ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СКЛОННОСТЬ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ — ЦИТИСЭ
Лазарева Ю.В., Говендяева А.А.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СКЛОННОСТЬ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.42
УДК 37.032
Лазарева Ю.В.1 (Тюмень, Россия) — E-mail: [email protected], Говендяева А.А.2 (Тюмень, Россия) — E-mail: [email protected]
1Тюменский государственный университет
2Детский центр «Счастье»
Аннотация. В современном обществе происходят стремительные изменения: меняются экономические условия, привычные семейные традиции, образовательные стандарты. Подростки, в силу своих психофизиологических особенностей, склонны остро реагировать на изменения, происходящие в общественной жизни, усваивая при этом как позитивные, так и негативные влияния возникших перемен. Приведенные в статье статистические данные вызывают тревогу из-за низких потенциальных возможностей современных подростков противостоять негативным явлениям социума. В статье представлены результаты изучения особенностей жизнестойкости подростков, имеющих склонность к девиантному поведению. В обследовании приняли участие подростки 13-14 лет, обучающиеся в параллели восьмых классов школы №70 города Тюмени, в количестве 100 человек. Для выявления склонности к девиантному поведению подростков, был применен одноименный тест Э.В. Леус. Для выявления уровня жизнестойкости использован адаптированный Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой опросник С. Мадди «Hardiness Survey». В результате исследовательской работы были выявлены 1) статистически значимые различия (p £ 0,01) общего уровня жизнестойкости и уровня вовлечённости подростков, склонных и не склонных к девиациям; 2) статистически значимая обратная корреляция (p £ 0,01) общего уровня жизнестойкости и компонента вовлечённости со склонностью к аутоагрессивному, агрессивному, делинквентному поведению, а также значимая обратная корреляция компонента контроля со склонностью к аутоагрессивному поведению. Результаты исследования позволяют нам предположить, что профилактика девиантного поведения среди подростков будет способствовать повышению уровня жизнестойкости и снижению риска их социально-психологической дезадаптации.
Ключевые слова: жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, подростки, девиантное поведение, агрессивное поведение, аддиктивное поведение, делинквентное поведение, суицидальное поведение.
Литература:
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с. ISBN 5-202-00661-6
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 2. — C. 1-14. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201
- Богомаз С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. — 2009. — № 32. — С. 23-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12883840
- Егорычев А.М., Кретинин А.С. Социальная педагогика в решении важных социальных задач современного российского общества // ЦИТИСЭ. — 2017. — № 3 (12). — С.10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30797568
- Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2008. — 288 с. ISBN 978-5-7695-4921-2
- Иванов А.В. Технология психолого-педагогического сопреодоления инфантильности подростков и молодежи //ЦИТИСЭ. — 2019. — № 1 (18). — C. 27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292600
- Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10-4. — С. 875-878. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20303160
- Кучеренко П.А., Коровяковский Д.Г., Антонова Н.В., Хромова Н.М., Майстрович Е.В. Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики девиантного поведения подростков // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 2. — C. 51-63. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100205
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2002. — Вып. 1. — С. 56-65.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с. ISBN 5-89357-228-9
- Леус Э.В., Соловьёв А.Г., Сидоров П.И. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник ЮУрГГПУ. — 2012. — № 9. — С. 268-277. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18237712
- Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: современное состояние проблемы в психологии // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 3. — C. 86-107. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100307
- Рубан Л.С. Современное девиантное поведение и отношение молодежи к его проявлениям // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2018. — Т. 18, № 2. — С. 318-333. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-2-318-333
- Сиврикова Н. В., Постникова М.И., Солдатова Е.Л., Пташко Т.Г., Черникова Е.Г., Шевченко А.А. Сравнительный анализ жизнестойкости представителей разных поколений современной России // Российский психологический журнал. — 2019. — Т. 16, № 1. — С. 144-165. DOI: http://doi.org/10.21702/rpj.2019.1.7
- Соколова М.В., Дозорцева Е.Г. Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Интернете // Психология и право. — 2019. — Т. 9, № 1. — С. 22-35. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090102
- Федотова В.А. Детерминанты жизнестойкости у трех поколений современной России // Российский психологический журнал. — 2020. — Т. 17, № 1. — С. 74-91. DOI: http://doi.org/10.21702/rpj.2020.1.6
- Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 323. — С. 336-342. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13418787
- Шукшина Л.В., Кожухарь Е.В. Жизнестойкость и самоуважение как предикторы мотивации достижения успеха у студентов // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. — С. 462-477. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.42
- Andronnikova O.O., Radzikhovskaya O.E. Specifics of the attitude of students with deviant behaviour to school mediation service // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2020. — №13(9). — P. 1517-1528. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0660
- Maddi S. Dispositional hardiness in health and effectiveness. Encyclopedia of Mental Health. — San Diego (CA): Academic Press, 1998. — P. 323-335.
- Maddi S. Relevance of hardiness assessment and training to the military context // Military Psychology. — 2007. — № 19(1). — P. 61-70. DOI: 10.1080/08995600701323301
- Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. — Homewood, ILL.: Dow Jones-Irwin, 1984. — 131 p.
- Cicchetti D. Resilience under conditions of extreme stress: a multilevel perspective // World Psychiatry. — 2010. — Vol. 9, Issue 3. — P. 145-154. DOI: 10.1002 / j.2051-5545. 2010.tb00297.x
Библиографическая ссылка:
Лазарева Ю.В., Говендяева А.А. Особенности жизнестойкости и склонность к девиантному поведению в подростковом возрасте // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 2. – С. 447-460. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.42
Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков
Современное общество по праву характеризуется как информационное: одной из его черт является признание приоритета информации как продукта человеческой деятельности, а информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашего существования. В то же время компьютеризация обеспечивает доступ к информации, которая, однако, не всегда оказывает позитивное влияние на человека и не всегда бывает надежной и достоверной.
Проводя за компьютером существенную часть своего времени, подростки оказываются подверженными неблагоприятному влиянию разного рода информации, и сами становятся источником подобных воздействий в разнообразных коммуникациях.
Одна из актуальных проблем, возникших в век информационных технологий, – проблема кибербуллинга – травли человека через сообщения в сети Интернет, содержащие негативные оценки, оскорбления, угрозы [8, с. 11]. Эту проблему можно рассматривать в качестве продолжения и модификации существующей уже в течение десятилетий проблемы буллинга в реальной жизни. Буллинг – одна из современных форм девиантного поведения подростков [1].
С появлением интернет-коммуникаций молодые люди получили новые возможности и активно пользуются виртуальным пространством для реализации своей агрессии, унижая и оскорбляя других людей [4], что может иметь тяжелые последствия для жертв: от негативных эмоциональных реакций до психических расстройств и даже суицида, когда подросток не выдерживает эмоциональных нагрузок и не может справиться со сложившейся ситуацией [10, 11, 14, 15].
В отличие от обычного буллинга, кибертравля охватывает огромную аудиторию интернет-пользователей. Ситуация усугубляется тем, что информация, запущенная в виртуальное пространство с целью дискредитации человека, крайне сложно удаляется. Это порождает у жертвы ощущение беспомощности, безысходности. Большинство из пострадавших не осмеливаются обратиться за поддержкой и предать огласке их травлю, так как опасаются быть отвергнутыми всем обществом [12; 13, с. 71].
В исследованиях, посвященных определению форм и структуры отклоняющегося поведения, были выделены критерии оценки и отличительные свойства такого поведения [2]. Девиации рассматриваются как действия личности (группы), отклоняющиеся от социальных норм, причиняющие реальный ущерб обществу или самой личности (группе). Они сопровождаются социальной дезадаптацией, однако приносят и скрытую выгоду носителю девиантного поведения [3].
Кибербуллинг сходен по своим характеристикам с другими видами девиантного поведения. Ему свойственны деструктивность, социальное равнодушие, игнорирование общечеловеческих ценностей, повторение действий, которые способствуют формированию девиаций [5, 7].
Вместе с тем феномен кибербуллинга в связи с другими видами девиантного поведения до сих пор не исследован. Это обстоятельство, а также необходимость противодействовать подобным тенденциям и предупреждать их негативные последствия обусловливают актуальность изучения проблемы кибербуллинга в связи со склонностью к другим видам девиантного поведения.
Предпринятое нами исследование было направлено на выявление связи между участием подростков в кибербуллинге и отношением к различным проявлениям кибербуллинга, с одной стороны, и склонностью подростков к различным видам девиантного поведения, с другой. Исходя из характеристик кибербуллинга, мы предположили, что наиболее близким к нему должна быть склонность подростков к агрессивному поведению в реальной жизни.
Методы и выборка
В исследовании приняли участие 44 ученика 8-х классов в возрасте 13–15 лет (М = 14,0 ± 0,36),17 мальчиков и 27 девочек. Для исследования включенности подростков в интернет-пространство и их отношения к кибербуллингу были специально разработаны два опросника.
Первая методика посвящена изучению поведения школьников в социальных сетях и определению того, какие виды занятий в Интернете предпочитают юные пользователи и какое количество времени им уделяют.
Второй опросник позволил выявить частоту столкновения школьников с кибербуллингом, характер их участия в нем (в качестве жертв, преследователей, совмещающих обе роли), а также их оценку допустимости тех или иных действий в сети Интернет, которые по своему содержанию подпадают под определение кибербуллинга. Обследование проводилось анонимно, с указанием подростками только своего псевдонима, пола и возраста, что повышало уровень их откровенности и достоверности результатов. Часть вопросов имели открытый характер.
При обработке данных с помощью описательной статистики учитывались как общие результаты, так и дифференцированные по полу.
При определении склонности подростков к девиантному поведению за основу была взята классификация, используемая в методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» («СОП») [9, с. 362–370], с помощью которой у подростков выявляются тенденции к нарушению норм и правил в целом, к аддиктивному, саморазрушающему и самоповреждающему, делинквентному поведению, к агрессии и насилию.
Специальная шкала методики ориентирована на выявление дефицита волевого контроля эмоциональных реакций, который способствует реализации перечисленных выше вариантов поведенческих девиаций.
Связь между данными об участии подростков в кибербуллинге и склонностью к отклоняющемуся поведению устанавливалась при помощи ранговой корреляции Спирмена [6, с. 2].
Результаты и их обсуждение
Проведенный опрос показал, что подростки проводят значительную часть своего свободного времени в сети Интернет, преимущественно общаясь в социальных сетях, которые привлекают их удобством такого общения (табл. 1).
Таблица 1. Виды занятий подростков в социальных сетях
Установлено, что практически все (97 %) опрошенные подростки сталкивались с кибербуллингом, причем большинство (56 %) использовали интернет-травлю в качестве ответа на агрессию (табл. 2).
Таблица 2. Участие подростков в кибербуллинге, %
Среди девочек количество тех, кто выступали только в роли жертв (40,7 %) значительно преобладает над количеством кибербуллеров (3,7 %). Среди мальчиков кибербуллеров в процентном отношении больше, чем у девочек (17,6 %), но число жертв кибертравли у них также несколько преобладает (23,5 %).
Как показано в таблице 3, в большинстве случаев школьники, находившиеся в позиции жертвы, подвергались издевательству, раскрытию личной информации и травле (диссинг).
Таблица 3. Формы кибербуллинга, которым подверглись подростки
Результаты, представленные в таблице 4, свидетельствуют о том, что с одобрительным отношением подростков к некоторым видам кибербуллинга связана их склонность к аддиктивному и агрессивному поведению.
Таблица 4. Связь оценки допустимости подростками действий в сети Интернет со склонностью к девиантному поведению
Данные таблицы 5 указывают на то, что наибольшее число видов киберагрессии подростков связано со склонностью к аддиктивному поведению как иллюзорно-компенсаторному варианту решения собственных проблем. Кроме того, обращает на себя внимание то, что максимально тесно с различными видами отклоняющегося поведения связан такой вид кибербуллинга, как отправление текстового сообщения, чтобы позлить или посмеяться. В то же время множественные проявления кибербуллинга, или использование разных видов недопустимого поведения в виртуальной среде, имеют связь с наиболее выраженным вариантом девиантного поведения – делинквентным.
Таблица 5. Связь действий, которые совершали подростки со склонностью к девиантному поведению
Как показано в таблице 6, некоторые виды кибербуллинга, от которых страдали сами опрошенные, имеют неоднозначные связи со склонностью к девиантному поведению. Можно предположить, что положительные связи между показателями кибербуллинга, жертвами которого становились подростки, и их собственными девиантными тенденциями служат основанием превращения в дальнейшем пострадавших в киберагрессоров.
Таблица 6. Связь действий, с которыми сталкивались подростки в сети Интернет в качестве пострадавших, и склонности к девиантному поведению
Данные, представленные в таблице 7, указывают на наличие значимой связи между многими виртуальными действиями, которые, по мнению подростков, являются приемлемыми, и склонностью к отклоняющемуся поведению. Большую часть связей составляют позитивные установки к проявлениям кибербуллинга со склонностью к аддиктивному поведению.
Таблица 7. Связь виртуальных действий, которые подростки считают приемлемыми, и склонности к девиантному поведению
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно констатировать следующее. Подростки 13–15 лет активно пользуются Интернетом, в частности социальными сетями, и часто сталкиваются с кибербуллингом.
Кибербуллинг может рассматриваться как особый вариант девиантного поведения, который проявляется во враждебном отношении к другим людям с целью нанесения им психологического ущерба.
В процессе онлайн-травли подростки занимают позицию как преследователя, так и жертвы, часто сочетая эти роли. Выдвинутая нами гипотеза о наиболее тесной связи кибербуллинга со склонностью подростков к агрессии и насилию не подтвердилась: такие связи в данной выборке вообще отсутствовали.
В то же время различные виды кибербуллинга имеют значимые связи преимущественно со склонностью школьников к аддиктивному поведению, в меньшей степени – к делинквентному поведению и преодолению норм и правил в целом. Полученные результаты требуют новой интерпретации и ставят новые вопросы. Мы можем предположить, что они свидетельствуют о специфическом характере кибербуллинга как феномена агрессии.
Возможно, подростки, склонные к активной прямой, в том числе физической, агрессии, реализуют ее в реальной жизни, а не в сети Интернет. С другой стороны, кибербуллинг при отсутствии непосредственного контакта между агрессором и жертвой может иметь замещающий характер и включать в себя элементы фантазии (представления кибербуллера о реакции жертвы), что сближает его с иллюзорно-компенсаторными свойствами аддиктивного поведения.
Заключение
Проведенное исследование имеет существенные ограничения, связанные с небольшим объемом выборки, и может рассматриваться как предварительное, пилотное. В то же время выявленные связи кибербуллинга и склонности к различным видам девиантного поведения позволяют наметить пути дальнейшего изучения кибербуллинга как феномена специфической «бесконтактной» агрессии.
Более детального анализа требуют характеристики аддиктивного поведения, связи с которым кибербуллинга отличаются высокой статистической значимостью. Интерес представляет сопоставление этих явлений с таким феноменом, как кибераддикция.
Следует продолжить исследование связи кибербуллинга с различными компонентами агрессии, а также агрессивностью и враждебностью как личностными чертами. Один из вариантов исследования может заключаться в определении индивидуальных характеристик, не только способствующих, но и препятствующих кибербуллингу.
Полученные как в настоящем исследовании, так и в планируемых работах результаты позволят более четко представить феномен кибербуллинга и разработать подходы к его профилактике и конкретные меры по предупреждению кибертравли среди подростков.
Библиографический список
- Авдулова Т. П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 8.
- Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение : учеб. пособие. СПб. ; М., 2003. 736 с.
- Змановская Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход : монография. СПб., 2005. 274 с.
- Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(3). С. 102–113.
- Ксенофонтова И. В. Специфика коммуникации вусловиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор : сб. статей / отв. ред. А. С. Каргин. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. С. 285–294.
- Поляков Л. Е. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. М. : Наука, 1971. 2 с.
- Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания // Образовательная политика. 2011. № 5(55). С. 11–22.
- Федунина Н. Ю. Представления о триаде «преследователь – жертва – наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 41. 11 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд во Института психотерапии, 2002. 488 с.
- Chibbaro J. S. School counselors and the cyber bully: Interventions and implications. Professional School Counseling. 2007. Pp. 65–68.
- Kowalski R. M., Limber S. P. & Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age (2 nded.). Chichester : Wiley-Blackwell, 2011.
- Lenhart A. Cyberbullying: What the research is telling us. Retrieved f rom http: //w w w. pew internet. or g / P r e s en t a t io n s/20 0 9/18 Cyberbullying-What-the-research-istelling-us.aspx, 2010.
- Patchin J. W.Cyberbullying: A review of the legal issues facing educators. Preventing School Failure. 55(2). 2011. Pp. 71–74.
- Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? Scandinavian Journal of Psychology. 49. 2008. Pp. 147–154.
- Walrave M., Heirman W. Cyberbullying: Predicting victimisation and perpetration. Children & Society. 25(1). 2011. Pp. 59–72.
Источник: Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 1(50). – С. 80–87. – DOI : 10.33463/20728336.2020.1(50).080-087.
Об авторах
- Елена Георгиевна Дозорцева — профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, доктор психологических наук, член Ученого совета МГППУ; заведующая лабораторией психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.
- Дарья Валерьевна Кирюхина — аспирант, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Голубовская А.С. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий
- Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки
- Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания
девиация дети/подростки исследование киберагрессия
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СКЛОННОСТЬ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ Калифорния, title={ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И СКЛОННОСТЬ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ}, автор={Анна Ахметзянова и Татьяна Васильевна Артемьева}, год = {2017} }
- Ахметзянова А. , Артемьева Т.
- Опубликовано 2017
- Психология
Анализ исследований феномена антиципации (прогностической компетентности) показывает, что она возникает как системно целостный прогресс в реальной деятельности человека и является одним из важнейших компонентов механизма регуляции этой деятельности (в т.ч. поведение в целом). Проблема прогностической компетентности в изучении психологического содержания девиантного поведения не получила должного научного освещения. Поэтому целью данной работы было изучение…
Развитие представлений о жизненном пути у студентов, склонных к девиантному поведению
- Деревянко Ю.П., Филатова Е.А., Швезова В.А. 0004
- 2022
Цели : Девиантное поведение стало глобальной проблемой, вызывающей серьезную озабоченность и требующей немедленного внимания. Целью данного исследования было изучить ход развития представлений о жизни у студентов, склонных к…
Социально-психологическая идентичность иностранных студентов с высокой успеваемостью
- Кротова И.
Образование
- 2017
В систематическом обзоре представлено современное состояние научных исследований. Актуальность исследования обусловлена тем, что в сфере высшего образования Российской Федерации наблюдается…
Дефицит прогностической компетентности у младших школьников со стойкими трудностями в обучении
Проблема антиципации занимает важное место в психологических исследованиях. Через предвосхищение школьник способен управлять учебной деятельностью; психические процессы приобретают…
Юмор как форма копинг-поведения российских студентов
- Артемьева Т.
Образование
- 2013
исследования, посвященные копингу с помощью юмора. Способность юмора изменить восприятие человеком мира и самого себя, изменить его отношение к…
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОСТОЯНИЯ АНТИКИПАЦИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧИ
- Ахметзянова А. В.
Психология
- 2014
В статье представлены сведения о серьезных отклонениях пространственных и временных элементов согласованности ожидания у детей с патология речи; анализирует показатели, характеризующие произвольность психической деятельности — способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами.
Изменяет ли повышенная оценка риска намерения и поведение людей? Метаанализ экспериментальных исследований.
Несколько теорий рассматривают оценку риска как ключевую детерминанту решений и действий, и эта идея была поддержана в корреляционных исследованиях. Однако корреляционные данные не могут ответить на… дкво; приобрело четкое значение в психологии персонала. Ожидание — это численное выражение вероятности того, что определенный человек достигнет определенного…
Воплощенное предвосхищение: интерпретация развития нервной системы s подход к роли мозга в общении, который рассматривает мозг как средство многосторонней коммуникации.
Масштабное воплощение предвкушения. Вместо того, чтобы концептуализировать предвосхищение как…Вера в личный справедливый мир, судебные решения справедливости и их функции для заключенных
- C. Dalbert, Eva Filke
Психология, право
- 2007
Это исследование посвящено взаимосвязи между ощущением справедливости, верой в справедливый мир (BJW) и чувствами взрослых мужчин-заключенных. Выборка включала 100 взрослых заключенных мужского пола из…
Демографические последствия стихийных бедствий: тематическое исследование урагана Эндрю*
Сделан вывод, что более половины жилых единиц в округе Дейд были повреждены ураганом Эндрю; более 353 000 человек были вынуждены покинуть свои дома, по крайней мере, временно; и что почти 40 000 человек навсегда покинули округ в результате урагана.
Психология личности, : литература по теории
- Саакян В. С.
Психология
- 1974
[Общение с ребенком].
- Мадлен Хирсбруннер, Андреа Бёзигер, С. Герч, М. Ренц
Психология, медицина
Krankenpflege. Soins infirmiers
- 2005
Превентивная психология
Девиантность – это тренд. В то время как определение девиантности… | Жаклин Ард (Онтиверос)
Жаклин Ард (Онтиверос)
·
Подписаться
Чтение: 4 мин.
·
21 апреля 2019 г. Я считаю, что общее определение девиантности не сильно изменилось с 1965 года. но мелкие детали или конкретные действия есть. Исследование социолога Джеймса Д. Оркатта показывает, как люди относились к отклонениям в 1965 году, и очевидно, что с тех пор изменилось несколько социальных норм. В таблице перечислены гомосексуалы на вершине , и коммунисты даже имели место, в то время как битники имели субкультурную значимость в то время.
Сексуальная ориентация не кажется серьезным отклонением в Соединенных Штатах, как это было раньше, и я почти никогда не слышу упоминания о коммунистах. Трудно представить гомосексуалистов более девиантными, чем преступники.
Как видно из списка Джеймса Д. Оркатта, объяснение сути изменения может заключаться в убеждении, что «отклонение относится к поведению, которое нарушает социальные нормы или лицам, которые ведут себя подобным образом», а «отклонение относится к поведению или лицам, которые определяются как девиантные социальной аудиторией». Я думаю, что оба верны.
Кое-что, что я заметил, но не придал этому особого значения, это то, как гомосексуал и лесбиянка были разделены в таблице отклонений Джеймса Д. Оркатта. Я всегда помещал любого, кто не был гетеросексуалом, под ярлык «гомосексуалиста», независимо от пола. Я, конечно, знаю о сексизме прошлого, что объясняет, почему некоторые из опрошенных считали карьеристок и девушек, которые носят макияж, девиантными.
Это поднимает тему сексуальности в наше время, поскольку существует так много сексуальных ориентаций и ситуаций. В то время как гомосексуальность среди мужчин и женщин стал более приемлемым, я не уверен в других промежуточных состояниях или комбинациях, тем более что некоторые из них все еще кажутся не поддающимися определению.
Я был удивлен тем, как девиантный гомосексуальность считался в 1960-х годах, но в статье Джеймса Д. Оркатта различие в поведении упоминалось как « аморальное , странное , злой , незаконный , больной , или, одним словом, девиантный ».
Культура в этой стране последовательно становится более субъективной, и, возможно, поэтому существует больше сочувствия к людям, которые в противном случае были бы отвергнуты, если бы следовали прошлым стандартам. Возможно, это идея о том, что каждый может сделать свой собственный выбор до тех пор, пока никого не обижают и не принуждают.
Когда дело доходит до объяснения девиантного поведения, мое представление о девиантности представляет собой сочетание позитивистских и конструкционистских взглядов. Это потому, что я считаю некоторые действия серьезными социальными ошибками, а другие незначительными, но не вредными. Исследователи Тио, Тейлор и Шварц заявляют, что позитивисты обычно изучают, как «общество рассматривает относительно серьезных типов девиантного поведения», в то время как конструкционисты сосредотачиваются на поведении, которое «относится к менее серьезным
Я согласен с абсолютизмом, потому что есть стандартные социальные правила, которым может следовать большинство людей, а те немногие, которые этого не делают, будут считаться другими или девиантными. Тем не менее, я могу понять, почему релятивизм верен, поскольку меньшие группы внутри группы большинства могут называть конкретное действие другим; его можно считать очень девиантным, несколько девиантным или совсем не девиантным.
Я больше согласен с субъективным взглядом, чем с объективным, потому что, как считают субъективисты, люди в большей степени , чем просто объекты , и их не нужно менять, чтобы они соответствовали определенному образу жизни.
Что касается детерминизма и волюнтаризма, я полностью согласен с обеими точками зрения, потому что я действительно думаю, что генетика может привести к некоторым предопределенным чертам личности, но люди могут сделать окончательный выбор стремиться к изменению или продолжать девиантное поведение. Позитивистские точки зрения более конкретны, в то время как конструкционистские взгляды склоняются к абстрактности, и я думаю, что использование обоих подходов является сбалансированным способом рассмотрения человеческого поведения.
Как я это понимаю, преступник — это девиант , но девиант — это не обязательно преступник. Тио, Тейлор и Шварц заявляют, что « большинство отклонений не являются преступлениями — они просто отходят от какой-то социальной нормы, правила или стандарта, такого как танец обнаженными». Конечно, есть еще вариации, потому что танец обнаженным может быть преступлением в одних странах, но не в других.
Я не согласен с утверждением, что «преступления могут носить только поведенческий характер», потому что можно быть арестованным за ношение униформы или значка, которые не относятся к официальной личности человека.
Может быть, это и не преступление, но татуировка с указанием принадлежности к группе, известной преступной деятельностью или насилием, почти стирает грань, потому что вполне вероятно, что человек является преступником, а не просто девиантом. Другие преступники следуют большинству или всем социальным нормам, но они могут причинить серьезный вред, например, так называемая беловоротничковая преступность. Нарушение социальных норм не является преступлением , но преступники девиантны.
Тио, Тейлор и Шварц упоминают, как субъективисты предпочитают сопереживать с девиантами, в том числе преступниками. Я не могу согласиться с этими людьми на каком-то уровне, потому что считаю некоторых преступников слишком безжалостными и непримиримыми для такого понимания.