВОИ люди, близкие вам по общекультурному и духовному уровню. Я желаю всем нам реализации в материальном, социальном мире светлых и добрых сказок. Правда, сначала они должны родится в нашей голове и душе, нам нужно поверить в них всем сердце и тогда произойдет… ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО. Когда вдруг, вроде бы совершенно неожиданно (но вполне закономерно), происходит удивительное и желаемое событие. Ведь мы живем в той сказочной реальности, которую, во многом, создаем сами. 

Психологический срыв (основной) – Алисия Гаффорд ENG170 ePortfolio

Зачем детям нужны сказки: Психологический срыв

Мои родители никогда не читали мне сказок. Они были двумя трудолюбивыми родителями, и на самом деле у них не было слишком много свободного времени. Я часто задаюсь вопросом, читали ли бы они мне сказки, была бы я другим человеком. Может быть, у меня было бы больше друзей, может быть, я был бы умнее, или, может быть, я смотрел бы на мир более оптимистично, чем на самом деле. Для целей контекста психоанализ определяется как «систематическая структура теорий, касающихся отношения сознательных и бессознательных психологических процессов» («Психоанализ»). Многие литературные произведения имеют скрытый смысл, который можно объяснить посредством психоанализа их персонажей и их сюжета. Особенно это касается многих детских книг. В детских рассказах, как и в сказках, есть основные сюжетные моменты, которые несут в себе более глубокий смысл, преподающий детям важные уроки. Литературоведы часто используют идеи Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Бруно Беттельхейма, чтобы показать, как сказки могут быть использованы для развития детей.

Одной из многих целей сказок является научить детей смотреть на бессознательные идеи. На развитие психики ребенка положительно влияет то, что он видит и что читает. Автор книги «Однажды в сказке » Марина Уорнер иллюстрирует, как дети начинают видеть символы в сказках, которые они читают; они учатся видеть в лесу неведомое, во дворце — классизм, а в отравленном яблоке — скрытую истину (Warner 114). Кроме того, развитие психики — это то, как дети узнают о скрытых идеях; это ступенька ко всему остальному, чему их пытаются научить сказки. Без способности ребенка выводить символы и скрытые значения в историях и мире дети не смогли бы усвоить невысказанные уроки. Уолтер Одайник, юнгианский аналитик, пишет статью о насилии в Bluebeard Шарля Перро; он хочет изменить точку зрения родителей на насилие в сказке. Он приводит аргумент, что углубленный взгляд на историю позволяет читателю увидеть, что человеческая психика вовсе не разрушается насилием, а вместо этого развивается и созревает из уроков, которые заставили персонажа истории испытать насилие (Одайник 271). . Детская психика многим родителям кажется хрупкой; они считают, что с ним нужно баловаться, однако это не так. Он заявляет, что, позволяя детям увидеть эти события, они смогут увидеть последствия своих действий и развить свои мыслительные процессы и понимание мира. Развитие детской психики очень легко убеждается психоанализом сказок, которые читают дети; это позволяет им развивать свое понимание того, как устроен мир.

Все сказки работают вместе, чтобы изменить взгляд детей на мир. Развитие психики также может изменить ранее существовавшее у детей представление об окружающем мире. Чарлз Шварц, знаток сказок, заявляет, что связь между сказками и психикой заключается в использовании мотивов, чтобы продемонстрировать, как сказки развивают взгляд на мир, как у детей, так и у взрослых (Шварц). В результате психика развивается не обязательно с самого начала, но и на протяжении всей жизни. Он доказывает, что не только дети могут использовать сказки для развития своих знаний о мире, но и взрослые могут изменить свой взгляд на мир на основе этих историй со скрытым смыслом. Например, в Гензель и Гретель Гензель и Гретель узнают, что не все так, как кажется. Они видят, что красивый дом из хлеба, сахара и пирожных на самом деле является домом злой ведьмы (Гримм). В этом случае Гензель и Гретель узнают о суровой реальности мира, жизненно важный урок, который многие дети должны усвоить в раннем возрасте. Возвращаясь к идее психоанализа, Джеймс Хейзиг говорит, что «…Используя психоаналитическую модель психики, можно увидеть, что сказки сообщают ребенку понимание общечеловеческих проблем…» (Хейзиг). Поэтому хорошо известно, что сказки не просто проповедуют детям идеи мира и любви, они показывают им, что человечество может быть злым и жестоким, не обещая «счастливого конца». Оба автора объясняют, что психика человека может быть изменена в любое время от рождения до смерти малейшим воздействием, например, сказками, чтобы изменить то, как человек воспринимает мир.

Сказки учат детей правильно себя вести. Читая самые популярные сказки, дети начинают подражать некоторым идеям, изображенным в сюжете, и героям. Автор немецкой статьи, в которой анализируются сказки, говорит: «Помимо того, что сказки служат моделями счастья и выражением фантазий об исполнении желаний, они вовлекают рассказчиков и слушателей в совместное осмысление и способствуют развитию эмпатии» (Нокс). Здесь Нокс утверждает, что те, кто читает, и те, кто слушает, начинают видеть более глубокий смысл и сочувствовать персонажам истории. Он хочет, чтобы родители поняли, что чтение детям даже самых жестоких сказок заставит их использовать важные навыки, такие как эмпатия, в их социализации. В книге, написанной Джеком Зайпсом, он говорит, что сказки постоянно защищают дух в детях; это показывает им, как рационализация может быть вредна для детства (Zipes, 9).0007 Сказки как миф , 160). В заключение видно, что игривость в детях должна оставаться такой, а сказки помогают воздействовать на радость в детских сердцах. Авторы этих сказок демонстрируют в своих рассказах, что дети созданы для того, чтобы бегать, карабкаться и исследовать. В каждом случае, когда это не так, дети вынуждены сражаться с монстрами, которые могут обитать даже в них самих. Эта концепция скрыта глубоко внутри смысла каждой истории. Дети бессознательно узнают, что это их обязанность — надеяться на мир и сочувствовать окружающим их людям через сказки, которые они читают.

Детские рассказы, такие как сказки, постоянно влияют на поведение детей, предлагая им новые способы жизни. В онлайн-статье, написанной Инаадом Сейером, говорится, что сказки можно использовать для оттачивания эмоций и развития воображения для выполнения воспитательной миссии (Сайер). Развивать воображение помогают сказки, которые позволяют детям увидеть себя живыми в сказке, переживающими всевозможные безумные приключения. Они начинают понимать, что им нужно иметь воображение, потому что оно поможет им на протяжении всей жизни. Написанный Дж. Р. Р. Толкином, популярный роман, Th e Hobbit , рассказывает историю о Бильбо Бэггинсе, который отправляется в приключение, чтобы добыть сокровища, охраняемые драконом («Хоббит: Сюжет»). «Хоббит» был продан тиражом более 100 миллионов копий и переведен примерно на пятьдесят языков (Шиппи). Одна из основных причин, по которой « Хоббит » стала такой популярной, заключается в том, что дети завидуют приключениям Бильбо Бэггинса. Общий успех детских приключенческих рассказов свидетельствует о желании детей воплотить в жизнь свои самые смелые мечты. В одном из отрывков литературы, объясняющих, как сказки могут быть полезны в психотерапии, Рут Боттигеймер говорит: «В психоаналитической литературе всегда были сообщения о сказках, которые становятся организующей схемой для жизненного пути человека» (Bottigheimer 209). ). Боттигхаймер, специалист по сказкам, иллюстрирует, что эти разные сказки позволяют детям планировать свою жизнь и позволяют им понять, что даже если они переживают трудные времена, им нужно держать голову выше и продолжать преодолевать трудности. В поведении детей легко убедиться, увидев множество разных историй, в которых разыгрываются их самые большие заботы; детям крайне важно наблюдать, как эти персонажи побеждают своих воображаемых демонов, чтобы научить детей побеждать своих настоящих демонов.

Сказки — большая часть детства; Многие уроки, которые дети усваивают, такие как борьба с трудными вещами и сохранение мотивации, преподаются через эти истории. В другом произведении, написанном Джеком Зайпсом, он использует некоторые идеи Фрейда, чтобы обосновать, насколько полезны сказки, обучая детей преодолевать свои конфликты и тревоги, которые были оттеснены даже в самую бессознательную часть их воспоминаний (Zipes, The Oxford Спутник сказок, 491-492). Идея Фрейда, на которую намекает Зипс, формулирует, что сказки связаны со снами детей — проявлением всех их страхов и тревог — и обыгрывает, как эти проблемы могут быть решены. Зипес хочет, чтобы родители увидели, что сказки не просто показывают детям пустые, волшебные сюжеты; это показывает им, что они могут научиться преодолевать самые маленькие проблемы в своей жизни, даже если проблема не осознается. Развивая эту идею, Ниланджана Саньял пишет:

«Важным аспектом этих историй является то, как они представляют главных героев, с которыми дети могут общаться, и показывают, как эти герои преодолевают проблемы, с которыми они сталкиваются — проблемы, с которыми дети боятся столкнуться сами. . Слушая эти истории, дети убеждаются в том, что, хотя ситуация кажется безвыходной, умный и ловкий ребенок может позаботиться о себе» (Санял).

Позже в своем эссе Саньял объясняет, что архетипический персонаж сказок — неудачник. Подводя итог, дети видят, как можно бороться со своими проблемами, даже если ребенок чувствует себя «слабым звеном»; они знают из историй, которые читали, что быть «слабым» не обязательно самое худшее. Истории, которые читают дети, всегда преподносили и будут преподать им важные уроки, такие как сражение в собственных битвах и сохранение мотивации, которые будут помогать им в их повседневной жизни.

Идеи всемирно известных психологов помогают объяснить, как сказки показывают детям закономерности и уроки, которые они никогда раньше не видели, через скрытый смысл сказок. Д.Л. Эшлиман описывает свою концепцию как передачу сказок через «бесчисленное количество поколений», чтобы передать эти идеи каждому. Его идея подкрепляется свидетельством Карла Юнга, когда он говорит, что сказка «… раскрывает себя через архетипы — образы и образный опыт» (Ашлиман 144). Бессознательное находится в центре внимания. Данные Карла Юнга, эксперта в своей области, согласны с тем, что дети способны видеть мельчайшие детали, написанные в рассказе. Эшлиман использует этот аргумент и показывает, что сказки не только не вредны для растущего ума детей, но и показывают им, что вещи не лежат на поверхности глубоко и что все, что мы видим или слышим, имеет слои за пределами непосредственного понимания. Уорнер в своем романе не просто подразумевает эту идею, она всем сердцем ее поддерживает. Она отмечает, что мотивы в сказках многочисленны и что они прекрасно справляются с непризнанными мыслями и желаниями (Warner 117). Уорнер поддерживает идею о том, что сказки проникают в бессознательное ребенка и пускают там корни. Дети не сразу заметят эти идеи или концепции, но у них будет основа для понимания того, как устроен мир. Сказки жизненно важны для ума ребенка, потому что они позволяют им увидеть разные нравы и смыслы мира, даже если они не понимают этих идей в то время, когда они их изучают.

Психология — сложный предмет. Есть так много различных применений для этого, но главная цель состоит в том, чтобы улучшить развитие детей. Поговорка «Нельзя научить старую собаку новым трюкам» здесь верна. Чем раньше эти идеи будут привиты детям, тем лучше они будут понимать окружающий мир. Ум ребенка тоже очень сложен, но если общество позволит детям читать истории, например, сказки, они смогут увидеть разницу в подрастающем поколении. Мир должен иметь возможность увидеть более чуткое поколение. В нашем мире мы так часто видим, как родители говорят своим детям «смириться» или «смириться с этим», не более того. Мы хотим, чтобы наши дети росли отзывчивыми. Возможно, в конце концов они станут родителями, которые знают, как поддержать своих детей и помочь им в их развитии. В эпоху цифровых технологий все находится в подтексте. Обучение наших детей пониманию скрытых смыслов является основным навыком, которому необходимо обучать, чтобы увидеть прогресс в нашем мире.

 

 

Процитированные работы

Эшлиман Д.Л. Greenwood Press, 2004.

Bottigheimer, Ruth B., редактор. Сказки и общество: иллюзия, аллюзия и парадигма . ун-т Пенсильвании, 1989.

Гримм, Джейкоб и Вильгельм Гримм. «Гензель и Гретель.» Классические сказки , под редакцией Марии Татар, WW Norton & Company, 2017, стр. 236-241.

Хейзиг, Джеймс В. «Бруно Беттельхейм и сказки». Современная литературная критика , под редакцией Джеймса П. Дрейпера и Дженнифер Эллисон Бростром, том. 79, Гейл, 1994. Литература  Ресурсный центр , https://link. gale.com/apps/doc/h2100002067/LitRC?u=newpaltz&sid=LitRC&xid=6ddce113. По состоянию на 7 октября 2019 г.

Нокс, Р. С. «Wie Kommt Man Ans Ziel Seiner Wünsche? Modelle Des Glücks в Märchentexten». Чудеса и сказки , том. 24, нет. 2, 2010, стр. 355-358,369. ProQuest, https://libdatabase.newpaltz.edu/login?url=https://search.proquest.com/docview/763263248?accountid=12761. По состоянию на 6 октября 2019 г..

Одайник В.Вальтер. «Архетипическая интерпретация сказок: Синяя Борода». Психологический Перспективы , том. 47, нет. 2, июль 2004 г., стр. 247–275. EBSCOhost , doi:10.1080/00332920490920665. По состоянию на 5 октября 2019 г.

«Психоанализ». Dictionary.com . www.dictionary.com/browse/psychoanalysis.com. По состоянию на 5 октября 2019 г.

Саньял, Ниланджана и Маниша Дасгупта. «Сказки: эмоциональные процессоры детских конфликтов в динамической интерпретационной линзе». SIS Journal of Projective Psychology & Mental Health , vol. 24, нет. 1, январь 2017 г., стр. 39–47. EBSCOhost, search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=a9h&AN=121809595&site=ehost-live. По состоянию на 6 октября 2019 г.

Сайер, Инаад М., Мухаммад Кристиаван и Медиарита Агустина. «Сказка как средство формирования сотрудничества детских персонажей». Журнал Аль-Та’Лим , том. 25, нет. 2, 2018, стр. 108 . ProQuest , https://libdatabase.newpaltz.edu/login?url=https://search.proquest.com/docview/2164441560?accountid=12761, doi:http://dx.doi.org/10.15548/jt .v25i2.458. По состоянию на 6 октября 2019 г..

Шварц, Чарльз и Барбара Уортон. «Дважды рассказанные сказки: психологическое использование сказок

». Журнал аналитической психологии , том. 33, нет. 1, янв. 1988, с. 89. EBSCOhost , search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=a9h&AN=12260408&site=ehost-live. По состоянию на 6 октября 2019 г.

Шиппи, Томас. «Хоббит: что сделало книгу столь устойчивым успехом?» The Telegraph , Telegraph Media Group, 20 сентября 2012 г. , https://www.telegraph.co.uk/culture/books/booknews/9555838/Хоббит-Что-сделал-книгу-такой-долгоиграющий-успех.html. «Хоббит: Сюжет». SparkNotes , https://www.sparknotes.com/lit/hobbit/summary/. По состоянию на 27 октября 2019 г.

Уорнер, Марина. Однажды в сказке. Oxford University Press, 2014.

Вулли, Жаклин Д. «Основы разума: понимание реальности детьми». Наука , том. 262, нет. 5135, 1993, с. 926+. Гейл в контексте: противоположные точки зрения , https://link.gale.com/apps/doc/A14541610/OVIC?u=newpaltz&sid=OVIC&xid=98fec652По состоянию на 6 октября 2019 г.

Zipes, Jack. Сказка как миф/миф как сказка . University Press of Kentucky, 1994.

—. Оксфордский компаньон к сказкам . Oxford University Press, 2015.

Второй международный семинар по терапии сказками и рассказыванием историй.

Доводим до Вашего сведения, что с 8 по 12 марта 2016 года в очаровательном городе Синтра, Португалия, пройдет второй Международный семинар по Сказкотерапии и Сторителлингу. Это будет еще одна возможность собрать вместе специалистов, ученых, терапевтов, рассказчиков и других любителей сказок и рассказывания историй, а также их терапевтического и целительного потенциала.

Семинар направлен на более глубокое изучение этого метода путем обмена опытом, новыми взглядами, подходами и результатами.

Мы также очень рады объявить о следующих спикерахu0026amp;семинары подтверждены для нашей конференции:

Рози Стрейн, Психотерапевт по искусству u0026amp; Storyteller, UK

Boaz and Vered Zur, Expressive Arts Ireland

Susan McCullough, школьный советник 0026amp; Рассказчик, Германия

Ольга Липадатова, Психотерапевт, Канада

Михал Малиновски, Музей сказок и историй, Польша

Шай Карта Шварц, Баобаб Центр молодых выживших в изгнании в Лондоне, преподаватель, Израиль

Беатрис Боулз, магистр изящных искусств, рассказчик, США

Джилл МакВильям и Гилл Мортон, педагоги-психотерапевты, Лондон, Великобритания

Жаклин Сильва,  LudoClínica, зарегистрирована в Play Therapy International, Португалия

Лаура Симмс, рассказчик, писатель, США

Моника Карпендейл, Институт арт-терапии Кутенай, Канада

John L. Plews, PhD, Университет Святой Марии, Галифакс, Канада

У нас будет 11 фантастических презентаций/семинаров и моментов рассказывания историй.

Было бы здорово, если бы вы присоединились к нам и открыли для себя Синтру ранней весной.

Дополнительная информация: http://www.moonluza.pt/en/projects-and-events/calendar/an-international-seminar-on-fairy-tale-and-storytelling-therapy-2016.html

С уважением ,

Адриана Юрчик Дуарте

Moonluza, Unipessoal Lda.

Синтра Семинар 2016 – Программа

Нравится:

Нравится Загрузка…

Искать:

Подпишитесь на наши последние новости

Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.

Адрес электронной почты

Присоединяйтесь к 3954 другим подписчикам

Архивы

Архивы Выберите месяц Декабрь 2022 (1) Ноябрь 2022 (2) Октябрь 2022 (6) Август 2022 (3) Июль 2022 (4) Июнь 2022 (1) Май 2022 (6) Апрель 2022 (4) Март 2022 (6) Февраль 2022 ( 4) январь 2022 г. (1) декабрь 2021 г. (2) ноябрь 2021 г. (9) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (7) июнь 2021 (4) май 2021 (29) апрель 2021 (24) март 2021 (8) февраль 2021 (4) январь 2021 (5) ) декабрь 2020 (31) ноябрь 2020 (20) октябрь 2020 (5) сентябрь 2020 (9) август 2020 (45) июль 2020 (6) июнь 2020 (33) май 2020 (23) апрель 2020 (77) февраль 2020 (27) ) Январь 2020 г. (54) Ноябрь 2019 г. (18) Октябрь 2019 г. (20) Сентябрь 2019 г. (1) Август 2019 г. (2) Май 2019 г. (2) Март 2019 г. (4) Февраль 2019 г. (2) Январь 2019 г.(1) ноябрь 2018 г. (30) октябрь 2018 г. (4) сентябрь 2018 г. (6) август 2018 г. (4) июль 2018 г. (19) июнь 2018 г. (4) май 2018 г. (2) апрель 2018 г. (2) март 2018 г. (4) февраль 2018 г. (33) январь 2018 г. (3) декабрь 2017 г. (3) ноябрь 2017 г. (19) октябрь 2017 г. (50) сентябрь 2017 г. (3) август 2017 г. (10) июль 2017 г. (2) июнь 2017 г. (20) май 2017 г. (7) апрель 2017 г. (12) март 2017 г. (14) февраль 2017 г. (15) январь 2017 г. (15) декабрь 2016 г. (3) ноябрь 2016 г. (7) октябрь 2016 г. (34) сентябрь 2016 г. (11) август 2016 г. (9)) Июль 2016 г. (36) Июнь 2016 г. (57) Май 2016 г. (8) Апрель 2016 г. (37) Март 2016 г. (51) Февраль 2016 г. (8) Январь 2016 г. (10) Декабрь 2015 г. (5) Ноябрь 2015 г. (73) Октябрь 2015 г. (68) ) Сентябрь 2015 г. (312) Август 2015 г. (22) Июль 2015 г. (4) Июнь 2015 г. (3) Май 2015 г. (27) Апрель 2015 г. (36) Март 2015 г. (10) Февраль 2015 г. (10) Январь 2015 г. (10) Декабрь 2014 г. (3) ) ноябрь 2014 г. (23) октябрь 2014 г. (11) сентябрь 2014 г. (1) август 2014 г. (1) июль 2014 г. (9) июнь 2014 г. (5) май 2014 г. (6) апрель 2014 г. (11) март 2014 г. (6) февраль 2014 г. (3) ) Январь 2014 г. (7) Декабрь 2013 г. (7) Ноябрь 2013 г. (3) Октябрь 2013 г. (5) Сентябрь 2013 г. (5) Август 2013 г. (8) Июль 2013 г. (18) Июнь 2013 г. (3) Май 2013 г. (8) Апрель 2013 г. (12) ) март 2013 г. (22) февраль 2013 г. (49) Январь 2013 г. (37) Октябрь 2012 г. (2) Сентябрь 2012 г. (1) Июль 2012 г. (2) Июнь 2012 г. (6) Май 2012 г. (1) Март 2012 г. (1) Февраль 2012 г. (8) Январь 2012 г. (3) Декабрь 2011 г. (1) ) Ноябрь 2011 г. (5) Октябрь 2011 г. (3) Сентябрь 2011 г. (2) Август 2011 г. (3) Июль 2011 г. (4) Июнь 2011 г. (7) Май 2011 г. (4) Апрель 2011 г. (6) Март 2011 г. (4) Февраль 2011 г. (3) ) Январь 2011 г. (3) Декабрь 2010 г. (5) Ноябрь 2010 г. (11) Октябрь 2010 г. (6) Сентябрь 2010 г. (10) Август 2010 г. (12) Июль 2008 г. (5) Май 2008 г. (1) Январь 2006 г. (1)

Категории

КатегорииВыберите категориюАлхимия (4)АРАС  (3)Художественные  (16)Новости ассоциаций  (21)Ассоциации, центры Учебные институты  (8)Аудиоресурсы  (14)Блог  (3)Книги  (63)Мозг  (2)Призыв к публикациям  ( 68)Собрание сочинений К.Г. Jung  (1)Регистрация на конференцию  (7)Курсы  (31)Креативные проекты  (31)Культура  (5)Список обсуждений  (6)Исследование мечты (1)Dreams  (2)Электронные книги  (4)Мероприятия  (67)Избранное  (178)Избранное CFP (4)Кино и СМИ  (10)Фрейдистский психоанализ  (1)Основные моменты  (52)Домашняя страница  (159))IAJS Book Awards  (4)Архив конференций IAJS  (66)   «Другая» Южная Африка, 2017 г.   (2)   Франкфуртская конференция IAAP/IAJS, 2018 (2)   Конференция в Браге  (7)   Конференция IAAP/IAJS, 2015 г. (2)   КОНФЕРЕНЦИЯ IAAP/IAJS, 2015 г. (2)   КОНФЕРЕНЦИЯ IAAP 2020, ПРОВЕДЕННАЯ СОВМЕСТНО С DUQUESNE UNIVERSITY  (2)   Конференция IAJS 2022 «Юнг и момент». (3)   IAJS Phoenix 2014  (9)   Ithaca NY 2010 IAJS/JSSS Conference (1)   JSSS 2013 (1)   Jung-Neumann Conference  (1)Архив публикаций членов IAJS (126)IJJS Journal  (2)IJJS Journal Archive  (5)In Память  (13)Жак Лакан  (1)Вакансии  (3)Журналы  (1)Юнгианский проект  (5)Лаканский психоанализ  (1)Последние конференции  (60)Архив последних новостей  (456)Последние исследования  (20)Архивы последних семинаров  (51) Скидки для участников  (1)Вопросы с членством  (5)Операции с членством  (7)Панельные онлайн-дискуссии  (1)Онлайн-семинары  (880)   Действуйте и изображайте Возникновение символического воображения  (47)   Почетный гость  (18)   А потом их не стало: On Конец Света  (26)   Одушевленное Существо – Отслеживание неявного с помощью юнгианских исследований, основанных на искусстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *