Публицистический стиль, его задачи, сфера применения, жанры
1. Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Публицистический стиль – один изкнижных стилей, который используется
в общественно-публицистической и
литературно-критической литературе,
средствах массовой информации, на
собраниях и митингах.
3. Основные признаки публицистического стиля речи
• Слово публицистический образовано от латинского словаpublicus, что значит «общественный, государственный».
Однокоренными со словом публицистический являются слова
публицистика (общественно — политическая литература на
современные, актуальные темы) и публицист (автор
произведений на общественно-политические темы).
Этимологически все эти слова родственны слову публика,
имеющему два значения: 1) посетители, зрители слушатели; 2)
люди, народ. Цель публицистического стиля речи информирование, передача общественно значимой
информации с одновременным воздействием на читателя,
слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему
определенных идей, взглядов, побуждением его к
определенным поступкам, действиям.
• Сфера употребления публицистического стиля речи общественно-экономические, политические, культурные
отношения.
4. Основные признаки публицистического стиля речи
• Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк,репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная
речь, выступление по радио, телевидению, на собрании,
доклад.
• Для публицистического стиля речи характерны логичность,
образность, эмоциональность, оценочность, призывность и
соотвествующие им языковые средства. В нем широко
используется общественно — политическая лексика,
разнообразные виды синтаксических конструкций.
• Публицистический текст часто строится как научное
рассуждение: выдвигается важная общественная проблема,
анализируются и оцениваются возможные пути ее решения,
делаются обобщения и выводы, материал располагается в
строгой логической последовательности, используется
общенаучная терминология. Это сближает его с научным
стилем.
5. Основные признаки публицистического стиля речи
• Публицистические выступления отличаются достоверностью,точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью.
Это также сближает его с научным стилем речи. С другой
стороны, для публицистической речи характерна страстность,
призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к
публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую
аудиторию и должна быть понятна всем.
• У публицистического стиля много общего и с художественным
стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя
или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или
пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие
образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже
просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений,
усиливающих эмоциональное воздействие речи.
6. Основные признаки публицистического стиля речи
• Широко известны публицистические статьи литературныхкритиков В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н.Г.
Чернышевского, Н.В.Шелгунова, историков С.М.Соловьева, В.О.
Ключевского, философов В.В.Розанова, Н.А. Бердяева. К
публицистическим жанрам обращались М.Горький (циклы «О
современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве»,
«Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В.
Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов, И.Г.
Эренбург. Известны своими публицистическими статьями
писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я.Лакшин,
академик Д.С. Лихачев.
• К публицистическому стилю относится речь защитника или
обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения
владеть словом, нередко зависит судьба человека.
7. Основные признаки публицистического стиля речи
• Для публицистического стиля характерно использованиеследующих языковых средств:
На уровне лексики:
Широкое употребление общественно-политической, экономической,
общекультурной лексики;
Использование торжественной лексики часто в сочетании с
разговорной;
Использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор,
фразеологизмов и «крылатых выражений»;
Акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;
Частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в
заголовках).
8. Основные признаки публицистического стиля речи
• Для публицистического стиля характерно использованиеследующих языковых средств:
На уровне морфологии и синтаксиса:
Активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и
соответствующих форм глагола;
Неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их
замена придаточными предложениями;
Употребление побудительных и восклицательных предложений,
риторических вопросов;
Использование обращений;
Частые лексические и синтаксические повторы.
9. Фигуры речи
• Анафора- повторение начальных слов, словосочетаний(напр.,• «…У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть
необходимые помещения…». Сравните: «У нас есть опыт,
достаточные средства, необходимые помещения…»
Антитеза- сопоставление резко отличных по смыслу слов
• ( например, «Ложь — религия рабов и хозяев, правда — Бог
свободного человека»).
• Гипербола- преувеличение, усиление интенсивности.
• Градация — расположение близких по значению слов в порядке
нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой
значимости (например, «ручьи, реки, озера, океаны слез», «Этот
враждебный мир он не признавал, презирал, ненавидел!»).
• Олицетворение- разновидность метафорического переноса,
когда что-либо уподобляется живому существу.
10. Задание 3 Ответьте на вопросы:
• 1) Какой стиль называется –публицистическим? Почему?
• 2) Напишите по одному основному
признаку публицистического стиля на
уровне лексики, морфологии и
синтаксиса.
Публицистический стиль
Функция
воздействия (экспрессивная функция),
важнейшая для газетно-
Однако публицистика не только использует готовый материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении: инкубатор преступности, конвейер милитаризма, маршруты технического прогресса; лексика спорта: раунд, тур (переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; наименования литературных жанров, лексика театра: драма народа, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др.
Газета рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп. Примеры: эстафета поколений, шагать в ногу с веком, пустить утку и др. Это могут быть и общеязыковые фразеологизмы, но наполненные новым содержанием и опять-таки высокочастотные в газете:
а) с негативной оценкой: загребать жар чужими руками, петь с чужого голоса, погреть руки;
б) с положительной оценкой: трудиться не покладая рук, золотые руки и др.
Сюда же можно отнести газетные клише книжного происхождения: приумножать вековые традиции; внести свой вклад и др.
Газетный стиль обнаруживает себя и в области словообразования. Здесь можно отметить, по-видимому, большую, чем в других стилях, активность некоторых суффиксов иноязычного происхождения (-изм; -ция, -ация, -изация: терроризм, индустрия, продукция, организация, операция, глобализация).
Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ.
С другой стороны, целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля.
Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. В текстах на эту тему регулярно встречаются такие слова и словосочетания, как: фракция, коалиция, кандидат, лидер, законопроект, демократы, оппозиция, федерализм, консерватизм, радикалы, предвыборная кампания, парламентские слушания, оживлённая дискуссия, второй тур, избирательный штаб, рейтинг политика, нижняя палата, доверие избирателей, депутатский запрос, парламентское расследование, общественное согласие.
Экономическая
тематика также важна для
В материалах на темы образования, здравоохранения, социальной защиты населения журналисту могут понадобиться следующие обороты: вариативность образования, государственная поддержка, зарплата учителей, дистанционное образование, разгрузка школьной программы, обмен студентами, соглашение о научном сотрудничестве, информатизация образования; обязательное медицинское страхование, медицинский полис, льготы на лекарства, диагностический центр; прожиточный минимум, детские пособия, потребительская, корзина, уровень жизни, начисление пенсии, работающий пенсионер.
Информация
о состоянии общественного
В сообщениях о происшествиях, стихийных бедствиях, авариях часто встречаются слова: ураган, тайфун, землетрясение, наводнение, захват заложников, теракт, стрельба в карауле, столкновение автомобиля с поездом, спасательная операция, тушение пожара, экологическая катастрофа.
Сводки
военных корреспондентов
Сообщения на международные темы легко отличить по следующим словам и сочетаниям: переговоры по мирному урегулированию, официальный визит, многосторонние консультации, мировое сообщество, напряжённая обстановка, стратегическое партнёрство, европейская интеграция, миротворческие силы, территориальная целостность, глобальные проблемы.
Названная выше лексика употребляется и в других стилях (научном, официально-деловом). В публицистическом стиле она приобретает особую функцию — создать реальную картину событий и передать адресату впечатления журналиста об этих событиях и отношение к ним. Одни и те же слова звучат по-разному в научной монографии, полицейском протоколе и телевизионном репортаже.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция, подковёрная борьба, прорыв на переговорах, грязные избирательные технологии, злодейское убийство, гнусные измышления, тяжелейший кризис, небывалое наводнение, безумная авантюра, наглый налёт, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, казарменный коммунизм, идеологический бульдозер, нравственная холера.
Оценка выражается либо определением к существительному, либо метафорическим наименованием явления. Для публицистического стиля характерно использование многозначности слов, при этом наблюдаются явления трёх типов: употребление слова в переносном значении, развитие многозначности, метафоризация как средство экспрессии и выражения оценки.
Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придаёт слову публицистическую окраску.
Развитие многозначности является общеязыковым процессом, который отражается и закрепляется в языке массовой информации, более того во многих случаях это развитие берёт начало в публицистических текстах, от переноса оно отличается только тем, что здесь неочевидны соотношение прямого и переносного значений.
Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи.
Для советской печати было характерно использование в переносных значениях слов, относящихся в прямом значении к военной лексике: битва за урожай, идейная вооружённость, идеологическая диверсия, учебно-творческий полигон, педагогический десант.
В современной речи военные лексемы звучат не реже: взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма, форсировать, маневрировать, торпедировать.
Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы. К сожалению, в случаях тиражирования небрежной, неточной речи это влияние оказывается отрицательным: люди с низкой речевой культурой воспринимают ошибки как норму.
Воздействующая
функция публицистического
Экспрессивность выражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе и структурой предложения.
Информативность
публицистического стиля
а)
документально-фактологической
Характерной особенностью публицистического стиля является наличие особых газетных стандартов, особой газетной фразеологии, возникают газетные клише, например: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п.
Публицистический стиль использует языковые средства разных стилей, однако основные стилевые черты публицистического стиля выделяются очень четко, и публицистический стиль представляет собой особое явление, сочетая такие черты, как экспрессивность и стандарт, информативность и популяризаторство.
- Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. — М., 2003.- 312 с.
- Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. -М., 2004.- 264 с.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. — М. , 2000.- 330 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М., 2003.- 348 с.
- Сопер П. Основы искусства речи. — М., 2001.- 290 с.
Журналистское письмо — словарный запас
Изучение слов с помощью карточек и другие виды деятельности
Прочие учебные мероприятия
Практика Ответьте на несколько вопросов по каждому слову. Используйте это, чтобы подготовиться к следующему тесту! Vocabulary JamСоревнуйтесь с другими командами в режиме реального времени, чтобы увидеть, кто правильно ответит на большинство вопросов! Проверка орфографии Проверьте свою орфографическую хватку. Прочитайте определение, послушайте слово и попробуйте написать его!
Инструменты для обучения
Викторина Создавайте и назначайте тесты своим ученикам, чтобы проверить их словарный запас. Назначайте занятия Назначайте учебные задания, включая практику, Vocabulary Jams и Spelling Bees, своим ученикам, и следите за их прогрессом в режиме реального времени.
- защита
активная поддержка идеи или дела
- анекдот
краткий отчет об инциденте
- угол
предвзятый взгляд на что-либо или представление чего-либо
- предвзятость
влияние несправедливым образом
- фон
информация, необходимая для понимания ситуации
- достоверность
качество правдоподобности или заслуживающего доверия
- цель
не искажено эмоциями или личными предубеждениями
- редакционный
статья, содержащая мнения или точки зрения
47″>
близость - известность
состояние широкой известности или известности
- последствие
состояние, имеющее важные последствия или влияние
- клевета
ложная и вредоносная публикация
- клевета
ложно сказанных слов, наносящих ущерб репутации еще
- сенсационный
вызывает сильный интерес, любопытство или эмоции
- Авторские права
обеспечить эксклюзивное право на публикацию и продажу письменного произведения
- крайний срок
момент времени, когда что-то должно быть завершено
64″>
ценности - ясность
качество связности и понятности
- краткость
употребление лаконичных выражений
- актуальность
отношение чего-либо к делу
- атрибуция
присвоение какого-либо качества или характера человеку или предмету
- парафраз
выразить одно и то же сообщение разными словами
- переход
отрывок или слово, связывающее тему с следующей
- профиль
биографический очерк
63″>
особенность
область вокруг человека или предмета
убеждений группы, в которых они эмоционально вложены
специальная или заметная статья в газете или журнале
Создано 26 марта 2013 г.
Глоссарий журналистики: определения журналистских слов
7 августа 2021 г. (обновлено )
Репортажи из отдела новостей сопровождаются собственным набором словарного запаса, и они часто могут показаться неподъемными для новых журналистов, не привыкших к жаргону. Я, конечно, боролся в свой первый день в качестве журналиста-стажера на курсе NCTJ, после того как нам представили список слов. Нашей задачей было выработать их определение без поддержки интернета или словаря.
В список вошли такие слова, как «всплеск», «ожидание в первую очередь» и «показатель отказов». Я взглянул на список и понял, что знаю только значение одного слова — «призыв к действию». Несмотря на то, что у меня уже был опыт работы до начала курса, эти слова стали для меня неожиданностью.
Что такое журналистские слова?
Аббианка Макони работает в Evening Standard. (Изображение предоставлено The Stationers’ Company)Аббианка Макони, репортер новостей Evening Standard, соглашается. Говоря с Journo Resources, она говорит: «Когда я впервые начала свое обучение журналистике, я не была уверена в значении таких слов, как бит, NIB (кратко о новостях), копия и регистрация.
«Из-за этого мне было трудно понять, что сообщалось в отделе новостей. Только когда редактор усадил меня и объяснил, что означают эти термины, я понял».
Она также считает, что журналистов следует обучать ньюсровскому жаргону, особенно на первом курсе, чтобы не отталкивать их.
Что касается меня, когда я впервые посмотрел список новостных терминов на моем курсе, я был разочарован собой, потому что я не подумал о языке, который журналисты используют ежедневно.
«Когда я впервые посмотрел на список новостных терминов на своем курсе, я разочаровался в себе, потому что не подумал о языке, который ежедневно используют журналисты. »
Шаррон Логан
Перед тем, как начать курс, я сосредоточился на некоторых других модулях, таких как право СМИ и связи с общественностью, и мне не приходило в голову посвятить какое-то время изучению журналистской лексики.
Наша группа решила вместе обсудить условия, а не сосредотачиваться на соревновательном элементе задания. Мы прорабатывали каждое слово, изучая возможные определения по ходу дела. И, в конце концов, мы неплохо выступили на конкурсе.
Это на самом деле научило меня одному из золотых правил журналистики — если вы когда-нибудь сомневаетесь, поспрашивайте. Особенно, если вы среди других новых стажеров, есть вероятность, что они найдут слова, с которыми они тоже не знакомы. Делитесь своими знаниями друг с другом и расспрашивайте старших или постоянных сотрудников, чтобы убедиться, что вы в курсе того, что вам нужно знать.
Найдите время для изучения определений журналистики
За время обучения и работы в отделе новостей я столкнулся с большим количеством журналистских терминов, посещая суды, трибуналы и пресс-конференции.
Тоби Портер, редактор новостей и главный репортер South London Press, говорит мне, что речь идет о том, чтобы сделать редакцию максимально эффективной.
«Работа журналиста состоит в том, чтобы как можно быстрее передавать информацию в максимально короткие сроки», — объясняет он.
«Знание всего этого жаргона позволяет вам максимально быстро общаться с редактором новостей, чтобы этот человек мог принимать решения.
«Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее они справятся с другими задачами. Это короткий путь, а журналистам все время нужны короткие пути, чтобы высвободить время для освещения большего количества историй».
«Это короткий путь, а журналистам все время нужны короткие пути, чтобы высвободить время для освещения новых историй.»
Тоби Портер
В отделе новостей слова о журналистике оживают
После окончания курса новостей NCTJ мне предложили работу в отделе иностранных дел национальной газеты.
В редакции слова, которые я выучил, ожили. Это было похоже на бинго, вычеркивать слова, которые я слышал, вместо цифр.
Когда редактор попросил меня следить за лентами новостей и написать несколько NIB, я точно знал, что делать. Я также точно понял, что от меня требуется, когда меня попросили добавить немного красок в историю информационного агентства во время экологического протеста.
Итак, чтобы убедиться, что вы хорошо разбираетесь в лексике, которая витает в отделах новостей, вот вам удобное руководство для начала.
Глоссарий по журналистике
Слова | Определения |
Якорная история | Сюжет, идущий горизонтально внизу страницы в печатных новостях. |
Уголок | Угол сюжета — это индивидуальная точка зрения журналиста на то, как он хочет сообщить информацию. |
Бит | Тема, на которой специализируется репортер, например. политика, спорт, общество. |
Показатель отказов | Процент посетителей веб-сайта, которые покидают его после просмотра только одной страницы. Показатели отказов описываются как высокие или низкие. |
Автор | Термин, используемый для обозначения имени человека, написавшего рассказ. Это может также включать название их должности. Автором могут поделиться несколько человек. |
Призыв к действию | Инструкция для считывателя что-то сделать, напр. подпишитесь здесь, пожертвуйте сейчас, заполните форму. |
Заголовок | Слова, описывающие изображение, видео или графику. |
Цвет/добавление цвета | Сенсорное описание сообщаемых новостей, т.е. внешний вид человека, действия или обстановка. |
Копия | Термин, используемый для описания слов, которые вы пишете. |
Смертельный стук | Когда журналист обращается к скорбящему человеку, имевшему близкие отношения с умершим, за дополнительной информацией или комментариями об их жизни и смерти. |
Свод правил для редакторов | Набор принципов, которым должны следовать британские газеты и журналы, подписавшие соглашение IPSO. Всего 16 кодов. |
Эмбарго | Новостное эмбарго запрещает публикацию информации до определенной даты. |
Вечнозеленый контент | Термин, используемый для описания контента, который никогда не устаревает. ФАО или практические руководства |
Копии файлов/истории | Когда сообщение новостей отправлено и готово к публикации. |
Заголовок | Основной заголовок новости, набранный крупным жирным шрифтом. |
Перевернутая пирамида | Практика в журналистике структурирования новостей. Начало рассказа (вступление) будет содержать важную информацию, отвечающую на вопросительные слова (кто, что, почему, когда, где, как). Затем он продолжит дополнять эти факты статистикой, цитатами и т. д., в конечном итоге отфильтровывая наименее важные детали истории. |
ИПСО | Относится к Независимой организации по стандартизации прессы. Они наблюдают за газетами и журналами в Великобритании, которые подписываются, чтобы стать членами. |
Введение | Начало новости. Это одно предложение, выделенное жирным шрифтом, которое сообщает читателю, о чем эта история. |
СИБ | Коротко термин, используемый для обозначения новостей. Это короткие рассказы, обычно менее 100 слов. |
Шаг | Представить редактору идею для рассказа. |
Выдвижная накладка | Заметная часть цитаты, вырванная из истории и отображаемая в середине текста, чтобы привлечь внимание читателя. |
SEO | Относится к поисковой оптимизации. Целью SEO является оптимизация веб-сайта таким образом, чтобы он не только отображался в результатах поисковых систем, но и занимал высокие позиции. Одна практика заключается в использовании ключевых слов. |
Источник | Любая информация, которую вы собираете для истории, например, от человека, официального документа, социальных сетей или пресс-релиза. |
Всплеск | История на первой полосе газеты/журнала. |
В ожидании | Краткое содержание новости. Он находится под основным заголовком и используется в качестве вступления к статье. |
Ремешок | Небольшой заголовок над основным заголовком. |