Сколько человек использует процентов головного мозга: О мозге — CogniFit («КогниФит»)

Метастазы в головной мозг — Заболевания

Гамма-нож

Современные технологии лечения продлевают жизнь онкологическим больным. Это приводит к тому, что пациенты “доживают” до метастазирования в те органы и системы, которые не вполне типичны для данной патологии.

Особенность поражения ЦНС – крайне неблагоприятный прогноз, который вынуждает клиницистов проводить из-за этого ургентные лечебные мероприятия даже при наличии диссеминации процесса и множественном поражении других органов и тканей. Однако своевременное и многокомпонентное лечение с учетом индивидуальных показаний позволяет продлить жизнь больных на многие месяцы и даже годы. При этом особое значение имеют быстрое установление диагноза и выбор тактики воздействия — лучевой и химиотерапии, таргетных средств и ингибиторов ангиогенеза, а также проведение в случае необходимости хирургического вмешательства.

В настоящее время не разработаны стандарты оказания помощи данной категории пациентов, и лечение проводят эмпирически в зависимости от подготовки и индивидуальных особенностей врача.

Для состояния данной категории пациентов характерны нестабильность, высокий риск развития отека головного мозга, особенно в связи с началом лучевой терапии. Это требует превентивного назначения глюкокортикоидов, обычно дексаметазона в дозе 8-36 мг/сут.

При выраженных симптомах назначение по 20 мг и более с последующим снижением до 4 мг 2 раза в сутки сопровождается регрессом неврологической патологии и боли. Однако, несмотря на позитивное влияние в плане купирования неврологических симптомов, выживаемость пациентов и частота ответов на проводимую противоопухолевую терапию не изменяются.

При одной только стероидной терапии продолжительность жизни не превышает 2 мес, лучевая терапия увеличивает ее до 5, а комбинация лучевой и химиотерапии позволяет добиться средней выживаемости порядка 6-9 мес. Средняя продолжительность жизни пациентов с высоким индексом Карновского, отсутствием менингеального и экстракраниального распространения, а также с ограниченным, поддающимся противоопухолевой терапии экстрацеребральным процессом может достигать года и более.

Показанием к хирургическому вмешательству служат инфратенториальное поражение с признаками атаксии и солитарные метастазы большого объема (особенно кистозного строения), расположенные в гемисфере. При комбинации лучевой терапии с иссечением метастазов улучшаются показатели длительной выживаемости пациентов, что также наблюдают и в случае использования высокодозного прецизионного облучения (гамма- и кибер-нож). При множественных поражениях и необходимости облучения всего объема головного мозга режимы фракционирования не играют существенной роли.

Основной подход при проведении конвенциональной лучевой терапии по поводу метастазов в головном мозге – облучение всего его объема, обычно в ускоренном режиме, хотя рандомизированные исследования в этом направлении продолжаются. До введения этой высокоэффективной методики лучевой терапии в повседневную клиническую практику на рубеже 50-х годов ХХ в. медиана выживаемости данного контингента пациентов не превышала 1-2 мес. В большинстве ситуаций для профилактики отека в течение первых нескольких суток облучения необходимо назначение дексаметазона по 12-30 мг с последующим резким снижением дозы вдвое.

Используют два боковых противолежащих поля. Особое внимание обращают на адекватность включения в объем воздействия основания черепа и задней черепной ямки. При этом либо экранируют глаза, либо разворачивают поля в соответствии с проекцией основания черепа таким образом, чтобы нижние границы располагались на уровне II шейного позвонка Разовая очаговая доза может составлять от 2,5 до 4-5 Гр, суммарная – 20-35 Гр. Расчет проводят на срединную плоскость. Как правило, наблюдают выраженный регресс метастазов и купирование неврологической симптоматики. При этом в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ практикуют увеличение РОД до 4 Гр с точки зрения экономической целесообразности, поскольку режимы фракционирования существенно не влияют на отдаленный прогноз. Следует учитывать, что существенно ускоренное фракционирование, в отличие от традиционного подведения дозы 30 Гр за 10 сеансов, может сопровождаться повышенным риском возникновения новых внутримозговых метастазов ввиду меньшей суммарной физической поглощенной дозы.

Однако стандартным подходом в большинстве клиник остается ежедневное облучение всего объема головного мозга в дозе от 3 до 30-33 Гр. Боязнь отдаленных осложнений данного вида лечения часто оказывается гипертрофированной с учетом ожидаемой продолжительности жизни пациентов. Нарушение когнитивных функций у больных при тотальном облучении головного мозга отмечают сразу же после начала лучевой терапии. Это сохраняется после окончания лечения, однако оно ограничено лишь вербальной памятью и не должно служить поводом для отказа от лечения.

Наличие единичных метастазов подразумевает локальную добавку непосредственно на очаги до доз, эквивалентных 50-60 Гр, как правило, в ускоренном режиме фракционирования. При небольшом количестве метастазов (1-3) допустимо локальное конформное гипофракционное облучение (РОД 5-6 Гр, СОД 18-30 Гр). Особое внимание следует уделить одновременной или синхронной химиолучевой терапии. Нарушение проницаемости гематологического барьера ввиду опухолевого роста и/или хирургического вмешательства приводит к быстрому регрессу метастазов при назначении цитостатиков на фоне лучевого лечения.

При этом неплохих результатов достигают при использовании препаратов, традиционно применяемых при данных нозологических формах, несмотря на якобы плохое их проникновение через ГЭБ. Активно испытывают в рамках синхронной химиолучевой терапии препараты нитрозомочевины – ломустин, кармустин, фотемустин (мюстофоран). В последние годы обнадеживающие результаты получены при использовании темозоломида (темодала), который изначально предназначался для лечения злокачественных глиом.

В случае стереотаксического лучевого воздействия проводят однократное облучение метастазов в дозе 20-30 Гр. Показания к этому методу – ограниченное количество депозитов (не более 5-10), максимальный их размер не более 3-4 см, отсутствие выраженного масс-эффекта и окклюзионной гидроцефалии. В определенном смысле стереотаксическое облучение конкурирует с оперативным вмешательством при комбинации этих методик с тотальным облучением головного мозга. Наилучших результатов при стереотаксической радиохирургии добиваются в случае небольших очагов, чей диаметр не превышает 1,5-2 см.

При этом увеличение отступов от края опухоли свыше 1 мм не ведет к повышению эффективности облучения. Подобную тактику можно использовать даже при увеличении числа метастазов и их локализации в жизненно важных зонах – стволе головного мозга и кавернозном синусе. Медиана выживаемости при облучении на гамма-ноже варьирует от 5-6 мес при метастазах меланомы до года и более в случае почечно-клеточного рака. Очаговое поражение головного мозга без первично выявленной опухоли сопровождается наихудшими результатами лечения, выживаемость не превышает 3 мес. Однако при отсутствии экстракраниальных метастазов и проведении системной химиотерапии иногда добиваются приемлемых показателей. В некоторых центрах хирургическое удаление метастазов сопровождается установкой в послеоперационную полость системы с радиоактивным йодом-125 (GliaSite) или губки с химиопрепаратами (нитрозомочевиной, антрациклинами). При этом весьма перспективной представляют комбинацию данных методик с тотальным облучением головного мозга.
Дополнение облучения всего объема головного мозга стереотаксической радиохирургией и/или операцией позволяет увеличить медиану выживаемости в 1,5-2 раза. Однако исследователи не прекращают споры о целесообразности комбинации послеоперационного стереотаксического облучения с тотальным воздействием на головной мозг. Комбинация стереотаксического и тотального облучения головного мозга не очень влияет на выживаемость пациентов по сравнению с одним лишь локальным воздействием, однако частота обнаружения новых очагов снижается примерно в 1,5 раза. Тотальное облучение головного мозга – адекватный метод как самостоятельного лечения метастатического поражения ЦНС, так и в комбинации со стереотаксическим облучением. Оно в первую очередь показано при множественных очагах поражения и неудовлетворительном общем состоянии больного. В случае резекции одиночных метастазов или радиохирургического вмешательства тотальное краниальное облучение служит разумным дополнением в большинстве клинических ситуаций.

При прогрессировании процесса и появлении новых метастазов в головном мозге возможно его повторное тотальное облучение. Показаниями служат хорошая эффективность и переносимость первого курса, срок не менее 6 месяцев после предыдущего лучевого воздействия и удовлетворительное общее состояние больного. При повторном облучении частота полных и частичных ответов может достигать 70%. Некоторые авторы призывают к более широкому применению в этих случаях стереотаксической радиохирургии.

Облучение пациентов с метастатическим поражением спинного мозга и/или позвоночника с переходом на нервные структуры осуществляют по тем же принципам. Обычно применяют заднее прямое вертебральное поле или два паравертебральных под углами с захватом поперечных отростков позвонков и отступами от границ поражения в краниокаудальном направлении порядка 2 см. Лучевую терапию проводят в ускоренном режиме – 3 Гр×10 раз, 4-5 Гр×4-5 раз ежедневно или (в амбулаторном режиме) 2-3 сеанса в 1 неделю. Так как разработаны экономически оправданные режимы фракционирования при метастазах в кости, отчетливо прослеживают тенденцию к однократному облучению спинного мозга в разовой поглощенной дозе 8 Гр. При этом его эффективность по критерию купирования и предупреждения болевого и неврологических (компрессия спинного мозга) синдромов не отличается от фракционированного. В случае необходимости возможно повторное воздействие. Изменение тактики лечения данного неблагоприятного контингента пациентов с использованием комбинации методов привело к увеличению средней продолжительности жизни до 1,5-2 лет и более при относительно торпидном течении основного заболевания. В настоящее время врачи общей лечебной практики должны рассматривать больных с метастатическим поражением головного мозга как подлежащих активному лечению, а не только симптоматической медикаментозной лучевой терапии.


Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Электронная почта Центра: [email protected]
Техническая поддержка сайта: [email protected]
© 2023

Наш мозг не компьютер / Хабр

Как только не объяснял человек природу своего сознания и мышления на протяжении истории, начиная с библейской легенды о «сотворении тела из глины и заселении его духом» и заканчивая довлеющей на сегодня парадигмой «наш мозг — это обработчик информации, подобный компьютеру». И если все прошлые аналогии уже практически исчерпали веру в себя, то с последней вопрос стоит остро, ведь многие специалисты по нейробиологии не согласны и считают ее в корне ошибочной.

Как бы ни старались ученые-исследователи головного мозга и когнитивные психологи, им никогда не найти в человеческом мозге копию 5-й симфонии Бетховена – равно как копии слов, изображений, грамматических правил или любых других видов экзогенных стимулов. Бесспорно, человеческий мозг устроен сложно, но он не содержит большую часть из того, что, как многим кажется, в нем есть – даже таких простых вещей как «воспоминания».

Предпосылки

Наше ошибочное понимание головного мозга уходит глубоко в историю, но с момента изобретения электронных вычислительных машин в 40-е годы все стало еще более запутанным. Уже более половины столетия психологи, лингвисты, нейроученые и другие эксперты по человеческому поведению утверждают, что наш мозг работает подобно компьютеру.

Чтобы понять, насколько бессмысленна эта идея, рассмотрим работу мозга младенцев. Вследствие эволюционного развития человек, как и все другие виды млекопитающих, приходит в мир подготовленным к эффективному взаимодействию с ним. Зрение младенца хоть и размыто, но в нем особое внимание выделяется лицам, среди которых он способен быстро распознать свою мать. Кроме того, новорожденный уделяет больше внимания голосам, нежели прочим звукам, и может различать базовые речевые единицы. Мы без всякого сомнения созданы для социального взаимодействия.

Здоровый младенец также изначально обеспечен набором рефлексов – готовыми реакциями на конкретные стимулы, необходимыми для его выживания. Он поворачивает голову в направлении того, что касается его щеки и начинает сосать то, что попадает ему в рот. При погружении в воду он задерживает дыхание. Если положить что-либо в его ручки, он схватывает это так сильно, что практически может выдержать собственный вес.

Самое же важное в том, что новорожденные изначально снабжены мощными механизмами обучения, которые позволяют им быстро меняться для наиболее эффективного взаимодействия с окружающим миром, даже если этот мир сильно отличается от того, в котором проживали их далекие предки.

Органы чувств, рефлексы и механизмы обучения – вот наш стартовый комплект. И если задуматься, то это очень много. Будь мы при рождении лишены любой из этих способностей, то с выживанием бы у нас возникли серьезные трудности.

А вот чего у нас от рождения нет: информации, данных, правил, программного обеспечения, знаний, лексического запаса, представлений, алгоритмов, моделей, воспоминаний, процессоров, подзадач, декодеров, символов или буферов – элементов дизайна, позволяющих компьютерам демонстрировать околоразумное поведение. Причем мы не просто не рождаемся со всеми этими вещами, но и не вырабатываем их – никогда.

Мы не храним слова или правила, которые указывают нам, как этими словами оперировать. Мы не создаем представления визуальных стимулов, не сохраняем их в буфере краткосрочной памяти, и не переносим затем эти представления в устройство долгосрочного хранения. Мы не извлекаем информацию, образы или слова из регистров памяти. Компьютеры делают все это, но не живые организмы.

Компьютеры в прямом смысле обрабатывают информацию – числа, буквы, слова, формулы, изображения. Сначала эту информацию необходимо закодировать в пригодный для использования компьютерами формат, то есть в паттерны из нулей и единиц (биты), организованные в небольшие фрагменты (байты). На моем ПК каждый байт содержит 8 бит, и определенный паттерн этих битов означает букву d, другой букву o, еще один букву g. Бок-о-бок эти три байта формируют слово dog.

Одно простое изображение – скажем, фотография моего кота Генри на рабочем столе – представлен особым паттерном из миллиона таких байтов (одним мегабайтом), окруженным специальными символами, которые указывают компьютеру, что нужно ожидать изображение, а не слово.

Компьютеры в прямом смысле перемещают эти паттерны с места на место в различных областях физических хранилищ, вытравленных в электронных компонентах. Иногда они также копируют эти паттерны, а иногда различным образом преобразуют их – например, когда мы исправляем ошибки в документе или ретушируем фотографию. Правила, которыми компьютеры руководствуются для перемещения, копирования и работы с этими массивами данных, также хранятся в самих компьютерах. В комплексе такой набор правил называется «программой» или «алгоритмом».

Совокупные группы алгоритмов, реализующие нужные нам действия – покупку акций на бирже или назначение свидания через сайт знакомств – называются «приложением».

Прошу прощения за это базовое введение во всем известные компьютерные принципы, но мне хочется ясно выразить мысль: компьютеры действительно работают с символьными представлениями слова. Они действительно сохраняют и извлекают. Они на самом деле обрабатывают. У них на самом деле есть физические воспоминания. Все их действия, без исключения, реально управляются алгоритмами.

Если же говорить о людях, то они этого не делают – никогда не делали и никогда не будут. Почему же так много ученых умов рассуждают о нашей ментальной жизни, сравнивая нас с компьютерами?

Исторические аналогии

В своей книге «In Our Own Image» (2015) эксперт по искусственному интеллекту Джордж Заркадакис описывает шесть различных аналогий, которые люди придумывали в течение последних 2,000 лет в попытке описать человеческий разум.

Первая из них, сохраненная в Библии, гласит, что люди были сотворены из глины или грязи, которую затем разумный Бог населил духом. Этот дух и объяснял нашу разумность.

Появление гидравлической инженерии в третьем веке до н.э. привело к популяризации гидравлической модели человеческого разума. Ее идея заключалась в том, что за наше физическое и ментальное функционирование отвечает поток различных телесных жидкостей. Гидравлическая метафора довлела на протяжении более 1,600 лет и все это время препятствовала медицинской практике.

К 16-му веку была выработана модель на основе пружин и шестеренок, в результате чего ведущие мыслители той эпохи, такие как Рене Декарт, утвердили, что человек является сложной машиной. В 17-м веке философ Томас Хоббс предположил, что мышление порождается за счет мелких механических движений в мозге. К 18-му веку открытия в области электричества и химии привели к появлению новых теорий о природе человеческого разума – опять же, по своей сути очень образных. В середине 19-го века, вдохновленный последними достижениями в сфере средств связи, немецкий физик Германн фон Гельмгольц сравнил мозг человека с телеграфом.

Математик Джон фон Нейман прямо заявил, что функция человеческой нервной системы «на первый взгляд цифровая», проведя параллель между компонентами вычислительных машин того времени и компонентами человеческого мозга.

Каждая из приведенных аналогий отражала передовое мышление своей эпохи. Вполне предсказуемо, что спустя всего несколько лет после восхода компьютерных технологий в 40-х годах 20-го столетия работу мозга сравнили с компьютером. В этой модели роль аппаратного обеспечения выполнял сам мозг, а мысли служили его программным наполнением.

Знаковым событием, положившим начало того, что теперь именуется «когнитивной наукой», стала публикация психолога Джорджа Миллера «Language and Communication» (1951). Миллер предположил, что ментальный мир можно тщательно изучить с помощью принципов из теории информации, вычислительной науки и лингвистики.

Пика своей выразительности эта модель достигла в небольшой книге «The Computer and the Brain» (1958), в которой математик Джон фон Нейман заявил, что функция человеческой нервной системы «prima facie цифровая». Нейман признавал, что фактически о роли мозга в функционировании мышления и памяти известно мало, но все же одну за другой проводил параллели между его компонентами и компонентами вычислительных машин того времени.

Движимое последующими достижениями в компьютерных технологиях и исследованиях мозга, амбициозное междисциплинарное стремление понять природу человеческого разума развилось и утвердилось в виде идеи, что люди, подобно компьютерам, являются обработчиками информации.

Сегодня же этой идее привержены тысячи исследователей, она поглощает миллиарды долларов финансирования и уже породила множество литературы, включая как технические, так и массовые статьи и книги.

К примеру, в своей книге «How to create a mind: The Secret of Human Thought Revealed» (2013) Рэй Курцвейл иллюстрирует эту модель, рассуждая на тему «алгоритмов» мозга, а также его принципов «обработки данных», и даже отмечает его внешнее структурное сходство с интегральными схемами.

Сегодня же это представление, что человеческий разум является просто обработчиком информации, доминирует и в быту, и в научных кругах. Оно всплывает практически во всех дискурсах на тему разумного человеческого поведения, также как в прошлые эпохи подобные дискурсы на проходили без отсылки к духу или божественности. Достоверность данной модели в современном мире, как правило, принимается без оспаривания.

Но эта аналогия, в конце концов, является просто очередной аналогией – историей, которую мы рассказываем друг-другу, чтобы придать смысл тому, чего на самом деле не понимаем. Так что, как это было со всеми предшествовавшими ей сравнительными моделями, однажды на ее смену либо придет другая, либо воцарится истинное знание.

Где-то год назад во время визита в один очень престижный исследовательский институт мирового уровня я призвал местных ученых описать разумность человеческого поведения без какой-либо отсылки к аспектам «обработки информации». Они не смогли. А когда я вежливо вернулся к этому вопросу в ходе последующего электронного общения, то даже спустя несколько месяцев им все еще было нечего сказать. Они видели проблему. Они не отбрасывали этот вызов как несущественный. Но при этом и не могли предложить альтернативу. Говоря иначе, аналогия об «обработке информации» очень «назойлива». Она загромождает наше мышление языком и идеями, настолько сильными, что рассуждать в их обход уже не получается.

Причем определить ложность, стоящую за аналогией с обработкой информации, достаточно просто. Она основана на ошибочном силлогизме, в котором из двух разумных предпосылок делается ложный вывод. Разумная предпосылка #1: все компьютеры способны к разумному поведению. Разумная предпосылка #2: все компьютеры являются обработчиками информации. Ложный вывод: все сущности, способные к разумному поведению, являются обработчиками информации.

Если отбросить формальный язык, то идея, что люди должны являться обработчиками информации только потому, что ими являются компьютеры, просто глупа. И когда однажды от этой аналогии все же откажутся, для историков она будет однозначно выглядеть именно таковой, ровно как сейчас для нас выглядит глупым сравнение людей с гидравлическими машинами.

Но раз эта метафора столь глупа, почему же она так назойлива? Что мешает ее отклонить, подобно ветви, преградившей наш путь? Есть ли способ понять человеческий разум, не опираясь на шаткий костыль интеллекта? И какую мы уже успели заплатить цену за столь долгое использование конкретно этого костыля? Им руководствовались многие ученые умы и мыслители в разных областях науки в течение десятилетий. Какой ценой?

Наглядное упражнение

Уже не первый год я практикую в классах любопытное упражнение, приглашая к доске студента с просьбой нарисовать детальное изображение долларовой купюры – максимально детальное. Когда студент заканчивает, я закрываю это изображение листом бумаги, достаю соответствующую купюру из бумажника, креплю ее на доске и прошу студента повторить процесс уже по образцу. Когда он в очередной раз завершает рисование, я раскрываю первый рисунок и прошу аудиторию прокомментировать отличия.

Предположив, что подобную демонстрацию вы могли никогда не видеть, а также для того, чтобы помочь представить ее результат, я попросил Джинни Хён, одну из моих интернов в институте, где провожу исследования, нарисовать два таких изображения. Вот ее рисунок «из памяти»:

А вот что она нарисовала следом по образцу купюры:

Джинни, как наверняка и вы, была удивлена результатом, но это типичная ситуация. Как видите, рисунок из памяти совсем никчемен в сравнении с его альтернативой, полученной по образцу несмотря на то, что Джинни видела эту купюру тысячи раз.

В чем же проблема? Разве у нас в «регистре памяти» не хранится «представление» этой денежной единицы? Разве мы не можем просто «извлечь» ее и использовать для рисования?
Очевидно, нет. И даже за тысячу лет нейроисследований мы не сможем найти в человеческом мозге сохраненного представления долларовой купюры по одной простой причине – его там нет.

Многие научные труды по исследованию головного мозга сообщают нам, что даже в наиболее обыденных, связанных с памятью задачах задействуется по несколько областей мозга. В случаях, когда человек подвержен сильным эмоциям, повышается активность миллионов нейронов.

В 2016 году группа специалистов из Университета Торонто под руководством нейропсихолога Брайана Левина провела исследование выживших после авиакатастрофы людей.

В результате специалисты выяснили, что воспоминания пассажиров о крушении вызывали повышенную активность в «миндалевидном теле, медиальной височной доле, переднем и заднем отделе средней части мозга, а также в зрительной коре».

Определенный круг ученых утверждает идею, что конкретные воспоминания неким образом сохраняются в отдельных нейронах. Но это абсурд, поскольку подобное утверждение, наоборот, переносит проблему с пониманием памяти на еще более сложный уровень: как и где тогда сохраняются воспоминания в клетке?

Так что же происходит, когда Джинни рисует изображение доллара при его отсутствии? Если бы она его раньше не видела, то ее первый рисунок наверняка бы даже не был похож на второе изображение. Тем не менее то, что она уже видела эту купюру ранее, некоторым образом изменило Дженни. В частности, ее мозг изменился так, что позволил ей визуализировать изображение доллара – то есть воспроизводить опыт его наблюдения, по крайней мере, до определенной степени.

Разница между двумя полученными изображениями напоминает нам, что визуализация чего-либо намного менее точна, чем прямое видение объекта. Именно поэтому мы гораздо лучше справляемся с узнаванием, чем со вспоминанием. Когда мы что-либо вспоминаем, то стараемся перепрожить некий опыт. Но если мы что-либо узнаем, то нам требуется просто определить сам факт проживания в прошлом этого опыта.

Вы можете не согласиться с предложенной демонстрацией. Джинни видела доллары ранее, но не предпринимала намеренного усилия по «запоминанию» деталей этих купюр. Можно заявить, что если бы она старалась это сделать, то наверняка нарисовала бы второе изображение и в отсутствии образца.

Но даже в таком случае изображение доллара не сохраняется в голове Джинни в каком бы то ни было смысле. Она просто стала более подготовлена к его точному воспроизведению аналогично тому, как пианист с помощью практики становится более подготовлен к выступлению на концерте, не прибегая к «проглатыванию» копии партитуры.

Приведенное мной упражнение может стать основой для построения свободной от аналогий теории о разумности человеческого поведения.

Альтернативный взгляд и перспективы

В ходе своей жизни и взаимодействия с миром мы постоянно изменяемся под воздействием различных опытов, среди которых стоит выделить три основных:

  1. Мы наблюдаем происходящее вокруг (поведение других людей, звуки музыки, направленные в наш адрес инструкции, слова на страницах, изображения на экранах).
  2. Мы окружены сочетаниями второстепенных стимулов (например, отдаленных голосов) с первостепенными (например, остановившейся перед нами полицейской машиной).
  3. Мы получаем награды или наказания за проявление того или иного поведения.

Человек преуспевает в жизни, если меняется сообразно этим опытам – если выучивает на память стих или песню, если вырабатывает навык следовать инструкциям, если правильно реагирует на второстепенные и первостепенные стимулы, если избегает поведения, за которое наказывают, и чаще ведет себя так, чтобы его награждали.

Несмотря на вводящие в заблуждение утверждения, никто в действительности не знает, как именно меняется наш мозг после заучивания песни или стишка. Но однозначно ничто из этого в нем не «сохраняется». Мозг просто претерпевает упорядоченные изменения, открывающие в нас возможность петь песню или читать стих в определенных условиях. Когда дело доходит до действия, ни песня, ни стих ни в каком смысле не «извлекаются» откуда-то из мозга, как не извлекаются мои движения, когда я стучу пальцами по столу. Мы просто поем или читаем – без всякого извлечения.

Несколько лет назад я спросил Эрика Кэндела, нейроученого из Университета Колумбии – получившего Нобелевскую премию за обнаружение химических изменений, происходящих в синапсах нейронов морских зайцев после заучивания ими чего-либо – как долго, по его мнению, нам еще предстоит разбираться в принципе работы человеческой памяти. Он, не задумываясь, ответил: «Сто лет». Тогда мне не пришло в голову спросить его о том, не замедляет ли наш прогресс аналогия с обработкой информации, но некоторые нейроученые уже всерьез начинают сомневаться в ее достоверности и непоколебимости.

Ряд когнитивистов – в частности, Энтони Чемеро из Университета Цинцинатти, автор «Radical Embodied Cognitive Science» (2009) – полностью отвергают идею, что человеческий мозг функционирует аналогично компьютеру. Распространенная модель гласит, что мы, подобно компьютерам, составляем картину мира путем выполнения вычислений над его ментальными представлениями. Однако Чемеро и прочие единомышленники описывают другой способ интерпретации разумного поведения – а именно, как прямого взаимодействия между организмами и их миром.

Разительность отличий между аналогией с обработкой информации и тем, что некоторые сейчас называют «непрезентативной теорией функционирования человека», удачно демонстрируется сопоставлением двух способов объяснения процесса ловли бейсболистом летящего мяча.

Это красиво описывает Майкл МакБит со своими коллегами из Университета штата Аризона в работе 1995 года, опубликованной в журнале «Science». Модель обработки информации требует, чтобы игрок оценивал различные начальные условия полета меча – силу толчка, угол траектории его полета и все прочее – затем создавал и анализировал внутреннюю модель пути, вдоль которого мяч вероятнее всего будет лететь, после чего использовал эту модель для направления движений и их непрерывной подстройки во времени, чтобы в итоге мяч перехватить.

Все бы было легко и просто, функционируй мы как компьютеры, но МакБит и его коллеги привели простую альтернативу: чтобы поймать мяч, игроку просто нужно продолжать двигаться так, чтобы мяч постоянно оставался видим относительно основной базы и окружающей обстановки (говоря технически, находился на «линейной оптической траектории»). Звучит сложновато, но на деле процесс очень прост и совершенно лишен вычислений, представлений и алгоритмов.

Два увлеченных профессора из Лидского университета Беккета в Великобритании – Эндрю Уилсон и Сабрина Голонка – причисляют пример с бейсболом ко многим другим, которые можно легко и осмысленно рассмотреть вне теории обработки информации. Они уже много лет ведут блог о том, что называют «более целостным и естественным подходом к научному изучению человеческого поведения…разнящимся с доминирующим подходом когнитивной нейробиологии».

И все же это далеко не организованное движение. Ведущие идеи когнитивной науки продолжают зиждиться на аналогии об обработке информации, и некоторые из влиятельных мировых мыслителей даже сделали серьезные прогнозы относительно будущего человека, которое зависит от действительности данной аналогии.

Один из прогнозов – высказанный, среди прочих, футуристом Курцвейлом, физиком Стивеном Хокингом и нейроученым Рэндалом Коеном – гласит, что ввиду предположительного сходства человеческого разума с компьютерным ПО наши сознания вскоре можно будет загружать в компьютер, среди электронных цепей которого мы получим безграничное интеллектуальное могущество и, весьма вероятно, бессмертие. На основе этой идеи даже был написан сюжет для дистопичного кинофильма «Превосходство» (2014), где в роли подобного Курцвелу ученого снялся Джонни Депп. Согласно сюжету, разум этого ученого был загружен в интернет, что привело к чудовищным последствиям для всего человечества.

К счастью, поскольку аналогия с обработкой информации не верна даже отчасти, нам никогда не придется переживать о возможном бесчинстве человеческого разума в киберпространстве. Правда, увы, бессмертия посредством загрузки в компьютер мы тоже не получим. Хотя причина не только в отсутствии программ разумности в мозге – есть здесь проблема и поглубже, назовем ее проблемой уникальности, которая вдохновляет и расстраивает одновременно.

Раз в мозге не существует ни «банков памяти», ни «представлений» стимулов, а для функционирования в мире нам требуется лишь его упорядоченное изменение на основе проживаемого опыта, то нет оснований полагать, что один и тот же опыт повлияет на двух людей одинаково. Если мы с вами посетим концерт, где прослушаем, к примеру, 5-ю симфонию Бетховена, то изменения в моем мозге определенно будут отличаться от изменений в вашем. Эти изменения, какими бы они ни были, строятся на уже имеющейся уникальной структуре нейронов, каждая из которых вырабатывается индивидуальным жизненным опытом.

Именно поэтому, как Сэр Фредерик Бартлетт показал в своей книге «Remembering» (1932), никогда два человека не перескажут только что услышанную ими историю одинаково. И поэтому с течением времени их пересказы будут все более и более отличаться. Никакой «копии» истории никогда не создается. Вместо этого каждый человек, услышав эту историю, в некоторой степени меняется – достаточно для того, чтобы при последующей просьбе пересказать ее (иногда спустя дни, месяцы и даже годы, после того, как Бартлетт впервые прочел ему эту историю) – он может до некоторой степени перепрожить опыт ее прослушивания, хотя уже не так хорошо (вспомним картинку доллара на доске).

Полагаю, что это вдохновляет, так как означает, что каждый из нас поистине уникален, причем не только в генах, но даже в происходящих со временем изменениях мозга. Хотя есть здесь и удручающая сторона, ведь перед нейроучеными это ставит чрезвычайно сложную задачу. При проживании любого опыта изменение мозга может затрагивать тысячи нейронов, миллионы и даже всю его структуру, а сам паттерн изменения будет индивидуален для каждого человека.

Бессмысленность моделирования

Все серьезно настолько, что даже будь у нас возможность получить снимок состояния всех 86 миллиардов нейронов, после чего имитировать состояние этих нейронов на компьютере, то подобный обширный шаблон не имел бы никакого значения вне самого тела, его породившего. В этом, пожалуй, и кроется наиболее глубокое заблуждение аналогии с обработкой информации, исказившее наше представление о функционировании человека. Если компьютеры хранят точные копии информации – копии, способные оставаться в неизменном виде длительные промежутки времени, даже при отключении питания – то мозг поддерживает работу интеллекта только пока остается жив. У него нет кнопки вкл/выкл — либо мозг работает, либо мы исчезаем.

Скажу более, как указал нейробиолог Стивен Роуз в книге «The Future of the Brain» (2005), снимок текущего состояния человеческого мозга окажется бессмысленным, если не знать всю историю жизни его владельца – в том числе детали социального контекста, в котором он вырос.

Представьте себе сложность задачи. Чтобы понять хотя бы базовые принципы поддержания мозгом работы интеллекта, нам может потребоваться знать не только текущее состояние 86 миллиардов нейронов и 100 триллионов их связей, не только различия в силе этих связей и не только состояния более, чем 1,000 белков, существующих в каждой точки сопряжения, но и то, какую роль играет ежемоментная активность мозга во всей целостной системе.

А теперь прибавьте сюда индивидуальность каждого мозга, отчасти обусловленную уникальностью истории жизни каждого человека, и тогда прогнозы Кэндела покажутся чрезвычайно оптимистичными. (Нейроученый Кеннет Миллер в своей авторской колонке журнала «The New York Times» предположил, что науке потребуются столетия, только чтобы разобраться в базовых принципах организации нейронных связей).

Тем временем огромные средства выделяются на исследования мозга, зачастую основанные на ложных идеях и обещаниях. Самый скандальный случай провала эксперимента в области нейронауки был изложен в докладе, опубликованном в журнале «Scientific American», где речь идет о проекте «Human Brain» с бюджетом в $1.3 миллиарда, запущенном Евросоюзом в 2013 году.

Проект основал израильский харизматичный нейробиолог Генри Маркрам, которому удалось убедить членов Евросоюза в том, что к 2023 году он сможет создать компьютерную модель всего головного мозга человека. По его словам, эта модель должна была произвести революцию в области лечения болезни Альцгеймера и других психических недугов. Маркрам получил полное одобрение своей программы практически без ограничений, а также $1.3 миллиарда поддержки. Однако не прошло и двух лет, как проект зашел в тупик, и Маркрама попросили отступиться.

Мы организмы, не компьютеры, и это необходимо принять. Лучше сосредоточиться на попытках понять себя, но не нагромождать это понимание излишним интеллектуальным багажом. Аналогия с обработкой информации существует уже пол века, но за все это время практически не внесла полезных открытий. Не пора ли уже нажать DELETE?

Вода в тебе: вода и человеческое тело

Школа водных наук 22 мая 2019 г.

Основы воды Фотогалерея

Узнайте о воде с помощью картинок

Дом школы водных наук

  • Обзор
  • Наука
  • Мультимедиа

Вода действительно необходима для жизни на Земле, внутри нее и над ней. Это важно для вас, потому что вы состоите в основном из воды. Узнайте, что вода делает для человеческого организма.

•  Школа наук о воде ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА  •  Темы по основам водных ресурсов  •

Вода в вас: вода и человеческое тело

Источники/использование: общественное достояние.

​​​​​​​Вода выполняет ряд важных функций, чтобы мы все могли двигаться

Подумайте о том, что вам нужно, чтобы выжить, на самом деле просто выжить. Еда? Вода? Воздух? Фейсбук? Естественно, здесь я сосредоточусь на воде. Вода имеет большое значение для всех живых существ; у некоторых организмов до 90% их массы тела приходится на воду. До 60% тела взрослого человека составляет вода.

По данным Митчелла и др. (1945), мозг и сердце состоят из воды на 73 %, а легкие — примерно на 83 %. Кожа содержит 64% воды, мышцы и почки — 79%, и даже кости водянистые: 31%.

Каждый день люди должны потреблять определенное количество воды, чтобы выжить. Конечно, это зависит от возраста и пола, а также от того, где человек живет. Как правило, взрослому мужчине требуется около 3 литров (3,2 кварты) в день, а взрослой женщине — около 2,2 литра (2,3 кварты) в день. Вся вода, в которой нуждается человек, не обязательно должна поступать с питьем, так как часть этой воды содержится в пище, которую мы едим.

Вода выполняет ряд важных функций, поддерживая жизнь всех нас.

  • Жизненно важное питательное вещество для жизни каждой клетки, в первую очередь действует как строительный материал.
  • Он регулирует внутреннюю температуру тела посредством потоотделения и дыхания
  • Углеводы и белки, которые наш организм использует в качестве пищи, метаболизируются и транспортируются водой в кровотоке;
  • Помогает смывать отходы в основном через мочеиспускание
  • действует как амортизатор для головного, спинного мозга и плода
  • формы слюны
  • смазывает суставы

По словам доктора Джеффри Утца, неврология, педиатрия, Университет Аллегейни, разные люди имеют разный процент воды в организме. Младенцы имеют больше всего, рождаясь около 78%. К годовалому возрасту это количество падает примерно до 65%. У взрослых мужчин около 60% тела состоит из воды. Однако в жировой ткани не так много воды, как в мышечной ткани. У взрослых женщин жир составляет большую часть тела, чем у мужчин, поэтому их тела примерно на 55% состоят из воды. Таким образом:

  • У младенцев и детей больше воды (в процентах), чем у взрослых.
  • У женщин воды меньше, чем у мужчин (в процентах).
  • Люди с большим количеством жировой ткани имеют меньше воды, чем люди с меньшим количеством жировой ткани (в процентах).

Не было бы ни вас, ни меня, ни собаки Фидо, если бы на Земле не было достаточного запаса жидкой воды. Уникальные качества и свойств воды делают ее столь важной и важной для жизни. Клетки нашего тела наполнены водой. Превосходная способность воды растворять так много веществ позволяет нашим клеткам использовать ценные питательные вещества, минералы и химические вещества в биологических процессах.

«Липкость» воды (от поверхностное натяжение ) играет роль в способности нашего тела транспортировать эти вещества через себя. Углеводы и белки, которые наш организм использует в качестве пищи, метаболизируются и транспортируются водой в кровотоке. Не менее важна способность воды выводить отходы из нашего организма.

 

Источники и дополнительная информация:

  • Митчелл, Х.Х., Гамильтон, Т.С., Стеггерда, Ф.Р., и Бин, Х.В., 19 лет.45, Химический состав тела взрослого человека и его влияние на биохимию роста: Журнал биологической химии, т. 158, вып. 3, с. 625-637.
  • Природа воды: Environment Canada
  • Проект WET (PDF)

Ниже приведены другие научные темы, связанные с водой и человеческим телом.

Ниже представлены мультимедийные элементы, связанные с водой и человеческим телом.

  • Обзор

    Вода действительно необходима для жизни на Земле, внутри нее и над ней. Это важно для вас, потому что вы состоите в основном из воды. Узнайте, что вода делает для человеческого организма.

    •  Школа наук о воде ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА  •  Темы основ водных ресурсов  •

    Вода в вас: вода и человеческое тело

    Источники/использование: общественное достояние.

    ​​​​​​​Вода выполняет ряд важных функций, чтобы мы все могли двигаться

    Подумайте о том, что вам нужно, чтобы выжить, на самом деле просто выжить. Еда? Вода? Воздух? Фейсбук? Естественно, здесь я сосредоточусь на воде. Вода имеет большое значение для всех живых существ; у некоторых организмов до 90% их массы тела приходится на воду. До 60% тела взрослого человека составляет вода.

    По данным Митчелла и др. (1945), мозг и сердце состоят из воды на 73 %, а легкие — примерно на 83 %. Кожа содержит 64% воды, мышцы и почки — 79%, и даже кости водянистые: 31%.

    Каждый день люди должны потреблять определенное количество воды, чтобы выжить. Конечно, это зависит от возраста и пола, а также от того, где человек живет. Как правило, взрослому мужчине требуется около 3 литров (3,2 кварты) в день, а взрослой женщине — около 2,2 литра (2,3 кварты) в день. Вся вода, в которой нуждается человек, не обязательно должна поступать с питьем, так как часть этой воды содержится в пище, которую мы едим.

    Вода выполняет ряд важных функций, поддерживая жизнь всех нас.

    • Жизненно важное питательное вещество для жизни каждой клетки, в первую очередь действует как строительный материал.
    • Он регулирует внутреннюю температуру тела посредством потоотделения и дыхания
    • Углеводы и белки, которые наш организм использует в качестве пищи, метаболизируются и транспортируются водой в кровотоке;
    • Помогает смывать отходы в основном через мочеиспускание
    • действует как амортизатор для головного, спинного мозга и плода
    • формы слюны
    • смазывает суставы

    По словам доктора Джеффри Утца, неврология, педиатрия, Университет Аллегейни, разные люди имеют разный процент воды в организме. Младенцы имеют больше всего, рождаясь около 78%. К годовалому возрасту это количество падает примерно до 65%. У взрослых мужчин около 60% тела состоит из воды. Однако в жировой ткани не так много воды, как в мышечной ткани. У взрослых женщин жир составляет большую часть тела, чем у мужчин, поэтому их тела примерно на 55% состоят из воды. Таким образом:

    • У младенцев и детей больше воды (в процентах), чем у взрослых.
    • У женщин воды меньше, чем у мужчин (в процентах).
    • Люди с большим количеством жировой ткани имеют меньше воды, чем люди с меньшим количеством жировой ткани (в процентах).

    Не было бы ни вас, ни меня, ни собаки Фидо, если бы на Земле не было достаточного запаса жидкой воды. Уникальные качества и свойств воды делают ее столь важной и важной для жизни. Клетки нашего тела наполнены водой. Превосходная способность воды растворять так много веществ позволяет нашим клеткам использовать ценные питательные вещества, минералы и химические вещества в биологических процессах.

    «Липкость» воды (от поверхностное натяжение ) играет роль в способности нашего тела транспортировать эти вещества через себя. Углеводы и белки, которые наш организм использует в качестве пищи, метаболизируются и транспортируются водой в кровотоке. Не менее важна способность воды выводить отходы из нашего организма.

     

    Источники и дополнительная информация:

    • Митчелл, Х.Х., Гамильтон, Т.С., Стеггерда, Ф.Р., и Бин, Х.В., 19 лет.45, Химический состав тела взрослого человека и его влияние на биохимию роста: Журнал биологической химии, т. 158, вып. 3, с. 625-637.
    • Природа воды: Environment Canada
    • Проект WET (PDF)
  • Наука

    Ниже приведены другие научные темы, связанные с водой и человеческим телом.

  • Мультимедиа

    Ниже представлены мультимедийные объекты, связанные с водой и человеческим телом.

Миф о неправильном использовании мозга на 100 процентов ложь : NPR

Прости, Люси: Миф о неправильном использовании мозга на 100 процентов ложь Новый фильм Скарлетт Йохансон, Люси идея, что большинство люди используют только 10 процентов своего мозга. Как оказалось, эта идея совершенно не соответствует действительности, но она странно настойчива.

  • Наука

    • Приложение NPR
    • Подкасты Apple
    • Спотифай
    • Google Подкасты
    • Амазонка Музыка
    • Амазонка Алекса
    • RSS-ссылка

Наука

Слышали обо всем

Извини, Люси: миф о неправильном использовании мозга на 100% ложный

Новый фильм Скарлетт Йоханссон « Люси » основан на идее, что большинство людей используют только 10 процентов своего мозга. Как оказалось, эта идея совершенно не соответствует действительности, но она странно настойчива.

ЭРИК ВЕСТЕРВЕЛЬТ, ВЕДУЩИЙ:

Если вы были в кинотеатре в эти выходные, вы могли посмотреть последний боевик со Скарлетт Йоханссон под названием «Люси». Это о женщине, которая развивает сверхспособности, используя весь потенциал своего мозга.

(ЗВУК ИЗ ФИЛЬМА «ЛЮСИ»)

СКАРЛЕТТ ЙОХАНССОН: Я могу делать то, чего раньше никогда не делала. Я все чувствую и могу контролировать элементы вокруг себя.

НЕИЗВЕСТНЫЙ МУЖЧИНА: Это потрясающе.

WESTERVELT: Вы, наверное, уже слышали эту идею. Большинство людей используют только 10% своего мозга. Остальные 90% в основном бездействуют. Что ж, в фильме «Люси» Морган Фриман предлагает нам такой сценарий «что, если?».

(ЗВУК ИЗ ФИЛЬМА «ЛЮСИ»)

МОРГАН ФРИМЭН: Что, если бы существовал способ доступа к 100% нашего мозга? На что мы можем быть способны?

ДЭВИД ИГЛМАН: Мы были бы способны делать то, что делаем сейчас, то есть использовать наш мозг на сто процентов.

ВЕСТЕРВЕЛЬТ: Это Дэвид Иглман.

EAGLEMAN: Я нейробиолог из Медицинского колледжа Бейлора.

WESTERVELT: И он говорит, что в основном все мы похожи на Люси. Мы используем все наши мозги, все время.

EAGLEMAN: Даже когда вы просто сидите и ничего не делаете, ваш мозг кричит от активности все время, круглые сутки; даже когда вы спите, он кричит от активности.

WESTERVELT: Другими словами, это полный миф. Очень неправильно, но все же очень популярно. Возьмите этот отрывок из выступления Эллен ДеДженерес.

(ЗВУК СТЕНДАП СПЕЦИАЛЬНЫЙ)

ЭЛЛЕН ДЕДЖЕНЕРЕС: Это правда, говорят, что мы используем десять процентов нашего мозга. Десять процентов нашего мозга. И я думаю, представьте, чего бы мы могли добиться, если бы использовали остальные 60 процентов? Ты знаешь о чем я говорю?

АУДИТОРИЯ: (СМЕХ).

(ФИЛЬМ «ТОММИ БОЙ»)

ДЭВИД СПЕЙД: Допустим, средний человек использует десять процентов своего мозга.

WESTERVELT: Это даже в фильме «Tommy Boy».

(ЗВУК ИЗ ФИЛЬМА «ТОММИ БОЙ»)

ЛОПАТА: Сколько ты используешь? Полтора процента. Остальное забивается солодовым хмелем и остатками бонга.

WESTERVELT: Ариана Андерсон — научный сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Она целыми днями смотрит на снимки мозга. И она говорит, что если бы кто-то на самом деле использовал хотя бы десять процентов своего мозга…

АРИАНА АНДЕРСОН: Ну, их, вероятно, объявили бы мертвым мозгом.

WESTERVELT: Извините, «Tommy Boy». Никто точно не знает, откуда взялся этот миф, но он существует по крайней мере с начала 19 века.00-х. Так почему же эта неправильная идея до сих пор так популярна?

АНДЕРСОН: Вероятно, дает нам надежду на то, что если мы делаем то, чего не должны делать, например, слишком много смотрим телевизор, злоупотребляем алкоголем, то это может повредить наш мозг, но, вероятно, это повреждает 90 процентов нашего сознания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *