Как правильно ставить SMART-цели? — enkod
Грустно, но факт — 95 % компаний закрываются в первые пять лет. По данным исследований, в 2020 году в России закрылся каждый пятый бизнес.
Причины могут быть разными — сложности с привлечением новых клиентов, недостаточно прокачанные менеджерские навыки, трудности с масштабированием бизнеса. Но чаще всего компаниям не удается справиться с кризисами из-за проблем с постановкой целей. Чтобы пережить все испытания, которые нам уготовила экономика, клиенты и сама жизнь, нужно ставить SMART-цели.
Термин SMART придумал Питер Друкер, американский экономист и теоретик менеджмента. Это было в середине XX века. Мы очень благодарны Питеру, так как его система постановки целей совершенно гениальная и актуальна до сих пор.
По мнению Друкера, любая цель, которую вы ставите в бизнесе, должна быть SMART:
- Specific — конкретная и ясная.
- Measurable — измеримая.
- Achievable — достижимая.
- Relevant — релевантная.
- Time bound — достигнутая в срок.
Если ставить цели согласно этой системе, вам будет намного проще развивать компанию, увеличивать прибыль и переживать критические точки. Давайте рассмотрим каждый критерий SMART отдельно.
Конкретная и яснаяПрежде чем ставить цель, постарайтесь максимально ее конкретизировать. В этом вам помогут ваши KPI (ключевые показатели эффективности). Нужно определить, какие показатели нужно улучшить. Может быть на данном этапе важно вырастить базу подписчиков? Или увеличить процент открытий email-рассылок? Выберите нужный KPI и свяжите цель с ним.
Например, цель: “зарабатывать больше” — слишком абстрактная. А цель: “увеличить прибыль с помощью товарных рекомендаций” — конкретная и понятная.
ИзмеримаяЦели дружат с цифрами. Чтобы понять, насколько вы близки или наоборот далеки от решения задачи, дайте ей числовое определение. Например, если вы хотите увеличить эффективность email-маркетинга, можно поставить такую цель:
Увеличить число кликов по email-рассылке на 10%.
А если планируете увеличить прибыль, уточните насколько она должна вырасти к концу месяца.
ДостижимаяКаждый из нас хотя бы раз в жизни ставил себе невыполнимую цель, например выучить английский за два месяца. А потом мучился от чувства вины, что разговор с иностранцами не задался, потому что вы были совсем к нему не готовы. То же самое в бизнесе — если вы поставили цель из области фантастики и не взвесили свои силы и возможности, результаты вас вряд ли порадуют. Конечно всем хочется собрать 10 000 подписчиков за месяц, но добраться до этой цифры в реальности может быть нелегко. Чтобы цель была реалистичной, опирайтесь на аналитику и следите за статистикой ваших показателей.
РелевантнаяЦель должна соответствовать миссии компании и быть значимой для сотрудников, которые помогают ее достигать. Когда команда понимает, что цель действительно важна для общего дела, им хочется прилагать больше усилий для ее выполнения.
Ограниченная по времениСила дедлайна творит чудеса. Если вы установили конкретные сроки для выполнения задачи, становится легче планировать время и распределять силы. Подумайте, сколько времени вам потребуется, чтобы добиться результата. Но не забывайте про пункт “достижимость” и постарайтесь ставить реалистичные дедлайны.
Плохо:
Увеличить трафик блога на 15%.
Хорошо:
Увеличить трафик блога на 15% к 1 марта.
Мы собрали несколько полезных советов, с которыми будет проще ставить SMART-цели.
- Сначала поставьте цель, а затем проверьте, насколько она конкретная, измеримая, достижимая, релевантная и ограниченная по времени.
- Для удобства выписывайте цели в отдельную таблицу, блок-схему или план. Это поможет упорядочить мысли в голове и не сбиться с пути.
- Чтобы не топтаться на месте, задавайте себе вопросы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Например, каких успехов вам удалось добиться за последние полгода? На каком этапе вы находитесь сейчас? Чего вам нужно достичь в следующем квартале? Этот простой лайфхак поможет увидеть всю картину целиком.
- Используйте данные из вашей CRM или платформы для автоматизации маркетинга. Зачем это нужно? Статистика станет отличной базой для постановки SMART-целей и поможет спрогнозировать результаты в долгосрочной перспективе.
Надеемся эти советы помогут вам выстраивать правильные цели, достигать конкретных результатов и эффективно организовывать бизнес-процессы.
Остались вопросы? Напишите нам и наша команда вам обязательно поможет.
постановка целей проекта. — FG Consulting
Автор рубрики: Дмитрий Славнов, тренер «FG Consulting», бизнес-консультант, сертифицированный менеджер проектов по версии AFW (Германия, Гарцбург).
Сегодняшняя статья открывает новый цикл, в рамках серии выпусков блога «Управление проектами. Русский взгляд», посвященный планированию проекта. До этого мы обсуждали вопросы вовлечения участников, мотивацию и понимание стратегических целей необходимости проекта. С предыдущими выпусками Вы можете ознакомиться по ссылкам:
- Управление проектами, русский взгляд. Что такое проект?
- Управление проектами, русский взгляд. Брежнев, Потемкин и «писец».
- Управление проектами: как мотивировать участников проектов. Деньги и (или) почёт?
- Как вовлекать сотрудников. Управление проектами по-русски.
Теперь разберем тактику — оперативное управление проектом.
Любое оперативное управление начинается с планирования, и проектная деятельность не исключение. Планирование же принято начинать с постановки целей – «Что же мы хотим в итоге получить?». Согласитесь, без ответа на этот вопрос очень сложно жить дальше. Нарушение этого фундаментального правила менеджмента, отлично описано в народном творчестве и выражается в меткой фразе: «Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что», результат известен.
Цели проекта.
Существует два типа целей — видение и SMART. Еще раз хочу подчеркнуть, что это мое деление основанное на реальном опыте управления.
Видение — это некие очертания результата, который мы хотим получить. У видения есть интуитивное понимание, но очень мало конкретики.
Например, я хочу получить финансовый блок (бухгалтерию, финансовый отдел, отдел планирования закупок и т.д.), который:
А) без лихорадочного содрогания компании проходил бы налоговые проверки;
Б) стал некоей сервисной службой для внутреннего клиента.
Это мое ощущение, как главного заказчика, я не знаю как это сделать, я даже не в курсе, как это измерить — это мой общий запрос. Именно такая постановка и будет видением.
SMART — всем известная, стандартная система постановки оперативных целей. Например, переставить шкаф завтра утром, из комнаты в коридор, самостоятельно. Технология позволяет поставить задачу, следить за её исполнением, провести анализ выполнения, то есть, иными словами, выполнить весь цикл Деминга У.Э. PDCA (Plan-Do-Check-Act: Планируй-Сделай-Проверь-Действуй).
Мое глубокое убеждение — необходимы оба типа целей. Я привык делить их по уровню иерархии. Топ-менеджмент вполне может ставить цели на уровне видения, но только для своих членов команды (заместителей, начальников отделов) и только для людей с высокой степенью профессионализма и мотивации. SMART же необходим на среднего уровня исполнения (мастер, руководитель группы…), эти люди хотят выполнять понятную им работу, отчитываться за ее выполнение и получать свою долю материальной и нематериальной мотивации.
SMART vs «Что тут думать, трясти надо».
Сначала новость хорошая, правда только одна. SMART реально работающая технология, которая решает массу проблем управления проектом. Теперь новости плохие — SMART требует навыка, времени, терпения и напряженной работы головой. Формально сделанный SMART похож на нерачительную хозяйку, которая купила все продукты для соуса «Беарнез», потом сложила все в одну миску и поставила гостям на стол.
Для запоминания аббревиатуры SMART я предлагаю простую аналогию КИДРО. Запомнить это очень просто КИДРО — похож на кедр. Солидное и сильное дерево.
К — конкретная; S – Specific;
И — измеримая; М – Measurable;
Д — достижимая; А – Attainable;
Р — релевантная; R – Relevant;
О — ограниченная во времени; Т — Time-bound.
Конкретная — это результат, который мы получим как итог осуществления проекта, или этапа проекта. Например: «Увидеть Париж и умереть!», а можно «Увидеть Париж, Ниццу, Прагу и вернуться домой».
Измеримая — в чем будем мерять результат. Например: «Хочу иметь достойную зарплату!». Достойная это сколько?
Достижимая — как мне достичь необходимого результата? Здесь речь не идет о детальном планировании, только о стратегических путях.
Релевантная — отвечает на извечный русский вопрос: «Зачем мне это делать»? Это важный мотивационный вопрос. Я его ставлю на второе место, после выяснения результата, ибо, если на него нет четкого ответа, проект будет двигаться очень медленно.
Ограниченная во времени — период или срок, в течении которого необходимо добиться результата.
Для облегчения диалога с собой, командой проекта или сотрудниками, я решил разработать «человеческую» систему вопросов, которые помогают поставить цели по КИДРО (SMART) и не вызвать эффект «зубной боли» у собеседника, особенно, если он не искушен в вопросах управления:
- (К) Что мы получим в итоге?
- (Р) Для чего нам это надо? Что нам это даст?
- (И) Как мы поймем что получили это?
- (О) Когда будет результат?
- (Д) Что для этого надо сделать? Что предлагаешь делать завтра?
Я советую проделывать этот опрос себя и сотрудников каждый раз перед новыми задачами. По практике, через 5-7 итераций сотрудники привыкают к такому диалогу и сами предлагают описание целей в такой последовательности вопросов.
И как говорил Михаил Жванецкий: «Но можно этого и не делать. Если вас не интересует результат».
Скоро Вас ждет новый выпуск полезных материалов по теме проектного менеджмента. А именно, мы обсудим как составлять работающий структурный план проекта! Следите за нашими выпусками!
Понравилась статья – ставьте «лайк» и делитесь ей со своими друзьями и коллегами! Кстати, напишите нам – “Как у вас обстоят дела с планированием проектов? Ставите ли вы цели по SMART? Присылайте примеры ваших SMART формулировок целей проекта и краткое описание итогов проекта”. Пишите свои комментарии на нашу почту обратной связи [email protected] Нам очень интересно Ваше мнение. Авторы лучших комментариев получат от нас полезный сюрприз!
Если Вам интересно развитие навыков проектного менеджмента, посмотрите как можно провести обучение продуктивно и интересно. В нашем клиентском кейсе описан уникальный проект, включающий исследование, авторскую деловую игру по проектному менеджменту, стратегическую сессию и бизнес-тренинг по теме: «Управление проектами»:
Кейс по проекту улучшения горизонтальных коммуникативных связей в компании ООО «АЗСТРАСТСТРОЙ» from FGConsulting
Ваши комментарии
Назад в блог
SMART Goals: полезные советы для вашей команды
Постановка целей имеет основополагающее значение в любой организации, позволяя вам контролировать направление работы вашей команды. Он предоставляет вам эталон, чтобы определить, можете ли вы достичь бизнес-целей. И если вы не используете цели SMART, вы можете отбросить себя назад.
Правильно поставленная цель наполовину достигнута.- Зиг Зиглар
Вашим командам нужны цели, чтобы быть продуктивными. Конкретный критерий целеполагания приводит к более быстрому улучшению результатов, чем общие контуры, расплывчатые и не имеющие направления.
Со временем многие выработали несколько стратегий практической постановки целей. Из всех, структура SMART GOALS обеспечивает наилучшую прослеживаемость и результаты в ваших целях и задачах.
В этом посте вы найдете самые актуальные советы и примеры по постановке и достижению целей SMART.
Что такое цели SMART?
Цель SMART — это тщательно разработанная цель. Это позволяет менеджерам и сотрудникам строить, отслеживать и достигать краткосрочных и долгосрочных целей. Существует несколько интерпретаций значения аббревиатуры. Но, согласно наиболее распространенному подходу, ваши цели должны быть УМНЫМИ, то есть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и своевременными.
Конкретный — Цель должна быть конкретной и четко определенной.
Измеримый — Целью должны быть идентифицируемые показатели успеха.
Достижимый — Цель должна быть реалистичной для достижения с учетом времени и ресурсов.
Релевантный — Мы должны уметь согласовывать цели с общей задачей.
Своевременность — Мы должны прилагать усилия, основанные на времени, для достижения хорошо принятых целей.
В выпуске «Management Review» за ноябрь 1981 года была опубликована статья Джорджа Т. Дорана под названием «Есть S.M.A.R.T. способ записи целей и задач управления.
В этом видео мы объяснили все, что вам нужно знать, прежде чем ставить SMART-цели:
Вот несколько советов по постановке SMART-целей:
КОНКРЕТНЫЕ
SMART-цели четко определены и конкретны. Чтобы цель была эффективной, она должна быть конкретной. Специфика дает вам четкую направленность, необходимую для получения максимальной отдачи от ваших усилий.
Как менеджер, решите, чего должны достичь члены вашей группы через несколько недель. Затем запишите одну конкретную цель, следуя этой формуле постановки целей:
.Я буду (цель + показатель эффективности) посредством (конкретных действий).
Например, в случае управления эффективностью отдела продаж это будет так:
Мы увеличим наши продажи еще на 10% за 3 месяца, запустив дополнительные акции.
Когда дело доходит до постановки SMART-целей, будьте готовы задать множество вопросов себе и другим участникам.
Чтобы быть конкретным, вы должны включить ответ на популярные вопросы типа «W»: кто, что, почему, где и какой . Например-
Кто будет играть роль в достижении этой цели? Это особенно важно при работе над коллективным проектом.
Какие инструменты и методы им нужны для этого? Тщательно обдумайте, чего вы хотите достичь, и не стесняйтесь вдаваться в подробности.
Почему цель значима? Этот ответ, скорее всего, должен быть связан с ростом компании или профессиональным продвижением.
Где будет работа? Этот вопрос не всегда применим, особенно если вы ставите перед собой личные цели. Но если есть соответствующее место или событие, это стоит рассмотреть.
Какие ресурсы необходимы для этого? Определите, есть ли какое-либо связанное с этим препятствие. Этот вопрос может помочь вам определить, достижима ли ваша цель.
Прежде чем ставить цель, просмотрите свой набор данных, чтобы получить важные сведения. Написание заявления о видении поможет членам вашей группы реализовать стратегии роста. Сделайте свое заявление как можно более конкретным, точно определив, чего вы надеетесь достичь.
ИЗМЕРИМЫЙ
Он предлагает разбить усилия на конкретные подцели, сделав их измеримыми и практичными для достижения общей цели SMART.
Измеримая цель помогает узнать, как у вас дела и каковы ваши успехи. Таким образом, он предоставляет материальные средства для оценки успеха.
Его можно регулярно записывать и анализировать, чтобы узнать, практичны ли усилия.
Измерение целей иногда может быть сложной задачей. Руководителям, руководителям и сотрудникам, возможно, придется работать вместе, чтобы найти наиболее подходящие и осуществимые источники данных и методы анализа.
Как измерять прогресс целей SMART:
1. Установите показатели.
Показатели оказались прекрасным средством управления эффективностью. Без заранее определенных показателей вы как менеджер не можете определить, соответствует ли ваша группа требованиям или нет.
Возьмем пример.
Если вы скажете: «Получите больше ответов на холодные электронные письма», трудно понять, что достижимо.
Но если мы скажем: «Получите на 50 % больше конверсии от холодных электронных писем». это может помочь вашим членам четко понять ваши ожидания.
Здесь «коэффициент конверсии» действует как показатель, который вдохновляет всех на работу, связанную с установленной SMART-целью.
2. Сядьте вместе со своей группой.
Трудно мотивировать людей делать что-то, если они этого не хотят. — Иден Чен из Fishermen Labs
Встречи могут быть открытой возможностью собраться вместе, поразмышлять о прогрессе и помочь друг другу. Он может быть в форме:
Еженедельное обновление статуса встречает: Основное действие здесь — обновлять прогресс, проблемы и следующие шаги на пути к конечной цели.
Ежемесячные OKR (цели и ключевые результаты): Он играет важную роль в формировании сегодняшних OKR. Благодаря ежемесячным встречам OKR вы можете отслеживать прогресс и повышать моральный дух команды.
По каждой цели должно быть 3-5 измеримых ключевых результатов. Мы можем измерить каждый ключевой результат по шкале от 0 до 100% или от 0 до 1,0. Основываясь на статусе OKR, вы можете при необходимости скорректировать ход работы в соответствии с долгосрочной целью.
Если вас интересует программное обеспечение OKR, мы рекомендуем Weekdone. Это интуитивно понятное программное обеспечение, предназначенное для помощи командам в планировании задач, отслеживании прогресса и еженедельном измерении производительности. Связывая недельные планы с квартальными целями и задачами; вы никогда не упускаете из виду общую картину!
Решение проблем встречается: Время от времени встречи необходимы для обеспечения плавного движения к вашей цели. Он определяет приоритеты, возможности и угрозы. На том же заседании возможные решения должны быть обсуждены, оценены и согласованы всеми участниками.
Индивидуальная встреча: Узнайте, как каждый человек относится к своей роли. Могут быть вопросы, которые они не хотят поднимать на групповых собраниях. Если не решать отдельные проблемы, это может негативно сказаться на производительности команды.
Однако встречи, независимо от их типа, могут быть успешными только тогда, когда между сотрудниками установлены взаимопонимания. Если вы из тех, кто борется с этим, подумайте об организации мероприятий по сплочению команды, таких как празднование недели духа. Это может предложить вам прекрасную возможность для укрепления сотрудничества и духа товарищества среди ваших людей.
Это правда, что вы наняли их для выполнения определенной функции в вашей компании, но, скорее всего, у них есть свои собственные цели роста. Пожалуйста, уделите несколько минут индивидуальному разговору с членами вашей группы. Поймите их приоритеты и помогите им достичь их.
ДОСТИЖИМОСТЬ
Перед тем, как создавать свои SMART-цели, убедитесь, что они достижимы, исходя из способностей ваших участников.
На умы членов вашей группы может влиять несколько факторов, побуждающих их бросить работу на полпути. Поэтому, прежде чем ставить цель, убедитесь, что она достижима. Это убережет ваших сотрудников от демотивации.
Составьте список всех навыков, знаний и информации, которые им потребуются для достижения достижимой цели. Почти все планы требуют, чтобы члены вашей команды каким-то образом улучшили свои способности. Пожалуйста, помогите им быть активными и сосредоточиться на видении.
Однако не поддавайтесь желанию ставить цели, которые слишком просты для вашего отряда. Это может вызвать страх при достижении сложных целей в будущем. Как менеджер, вы должны научиться находить правильный баланс, который нужен вашей команде.
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
Ваши цели должны соответствовать основным задачам организации.
Давайте разберемся с этим на примере:
Предположим, у вас есть веб-сайт, который продает продукты для вовлечения сотрудников с местом для ведения блога. Цель писать 10-15 блогов в неделю будет совершенно неактуальной, если она не приведет к увеличению продаж продуктов.
Проще говоря, SMART-цели должны обеспечивать ценность и соответствовать общим стратегиям компании.
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ
Этот шаг крайне важен, потому что он поддерживает все остальные. Сделайте свою цель ограниченной по времени, определив дату открытия и закрытия для вашей цели. Цель, не имеющая начала и конца, не может быть определена или измерена, поэтому ее невозможно будет достичь.
Итак, что значит своевременный гол? Это означает, что ваша цель будет достигнута в подходящее и реалистичное время, избегая преждевременных выводов. У каждой цели должен быть крайний срок, чтобы вы могли быть уверены в том, когда сможете ее достичь.
Каждый раз, когда ваши сотрудники достигают подцели, убедитесь, что они усложняют себе задачу. Это обеспечит лучшее движение к их долгосрочной SMART-цели.
УМНЫЕ цели К УМНЫМ целям
Говорят: «Дети об этом плачут; взрослые мужчины умирают за это. Это не что иное, как признание.
Многие менеджеры подняли этот процесс постановки целей SMART на новый уровень, добавив «ER» в SMART, сделав цель УМНОЙ.
Здесь, E ‘ означает регулярную оценку ваших достижений. А
‘ R ‘ означает признание (или вознаграждение) при достижении определенной цели (или повторное посещение, если нет).
Чтобы мотивировать работников, всегда поощряйте их достижения. Это повышает самооценку человека, улучшает его самооценку и побуждает его делать гораздо больше и лучше в будущем.
Вот несколько примеров целей SMART
1. Для редакции.
Конкретный : Я хочу увеличить посещаемость блога на 10% в течение следующих трех месяцев.
Измеримый : Мы повторно оптимизируем десять лучших блогов, чтобы сделать их лучше, и нацелимся на не менее 15 высококачественных обратных ссылок на них.
Достижимо : Получение обратных ссылок может занять некоторое время. После повторной оптимизации десяти блогов за 15 дней мы должны обратиться как минимум к 100 новым веб-сайтам для получения обратных ссылок для достижения цели.
Релевантный : Трафик блога позволит потенциальным клиентам узнать о наших клиентах. Этот план — лучший способ увеличить продажи продукта.
Своевременно : У нас есть три месяца, чтобы достичь цели, которая поможет бизнесу расти в следующем финансовом квартале.
2. Для службы поддержки клиентов.
Конкретный : К концу марта мы должны обеспечить поддержку клиентов с уровнем удовлетворенности клиентов более 80%/Очень удовлетворены.
Измеримый : После каждого месяца мы будем объективно измерять, сможем ли мы достичь цели.
Достижимый : С улучшением качества обслуживания клиентов это возможно.
Релевантный : Пока клиенты остаются довольными, они предпочитают покупать наши товары. Таким образом, это поможет удержать клиентов в долгосрочной перспективе.
Своевременность : Мы установили четыре месяца для достижения этой цели.
3. Для группы управления персоналом.
Конкретный номер : Чтобы удовлетворить растущий спрос на наши услуги, мы стремимся увеличить численность наших сотрудников с 1500 до 1900 человек за 1 год.
Измеряемый: Перенесемся на шесть месяцев вперед, мы планируем принять не менее 250 новых людей.
Достижимо: Как и в предыдущие годы, мы можем получать тысячи заявок, используя систематический процесс найма сотрудников. Только правильный пул кандидатов может способствовать удовлетворению потребностей организации. Здесь выбор является реальной проблемой.
Релевантный : Это соответствует нашей цели общего увеличения выручки за год, что требует как минимум 50% увеличения прибыли на каждого сотрудника.
Своевременно : Мы выполним это в течение одного года.
Наличие SMART-целей в социальных сетях позволит вам получить максимальную отдачу от учетных записей в социальных сетях, ориентированных на ваш бизнес.
5 лучших шаблонов для постановки целей SMART
- Шаблон от TemplateLAB
- Шаблон Университета Сан-Диего
- Шаблон от Hubspot
- Шаблон из OnPlanners
- Шаблон от Adobe
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все этапы SMART-целей могут выполняться не всегда по порядку, и это нормально. Каждый шаг должен иметь смысл для производительности вашей команды. Подумайте о том, чтобы выбрать шаги в том порядке, который соответствует вашей картинке.
Постановка целей SMART может быть сложной задачей для организаций. Но самоотверженность и хорошо продуманная стратегия, безусловно, могут помочь.
3 быстрых совета по планированию стратегии целей SMART:
Регулярно проверяйте себя, чтобы узнать, насколько хорошо вы справляетесь. По мере развития вашего проекта вам может потребоваться внести изменения в планы SMART.
Не забывайте отмечать свои достижения. Для этого вам не нужно ждать, пока вся ваша цель будет выполнена. Отмечая маленькие победы и вехи, вы часто можете не сбиться с пути.
По словам Джея Абрахама, известного бизнесмена и маркетингового стратега, «нестандартное мышление имеет силу». Таким образом, умная цель может помочь вам преодолеть страх неудачи. Вы должны заняться самопознанием, чтобы управлять своими эмоциями и достичь оптимальной эффективности.
Рекомендуем прочитать: Эпические цитаты о постановке целей для успешного года
Если вам понравился этот пост, порекомендуйте его и поделитесь им, чтобы помочь другим применить его.
SMART-цели не такие умные: вместо этого заключите PACT
Anne-Laure Le Cunff
• Время чтения: 5 минут.
Система без цели — это как марафон без финиша. Но система с плохой целью приведет к плохому результату. Традиционные методы постановки целей используют структуру SMART. SMART расшифровывается как «конкретный, измеримый, достижимый, актуальный и своевременный». Звучит отлично для небольших, краткосрочных целей, но не так много для амбициозных, долгосрочных. Если у вас есть одна или несколько амбициозных целей — например, научиться кодировать, изучить новый язык, написать книгу, создать информационный бюллетень, стать дизайнером — вы можете подумать о создании PACT в качестве альтернативы целям SMART.
Классический подход к постановке целей
Для начала определимся, что означает SMART. Аббревиатура была придумана Джорджем Т. Дораном в ноябрьском номере журнала Management Review за 1981 год.
- Специф. Ваша цель должна быть четко определена, ясна и недвусмысленна.
- Измеримый. Вы можете легко измерить свой прогресс в достижении цели.
- Достижимо. Цель должна казаться достижимой, а не невозможной.
- Актуально. Цель должна соответствовать вашим текущим приоритетам.
- Своевременно. Ваша цель должна иметь четко определенную временную шкалу, включая дату начала и целевую дату окончания.
Так что же не так с целями SMART? Подберем пример. Допустим, вы хотите научиться программировать. Это не соответствовало бы SMART-системе постановки целей. Откуда вы знаете, сколько времени это займет? Что делать, если вы чувствуете, что это недостижимо? Что, если это не имеет отношения к тому, что вы делаете прямо сейчас, но вместо этого вы хотите сделать это, потому что планируете сменить карьеру или хотите иметь возможность работать над сторонним проектом? Означает ли это, что изучение программирования не является хорошей целью в жизни?
Замените свою УМНУЮ цель ДОГОВОРОМ
Вместо УМНЫХ целей, которые не поощряют амбициозные, долгосрочные усилия, я предпочитаю заключить ДОГОВОР с самим собой. В то время как цель SMART фокусируется на результате, подход PACT фокусируется на результате. Речь идет о постоянном росте, а не о погоне за четко определенным достижением. Что делает его отличной альтернативой целям SMART.
PACT расшифровывается как Purposeful, Actionable, Continuous, and Trackable — четыре фактора, способствующие достижению великих целей:
- Целеустремленный. Ваша цель должна быть значимой для вашей долгосрочной цели в жизни, а не просто актуальной для вас прямо сейчас. Будет намного сложнее придерживаться своей цели, если вам на самом деле все равно. Когда цель соответствует вашим увлечениям и целям в жизни, вы чувствуете себя гораздо более мотивированным. (многие задачи не кажутся целеустремленными, но их необходимо выполнять, чтобы достичь значимой долгосрочной цели, и это нормально — это задачи, а не цели)
- Выполнимые. Хорошая цель основана на результатах, которые вы можете контролировать. Ваша цель должна быть действенной и контролируемой. Все дело в том, чтобы сместить свое мышление с отдаленных результатов в будущем на те результаты, которые вы можете контролировать и которые находятся в пределах вашей досягаемости, действуя сегодня, а не планируя на завтра.
- Непрерывный. Важно, чтобы действия, которые вы предпринимаете для достижения своей цели, были простыми и повторяемыми. Так много целей не достигаются из-за так называемого паралича выбора. Это когда есть так много вариантов, что вы в конечном итоге тратите больше времени на исследования, чем на то, чтобы действительно делать то, что поможет вам продвигаться к вашей цели. Преимущество непрерывных целей в их гибкости. Что вам нужно сделать, так это начать, и по мере того, как вы узнаете больше, вы сможете адаптировать свой подход. Речь идет о постоянном улучшении, а не о достижении предполагаемой конечной цели.
- Отслеживается. Неизмеримо. Статистика может быть переоценена и не применима к большому количеству различных типов целей. Я большой поклонник подхода «да» или «нет» к отслеживанию целей, похожего на трекер GitHub. Вы сделали это или нет? Вы кодировали сегодня? Вы позвонили трем потенциальным клиентам? Вы опубликовали свой еженедельный пост в блоге? Да или нет? Это делает ваш прогресс очень легко отслеживать.
Допустим, ваша цель — расширить свой информационный бюллетень. Вот две версии одной и той же цели:
SMART-версия цели: «Набрать 5000 подписчиков за 25 недель».
PACT-версия цели: «Опубликовать 25 информационных бюллетеней в течение следующих 25 недель».
Как видите, первая версия измеряет успех на основе показателей, которые в значительной степени находятся вне вашего прямого контроля, тогда как вторая версия делает акцент на целенаправленном, действенном, непрерывном и отслеживаемом прогрессе.
Вот и все. ПДАКТ не сработает для таких целей, как мытье посуды, но сработает для долгосрочных и амбициозных целей.