Цели SMART: что это, расшифровка, примеры
Бизнес-цели — это первые шаги на пути к реализации проектов, без которых предприниматели будут как слепые котята. Чтобы достигнуть желаемого в любом бизнесе, важно правильно формулировать цели, а поможет в этом методика SMART.
В этой статье мы расскажем, что такое SMART-цели, в чем их польза для бизнеса, разберем пошаговую инструкцию с примерами, а также раскроем преимущества и недостатки методики.
Что такое SMART-цели, принцип работы
SMART (от англ. specific, measurable, achievable, relevant, time bound — конкретика, измеримость, достижимость, актуальность и ограниченность по времени) — это методика целеполагания, которая помогает объединить желания, потребности и возможности в конкретную, достижимую цель.
Простыми словами, SMART — это форма представления цели, которую предприниматели и маркетологи используют для планирования своих действий.
Это облегчает решение управленческих задач и выполнение намеченных целей. Несмотря на долгий этап подготовки, цель, сформированная по методу SMART, быстрее достигается за счет конкретики и видимого прогресса.
SMART-цели закрывают сразу несколько задач:
- Фокус. Компания берет курс на выполнение актуальной цели, что позволяет сэкономить время и не тратить ресурсы на нецелевые вопросы.
- Планирование. Цель по системе СМАРТ можно разбить на ограниченные по срокам задачи и составить план работы.
- Оценка прогресса. Измеримые цели позволяют отслеживать промежуточные результаты и вести статистику для своевременной корректировки слабых мест.
- Коммуникация. Цель можно раздробить на мелкие задачи и распределить между сотрудниками, избегая спорных вопросов и перекладывания ответственности.
В бизнесе эта методика планирования актуальна для тех сфер деятельности, в которых можно спрогнозировать результат. SMART-цели в творческих профессиях не будут настолько эффективны из-за четкого планирования и строгого распределения задач по рабочему времени.
Читайте также:
Что такое soft skills, как их развить и оценить текущий уровень
Расшифровка SMART-целей
В основе метода заложены пять критериев, которые необходимо учитывать для правильного целеполагания. С их помощью целям придается целостная структура, что в будущем поможет измерить прогресс их выполнения. Разберем подробно расшифровку и задачи каждого критерия.
Такой подход к планированию позволит трезво оценивать свои возможности и ставить достижимые целиS – Specific (Конкретность)
Цель по этому критерию должна не нести двойной смысл, а быть выражена в четкой и ясной форме. Абстрактные или обобщенные цели мешают разрабатывать план и ставить прямые задачи. Важно соблюдать правило — одна цель создается для одного результата. Когда бизнес планирует развиваться сразу в нескольких направлениях, для каждого формируются отдельные цели.
M – Measurable (Измеримость)
Этот критерий влияет сразу на несколько этапов цели — планирование, мониторинг прогресса и мотивацию. При постановке задачи нужно задать конечный количественный или качественный показатель. Когда достижение цели подразумевает выполнение четкого количества бизнес-задач, их можно запланировать. При этом дробление одной цели на несколько этапов увеличивает процент ее достижения.
Пошаговое выполнение измеримой цели позволяет отследить уже пройденный путь и наглядно увидеть динамику прогресса. Видимый результат — это главная мотивация на пути к достижению цели. А по выполненным этапам можно составить статистику, которая покажет, насколько цель оправдывает потраченные средства.
A – Achievable (Достижимость)
Частая ловушка планирования — постановка заранее недостижимых задач. Следуя методике, эту ловушку удастся обойти еще на этапе целеполагания.
Цель должна пройти жесткую оценку на адекватность. Для этого необходимо просчитать ресурсы, которые можно задействовать и определить, будет ли их достаточно для выполнения всех задач. Это поможет заранее выявить недостижимую цель и скорректировать ее без пустой траты времени и средств.
Чем больше конкретики в задаче, тем реальнее ее выполнитьR – Relevant (Актуальность)
На этом этапе оценивается насколько поставленная задача следует общей концепции компании и не вызывает ли противоречий со стратегией развития. Также определяется соответствие цели трудовым, техническим и финансовым ресурсам предприятия.
Этот критерий позволяет отфильтровать нецелевые задачи, не дающих точного результата или требующих задействовать слишком много ресурсов. Такие цели полностью отсеиваются или корректируются под существующие условия.
T – Time bound (С четкими сроками)
Читайте также:
Веб-аналитика: что это такое, зачем она нужна, сервисы веб-аналитики
Примеры и антипримеры SMART-целей
Приведем несколько вариантов правильного и неправильного планирования целей.
№1. Правильно
На образовательную платформу в месяц приходит около 100 лидов, из которых курс «Базовый английский» покупают 25 человек.
- Specific. Увеличить конверсию курса «Базовый английский».
- Measurable. В два раза — до 50 человек в месяц.
- Achievable. Запустили рекламу в Telegram и настроили email-рассылку.
- Relevant. Рост конверсии нужен для укрепления позиций на рынке и увеличения прибыли.
- Time bound. Старт 01.11.2022 и завершение 15.12.2022.
На выходе получили SMART-цель: «Увеличить конверсию курса «Базовый английский» в два раза до 15.12.2022» — она четко сформулирована, достижима, мотивирована и ограничена по срокам с учетом резервного времени.
№2. Неправильно
Записать вебинары по теме «Как использовать SMART-цели в IT-бизнесе» длительностью 2,5 часа.
- Specific. Записать вебинары, в которые нужно уместить все пункты темы.
- Measurable.
- Achievable. Собрана аудитория, тема разделена по логическим пунктам.
- Relevant. Повышение узнаваемости личного бренда и привлечение новых клиентов.
- Time bound. До 01.12.2022.
Сформировали задачу: «Записать Х вебинаров общей длительностью 2,5 часа до конца месяца» — здесь пропущен второй критерий, из-за чего нет возможности составить пошаговый контент-план с равномерной подачей информации.
№3. Правильно
Онлайн-магазину нужно увеличить продажи зимних пуховиков в пик сезона. За прошлый сезон получилось повысить продажи на 15 %.
- Specific. Увеличить продажи.
- Measurable. На 20 %.
- Achievable. Расширили ассортимент, добавили оплату наложенным платежом при получении, запустили горячую рассылку.
- Relevant. Рост прибыли, снижение остатков нереализованной продукции.
- Time bound. С 01.11. 2022 до 01.02.2023.
Создали SMART-цель: «Увеличить продажи на 20% за квартал» — цель составили на основании прошлых показателей и задали выполнимые условия.
Читайте также:
Как увеличить средний чек и продать больше: 10 способов от агентства 1PS.RU
№4. Неправильно
Маркетинговому агентству нужно привлечь новых клиентов для увеличения продаж. В августе в компании было 50 клиентов, а к сентябрю их количество снизилось до 45.
- Specific. Привлечь новых лидов.
Measurable. 10.- Achievable. Переработали воронку продаж и внедрили CRM-систему.
- Relevant. Увеличение прибыли и раскрутка агентства.
- Time bound. С 01.11.2022 до 01.12.2022.
Определили цель: «Привлечь 10 новых лидов за один месяц» — цель противоречит стратегии развития компании. Нужно сначала остановить отток клиентов, так как стоимость привлечения новых требует в 5–7 раз больше ресурсов, чем для поддержки уже существующих.
Пошаговая инструкция: как ставить цели по СМАРТ
Методика подобно игре в дартс — чем лучше прицелишься, тем точнее будет попаданиеSMART-цели — это эффективный инструмент планирования, который помогает разработать стратегию развития и структурировать работу персонала. Однако методика работает только при правильном подходе. Разберем основные шаги составления целей по СМАРТ.
Шаг 1. Определить потребность
В первую очередь проводится аудит текущего состояния компании, анализируется система продаж и конкуренты. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа.
SWOT (от англ. strengths, weaknesses, opportunities, threats — сильные стороны, слабые стороны, возможности и риски) — метод планирования, который базируется на анализе внутренних и внешних условий компании, сегментированных по категориям.
Так определяются слабые и сильные стороны, проводится сравнение с конкурентами и оцениваются потенциальные риски. На основании этих данных формируется потребность в проработке узких мест и выстраиваются приоритетные цели.
Шаг 2. Конкретизировать и актуализировать цель
На этом этапе задействуется первый критерий SMART — конкретность. Берется одна цель, затрагивающая конкретную область, и аспект бизнеса, которые нужно проработать. Цель нужно упаковать в четкую форму — она должна описывать результат или действие, которые можно представить.
В этом помогут ответы на простые вопросы:
- Какой именно результат нужно получить?
- Каким образом эта цель поможет?
- Что нужно сделать для ее достижения?
- Не противоречит ли цель принципам компании?
- Отвечает ли она потребностям бизнеса?
Так цель обретет ясность и аргументированность, что позволит дать сотрудниками четкое представление о предстоящей работе и определить правильное направление.
Шаг 3. Установить критерии эффективности
У SMART-целей есть точки старта и финиша, которые определяют KPI — показатели, критерии эффективности. Для оценки могут использоваться количественные, процентные или качественные показатели.
Для отслеживания прогресса выбирается система, методика или процедура, по которой будут рассчитываться KPI. Чтобы сделать цель измеримой, достаточно ответить на два вопроса:
- По какому критериям будет отслеживаться прогресс?
- Какое его значение будет означать достижение цели?
В процессе целеполагания важно установить достижимые KPI. Для этого сопоставляются результаты прошлого периода с текущей ситуацией в компании, проверяется готовность ресурсов, которые будут задействованы, и на основании этого вычисляется адекватный показатель эффективности цели.
Читайте также:
Что такое управление проектами: методы и системы управления
Шаг 4. Зафиксировать дедлайн
По аналогии с предыдущим пунктом у цели должны быть ограниченные временные рамки. Дедлайн устанавливается для поддержания мотивации и актуальности цели, планирования задач и контроля прогресса. Поэтому важно поставить обоснованный срок. В этом поможет анализ прошлого опыта, текущего кадрового состава, бюджета и специфики задач. Рекомендуется сразу закладывать в срок 20–30 % резервного времени.
В случаях, когда контрольный срок превышает три месяца, цель можно разбить на этапы со своими дедлайнами. Это поможет собирать корректную статистику и выполнять задачи с планомерной нагрузкой.
Шаг 5. Проверить достижимость
В правильных SMART-целях соблюдается баланс между амбициями и возможностями. По концепции этой методики цель должна получить поддержку сотрудников и мотивировать их к действию. Тогда у нее больше шансов на успешное достижение в рамках дедлайна. Чтобы не сделать цель экстремальным испытанием для сотрудников, нужно сначала оценить возможности компании.
Для формирования достижимой цели нужно учитывать:
- Бюджет.
- Кадровый состав.
- Компетенции персонала.
- Информационные ресурсы.
- Временные рамки.
Если есть ограничения по одному из пунктов, нужно скорректировать цель под текущие условия или выделить дополнительные ресурсы.
Подведем итоги
Основные шаги по формированию SMART-цели можно фиксировать в планерах, где впоследствии будет отмечаться прогресс. После проверки цели по всем критериям она сепарируется на небольшие задачи. Промежуточные результаты помогут контролировать процессы и сохранять мотивацию.
Для каждой задачи составляется четкий план, в котором расписано, когда, какие вопросы и при помощи каких средств нужно закрыть. Ко всем этапам цели привязываются компетентные сотрудники, которые будут отвечать и отчитываться за их выполнение.
Преимущества и недостатки методики
Техника планирования по SMART подойдет не всемМетод целеполагания SMART нельзя назвать универсальным: он применяется только при определенных условиях, а также отличается своими преимуществами и недостатками.
Сильные стороны метода помогают бизнесу в постановке конкретных целей и разработке плана по их эффективному достижению.
Выделим основные из них:
- Прозрачность. При постановке целей получится найти ответы на спорные вопросы и закрыть возражения. Такая система фильтрации отсеивает нецелевые или невыполнимые задачи еще на этапе планирования.
- Простота. Методика предполагает пошаговую проверку цели на соответствие всем пяти критериям. Достаточно одной или нескольких практик — и составлять цели не составит труда.
- Эргономичность. Умные цели можно разбивать на задачи и выполнять пошагово. Так цель превращается из абстрактного желания в подробный план с задачами и дедлайнами.
- Видимый результат. Конкретика в постановке цели с фиксированным KPI и сроками обеспечивает измеримый прогресс на каждом этапе выполнения.
- Командная работа. Каждому сотруднику выделяется конкретная роль в достижении цели, за которую он несет ответственность. Грамотное распределение задач позволит быстрее добиться результата и избежать конфликтов в команде.
- Мотивация. Роль каждого рабочего звена в достижении цели можно измерить, поэтому сотрудники лучше понимают свою ответственность и стараются внести свой вклад в развитие компании.
Читайте также:
Интеллект-карты: 10 сервисов для создания mindmap
В концепции SMART есть свои недостатки, из-за которых метод подходит не для каждой сферы бизнеса. Цель может противоречить основному курсу развития компании или корпоративной структуре.
Перечислим слабые стороны SMART-целей:
- Линейность. Методика предполагает соблюдение всех пяти критериев и пошаговое выполнение задач. Из-за работы в четких рамках есть риск упустить возникшие в процессе более благоприятные перспективы. В таком формате трудно выстраивать стратегические цели, так как они всегда могут меняться в процессе работы.
- Человеческий фактор. В рамках методики каждому сотруднику выделяется своя задача и четкий план работы. Поэтому столкнувшись с непредвиденными ситуациями, команда может не сориентироваться.
- Временные затраты. На планирование и выполнение целей потребуется выделить много временных и человеческих ресурсов. Иначе ежедневные рутинные задачи и постоянный поток срочных заданий будут отвлекать команду от основного плана.
Методы планирования нужно выбирать исходя из особенностей бизнеса, задач и внутренних условий. Только в этом случае получится сформировать достижимые цели, которые будут оправдывать затраченные ресурсы.
Частые ошибки SMART-целей
Чтобы не допустить ошибок при планировании, соберите максимум статистики и гибко подстройтесь под возможности компанииМетод планирования СМАРТ — продуктивный и несложный в реализации, однако некорректно поставленные цели могут повести по ложному пути и свести на нет все затраченные усилия.
Разберем топ-ошибок в работе:
- Постановка сразу нескольких целей. Невозможно одновременно решать многозадачные процессы по нескольким направлениям. Это привет к снижению продуктивности, ошибкам и демотивации. Лучше сфокусировать действия персонала на одной цели для качественных и быстрых результатов. Так можно постепенно добиться всех целей, не загоняя компанию в экстремальный режим работы.
- Расхождение ожиданий и результата. Нечетко сформулированная цель и нераспределенные задачи вызовут несогласованность действий сотрудников и перекладывание ответственности. Чтобы этого избежать, нужно ставить конкретные задачи для каждого звена и детально прорабатывать все пункты плана.
- Недостаток статистики. Без отслеживания результатов невозможно вовремя определить потерю актуальности цели или перерасход ресурсов. Также статистика помогает корректировать план под текущие условия работы, ставить новые задачи и не терять мотивацию.
- Отсутствие гибкости. Изменения на рынке или внутренние реорганизации могут сильно поменять курс компании. В таком случае некоторые задачи становятся неактуальными или недостижимыми. Чтобы не отказываться от цели, на которую уже ушло много ресурсов, нужно ставить гибкие задачи и дедлайны еще на этапе разработки.
- Демотивация. При отсутствии личной заинтересованности персоналу не будет интересно достижение целей компании. Нужно ставить задачи, результат которых станет личным достижением персонала, для этого можно внедрить систему поощрений за их выполнение.
Избежать типовых ошибок можно еще на первых шагах работы с целью — главное учитывать все критерии методики и объективно оценивать возможности компании.
Рекомендации: как использовать методику по максимуму
Методика помогает только сформулировать цель, но для ее достижения требуются комплексный подход. Для успешного выполнения SMART-цели нужно составить четкий план, распределить задачи, выделить ресурсы и настроить мониторинг прогресса.
Все этапы, задачи и результат рекомендуется записывать на бумажных или цифровых носителях. Так все цели и задачи будут зафиксированы и получат четко выраженную форму, что исключит отклонения от намеченного курса.
Приведем несколько полезных инструментов:
- Интеллект-карты. Они нужны для установки иерархии целей, планирования и выстраивания взаимосвязей. Подойдут Mindmeister или Miro.
- Таск-трекеры. Помогают распределить задачи между сотрудниками, ставить дедлайны и контролировать процесс выполнения. Будут удобны Trello, «Яндекс Трекер» или даже облачные блокноты.
- Дашборды. С их помощью отслеживается динамика прогресса по ключевым метрикам или показателям.
Методика помогает заранее определить ложные или недостижимые цели, экономя тем самым время и деньги. Ее универсальная концепция подходит для формирования как глобальных, так и личных задач, при этом SMART-цели будут эффективны для 8 из 10 идей. Поэтому из всех существующих методов планирования систему SMART можно назвать одной из самых простых, доступных и действенных.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу!
- Теперь Вы можете читать последние новости из мира интернет-маркетинга в мессенджере Telegram на своём мобильном телефоне.
- Для этого вам необходимо подписаться на наш канал.
Успех не за горами: метод постановки целей SMART
Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что вы работаете упорно, но результата как не было, так и нет?
Возможно, вы просто выбираете не те инструменты для достижения целей или не видите их так четко, как должны. Ведь корабль не доплывет в штормовую ночь до пристани без маяка — вашим маяком же должна стать правильная цель. Но не все люди умеют правильно ее ставить. Здесь на помощь и приходит методика SMART! Она незаменима как в работе, так и в жизни. Давайте разберемся, как ею пользоваться, зачем и в каких областях.
SMART — система постановки целей
В отличие от других подходов к целеполаганию, SMART позволяет прояснить свои идеи, сосредоточить усилия, продуктивно рассчитывать свое время и ресурсы, а также увеличить свои шансы на достижение того, чего вы хотите от жизни.
Впервые техника SMART появилась в тайм-менеджменте еще в конце 80-х годов двадцатого века. Она была создана на стыке бизнеса и менеджмента, но заговорили о ней далеко не сразу. Сначала, в 1968 году, американский психолог Эдвин Локк в своих исследованиях пришел к тому, что успех любого дела во многом предопределяет верная постановка цели. Спустя несколько лет зародилась концепция «управления через цели» под началом специалиста по менеджменту Питера Друкера. В литературе начали мелькать такие критерии эффективных целей, как конкретность, измеримость и постановка дедлайнов. Собрал все эти идеи воедино бизнес-консультант Джордж Доран: в 1981 году в журнале Management Review вышла его статья «Умный способ постановки целей и задач для менеджеров» (There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives). Так появилась официальная формулировка данной системы, и метод SMART стал использоваться повсеместно.
Но что значит расшифровка его аббревиатуры? На самом деле это критерии SMART-цели, а именно:
S — Конкретная (Specific): четко определенная, ясная и недвусмысленная;
M — Измеримая (Measurable): с конкретными показателями, которые способны наглядно продемонстрировать ваш прогресс в достижении цели;
A — Достижимая (Attainable): реалистичная, которую точно можно осуществить;
R — Релевантная (Relevant): соответствующая вашей жизненной цели и текущему положению дел;
T — Своевременная (Time-bound): привязанная к определенному отрезку времени, то есть с точной датой ее начала и окончания.
Так при помощи методики SMART вы прорабатываете свои идеи, привязываете их к реальности, мотивируете себя и подбираете оптимальные пути для их достижения. Почему SMART-цели более эффективны, чем обычные? Дело в том, что нереалистичные или общие цели заведомо настраивают нас на неудачу, так как без заданного направления мы начинаем теряться, предъявлять к себе завышенные требования и расходуем энергию непродуктивно. Преимущество SMART-целей же в том, что они позволяют нам контролировать наше движение к результату от и до.
Они также идеально подходят для краткосрочного планирования и для тех ситуаций, которые зависят исключительно от вас (а не от внешних обстоятельств) и где можно прогнозировать результат. Таким образом, постановка SMART-целей невозможна в условиях нестабильности и неопределенности, в том числе подход неактуален для долгосрочного планирования. Например, не стоит ставить перед собой цель «стать боссом за следующие 3 года» — здесь методика, увы, не сработает.
Постановка целей по SMART
Итак, следуя расшифровке, давайте разберем, как принцип постановки целей по SMART работает на практике, и приведем примеры.
- Конкретная цель
Конкретные цели имеют значительно больше шансов на достижение. Чтобы конкретизировать цель, необходимо ответить на пять вопросов:
- Кто участвует в достижении этой цели помимо меня?
- Чего я хочу достичь?
- При каких условиях эта цель должна быть достигнута?
- Когда я хочу достичь этой цели?
- Почему я хочу достичь этой цели?
Например, общая цель звучит как «Я хочу быть в форме». Конкретная же цель по SMART должна быть такой: «Я хочу купить абонемент в местный тренажерный зал и тренироваться четыре дня в неделю, чтобы укрепить здоровье и подтянуть фигуру».
- Измеримая цель
Согласно этому критерию, если не будет показателей, по которым вы сможете оценивать свое движение к цели, вы не сможете понять, в правильном ли направлении двигаетесь. Чтобы цель отвечала критерию измеримости (и тем самым стала разумной), спросите себя:
- Сколько и чего я хочу получить?
- Как я узнаю, что достиг своей цели?
- Каков мой главный показатель прогресса?
Например, к конкретной цели выше нужно добавить: «Каждую неделю я буду стремиться сбросить один килограмм веса».
- Достижимая цель
Как уже говорилось выше, технология постановки целей SMART — это система, которая ориентируется на реальность бытия. А значит, при постановке целей вы должны адекватно оценивать свои навыки, ресурсы и внешние условия. Например, цель «стать боссом за 3 года» неэффективна еще и потому, что повышение зависит не только от вас — слишком много влияния у руководства компании, чтобы что-то прогнозировать. Именно поэтому, чтобы цель соответствовала критерию достижимости, вы должны cпросить себя:
- Есть ли у меня сейчас ресурсы и возможности для достижения цели?
- Если нет, то что я упускаю?
- Добивались ли раньше успеха в этом деле другие? Если да, то как?
Пример: «У меня есть деньги на годовой абонемент и знакомый фитнес-инструктор, который может помочь. А чтобы сбрасывать по одному килограмму в неделю, другие люди параллельно сидят на диете, что стоит попробовать и мне».
- Релевантная цель
Цель должна соответствовать не только имеющимся у вас ресурсам, но и мотивам. Это значит, что вы должны верить в необходимость достижения этой цели. Для этого спросите себя:
- Действительно ли мне нужно осуществить эту цель прямо сейчас? Не тороплюсь ли я?
- Хватит ли у меня времени и ресурсов на достижение этой цели?
- Не противоречит ли она другим моим целям, моим интересам или интересам других людей?
Пример: «Я много работаю и еще должен уделять время в семье, поэтому единственное свободное время на спортзал — это раннее утро или выходные. Но я также учу английский, и сейчас мне стоит посвятить это время окончанию курсов, а уже затем заняться спортом».
- Своевременная цель
Вы должны быть ограничены во времени, чтобы возникало ощущение срочности, — это отличная мотивация для работы над целедостижением. Чтобы установить фиксированный и разумный дедлайн, ответьте на вопросы:
- Есть ли у моей цели крайний срок?
- Когда я хочу достичь своей цели?
- Реально ли все успеть за это время?
Например, опираясь на цель выше: «1 августа я куплю абонемент в зал и приступлю к занятиям. К концу августа я достигну своей цели, если в течение месяца сброшу четыре килограмма».
Обучение по теме
SMART — техника продаж
Постановку целей по SMART можно использовать не только в повседневной жизни и для построения карьеры, но и в продажах. Надо сказать, в этой сфере на технику SMART самый бешеный спрос. Ею пользуются многие успешные и крупные компании, включая Apple. Это можно заметить даже по их пресс-релизу: например, когда Apple опубликовала свои цели по продажам на первый квартал 2018 года, она отметила, что хочет увеличить выручку до 84-87 миллиардов долларов, сохранив операционные расходы на уровне 7,65-7,75 миллиарда долларов. Это идеальный пример того, как маркетинговая цель компании отвечает всем основным критериям методики SMART.
Давайте разберем примеры конкретных целей именно для сферы продаж. Для этого еще раз пройдемся по критериям SMART-цели и соотнесем их с правильной формулировкой тех целей, какими они должны быть:
- S — конкретная. Категорически не подходит цель «Нам нужно увеличить продажи» — она не несет никакой детальной информации. Если вы говорите о прибыли, называйте сумму, а если ставите цель перед менеджерами — назовите число клиентов, которых необходимо привлечь. Должны быть точные цифры, к которым сотрудники будут стремиться. Например, «Увеличить объемы продаж на 60%».
- M — измеримая. Может показаться, что цель «вывести продукт на рынок» подходит под систему постановки целей SMART, но на деле же вы не сможете измерить достижение этой цели. Чтобы быть конкретной по этому критерию, цель должна звучать как «Успешно продать 10 000 единиц образцов» или «Открыть 3 магазина в регионе».
- A — достижимость. Здесь главное найти середину — не занижать планку для компании, но и не хватать цифры с потолка. Обязательно нужно перечислить те инструменты, которые могут использовать сотрудники компании для достижения целей. На этом этапе нужно проработать пошаговый план к ней, инструкцию для менеджеров, руководства и т. д.
- R — релевантность. Помните, что достижение цели должно зависеть лишь от менеджеров. Так, если партнер задержал поставку оборудования, и из-за этого сделка с клиентом провалилась, — это не вина менеджера и не его «невыполненная цель». Значит, цель изначально была сформулирована неверно, раз задержка поставки помешала ее достичь. В SMART — технике продаж цели не должны выходить за пределы компетенций менеджеров.
- T — своевременность. Сроки стоит обсуждать совместно с менеджерами и всей командой на совещаниях или планерках. Они зависят от текущих навыков сотрудников и имеющихся инструментов. Для контроля прогресса и соблюдения дедлайнов можно задействовать специальное программное обеспечение.
Вот примеры SMART-целей для сферы продаж, составленных согласно принципу постановки целей по SMART:
- Увеличить количество ежемесячных закрытых сделок с 30 до 45 на каждого продавца посредством обучения методикам продаж на специализированных курсах. Срок — 3 месяца. Отслеживание прогресса будет осуществляться при помощи личных кабинетов продавцов в ПО.
Также цели по методу SMART могут быть составлены более лаконично (но не теряя при этом конкретности):
- Увеличить базу клиентов на 20% за II квартал при помощи email-маркетинга.
- Открыть филиал компании в соседнем городе до января этого года.
- Сократить время доставки за осень на 15 минут при помощи новых скутеров и велосипедов для курьеров.
Теперь вы знаете правила постановки целей по SMART. Это уникальная методика, при помощи которой вы можете рассмотреть проблему со всех сторон и подобрать самые короткие и удобные пути для ее решения. Она применима абсолютно везде: в быту, личной жизни, карьере, управлении бизнесом и даже воспитании детей. У вас есть возможность воплотить в жизнь все свои мечты! Все, что нужно для этого, — поставить цели согласно требованиям технологии постановки целей SMART и немедленно приступить к действиям.
Обучение по теме
Мила Семешкина на обложке апрельского Forbes Club!
Офисы Lectera уже есть в Москве, Майами и Дубае, а в ближайшее время планируется открытие представительства и в Европе.
| Новости
Новости образования за апрель
Что бы ни происходило в мире, обучение остается неотъемлемой частью нашей жизни. По нашей традиции мы собрали для вас самые позитивные и интересные новости из сферы образования за апрель, чтобы вдохновить вас на майские учебные подвиги!
| Новости
StartupCity признал Lectera.com одним из 10 лучших технологических стартапов Флориды 2022 года
Группа экспертов в отрасли выбрала Lectera. com, оценив достижения и инновации компании в сфере образования.
| Новости
Топ-10 новостей образования за 2021 год: Lectera edition
А вы знали, что первые заочные курсы, прародители современного онлайн-образования, появились еще в далеком 1728 году?
| Новости
Новая категория курсов в Lectera. Освойте новую профессию!
У нас для вас замечательная новость: в Lectera появилась новая категория онлайн-курсов по профессиям!
| Новости
способов эффективной постановки и достижения целей
СПОСОБОВ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОСТАНОВКИ И ДОСТИЖЕНИЯ ВАШИХ ЦЕЛЕЙ
Сильные стратегии постановки целей могут иметь решающее значение для ваших достижений и являются ключом к успеху в личной и профессиональной жизни.
Несмотря на то, что цели, которые вы ставите, важны, для их достижения вам нужно нечто большее, чем упорство и решимость — то, как вы ставите цели, имеет решающее значение для вашего успеха. Вот несколько советов по постановке целей, которые помогут вам добиться успеха в долгосрочной перспективе.
УМНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
УМНАЯ постановка целей — это стратегия, получившая широкую популярность, и эту тактику может использовать каждый — студенты, учителя, предприниматели, спортсмены и почти все остальные. Каждая цель, которую вы ставите, должна быть SMART: конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и своевременной.
Давайте рассмотрим приведенный ниже пример и применим к нему систему постановки целей SMART.
Цель: Станьте лидером своей футбольной команды.
Особый
Обобщенность и двусмысленность целей не пойдет вам на пользу. Будьте предельно конкретны и точно определите, чего вы пытаетесь достичь.
Как устроено руководство вашей футбольной команды? Есть ли капитаны, со-капитаны и другие руководящие роли? В этом примере мы выберем роль капитана в качестве нашей конкретной цели.
Измеримый
Чтобы отслеживать свой прогресс на пути к завершению, важно найти способ измерить свою цель. Когда вы ставите цели, спросите себя, как вы узнаете, что достигли цели, и сколько вещей вам нужно будет сделать между начальной точкой и финишной чертой.
Проведите мозговой штурм, что вам нужно сделать, чтобы стать хорошим руководителем команды, что может включать в себя прохождение онлайн-курсов, посещение всех тренировок и игр, вступление в общество чести лидеров или демонстрацию лидерства во время мероприятий.
Достижимый
Цели, которые вы ставите перед собой, должны быть сложными, но они также должны быть достижимыми. Учитывайте свои возможности и ограничения, такие как время, финансы, ресурсы и мощность. Используйте эти факторы, чтобы обосновать свое решение и убедиться, что каждая цель, которую вы преследуете, стоит того.
Ваша способность стать капитаном команды также может зависеть от других внешних факторов, например от того, кто еще пробуется на эту роль или от решения вашего тренера. Хотя эти факторы находятся вне вашего контроля, вы контролируете работу, которую выполняете на практике и вне ее, что само по себе является достижением. Спросите себя, способны ли вы справиться с тем, что требуется для выполнения руководящей роли в вашей команде.
Актуально
Подумайте о преимуществах каждой цели и о том, как она соотносится с другими вашими стремлениями. Вы хотите убедиться, что ставите цели, которые стоят времени, энергии и ресурсов, которые вы вкладываете в их достижение.
Подумайте, почему для вас важно стать капитаном команды, как это связано с другими вашими целями и интересами и подходите ли вы для этой роли.
Своевременность
Своевременность важна для достижения долгосрочных целей, о которых легко забыть или отложить, откладывая на потом. Каждая цель, которую вы ставите, должна иметь целевую дату завершения, чтобы вы могли двигаться вперед. Спросите себя, когда вы хотите достичь этой цели.
Final Goal
Я сделаю все возможное, чтобы стать капитаном футбольной команды моего колледжа к выпускному году. Чтобы достичь этого, я буду оттачивать свои лидерские навыки, присоединившись к обществу чести лидеров, посещая каждую тренировку с позитивным настроем и подавая пример на командных мероприятиях.
Другие методы постановки целей
В дополнение к постановке целей SMART, есть некоторые другие передовые методы, которые вы захотите включить в процесс создания целей, чтобы гарантировать охват всех ваших основ.
Записывайте свои цели
Записывайте свои цели — это научно доказанный метод повышения эффективности их достижения. Многие исследования показали, что те, кто записывает свои цели, имеют более высокий уровень успеха, чем те, кто этого не делает. Начинайте каждую цель со слов «Я буду» и используйте позитивный язык, чтобы поощрять действия и мотивацию. Использование этого действенного языка расширяет возможности и может дать вам мотивацию и уверенность в успехе.
Выбирайте цели, которые вдохновляют, мотивируют и бросают вам вызов
Когда вы тратите много времени, энергии и усилий, работая над чем-то, вы можете быстро потерять импульс, если вы не в восторге от этого. Это восходит к тому, чтобы цели, которые вы ставите, соответствовали вам и вашим интересам.
Кроме того, выполнение сложной задачи может быть очень полезным и может подтолкнуть вас к обучению, росту и оттачиванию своих навыков. Более того, преодоление трудностей может дать вам еще больше мотивации для работы над другими целями, вызвать чувство гордости и укрепить вашу уверенность перед лицом более крупных и сложных целей в будущем.
Ответьте на шесть вопросов
Чем конкретнее вы сформулируете свою цель, тем лучше. При постановке цели попробуйте ответить на шесть «W»:
- Кого будут касаться ваши цели? Это могут быть преподаватели, родители, сверстники, одноклассники и другие.
- Чего вы пытаетесь достичь?
- Когда вы хотите достичь этой цели? Это постоянная, повторяющаяся цель? Есть ли жесткие сроки или есть некоторая гибкость?
- Где находится эта цель?
- Почему так важна для вас?
- Какие ресурсы вам понадобятся для достижения этой цели? Какие ограничения и требования у вас есть для достижения этой цели?
Эти вопросы помогут вам разбить каждую цель на управляемые этапы, понять, в каких областях вам может понадобиться поддержка, а также выявить и устранить препятствия на раннем этапе. Это также позволяет вам быть предельно конкретными при постановке целей SMART.
Создать план
Лучший способ достичь целей, требующих много времени и усилий, — составить пошаговый план. Например, если вы хотите через пять лет получить повышение до должности директора в своей компании, может быть трудно понять, с чего начать. Чтобы перейти на уровень директора, вам, вероятно, придется выполнить некоторые действия заранее, если вы начинаете с должности начального или среднего уровня, например:
- Получите необходимые сертификаты и учетные данные для должности 0076
- Пройдите курсы повышения квалификации, занятия и обучение
- Получите практический опыт в своей текущей роли
- Повышение по служебной лестнице в организации
Разбивайте большие и длительные цели на более мелкие, управляемые задачи и создавайте временную шкалу для каждой задачи, чтобы точно успеть к намеченной дате. Это может помочь вам избежать прокрастинации, сохранить мотивацию и сделать большую цель менее подавляющей.
Использовать метод PACT
Как и стратегия SMART, PACT — это еще один метод постановки целей, который означает целенаправленный, действенный, непрерывный и отслеживаемый. PACT больше ориентирован на результат, чем другие методы, что отлично подходит для долгосрочных целей, для достижения которых требуется постоянный прогресс.
Чтобы использовать технику PACT, ваша цель должна быть:
- Целеустремленность : Целенаправленные цели основаны на ваших ценностях. Этот шаг включает в себя рассмотрение того, что побуждает вас к достижению этой цели. Используя наш пример выше, что в том, чтобы стать капитаном футбольной команды, привлекает на более глубоком уровне?
- Практичность : В PACT готовность к действию означает ежедневный прогресс без чрезмерного планирования или размышлений о будущем. В конце концов, цели PACT, как правило, являются более долгосрочными, позволяя ежедневным действиям накапливаться с течением времени для достижения великих целей.
- Continuous : Continuous в PACT означает, что вы можете свободно экспериментировать со своими действиями, пока вы продолжаете добиваться прогресса. Для этого избегайте чрезмерного анализа или беспокойства по поводу «неправильного» выбора. Все поездки, вероятно, будут содержать ошибки; важнее учиться на ошибках и продолжать расти.
- Отслеживаемый : Отслеживание вашего прогресса не только позволяет вам не сбиться с пути, но и позволяет вам размышлять о том, как далеко вы продвинулись, и помогает вам двигаться вперед. Отслеживание PACT может включать что угодно. Например, сколько дней подряд вы посещали футбольную тренировку, сколько времени уделяли обучению лидерству и т. д. Отслеживание отличается от «измерения», потому что вы не сравниваете его с результатом; вы просто следите за своей активностью, чтобы продвигаться к более крупной цели.
Процесс PACT можно использовать вместе с другими методами постановки целей, такими как метод SMART или любой другой метод, который мы перечислили. Все сводится к тому, что работает лично для вас и к какой цели вы стремитесь.
Оцените свой процесс постановки целей
Как и в любом проекте, важно уделять время оценке своего прогресса. Изучите, как вы отслеживаете каждую из своих целей, и определите любые блокираторы, мешающие вам достичь цели или конкретной задачи. Затем составьте план или скорректируйте свою стратегию по мере необходимости.
Самоанализ является важной частью совершенствования. Достигнув цели, подумайте, что получилось хорошо, а что нет. Возьмите то, что вы узнали, и примените это к будущим стратегиям постановки целей. Важно отметить, что универсального подхода к постановке целей не существует, поэтому вам нужно будет найти наилучшую стратегию для вашего стиля работы и личности.
Начните достигать своих целей, вступив в Общество чести лидеров
Если вы хотите принять участие в жизни вашего университета, варианты безграничны. Если вы ищете способы настроить себя на успех в карьере, стать членом общества чести лидеров — отличное место для начала.
Программы лидерства сосредоточены исключительно на улучшении лидерских навыков учащихся, таких как планирование, стратегическое и критическое мышление, решение проблем, сотрудничество и многое другое — все это является ключом к эффективной постановке целей. Более того, участие в сообществе единомышленников, ориентированных на успех, может дать вам вдохновение, поддержку и ответственность, необходимые для достижения успеха.
Достигайте большего с NSLS
Национальное общество лидерства и успеха (NSLS) — единственное аккредитованное общество поощрения лидеров в стране — помогает таким же учащимся, как и вы, достигать своих личных и профессиональных целей с помощью продуманной учебной программы, направленной на развитие лидерских навыков.
Что такое цели SMART? | SNHU
У каждого из нас есть области в жизни, которые мы хотели бы улучшить, будь то лучшая работа, сосредоточение внимания на более здоровых привычках или окончание колледжа. Но может быть легко сбиться с курса, когда мы пытаемся достичь наших целей. Мы можем цепляться за смутные мечты о будущем, вместо того чтобы ставить конкретные цели.
Если это про вас, то обратите внимание: упреждающий способ борьбы с этой тенденцией заключается в создании SMART-плана действий для достижения ваших целей. Вот как.
Определите (и создайте) цели SMART
Подумайте о разнице между утверждениями «Я хочу быть в лучшей физической форме в своей жизни» и «Я буду тренироваться три раза в неделю по 45 минут в течение следующих трех месяцев. ” Второе утверждение является SMART-целью, потому что оно:
- Конкретное
- Измеримый
- Достижимый
- Актуально
- Привязанный ко времени
«Цели SMART являются частью моей повседневной жизни на работе», — сказал Доктор Шанита Уильямс , заместитель вице-президента по работе с людьми Южного Нью-Гэмпширского университета (SNHU). Она также видит цели SMART, используемые в ее отделе на индивидуальном и организационном уровне.
Цели SMART могут включать бесчисленное множество профессиональных и образовательных примеров, таких как:
- Создание плана личного роста и профессионального развития
- Разработка пошагового плана поиска работы
- Разработка конкретной стратегии для продвижения в своей области
- Составление плана продолжения образования
«Часто у нас есть цели и мечты, но SMART-цели позволяют нам двигаться к целям с преднамеренностью», — сказал Уильямс.
Чтобы лучше понять, что такое цели SMART, взгляните на каждую букву аббревиатуры SMART.
S для конкретного
Иногда идеи о том, чего вы хотите, слишком расплывчаты, чтобы строить на их основе план действий, и это нормально. Нет ничего плохого в том, чтобы мечтать по-крупному.
Но как только у вас появится большая идея, цель или мечта, вы можете создать вокруг нее определенный язык, а не двусмысленные термины, чтобы помочь сделать ваши цели более конкретными, — сказала доктор Саецилия Джексон , консультант по вопросам карьеры в SNHU.
Уильямс рекомендует задать себе следующие вопросы:
- Как узнать, что цель достигнута?
- Какие конкретные действия вы предпримете для достижения цели?
- Когда вы хотите достичь цели?
Уильямс сказал, что ответы на эти вопросы помогут вам определить, почему именно ваша цель актуальна и значима.
Создание такой структуры вокруг ваших целей может увеличить вероятность того, что вы их достигнете и что они принесут успех, сказала она.
M для Измеримого
Вот основное практическое правило: это не SMART-цель, если вы не можете сказать, достигли ли вы ее. Например, Уильямс сказал, что многие люди хотят быть более уверенными в себе. Но если вы хотите знать, двигаетесь ли вы к этой цели, вам нужны показатели, которые вы можете просмотреть.
Измерение, по словам Джексона, может помочь связать каждую цель с одним результатом деятельности. Это поможет вам следить за своим прогрессом. «Это может (также) помочь установить ориентиры для себя», — сказала Оливия Батлер , консультант по вопросам карьеры в SNHU.
Допустим, у вас есть проект или задание, которое нужно выполнить через четыре недели. Чтобы достичь этого, Батлер предлагает ряд этапов, которые помогут вам не сбиться с пути:
- Неделя первая: сделайте черновик
- Неделя вторая: получение отзывов от заинтересованных сторон
- Неделя третья: работа с отзывами и создание второго черновика
- Неделя четвертая: полировка и публикация
Составив измеримый план, вы увидите, как четырехнедельный проект становится более достижимым. Конечно, вы всегда можете использовать журнал или приложение на своем телефоне, чтобы отслеживать и измерять свои контрольные показатели и цели.
A для достижимого
Хорошая цель — это та, которую, по вашему мнению, вы можете достичь.
«Продумайте SMART-цель, имея в виду конечную цель», — сказал Батлер. Она рекомендует спросить себя:
- Почему вы ставите перед собой эту цель?
- Чего вы надеетесь достичь?
- Как эта SMART-цель согласуется с вашей конечной целью или служит ей?
После того, как вы ответите на эти вопросы, вы сможете еще глубже проанализировать свою цель, чтобы убедиться, что она достижима и подходит вам.
Например, если вы мечтаете о работе своей мечты, вам может потребоваться изучить квалификацию, необходимую для получения этой должности. Нужны ли вам какие-либо сертификаты или определенный тип степени? Вы также можете ставить карьерные цели, в том числе пройти стажировку или попробовать себя в качестве фрилансера, чтобы продолжать двигаться к своей цели. Понимание вашей конечной цели и того, как ее достичь, поможет сделать ваши цели РАЗУМНЫМИ и более достижимыми.
R для релевантности
Стремясь сделать наши цели конкретными, измеримыми и достижимыми, мы рискуем упустить из виду ту большую мечту, которая в первую очередь привела нас к постановке целей. Например, пройти вводный бизнес-курс может быть для вас более достижимой целью, чем пройти сложный курс по анатомии человека. Но это, вероятно, менее актуально, учитывая, что это не соответствует вашей долгосрочной цели стать медсестрой. Сосредоточьтесь на том, что относится к тому, чего вы хотите достичь.
«Актуальность для меня — это мое «почему», — сказал Уильямс. «Если вы не можете четко сформулировать для себя мотивацию, остальное не имеет значения».
В некоторых случаях, сказала она, студенты могут приходить в колледж или на работу с целями, которые преследуют их родители, а не их собственные. К сожалению, это часто означает, что они чувствуют себя менее мотивированными, чтобы сделать необходимые шаги вперед, чем если бы они остановились и нашли время, чтобы определить цели, которые кажутся им лично важными.
T for Time-Bound
Худшим врагом успешного достижения целей может быть прокрастинация. У вас может быть так много вещей, которые вы хотите выполнить, что, если вы не будете осторожны, вы можете сделать полшага к некоторым из них и не завершить то, что является вашим самым главным приоритетом. Вот почему сроки имеют решающее значение.
Уильямс сказал, что во многих случаях вам нужно более одного крайнего срока и несколько меньших конечных дат, чтобы предпринять шаги к своей цели.
«Если ваша цель — пробежать марафон, вам нужно поставить несколько мини-галочек (и) мини-SMART-целей», — сказала она.