Сказкотерапия вачков – …

Вачков Сказкотерапия — Развитие самосознания через психологическую сказку 3-е издание Ось-89


С этим файлом связано 50 файл(ов). Среди них: Вовк і семеро козенят.ppt.ppt, Бременскі музиканти.ppt.ppt, Бедлер Р., Гриндер Д., Сатир В. — Семейная терапия и НЛП — 1999., Analiz_rechevoy_kommunikatsii.pdf, Skazka_v_treninge_Stishenok.pdf и ещё 40 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6
И.В. Вачков

Сказкотерапия
Развитие самосознания через психологическую сказку

3-е издание

Ось-89
УДК 159.9 ББК 88.8 В229

Автор: Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, член Союза писателей России.

Вачков И.В.

В229 Сказкотерапия: Развитие самосознания через психо­логическую сказку. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007. — 144 с.

ISBN 978-5-98534-625-1

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность.

В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и рас­крываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды.

Вторая часть посвящена практическим аспектам исполь­зования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги.

Книга предназначена для учителей, психологов, студен­тов педагогических вузов, аспирантов.
ББК 88.8

ISBN 5-86894-521-2 ISBN 978-5-98534-625-1

И.В.Вачков, 2003 Ось-89, 2003 Ось-89, 2007
Предисловие

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как само­стоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность.

В предлагаемой книге обобщается восьмилетний опыт ав­тора использования сказок в психологической работе с деть­ми, подростками и взрослыми. Целью этой работы всегда выступало развитие самосознания. При написании этой кни­ги мне хотелось обосновать возможность практического при­менения нового — полисубъектного — подхода к развитию са­мосознания учителей и учеников, в рамках которого можно эффективно использовать сказки. В этой книге речь идет об особой — психологической — сказке (психосказке), выделяе­мой среди других типов сказок, которые используются пси­хологами.

В первой части книги рассматриваются теоретические во­просы развития самосознания учеников и учителя и раскры­ваются причины, по которым именно психологические сказ­ки могут служить эффективным средством развития самосоз­нания субъектов образовательной среды.

Вторая часть посвящена практическим аспектам исполь­зования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии» в ра­боте с младшими школьниками, подростками и учителями.

В приложении читатель найдет психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тек­сту книги.

Хотелось бы высказать огромную благодарность моим друзьям и коллегам, чья помощь в написании этой книги была для меня неоценимой: Игорю Борисовичу Гриншпуну, советы и идеи которого использовались при написании мно­гих психологических сказок; Алисе Харитоновне Поповой, в соавторстве с которой мы создавали программу «Психологи­ческая азбука»; Татьяне Анатольевне Аржакаевой, которая в течение нескольких лет практически внедряла психотехноло­гии работы со сказкой в школьную практику, и многим дру­гим. Особую признательность нужно высказать редакции за­мечательной газеты «Школьный психолог», на страницах которой в форме отдельных статей впервые появились мате­риалы, собранные в этой книге.

Спасибо Стасу Алхимову, Дмитрию Савельеву, Нине Азоп-ковой, Оле Сергеевой, Ане Шпак, Даше Щербаковой, напи­савшим талантливые психологические сказки, украсившие эту книжку.

Ну и конечно, автор испытывает огромную благодарность к своим клиентам — детям и подросткам, чьи имена невозможно перечислить, и участникам семинаров и тренингов по сказко-терапии — студентам, школьным психологам, учителям.
ЧАСТЬ 1. Самосознание ученика и учителя как предмет работы психолога
Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы в школе

Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоумен­ных взглядов и уточняющих вопросов у практических психо­логов. Слово знакомое, часто используемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах и психологи­ческих центрах, хосписах и больницах. В обычных общеобра­зовательных школах также немало практических психологов занимается сказкотерапией. Однако до сих пор это чарующее слово «сказкотерапия» понимается психологами очень по-раз­ному, и смыслы, которые в него вкладываются, отличаются порой не меньше, чем, скажем, бытовые сказки и волшебные.

Одним из камней преткновения является, по-видимому, буквальная расшифровка слова «сказкотерапия» — «лечение сказками». Вообще понятия, имеющие в своем составе часть «терапия» (гештальттерапия, телесная терапия и подобные), не получили полной легитимности в системе образования. Ведь в функциональных обязанностях школьного психолога не преду­смотрены психотерапевтические процедуры. Более того: меди­ки периодически подчеркивают, что нечего психологам «вне­дряться на чужую территорию». Психотерапия, по их мне­нию, — сугубо медицинская область. Им, правда, невдомек, что психологи и не претендуют на то, чтобы кого-нибудь «лечить». И психотерапевтические методы используют (лукаво называя их психокоррекционными) не для работы с психопатологиями, а — чаще всего — в развивающих целях. Потому-то, чтобы как-то оправдать и объяснить применение психотерапевтиче­ских методов психологами, в последние годы все чаще говорят о психологической модели психотерапии. Впрочем, в школе использование даже такой модели пока не признано.

Хотя сказкотерапию назвать клиническим психотерапевти­ческим методом тоже вроде бы нельзя. Во всяком случае, в со­лидной и серьезной «Психотерапевтической энциклопедии», вышедшей в 1999 году под редакцией Б.Д.Карвасарского, ни­каких упоминаний о сказкотерапии мне найти не удалось.

Значит, все-таки это психологический метод? И да, и нет. По­тому что сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Один из самых авторитетных в этой области психологов Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева (2000) определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную сис­тему, сообразную духовной природе человека.

Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» (там же, с.8), и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» (там же, с.8), и «процесс об­разования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (там же, с.9), и «процесс объективации про­блемных ситуаций» (там же, с.12), и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности» (там же, с.12), и «процесс экологического образования и воспитания ребенка» (там же, с. 13), и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в ко­торой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта» (там же, с. 14), и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки» (там же, с. 15). Безусловно, все эти аспекты могут быть выделены в содержании сказкотерапевтической работы. Однако такое оп­ределение сказкотерапии носит скорее функциональный ха­рактер и оставляет в тени сущность самого метода.

Врач-сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ре­бенка, развития души, повышение уровня осознанности собы­тий, приобретение знаний о законах жизни и способах соци­ального проявления созидательной творческой силы» (2002, с.6). Кроме того, он подчеркивает, что «сказкотерапия — это еще и процесс «вспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения» (там же).

Не опровергая мнения признанных специалистов, рискну предложить собственную трактовку этого термина. Но снача­ла расскажу коротенькую сказку, придуманную одним ма­леньким мальчиком.

Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы». Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.

Вот так — незатейливо, образно и метафорично — маленький мальчик поведал о том, что каждый должен быть самим собой.

Сказкотерапия — это такое направление практической пси­хологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности. Возможно, звучит не вполне по­нятно, но в дальнейшем я попробую подробно раскрыть, что именно стоит за этой формулировкой.

Главным средством психологического воздействия в сказко­терапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

При этом, думается, вполне правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уров­ней взаимодействия между субъектами) имеют психологиче­ский характер. Однако возникает вопрос: а есть ли основа­ния считать важнейшими целями сказкотерапии именно эти? И второй: почему же сказкотерапия может стать одним из важнейших инструментов работы школьного психолога?

Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ре­бенка) с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реаль­ного мира, но — в первую очередь — его собственного, скры­того, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г.Юнг и его последователи.

Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели — помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовым усло­вием такого развития является повышение уровня самосозна­ния — надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие само­сознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспе­чивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаи­модействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимо­понимания между людьми.

В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практи­ческой психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного пси­хического развития детей, то следует помнить о значении со­циальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образова­тельной среды — того, над чем приходится работать психологу в школе, — сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.

Есть и другие соображения, позволяющие обосновать не только правомерность, но и необходимость применения сказкотерапии в школе. Современные научные концепции в психо­логии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это ос­новополагающим условием человеческой жизнедеятельности.

Особо важную роль субъект-субъектное взаимодействие иг­рает в педагогическом процессе, поскольку именно в образова­тельной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимо­действия, основанного на субъект-субъектных отношениях. Построение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися определяет эффективность педагогического тру­да и может способствовать развитию субъектности всех участ­ников образовательного процесса. Поэтому так важно найти способы построения полисубъектного взаимодействия учителя и учащихся в рамках единой развивающейся системы. Проти­вопоставление учителей и учащихся при изучении, характер­ное для современных исследований, мешает пониманию того, что в образовательном процессе происходит (или не происхо­дит) развитие и тех, и других. Полисубъектный подход к дея­тельности практического психолога, внутри которого и разра­батываются авторские сказкотерапевтические технологии, поз­воляет рассмотреть общность «учитель — учащиеся» как еди­ную развивающуюся систему и вскрыть средства, с помощью которых можно помочь развитию этой системы и развитию всех субъектов, входящих в эту систему, в частности развитию их самосознания.

Психолого-педагогическая практика, в свою очередь, на­стоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосозна­ния как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития.

Поиск адекватных современному уровню развития науки психологических технологий ориентирует на предпочтение такого материала, который оказался бы наиболее тесно свя­зан с содержанием внутреннего мира, подлежащего преобра­зованию субъектом в целях саморазвития. Такую возмож­ность изменения видения мира и самого себя как раз и предоставляет использование сказочной метафоры. Для реа­лизации приемов метафоризации в психолого-педагогической практике следует использовать качественно новые средства имажинативного (от imago — образ, представление) характе­ра — специально созданные психологические сказки. При этом на использование сказкотерапевтических технологий следует ориентироваться в работе, нацеленной на развитие самосоз­нания и учащихся, и учителей.

Итак, если понимать сказкотерапию описанным выше об­разом, то становится ясным, почему вдруг рядом оказывают­ся такие понятия, как «сказка», «субъект», «самосознание», «образовательная среда». Сказкотерапия — это достойный инструмент из арсенала психолога образования. И использо­вать его следует максимально эффективно.

Важным моментом для правильного понимания дальней­шего изложения является идея о том, что учитель сам может брать на себя некоторые функции психолога. Это имеет большое значение для построения особого — полисубъектного уровня взаимодействия между ним и учащимися.

В последующих главах книги будет раскрыто содержание терминов «образовательная среда», «субъект», «полисубъектный подход», и будут описаны технологии применения сказ­котерапевтических методов и метафоризации психологиче­ских представлений для достижения главных развивающих целей школы — развития самосознания субъектов образова­тельной среды и их оптимального взаимодействия.
Глава 2. Проблема развития самосознания субъектов образовательной среды

В настоящее время проявился очевидный социальный за­прос на создание образовательной среды, понимаемой как сложный интегративный процесс, включающий в себя ком­поненты взаимодействия учителей и учащихся, воспитателей и воспитуемых, ориентированный на личность как важней­шую ценность. Особое психологическое значение имеет обра­зовательная среда в пространстве развивающего образования.

Однако до сих пор существует большая путаница в при­менении и понимании последних двух терминов.

Попробуем разобраться в этом вопросе и предложить толко­вание понятий «развивающее образование» и «образовательная среда», которое принято в настоящее время среди психологов.

Прежде всего не следует путать развивающее образование и развивающее обучение. Последний термин имеет прямое от­ношение к концепции В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина и разра­ботанной ими системе, вот уже несколько десятилетий реа­лизуемой в российских школах. А вот под развивающим образованием в настоящее время понимается нечто более ши­рокое и емкое, не просто одна из образовательных технологий, а в целом образовательная система, нацеленная на развитие.

Один из известнейших специалистов в области психологии образования В.И.Панов указывает, что «для развивающего об­разования предметом развития выступает психическое разви­тие учащегося в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную, и даже телесную сферы» (1998, с. 43). При этом «развивающее образование должно обеспечить формирование и у ученика, и у учителя способности быть субъектом своего развития как ком­понента системы «ученик(и) — учитель» (там же, с. 44).

Иными словами, развивающее образование главной целью ставит личностное развитие, а не обучение. Не формирование пресловутых знаний — умений — навыков (ЗУН), а качест­венное преобразование всех психических сфер ребенка вы­двигается на первый план.

Одной из важнейших черт, объединяющих многообразие теоретических концепций и ориентированных на практику образовательных программ в рамках развивающего образова­ния, является идея понимания развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ре­бенком в сотрудничестве со взрослым. Развивающее образо­вание в конечном итоге должно помочь детям научиться раз­вивать самих себя, стать творцами себя.

Как же этого добиться? Исследователи пришли к выводу, что для этого необходимо соблюдение ряда важнейших прин­ципов. Эти принципы должны лежать в основе образования, гордо именующегося развивающим.

Во-первых, основной целью образования должно стать раз­витие ребенка, включающее в себя развитие физической, эмо­циональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания, а не только формирование знаний — умений — навыков. То есть реально должен произойти сдвиг с обучения на развитие.

Во-вторых, в основу образовательного процесса следует по­ложить не логику воздействия, а логику взаимодействия. Уже давным-давно устарел взгляд, согласно которому лишь учитель воздействует на ученика, а ученик принимает это воздействие или противостоит ему. Наивным является учитель, верящий в то, что только он оказывает влияние на учеников, а они на не­го — нет. Всякий контакт между людьми есть процесс взаимо­влияния и взаимодействия. Игнорирование этого факта ведет к тому, что учитель теряет связь с реальностью и не замечает изменений в себе, происходящих в результате влияния учени­ков. А изменения — особенно психические — при этом могут быть совсем не обязательно доброкачественными… Значит, стоит признать, принять и реализовывать процесс взаимодей­ствия с детьми. Потому что во взаимодействии развивается не только ученик, но и сам учитель.

В-третьих, важнейшим моментом в развивающем образова­нии становятся самоценность учащегося и самоценность учи­теля. Емкое слово «самоценность» в этом контексте означает признание ценности этих субъектов самих по себе вне зависи­мости от прочих обстоятельств. Учитель и ученик — самые важные люди в школе, какими бы они ни были. Критерием ценности и эффективности деятельности учителя становится то, как он умеет организовать учебный процесс, который соз­дает условия для развития и учащегося, и самого себя.

В-четвертых, основной функцией учителя, что следует из предыдущего положения, становится проектирование и соз­дание такой образовательной среды, которая способствовала бы саморазвитию ученика. Нужно, чтобы внешние стиму­лирующие факторы переместились внутрь ребенка, чтобы происходило не «развивание» извне, а самостоятельное управ­ление собственным развитием.

В-пятых, обучение детей не должно быть в ущерб их фи­зическому и психическому развитию. Действительно, чего мы хотим больше: чтобы ребенок назубок помнил закон Бой-ля-Мариотта, приобретя в результате нервный тик, миопию, сколиоз и гастрит, или чтобы он чего-то не знал из школь­ной программы, но оставался здоровым? Мне думается, что Бог с ним, с Мариоттом, был бы наш ученик человеком хо­рошим. И здоровым.

В-шестых, развивающее образование должно строиться на знании и грамотном использовании психологических зако­номерностей развития детей и взрослых. То есть в разви­вающем образовании роль психологической науки становится ведущей. Психологизация школы, о необходимости кото­рой давно говорили психологи, совершается.

При реализации указанных принципов образование пре­вращается в развивающее. Их анализ позволяет выделить ключевое понятие, смысл которого требуется уточнить. Это понятие образовательной среды. Именно образовательную сре­ду «проектируют», «моделируют», «создают». Раскрытие этой важнейшей категории предполагает возможность получения ответов на принципиальные вопросы теории и практики обу­чения и развития детей.

В настоящее время под образовательной средой многими психологами и педагогами понимается система таких струк­турных элементов, как совокупность применяемых образова­тельных технологий; внеучебная работа; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними об­разовательными и социальными институтами. В.А.Ясвин (1997) предлагает выделять в образовательной среде простран­ственно-архитектурный, социальный и психодидактический компоненты. Под первым компонентом имеют в виду архи­тектурные особенности зданий, оборудование, особую атрибу­тику. Ведь на самом деле в образовательном процессе имеет значение не только то, кто учит, кого учит, чему учит, но и где учит. Трудно говорить о духовности и личностном росте в классах с низкими потолками, грязно-коричневыми стенами и старой поломанной мебелью. Предметная среда, окружаю­щая ученика и учителя, безусловно, оказывает сильнейшее влияние на результаты процесса обучения.

Другой компонент образовательной среды — социальный -определяется особой, присущей именно данному типу культу­ры формой детско-взрослой общности. Когда учителя и учени­ков можно рассматривать как единого полисубъекта развития, когда между ними созданы отношения сотрудничества, когда возникает коллективно-распределенная учебная деятельность, когда жизнь детей и взрослых в школе насыщена коммуника­циями, тогда и можно говорить о благотворной образователь­ной среде в системе развивающего образования.

Наконец, третий компонент образовательной среды — психодидактический, включающий в себя соответствующее со­держание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, саму организацию обучения. Без сомне­ния, важность данного компонента переоценить невозможно, поскольку именно внутри него даются ответы на вопросы «чему учить» и «как учить».

Опираясь на позиции экопсихологии развития (В.И.Панов, 1999, 2000), можно рассмотреть понятие образовательной сре­ды с нескольких точек зрения:


  • как условие обучения и развития детей, представляющее собой совокупность возможностей для обучения учащего­ся, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов;

  • как средство обучения и развития учащихся, каковым образовательная среда становится не только «в руках» педагога, но и «в руках» учащегося — в том смысле, что последний сам выбирает или простраивает для себя образовательную среду; очень важно, что в этом случае учащийся становится субъектом саморазвития, а обра­зовательная среда — объектом выбора и используемым средством;

  • как предмет проектирования и моделирования; так, особая образовательная среда конкретной школы сначала теоре­тически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, специфическими осо­бенностями контингента детей и условиями школы; как объект психолого-педагогической экспертизы и мо­ниторинга, необходимость которых диктуется постоян­ной динамикой, изменениями образовательной среды и стремлением к объективной оценке с опорой на опреде­ленные критерии.

Как подчеркивает В.И.Слободчиков (2000), образователь­ную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед за­данным. Среда начинается там, где происходит встреча обра­зующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; где между отдельными института­ми, программами, субъектами образования, образовательны­ми деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Именно общности взрослого и ребенка, через которые можно и нужно рассматривать, что происхо­дит с человеком в процессе его развития и присвоения им норм и образцов, выступают в качестве особой образователь­ной среды (В.В.Рубцов, 2000).

Такое понимание образовательной среды позволяет осоз­нать и сформулировать важнейшие характеристики проекти­руемой образовательной среды. Основным ресурсом, дающим возможность проектировать образовательную среду как сис­тему постоянно развивающихся социальных взаимодействий между субъектами учебного процесса, является личностно-ориентированный подход к обучению детей, реализуемый в системе развивающего образования. Образовательная среда, выступающая как совокупность экопсихологических условий жизнедеятельности учащихся, как бы проектируется каж­дый раз заново при появлении нового ученика или обнару­жении сдвигов в развитии отдельного ученика. Развитие об­разовательной среды есть условие развития каждого отдель­ного ученика и всего школьного микросоциума.

Характеризуя образовательную среду, В.И.Слободчиков (2000) выделяет два основных показателя — насыщенность об­разовательной среды (ресурсный потенциал) и ее структуриро­ванность (способ ее организации). Если оценивать с позиций этого подхода состояние образовательной среды многих школ, то можно говорить о том, что среда в них потенциально бога­тая, но не насыщенная, поскольку уровень выдвигаемых целей и задач развития учащихся недостаточно высок при имеющем­ся содержании культуры. Перспективой развития большинства школ может стать образовательная среда, организованная по принципу вариативности (как единство многообразия), в кото­рой административно-целевые связи и отношения имели бы кооперирующий характер. В такой среде должно произойти объединение разного рода ресурсов в рамках всеобъемлющих образовательных программ, обеспечивающих свои траектории развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам. При этом показатель структуриро­ванности был бы оптимально соответствующим требованиям образовательного пространства.

Иными словами, перед российскими школами сейчас стоит задача проектирования особой образовательной среды раз­вивающего типа, в которой произойдет смена приоритета с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень знаний — умений — навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся (В.И.Па­нов, 2000).

Для реализации этих целей необходимо осуществлять по­стоянный мониторинг состояния образовательной среды и в зависимости от его результатов вносить изменения в учебный процесс. Возможности такой деятельности заложены в типе образовательных технологий, способе организации внеучебной деятельности, особенностях управления учебно-воспита­тельным процессом и взаимодействии с внешними образова­тельными и социальными институтами.

  1   2   3   4   5   6
перейти в каталог файлов

vkist.ru

Сказкотерапия (подборка книг)

Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” Вачков Игорь Викторович — 3-е изд., перераб. и доп. — М.; Ось-89, 2007.

Аннотация к книге «Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” Вачков И.В.: Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность. В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды. Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги. Книга предназначена для учителей, психологов, студентов педагогических ВУЗов, аспирантов.

 

Cказкотерапия это … и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки».

Врач-сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах соци¬ального проявления созидательной творческой силы».

Сказкотерапия — это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. При этом, думается, вполне правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами) имеют психологический характер.

Все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели — помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовым условием такого развития является повышение уровня самосознания — надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

Нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

Одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время является создание оптимальных условий для естественного психического развития детей.

Основной целью образования должно стать развитие ребенка, включающее в себя развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания, а не только формирование знаний — умений — навыков. То есть реально должен произойти сдвиг с обучения на развитие.

Обучение детей не должно быть в ущерб их физическому и психическому развитию. Действительно, чего мы хотим больше: чтобы ребенок назубок помнил закон Бой-ля-Мариотта, приобретя в результате нервный тик, миопию, сколиоз и гастрит, или чтобы он чего-то не знал из школьной программы, но оставался здоровым? Мне думается, что Бог с ним, с Мариоттом, был бы наш ученик человеком хорошим. И здоровым.

Опираясь на позиции экопсихологии развития (В.И.Панов, 1999, 2000), можно рассмотреть понятие образовательной среды с нескольких точек зрения:

• как условие обучения и развития детей, представляющее собой совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов;

• как средство обучения и развития учащихся, каковым образовательная среда становится не только «в руках» педагога, но и «в руках» учащегося — в том смысле, что последний сам выбирает или простраивает для себя образовательную среду; очень важно, что в этом случае учащийся становится субъектом саморазвития, а образовательная среда — объектом выбора и используемым средством;

• как предмет проектирования и моделирования; так, особая образовательная среда конкретной школы сначала теоретически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, специфическими особенностями контингента детей и условиями школы; как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой, изменениями образовательной среды и стремлением к объективной оценке с опорой на определенные критерии.

Думается, что имеется много особенностей сказочной метафоры, которые придают ей в буквальном смысле волшебные свойства строить «мосты взаимопонимания». Укажу две особенности, по-моему, наиболее очевидные. Сказочная метафора обладает «свойством преломления» в восприятии мира. Она выступает своеобразной «хрустальной линзой», взгляд сквозь которую на реальность позволяет увидеть не только измененные формы и размеры, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах. Это происходит за счет того, что в метафорическом образе уже по определению помимо него самого есть и еще «нечто», что он скрыто несет. Иными словами, богатство смыслов — и смыслов неочевидных, но подразумеваемых — придает сказочной метафоре в наших глазах особую ценность; а поскольку подлинной ценности мы не знаем, то никто и ничто не может нам помешать черпать из метафоры то содержание, которое нужно именно нам в силу специфики нашего семантического пространства.

Попробуем разобраться, выделив разнообразные психологические трактовки содержания сказок, в частности те позиции, которые сложились в науке по вопросу об источниках появления однородных сказочных мотивов.

Первая позиция, которую отстаивал М.Мюллер, заключается в интерпретации мифов (а следовательно, и волшебных сказок) в качестве искаженного изображения таких природных явлений, как солнце и его разнообразные воплощения, луна, заря, жизнь растений, гроза.

Вторая позиция принадлежит Л.Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд отстаивал Г.Якоб), показавшему

взаимосвязь между основными сказочными и фольклорными мотивами и повторяющимися символическими снами.

Третья позиция, на которой стоял А.Бастиан, заключалась в рассмотрении основных мифологических мотивов как «элементарных идей» человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в разных вариациях в самых разных странах и у разных народов.

Четвертая позиция, пожалуй, наиболее разработанная и авторитетная, отстаивается представителями аналитической психологии, идущей от работ К.Г.Юнга. Одна из наиболее ярких последовательниц юнгианского взгляда на природу волшебных сказок М.-Л. фон Франц указывает на разницу между третьей и четвертой позициями: «Для нас же… архетип — это не столько «элементарная идея», сколько «элементарная эмоция», элементарный поэтический образ, фантазия, а возможно, даже элементарный импульс, направленный на совершение некоторого символического действия» (1998, с. 16). Важность эмоциональной составляющей при психологическом исследовании она показывает, демонстрируя неизбежность при сугубо рациональном подходе смешения разных архетипов и превращения их в хаос, что обусловлено

взаимодействием и взаимовлиянием архетипов. «Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга фотографий, которые уже никак нельзя представить в отдельности. Вероятно, нечто подобное происходит и в бессознательном, что обусловлено его относительной вневременностью и внепространственностью» (с. 22).

Сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей. Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуется ознакомиться с материалами:

— Методы психологической коррекции

— Арт-терапия (подборка книг)

 

— «Сказки и Сказкотерапия» Соколов Д.– М.: Эксмо-Пресс, 2001.

«В маленьком озере жил крокодил, очень красивый, приятный такой…Очень он там хорошо жил, кушал вкусно, на прогулки ходил, к знакомым в гости… Так прдолжалось много лет. А потом пруд высох — и крокодил исчез. Никто не знает, куда он делся». Вот такие печальные и не только истории, а также ящеры, дети, Эрик Берн, братец Гримм, фиолетовый котенок, дедушка Фрейд, Милтон Эриксон, детский сад, блудный сын, метафоры, нейролингвистическое пргограммирование, желтый цыпленок, В.Я Пропп, дети и мамы, волшебные помощники, Баба-Яга, сценарный анализ и многое другое в маленькой, но содержательной книге Дмитрия Соколова, терапевта по прфессии, сказочника по жизни.

Во втором издании известной книги не только ничего не исключено, но, напротив, добавлено много новых сказочных историй. Для всех тех, в чьей жизни или работе не хватает сказки и волшебства.

 

— «Место сказки в дошкольном образовании» Большунова Н.Я. — Вопросы психологии, 1993. № 5. 39-43.

 

— «Практика сказкотерапии» / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 c.

Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.

Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра.

Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий. Издание адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям.

 

— «Сказкотерапия. От бублика до ватрушки» Люмара — Издательство: Весь, 2006 г. — 224 c.

Сказкотерапия — волшебная игра, доступная всем и каждому. Высвобождает творческую энергию, с помощью которой решаются внутренние и повседневные проблемы. Можно преодолевать трудности, напряженно хмуря лоб и сетуя на превратности судьбы, а можно расслабиться и просто весело поиграть. Проблемы рассеются, мечты начнут исполнятся. Сказка — ваш первый помощник. Читайте, пишите, играйте!

«Каждый хоть раз в жизни сталкивался со сказочными образами. И пусть они имели очень даже земные очертания, никто не сомневался в сказочности их происхождения. Сколько Красных Шапочек, Золушек, Королей, Шутов и драконов ходит по земле. Сколько сказочных ситуаций ежесекундно происходит в мире, когда приходится изображать из себя скатерть-самобранку или, натянув на уши шапку-невидимку, запрыгивать в сапоги-скороходы и… А сколько проблем было решено благодаря мудрым, проверенным веками советам сказок? Для сомневающихся пишутся новые сказки, проверенные специалистами и сказочниками на себе. В общем, сказка идет — сказке дорогу!

Но чур не убегать от нее и не отставать! Лучше идти с ней рядом». У доброй сказочницы Люмары (Любови Семеновой) свой подход к волшебной терапии — отсутствие всяких методик. Вот вам сказка — читайте и играйте, как это делают герои книги: веселая Аленка и ее хитрый котяра Бублик. Эти жизнерадостные непоседы заставляют нас вспомнить забытые ощущения детства, когда каждую новую минуту своей жизни проживаешь с ощущением чуда и наблюдаешь окружающий мир широко раскрытыми глазами ребенка. «Сказочность ситуации спасет ситуацию! Сложно, ох сложно увидеть себя со стороны! Кто на это способен — тот герой! А кто способен посмотреть на себя и свою ситуацию со стороны, да еще и не ужаснуться, спрятать это видение подальше, суметь придумать, как из этого положения выйти, — тот самый натуральный полубог».

 

— «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку» Вачков И.В. — М.; Ось-89, 2007, 144 с.

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность.

В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды.

Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги. Книга предназначена для учителей, психологов, студентов педагогических вузов, аспирантов.

Содержание

Предисловие

Самосознание ученика и учителя как предмет работы психолога

Сказкотерапия как метод психологической работы в школе

Проблема развития самосознания субъектов образовательной среды

Развитие самосознания ученика и учителя: полисубъектный подход

Проблемы психологии как школьного предмета: поиск целей и смыслов

Метафоризация психологических представлений как условие развития самосознания школьников

Сказкотерапия и психологическая сказка в школе

Психологическая сказка как средство развития самосознания

Анализ содержания психологических сказок

Функции и психологические механизмы воздействия сказок

Стратегии и тактики использования психологических сказок в работе с младшими школьниками

Использование сказок в психологической работе с подростками и старшеклассниками

Ресурсы психологической сказки в работе с учителями

Список использованной литературы

Приложение

И.Вачков Сказка о речке Речь

Н.Азопкова Путешествие двух подруг

А.Попова Коряга

И.Вачков Сказка о Деревьях-Характерах

И.Вачков Сказка об имени

И.Вачков Сказка о волшебных зеркалах

А.Шпак Сказка о Мышлении

С.Алхимов Случайная встреча

Д.Савельев Сказка о плохом и хорошем Мышлении

Д.Щербакова Не нафрейди!

 

— «Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации» Короткова Л.Д.– М.: ЦГЛ, 2006.- 144 с.

В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, а психологам – заниматься коррекционной работой.

Книга может быть также полезна учащимся педагогических училищ и колледжей, студентам педагогических вузов и родителям.

 

— «Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина» А. В. Гнездилов — Издательство: Речь, 2004.-

(на lib100.com)

В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. Андрей Владимирович Гнездилов — петербургский врач-психиатр, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета в Англии, автор нескольких сборников сказок, известен многим как доктор Балу.

Сказки эти необычные — терапевтические. Они перенесут Вас в загадочный и таинственный, причудливый и дивный мир. Все описанное в этих историях — это реальность, но реальность не внешняя, а внутренняя, психологическая. Героями становятся наши мысли, чувства, нереализованные стремления, впечатления от взаимоотношений и путешествий.

Книга будет интересна не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

 

— «Игры в сказкотерапии» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко — СПб., Речь, 2006. 208 с.

(на lib100.com)

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте­рапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консуль­тирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить «особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обу­чать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Содержание

Несколько слов об игре……………………………………………………… 5

Игровая терапия………………………………………………………………………..11

1.Игровая терапия и психоанализ………………………………….13

2. Игровая терапия отреагирования…………………………………14

3. Игровая терапия построения отношений………………………..15

4. Недирективная игровая терапия………………………………….16

5. Игровая терапия в условиях школы……………………………..17

Сказочная игротерапия ……………………………………………………………..21

Игровой практикум …………………………………………………………33

1. Искусство дебатов……………………………………………………33

2. Шесть шляп ………………………………………………………….48

3. «Волшебный круг» …………………………………………………63

4. «Полотно счастья» …………………………………………………..89

Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и ограниченные возможности жизнедеятельности………………….. 100

1. Игры с пуговицами……………………………………………….. 101

2. Рыбалка……………………………………………………………… 103

3. Аквариум……………………………………………………………. 103

4. Пуговичное ожерелье…………………………………………….. 104

5. Пуговичное лото……………………………………………………105

Игры со спичками……………………………………………………………………111

1. Знакомая незнакомка…………………………………………….. 111

2. История одной спички …………………………………………… 112

3. Спичечный узор…………………………………………………… 113

Коммуникативные игры ………………………………………………………….. 115

1. Обыкновенное чудо ……………………………………………….. 115

2. Камень и веревка………………………………………………….. 118

3. Волшебные руки…………………………………………………… 120

4. Глина и скульптор ………………………………………………… 121

5. Групповая скульптура…………………………………………….122

6. Чудесные пироги………………………………………………….. 123

7. Моя ладонь …………………………………………………………. 124

8. Ладонь друга……………………………………………………….. 125

Игры в песочнице…………………………………………………………………….128

Общие принципы взаимодействия с клиентом………………………..130

1. Проективная психодиагностика в песочнице…………………141

2. Серия игр «Песочная грамота» …………………………………175

3. Познавательные игры……………………………………………..199

4. История России в играх на песке……………………………….202

5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу…………………………207

 

 

— «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.

(на http://publ.lib.ru)

Цель этой книги — в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о «сказочных» приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

Содержание

От автора……………………………………………….7

Введение………………………………………………11

Глава 1. Истоки волшебства Достоинства сказок……….15

Как строится сказочный сюжет…………..23

Многообразие сказочных форм…………….34

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками……………..47

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну………….123

Сценарии занятий. Два первых путешествия……………….134

Методы регистрации………………………….151

Глава 3. Новые разработки Постановка сказок на песке……………….159

Систематизация наблюдений и дальнейшие «шаги» ……179

Заключение………………..185

Список литературы……………189

Приложения Святая вода……………191

Сказкотерапевтические театрализованные игры (сценарии)…….237

Пусть сказка былью станет………………..282

Игровая сказкотерапия для «особых» детей (в помощь дефектологам и родителям)…………293

Дидактические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы «особых» детей……..299

Сценарий занятия «Путешествие в мир сказок»………………..337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и философское значение………….342

Об авторах…………….347

 

— «Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — СПб.: «Речь», 2000. — 310 с.

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. В руководстве в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы; обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях. Издание носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практической работы с комментариями и рекомендациями по использованию.

 

— «Сказки звездной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . —— СПб.: Златоуст, 1999

«Сказки звездной страны Зодиакалии» относятся к разряду медитативных сказок. Они отличаются бесконфликтным сюжетом, насыщенностью положительными энергетизирующими образами, метафорическим изображением разных видов общения людей друг с другом. Эти сказки созданы для того, чтобы передать нашим детям глубинные Законы Бытия и внести покой в их душу.

 

— «Тренинг по сказкотерапии.» Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006.

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтические программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению. Книга будет полезна и специалистам — детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».

 

— «Встречи на дороге. Терапевтические сказки» А.В.Гнездилов — Речь, 2005. — 224 с.

Психотерапевтическая сказка — это мост между реальностями: социальной, объективной и тонкой, психической. Психотерапевтические сказки Андрея Гнездилова не просто создают эти мосты, они еще и питают наш психический мир. Они формируют более мудрое и терпимое отношение даже к тем вещам, которые мы не в силах изменить, они позволяют нам более тонко, духовно постигать смысл самых непростых жизненных ситуаций.

В данном сборнике представлено 20 новых сказок известного петербургского психотерапевта и сказочника.

Гнездилов А.В. — Врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор НИПНИ им. В.М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетный доктор Эссекского университета в Англии, первый врач первого хосписа в Санкт-Петербурге и в России, вместе с английским журналистом Виктором Зорза является основателем хосписного движения в России.

 

— «Там, на неведомых дорожках… Из практики сказко­терапии» Пономарева В.И. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 244 с. — (Психотерапевтические технологии).

Сказкотерапия получает все более широкое признание, поэто­ му наряду с актуальностью теоретических разработок в этой обла­ сти не менее важно описание имеющейся практики — и как основы для продолжения и развития научных исследований, и для под­ тверждения эффективности работы метода.

Это издание подготовлено на основе практики индивидуаль­ ного консультирования, групповых тренингов, дистанционной сказкотерапии. В книге публикуются также авторские психологи­ ческие сказки (и притчи в авторском пересказе), способствующие обретению душевного равновесия и освобождению от того, что этому равновесию мешает: от стрессов, страхов, эмоциональных бурь. Кроме того, в ней содержится немало психологических игр и упражнений: они встречаются не только в изложении представлен­ ного сказкотерапевтического опыта, но и в самих сказках, а также коротких доверительных беседах, предваряющих или завершаю­ щих большинство из них. Причем техники «привязаны» к сюже­ там, ситуациям и событиям, т. е. предложены контекстно.

Представленные материалы могут использоваться психологами и педагогами, теми, кто собирается ими стать, но не только. Книга адре­ сована всем, кто интересуется вопросами гармонизации личности, а в этом случае и профессия и возраст не так уж и важны.

Содержание

От автора…………………………………………………………………………..3

1.Сказкотерапия в индивидуальной и групповой психологической практике……………………………6

1.1. Кому и зачем нужна сказкотерапия?…………………….. 6

1.2. Как помогают сказки (невыдуманные истории из жизни)……………………………. 12

1.2.1. Встречи тет-а-тет: подсказки из сказки…..12

1.2.2. Слушаем, пишем, играем вместе………………. 21

1.2.2.1. «Сказочное» развитие личности……. 21

1.2.2.2. Бизнес-обучение: общение и манипуляции……………………………………………..36

2. Дистанционная сказкотерапия (на примере авторской интернет-рассылки)………………….. 56

2.1. Сказкотерапия в Рунете………………………………………. 56

2.2. Рассылка «Сказки-подсказки»…………………………….. 57

2.3. Примеры сотворчества с участниками рассылки…………………………………………….. 64

Одинокое дерево…………………………………………………64

Сказка про Львенка, который достиг поставленной цели…………………..69

Клякса……………………………………………………………….. 86

Сосновая сказка………………………………………………… 97

3. Сказки и притчи…………………………………………………………. 103

3.1. Авторские психологические сказки……………………103

Жила-была Мечта…………………………………………….103

Волшебный секрет…………………………………………… 118

Осенняя история……………………………………………….123

Письмо……………………………………………………………… 128

Подарок……………………………………………………………. 134

Принцесса Лазуринда……………………………………….139

Яблоко для принцессы……………………………………… 143

Силантий и Слабатея…………………………………………148

Судьба Волны…………………………………………………….153

Маленькая сказка……………………………………………..154

Про болтушку Машу………………………………………… 175

Поня и Нипоня…………………………………………………178

Отвертка………………………………………………………….. 183

Сказание об Имсу……………………………………………..189

3.2. Притчи в авторском пересказе……………………. 193

Цветочная красавица………………………………………. 193

О двух волках………………………………………………….. 195

Мудрец и бабочка…………………………………………….. 195

Достаточно ли разбогатеть?…………………………….. 197

Идеал………………………………………………………………..198

Любовь…………………………………………………………….. 198

Меткость…………………………………………………………..201

Счастливый человек………………………………………… 201

Счастье……………………………………………………………..202

Иди!……………………………………………………………………203

Терпение……………………………………………………………203

Толкование сна………………………………………………….205

Карандашные правила……………………………………… 205

Кто красивее?……………………………………………………206

Приложение 1. Конспект тренинга личностного роста по сказке «Жила-была Мечта»………. 209

Знакомство…………………………………………………………………209

Соглашение………………………………………………………………. 210

Разогрев……………………………………………………………………. 211

Тело сессии 1 ……………………………………………………………..211

Тело сессии 2…………………………………………………………….. 214

Тело сессии 3…………………………………………………………….. 216

Завершение (заключительный этап)…………………………..217

Приложение 2. Сказки и притчи, написанные с участием читателей интернет-рассылки «Сказки-подсказки» … 218

1. Одинокое дерево……………………………………………………. 218

2. Львиная сказка………………………………………………………. 220

3. Клякса……………………………………………………………………..226

4. Сосновая сказка…………………………………………………….. 232

5. Тихая песня……………………………………………………………. 236

6. Почему?………………………………………………………………….. 237

8. История песчинки…………………………………………………..238

Библиография……………………………………………………………….. 241

 

— «Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками» Коновалова Н.В.

 

— «Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста» Фесюкова Л.Б. – М.: “Просвещение”, 2003.

Для работы с детьми дошкольного возраста. Сказки психологические.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать.

 

— «Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей» Бретт Д. — — М.: Независимая фирма “Класс” — “Библиотека психологии и психотерапии).

Что говорить ребенку, который боится темноты? Или маленькому честолюбцу, который отказывается делать то, что у него сразу не получается хорошо? Или тому, кого дразнят в школе? Или пережившему развод родителей?

В книге австралийского детского психолога Д. Бретт читатель найдет целую россыпь примеров, рецептов и рекомендаций для этих и многих других проблемных ситуаций. Простая и изящная книжка будет полезна любому детскому специалисту, интересна для «взрослого» врача и психолога и совершенно необходима всем заботливым родителям.

Содержание

Предисловие Руководство для начинающих фей.

Предисловие Е.Л.Михайловой…

Введение

1. Применение “историй про Энни”

2. Как научиться рассказывать “истории про Энни”

3. Боязнь темноты

                       История про Энни

4. Энурез

                       История про Энни

5. Компульсивные дети и дети-перфекционисты

                       Первая история про Энни

                       Вторая история про Энни

6. Застенчивость

                       История про Энни

7. Если ребенка дразнят

                       История про Энни

8. Развод

                       История про Энни

9. Дети — мачеха — отчим

                       История про Энни

10. Импульсивные дети

                       История про Энни

11. Взаимоотношения между маленькими братьями и сестрами. (сиблинги)

                        История про Энни

12. Дети алкоголиков

                        История про Энни

13. Релаксация

                        История про Энни

  • < Назад
  • Вперёд >

fusionpiter.ru

Вачков: сказкотерапия поможет справиться с детскими проблемами

В последние годы сказкотерапия стала серьезной научно-практической школой, сейчас у этого метода два направления: комплексная – в Санкт-Петербурге и интегративная – в Москве (совмещаются ресурсы разных направлений: юнгианского анализа, психодрамы, гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования и другие). Метод используется в работе и со взрослыми, и с детьми — как здоровыми, так и имеющими интеллектуальные нарушения.

— Психолог просто рассказывает сказки ребенку, как папа с мамой?

— Не всегда. Скорее мы опираемся на сказку. Дети вместе с психологом могут сами сочинять ее по известному им сюжету, и порой это приводит к сильным изменениям в самом ребенке, в его поведении и в отношениях с окружающими.

Есть такой групповой тренинг на основе сказки «Теремок»: для восьми участников, по числу героев. Никто не должен знать, у кого какая роль – главное, не пустить внутрь «медведя». У всех своя стратегия поведения и особенности характера, и каждому новому гостю приходится убеждать остальных в своей необходимости. Да и самим жильцам придется поспорить друг с другом: ведь у них разные интересы! Кто-то желает, чтобы мышка оказалась в теремке, а кто-то – против. В конце детям задаются вопросы: почему одним вы сразу поверили, а другим нет? Какие способы убеждения вы использовали?  Наиболее успешным, по-видимому, окажется тот, кто, демонстрируя доброжелательность в отношении других, не слишком настойчив и не пытается «давить» на партнеров. Но игроков нельзя обвинять в «неэффективном» поведении – их «защищает» необходимость следовать своей роли. Важно, чтобы в итоге для них стало очевидным преимущество психологической позиции «на равных».

Есть и другие приемы, которые позволяют включить ребенка в работу со сказкотерапевтическим материалом: так, иногда его просят нарисовать что-нибудь, а потом психолог задает вопросы по рисунку – кто это? где это существо было раньше? что с ним случилось? Можно поиграть во что-то, а потом придумать сказку на основе игры; предложить построить в песочнице свой мир, просто дать ребенку написать сказку, если он к этому готов.

— А родители в этом могут участвовать?

— Обязательно. Допустим, ребенок получает в школе «двойки» – почему? Психолог предлагает папе или маме начало сказки, где в скрытой форме «записана» проблема ребенка. Они вместе сочиняют сказку, и метафора позволяет решить проблему более легко и свободно, без житейской зашоренности.

В серии сказок «Лесная школа» Марины Панфиловой есть история про Волчонка, который боялся, что его будут ругать за невыполненное задание, и попросил отца помочь ему. Но когда учитель стал хвалить его за решение, тому стало стыдно: он не знал, как был получен ответ (отец ему не объяснил). И зверята поняли: ошибки – это не страшно, главное — разобраться самим.

— Любой ли детский психолог может применять данный метод?

Нет, нужна специальная подготовка. При этом нужно понимать, что сказкотерапия – именно психологический метод, а не психотерапия, какую применяют в клинических условиях. Элементы сказкотерапии можно использовать в школе так же, как и песочной терапии, и гештальт-терапии, и психодрамы.

Во многих педагогических вузах изучение сказкотерапии предусмотрено учебной программой, хотя, на мой взгляд, ее не всегда изучают достаточно глубоко. В нашем университете этим методом интересуются не только студенты, но и практикующие психологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, других городов, только через мои курсы прошло около трехсот человек.

— Каковы перспективы сказкотерапии в нашей стране?

— В России уже около 6 лет существует сообщество сказкотерапевтов, ежегодно проводятся фестивали и конференции с участием коллег из ближнего зарубежья, организуются учебные программы. Совместно с издательством «Эксмо» мы готовим выпуск серии книг по теоретическим и методологическим аспектам сказкотерапии, и для их читателей в этом году я буду вести дистанционный учебный курс. Надеюсь, это будет способствовать дальнейшему развитию метода в России.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

ria.ru

Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… — рецензия

Автор статьи Кирилл Карпенко. Статья опубликована: Школьный психолог. — 2011. — № 17.

Сказкотерапия возрастных ограничений практически не имеет. Поэтому для практических психологов, работающих и с детьми, и с взрослыми эта техника очень привлекательна. Сказка воздействует на клиента мягко и деликатно, не вызывает его сопротивления при восприятии болезненной информации. Дети с самых ранних лет привыкают к сказкам, воспринимают их как что-то тёплое, близкое. Впрочем, сказки любят не только дети, но и взрослые, ведь фантастика и детектив, по сути, тоже сказки, поскольку являются вымышленными историями. Методы сказкотерапии удобны и эффективны, поэтому данное направление практической психологии с каждым днём становится всё более популярным среди специалистов. И в то же время основательных трудов по этой теме чрезвычайно мало.

Поэтому новая серия издательства «Генезис» «Сказкотерапия: теория и практика» не должна остаться без внимания психологов. Серию открывает книга Игоря Викторовича Вачкова, президента международного Сообщества сказкотерапевтов, автора таких книг, как «Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке», «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку», «Метафорический тренинг», а также множества развивающих и психокоррекционных сказок.

«Введение в сказкотерапию» это и теория и практика. Первый раздел монографии посвящён теоретическим вопросам сказкотерапии: понятию «сказки», «сказкотерапии», типологии сказок, сказочной метафоре, являющейся ядром сказокотерапевтической работы, и др. Интегративная сказкотерапия была определена автором как «такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки (и близких ей жанров), позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создаёт условия для становления их субъектности».

Во втором разделе описаны сказкотерапевтические методы и приёмы. Отдельная глава посвящена использованию притч. Третий раздел содержит «Каталог сказкотерапевтических игр и упражнений».

Данное издание будет полезно и опытным сказкотерапевтам, и тем более начинающим. Первые смогут уточнить свои методологические воззрения и найти новые сказкотерапевтические игры и упражнения. Вторые сформируют адекватное представление о методе и получат хорошую базу методик по сказкотерапии. Говоря словами Игоря Вачкова, «сказкотерапия — это достойный инструмент из арсенала практического психолога. И использовать его следует максимально эффективно». Представленная книга будет в этом надёжным помощником.

www.psychologos.ru

Вачков, Игорь Викторович — Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Психолог-сказочник. (Сказкотерапия – метод психологической работы с детьми)

“…нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь…”

Сказкотерапия – это метод ,использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своём творчестве и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, И.В.Вачков, М.Осорина, Е.Лисина, Т.Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия – означает “ лечение сказкой”. Вачков И.В. считает, что сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на подсознательном уровне.

В понимании Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

1. Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:

1. Вызывают эмоциональный резонанс. Обращаются к двум психическим уровням: сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

– о жизненно важных явлениях,
– о жизненных ценностях,
– о постановке целей,
– о внутреннем мире автора (авторская сказка).

3. В сказке содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал,
– что происходит с человеком в разные периоды его жизни,
– какие этапы самореализации проходит женщина,
– какие этапы самореализации проходит мужчина,
– какие трудности можно встретить в жизни и как их преодолеть,
– как приобретать и ценить дружбу и любовь.

2. Типологии сказок.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок:

1. художественные,
2. народные,
3. авторские народные,
4. дидактические,
5. психокррекционные,
6. психотерапевтические.

3. Проблематика сказок:

– какими ценностями руководствоваться в жизни,
– как строить отношения с детьми и родителями,
– как прощать.

4. Проблемы, с которыми работают психологи:

Страхи, энурез, тики, агрессия и т.д.

5. Психокоррекционные сказки.

Р.М.Ткач считает, что для обретения сказкой силы и оказания помощи, необходимо придерживаться определенных правил создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка, но не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, который используется для решения проблемы.
3. Сказка должна разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с героями.

Для детей 3–4 лет главные герои игрушки, человечки и животные.

Начиная с 5 лет – феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты.

С 6-ти лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какими-то трудностями, совпадающими с проблемами ребенка.

Из-за этого…

В чем решение проблемы, и как это делают герои.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои извлекают уроки из своих действий. Их жизнь меняется в лучшую сторону.

По мнению Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, происходит замещение неэффективного поведения на более продуктивное. Применение психокоррекционных сказок ограниченно по возрасту (до 11–13лет) и проблематике.

6. Основные методы сказкотерапии.

Е.В.Чех выделяла несколько вариантов работы со сказкой:

– рассказывание,

– рисование,

– диагностика,

– сочинение,

– изготовление кукол,

– постановка.

7. Проблемы, которые решаются с помощью использования кукол.

По мнению Гребенщиковой с помощью кукол можно решить следующие задачи:

1. Психодиагностика.
2. Достижение психоэмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Социальные навыки, опыт социального взаимодействия.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие самосознания.
6. Развитие моторики.
7. Разрешение внутренних конфликтов.
8. Профилактика и коррекция страхов.
9. Развитие речи.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11. Коррекция отношений в семье.
12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

8. Метод “Сказкотерапевтическая диагностика”.

Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей. С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику различных проблем ребенка.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывании сказки достигается за счет того, что:

– Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными.
– Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа сказки и рассказывает о них.
– Предлагаемые ребенком ответы на вопросы позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

9. Актуально применение “сказкотерапевтической диагностики” в рамках адаптации учащихся 1-х классов (6–7 лет) к обучению в школе. Мной было предложено “первоклашкам” нашей школы поучаствовать в сказке “Ребятам о зверятах”:

– мини-группы 3–4 человека,
 – игрушки-зверюшки на выбор: тигренок, лосёнок, слонёнок, медвежонок.
– “жили-были зверята…резвились в лесу, купались в речке…

Наступила осень, и однажды отправили родители своих зверят учиться в 1-ый класс школы зверей…

Из-за этого… Долго они не виделись… прошло какое-то время… В выходной день встретились зверята на любимой поляне…Рассказали друг другу ,что понравилось, а что нет в лесной школе… что получается, а что – нет…

Кульминация: попросили зверята друг у друга совета, как лучше справится с …

Развязка: тигренок помог слоненку…

Лосенок выручил тигренка…, слоненок посоветовал друзьям…

Мораль: что изменилось у тигренка… как исправилось положение у лосенка… как они отнеслись к своей учебе в первом классе… почему они стали еще радостней и дружней?..

Цель: определить (если есть) проблемы в адаптации к обучению,
определить (если есть) уровень дезадаптации,
наметить методы работы по решению возможных проблем,
развить креативность личности как расширение спектра альтернативных решений.

Продолжением этой работы является проективная диагностика (рисунок), описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы.

 – рисунок “Человек”,

Рисунок “Школа зверей”, рисунок “Семья животных” и т.д.

По сюжетам тестов –рисунков(“Школа зверей”, “ Семья животных”) можно предложить ребятам сочинить и разыграть сказку.

10. Библиография.

  1. И.В.Вачков. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.:Ось-89.2007.
  2. Л.Г.Гребенщикова. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь,2007.
  3. Р.П.Ефимкина. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. 2006г.
  4. Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками.СПб.:Речь, 2008.
  5. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии.
  6. М.Б. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  7. Р.М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. М.:Сфера, 2008.
  8. Е.В. Чех. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. М.: Сфера, 2009.
  9. А.Л.Венгер. Психологические рисуночные тесты.Валдос-Пресс, 1999.

urok.1sept.ru

Вачков И.В. Введение в сказкотерапию

Новая книга профессора И.В. Вачкова, известного психолога и ведущего российского сказкотерапевта, как нельзя более актуальна в настоящее время, так как в серьезной мере способствует становлению сказкотерапии в качестве научной школы, а именно это является залогом результативности практического ее использования в ближней и дальнейшей перспективе.

Не секрет, что пока, к сожалению, имеет место (притом не так уж и редко) самоназвание психологов сказкотерапевтами без серьезной подготовки в этой области, что неизбежно ведет к дилетантизму в профессиональной деятельности. Это недопустимо само по себе, а в связи с тем, что психологическая культура в нашем обществе пока еще недостаточно развита, в конечном счете чревато дискредитацией метода. А потому необходимо формировать цельную теоретическую основу его, и «Введение в сказкотерапию» И.В. Вачкова — весомый вклад в этот процесс.

Бытует мнение, что сказка — достаточно простой феномен для того, чтобы пользоваться ею в индивидуальной и групповой работе психолога. Поэтому крайне важна сосредоточенность автора в теоретической части книги на базовых вопросах, составляющих ключевые позиции метода, своеобразные реперные точки, такие, как роль и место сказки в культуре человечества, понятие и типология сказок, метафора как ядро сказки, особенности ее применения в работе сказкотерапевта и т.д.

Весьма плодотворен приведенный в книге анализ положения сказкотерапии среди других методов психотерапевтической и психологической работы. Принципиальное значение имеет раскрытие понятия интегративной сказкотерапии, акцентированной на развитие самосознания индивида и повышение уровня взаимодействия между людьми как условиях становления субъектности; выделение связи субъектности с расширением экологического мира человека, то есть с выходом в новые пространства представлений, отношений и действий, а метафоры — как универсального средства перехода в новые пространства.

Подход к теоретическим аспектам сказкотерапии у И.В. Вачкова аналитичен и основателен. Например, он не ограничивается констатацией тезиса о необходимости возникновения сходства между семантическими пространствами души читателя / слушателя и сказки для того, чтобы состоялось и проявилось ее воздействие, но и (что особенно ценно) рассматривает, каким именно образом в ходе работы со сказкой происходит процесс построения границ между мирами: внутренним и внешним, реальным и вымышленным.

Проблематика, исследуемая в книге, помогает специалистам действовать более осознанно в практической деятельности, а предлагаемый в ней инструментарий, основанный на теоретических построениях, дает убедительные примеры высокого профессионализма ученого, основательно владеющего практикой.

При этом показаны особенности и приемы работы сказкотерапевта с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками и взрослыми. Это принципиально важно, поскольку психологическое воздействие сказки, с одной стороны, универсально и связано в первую очередь с подсознанием, с другой — зависит от возраста человека и соответственно от уровня его социализации, жизненного опыта, приверженности к определенным поведенческим и социальным стереотипам и т.д.

«Введение в сказкотерапию» поможет специалистам с опытом систематизировать свои знания и найти полезные для работы материалы, а начинающим — составить представление о глубине и многообразии этого психотерапевтического направления.

Доктор философских наук, кандидат психологических наук,
профессор МГУДТ Наговицын А.Е.

psixologiya.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *