SMART. Способ постановки целей по шаблону
Давайте посмотрим на применение метода SMART в менеджменте компании. Поговорим о целеполагании, которое организует и регламентирует работу бизнеса.
Прежде чем начинать работу, бизнес определяет свою глобальную миссию. Например, IKEA желает “улучшение повседневной жизни каждого”, а Amazon ставит своей миссией “создать пространство, в котором каждый может купить онлайн все, что пожелает”. Как вы видите, даже миссия имеет некоторые атрибуты SMART. Более подробно о миссии мы напишем отдельный текст и чуть позже дадим здесь на него ссылку. А пока продолжим путь от мечты к цели.
Следующим шагом ставятся промежуточные цели. Это не те цели, которые мы достигаем каждый день, но те, которые в конечном счете приведут нас к исполнению мечты. iPhone произвел революцию, оставив своим пользователям только одну кнопку. Но это было лишь промежуточной целью к тому, чтобы уйти от кнопок на экране телефона вовсе, как этого хотел изначально Стив Джобс. И здесь тоже можно использовать формулу SMART, понимая, что time-bound на этом этапе может быть менее конкретным и весьма продолжительным (хотя, зависит от масштабности заявленной миссии).
После определения промежуточных наступает этап декомпозиции целей. То есть для каждой крупной цели определяем несколько целей помельче. Например, чтобы Nike Training Club стало приложением номер один для занятий спортом дома, компания сначала добилась понимания потребностей аудитории, затем подготовила целый комплекс видеоконтента с участием реальных тренеров и только потом опубликовала приложение для домашнего пользования. Достижение каждой из этих целей позволило добиться промежуточной цели — запуска приложения. Так был совершен первый шаг на пути к выполнению миссии всего NTC: помогать всем, спортсменам и болельщикам, делать все возможное, чтобы вести здоровый и активный образ жизни и продолжать работать с решимостью и настойчивостью.
После декомпозиции мы составляем список задач-действий, которые приведут нас к желаемому результату. Для компании Google регулярно повторяемой задачей является обновление и усовершенствование алгоритмов SEO. Само по себе развитие SEO-алгоритмов не самоцель и даже не промежуточный этап на пути к выполнению миссии (“удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому”). Но это явно входит в перечень регулярных задач для достижения цели “полезности каждому”.
Так выглядит высокоуровневая постановка целей по SMART. Перейдем от сложного к простому и разберем еще несколько примеров.
Предположим, наша компания собирается вывести на рынок инновационный телефон, который сможет отображать шрифт Брайля. Промежуточная цель руководителя отдела — вывести прототип на рынок для бета-тестирования, а в связи с этим перед нашим отделом поставлена конкретная цель: оценить потенциал рынка потребителей из числа слабовидящих людей в течение 2 месяцев. Что мы сделаем для того, чтобы выполнить эту цель? Поставим себе промежуточные, например, через 2 недели составить рейтинг потребностей по результатам пользовательских интервью с минимум 100 респондентами.
Проверим себя: отвечает ли поставленная цель SMART?
Конкретика присутствует: описана форма “пользовательских интервью” и конечный результат — “рейтинг потребностей”.
Количественные метрики имеются: опрашивать будем не меньше, чем 100 респондентов.
Достижение этой цели вполне реалистично: у нас хватит и времени, и специалистов, чтобы провести нужные пользовательские интервью.
Релевантность присутствует: те, кого мы будем опрашивать, станут целевой аудиторией нашего продукта и помогут определить критерии, которым такой телефон должен соответствовать.
Пределы времени определены исходя из того, как быстро мы сможем достичь цель и в то же время насколько она вписывается в общий тайм-лайн достижения промежуточной цели.
Цель: Увеличить продажи бренда А на территории России к концу года на 25%
Проверка цели.
Конкретность цели определяется указанием % роста, региона продаж и названия бренда. Цель ограничена по времени годовым периодом, может быть измерена с помощью статистики продаж компании. Достижимость цели может быть определена только специалистами компании. Но предположим, что бренд получит необходимый уровень инвестиций для роста продаж. Цель значима, так как напрямую связана с эффективностью бизнеса.
Цель: Достичь уровня знания товара А среди молодой аудитории на уровне 51% через 3 года, после запуска товара на рынок.
Проверка цели.
Цель конкретна, так как указана целевая аудитория и название бренда. Цель ограничена во времени и может быть измерена с помощью опроса. Достижимость может быть определена только специалистами компании, но предположим, что компания выделит необходимый уровень инвестиций для достижения планового показателя. Цель значима, так как знание товара имеет прямую корреляцию с продажами продукта.
Итак, метод SMART позволяет перейти от туманных ожиданий от будущего к конкретным измеримым и ограниченным во времени планам, что совершенно точно помогает добиваться желаемого.
Сейчас модно также визуализировать свои мечты и цели: делать коллажи из фото, или рисунки результата, размещать на виду диаграммы с желаемыми цифрами, фото дома, который хочется купить, или большой компании, которую хочется построить.
Все эти методики – планирование по SMART и визуализация – эффективно работают, потому что служат одной цели: чётко представить желаемый результат и понять, как к нему двигаться.
Ведь у делового человека “Цели – это мечты с дедлайнами” (Диана Скарф, американская писательница).
Постановка задач по smart
— Постановка задач по smart
Если коротко.
Проблемная ситуация — это когда мы не получаем нужного результата, но не знаем с чем это связано, с обрудованием, с ошибкой персонала, с погодой и т.д.
Проблема — в отличие от «проблемной ситуации», все более менее понятно. Есть ясность «направления поисков», т.е. мы выяснили ГДЕ искать решение(допустим поняли, что отсутвие результата следствие халатности сотрудников, а не в плохом качестве товара)
Задача — в отличие от «проблемы» тут есть ясность, ЧТО нужно ДЕЛАТЬ, т.е. это инструкция по решения проблемы. Правильно поставленная задача, в отличие от «обычной постановки задач» отличается НЕМИНУМОСТЬЮ РЕШЕНИЯ,т. е. задача поставлена так, что ее невозможно не решить, за исключение сботажа и психических отклонений у сотрудников.
Задачи и проблемы — в чем разница и зачем это нужно для бизнеса, и зачем это знать управленцу?
Принцип «СПЗ»(ситуация-проблема-задача) против СМАРТ-метода. Хотя это немного разные вещи, но все же у них нечто общее.
Коротко про принцип «СПЗ». Часто люди проблемную Ситуацию воспринимают как проблему, и пытаются решить «это». А что тут не так ? Ситуация, точнее проблемная ситуация отличается от Проблемы тем, что нет ясного ответа в чем именно проблема. В неприятной Ситуации, с которой мы хотим справится возможно переплелись несколько Проблем, чтобы ее решить нужно Ситуацию перенести в статус Проблемы,т.е. разобрать ситуацию «по косточкам», когда все предельно прозрачно и понятно. С этого момента Ситуация переходит в Проблему. Далее Проблему нужно перенести в режим Задачи. По сути это и есть весь принцип.
А пока немного поговорим о популярном методе постановки целей «СМАРТ-методе», вопрос крайне актуальный для руководителей. (Убожество smart-метода).
Я как-то попытался узнать, кто является автором столь модного на данный момент метода «управление целями», под названием СМАРТ-метод. Как ни странно, сразу найти информацию об авторе в интернете не удалось. Как-то просматривая в интернете материалы связанные с управлением «случайно» наткнулся на информацию об авторе. Как выяснилось, автор данного метода не менее знаменит чем сам метод, всемирно известный автор книг по управлению — Питер Друкер, 1954 году ввел данное понятие.
В вики тоже можно найти данную информацию, только если не искать информацию по SMART-методу, а поискать по теме » управление по целям».
Цитата:
СМАРТ (С.М.А.Р.Т., smart) – система и методика постановки целей, целеполагания, используемая в менеджменте, в частности: в проектном управлении и маркетинге. Термин происходит от английского «smart» – «умный», (хитрый, смекалистый). В маркетинг термин смарт ввел Питер Друкер в 1954 г., как аббревиатуру.
другая версия происхождения из wikipedia
SMART / SMARTER — это мнемоническая аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач. Первое известное использование термина упоминается в работе Пола Мэйра (Paul J Meyer) в 1965
Если мы используем метод smart для оценки целей, то не всегда это является уместным и правильным.
Есть пункты, которые в зависимости от ситуации могут вообще не соответствовать действительности. В таких случаях данный метод не то что помочь, а даже навредить может.
SMART-технология постановки целей является не совсем правильным инструментом, когда речь идет о сложных задачах, которые по сути являются не простыми проблемами(разница между понятиями задача и проблема вы найдете ниже). Подробно об это расскажем в другой статье, но коротко суть в следующем.
Яркий пример не уместного использования метода smart — это оценка сверхцелей(Больших Целей). В таком случае Attainable (Достижимость) и Relevant (Актуальность) не уместные параметры
Теперь разберем — Time-bound (Ограниченность во времени). Это значит, что мы должны «назначит дату смерти», т. е. день когда цель должна быть достигнута. Если мы рассматриваем решения сложных проблем, то фактор «назначит дату смерти» сыграет злую шутку, будут допущены ошибки в погоне за сроками и получим дополнительный фактор социального давления, к и так существующей естественной напряженности, возникающей при решении сложной проблемы. Кроме этого, сложная проблема в отличие от задачи может быть вообще не решена… тут важно сделать одно примечание. Если у Цели нет deadline(Дедлайн — крайний срок), то это больше мечта чем Цель. Тут мы попадаем в противоречие. Вроде бы у Цели должен быть срок исполнения, иначе это не цель, но не все так просто… Если мы запустили некий проект(решение некой проблемы), то при строгом соблюдении регламента/плана ежедневных работ, то установка СРОКА больше вредит, чем поможет достижению Цели. Важное отличие, что при ритмичной работе, с соблюдением рабочей дисциплены по выполнению текущих задач, при постановке Больших Целей сроки могут мерится только «жизнями», т. е. сроком жизни автора, а вот под цели могу и должны иметь сроки исполнения. Вообщем это не простая задача, постановка Больших Целей и тут SMART-метод не поможет, хотя для решения простых задач(подцелей) данный метод вполне пригоден.
Что касается параметра — Measurable (Измеримость), будет уместным привести цитату Э. Демига — «Убеждение в том, что, если проблему нельзя измерить, ее невозможно решить, — это очень дорогостоящий миф.»
А почему же тогда так популярен данный метод, если там «столько» ошибок?
Во-первых, данный метод популярен только в ВУЗовской среде, в среде предпринимателей данный метод практически мало используется.
Во-вторых, данный метод имеет шанс в реальной жизни, если решаются ТИПОВЫЕ задачи, которые по сути имеют очевидные решения, но не являются проблемами.
Вернемся к обсуждению «проблем и задач»
цитата — …проблемы — это не то, что задачи. ..
В научном смысле понятия «задачи» и «проблемы» отличаются от того, что мы будем под этим понимать. Нас интересует большое обывательское понимания. Далее мы разберем зачем это было нужно, в чем польза.
Задача — это то, что уже известно как нужно делать. Иногда это чисто теоретические знания, иногда чужой опыт, иногда и свой.
Проблема — это некая задача, но с элементами неизвестности. Возможно , что ничего не известно или известно что-то частично …и узнать, по звонку, по клику мышки, тоже не получается.
Давайте сперва разберем понятие «постановка задач по smart». Мы с вами должны четко понимать, что smart это аббревиатура, каждая буква которой обозначает определенный смысл-понятие.
Specific (Конкретность)
Measurable (Измеримость)
Attainable (Достижимость)
Relevant (Актуальность)
Time-bound (Ограниченность во времени)
Первое известное использование термина упоминается в работе Пола Мэйра (Paul J Meyer) в 1965
Каждый термин мы разберем позже, а пока скажем, что данное понятие используется в менеджменте для проверки соответствии определенным критериям, которые скрывается за каждой буквой.
Понятие smart было придумано для проверки ЦЕЛЕЙ, а не для постановки задач. Возникает вопрос, почему же иногда используется это понятие — постановка задач по smart ?
Возможно причина такого использования в практичности данного инструмента. Дело в том, что задачи, которые мы ставим под чиненым или партнерам могут быть разные по сложности и соответственно могут возникать разногласия как по результатам, так и по методу выполнения. Возможно, чтобы как-то определится с критериями оценки при постановке и решения класса задач, некоторым управленцам кажется удобным пользоваться данным инструментом. Причина проста. Раз есть задача, значить есть и цель, выполнение которой нас приводит к этой цели. Исходя из этой логики и используется метод smart при поставке задач. Любая задача должна быть ограничено по времени, должна быть актуальна, должна быть достижима/реалистичка. Как мы видим, данные критерии, уместные для оценки целей так же будет и уместна для оценки некоторых задач.
***
Что такое SMART-цели? Объяснение аббревиатуры
Статьи
4 Мин. Читать
28 марта 2019 г.
SMART — это аббревиатура от S pecific, M easurable, A ssignable, R ealistic и Timelated. Предприятия используют SMART, чтобы определить, является ли цель жизнеспособной. Концепция была первоначально разработана в 1981 году как способ написания значимых целей. Цели SMART — популярный метод управления проектами.
Вот что мы рассмотрим:
Каковы пять целей SMART?
Почему важны цели SMART?
Цели SMART Пример
Как написать цель SMART?
Что означают цели SMARTER?
Каковы пять целей SMART?
Ниже приведены пять целей SMART:
S специфическийКакова цель? Кто все заинтересованные стороны?
M измеримыйКак конкретно измерить успех?
A ssignable (иногда указывается как «достижимый» или «достижимый»)Кто возглавит эту инициативу? Будет ли у этого человека достаточно ресурсов, включая рабочую силу, чтобы сделать этот проект успешным?
R ealistic (иногда указывается как «актуальный»).Реальна ли цель при наличии времени и ресурсов? Соответствует ли результат проекта бизнес-модели компании?
T ime-RerelatedКогда мы ожидаем ожидаемый результат?
Аббревиатура SMART была впервые представлена в 1981 году Джорджем Т. Дораном в журнальной статье, озаглавленной «Есть SMART. способ написания Целей и Задач Менеджмента».
Почему важны цели SMART?
Цели SMART важны, потому что они позволяют руководству компании увидеть, можно ли достичь цели в течение определенного периода времени. Это происходит до выделения ресурсов или официального начала работы.
Также важно записывать цели. Исследования показали, что когда цели записаны, они с большей вероятностью будут достигнуты.
Как написать SMART-цель?
Чтобы написать SMART-цель, запишите каждое слово аббревиатуры в левой части пустой страницы. Начните со слова «Конкретный» и поместите последующие слова друг под другом по порядку.
Оставьте место справа для заполнения информации рядом с каждым словом.
Подробнее об этом см. пример в следующем разделе.
Пример целей SMART
Вот пример целей SMART в действии.
Cal’s Clothiers — магазин мужской одежды в Сан-Диего, Калифорния. Кэл пытается увеличить показатель открытия электронной почты компании (уровень открытия относится к проценту получателей, открывших полученное электронное письмо).
СМАРТ | Cal’s Clothiers, Программа электронного маркетинга |
Конкретный | Цель — повысить показатель открываемости электронной почты на 20 % в январе. |
Измеримый | Отслеживается через текущую программу электронного маркетинга. |
Назначаемый/Достижимый/Достижимый | Произойдет следующее:
|
Реалистичный/релевантный | Обратите внимание:
|
Связанные со временем | Обратите внимание:
|
Что означают цели SMARTER?
Аббревиатура SMART была расширена в некоторых деловых кругах, чтобы включить еще два слова в конце. SMARTER расшифровывается как:
Специальный
Измеримый
Назначаемый («Достижимый» или «Достижимый»)
Реалистичный (или «Соответствующий»)
Зависимый от времени
Оценивать
Руководство должно периодически оценивать, как продвигается проект, и соответствует ли он первоначальная цель. Эти оценки могут и должны быть включены в график проекта. Это поможет обеспечить успех проекта.
Повторная настройка (также известная как «Повторная проверка»).
Заинтересованные стороны должны быть готовы и способны корректировать план в ходе проекта, чтобы не отклоняться от него. Как минимум, заинтересованные стороны узнают, что необходимо решить раньше в следующий раз, если проект будет повторен (эта информация также должна быть частью собрания по результатам анализа).
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Хотите больше полезных статей о ведении бизнеса?
Получайте больше отличного контента в папку «Входящие».
Подписываясь, вы соглашаетесь получать сообщения от FreshBooks, а также признаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности FreshBook. Вы можете отказаться от подписки в любое время, связавшись с нами по адресу [email protected].
Управление проектами SMART для достижения бизнес-целей
Формат SMART для целей — один из самых известных методов постановки целей. SMART расшифровывается как «конкретный, измеримый, достижимый, актуальный и своевременный» и обеспечивает формат и процесс для постановки целей любого размера и типа, включая личные, профессиональные или связанные с бизнесом. Управление проектами SMART использует формат разработки целей и применяет его к процессу управления проектами. Это отличный способ для компаний изложить цели проекта и планы в осмысленной форме, понятной сотрудникам и заинтересованным сторонам. Давайте рассмотрим это более подробно.
Что такое SMART Project Management?
Формат SMART для целей диктует, что лучший способ достичь ваших целей — это спроектировать их на основе следующих критериев: конкретность, измеримость, достижимость, актуальность и своевременность.
Конкретный
При запуске проекта важно быть как можно более конкретным. Вы хотите убедиться, что цели и шаги легко понять и следовать им. Простой способ сделать это — предоставить информацию о 5 W — кто, что, где, почему и когда.
- Кого необходимо привлечь для завершения проекта? Кто основные игроки и заинтересованные стороны?
- Чего именно вы пытаетесь достичь?
- Где происходит этот проект?
- Почему проект важен? Почему это важно для компании/сотрудников/клиентов?
- Когда вы надеетесь завершить этот проект? Компонент «Своевременность» управления проектами SMART дополнительно определяет временные рамки, но рекомендуется как можно скорее определить общие временные рамки.
Хотя важно включать много информации, чем лаконичнее вы можете быть, тем лучше.
Измеримый
Как вы будете измерять успешность проекта? Без метрик невозможно отследить успех проекта. Показатели могут включать как материальные, так и нематериальные результаты, такие как заработанные деньги, сэкономленное время и влияние на моральный дух сотрудников. Если ваш проект рассчитан на несколько недель или месяцев, вы также можете установить вехи, чтобы помочь измерить прогресс на этом пути.
Достижимый
Нет смысла начинать проект, который недостижим. Важно оценить, какие шаги и ресурсы необходимы для завершения проекта. У вас есть нужные люди на борту? Есть ли что-то, что вам нужно подготовить заранее? Учитывайте такие факторы, как установление бюджета, распределение ресурсов, обучение сотрудников, поиск вариантов и многое другое.
Актуальный
Убедитесь, что проект актуален для участников и бизнеса. Это реалистично? Соответствует ли это будущим стратегиям роста и имеющимся ресурсам?
Своевременный
Говорят, что цель без графика — это просто мечта. Чтобы убедиться, что вы достигли своих целей и завершили свой проект, важно установить крайний срок и ограничить проект и деятельность определенными временными рамками. Выберите целевую дату и, если необходимо, укажите точки регистрации на протяжении всего проекта.
Давайте рассмотрим пример использования SMART-управления проектами в реальной жизни.
Пример: Я хочу заменить QuickBooks универсальным программным обеспечением для учета запасов.
Конкретный
Наша команда из 30 сотрудников полагается на QuickBooks для управления всем нашим оптовым дистрибьюторским бизнесом, но системе не хватает расширенных функций, а управление запасами осуществляется вручную с использованием электронных таблиц Excel. Мы хотим начать продавать товары в Интернете, и нам нужна система, которая может интегрироваться с онлайн-каналами. Я хочу найти и внедрить новое решение перед сезоном отпусков в следующем году.Измеримый
Внедрение универсального программного обеспечения для учета запасов в нашем бизнесе потребует много ресурсов, но потенциально может принести значительные преимущества в будущем. Система, которая интегрируется с каналами электронной коммерции, избавляет от необходимости нанимать дополнительный персонал для обработки ожидаемого увеличения заказов. Прямо сейчас мы тратим много времени на ручное обновление данных в нашей системе учета и электронных таблицах, исправление ошибок и попытки согласовать информацию о запасах между Excel и нашим складом. Помимо других преимуществ, наша цель в этом проекте — увеличить продажи на 20% за счет внедрения каналов электронной коммерции к концу следующего года без необходимости найма дополнительных сотрудников.
Достижимо
Я уведомил всех сотрудников об этом проекте. Я также назначил менеджера проекта, который будет следить за ходом проекта, отвечать на любые вопросы, которые могут возникнуть у сотрудников, и помогать с управлением изменениями в организации. У нас есть подходящие люди, чтобы начать продавать через Интернет, а наш склад достаточно большой, чтобы вместить больше товаров.
Актуально
Внедрение нового универсального программного обеспечения для учета запасов высвободит время сотрудников, чтобы они могли сосредоточиться на более важных задачах, устранит ошибки, связанные с ручным вводом данных, и позволит нам начать продажи через онлайн-каналы.
Эти цели соответствуют нашей бизнес-стратегии по развитию бизнеса и привлечению новых клиентов.Своевременно
Этот проект должен быть завершен к концу третьего квартала до начала курортного сезона. Это означает, что нам нужно будет оценить поставщиков, найти решение и принять решение к середине второго квартала, чтобы сохранить проект в соответствии с типичными сроками реализации. Мы создали полную разбивку этапов проекта, чтобы уложиться в этот срок.
После того, как вы определили все критерии для управления проектами SMART, вы можете объединить информацию в одно описание проекта.
Описание проекта SMART:
В рамках стратегии роста нашей компании нам необходимо автоматизировать больше процессов, исключить ручную работу и начать продавать через каналы электронной коммерции, чтобы привлечь больше клиентов. Наше существующее программное обеспечение для бухгалтерского учета не может удовлетворить эти требования и не может масштабироваться вместе с нашей компанией, поэтому мы решили перейти на универсальное программное обеспечение для учета запасов.