Занятия с детьми психологические – . , , . ,

25 чудесных занятий с детьми

Рене Джейн, сертифицированный тренер личностного роста и магистр в области прикладной позитивной психологии, специализируется на развитии навыков адаптации и стрессоустойчивости детей и взрослых. Она превращает научно обоснованные концепции в легко применимые игровые техники.

Рене является автором уникальной терапии детской тревожности, которые были реализованы в формате короткометражных мультфильмов. Она объединила самые действенные на её взгляд адаптивные технологии в одной статье. Некоторые из них нам давно известны, но забыты, какие-то абсолютно новые, из разряда тех, которые так и хочется испытать. Надеемся, вы найдёте в этом списке то, что подойдёт именно вашему ребёнку.

В помощь родителям: Чем заняться с детьми

1. Инверсия. Успокаивающая сила расположения головы ниже уровня сердца, также известного как инверсия. Будь то расслабление в позе ребёнка или наклоны к пальчикам ног или стойка на голове – подобное изменение позиции тела оказывает общеукрепляющее действие на вегетативную нервную систему, которая контролирует реакцию организма на стресс. Другая успокаивающая поза-упражнение — «собака мордой вниз». Эта поза хороша тем, что способствует сжиганию лишней глюкозы, высвободившейся из-за повышения уровня адреналина.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

2. Прыгай выше! Можно устроить соревнование по прыжкам в высоту, длину, на скорость. Это отличный способ выпустить пар. Можно попрыгать со скакалкой под музыку, поддерживая ритм, или поиграть в классики.

3. На пробежку! Доказано, что бег снижает стресс, и порой может быть более эффективным, чем поход к психологу. 10-минутная пробежка не только повлияет на настроение вашего ребёнка, но и продлит стрессоустойчивость на несколько часов.

4. Велик. Велосипед уходит в прошлое, и очень зря. С введением велосипедных дорожек и мощеных трасс в городах езда на велосипеде стала безопаснее, чем когда-либо, и может быть мощной успокаивающей техникой. Это занятие не оказывает чрезмерного давления на суставы, развивает баланс, заменяет физкультуру и может проводиться всей семьёй.

5. Толкай стену. Этот приём помогает избавиться от гормонов стресса без необходимости выходить на улицу или даже из комнаты. Попросите ребенка попытаться толкать стену в течение 10 секунд в 3 приема. Этот процесс позволяет мышцам сокращаться, а затем расслабиться, в результате чего вырабатываются гормоны счастья, как после спортивной нагрузки.

6. Музыка. Музыка способна влиять на настроение, сон, уровень стресса и тревоги. Экспериментируйте со стилями, следите за эффектом. Очень скоро вы узнаете, что именно влияет на вашего ребёнка наилучшим образом. Используйте музыку для создания настроения дома, в машине, в детской.

7. Танцуем! Добавьте компонент физической активности к вашим сеансам прослушивания музыки. Устройте танцевальную вечеринку в гостиной и наблюдайте, как чадо меняет свое настроение.

8. Пение. Танцевать под любимую мелодию – чистое удовольствие. Но пение вслух, даже тогда, когда оно невпопад, способствует выработке эндорфинов, что приносит чувство удовольствия и спокойствия.

9. Мыльные пузыри. Это занятие связано с предыдущим, потому что основано на регуляции дыхания. Ребёнок быстро обретёт контроль над своим дыханием, а значит, и состоянием, если будет дуть на вертушку или надувать мыльные пузыри.

10. Задуваем свечу. Зажгите свечу и дайте ребёнку задуть её. Зажигайте снова и снова, помещая свечку все дальше и дальше от него, чтобы ему пришлось вдыхать всё глубже, чтоб задуть её. Это отличный способ превратить практику глубокого дыхания в игру.

11. Дыши животом. Большинство дышит неправильно, особенно в стрессовой ситуации. Пусть ребёнок представит, что живот – это шарик. Попросите сделать глубокий вдох, чтобы его надуть, и выдох – чтобы сдуть. Почувствуйте эффект уже на 5-й раз.

12. Первобытный клич. Иногда эмоций становится слишком много, чтобы держать их в себе. Пусть ребёнок встанет с широко расставленными ногами и поднятыми руками и почувствует, как эмоции кипят в пальцах ног, поднимаются выше по ногам и всему телу и вырываются через рот. Не нужно кричать слова или придерживаться какой-то программы, пусть делает это так, как ему удобно.

13. Рисование. Рисование не только отвлекает от источника раздражения, но и развивает устойчивость к стрессу в целом. Сейчас тюбики с краской – не единственное помогающее средство, существуют специальные интерактивные доски, игровые приложения и другие помощники: например, пена для бритья и занавеска в ванной.

14. Визуализация. Используя картинки из журналов, ребёнок может собрать на большом постере коллаж своих интересов, фантазий и целей. В процессе творчества он сможет прийти к новым открытиям о себе, и сосредоточение на позитивном моментально меняет настроение к лучшему.

15. Глоток воды. Обезвоживание связывают со снижением умственной деятельности. Налейте ребёнку стакан прохладной воды, пусть медленно выпьет. Попробуйте хоть раз – и увидите успокаивающий эффект, который оказывает эта процедура на нервную систему.

16. Водные процедуры. Успокаивающие ванны действуют на детей так же, как и на взрослых. Используйте пару игрушек для ванной, чтобы научить малыша расслабляться и отпускать заботы дня. Холодный душ производит на организм тонизирующий эффект. Прохладная вода снижает напряжение мышц, улучшает работу сердца и приводит к улучшению настроения. Исследование состояния зимних пловцов показало, что с регулярным погружением в холодную воду снизилось напряжение, усталость и депрессия.

17. Наблюдение за рыбками.

 Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в некоторых зонах отдыха есть аквариум? В Университете Эксетера в Великобритании обнаружили, что наблюдение за рыбками снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Чем больше аквариум, тем лучше эффект. Чтобы проверить эту гипотезу, возьмите ребёнка на озеро или в океанариум.

18. Обратный отсчёт со 100. Счёт помогает отвлечься от раздражителя, обратный счёт требует дополнительной концентрации, но не перегружает мозг.

19. Пиши от души. Для детей постарше ведение дневника с описанием своих чувств – действенный способ корректировки состояния, особенно если нет страха, что записи прочтут. Пусть у ребёнка будет тетрадь, которая лежит в надёжном месте, в которой они смогут написать обо всех своих чувствах. Важно убедить ребёнка, что вы никогда не возьмёте её без его разрешения.

20. Благодарность, благодарность, благодарность. Дневник Благодарности похож на обычный личный дневник, упомянутый выше. Исследования показали, что ведение такого дневника оказывает положительное влияние на успеваемость в школе и способствует снижению стресса во внеклассной работе. Лучше завести отдельную тетрадь, в которой ребёнок сможет записывать вещи и события, за которые он благодарен (которые приносят ему радость), и сделать пару записей вместе, чтобы ребёнок понял концепцию.

21. Назови свою эмоцию. Когда переполняют эмоции, достаточно их распознать, чтобы начать успокаиваться. Если ребёнок быстро заводится, придаётся гневу, панике или становятся одержимы идеальным исполнением задачи, попросите его назвать эту эмоцию или состояние. Придумайте специальные фразы, чтобы помочь ребёнку поговорить об этом.

22. Теннисный мяч на спине. Старый приём физиотерапии – катание небольшого твёрдого мяча по спине ребёнка – лёгкий массаж успокаивающего действия. Уделите особое внимание плечам, шее, пояснице – это типичные места скопления напряжения.

23. Мяч для гольфа под ступнями. Катание мяча для гольфа ступнями не только улучшит кровообращение, но и воздействует на точки, отвечающие за расслабление ног. Для достижения лучшего результата катайте мяч по всей поверхности ступни ребёнка, меняя степень давления.

24. Замесите хлеб. Бабушки по всему миру могут подтвердить, что процесс выпечки хлеба снимает стресс. Интернет изобилует простыми рецептами, по которым ваш ребёнок с радостью и перепачканными руками будет мять и переворачивать тесто. Лучшая часть заключается в том, что в конце концов у вас появится домашний хлеб, который наглядно демонстрирует, что напряжение можно сублимировать правильно и результативно.

25. Браслет своими руками. Создание изделий своими руками легко вводит ребёнка состояние «потока», т.е. полного погружения в занятие. Эта концепция распространяется на шитьё, вязание, плетение бисером и даже складывание белья после глажки – любой деятельности, в котором ребёнок забывает о внешнем окружении.опубликовано econet.ru. 

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

©Рене Джейн

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

конспекты занятий педагога-психолога в детском саду

«Давайте жить дружно»

Составила: педагог-психолог Горохова С.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан


«Давайте жить дружно»

Цель: Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию и пониманию чувств других детей.

Задачи: продолжить формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я» в группе сверстников, гармонизировать потребность ребенка в социальном признании, учит осознавать свои эмоциональные ощущения.

Оборудование: магнитофон с записью песни «Настоящий друг» (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)

Ход занятия

Психолог. Здравствуйте, дети!  Очень рада вас сегодня видеть. Хочу предложить вам сегодня поздороваться необычно и даю вам задание поздороваться за руку  как можно с большим количеством детей за одну минуту, при этом дуг с другом можно здороваться несколько раз. Считайте свои рукопожатия, а потом мы сравним, кто сколько раз пожал руку другому.

Я хочу  продолжить нашу встречу и предложить вам послушать  замечательную песню.  (Звучит песня «Настоящий друг».) Ребята могут подпевать.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,-

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шепчут все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь,-

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что – нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому – то

В трудную минуту-

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Психолог. А у вас есть хороший друг? Почему вы считаете его хорошим? А таким, о ком поется в песне, вы хотели бы видеть своего друга? Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы поступали  с вами. Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать лучше. Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и вы приобретете настоящих друзей. Хорошо, когда и в группе вы относитесь к дуг другу  по – дружески. Давайте  сегодня мы поучимся это делать. Мы будем учиться быть одной командой.

Игра «Гомеостат» 

Психолог. Рассаживайтесь в круг. Пусть каждый из вас сожмет кулаки и по моей команде будет «выбрасывать пальцы». Вы должны стремиться  к тому, чтобы все участники «выбросили» одно и тоже количество пальцев. Игра будет продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем этой цели. Запрещено перемигиваться, договариваться словами. (Дети выполняют задание).

Игра «Живая скульптура»

Психолог. А теперь давайте немножко пофантазируем. Сегодня мы все вместе создадим одну большую скульптуру. Пусть в центр выйдет самый смелый. Он примет какую — нибудь удобную для него позу. Следующий присоединится к нему  в том месте, где много свободного пространства, и тоже примет какую – нибудь позу. После чего к ним присоединится третий. Затем первый осторожно выберется из «скульптуры», а четвертый займет любое пустое место в общей группе и так далее. (Психолог  выполняет роль «скульптора» в течение всего упражнения; помогает детям придумать, на что похожа композиция.)

Игра «Сиамские близнецы»

Психолог. Настоящие друзья часто встречаются друг с другом. Они все делают вместе. Сейчас нас ждет новая игра. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите одной рукой друг друга за пояс. Теперь вы становитесь «сиамскими близнецами», у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. (Чтобы третья нога была дружной, ее можно скрепить веревочкой). Я предлагаю вам так походить, повернуться, лечь, встать, попрыгать, поползать… Победит та пара, у которой все движения будут слаженными.  (Дети выполняют задание).

Игра «Строим цифры»

Психолог. А вы знаете, что вместе  с другом можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься математикой? Сейчас я вам это докажу. Я буду считать до 10, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур цифр 1, 2, 3, и т. д. (Дети выполняют задание).

Игра «Печатная машинка»

Психолог. Сейчас я вам всем раздам карточки с буквами. Пусть каждый назовет свои буквы. Теперь мы будем печатать слова. Я назову слово, а вы будете «печатать», т. е отхлопывать каждый свою букву, строго друг за другом. А теперь будем печатать предложения. Для этого вам нужно будет еще всем вместе отхлопывать паузы между словами.  Послушайте, я прочитаю вам стихотворение:

Дом с колокольчиком

Стоит небольшой старинный дом под зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснется старушка, седая – седая старушка,

И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок,- На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если,  но если, но если ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба – Яга,

И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

(После чтения стихотворения нужно обсудить с детьми, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба – Яга).

Дети садятся в круг на ковер вокруг «костра». По команде «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру». По команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется ведущим ребенком. (На последнем этапе игры можно использовать музыкальные записи)

Упражнение «Черепаха»

Психолог находится у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу психолога дети начинают  медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2 – 3 минуты  психолог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказывается самым последним. Затем психолог обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

Когнитивное упражнение «Чаша доброты»

Психолог. «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте  перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная?  Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите – «это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Релаксация «Поза покоя»

Необходимо усадить детей по кругу удобно, руки на коленях.

Психолог формулу покоя произносит медленно, тихим голосом, с длинными паузами.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая,

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно – расслабление приятно!

Психолог. Наша встреча подходит к концу. Расскажите, какие эмоции вы испытывали на протяжении нашей встречи.

Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку.

До встречи!

 


nsportal.ru

Программа групповых психологических занятий «Азбука психологии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач.

Ему необходимо:

  • успешно овладевать учебной деятельностью;
  • освоить школьные нормы поведения;
  • приобщиться к классному коллективу;
  • приспособиться к новым условиям;
  • умственного труда и режиму.

Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Поставим себя на место ребенка, строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил очень непросто. Он становится учеником, который впервые переступает порог школьного здания.

Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он имел дело прежде. Ему необходимо научиться.

Наконец, у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.

Ребёнок осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему нужно понять и запомнить новые правила поведения. Наконец, теперь результаты его деятельности будут оцениваться учителем. Вспомним, что поступление ребенка в школу означает, прежде всего, увеличение нагрузок на его организм.

И если в довершение к этим нагрузкам ребенок испытывает постоянный стресс и тревогу, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации, процесс адаптации ребенка к школе значительно осложняется. Размышления о том, как помочь детям при встрече с новой для них школьной ситуацией, и привели к разработке программы групповых психологических занятий «Азбука психологии» для детей, младшего школьного возраста

В отдельных случаях психологические занятия могут проводится и в малых группах количество детей в группе — от 3 до 5 человек. Как развивающая программа может проводиться также со всеми детьми 6-10 лет.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Цель – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста,что необходимо для успешного обучения в начальной школе.
  2. Развитие у детей младшего школьного возраста социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.

Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу работы входят:

  • проведение психолого-педагогической диагностики трудностей у детей младшего школьного возраста;
  • проведение коррекционно-развивающей работы с детьми.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Для разработки занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения детей младшего школьного возраста , коммуникативных навыков.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Методические рекомендации по реализации программы:Программа рассчитана на детей 6–10 лет и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся продолжительностью 20-30 минут.

 Календарно-тематическое планирование групповых психологических занятий с детьми младшего школьного возраста

№ п/п Тема Содержание темы Кол-вочас Дата проведения
1 «Знакомство» Создание условий для более близкого знакомства детей; развитие концентрации внимания. 1  
2 «Настроение, эмоции» Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; тренировка внимания, мышления, мелкой моторики; развитие усидчивости, самоконтроля. 1  
3 «Давай поиграем» Стимулирование общения; тренировка слуховой памяти, мышления, мелкой моторики; развитие самоконтроля. 1  
4 «Учимся общаться» Формирование коммуникативных качеств; работа с эмоцией радости; тренировка зрительной памяти, развитие логического мышления, развитие моторики; умение управлять своим телом 1  
5 «Вместе веселей» Развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности; обучение поиску закономерностей, развитие навыков самоконтроля. 1  
6 « Кто я?» Формирование правильного представления о себе; совершенствование воображения, развитие моторики, 2  
7 «Разведчики» Развитие наблюдательности, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки. 1  
8 «Мальчик звезда» Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания. 1  
9 «Настроение в чемодане» Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции; тренировка внимания, моторики, логического мышления; формирование коммуникативных качеств. 1  
10 «Сказ по кругу» Развитие эмпатических способностей, тренировка слуховой памяти, логического мышления. 1  
11 «Настроение» Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, тренировка зрительной памяти. 1  
12 «Матрешка» Развитие эмоциональной сферы, фантазии; развитие внимания, логики, моторики. 1  
13 «Сказка о радости» Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности в себе; совершенствование воображения 1  
14 «Я и другие» Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие логического мышления, моторики 1  
15 «Маленькая Баба-Яга» Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие концентрации внимания, логического мышления. 1  
16 «Голова, пол, потолок» Тренировка внимания, развитие мышления, моторики, умения снимать психо-эмоциональное напряжение 1  
17 «Самооценка» Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; тренировка слуховой памяти 1  
18 «Тропинка» Развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки; тренировка зрительной памяти, развитие моторики. 1  
19 «Учимся дружить» Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать напряжение 1  
20 «Вот я какой» Формирование чувства уверенности в себе; развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации. 1  
21 «Мы вместе» Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста; обучение поиску закономерностей 1  
22 «Мир добра» Развитие эмпатии, создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля, слухового внимания, снятие эмоционального напряжения, снижение двигательной активности. 1  
23

urok.1sept.ru

Психологические занятия для детей раннего возраста по развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в детско-родительской группе «Вместе с мамой»

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду является одним из ведущих направлений деятельности психолога дошкольного учреждения. Опыт показывает, что наиболее успешной формой работы являются специально организованные психологические занятия вместе с родителями, на которых дети получают первые уроки общения, сотрудничества, первые навыки коммуникации.

Занятия проводятся в группах раннего возраста и группах кратковременного пребывания. Частота занятий – 2 раза в неделю, продолжительностью по 30-35 минут. Программа рассчитана на 24-36 занятий. Занятия проводит педагог-психолог, участники – мама и ребенок.

Основная цель занятий: обучение детей элементарным навыкам, общения и сотрудничества, снижение риска дезадаптации к дошкольному учреждению.

Занятие включает три части, у каждой свои обучающие и развивающие задачи. Вводная часть: основная задача – создание эмоционально-позитивного настроения, активизация психически процессов. Основная часть: задача – развитие навыков общения, коммуникативной компетенции, навыков взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Заключительная часть – снятие психомышечного напряжения, релаксация.

Занятие 1

Вводная часть:

Упражнение “Радуга-дуга”  (активизация позитивного настроения)

Радуга-дуга не давай дождя,

Давай ведрышко, (дети держатся за руки и идут по кругу)
Чтоб ребяткам играть
(отбивают пальчиками по коврику)
Да и с мамой поскакать
(подпрыгивают на месте, обнимаются с мамой)
Дай нам солнышко-колоколнышко!
(растягивают солнышко)

Упражнение “Здравствуй”

Дети вместе с мамами стоят по кругу, нужно дотронуться ладошками до рядом стоящего и произнести свое имя.

Упражнение “Мы топаем”

Стоя в кружке, вместе со взрослыми дети выполняют движения.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,
Качаем головой, качаем головой,
Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем,
Мы ручки подаем, и бегаем кругом.

Основная часть:

Детям вместе с мамой предлагается из мягких модулей построить свой домик. После чего все приглашаются в круг. Ведущий предлагает игру “Чижик”.

Игра “Чижик”

Чижик по небу летал (мамы вместе с малышами изображают птичек, машут крыльями и летят по кругу)
Правой (левой) ножкою кивал (забрасывают ногу назад, пытаясь до ягодицы)
Кив-кив – не кивай,
К себе в домик улетай! (убегают в свой домик)

Игра продолжается несколько раз.

После игры участникам предлагается взять одну деталь из своего домика и построить общий дом.

После окончания необходимо похвалить малышей, заострить внимание на умении делиться и помогать другим, делать что-то вместе.

Далее все встают в один общий круг и играют в ладушки.

Упражнение “Ладушки

Можно использовать любую потешку “Ладушки”. (Несколько вариантов игры: руки малыша в руках мамы, дети играют в паре с мамой, дети играю в паре с ребенком, наиболее усложненный вариант, когда дети играют с соседями, ладушки по кругу для детей 3-х лет).

  • Ладушки, ладушки, где были?
  • У бабушки!
  • Что ели?
  • Кашку!
  • Что пили?
  • Бражку! А на закуску хлеб, да капустку!
  • Попили, поели, домой полетели!
  • Шу на головку сели, ладушки запели!

Заключительная часть:

Упражнения в заключительной части проводятся на индивидуальном коврике (мама и ребенок) Основная направленность заключительной части – релаксация, психомышечное расслабление, работа с базовым чувством доверия, телесный контакт с мамой.

Упражнение “Шалтай-болтай”

Шалтай-болтай висел на стене (мама держит ребенка в кольце, немного раскачивая, малыш наклонен и расслаблен)
Шалтай-болтай свалился во сне
(мама с ребенком играя, падают на коврик).
Упражнение “Тушки-тутушки”
Тушки, тутушки, овсяные лепешки,
Пшеничный пирожок, на опаре замешен,
(мама тискает малыша, поднимает, мнет)
Высокохонько зашел (мама подкидывает ребенка),
От старушки ушел, И от старика убежал…
(ребенок убегает).

Упражнение “Не плач, не плач – куплю калач”.

Мама прижимает ребенка к себе в позе ложки, раскачивает, проговаривая текст.

Не плач, не плач – куплю калач,
Не плач дорогой, куплю другой,
Не плач, не кричи – куплю целых три.

Занятие 2

Вводная часть:

Упражнение “Я здороваюсь везде”.

Ребенок вместе с мамой подходят к каждому в кругу, протягивают руку и произносят “Здравствуй… (имя ребенка)”, нужно обойти всех.

Я здороваюсь везде, дома и на улице.
“Здравствуй” – даже говорю я соседской курице!

Упражнение “Общее приветствие”.

Мамы весело произносят речевку и выполняют движения вместе с малышами.

Мы руками хлопаем,
Мы ногами топаем,
Глазками моргаем,
Ручки поднимаем,
Хвостиками машем
И друг другу скажем “Здравствуйте”!

Игра “Покажи нос”

Участники повторяют движения за ведущим, в дальнейшем можно выбирать ведущими пару: мама – ребенок, ребенок или мама. Слова игры лучше произносить распевая.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите не зевайте,
И за мной все повторяйте.
Что я вам сейчас скажу,
И при этом покажу. (Ушки-ушки, глазки-глазки, носик-носик и т.п.).

Упражнение с пальчиками.

Упражнения с пальчиками легко модифицировать в различные варианты. Мама играет с пальчиками малыша, затем ребенок перебирает пальцы мамы, можно усложнить, когда все участники познакомятся, меняя родительские пары.

Несколько вариантов пальчиковых игр.

  • Братец-братец, где ты был?…
  • С этим братцем в лес ходил,
  • С этим братцем щи варил,
  • С этим братцем кашу ел,
  • С этим братцем песни пел”

“Моя семья”

Вот дедушка!
Вот бабушка!
Вот папочка!
Вот мамочка!
Вот деточка моя!

Вот и вся моя семья! (поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Второй рукой охватить кулачок).

Основная часть:

Игра “Секретики в бумаге”

Мама вместе с ребенком заворачивают мелкую игрушку в бумагу разными способами, а ребенку требуется развернуть и посмотреть, что там за секретик. (заворачивать кульком, конвертом, конфетой, в несколько слоев бумаги). Другой вариант игры: нужно завернуть предмет и кому-нибудь подарить.

Упражнение “Лады– Лады…

Участники стоят по кругу, мамы за малышами, произносят слова и выполняют действия.

Лады – лады – ладушки, (хлопаем в ладоши)
Мы пекли оладушки, (имитируем, как выпекаем оладушки)
Маслом поливали, (указательным пальцем водим по ладошке)
Деток угощали

… (Называем имя ребенка, к которому подходим с оладушками) два,

… (имя) два, … маме два и … (свое имя) тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья (все дружно хлопают в ладоши).

Упражнение “Спаси птенца”

Детям раздаются ватные комочки – это птенчики. Ведущий говорит: “Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он очень замерз, давайте его погреем и отпустим полетать”. Дети с мамой стоят по кругу, ладони сложив лодочкой, глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают) 2-3 раза.

Упражнение “Мы ногами топ-топ-топ”

Вместе со взрослыми дети выполняют движения.

Мы ногами топ – топ – топ!
А в ладошки – хлоп – хлоп –хлоп!
Ай да малыши! Ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем!
И в ладошки ударяем!
Топ – Топ – ножки – топ!
Хлоп – хлоп – ручки – хлоп!
Ай да малыши! Ай да крепыши!

Игра “Карусели” с ленточкой или обручем

Участники изображают карусель, двигаясь под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась.

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону).
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом,
Побежали, побежали
(темп речи и движений ускоряются. На слова “побежали” меняется напрвление).
Тише, Тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те (темп движений замедляется, на слова “раз-два” все дети останавливаются и кланяются друг другу).
Раз-два, раз-два, Вот и кончалась игра (с малышами направление можно не менять).

Заключительная часть:

Игра “Поехали”

Мамы вместе с малышами имитируют действия, напевая песенку.

На лошадке ехали, до угла доехали,
Сели на машину, налили бензину,
На машине ехали, до реки доехали,
Тыр, стоп, разворот, на реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не идет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит “Ууууууууу!”

Упражнение “Не плач, не плач – куплю калач”.

Мама прижимает ребенка к себе в позе ложки, раскачивает, проговаривая текст.

Не плач, не плач – куплю калач,
Не плач дорогой, куплю другой,
Не плач, не кричи – куплю целых три.

Занятие 3

Вводная часть

Упражнение “Общее приветствие”.

См. занятие 2.

Упражнение “Дотронься ласково”

Все участники стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего и произносит слова: “Какие шелковые волосики у …Коленьки!”, а далее просит Колю дотронуться до головы своего соседа. Мамы также участвуют в игре, если дети затрудняются в обращении, то помогают им. Игра предполагает несколько вариантов (дотрагиваться можно до ручки, щечки, носика и т.п.) Некоторым детям трудно выполнять такие действия, не нужно заставлять выполнять все, мама активно помогает малышу включаться в разные формы коммуникаций.

Упражнение “Радуга-дуга”

См. занятие 1.

Игра “ Раздувайся пузырь” (с ленточкой)

Тесным кругом дети с мамами дуют в кулачки, изображают, что надувают пузырь, отходя назад с каждым шагом Ф-Ф-Ф, растягивая круг, далее берутся за руки, приговаривая:

Раздувайся пузырь,
раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!

После последних слов издают звук ТТТСССССС (сдуваем) ПЫХ! И разбегаются в разные стороны.

Игры с пальчиками.

  • Сорока – белобока, где была?
  • Далеко! Кашку варила, деточек кормила!
  • Этому дала, этому дала, этому дала,
  • А этому не дала!
  • Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты кашу не варил!
  • Нет тебе ничего!

См. занятие 1, 2.

Основная часть

Упражнение “Мишка косолапый…”

Ведущий говорит, что к нам пришел мишка (показ игрушки), и тоже хочет поиграть, Мама ставит ступни ребенка на свои, и они в паре исполняют роль мишки, имитируя его движения. Текстовое сопровождение.

Мишка косолапый по лесу идет (медленно передвигаются вразвалочку),
Шишки собирает, в корзиночку кладет (наклоняются),
Шишка отскочила прямо мишке в лоб (дотрагиваются кулаком до лба),
Мишка рассердился (изображают на лице злость, хмурят брови),
И ногою топ!
(топают ножкой)

В данном упражнении важно действовать вместе, согласовано.

Игра “У медведя во бору…”

У каждого ребенка коврик – это его домик. Дети ходят по комнате, собирают грибы, ягоды (ведущий заранее раскладывает атрибуты).

У медведя во бору,

грибы, ягоды беру (ходят по комнате, изображая, что собирают грибы),

А медведь сердит и на нас рычит (медведь выходит из берлоги),

Ррррррр…… Ррррррррр (дети убегают в свой домик (на коврик).

Упражнение “Собери малинку”

Предлагается разрезная картинка из 2-х частей (малыш собирает и наклеивает на листик).

Упражнение “Подари салют”

Участникам (детям) предлагается на выбор цветная бумага. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки мамы просят малыша выбрать, кому бы он хотел подарить салют. Ребенок подбрасывает свой салют над тем, кого он выбрал, кричит “Ура!” и хлопает в ладоши. Дарить салют можно, сверстнику, маме, себе, другой маме. Важно, чтобы ребенок, который дарить и тот кому дарят испытали положительные эмоции.

Заключительная часть

Упражнения на снятие мышечного напряжения “Медвежонок на прогулке”

  • “Прогони пчелку”

Ребенок лежит на коврике, а мама щекочет пальчики ног. Малыш, напрягая и расслабляя пальчики, пытается сбросить надоедливую пчелку.

  • “Игра с шарфиком”

У ребенка в руках шелковый шарфик. Звучит спокойная музыка, ребенок вращает шарфик под музыку.

  • “Надуй шарик”

Ребенок лежит на коврике на спине. Мама считает 1 – 2. На счет один малыш старается надуть живот, как будто проглотил шарик. На счет 2, жив

urok.1sept.ru

План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Психологические занятия для детей 3 лет

        Психологические занятия для детей 3 лет

ТЕМА: “ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ (ШАР, КРУГ)”

Цели:

  1. Развитие восприятия (формы).
  2. Развитие психических процессов (внимание, память, мышление) в процессе работы с формой.

Ход занятия

1 этап — организационный

     Задачи:

  1. Создание положительного эмоционального климата в группе.

     Приветствие.

                           “Хоровод водили, ласковыми были.

                             Выйди, Машенька, в кружок,

                             Возьми, Машенька, флажок”.

         Дети по очереди выходят в круг, здороваются друг с другом.

          Встреча гостя – в гости к детям приходит Колобок.

2 этап – мотивационный

     Задачи:

  1. Развитие слухового восприятия.

Прослушивание сказки “Колобок” (магнитофонная запись или рассказ).

Работа с последовательными картинками к сказке.

3 этап – практический

     Задачи:

  1. Обучение установлению причинно – следственных связей. Развитие операции сериация.
  2. Развитие тактильного восприятия.
  3. Развитие распределения и концентрации внимания.
  4. Развитие зрительной памяти.
  5. Развитие умения действовать по правилам. Развитие наглядно – образного мышления.
  6. Развитие устойчивости внимания.

Знакомства с друзьями Колобка – Мячик, Клубочек, Шарик.

Игра “Найди все круглое”

          Детям предлагается найти в комнате предметы круглой формы и картинки с изображением предметов круглой формы.

Игра “Вспоминайка”

          Детям предлагается вспомнить предметы и картинки из предыдущей игры.

Игра “Встаньте в круг” 

           После начала музыки дети разбегаются по залу, когда музыка заканчивается, дети собираются в круг.

Упражнение “Разбитые тарелочки”

           Детям предлагается помочь Колобку склеить тарелки, чтобы угостить друзей (зрительный синтез из двух и трех частей).

    4 этап – рефлексивный

         Задача:

               Развитие рефлексии.

               Дети провожают Колобка обратно в сказку: каждому ребенку предлагается индивидуальная карточка с заданием.

               Дети делятся впечатлениями о том, что понравилось на проведенном занятии.

ТЕМА: “КОЛБОК”. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ (ШАР, КРУГ)

     Цели:

  1. Развитие восприятия (формы).
  2. Развитие пространственных представлений.

     Ход занятия

1 этап – организационный

     Задача:

           Создание эмоционального настроя.

            В гости к детям пришел Колобок. Ведущий спрашивает ребят, кто и из какой сказки к ним пришел, знают ли они эту сказку.

             Колобок катится мимо ребят по столу и с каждым здоровается.

2 этап – мотивационный

Задачи:

  1. Развитие памяти.
  2. Обучение детей работе по серии последовательных картинок.

                  Ведущий предлагает детям вспомнить сказку. Для этого используется серия последовательных картинок.

                  После этого ведущий задает детям вопрос: “А почему Колобок катится?” В ходе рассуждения дети приходят к выводу о том, что Колобок катится, потому что он “кругленький”, как мячик.

3 этап – практический

      Задачи:

  1. Развитие зрительного и кинестетического восприятия.
  2. Развитие мелкой мускулатуры руки.
  3. Развитие объема зрительной памяти и внимания.
  4. Развитие репродуктивного воображения.
  5. Развитие пространственного воображения.
  6. Развитие образной зрительной памяти.
  7. Развитие  пространственного воображения.
  8. Развитие элементов творческого воображения.
  9. Развитие зрительного синтеза.

          Колобок привел своих друзей. Ведущий достает из коробочки шарики различного размера и цвета, из разных материалов. Дети рассматривают, шарики, катают их в ручках.

Игра “Кто спрятался”

          Дети вылепливают шарики из пластилина (у каждого ребенка кусочек пластилина разного цвета). Затем дети кладут получившиеся шарики на поднос и закрывают глаза. Ведущий убирает один шарик. Дети отгадывают, какого цвета шарика не стало. Так несколько раз.

Игра “Невидимка”

          Дети соединяют ладошки. Ведущий говорит: “Представьте себе, что у вас в руках маленький шарик. Покатайте его между ладонями. Шарик растет, раздвигает ладошки. Шарик стал еще больше, и еще…”

Игра “Надувайся, пузырь”

          Дети встают в круг и берутся за руки. Хором с ведущим произносят слова: “Надувайся, пузырь, надувайся большой. Оставайся такой да не лопайся”. При этом дети движутся спиной из круга. Когда круг становится предельно большой, ведущий обращает внимание детей на то, какой кругленький у них получился пузырь.

Игра “Я знаю…” 

          Ведущий предлагает детям вспомнить и назвать по одному предмету шарообразной формы (мячик, арбуз, апельсин, глобус, бусинка, витаминка и т. д.). Начинает ведущий, затем по кругу. Если дети называют предметы активно, можно повторить игру дважды. Мячик нарисовали на бумаге. Получился кружечек. Дети сравнивают шар и круг.

Игра “Оживи кружочки”

           Ведущий раздает детям листочки, на которых нарисованы круги разной величины. Нужно превратить круг в какой – либо предмет. Ведущий на глазах у детей рисует на доске круг и дорисовывает его, например превращает в солнышко или в цветочек.

Упражнение “Разбитые тарелочки”

            Колобок случайно разбил у бабушки все тарелочки. Ведущий предлагает детям собрать тарелочки (кружочки) из 3 –х частей.

4 этап – рефлексивный

     Задачи:

          Закрепление представлений о круге.

           Ведущий предлагает детям поискать в помещении круглые предметы (например, часы, зеркало, колесо у игрушечной машинки и т. д.).

ТЕМА: “РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ”

Цели:

  1. Развитие восприятия (цвета).
  2. Закрепление и уточнение названий цветов.

Ход занятия

1 этап – организационный (создание положительного эмоционального настроя в группе)

           Приветствие “Познакомься с шариком”.

           Дети передают по кругу шарик друг другу и называют при этом свое имя.

2 этап – мотивационный

     Задачи:

  1. Закрепление и уточнение названий цветов.
  2. Развитие умения соотносить предметы по цвету.
  3. Развитие мыслительной операции классификация.

Упражнение “Разноцветная поляна”

          Воздушный шарик летит на поляну, куда за ним приходят дети. На поляне растут цветы красного, синего, желтого и зеленого цветов. Психолог с детьми называют цвет каждого цветка.

Упражнение “Бабочки”

          Детям предлагается посадить бабочек на цветок, выбирая цветок  в соответствии с цветом бабочки.

3 этап – практический

     Задачи:

  1. Развитие умения соотносить предметы по цвету.
  2. Развитие мелкой мускулатуры руки.
  3. Развитие мыслительной операции анализ.
  4. Развитие зрительного синтеза.

Упражнение “Ниточка для шариков”

          Шарик прилетает на другую поляну, где дети встречают его (разноцветные шарики). Детям предлагается привязать к каждому шарику ниточку (шнурок), подходящую по цвету

Упражнение “Найди лишний шарик” (по цвету)

Упражнение “Собирайка”

         Психолог раздает детям полукруги разных цветов. Дети подбирают второй круг по цвету и составляют круг.

3 этап – рефлексивный (развитие умения действовать по правилам)

 Игра “Найди свой домик”

          Каждый ребенок называет свой любимый цвет. Ведущий раздает детям фишки соответствующего цвета. По сигналу ведущего дети должны занять домик (разноцветные обручи) в соответствии с цветом фишки. 

 

   

nsportal.ru

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Психологические занятия для детей 4 лет

Психологические занятия для детей 4 лет

ТЕМА: “ГРУСТЬ”

Цели:

  1. Знакомство с эмоциональным состоянием “Грусть”.
  2. Развитие умения распознавать данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.
  3. Тренировка мимических навыков.

Ход занятий

   1 этап – организационный (активизация внимания детей)

Игра “Зеркало”

          Дети повторяют за ведущим предложенные движения.

          Встреча гостя – к детям приходит Курочка Ряба

   2 этап – мотивационный (развитие слухового восприятия)

          Прослушивание сказки “Курочка Ряба” (магнитофонная запись или рассказ).

          Работа с последовательными картинками к сказке.

   3 этап – практический

       Задачи:

  1. Развитие операций сериация. Обучение установлению причинно – следственных связей.
  2. Развитие операции сравнение.
  3. Знакомство с мимическими проявлениями эмоции “Грусть”.

Развитие мимической выразительности.

  1. Развитие наглядно – образного мышления.
  2. Развитие мелкой мускулатуры руки.
  3. Развитие распределения внимания.

   Работа с пиктограммами “Радость” и “Грусть” (радостные и грустные бабушка и дедушка в сказке).

   Работа с зеркалом мимическая гимнастика, этюды на выражение эмоционального состояния “Грусть”.

   Зрительный синтез из трех, четырех частей. Детям предлагается помочь Курочке Рябе собрать разбитое яичко.

   Пальчиковая игра “Курочка Ряба и ее цыплятки”: дети рассказывают стихотворение и поочередно разгибают пальцы рук.

                         Раз – цыпленок у корытца, хочет он воды напиться,

                         Два – на камушке стоит и на курочку глядит,

                         Третий прыгнул на порог – виден желтый хохолок,

                         Четвертый отыскал зерно – очень вкусное оно,

                          Вот цыпленок номер пять – щиплет травку он опять.  

   4 этап – рефлексивный

       Задача:

           Развитие умения анализировать свои эмоциональные проявления.

Упражнение “Мне грустно, когда…” дети рассказывают Курочке Рябе о том, когда им бывает грустно.

          Прослушивание грустной музыки. Рисование пиктограммы “Грусть”.

ТЕМА: ВОСПРИЯТИЕ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ:

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

       

       Цели:

  1. Развитие восприятия.
  2. Обучение установлению причинно – следственных связей.

       Ход занятия

   1 этап – организационный (создание эмоционального настроя группы) 

          На занятие пришел Незнайка (кукла, одевающаяся на руку). Он здоровается с каждым ребенком за руку.

   2 этап – мотивационный (создание “ситуации удивления”)

          Незнайка принес коробку с кубиками. Все кубики в коробке одного размера, но все – разных цветов.

          Незнайка предлагает ребятам поиграть. Для этого нужно вытянуть обе руки вперед ладонями вверх. Незнайка кладет каждому ребенку в правую руку по красному кубику (они легкие). Затем Незнайка в левую руку каждому ребенку кладет по желтому кубику (они тяжелые).

          Можно использовать кубики из картона или пластмассовые. Красные кубики – пустые, желтые – наполнены металлическими гайками. Разница в массе кубиков должна быть ощутимой.

   3 этап —  практический

Задачи:

  1. Развитие операции сравнение.
  2. Обучение умению устанавливать причинно – следственные связи. Дети сравнивают кубики (выделяют сходства и отличия). Затем

Незнайка предлагает детям поставить опыты. Ведущий приносит таз с        водой и еще одну коробку с различными предметами (обязательно должны присутствовать деревянные предметы разной величины и цвета, железные предметы разной величины и цвета; можно использовать стеклянные предметы, пластмассовые и камушки).

     Первые 5 предметов (из разных материалов) по одному бросают в воду и наблюдают за ними (тонут или плавают). Затем каждый ребенок берет по одному предмету и высказывает свое предположение, как этот предмет будет вести себя в воде (утонет или не утонет). Затем предположение проверяют.

     Ведущий может нарочно пугать детей. Например, говоря, что красный шарик утонул, может, и этот красный шарик утонет (шарики из разных материалов).

   4 этап —  рефлексивный

       Задача:

      Развитие операции обобщение.

      Незнайка спрашивает детей: “Какие же все – таки предметы тонут и почему? Все ли тяжелые предметы тонут? Тяжелое деревянное бревно утонет? А меленький легкий железный шарик?”

       Дети объясняют Незнайке, что они поняли из опытов. Делятся обобщения: все деревянные предметы не тонут, все камушки тонут и т. д.

ТЕМА: “МОИ ПОМОЩНИКИ РУЧКИ”

                    Цели:

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Развитие самопознание: показать детям значимость рук в жизни человека.
  3. Формирование позитивной мотивации общения.

    Ход занятия

   1 этап – организационный

          Задачи:

  1. Эмоциональный настрой. Привлечение внимание детей.
  2. Формирование позитивной мотивации общения. Развитие умения слушать.
  3. Развитие саморегуляции.

Приветствие “Здравствуйте”.

Дети встают в круг. Психолог предлагает поздороваться сначала самим

     с собой: “Здравствуйте, ручки, здравствуйте, ножки, здравствуйте, ушки,                                  

     здравствуй, носик, здравствуй, ротик, здравствуйте,  глазки”; а затем друг  

      с другом: “Здравствуйте, детки, — здравствуй, Саша, Маша…”

Упражнение “Хорошие новости”

               Сидя в кругу, перекатывают мяч друг другу. Ребенок, к которому прикатился мячик, по желанию рассказывает о том, что хорошего произошло у него за те дни, когда не было занятий. Остальным детям при этом предлагается внимательно послушать говорящего, не перебивая его. По окончании рассказа дети могут задавать вопросы.

   2 этап — мотивационный   

       Задачи: 

  1. Развитие рефлексии.
  2. Настройка.
  3. Развитие самоанализма.

Упражнение “Вспоминалки”

              Психолог предлагает детям вспомнить темы предыдущих занятий (мои глазки, мой носик, мой ротик, мои ушки). “С какими нашими помощниками мы уже познакомились на наших прошлых занятиях?”

               Вопрос: “Как вы думаете, с каким помощником мы будем знакомиться сегодня?”

               Дети высказывают свои предположения по этому поводу. Сюрпризный момент. В гости приходит Королева Перчатка и рассказывает о своих друзьях – ручках. В ходе рассказа детям задаются следующие вопросы:

  • А у вас есть ручки?
  • Чем и каким образом нам помогают ручки?
  • Нужны ли вам ручки?
  • Для чего?
  • Нужно ли ухаживать за ручками?
  • Каким образом?

                Королева Перчатка предлагает подружиться со своими ручками, поиграть с ними.

   3 этап – практический

       Задачи:

  1. Развитие тактильного восприятия.
  2. Развитие тактильной памяти.
  3. Развитие пространственного мышления.
  4. Двигательная разминка.
  5. Развитие мелкой мускулатуры руки.
  6. Развитие распределения внимания.
  7. Формирование навыков невербального общения.
  8. Развитие устойчивости внимания.
  9. Развитие мыслительной операции анализа.

Игра “Волшебные дощечки”

          Материал: дощечки 15*10 см; на них наклеены: искусственный мех,        фотобумага, спички, веревка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага. Детям предлагается рассмотреть дощечки, чем они отличаются друг от друга, есть ли одинаковые. Дети закрывают глаза (завязывают, отворачиваются).

  • С помощью рук нужно определить, что за дощечка предлагается, описать ее.
  • Постараться найти “подружку” дощечки (парную).
  • Дощечки раскладываются в определенном порядке.
  • Дети должны запомнить расположение дощечек.

Затем дети закрывают глаза, а психолог в это время меняет какие – либо дощечки местами. Дети находят изменения с помощью рук с закрытыми глазами.

Игра “Ищем клад”

               Королева Перчатка предлагает детям схему групповой комнаты. На схеме “Х” обозначено местоположение клада. Дети анализируют схему совместно с психологом и приступают к поиску.

               Клад – “Волшебный мешочек”.

Игра “Волшебный мешочек”

               Королева Перчатка предлагает детям посмотреть, какие игрушки лежат в “волшебном мешочке”, а посмотреть предлагается с помощью помощников – ручек. Дети поочередно опускают руку в мешочек, нащупать какую – либо игрушку (психолог фиксирует ее своей рукой), ребенок дает максимальное описание игрушки и возможно, предположение, о том, что это может быть. Затем из мешочка достают все игрушки и каждый ребенок должен найти ту игрушку, которую уже держал в руке (психолог подтверждает верность предположения).

                Обращается внимание на то, что играть в эту игру детям помогали их помощники – ручки.

Игра “Пальчики”

               Взгляни на ручку поскорей!

               Сколько пальчиков на ней?

               Раз! – Это пальчик большой, толстенький, важный такой!

               Два! – Указательный пальчик, он непоседливый мальчик!

               Три! – Средний пальчик, на ладони он остальных длинней немножко!

              Четыре! – Безымянный, он с мизинцем вместе бьет поклон!

               Пять! – Самый маленький братишка – мизинчик, озорной плутишка!

               Возьмемся братцев посчитать. Их на руке, конечно, пять!

Игра “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”

           Дети делятся на две группы. Одна группа остается дома, другая группа “идет гулять”. Во время “прогулки” вторая группа договаривается, какое движение они будут показывать первой группе.

            По возращении дети второй группы здороваются: “Здравствуйте, детки!”  

1 группа: “Здравствуйте! Где вы были? Что вы делали?”

2 группа: “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем” (показ определенных действий с помощью рук)

     Например:

   — плавание

   — игра в мяч  

   — стирка

   — причесывание

     Группы меняются местами.

Индивидуальное занятие “Найди пару Перчаточке”

               Королева Перчатка предлагает отдохнуть и сесть за стол, где предлагается детям познакомиться со своими подружками – Перчаточками.

               Дети анализируют, чем Перчаточки похожи друг на друга, чем отличаются.

                Перчаточки просят помочь сделать веревочки для каждой пары, чтобы не теряться на прогулке.

   4 этап —  рефлексивный

       Задача:

  1. Развитие самостоятельности мышления. Рефлексия занятия.
  2. Возвращение к вопросам, заданным на втором этапе занятия.

После этого психолог задает детям следующие вопросы:

  1. Что запомнилось на сегодняшнем занятии?
  2. Какая игра понравилась больше всего?
  3. Какие помощники помогали нам на этом занятии?

Прощание с Королевой Перчаткой и друг с другом.

nsportal.ru

Конспект психологического занятия с дошкольниками 5-7 лет «Я учусь дружить собой»

Конспект психологического занятия с дошкольниками 5-7 лет
«Я учусь дружить собой»

Подготовила:

Педагог-психолог

МБДОУ г. Мурманска № 7

В.В. Вавиловцева

Цель: развитие произвольной саморегуляции, двигательной активности у детей, через выполнение специальных упражнений, обогащение опыта социально — нравственного поведения детей в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Задачи:

  • формировать умение регулировать свои поведенческие реакции;

  • обучить социально приемлемым, адекватным способам выражения агрессии;

  • развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, поддерживать у детей интерес друг к другу;

  • формировать навыки доброжелательного поведения, воспитывать ценностное отношения ребенка к себе и окружающим его людям.

Материалы: ноутбук с проектором для воспроизведения презентации. Бусинки («камешки»), «волшебные» очки, воздушные шарики, сердечки — по количеству детей. Письмо, клубок ниток.

Время проведения: 15-20 минут.

Участники: подгруппа детей (6-8 чел.)

Структура занятия

1часть. Ритуал приветствия.

Упражнение «Приветствие».

Дети встают в общий круг и берутся за руки. Все вместе за психологом повторяют стихотворное приветствие.

«Подружились мы с тобой. (пожимая руки стоящих рядом) .

Мы — огромный шар земной (расходимся на возможную ширину круга)

Можем мы горами стать (руки поднимаем вверх и встаем на цыпочки.)

Можем в прятки мы играть (руки опускаем и приседаем)

Не забудем никого, -(пожимаем руки стоящего рядом)

Всех найдем до одного (по очереди перечисляем имена детей.)

2 часть. Рабочая.

Психолог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Но чтобы узнать кто это, я предлагаю вам отгадать загадку:

Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик

Дети СКАЗАЛИ ОТГАДКУ – ВХОДИТ ЕЖ (сердитый)

Психолог: Правильно ребята, посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Ребята, давайте, поздороваемся с ежиком и узнаем, как его зовут? — Здороваются с ежом, спрашивают: Как тебя зовут?

Ежик сердито: Здравстуйте, ребята, зовут меня Колючка.

Психолог: Что ты еж, такой колючий?

Ежик: Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки, да медведи…

И никто не хочет со мной дружить, только обижают все!

Психолог: Так звери, наверное, боятся к тебе подходить, вон, ты какой колючий и сердитый!!! Правда, ребята? – (ответы ребят)

Психолог: Ребята, а ведь и правда, очень сложно дружить с кем-то, когда ты сердитый или у тебя плохое настроение и ты злишься. Тогда совсем ничего не получается, и настроение становится еще хуже, а злость растет. Это, как камешек в ботинке.

Игра «Камешек в ботинке»

Психолог: кладет маленькие бусинки в сандалии каждому и просит пройти. Спрашивает детей, удобно ли им ходить, или что-то мешает? После ответов детей, объясняет им: «Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть. Но потом он натирает ногу, впивается в нее и появляется боль. Так маленькая проблема становиться большой неприятностью. Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, — вытащим его оттуда, и нога останется невредимой. Давайте, вытряхнем его. А если оставим камешек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые».

Упражнение «Избавление от гнева»

Психолог: Как вы думаете можно или нет злиться на других людей? На друзей? Почему? Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать не причиняя никому вреда. Сейчас мы научимся сердиться и никого при этом не обижать. Давайте попробуем выпустить гнев с помощью воздушных шариков! Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь давайте надуем шарик и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (он сдувается). А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять).

А еще гнев можно выпустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно-сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев.

Психолог: Ребята, смотрите, а ежик не с пустыми руками к нам пришел? Еж-Колючка, что это у тебя в конверте?

Ежик: я был в другом саду, думал, там меня ребята научат, как не сердиться и с другими зверятами дружит, а они и сами не знают. Вот, берите, читайте.

Психолог: Сейчас прочитаем и узнаем, что в нем:

«Здравствуйте, дорогие ребята подготовительной группы! Обращаются к вам дети детского сада «Озорник». Помогите разобраться нам в наших непростых ситуациях и подскажите как поступить? Мы уверены, что вы справитесь».

Психолог: Ребята, давайте посмотрим что это за ситуации, и расскажем Ежику, как правильно поступать в таких ситуациях.

Игра «Как поступить?»

Психолог показывает карточки с изображением проблемных ситуаций, а дети называют варианты ответов, как поступили бы они в этой ситуации и почему так. Детей знакомят с ситуацией. Рассматриваются варианты поведения. Анализируются с детьми каждая ситуация и ее последствия. Обсудить выбор правильного варианта действия и его закрепить.

Игра “Доскажи словечко”.

Психолог: Вспомните ребята с помощью, каких волшебных слов мы можем доброжелательно общаться с другими людьми (дети отвечают). Продолжите предложение:

  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)

  • Решай споры словами, …(а не кулаками)

  • Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)

Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Ежик: шепчет на ухо психологу: «Хочу тоже с вами поиграть».

Психолог: ребята, а ежик тоже хочет с нами поиграть. Я знаю интересную игру: я буду говорить фразу, если вы с ней согласны, то вам нужно будет поменяться местами, но помните, что меняться мы будем, не толкаясь, осторожно. Если вы готовы играть улыбнитесь мне. Слушайте внимательно: «Сейчас поменяются местами те:

— кто чистит зубы по утрам;

-кто любит кататься на санках;

-у кого есть домашнее животное

-кто любит сладости…

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.
Взрослый показывает мяч (или мягкий прямоугольный блок.) и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

3 часть. Ритуал прощания.

Психолог (тихим, таинственным голосом говорит): наше занятие заканчивается, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.

Техника-визуализация “Сердце на память”.

Психолог: А вы знаете, где находится сердце человека? (ответы детей) Давайте найдем свое сердце и положим на него руку и в тишине послушаем, как оно бьется, почувствуем его тепло ладонью. Тепло, которое вы чувствуете, это наша доброта и сочувствие. Затем второй ладонью накроем первую и стараясь сохранить тепло в руке, сложим руки в виде сердца. Теперь давайте соединим наши теплые сердца в середине круга. Чувствуете тепло от наших ладошек? Отпустим тепло доброты и сочувствия в наш круг, и пусть каждый из вас не забывает помогать друг другу.

Мое сердце тоже наполнено добром и теплом, и я с вами хочу поделиться частичками этого добра. (Раздает детям маленькие сердечки).

Психолог говорит в конце занятия: вы сегодня научились многим добрым вещам, поделились своей добротой с Ежиком. ( Посмотрите, он уже совсем не сердится и колючки у него уже не такие острые! (Погладьте его, Ежик, ты разрешаешь ребятам тебя погладить?)).

Рефлексия.

Психолог: мне интересно, что вы сегодня узнали нового? А что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей).

— Но мне хочется еще узнать, что вы сейчас чувствуете? – ответы.

— Я рада, что у вас радостное настроение.

Мои дорогие друзья, пришло время нам прощаться. Вы молодцы, что справились со всеми заданиями сегодня, правильно выполняли упражнения и активно играли в игры. А Ежик тоже хочет вам сказать добрые слова! (говорит ежик, чему он научился и благодарит ребят).

Мы говорим вам до свидания и до скорых встреч!

Приложение

Карточки с проблемными ситуациями

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *