Скиннер биография: Беррес Фредерик Скиннер биография психолога кратко

Беррес Фредерик Скиннер Биография. Ранняя жизнь. Психология. Книги.

Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер наиболее известен разработкой теории бихевиоризма и своим утопическим Романом «Уолден два».

Содержание статьи

Кто такой Беррес Фредерик Скиннер?

Психолог Беррес Фредерик Скиннер начал работать над идеями человеческого поведения после получения докторской степени в Гарварде. Среди работ Скиннера — «Поведение организмов» (1938) и роман, основанный на его теориях «Уолден-два» (1948). Он исследовал бихевиоризм по отношению к обществу в более поздних книгах, в том числе «По ту сторону свободы и достоинства» (1971).

В начале жизни

Беррес Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в маленьком городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, где он также вырос. Его отец был адвокатом, а мать осталась дома, чтобы ухаживать за Скиннером и его младшим братом. В раннем возрасте Скиннер проявил интерес к созданию различных приспособлений и изобритений.

Будучи студентом Гамильтон-колледжа, Скиннер развил в себе страсть к писательству. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания университета в 1926 году, но без особого успеха. Двумя годами позже, Скиннер решил продолжить новое направление для своей жизни. Он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.

В Гарварде Скиннер искал более объективный и взвешенный способ изучения поведения. Для этого он разработал так называемый оперантный аппарат кондиционирования, который стал более известен как шкатулка Скиннера. С помощью этого устройства Скиннер мог изучать животное, взаимодействующее с окружающей средой. Сначала он изучал крыс в своих экспериментах, наблюдая, как грызуны обнаруживали и использовали уровень в ящике, который раздавал пищу через различные промежутки времени.

Позже Скиннер исследовал, какие модели поведения развиваются у голубей, использующих коробку. Голуби клевали диск, чтобы получить доступ к пище. Из этих исследований Скиннер пришел к выводу, что некоторая форма подкрепления имеет решающее значение для изучения нового поведения.

Окончив докторскую степень и работая исследователем в Гарварде, Скиннер опубликовал результаты своих экспериментов по оперантному кондиционированию в «Поведение организмов» (1938). Его работы сравнивали с работами Ивана Павлова, но работа Скиннера включала в себя усвоенные реакции на окружающую среду, а не непроизвольные реакции на стимулы.

Более поздняя работа

Во время преподавания в Университете Миннесоты Скиннер пытался обучить голубей служить проводниками для бомбардировок во время Второй мировой войны. Этот проект был отменен, но он смог научить их играть в пинг-понг. Во время войны Скиннер занялся более домашними делами. В 1943 году он построил новый тип кроватки для своей второй дочери Деборы по просьбе жены. У пары уже была дочь по имени Джули. Эта прозрачная коробка, называемая «детская нежность», нагревалась так, что малышу не требовались одеяла. По бокам тоже не было планок, что также предотвращало возможные травмы.

В 1945 году Скиннер стал заведующим кафедрой психологии в Университете Индианы. Но через два года он уехал, чтобы вернуться в Гарвард в качестве лектора. Скиннер получил там профессорскую должность в 1948 году, где и оставался до конца своей карьеры. Когда его дети выросли, он заинтересовался образованием. Скиннер разработал обучающую машину для изучения обучения у детей. Позже он написал «Технологию обучения» (1968).

Скиннер представил вымышленную интерпретацию некоторых своих взглядов в романе 1948 года «Уолден два», в котором предлагался тип утопического общества. Людей в обществе заставляли быть хорошими гражданами посредством модификации поведения-системы поощрений и наказаний. Роман, казалось, подорвал доверие Скиннера к некоторым его коллегам-ученым. Другие ставили под сомнение его сосредоточенность на научных подходах к исключению менее осязаемых аспектов человеческого существования.

В конце 1960-х и начале 70-х годов Скиннер написал несколько работ, применяя свои поведенческие теории к обществу, в том числе «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Он привлек огонь за то, что, казалось бы, подразумевал, что у людей нет свободной воли или индивидуального сознания. Ноам Хомский был одним из критиков Скиннера. В 1974 году Скиннер попытался внести ясность относительно любых неверных интерпретаций его работы с бихевиоризмом.

Последние годы и смерть

В последние годы жизни Скиннер начал описывать свою жизнь и исследования в серии автобиографий. Он также продолжал активно работать в области поведенческой психологии-области, которую он помог популяризировать. В 1989 году Скиннеру поставили диагноз лейкемия. В следующем году он скончался в своем доме в Кембридже, штат Массачусетс, 18 августа 1990 года.

В то время как многие из его поведенческих теорий вышли из моды, определение Скиннером важности подкрепления остается важным открытием. Он считал, что позитивное подкрепление-отличный инструмент для формирования поведения, и эта идея до сих пор ценится во многих местах, включая сегодняшние школы. Убеждения Скиннера до сих пор пропагандирует фонд Беррес Фредерика Скиннера, который возглавляет его дочь Джули С. Варгас.

Клэр Скиннер (Claire Skinner) биография, фильмы, спектакли, фото

Клэр Скиннер (Claire Skinner) биография, фильмы, спектакли, фото | Afisha.ru

Биография актрисы

Claire Skinner

Главная

Дата рождения01.01.1965 (58 лет)

Место рожденияХемел-Хемпстед (Великобритания)

СупругиЧарльз Палмер

Фильмов 9

ОбразованиеЛондонская академия музыкального и драматического искусства

Фильмы Клэр Скиннер

Обнаженные

1993, Драма

Когда ты последний раз видел своего отца?

2007, Биография

В меньшинстве

2007 – 2014, Комедия

Ты — труп!

1999, Триллер

Класс 76-го года

2005 – 2005, Триллер

Бледный конь

2020 – 2020, Детектив

Ярмарка тщеславия

2018 – 2018, Комедия

Жизнь прекрасна

1990, Трагикомедия

Удостоверение

1995, Драма

Читайте также

Подборки «Афиши»

 

«Чекист» Александра Рогожкина: просто один из самых страшных фильмов на свете

Лучшие эротические фильмы

Вместо «Пятидесяти оттенков»: эротические фильмы со всего света (18+)

эротических триллеров и мелодрам 80-х и 90-х годов (глазами зумеров)

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курганинск,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Б.

Ф. Скиннер (биография психолога) | Практическая психология

Б. Ф. Скиннер был американским психологом, исследователем, философом, изобретателем и писателем. Он наиболее известен своим научным подходом к изучению человеческого поведения и своим вкладом в бихевиоризм. Скиннер считал, что любое человеческое поведение обусловлено обусловливанием, а свобода воли — это иллюзия. Американская психологическая ассоциация считает Скиннера самым выдающимся психологом 20 века.

Детство Б. Ф. Скиннера

Образование

Достижения Скиннера в радикальном бихевиоризме

Что такое оперантное обусловливание?

Как теория Скиннера используется сегодня?

Книги, награды и достижения Б. Ф. Скиннера

Детство Б. Ф. Скиннера

Беррус Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904, Саскуэханна, Пенсильвания. Саскуэханна был небольшим угольным и железнодорожным городком, расположенным на холмах. Родителями Скиннера были Грейс и Уильям Скиннер. Его брат Эдвард был на два с половиной года моложе его.

Отец Скиннера работал юристом. Уильям Скиннер купил много книг и построил у себя дома большую библиотеку. Мать Скиннера, Грейс, была домохозяйкой. Скиннер вырос в религиозной семье и был воспитан как пресвитерианин. Он описал свою домашнюю обстановку как «теплую и стабильную».

Большую часть детства Скиннер провел на открытом воздухе, бродя по холмам Саскуэханны. Он был активным, энергичным мальчиком, который любил что-то строить. Однажды он построил телегу, но случайно поставил руль задом наперёд. Он также пытался и не смог построить вечный двигатель. Однако ему удалось построить множество других устройств, таких как плоты, санки, горки, роликовые скутеры, карусели, рогатки, луки и стрелы, водяные пистолеты, духовые ружья и хижину в лесу.

Скиннер учился в той же школе, что и его мать и отец. Он играл на саксофоне и фортепиано дома и играл в джаз-бэнде в школе. Возможно, его самым влиятельным учителем была мисс Мэри Грейвс, которая учила его английскому языку и искусству. Ее руководство, вероятно, сыграло роль в том, что Скиннер наслаждался временем в старшей школе и изучал английскую литературу в колледже. Позже он посвятил ей свою книгу «Технология обучения ».

По семейному обычаю Скиннер каждую неделю посещал пресвитерианскую воскресную школу. Эти религиозные занятия также вела мисс Грейвс, набожная христианка. В то время как у бабушки Скиннера был яростный подход к религии, у мисс Грейвс был более либеральный взгляд на Библию. Сначала Скиннеру нравились противоположные взгляды его бабушки и мисс Грейвс, но когда он стал старше, он потерял интерес к религии. Однажды он подошел к мисс Грейвс и сказал ей, что больше не верит в Бога.

Хотя семья Скиннеров в целом была счастлива, Скиннер и его родители пережили сокрушительную потерю в подростковом возрасте. Младший брат Скиннера Эдвард умер от кровоизлияния в мозг в возрасте шестнадцати лет. Эдвард был ближе к своим родителям, чем Скиннер, и смерть Эдварда заставила его родителей больше сосредоточиться на Скиннере. Хотя Скиннер любил своих родителей, ему не всегда нравилось лишнее внимание.

Образование

После окончания средней школы Скиннер поступил в Гамильтон-колледж в Нью-Йорке. Его цель состояла в том, чтобы специализироваться на английской литературе. Однако Скиннер не очень хорошо вписывался в жизнь колледжа в Гамильтоне. Он считал абсурдным посещать такие курсы, как анатомия, эмбриология, математика и биология, потому что они не имели отношения к его специальности. Он не любил студенческий футбол и вечеринки. И как атеист, он не любил обязательное ежедневное посещение часовни.

Скиннер окончил колледж Гамильтона в 19 лет.26 со степенью бакалавра английской литературы. Незадолго до окончания школы он принял решение вернуться домой и стать писателем. Не сумев написать захватывающий роман, он решил сосредоточиться на рассказах. Однако в течение следующего года Скиннеру удалось написать лишь несколько коротких газетных статей. Он считал, что ему «нечего сказать важного», потому что ему не хватало точки зрения и жизненного опыта, необходимых для того, чтобы стать хорошим писателем.

Работая продавцом в книжном магазине в Нью-Йорке, Скиннер решил писать о науке, а не о художественной литературе, и случайно прочитал книгу Бертрана Рассела Философия . Эта книга освещает исследования Джона Б. Уотсона и знакомит Скиннера с бихевиоризмом. Затем он прочитал статью Герберта Уэллса о творчестве Ивана Павлова. Скиннер был заинтригован. Он подал заявку на изучение психологии в Гарвардском университете и был принят в 1928 году.

Скиннер получил степень магистра психологии в 1930 году. Год спустя он защитил докторскую диссертацию по психологии. Скиннер получил несколько стипендий, которые позволили ему продолжать свои исследования в Гарварде до 19 лет. 36.

Иван Павлов оказал на Скиннера наибольшее влияние. Скиннер принял убеждение Павлова, что если вы можете контролировать окружающую среду, вы можете увидеть порядок в поведении. Большинство исследований Скиннера включало исследования на животных с крысами или голубями. Он изобрел ряд приспособлений для своих экспериментов, самым популярным из которых был «ящик Скиннера». Со временем Скиннер разработал свою собственную версию бихевиоризма, названную радикальным бихевиоризмом.

В 1936 году Скиннер принял должность преподавателя в Миннесотском университете в Миннеаполисе. В это время большая часть исследований, которые он начал в Гарварде, была приостановлена. Когда разразилась Вторая мировая война, Скиннер очень хотел внести свой вклад в военные действия и попытался обучить голубей направлять ракеты на вражеские корабли. В конце концов проект был прекращен с появлением радаров.

Скиннер перешел в Университет Индианы в 1945 году и работал заведующим кафедрой психологии. Однако в 1948 году Скиннер вернулся на факультет Гарварда в качестве штатного профессора. Остаток своей профессиональной карьеры он провел в Гарварде.

Достижения Скиннера в радикальном бихевиоризме

Скиннер был стойким сторонником бихевиористского движения в психологии. Однако он расходился с формой бихевиоризма, выдвинутой основателем движения Джоном Б. Уотсоном. Уотсон считал, что психология должна заниматься только явным, наблюдаемым поведением. Он утверждал, что личные события (такие как мысли, чувства и восприятия) не подходят для предмета изучения, поскольку их нельзя непосредственно наблюдать или изучать объективным образом.

Хотя Скиннер соглашался с тем, что наблюдаемое поведение должно быть в центре внимания психологии, он не отвергал роль внутренних событий. Он считал, что частные события также могут быть включены в научное исследование поведения. Однако такие события следует рассматривать не как объяснения поведения, а скорее как поведение, которое само нуждается в объяснении. Он указывал на окружающую среду как на высшую детерминанту поведения, как внутреннего, так и внешнего. Подход Скиннера к изучению поведения стал известен как радикальный бихевиоризм.

Еще одно различие между традиционным и радикальным бихевиоризмом связано с важностью, придаваемой отношениям стимул-реакция (S-R). Классические бихевиористы, такие как Уотсон и Павлов, считали, что любое поведение возникает в ответ на стимулы, которые ему предшествовали. Скиннер не согласился. Хотя теория стимул-реакция может объяснить рефлекторные действия, он утверждал, что она неадекватно объясняет более сложные формы поведения. Он предположил, что такое поведение определяется последствиями, которые оно производит. Это убеждение составляет основу его теории оперантного обусловливания.

Что такое оперантное обусловливание?

Оперантное обусловливание — это форма обучения, при которой последствия поведения влияют на вероятность повторения этого поведения в будущем. Скиннер выделил два типа последствий – подкрепление и наказание. Подкрепление относится к любому последствию, которое увеличивает вероятность повторения поведения; наказанием является любое последствие, уменьшающее его.

Чтобы проверить свою теорию оперантного обусловливания, Скиннер провел многочисленные эксперименты на животных. Во многих из них использовалась закрытая камера, известная как «ящик Скиннера». В одной из версий эксперимента голодную лабораторную крысу помещали внутрь ящика Скиннера, оснащенного рычагом. При нажатии рычага кормовые гранулы доставляются крысе. Сначала поведение крысы довольно случайно, поскольку она исследует новую среду. Если крыса случайно нажимает на рычаг и получает пищевую гранулу, ее поведение вскоре меняется. Еда действует как поощрение, заставляя крысу намеренно чаще нажимать на рычаг.

Скиннер назвал эту форму обучения оперантным обусловливанием, потому что организм активно воздействует на окружающую среду, производя последствия. Это резко контрастирует с обучением по принципу «стимул-реакция», при котором поведение пассивно вызывается стимулом, который ему предшествовал. При оперантном обусловливании организм активно выбирает определенное поведение, при этом на это поведение влияют последующие последствия.

Скиннер далее разбил каждый тип последствий на положительные и отрицательные формы. Здесь «положительный» просто относится к добавлению стимула после поведения, а «отрицательный» относится к удалению стимула. Подкрепление (положительное или отрицательное) всегда усиливает поведение; наказание (будь то положительное или отрицательное) всегда ослабляет его.

  • Положительное подкрепление – за поведением следует вознаграждающий стимул (например, вы играете с ребенком в прятки, и ребенок улыбается вам; ребенок получает леденец за уборку в своей комнате)
  • Отрицательное подкрепление – неприятный стимул устраняется после поведения (например, ваш сосед по квартире перестает стучать в вашу дверь, когда вы выключаете радио; раздражающий звуковой сигнал прекращается, когда вы пристегиваете ремень безопасности)
  • Положительное наказание – как следствие поведения добавляется аверсивный стимул (например, вы получаете штраф за превышение скорости; вы получаете «двойку» на тесте за копирование у вашего друга)
  • Негативное наказание – вознаграждающий стимул удаляется как следствие поведения (например, Нора не ходит после комендантского часа, поэтому ее отец забирает ее мобильный телефон; вы громко рыгаете за ужином, и ваша подруга внезапно перестает улыбаться)

Принципы оперантного обусловливания

Оперантное обусловливание сложного поведения часто включает процесс, известный как формирование . Это включает в себя подкрепление последовательного поведения, которое постепенно приближается к поведению, которое вы в конечном итоге хотите подкрепить. Например, если вы хотите научить собаку переворачиваться по команде, вы можете подождать, пока она не выполнит это действие спонтанно, а затем вознаградить ее за это. Затем вам придется ждать, пока собака повторит это поведение несколько раз, поскольку одного случая подкрепления будет недостаточно, чтобы она научилась этому поведению. Несомненно, это потребует большого терпения.

Гораздо более быстрым подходом было бы поощрение собаки за последовательное поведение, ведущее к желаемой реакции. Например, вы можете начать с лакомства, когда собака садится. Как только собака научится такому поведению, вы можете воздержаться от подкрепления, пока она не ляжет. Позже вы можете вручить награду только тогда, когда он ляжет и перевернется на спину, и, наконец, только тогда, когда он ляжет и полностью перевернется.

После того, как поведение было обусловлено (т. е. усвоено) в присутствии данного стимула, у организма появляется тенденция воспроизводить это поведение в присутствии сходных стимулов . Это известно как генерализация стимула . Например, если крыса научится нажимать на рычаг для еды, когда она видит, что загорается зеленый свет, она может также нажимать на рычаг, когда загорается красный свет.

Противоположностью генерализации стимула является различение стимула . Это тенденция к возникновению условной реакции в присутствии одних раздражителей, но не в присутствии других. Организм учится различать стимулы, которые сигнализируют о вознаграждении, и те, которые не сигнализируют. Если крыса получает удар током за нажатие на рычаг при включенном красном свете, но получает пищу за выполнение того же действия при включенном зеленом свете, она быстро научится нажимать на рычаг только при наличии зеленого света.

Скиннер также обнаружил, что если условная реакция больше не подкрепляется, она постепенно ослабевает. Например, если ребенок больше не улыбается, когда вы корчите дурацкую рожицу, вы, в конце концов, перестанете корчить такую ​​рожицу. Этот процесс известен как вымирание .

Скорость, с которой условное поведение угасает, в значительной степени зависит от графика подкрепления, поддерживающего это поведение. График подкрепления — это просто схема, по которой подкрепляются реакции. Скиннер говорит о двух основных типах графиков: непрерывном и частичном.

При непрерывном подкреплении подкрепляется каждое проявление желаемой реакции. Например, ребенок может получать надбавку к своему пособию каждый раз, когда он успешно сдает тест по математике. При частичном подкреплении подкрепляются некоторые, но не все случаи желаемого поведения. Случайная выплата, полученная за игру на игровом автомате, является примером частичного подкрепления. Поведение, которое частично подкрепляется, как правило, более устойчиво к угасанию, чем поведение, которое постоянно подкрепляется.

Какова была позиция Б. Ф. Скиннера в отношении свободы воли?

Показывая, как можно научиться поведению с помощью внешних последствий и вознаграждений, его теории опираются на «детерминированную» сторону аргумента. (Пользователи обсуждают это дальше в этом сообщении Reddit о позициях Скиннера.) Важно отметить, что, хотя его теории применяются сегодня, не каждый, кто цитирует или изучает его, видит аргумент свободы воли против детерминизма в черно-белых измерениях.

Как сегодня используется теория Скиннера?

Существует множество реальных приложений теории оперантного обусловливания. К ним относятся:

Программы изменения поведения – эти программы предназначены для повышения желаемого поведения и сведения к минимуму или устранения нежелательного. Многие техники, используемые для модификации поведения, основаны на принципах оперантного обусловливания. В одном из этих методов, известном как экономика жетонов, участники получают жетоны за соответствующее поведение. Жетоны (например, очки, монеты или золотые звезды) затем можно обменять на предметы или привилегии, которые подкрепляют человека. Токен-экономику можно реализовать дома или в таких учреждениях, как школы, тюрьмы и психиатрические больницы.

Дрессировка животных – дрессировщики обычно используют технику формирования для обучения сложным трюкам. Последовательно вознаграждая за ответы, которые все ближе и ближе подходили к целевому поведению, дрессировщикам удалось научить животных сложным маневрам и трюкам, которые иначе были бы невозможны.

Обучение биологической обратной связи – Биологическая обратная связь используется для лечения таких состояний, как тревога и хроническая боль. Людей учат таким техникам, как глубокое дыхание и мышечная релаксация, которые помогают изменить непроизвольные телесные реакции, такие как частота сердечных сокращений, кровяное давление и мышечное напряжение. Когда они проявляют такое поведение, записывающие устройства измеряют телесные изменения и передают им информацию. Положительные изменения (например, снижение артериального давления) усиливают поведение, которое им предшествовало.

Суеверия – многие суеверия возникают в результате случайного подкрепления. Возьмем, к примеру, игрока, которому довелось дунуть на свои кости незадолго до крупного выигрыша. Несмотря на то, что его успех не имеет абсолютно никакого отношения к акту игры в кости, он, скорее всего, будет продолжать вести себя так, потому что это было подкреплено.

Зависимость – Зависимость от наркотиков и алкоголя можно объяснить усиливающим действием этих веществ. Вещества, вызывающие привыкание, влияют на систему вознаграждения мозга, что приводит к ощущению удовольствия (положительное подкрепление) и облегчению боли, беспокойства и дискомфорта (отрицательное подкрепление). Таким образом, человек мотивирован на повторное употребление наркотиков. Принципы оперантного обусловливания также объясняют поведенческие зависимости, такие как азартные игры.

Критика теории Скиннера

Скиннер провел многочисленные исследования, подтверждающие его взгляды на человеческую природу. Однако большинство этих исследований проводилось в лабораториях с использованием мелких животных, таких как крысы и голуби. Критики утверждают, что на основе этих исследований нельзя делать обобщения о человеческом поведении, поскольку люди гораздо сложнее. Психологи-гуманисты, в частности, утверждают, что подход Скиннера чрезмерно упрощен, поскольку он не принимает во внимание уникальные человеческие характеристики, такие как свобода воли.

Скиннера также критиковали за игнорирование роли когнитивных и эмоциональных факторов в обучении. Некоторые утверждают, что подход Скиннера продвигает механический взгляд на человеческую природу, согласно которому люди рассматриваются как рабы последствий своих действий. Вопреки тому, что считал Скиннер, исследования показали, что подкрепление и наказание не являются необходимыми для обучения. Поведению также можно научиться посредством наблюдения и проницательности.

Книги, награды и достижения Б. Ф. Скиннера

Б. Ф. Скиннер был плодовитым писателем, опубликовавшим 180 научных статей и 21 книгу. Среди его литературных произведений:

  • Поведение организмов: экспериментальный анализ (1938)
  • Уолден Два (1948)
  • Наука и поведение человека (1953)
  • Графики армирования (1957)
  • Вербальное поведение (1957)
  • Совокупный рекорд (1959)
  • Анализ поведения: программа самообучения (1961)
  • Технология обучения (1968)
  • Непредвиденные обстоятельства подкрепления: теоретический анализ (1969)
  • За гранью свободы и достоинства (1971)
  • О бихевиоризме (1974)
  • Подробности моей жизни (1976)
  • Размышления о бихевиоризме и обществе (1978)
  • Формирование бихевиориста: часть вторая автобиографии (1979)
  • Ноутбуки (1980)
  • Скиннер для класса (1982)
  • Наслаждайтесь старостью: программа самоконтроля (1983)
  • Дело о последствиях: часть третья автобиографии (1983)
  • После дальнейших размышлений (1987)
  • Последние проблемы анализа поведения (1989)

Скиннер получил почетные степени нескольких университетов, в том числе:

  • Университет Альфреда
  • Государственный университет Болла
  • Колледж Дикинсона
  • Колледж Гамильтона
  • Гарвардский университет
  • Колледжи Хобарта и Уильяма Смита
  • Университет Джона Хопкинса
  • Университет Кэйо
  • Университет Лонг-Айленда CW Post Campus
  • Университет Макгилла
  • Университет штата Северная Каролина
  • Уэслианский университет Огайо
  • Колледж Рипон
  • Рокфорд Колледж
  • Университет Тафтса
  • Чикагский университет
  • Университет Эксетера
  • Университет Миссури
  • Университет Северного Техаса
  • Университет Западного Мичигана
  • Мэрилендский университет, округ Балтимор.

Скиннер также получил множество престижных наград за свою карьеру. Некоторые из этих наград перечислены ниже:

  • 1930−1931 Товарищество Thayer
  • 1931–1932 Товарищество Уокера
  • 1931−1933 Стипендия Национального исследовательского совета
  • 1933–1936 гг. Младшая стипендия, Гарвардское общество стипендиатов
  • 1942 г. Стипендия Гуггенхайма (перенесена на 1944–1945 гг.)
  • 1942 г. Медаль Говарда Кросби Уоррена, Общество психологов-экспериментаторов
  • 1949−1950 Президент Психологической ассоциации Среднего Запада
  • 1954−1955 Президент Восточной психологической ассоциации
  • Премия за выдающийся научный вклад 1958 года, Американская психологическая ассоциация
  • 1964−1974 Награда за карьеру, Национальный институт психического здоровья
  • Премия Эдварда Ли Торндайка 1966 года, Американская психологическая ассоциация
  • 1966−1967 Президент Павловского общества Северной Америки
  • Национальная медаль науки 1968 года, Национальный научный фонд
  • 1969 Иностранный научный сотрудник Черчилль-колледжа, Кембридж
  • Золотая медаль 1971 года, Американский психологический фонд
  • 1971 Джозеф П. Кеннеди-младший, Международная премия Фонда помощи умственной отсталости
  • Гуманист года 1972 года, Американская гуманистическая ассоциация
  • 1972 Премия за творческое лидерство в образовании, Нью-Йоркский университет
  • Премия за карьерный вклад 1972 года, Массачусетская психологическая ассоциация
  • Премия за выдающийся вклад в исследования и развитие в области образования, 1978 г., Американская ассоциация исследований в области образования
  • Премия Национальной ассоциации умственно отсталых граждан 1978 года
  • Премия 1985 года за выдающиеся достижения в области психиатрии, Медицинская школа Альберта Эйнштейна
  • Президентская премия 1985 г., Нью-Йоркская академия наук
  • Премия Уильяма Джеймса, 1990 г., Американское психологическое общество
  • Премия за заслуги перед жизнью, 1990 г., Американская ассоциация психологов
  • 1991 Выдающийся член и Премия за выдающиеся профессиональные достижения, Общество повышения производительности
  • Премия Зала славы ученых 1997 года, Академия ресурсов и развития
  • 2011 Комитет по расследованию скептицизма Пантеон скептиков — введен в должность

Личная жизнь

Скиннер женился на Ивонн Блю в 1936 году. У них было две дочери по имени Джули и Дебора. Скиннер умер от лейкемии 18 августа 1990 года. За десять дней до своей смерти он получил награду Американской психологической ассоциации за заслуги перед жизнью и выступил с докладом, основанным на статье, над которой он сейчас работал. Он закончил свою последнюю статью в тот же день, когда он скончался.

Ссылки

Американская психологическая ассоциация. (2002). Выдающиеся психологи 2 в. Monitor on Psychology , 33 (7) 29. Получено с https://www.apa.org/monitor/julaug02/eminent

Обри, К., и Райли, А. (2019). Понимание и использование образовательных теорий (2-е изд.). Таузенд-Оукс, Калифорния: публикации SAGE.

Фонд Б. Ф. Скиннера. (н.д.). Биографические данные. Получено с https://www.bfskinner.org/archives/biographical-information/

Фонд Б. Ф. Скиннера. (н.д.). Книги Б. Ф. Скиннера. Получено с https://www.bfskinner.org/publications/books/

Джарвис М. и Оками П. (2020). Принципы психологии: современные взгляды . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета.

Келланд, доктор медицины (2019). Б. Ф. Скиннер и поведенческий анализ развития личности . Получено с

https://socialsci.libretexts.org/Bookshelves/Psychology/Book%3A_Personality_Theory_in_a_Cultural_Context_(Kelland)/17%3A_Learning_Theory_and_Personality_Development/17.02%3A_B.F._Skinner_and_the_Behavioral_Analysis_of_Personality_Development0003

Милан, Массачусетс (1990). Прикладной анализ поведения. В AS Bellak, M. Hersen & AE Kazdin (Eds.), Международный справочник по модификации поведения и терапии (2-е изд.) (стр. 67-84). Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Пауэлл, Р. А., Симбалук, Д. Г., и Хани, П. Л. (2009). Введение в обучение и поведение (3-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Шульц, Д.П., и Шульц, С.Е. (2005). Теории личности (8-е изд.). Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.

[ссылка на статью]

Пенсильванский книжный центр

Б. Ф. Скиннер родился 20 марта 1904 года в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Его отец, Уильям, был местным поверенным; его мать, Грейс, после замужества перестала работать машинисткой и стала домохозяйкой. В 1906 году, через два с половиной года после рождения Фредерика, родился его младший брат Эдвард Джеймс (Эбби). Выросшие в Саскуэханне, железнодорожном городке с населением около 2000 человек, два мальчика развлекались тем, что строили вещи из подручных материалов, в том числе неисправную систему получения кислорода из морской воды, лачугу в лесу и тележку с противоположной стороной. -руль направления. Эти навыки конструирования позволили бы старшему Скиннеру построить аппарат, изобретенный для его исследований в области психологии. Когда ему было девять лет, Скиннер присоединился к младшим бойскаутам в Саскуэханне, где он провел недели в походах на открытом воздухе и обрел независимость в подростковом возрасте. Молодой Скиннер также экспериментировал с написанием романов и рассказов — даже нравоучительной пьесы с участием персонажей Жадность и Молодость.

Фред Скиннер, как его называла семья, получил образование в средней школе Саскуэханна. В частности, Скиннер считал, что мисс Мэри Грейвс, его школьная учительница английского языка, привила ему чувство интеллектуальной независимости и любопытства. После дебатов об авторстве Шекспира « Как вам это понравится » Скиннер заинтересовался сэром Фрэнсисом Бэконом и индуктивным методом в науке, который лег в основу его собственных более поздних экспериментов. Однако, несмотря на эти интеллектуальные интересы, ограниченность общины Саскуэханна в маленьком городке представляла собой препятствие для будущего стимулирования. Стремясь уехать из города, где он провел всю свою жизнь, Фред Скиннер подал заявление в Гамильтон-колледж в Клинтоне, штат Нью-Йорк. Когда его семья переехала в Скрэнтон, штат Пенсильвания, Скиннер доехал до Клинтона на поезде за три часа.

Из-за строгих правил Гамильтона и его неспособности выглядеть утонченным первый год обучения Фреда Скиннера в колледже закончился разочарованием и социальной изоляцией. Не вдохновленный обязательным физическим воспитанием и обязательной клятвой братства, Скиннер превратился в отстраненного человека, способного рассматривать себя как другого человека. Этот отряд позволил сдержанно отреагировать, когда в семье Скиннеров в 1923 году произошла трагедия. Находясь дома в Скрэнтоне на весенних каникулах, Скиннер, его брат Эбби и друг отправились за мороженым с мороженым. Пожаловавшись на головную боль, Эбби вызвала врача и потеряла сознание. Скиннер бросился в церковь за родителями, но они вернулись домой слишком поздно. Эбби умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 16 лет. Фред Скиннер смог эмоционально принять смерть своего брата, хотя ему по-прежнему не нравилось новое внимание, которое он получил как единственный ребенок.

Тем не менее, Фред Скиннер вернулся в колледж Гамильтона, чтобы закончить свое образование. Он писал редакционные статьи для газеты колледжа, Hamilton Life ; его вклад включал в себя статьи с критикой Гамильтонского колледжа, преподавателей и его местного братства Бета Каппа. На протяжении всего колледжа Скиннер сосредоточился на чтении и написании литературы, проведя лето в школе английского языка Bread Loaf в Вермонте. Получив диплом приветствия со степенью бакалавра искусств по английскому языку, литературные занятия Скиннера завершились его планом на после окончания учебы — год жизни с родителями в Скрэнтоне, чтобы написать роман. Хотя он построил писательскую мастерскую на чердаке своих родителей, восемнадцатимесячный «темный год» Скиннера оказался бесплодным. Как признается Скиннер в Подробности моей жизни , «Я легко отвлекался от своей писательской жизни. Все, что приносило более быстрое и существенное вознаграждение, овладевало мной». Уехав из дома в Нью-Йорк, он работал продавцом в книжном магазине, где открыл для себя науку о поведении в « условных рефлексах » Павлова и «Бихевиоризме » Уотсона . Вдохновленный этими книгами, Фред Скиннер решил обменять литературу на психологию; он поступил на факультет психологии Гарвардского университета в 1928.

Во время учебы в Гарварде Скиннер сосредоточился на том, что он назвал в О бихевиоризме «радикальным бихевиоризмом», дисциплиной в психологии, которая рассматривает все действия организма как поведение, которое можно научно наблюдать и которым можно манипулировать. Успех пришел благодаря сочетанию его талантов изобретателя и наблюдателя, создавшего технологии для управления экспериментом. В BF Skinner: A Life биограф Дэниел В. Бьорк предполагает, что Скиннер «не столько экспериментировал для достижения желаемых результатов, сколько изобретал аппарат, позволяющий наблюдать упорядоченные результаты». Его аспирантура включала тесты, изучающие поведение крыс, особенно в ответ на пищу, которую давали с определенной скоростью. Нуждаясь в особом измерительном устройстве, Скиннер изобрел накопительный регистратор — механизм, записывающий ответы в виде точек, отклоняющихся вверх от горизонтали. Данные представляли собой кривую, показывающую как количество ответов, так и скорость ответа. Опираясь на эту технологию, Скиннер сконструировал новый аппарат для доставки еды при нажатии на рычаг — первую коробку Скиннера. С помощью этих новых инструментов он начал развивать свою теорию поведения, хотя полностью она проявилась только через несколько лет после ухода из Гарварда.

Скиннер получил степень магистра психологии в 1930 году и докторскую степень годом позже, в 1931 году. Во время своего последнего исследовательского года в Гарварде, финансируемого стипендией, Фред Скиннер познакомился с Ивонн (Ев) Блю. Летний роман между ними привел к помолвке. Когда Скиннер покинул Гарвардский университет и перешел на работу в Миннесотский университет, Ивонн переехала с ним в Миннеаполис. Они поженились 1 ноября 1937 года.

Во время учебы в Миннесотском университете Б. Ф. Скиннер опубликовал свой первый0029 The Behavior of Organisms , в 1938 году. Эта книга представила нового ученика Скиннера в бихевиоризме — изучении оперантного поведения. Когда организм живет, как обычно, он «воздействует» на окружающую среду. После получения того или иного «подкрепляющего» стимула усилится тенденция организма к увеличению операнта, поведения до подкрепления. В отличие от работы Павлова, которая связывала рефлекс (слюноотделение собаки) с предшествующим стимулом (звонком в колокольчик), Скиннер предложил оперантное обусловливание, в котором более позднее следствие, а не предшествующий стимул, обуславливало поведение. В ящике Скиннера крысу оперативно приучали нажимать на рычаг, получая подкрепление пищевыми гранулами после определенного количества нажатий на рычаг. Случайно, когда нехватка пищевых гранул потребовала от него сокращения количества подкреплений, Скиннер обнаружил «графики подкрепления».

Есть четыре режима подкрепления, которые манипулируют непрерывным подкреплением, шариком при каждом нажатии на рычаг. Скиннер начал свои эксперименты со схемой фиксированного соотношения: на каждое X нажатий рычага крыса получала гранулу. Аналогичным фиксированному соотношению является расписание с фиксированным интервалом: если крыса нажимает на рычаг хотя бы раз в X секунд, она получает гранулу. Фиксированные интервалы часто приводят к «шагающим» ритмам, когда крыса вырабатывает ритм, когда поступит подкрепление. Чтобы поэкспериментировать с этими фиксированными графиками, Скиннер рассмотрел графики как с переменным соотношением (порог нажатия рычага постоянно меняется), так и с переменным интервалом (время между подкреплениями постоянно меняется). Переменные расписания не позволяли подстраиваться; вместо этого крыса настойчиво нажимала на рычаг, не зная, когда появится следующая пищевая гранула. Как сообщает Майкл Б. Уокер в своей статье «Наука и азартные игры: психологические перспективы», «согласно Скиннеру, азартные игры являются прекрасным примером человеческой оперантной реакции, обусловленной графиком подкрепления с переменным соотношением». Однако, несмотря на это сходство, крысы, нажимающие на рычаг, не подвергаются такому же негативному наказанию — потере сбережений — как игрок. Скиннер и его соавтор К. Б. Ферстер подробно описали эти новые разработки оперантного обусловливания в 9 работах. 0029 Графики усиления (1957).

Работая в Университете Миннесоты в разгар Второй мировой войны, Скиннер начал исследовать идею о том, что птиц можно обучить навигаторам. После гранта, финансируемого государством, исследование переросло в Project Pigeon, сверхсекретную программу базового наведения ракет. Чтобы создать самонаводящееся устройство, Скиннер оперативно заставил нескольких голубей, уложенных внутри ракеты, клевать изображение, проецируемое линзой в передней части ракеты. Постоянные удары, усиленные зерновыми дробинками, точно направляли бы ракету к месту назначения. Хотя проект «Голубь» имел удивительно успешные результаты, эта программа была сокращена из-за успеха другого государственного проекта — радара. Однако этот опыт не стал для Скиннера полной потерей; он отказался от экспериментов с простыми белыми крысами в пользу более сложных голубей.

В 1938 году у Фреда и Ивонн Скиннер родился первый ребенок Джули. Их вторая дочь, Дебора, должна была родиться в 1944 году. Уже обремененная воспитанием одного ребенка, Ивонна очень хотела, чтобы ее муж упростил детскую машину. В своей статье «Первая нежность младенца» Фред Скиннер объясняет, что его простое изобретение, приспособление для младенцев (также известное как надувная кроватка), обеспечивало младенца всем необходимым: «Все, что было нужно в первые месяцы, — это чистая, удобная , теплое и безопасное место для ребенка, и в этом был смысл детской нежности». В течение двух с половиной лет малышка Дебора спала в детской кроватке, «термостатически контролируемой, закрытой кроватке с фронтальной панелью из безопасного стекла и полом из натянутого холста», как описывает Бьорк в своей биографии. Несмотря на очевидные различия, возникла путаница между детским тендером и коробкой Скиннера. Этот образ «младенца в коробке» помешал нежному младенцу стать предметом домашнего обихода.

Не испугавшись публичного провала проекта «Голубь» и тендера на младенца, Фред Скиннер снова вложился в академические занятия. После пяти лет жизни в Миннеаполисе семья Скиннеров переехала в Блумингтон, штат Индиана, где в 1945 году Скиннер стал заведующим кафедрой психологии Университета Индианы. Два с половиной года спустя, в 1948 году, Скиннер был снова приглашен в Гарвардский университет в качестве преподавателя. член факультета. Позднее в том же году Фред Скиннер опубликовал роман-утопию « Уолден Два ». Как в «9» Генри Дэвида Торо.0029 Уолден , роман Скиннера разделяет с его предшественником тему простой и мирной жизни. Вымышленная утопия достигает гармонии, поскольку ее основатель, Фрейзер, экстраполирует оперантное обусловливание, создавая изолированное сообщество из тысячи человек под названием Уолден Два.

Несмотря на благоприятную критику после публикации, продажи Walden Two оставались низкими до 1960-х годов, когда различные группы, включая Скиннера, попытались создать настоящий Walden Two. В Журнал Harper’s Magazine во время этого запоздалого внимания Спенсер Клау хвалит сочинение Скиннера Walden Two как «стиль прозы, живой, мускулистый, свободный от жаргона и в целом превосходный». Эта простота отражает тезис романа. Однако Клау предполагает, что настоящий Уолден-Два, основанный на принципах, продиктованных в романе Скиннера, не смог бы развлечь ум или страсти среднего человека: «Хороший человек может создать плохую культуру, а Скиннер и его вымышленный суррогат, Фрейзер, предлагает показательный пример: продуктивные, довольные люди, которые составят новое общество Скиннера, будут такими же захватывающими, как и многие тарелки пиршества».

После публикации выдуманной утопии в Уолден Два Скиннер обнаружил «академическую» утопию в Гарвардском университете. Как пишет Дэниел Н. Винер в книге BF Skinner: Benign Anarchist , Гарвард «предоставил простор для почти всего, что Скиннер хотел делать до конца своей жизни, продолжавшейся 42 года после его прибытия». Он останется в Гарварде до конца своей жизни. Руководя десятками докторантов, Скиннер оставался активным писателем и исследователем в университете, публикуя теоретические рукописи, результаты научных исследований и трехтомную автобиографию. Основные моменты его более поздних текстов включают Вербальное поведение (1957), интерпретация того, как оперантное обусловливание может объяснить эволюцию языка, и Технология обучения (1968), предложение революционизировать модель американского образования с использованием запрограммированного обучения и обучающих машин. Наибольшее признание Скиннер получил после публикации книги « Beyond Freedom and Dignity » (1971), в которой утверждалось, что идеи свободы воли и автономной личности препятствуют потенциальному прогрессу культуры. Вместо этого текст предполагает, что изменение поведения с помощью культурной инженерии приведет к более счастливому и гуманному обществу. Одним из примеров оперантно обусловленной культуры является вымышленная утопия в романе Скиннера «9».0029 Уолден Два .

Благодаря рекламе Beyond Freedom and Dignity Б. Ф. Скиннер стал видным общественным деятелем. Портрет Скиннера был опубликован 20 сентября 1971 года в номере журнала Time вместе с подписью: «Б. Ф. Скиннер говорит: мы не можем позволить себе свободу». Тематическая статья «Утопия Скиннера: панацея или путь в ад?» представил краткую биографию, выдвинутую на первый план культурной полемикой его последней книги. После того, как журнал распространился, многочисленные телевизионные ток-шоу требовали появления Скиннера, в том числе Сегодняшнее шоу и Шоу Дика Каветта . Некоторые интеллектуальные критики, такие как Ноам Хомский, лингвист и профессор Массачусетского технологического института, критиковали Beyond Freedom and Dignity за неподтвержденные научные предположения об изменении поведения. В своем обзоре в The New York Review of Books Хомский осуждает как словарный запас Скиннера, так и лженауку: «Скиннер ничего не говорит о свободе и достоинстве, хотя он использует слова «свобода» и «достоинство» в нескольких странных и идиосинкразических смыслах. …Его рассуждения лишены научного содержания и даже не намекают на общие очертания возможной науки о человеческом поведении». Даже при такой резкой критике Beyond Freedom and Dignity стал одним из самых продаваемых произведений Скиннера.

За свой вклад в психологию Скиннер получил несколько общественных наград. В 1968 году президент Линдон Б. Джонсон наградил его Национальной медалью науки за «фундаментальный и творческий вклад в изучение поведения, который оказал глубокое влияние на всю психологию и многие смежные области». Три года спустя Скиннер получил Золотую медаль от Американской психологической ассоциации (АПА) в 1919 году.71. В следующем году Американская гуманистическая ассоциация вручила ему награду «Гуманист года 1972». За время его карьеры Скиннеру были присуждены почетные степени в различных университетах, включая его альма-матер, Гамильтон-колледж, Чикагский университет, Эксетерский университет, Университет Макгилла, Уэслианский университет Огайо, Университет Тафтса и Университет Западного Мичигана. В статье Стивена Дж. Хаггблума «100 самых выдающихся психологов 20-го века» Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *