Стадии развития личности по Э. Эриксону
5 апреля в 07:00
Исследовния в психологии,
Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.
Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Периодизация развития личности
Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.
Стадия 1: Младенчество (орально-сенсорная стадия)
0 — 1 года
На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.
Стадия 2: Раннее детство (мышечно-анальная стадия)
1 — 3 лет
В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.
Стадия 3: Детство (локомоторно-генитальная стадия)
3 — 6 лет
Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.
Стадия 4: Школьный возраст (латентная стадия)
6 — 12 лет
Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.
Стадия 5: Отрочество и юность
12 — 20 лет
Подростковым возраст и юность — период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.
Стадия 6: Ранняя зрелость
20 — 25 лет
В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.
Стадия 7: Средний возраст
25 — 65 лет
Это период зрелости, он самый длительный. Основное — это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.
Стадия 8: Поздняя зрелость
после 65 лет
Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.
В заключение
Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.
Восемь стадий развития личности: через что мы проходим
51 283
Познать себяЧеловек среди людей
1. От рождения до 1 года
Именно в этот, самый ранний период, формируется наше базовое доверие или недоверие к миру. Если в первый год жизни мама и наиболее близкое окружение дают нам достаточно заботы, внимания и любви, то мы начинаем доверять миру и другим людям.
В противном случае появляются боязливость и подозрительность, становясь нашими спутниками на следующих этапах развития. Во взрослом возрасте мы доверяем или не доверяем социуму так же, как когда-то доверяли или не доверяли матери, переносили ее исчезновение из поля зрения, зная, что она снова появится и позаботится о нас.
Многим взрослым не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы сделать сам
Впрочем, вопрос с доверием-недоверием не решается исключительно в первый год жизни ребенка: он возникает на всех последующих стадиях. Например, в ситуации развода родителей, когда ребенок становится свидетелем взаимных обвинений и скандалов, приобретенное в младенчестве доверие может быть разрушено.
2. От года до 3 лет
Моторные и психические потребности ребенка развиваются, и это делает его более самостоятельным. В этот период мы учились ходить, осваивали предметную среду, стремились все делать сами. И если родители давали нам такую возможность, постепенно предоставляя все большую свободу, то в нас укреплялась уверенность, что мы владеем своими мышцами, побуждениями, самим собой и средой, мы становились самостоятельными.
Однако многим взрослым иногда не хватает терпения: они спешат сделать за ребенка то, что он мог бы сделать сам. В результате у малыша развиваются стыдливость и нерешительность, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Однако это не приговор: на последующих этапах развития соотношение между самостоятельностью и стыдливостью и неуверенностью может измениться.
3. От 3 до 6 лет
В этом возрасте мы уже многое умели делать самостоятельно, проявляли активность и предприимчивость, начинали общаться с большим кругом людей. Если родители поощряли нашу активность, отвечали на наши бесконечные «почему», не мешали нам фантазировать и в игре выстраивать вокруг себя воображаемые миры, тем самым они закрепляли в нас предприимчивость.
Но если нас постоянно одергивали, пресекали наши вопросы, запрещали шумные игры и выдумки, мы могли начать испытывать чувство вины, одиночества и собственной никчемности.
Чувство вины может впоследствии стать причиной развития сексуальной дисфункции
Такие дети в дальнейшем не могут постоять за себя, становятся ведомыми и зависимыми от других. Кроме того, им будет недоставать решимости и целеустремленности.
Согласно Эриксону, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной развития патологии, в том числе общей пассивности, сексуальной дисфункции, а также психопатического поведения.
4. От 6 до 12 лет
В этом возрасте мы начинали систематически учиться, пробовали что-то конструировать, строить, рукодельничать, часто фантазировали о разных профессиях.
Принципиально важно на этом этапе общественное одобрение. Если нас хвалили за активность и творчество, это помогало нам стать трудолюбивыми, развить свои способности. Если же взрослые (как родители, так и педагоги) не делали этого, это могло спровоцировать развитие неполноценности. Эго-идентичность ребенка в этот период выражается так: «Я — то, чему я научился».
5. От 12 до 19 лет
Стадия метаморфоз: меняется физиология, появляется желание по-своему смотреть на мир, потребность в своей жизненной философии. Подросток задается вопросами «Кто я?» и «Кем я хочу стать?».
Вспомните: в этом возрасте мы пытались создать единый и по возможности непротиворечивый образ себя. Если нам удавалось это сделать, значит, кризис был успешно разрешен. В противном случае возникала дезориентация в самом себе, неприкаянность, чувство смешения ролей.
Эриксон считал этот период жизни человека центральным в формировании его психологического и социального благополучия.
6. От 20 до 25 лет
Этот возраст, как говорит Эрик Эриксон, — символические «ворота» во взрослую жизнь. Мы получаем профессию, встречаемся с людьми, иногда — вступаем в брак.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы
Положительный полюс этой стадии — близость (интимность) в самом широком смысле слова: способность заботиться о другом человеке, уважать и любить его, не боясь при этом потерять себя.
На отрицательном полюсе ждет одиночество (изоляция): нам не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.
Успех или провал на этой стадии зависит от того, насколько успешно мы прошли предыдущие этапы.
7. От 26 до 64 лет
В такие широкие рамки Эриксон заключил зрелый возраст, разведя на полюса, к которым все мы так или иначе тяготеем, общечеловечность (продуктивность) и самопоглощенность (инертность).
В первом случае мы испытываем чувство сопричастности человечеству. Мы выбираем ту работу или тот способ самореализации, который помогает нам заботиться об обществе, о его будущем.
В результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности
Во втором случае мы сосредоточиваемся на самих себе, удовлетворении своих потребностей, на собственном комфорте. Казалось бы, в эпоху глобального потребления это должно стать нормой, но, выбрав этот полюс, мы часто начинаем ощущать бессмысленность жизни.
8. От 65 лет до смерти
В 65 лет, по Эриксону, наступает старость — время подведения итогов, размышлений, анализа достижений и неудач. И, подведя такой итог, мы можем понять, что жизнь удалась и мы в целом довольны ею. Такое осознание дарит нам чувство целостности эго.
Но в результате «ревизии» собственного жизненного пути нас может охватить чувство отчаяния и безнадежности — оттого, что мы не использовали все имеющиеся возможности, сделали непоправимые ошибки, в нашей жизни не было смысла.
Именно в таком случае, пишет Эрик Эриксон, люди больше всего страшатся грядущей неотвратимости смерти. Но никогда не поздно переосмыслить жизнь, успеть еще сделать что-то нужное и полезное.
Об эксперте
Алексей Аверьянов — психолог-консультант, логотерапевт, доцент Московского института психоанализа, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии и Профессиональной гильдии психологов.
Текст:Юлия ТарасенкоИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Каждый день обещаю себе не обращать внимания на чужие слова. Но ничего не выходит»
Как болезнь Пика уничтожает личность: подлинная история
Мой дом — мои правила: глава из бестселлера Ольги Примаченко «К себе нежно»
Для оптимизма, интеллекта и спокойствия: какая еда улучшит работу мозга — советы диетологов
«Секс с мужчиной сошел на нет. Стоит ли продолжать тратить время на эти отношения?»
«Мне 48, нет ни мужа, ни любовника. Где найти нормального мужчину?»
Опасные игры: правила для любовников
Почему нельзя дружить только с партнером: 4 причины расширить круг общения — восстановите личное пространство
Магистр наук в области образования Понимание: 8 стадий психосоциального развития Эриксона
Учитесь вместе со студентами Педагогического колледжа Уолдена с этим обязательным отрывком для чтения, взятым из курса MSEd The Adult Learner.
Каждый ученик уникален. Вот почему, чтобы быть по-настоящему эффективным учителем, вы должны адаптировать свои стратегии обучения в соответствии со способностями и личностью каждого из ваших учеников. Это легче сказать, чем сделать. Тем не менее, изучая этапы психосоциального развития Эрика Эриксона, вы можете получить важную информацию, которая поможет вам в обучении, будь вы воспитателем дошкольного образования, учителем средней школы или кем-то, кто работает над пониманием взрослых учащихся.
Как объясняет Кендра Черри в своей статье, прочитанной студентами Walden MSEd, теории психосоциального развития Эриксона являются одними из самых известных и уважаемых в этой области. 1 Они основаны на представлении о том, что с возрастом мы проходим через серию из восьми фаз развития. Каждая фаза помещает нас в определенное состояние конфликта, которое мы либо преодолеваем и таким образом развиваем важное психологическое качество, либо не можем его преодолеть и, таким образом, не развиваем психологическое качество. Качества, которые мы развиваем или не развиваем, влияют на всю оставшуюся жизнь, в том числе на то, как мы учимся.
Согласно описанию Черри, восемь стадий психосоциального развития Эриксона:
Доверие против недоверия
Возраст развития: от рождения до 18 месяцев
Столкнувшись с конфликтом: Поскольку мы совершенно беспомощны в этом возрасте, мы зависим от других заботиться о нас и любить нас. Если мы получаем хорошую заботу и любовь, мы учимся доверять и, как правило, чувствуем себя в безопасности в этом мире. Если мы не получаем хорошей заботы и любви, нам трудно доверять и, как правило, мы боимся мира.
Самостоятельность против стыда и сомнений
Возраст развития: от 2 до 3 лет
Столкнувшись с конфликтом: если мы успешно завершим приучение к туалету и получим больше контроля над выбором еды, предпочтениями в отношении игрушек и т. д., мы разовьем автономию и в целом чувствовать себя более защищенным и уверенным. Если нам не удастся получить автономию в эти годы, мы, как правило, будем чувствовать больше стыда и сомнений.
Инициатива или чувство вины
Возраст развития: от 3 до 5 лет
Возникновение конфликта: На этом этапе мы учимся самоутверждаться в социальных условиях. Если нам это удастся, мы разовьем инициативу и в целом почувствуем себя более способными. Если мы потерпим неудачу, мы, как правило, останемся с еще большей виной и неуверенностью в себе.
Трудолюбие против неполноценности
Возраст развития: от 6 до 11 лет
Столкнувшись с конфликтом: если нас поощряют улучшать наши способности и если наши достижения хвалят, мы, скорее всего, разовьем чувство уверенности. Если нас разочаровывают и/или высмеивают родители, учителя или сверстники, мы, скорее всего, будем сомневаться в своих способностях.
Идентичность против замешательства
Возраст развития: от 12 до 18 лет
Столкнувшись с конфликтом: В подростковом возрасте мы можем получить подтверждение наших идеалов, ценностей и самоощущения или мы можем столкнуться с различными формами насмешек и отторжения. Те, у кого позитивно подкреплено чувство собственного достоинства, развивают более сильное чувство независимости и контроля. Те, кто не получает положительного подкрепления, в конечном итоге испытывают большую неуверенность и не понимают себя и свое будущее.
Близость против изоляции
Возраст развития: от 19 до 40 лет
Столкнувшись с конфликтом: Если мы развиваем близкие, преданные отношения в раннем взрослом возрасте, наши отношения на всю жизнь, скорее всего, будут прочными и безопасными. Поскольку каждый этап развития основывается на других, способность формировать прочные отношения тесно связана с тем, развили ли мы сильное чувство собственного достоинства в подростковом возрасте. Те, у кого нет сильного чувства собственного достоинства, с большей вероятностью будут иметь менее преданные отношения и страдать от изоляции и одиночества.
Генерация против стагнации
Возраст развития: от 40 до 65 лет
Столкнувшись с конфликтом: если нам удастся построить хорошую и продуктивную жизнь, мы, вероятно, почувствуем, что вносим свой вклад в мир. Если нам не удастся построить хорошую и продуктивную жизнь, мы, скорее всего, почувствуем себя оторванными от мира.
Целостность против отчаяния
Возраст развития: 65 лет до смерти
Столкнувшись с конфликтом: В наши более поздние годы мы склонны оглядываться на жизнь. Если мы сможем развить в себе чувство гордости за наши достижения, мы, скорее всего, почувствуем удовлетворение. Если нам не удастся развить эту гордость, мы, вероятно, почувствуем, что наша жизнь прошла впустую.
Как узнать больше об обучении?
Статья Черри о стадиях психосоциального развития Эриксона — это лишь один пример информации, с которой вы могли столкнуться во время учебы в Университете Уолдена по программе магистра наук в области образования (MSEd). Всеобъемлющая по своему охвату и предлагающая несколько специализаций, программа Walden MSED может помочь вам получить знания, необходимые для того, чтобы лучше общаться со своими учениками, преуспевать в классе и продвигаться вперед в своей образовательной карьере.
Преподавательские онлайн-степени Walden позволяют учителям во всем мире повышать свою квалификацию. Это отличный способ улучшить свои школьные способности и свою карьеру.
Университет Уолдена является аккредитованным учебным заведением, предлагающим онлайн-программу получения степени магистра образования (MSEd). Расширьте возможности своей карьеры и заработайте диплом, используя удобную и гибкую платформу обучения, которая соответствует вашей насыщенной жизни.
1 Учебная программа Walden MSEd Источник: www.verywellmind.com/erik-eriksons-stages-of-psychosocial-development-2795740?utm_source=emailshare&utm_medium=social&utm_campaign=shareurlbuttons
Университет Уолдена аккредитован Высшей учебной комиссией, www.hlcommission.org.
Стадии психосоциального развития Эриксона
Интересуетесь этапами психосоциального развития Эриксона? Вы находитесь в правильном месте! Узнайте больше, чтобы узнать о каждом этапе психосоциального развития, когда это происходит и что человек может получить на этом этапе. У каждого этапа есть своя страница с предстоящими видео, описывающими кризис, который происходит внутри каждого человека. Другие этапы развития, в том числе этапы когнитивного развития по Пиаже, также представлены на этом сайте! Добавьте эти страницы в закладки перед следующим тестом по психологии.
Каковы стадии психосоциального развития Эриксона?
Каковы восемь стадий развития?
Как запомнить этапы психосоциального развития Эриксона
Сравнение стадий психосоциального развития Эриксона с другими стадиями развития
Актуальны ли Эриксоновские стадии психосоциального развития?
Каковы стадии психосоциального развития Эриксона?
Эрик Эриксон и его жена Джоан были немецко-американскими психологами, которые создали теорию, описывающую девять фаз психосоциального развития. Их работа привела их к преподаванию в Гарварде и к репутации двух самых выдающихся психологов в современной истории.
Забавный факт: хотя они черпали вдохновение у таких психологов, как Фрейд и Пиаже, Эрик даже не получил степени бакалавра психологии!
Эти этапы ведут человека от младенчества до 80 лет и старше! Хотя каждый этап фокусируется на различных дихотомиях и основных добродетелях, у них есть одна общая черта. На каждом этапе человек переживает своего рода «кризис». Они могут либо подняться на вершину и развить здоровую личность, либо чувствовать себя забытыми, пристыженными и разочарованными в себе.
Каковы восемь стадий развития?
- Доверие против недоверия
- Автономия против стыда
- Инициатива против вины
- Трудолюбие против неполноценности
- Идентичность против путаницы
- Близость против изоляции
- Генерация против стагнации
- Целостность против отчаяния
Доверие или недоверие
В первые 18 месяцев жизни ребенку нужна еда, комфорт и другие предметы первой необходимости, которые ему обеспечивает мать. Мать является ключевой фигурой на этапе доверия и недоверия.
Если ребенку что-то нужно, он заплачет. Мать будет либо реагировать на ребенка и удовлетворять его потребности, либо ребенок останется без внимания. Если мать продолжает удовлетворять потребности ребенка, у ребенка разовьются доверие и надежда. Если ребенком пренебрегают, у него разовьется недоверие и неуверенность.
Этот этап важен не только для социального развития. Пренебрежение или отсутствие социализации в первые месяцы жизни ребенка может повлиять на его способность развивать речь, общаться или контролировать свои эмоции. В более позднем видео я расскажу об исследованиях безнадзорных детей и о том, как их недоверие останавливает их дальнейшее развитие.
Автономия против стыда
По мере развития ребенок начинает понимать, что может контролировать свои действия. В возрасте от 18 месяцев до трех лет они вступают во вторую стадию психосоциального развития. Здесь играют роль оба родителя. Если они позволят ребенку исследовать свое физическое тело и свои действия, у него начнет развиваться чувство автономии. Если вместо этого родители сохранят контроль над ребенком, у ребенка может начать развиваться чувство стыда.
Инициатива против вины
Третья стадия развития происходит в возрасте от трех до пяти лет. У ребенка есть возможность взять еще больший контроль над своим миром. Они могут создавать игры для своей семьи, больше самоутверждаться и даже начать читать. Если их хвалят за то, что они самоутверждаются и проявляют инициативу, они будут продолжать вести себя подобным образом. Если вместо этого их накажут за инициативу, у них разовьется чувство вины.
Трудолюбие против неполноценности
Во время учебы в школе ребенок начинает понимать, что он отличается от окружающих его людей. Они могут начать сравнивать себя с окружающими. Некоторых детей в школе хвалят и признают за их работу – эти дети приобретут чувство уверенности в себе и трудолюбие или трудолюбие. Дети, которых не признают или вместо этого говорят, что им нужно учиться лучше, будут чувствовать себя хуже. Этому этапу способствуют учителя, соседи и более широкий круг знакомых.
Идентичность и смешение ролей
Знаете ли вы, что Эриксон ввел термин «кризис идентичности»? На самом деле Эриксон считал, что на каждом из этих этапов человек сталкивается с «кризисом». Но термин «кризис идентичности» чаще всего отождествляют со стадией смешения идентичности и роли.
Этот этап происходит в подростковом возрасте. Подростки не просто капризны — они просто пытаются понять свою идентичность и роль в мире. На этом этапе подростки понимают, что на них возлагаются ожидания. Они также знают, что у них есть собственные потребности и желания. Если их поощрять следовать своей идентичности, это чувство идентичности станет сильнее. Если возникают конфликты, у подростка возникает ролевая путаница.
Близость или изоляция
Стадия идентичности и смешения ролей не самая простая! Вопрос «кто я?» это большой вопрос, чтобы ответить.
Стадия близости и изоляции происходит между 20 и 40 годами. На этом этапе человек довольно хорошо понимает, кем он хочет быть, и ценностями, которых он придерживается. Они ищут других людей, в том числе друзей и партнеров, которые соответствуют их идентичности. Если человек найдет этих людей и сформирует прочные связи, он сможет испытать близость и насладиться любовью.
Конечно, здесь могут быть конфликты. Человек может обнаружить, что безрезультатно пытается подружиться или наладить отношения. Человек будет чувствовать себя изолированным. В видео об этом этапе я углублюсь в то, насколько на самом деле опасна изоляция.
Генеративность против стагнации
К тому времени, когда вам исполняется 40 лет, человек в идеале чувствует себя более стабильным и в том месте, где он может начать помогать другим в своем психосоциальном развитии. Помогая другим, человек может быть уверен, что его наследие переживет его. Будущие поколения будут по-прежнему лелеять и разделять достижения человека в течение многих лет после его смерти.
Без этого чувства заботы и заботы человек в возрасте 40-65 лет может чувствовать себя застойным. Они могут чувствовать, что все остановилось и что им нужно проявить себя, чтобы создать прочное наследие. Этот конфликт может привести к «кризису среднего возраста» человека.
Целостность против отчаяния
Последний этап приходится на последние годы жизни человека. В это время человек может задуматься о своих достижениях. Достигли ли они того, чего хотели? Удалось ли им создать наследие, которое можно передать будущим поколениям? Оправдали ли они ожидания, которые они (или другие) возлагали на них?
Если ответ положительный, у человека появляется чувство честности и мудрости, которым он может поделиться с другими. Если ответ отрицательный, человек, скорее всего, впадет в состояние отчаяния.
Эти этапы имеют высокие максимумы и низкие минимумы. Ребенок, не доверяющий своей матери, или взрослый, находящийся в изоляции, также могут испытывать трудности в своем психическом здоровье или другие формы развития. Но когда человека любят, хвалят, понимают и окружают обществом, он может вести жизнь с честностью, мудростью и наследием, которое останется на поколения.
Как запомнить стадии психосоциального развития Эриксона
Эти восемь стадий нелегко запомнить без мнемонических приемов! Чтобы запомнить длинные цепочки слов, мне нравится создавать фразы с первой буквой каждого слова. Имея две «стороны» каждой стадии развития, вы могли бы составить две фразы:
- TAIIIIGI (Вместе, Энни Четырёхглазка [4 И] входит)
- MSGICISD (Молли так хороша в шарадах; это так смело!)
Повеселитесь с этими двумя фразами или даже попробуйте составить одну фразу из 16 слов, используя все термины!
Сравнение стадий психосоциального развития Эриксона с другими стадиями развития
Существует много способов взглянуть на развитие ребенка. Этапы Эриксона сосредоточены на понимании ребенком себя и своего места в мире. Другие теории рассматривают разные аспекты развития. Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд и Лоуренс Кольберг — это лишь трое из многих детских психологов, изучавших поэтапное развитие. На этом сайте описаны теории Пиаже, Фрейда и Кольберга.
Как они соотносятся со стадиями психосоциального развития Эриксона? Давайте посмотрим!
Стадии психосексуального развития Фрейда и стадии психосоциального развития Эриксона
Фрейд оказал влияние на работу Эриксона, но они имеют некоторые существенные различия. Стадии психосексуального развития Фрейда сосредоточены на детстве. Он объяснял большинство психических заболеваний или личностных «недостатков» своих пациентов детскими переживаниями. Последняя из стадий психосексуального развития заканчивается с началом полового созревания. В этот момент, считал Фрейд, ребенок меньше сосредотачивается на своих индивидуальных эрогенных зонах и переключает свое внимание на людей противоположного пола.
Хотя обе теории до сих пор изучаются, важно отметить, что в теориях Фрейда есть много недостатков. Его в значительной степени дискредитируют и критикуют за то, что он не смог подкрепить свои теории ничем, кроме анекдотических свидетельств и своих лучших догадок. Трудно проследить «анально-ретентивную личность» до проблем с приучением к туалету! Однако этапы Эриксона считаются актуальными и сегодня.
Стадии когнитивного развития по Пиаже и стадии психосоциального развития по Эриксону
Piaget был еще одним влиянием Эриксона. Его стадии и заканчиваются примерно в период полового созревания. Но работа, которую он проделал в отношении развития детей, гораздо более актуальна, чем работа Фрейда.
Стадии когнитивного развития Пиаже содержат концепции, сходные с концепциями Эриксона. Например, он обсуждает, как дети видят себя по отношению к своим сверстникам. Ролевые игры и эмпатия широко обсуждаются на этапах Пиаже. Но он также обсуждает другие когнитивные навыки, которых Эриксон не касается. Пиаже описывает четыре различных этапа когнитивного развития, на которых дети развивают такие навыки, как постоянство объекта и преобразование. Эти навыки помогают детям относиться к социальной и материальный мир вокруг них.
Стадии нравственного развития Кольберга и стадии психосоциального развития Эриксона
Иногда кажется, что дети злые. Это справедливое суждение, если вы спросите Пиаже, Эриксона или Кольберга! Стадии морального развития Кольберга выделяют три различных этапа, которые длятся от рождения до подросткового возраста. (Хотя не у каждого подростка и даже у взрослого вырабатывается зрелый моральный компас!) Каждый этап разделен на две фазы, когда ребенок корректирует свое представление о себе в мире. Это изменение точки зрения меняет мораль ребенка. Пиаже описывает аналогичные изменения. Эгоцентричный ребенок, например, будет иметь другие взгляды на мораль, чем ребенок, который считает себя частью общества. Эмпатия также меняет моральный компас ребенка.