Этапы психология развития человека: Произошла ошибка

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции.

2. Поиски объекта и предмета психологии развития.

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции

 

Перспективы развития культурно-исторической концепции, критический анализ ее отдельных положений, выявление нового образа психологической реальности и ее развития в онтогенезе составляют содержание возрастной психологии как психологии развития в ХХ в.

В начале 90-х гг. начался фактически новый период в истории всей отечественной психологической науки. Происходит смена общественного строя и одновременно слом господствующей идеологии. Марксизм перестал быть единственным мировоззрением, определяющим все стороны жизни общества. Наука, в том числе и психология, освободилась от необходимости разрабатывать теоретические проблемы на догмах марксистско-ленинской философии.

Для наук об обществе и человеке освобождение от государственной, обязательной идеологии имеет поистине эпохальное значение, создает, по словам Л.С. Выготского, новую ситуацию их развития.

Своеобразие этой ситуации связано с появлением принципиально новых подходов, новых взглядов на, казалось бы, традиционные психологические предметы и явления; а главное — с необходимостью поиска подлинно научных, а не идеологических аргументов в споре с оппонентами. В стране изданы многие запрещенные ранее научные труды, излагающие немарксистские или антимарксистские взгляды на проблемы общества и человека. Для возрастной психологии развития открылись новые горизонты, она столкнулась с необходимостью критического анализа собственных теоретических оснований, учета иных подходов к проблемам психического развития человека.

Современные разработки проблем возрастной психологии развития осуществляются в условиях кардинальной перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и образования.

Изменение социально-экономических и общественных условий, ценностных оснований и целевых ориентиров жизни существенно изменяет характер межпоколенных отношений; а соответственно с позиций культурно-исторической концепции все это главным образом влияет на особенности психического развития современных детей. И в этом заключается своеобразный вызов нашего времени психологу — как исследователю, так и психологу-практику.

Несомненно, что сегодня требуется подлинно культурная позиция в исследовании психологических проблем: свободная ориентация в достижениях мировой психологии и тщательное восстановление широкого полипредметного контекста уже на этапе постановки той или иной проблемы. Психологическое исследование по преимуществу становится комплексным, втягивающим в себя способы познания многих других наук (философии, социологии, педагогики, антропологии и др.)

Предельно широкий подход к психологии развивающегося человека предложен В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым. Исходной основой при построении новой психологии развития для авторов выступило соотношение категорий «цивилизация — культура», различение которых является достаточно распространенным в гуманитарных науках. Сопряженными с образом цивилизации являются понятия популяции, государства, производства; с образом культуры — личность, общество, творчество. Различение цивилизации и культуры является общепризнанным и проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе в науке и в ее отдельных отраслях.

Основные направления и школы в психологии, по мысли авторов, в большей степени ориентированы на цивилизационную парадигму и в меньшей — на культурную. Вершинная теория в отечественной психологии — культурно-историческая концепция Л.С. Выготского — опирается преимущественно на культурную традицию в науках о человеке. Вместе с тем в этой концепции есть и цивилизационная составляющая; в частности, мысль о том, что внутренний мир человека формируется путем интериоризации инструментально-смыслового содержания культуры, что культура как бы заполняет внутреннее пространство индивида, вытесняя и преобразуя его натуральные (наличные, сложившиеся, обыденные и др.) психологические структуры.

На положении о присвоении культуры (а точнее, ее социально-нормированного, деятельностного содержания) строится и психологическая теория А. Н. Леонтьева. «При такой трактовке процесса развития, как присвоения или усвоения человеческого опыта, практически не остается места для саморазвития, самостроительства, самоопределения личности и проявления какой бы то ни было ее автономии, для подлинной активности сознания». Это совершенно четкая и точная характеристика культурно-исторической концепции в ее сугубо деятельностной проекции.

В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из неотложных задач современной психологии развития и одновременно точкой ее роста является содержательный синтез культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в ее классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел свое выражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. Перечислим эти принципы:

1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.

3. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.

5. Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основание периодизации детского развития.

6. Зона  ближайшего  развития  как  метод диагностики  способностей и возможного шага развития детей.

7. Амплификация детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка.

8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно.

9. Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активного деятеля.

Программы обучения должны быть ориентированы на развитие не только интеллекта, но эмоциональной сферы личности.

10. Опосредствующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.

11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему.

12. Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня.

Д.Б.Эльконин предпринял попытку построить введение в психологию развития в традиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Автора интересует онтология развития; он считает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием. Фиксация бытия развития осуществляется во всех теориях психического развития, вопрос же заключается в том, как оно есть, как возможно развитие? Д.

Б.Эльконин считает, что развитие  это переход от одного состояния к другому. Работы Б.Д. Эльконина впервые в отечественной психологии позволяют четко различить «реальность развития» и «развитие реальности», акт развития и ход развития, единицу развития и объект развития. Г.А. Цукерман предприняла смелую попытку выстроить одновременно и психологию, и педагогику саморазвития человека. Основной вопрос книги «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» [4] выражается так: когда растущий, взрослеющий человек становится (и в принципе имеет шанс стать) субъектом своего собственного развития? Вопрос ведь не в том, в какой период жизни мы — посторонние (педагоги, взрослые) из внешней позиции назначим этот срок. Принципиально важно, когда сам человек начинает переживать, обнаруживать момент встречи с самим собой, когда он начинает относиться к своей жизни как к предмету практического преобразования — планирования и проектирования своего пути. То, что такого с человеком может и не произойти, слишком хорошо известно и слишком часто встречается.
Но ведь со многими эта встреча случается. Когда? Как? И что делать в этом случае?

 

2. Поиски объекта и предмета психологии развития

 

До конца 80-х гг. такое словосочетание как «психология развития» в отечественной, да и в мировой психологии долгое время употреблялось лишь как общее наименование совокупности исследований в области психического развития человека, на основе которых строились либо теории онтогенетических изменений его психики на разных возрастных этапах, либо теории развития отдельных психологических реалий (интеллекта, личности, мышления и др.). Как специально-научной, самостоятельной дисциплины психологии развития человека фактически не существовало. Лишь в последние годы наметилось движение к ее оформлению в этом качестве. Однако до сих пор стоит вопрос об объекте и предмете психологии развития, ответ на который далеко не однозначен.

Для многих исследователей сегодня становится все более очевидной необходимость расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований и психологии вообще, и психологии развития человека в частности. Одним из важнейших таких оснований В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов называют отечественную религиозно-нравственную философию в лице ее главных представителей — С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Л. Шестова, С.Л. Франка, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Современная психология развития должна ассимилировать достижения отечественной философской мысли, воссоздать само мыслительное пространство понимания человеческой реальности, ее сущности, «собственно человеческого в человеке», а соответственно — разработать категориальные средства описания и объяснения процесса ее становления и развития в онтогенезе.

Аналогичную, общеметодологическую позицию в поиске предельного объекта психологии развития занимает А.Г. Асмолов. Таким объектом для него, как и для вышеуказанных авторов, является сам развивающийся человек. А.Г. Асмолова интересуют системные связи и закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и онтогенезе. Опираясь на методологию системного подхода к изучению природы человека, на опыт изучения развития личности в разных направлениях исторической и современной психологии, он выявляет закономерности развития человека в контексте эволюции природы, истории общества и построении индивидуального жизненного пути личности. Своеобразным итогом реализованного подхода оказывается лаконичная авторская формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В своей работе «Историко-эволюционный подход в психологии развития» (1996г.) А.Г. Асмолов замечательным образом интерпретирует одну из главных ценностных установок концепции Л.С. Выготского: анализ любой психологической проблемы развития человека, любого ее масштаба требует выстраивания не узко научного, а широкого историко-культурного контекста, из смыслов которого только и может быть сформулирована и в рамках которого точно поставлена сама проблема. Предельно остро формулирует проблему выявления предметной области психологии человека Б. С. Братусь. До последнего времени история и логика развития психологической концепции жестко определялись той или иной философской идеологией, которая задавала общее решение проблемы человека — его природы и предназначения. Сегодня мы уже не можем удовлетвориться ни «лабораторным испытуемым» науки — вместо человека, ни существом идеологическим, «сотканным из идеалов», опять-таки — место человека. Мы должны ввести в рассмотрение не проблему человека, а его самого, во всей его жизненной полноте, а уж подойдет ему та или иная концепция его самого или нет, будет зависеть не от теоретических изысков психологической науки, а от самих реальных людей, их собственного выбора, их устремления, их собственной ответственности.

Б.С. Братусь ставит блестящий, хотя и печальный диагноз современному состоянию психологии человека: «История научной психологии — это история утрат, первой и главной из которых была утрата души» [7]. Действительно, еще в 60-е гг. в Британской энциклопедии было написано: «Бедная, бедная психология! — сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание, а теперь испытывает тревогу по поводу поведения».

Как же исправить это положение? Автор предлагает снять целый ряд оппозиций — противостояний, важнейшая из которых — резкое противопоставление религии и науки в познании психологической реальности. Какими бы «ненаучными», «субъективными» ни казались нам методы, способы религиозного познания, они на поверку проявили себя как более верные и объективные, чем наши научные притязания. Не метод задает реальность, но реальность — метод и подход.

Еще одна оппозиция: «светская психология — христианская психология». По мнению Б.С.Братуся, пришло время отказаться от соблазнительной иллюзии иметь одну (единственную) психологию, имеющую универсальный, общеобязательный и нормативный характер. Ведь не воспринимаем мы как трагедию отсутствие одной — на все времена и народы — философии. Поэтому тем более не трагедия, если рядом будут сосуществовать и сотрудничать психологи самых разных направлений. Но существует и более фундаментальное основание для снятия вышеозначенной оппозиции: если мы осознаем, что наши корни в христианской, а не в какой-либо иной культуре, то и психология в этой культуре может и должна быть христиански ориентированной.

Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека разрабатывает А.Б. Орлов, анализируя соотношение двух духовно-практических реальностей: мира детства и мира взрослости. Он полагает, что современный этап развития человечества — это время кардинального пересмотра традиционных принципов отношений между двумя мирами; только в этом случае появляется шанс «пробиться» к сущности человека, избежать «кажимости», а самому человеку преодолеть неподлинность своего бытия.

А.Б.Орловым были сформулированы основные принципы традиционных отношений между миром детства и миром взрослости.

Принцип субординации: мир детства — это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам и ценностям. Принцип монологизма: мир детства — это мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей; мир детства — чистая потенция, лишенная своего собственного и ценного для взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении — от взрослых к детям.

Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы миру детей; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых.

Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания.

Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов.

Принцип инициации: во всех обществах всегда существовали граница между миром детства и миром взрослых и «процедуры инициации», т.е. перевода человека из одного мира в другой.

Принцип деформации: мир детства всегда так или иначе деформирован вторжением мира взрослых.

А.Б. Орлов полагает, что основные идеи, концепции, гипотезы, методы и факты современной психологии детства производны именно от традиционных принципов построения отношений между миром взрослых и миром детей. Он считает, что свою основную задачу психология детства всегда видела в изучении мира детства с целью обеспечения его ускоренного и оптимального взросления, создания научно обоснованных технологий обучения и воспитания детей. Все успехи и достижения психологии детства (за очень немногими исключениями) связаны с продвижением по этому пути. Традиционная психология детства — подлинная креатура мира взрослости, одно из наиболее изощренных орудий деформирования мира детства и контроля над ним.

Новая психология детства — это гуманистическая психология, которая может быть построена на основе новых отношений между миром взрослых и миром детства.

Вот принципы этих отношений.

Принцип равенства: мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип диалогизма: взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс».

Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов.

Принцип свободы: мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь ни был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

Принцип соразвития: развитие мира детства — это процесс, параллельный развитию мира взрослости.

Принцип единства: мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей (Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. ‑ М.,1995).

Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости».

В соответствии с этими принципами свою основную задачу гуманистическая психология детства должна видеть в создании психолого-педагогических условий для успешной аккомодации мира взрослости к миру детства с целью их гармонизации и совместного продуктивного развития. Собственные разработки гуманистической психологии личности и сущности человека А.Б. Орлов ведет на путях синтеза различных подходов в психологии — аналитической психологии, эзотерической психологии, гуманистической психологии и онтопсихологии. Поиски в этом направлении находятся в начале своего пути.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему метод формирующего эксперимента приобрел такое широкое применение в отечественной возрастной психологии?
  2. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования?
  3. В чем состоит специфика современного этапа отечественной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования?

2.       Напишите реферат на одну из предложенных тем:

  1. Дневники наблюдений за развитием ребенка в истории отечественной психологии.
  2. Вклад К.Д. Ушинского в отечественную психологию развития.
  3. Проблема развития в дореволюционной отечественной психологии.
  4. Вклад П. П. Блонского в психологию развития.
  5. Вопросы психологии развития в трудах С.Л. Рубинштейна.
  6. Проблемы психического развития в трудах Л.Н. Леонтьева.
  7. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
  8. Развитие идей Л.С. Выготского в современной психологии.
  9. Экспериментальная разработка проблем психического развития.
  10. Современная возрастная психология в Беларуси.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. ‑ Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999.
  2. Эльконин Д.Б, Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.
  3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. ‑ М.: Тривола, 1994.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. ‑ М.: Школьная Пресса, 2000.
  5. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Во­просы психологии. ‑ 1986. ‑№6.
  6. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №2.
  7. Начала христианской психологии / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. ‑ М.,1995

Психология личности — Этапы психического развития человека

« Предыдущий вопрос

Закономерности психического развития личности

В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития. Так, при любых,

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии личности. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии личности — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника

Предметное действие ребенка есть совместное действие ребенка и взрослого, в котором элемент со

Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный (3–5 лет), дошкольный (5–7 лет), младший школьный (7-11 лет), подростковый возраст (11–15 лет), ранняя юность или старший школьный возраст (15–18 лет).

Возрастную характеристику определяют изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т. е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией.

В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из ее видов: в игре, учении, труде, общении. Ведущим видом деятельности является такой ее вид, который на данном этапе развития, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности.

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В школьном возрасте учение, игра теряет свое ведущее значение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учебная деятельность претерпевает существенные изменения. В течение 10-11-летнего периода обучения в школе изменяется ее содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона его учебной деятельности.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития.

Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития.


Стадии развития человека по Эриксону

  1. Поведенческая психология

Теория Эрика Эриксона о стадиях человеческого развития.

Постоянная ссылка Распечатать |


Источник(и)
  • Таблица этапов развития человека: https://en.wikipedia.org/wiki/Erik_Erikson
Наиболее читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Следите за миром психолога

стадий психологии развития человека: теории развития ребенка

Медицинская экспертиза Джона Пола Абрина, доктора медицины · Онкология · Врачебная больница Давао


Автор Ден Алибудбуд · Обновлено 12 апреля

От рождения до взрослой жизни ребенок проходит несколько этапов человеческого развития. Изменения, такие как способность держать голову, говорить и играть, — это лишь некоторые из вех, которые могут сказать вам, растет ли ваш ребенок в правильном темпе. Однако обратите внимание, что вехи НЕ высечены в камне. Они используются только в качестве ориентира, чтобы проверить, соответствует ли ребенок норме, задержке или опережению по сравнению с другими младенцами или детей одного возраста.

Эти вехи являются одной из основных задач психологии развития. Исследователи в области детской психологии часто делят развитие ребенка на разные категории. Благодаря этим вехам они могут понять, почему происходят эти изменения и как окружающая среда и культура ребенка влияют на эти изменения.

Многочисленные исследователи разработали теории о стадиях развития, но лишь несколько основных теорий выдержали испытание временем. Ниже приведены некоторые из признанных теорий детского развития, которые актуальны и сегодня для дальнейшего расширения сферы психологии развития.

Теория психосексуального развития Фрейда

Зигмунд Фрейд известен в области психологии благодаря своей выдающейся работе в области психоанализа. Его теория предполагала, что то, как родители справляются с «сексуальными» и агрессивными побуждениями своих детей, определяет, станут ли они хорошо приспособленными взрослыми.

Обратите внимание, что «побуждения» относятся к инстинктам или аппетитам, мотивирующим поведение человека, которые необходимо удовлетворить. Психосексуальная теория Фрейда вращалась вокруг эрогенных зон, таких как рот, кишечник, мочевой пузырь и гениталии, и того, как наши желания в этом возрасте часто вращались вокруг определенной эрогенной зоны. Согласно этой теории, психосексуальным стадиям Фрейда, развитие ребенка проходит через пять стадий, а именно:

  • Возраст от 0 до 2 лет: Эта стадия называется «оральной фазой», потому что все ваши желания в этом возрасте связаны с сосание или кусание предметов.
  • Возраст 2-4 года: Эта стадия называется «анальной фазой», потому что детей в этом возрасте приучают к горшку, а значит, они учатся контролировать движения мочевого пузыря и кишечника.
  • Возраст 4-7 лет: Эта стадия называется «фаллической стадией», потому что дети в этом возрасте беспокоятся о своем пенисе или клиторе.
  • Возраст от 7 до 12 лет: Фрейд называет эту стадию развития «латентным периодом», когда половое развитие приостанавливается.
  • 13 лет и старше: Эта стадия называется «генитальной фазой» из-за того, что в этом возрасте начинается влечение к противоположному полу.

Психосексуальная теория Фрейда предполагала, что ранние переживания имеют наибольшую силу для формирования развития ребенка.

Стадии психосоциального развития Эриксона

Эрик Эриксон основал свою теорию психосоциального развития на предыдущей теории психосексуального развития Фрейда. Его теория включала кризис или конфликт между психологическими и социальными потребностями человека. Результат этих конфликтов будет способствовать развитию личности человека.

Эта теория имеет 8 хронологических стадий с соответствующими КРИЗИСАМИ, которые необходимо разрешить, чтобы человек приобрел соответствующие силы на каждой стадии развития.

  1. Недоверие против доверия
  2. Сомнение/стыд против автономии
  3. Вина против инициативы
  4. Неполноценность против трудолюбия
  5. Путаница ролей против идентичности
  6. Изоляция против близости
  7. Застой против Генерации
  8. Отчаяние против Целостность эго

Теория Эриксона также подробно описывает, какие сильные стороны разовьются у ребенка, если будет разрешен психосоциальный кризис каждой стадии.

Когнитивная теория развития Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже широко известна в области психологии развития. Согласно Пиаже, интеллект развивается с течением времени как физически, так и посредством изменений, являющихся результатом взаимодействия человека с окружающей средой.

Теория Пиаже выделяет четыре стадии когнитивного развития ребенка.

Сенсомоторная стадия

Возникает в младенчестве. Эта стадия когнитивного развития характеризуется тем, что младенец приобретает интеллект с помощью зрения, звука, обоняния, вкуса и осязания. К 8–12 месяцам у детей также развивается «постоянство объекта». Это способность различать, что объект существует, даже если его нельзя увидеть. Например, играя в прятки, ребенок поймет, что вы просто прикрываетесь, а не исчезаете.

Предоперационная стадия

Начинается в детском возрасте и продолжается в течение всего раннего детства. Использование символов, использование языка и эгоцентризм составляют ключевые характеристики этой стадии.

Эгоцентричные дети могут видеть мир только со своей точки зрения и считать, что они видят то же, что и все остальные. Например, если двое детей сидят на противоположных концах стола, на котором напечатано число «6», один скажет, что на нем написано «6», а другой будет настаивать на том, что на нем «9».″. Технически оба варианта могут быть правильными, однако дети не смогут «увидеть» решение с точки зрения другого человека.

Стадия конкретной операции

Возникает в период от школьного до раннего подросткового возраста. Этот этап является важной вехой в когнитивном развитии, потому что именно тогда ребенок учится использовать логику и рассуждения. Здесь они могут понять концепцию сохранения. Например, объем воды не изменится, если ее перелить из высокого стакана в другой стакан того же объема. Кроме того, дети на этом этапе могут объединять предметы в две или более групп одновременно, основываясь на длине, весе и других характеристиках.

Стадия формальной эксплуатации

На этой стадии человек учится думать об абстрактных (неосязаемых) понятиях. Они доказывают или опровергают теории путем экспериментов или проб и ошибок. На этом этапе также развивается пропозициональное мышление или вербальное рассуждение. Стадия формальной эксплуатации начинается в подростковом возрасте и обычно длится всю жизнь человека.

Теория Пиаже дает представление о том, как ребенок медленно создает в уме модель мира. Теория также предлагает понимание того, как вы должны общаться с ребенком в зависимости от того, на какой стадии когнитивного развития он сейчас находится.

Стадии развития Сэнтрока

Последние теории развития в области психологии включают стадии развития Джона Сэнтрока, которые описывают всю жизнь человека. Теория Сантрока делит продолжительность жизни человека на восемь периодов, а именно:

  1. Пренатальный период (от младенчества до рождения)
  2. Младенчество (от рождения до 18-24 месяцев)
  3. Раннее детство (2-5 лет)
  4. Среднее и позднее детство (6 -11 лет)
  5. Подростковый возраст
  6. Ранняя взрослость
  7. Средняя взрослость
  8. Поздняя взрослость

Теория задач развития Хэвигхерста

Стадии человеческого развития Сэнтрока и Хэвигхерста схожи. Оба рассматривают развитие как непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.

Теория Хавигхерста предполагает, что люди должны пройти одну фазу развития, прежде чем перейти к следующей. Сверстники и поддерживающие группы поощряют человека развиваться вместе с увеличением чувства выполненного долга. Этапы теории Хэвигхерста вместе с соответствующими им задачами развития таковы:

  1. Младенчество и раннее детство (0–5 лет): обучение ходьбе, разговору и взаимодействию с другими людьми
  2. Среднее детство (6–12 лет): обучение чтению, письму и повышение самостоятельности 13–17 лет): изучение гендерных ролей
  3. раннее взросление (18–35 лет): обучение построению карьеры и семьи
  4. средний возраст (36–60 лет): обучение приспосабливанию к физиологическим изменения
  5. Поздняя зрелость (старше 60 лет): научиться приспосабливаться к старости и выходу на пенсию.

Ключевые выводы

Развитие может включать в себя физические, психологические и социальные изменения на протяжении всей жизни. Понимание различных теорий, в которых обсуждаются этапы человеческого развития, может дать более глубокое понимание того, как человеческое тело и разум меняются с годами. Эти теории также могут дать представление о том, как родители, опекуны или учителя могут общаться и учить маленьких детей таким образом, чтобы они действительно чему-то научились.

Узнайте больше о воспитании здесь.

Отказ от ответственности

Hello Health Group не предоставляет медицинские консультации, диагностику или лечение.

Введение в детскую психологию, https://www.open.edu/openlearn/education-development/childhood-youth/introduction-child-psychology/content-section-1, по состоянию на 4 июня 2020 г.

Модули по Фрейду: о психосексуальном развитии, https://cla.purdue.edu/academic/english/theory/psychoanalysis/freud.html, по состоянию на 4 июня 2020 г.

Эрик Эриксон «Этапы психосексуального развития», https://www.simplypsychology.org/Erik-Erikson.html, по состоянию на 4 июня 2020 г.

Жан Пиаже «Теория и этапы когнитивного развития», https://www.simplypsychology.org /piaget.html, по состоянию на 4 июня 2020 г.

Я начинающий взрослый…? Какие задачи развития передо мной стоят…? https://www.miuc.org/emerging-adult-developmental-tasks-facing/, по состоянию на 4 июня 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *