II. Мотивы социального действия. Избранные произведения
II. Мотивы социального действия
Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке.
1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию (см. предыдущий параграф), находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.
2. Чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому.
3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были.
Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии.
4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели — без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» — просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда
5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и сама эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из которых оно состоит.
Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.1. Экзистенциальные мотивы у раннего Левинаса
1. Экзистенциальные мотивы у раннего Левинаса Смысл экзистенциальной аналитики я определяю следующим образом: посредством указания на определенные способы моего существования в повседневной жизни я могу совершить переход к анализу фундаментальных категорий бытия и
(4) Мотивы интеллектуальной легенды
(4) Мотивы интеллектуальной легенды Почему люди, несмотря на свой повседневный опыт, столь привержены вере в то, что осмысленное выполнение действия должно заключать в себе два процесса: поступок и рассуждение? Частично ответ заключается в том, что они породнились с
Александр Пфендер.
Мотивы и мотивацияАлександр Пфендер. Мотивы и мотивация Введение Со словом «мотив», которое играет столь важную роль в психологии и этике, неявно связаны очень многие значения. Факты, которые при этом имелись в виду, осмысливались лишь поверхностно, по их обобщенному подобию, но
3. Мотивы и влечения
3. Мотивы и влечения Во втором случае, когда возбужденные стремления обладают характером влечений в Я, в Я возникает некое эксцентрическое место в качестве исходного пункта стремления или внутреннего сопротивления. Эти стремления с характером влечений могут
4. Мотивы и источники стремления
4. Мотивы и источники стремления Существует пережитое следование стремления из другого душевного переживания, например, из удовольствия или отвращения, или из другого стремления.
Так, в переживании из стремления выпить воды следует стремление взять стакан, где5. Мотивы и источники воли
5. Мотивы и источники воли Источник, из которого феноменально следует осуществление волевого акта, всегда есть сам Я-центр. Это с необходимостью заключается в сущности воли. Если такое следование из Я-центра отсутствует, то осуществление волевого акта вообще не может
6. Мотивы и причины воли
6. Мотивы и причины воли Пожалуй, причины воли чаще всего путали с мотивами. Вопрос о причинах воли вначале можно поставить феноменологически, т. е. он может относиться к тому, что переживается при осуществлении волевого акта в качестве причины этого осуществления. На
15.1 Шизофренические мотивы в «Чевенгуре»
I. Понятие социологии и «смысла» социального действия
I. Понятие социологии и «смысла» социального действия Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и
2. Понятие социального действия
2. Понятие социального действия 1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.
Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящемТеория социального действия
Теория социального действия Однако поведение индивида изучает и психология, и в этой связи возникает вопрос: в чем же отличие психологи ческого и социологического подходов к изучению индиви дуального поведения?На этот вопрос Вебер ответил в самом начале своего ито
Мотивы Бога
Мотивы Бога — Если бы ты был Богом, чего бы ты хотел?— Не знаю. Я толком не знаю, чего я сам хочу, не говоря уж о Боге…— Представь себе, что ты всемогущ. Ты можешь делать все что угодно, можешь создать все что угодно, можешь быть чем угодно. Как только ты решишь, что хочешь
Теория социального действия.
21.5 (М25) Действие: центр действия (ЦД) и территория действия (ТД)
21.5 (М25) Действие: центр действия (ЦД) и территория действия (ТД) Центральный маркер (М25) «действие», является звеном объединяющим всю конструкцию из маркеров и множителей. Исходя из этого, можно дать такое определение этого понятия: «Действие — способ проявления человека, в
15.1. Шизофренические мотивы в «Чевенгуре»
15.1. Шизофренические мотивы в «Чевенгуре» Характер писателя Андрея Платонова остается загадочным (см. [Бур но, 2003: 53]). В письме автору этих строк от 2411.2006 М. Е. Бурно, заканчивая свои размышления о характере Платонова, в заключении признается: «Словом, не знаю я, какой это
1.
Тотемизм: мифологические образы и мотивы1. Тотемизм: мифологические образы и мотивы А. Золотарев, детально изучивший вопрос о пережитках тотемизма у народов Сибири, пришел к выводу, что они нашли у них широкое распространение, сохранившись в виде «реально-бытующего верования». Отголоски тотемических
Мотивы. Виды мотивов. Понятие фрустрации — Студопедия
Поделись
Мотив (лат. moveo — двигаю) — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива: «Мотив — это опредмеченная потребность». Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: жажда — это потребность, желание утолить жажду — это мотив, а стакан с водой, к которому человек тянется — это цель.
Мотивы человеческой деятельностимогут быть самыми различными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей человека, связаны с ростом, самосохранением и развитием организма (голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному комфорту и т.д.).Функциональныемотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Это потребности созидания, независимости, признания, уважения, привлечения внимания, аффилиация(стремление к контакту и общению), противодействия, защиты, доминирования, власти, покровительства, агрессии, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Духовныемотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Это потребности познания, порядка, достижения успеха и избегания неудач.
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. «Чем больший интерес Вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее Ваше стремление сделать это дело хорошо».
Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле. В процессе дальнейших исследований этого мотива такими учеными как Д. Мак-Клелланд и Х.Хекхаузен были выявлены две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив достижения в данном случае показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.Также важной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному занятию. Таким образом, «создаются сложные и долгое время существующие структуры, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной, пусть даже очень отдаленной. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий и отличает мотивацию достижения от множества других мотивов.
Мотивы по характеру влияния делятся на внутренние и внешние:
Процессуально-содержательные (внутренние) мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.
Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).
В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферу личности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение.
Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.
Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом.
Интерес — форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Склонность — избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.
Идеал — важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.
Мировоззрение — представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.
Желание — одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить желание возникает состояние фрустрации.
Фрустрация(от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов»). Фрустрационное состояние возникает при объективных или субъективных трудностях, испытываемых человеком на пути к цели. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций (озлобленностью, подавленностью, агрессией, разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и др. ), которые в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека.
В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели,с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его неудачи.
Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется «смещенным», так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно оказавшийся рядом.
Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, и проявляться по-разному.
Пять основных социальных мотивов
Перейти к основному содержанию
Пинтерест Ди БарлоуДи Барлоу
Управление строительством
Опубликовано 3 августа 2016 г.
+ Подписаться
Сьюзан Фиске в популярной модели потребностей определила пять основных социальных мотивов, которые легко запомнить по аббревиатуре BUC(k)ET, обозначающей (принадлежность, понимание, контроль, самосовершенствование и доверие). В этой системе ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ является коренной потребностью, основным основным социальным мотивом. Все остальные, как говорят, служат, облегчают или делают возможным эффективное функционирование в социальных группах.
Подводя итог, она дает подробные описания каждого мотива, основанные на ее теории и включенные в ее книгу Мотивированное социальное восприятие.
- Принадлежность: Люди мотивированы присоединяться и связываться друг с другом.
- Понимание: чтобы принадлежать, люди мотивированы на создание достаточно точного общего социального понимания.
- Контроль: Люди мотивированы чувствовать себя конкурентоспособными и эффективными в своих отношениях с живой и неживой средой.
- Самосовершенствование: надежда на то, что другие увидят в вас социально достойного человека, соответствует основному социальному мотиву самосовершенствования.
- Доверие: Взгляд на мир как на доброжелательный позволяет людям участвовать во многих групповых мероприятиях без излишней подозрительности или бдительности.
Мы вынуждены зачеркнуть или расширить пять социальных мотивов с точки зрения первых пяти задач развития.
- Принадлежность. В отсутствие связи и присоединения к другим людям человек не сможет обрести чувство доверия, необходимое для бесперебойной работы в обществе.
- Понимание: Когда люди создают достаточно точное общее социальное понимание, их не преследуют чувства сомнения и стыда в отношении социальных отношений и функционирования общества.
- Контроль: Чувствуя себя конкурентоспособным и эффективным в обращении со своей живой и неживой средой, человек может генерировать положительные чувства инициативы в отношении социального функционирования и избавляться от любой вины за неэффективность.
- Повышение самооценки: если другие считают человека социально достойным, то это порождает чувство трудолюбия.
- Доверчивость: нужна доверительная среда, чтобы иметь возможность размышлять над тонкими вопросами, такими как вопросы личной идентичности.
Основные социальные мотивы представляются очень многообещающей теорией, которая позволяет нам анализировать мотивы и потребности на социальном уровне анализа. Отсутствие этих мотивов идентичности в «сегодняшнем» американском обществе настораживает. Социальная динамика меняется в социальной Америке угрожающими темпами. Основные мотивы являются социально определяющими. Как таковая она заслуживает большего внимания со стороны исследовательского сообщества, со стороны руководства и особенно религиозных сообществ.
Сьюзен Тафтс Фиске — профессор психологии и связей с общественностью Юджина Хиггинса на факультете психологии Принстонского университета. Она социальный психолог, известная своей работой над социальным познанием, стереотипами и предрассудками.
из блога The Mouse Trap Blog 2007.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Определение мотивации: 3 основных социальных мотива
Мотивация всегда была одной из моих любимых тем для обсуждения. В прошлом я уже писал о своих главных мотивирующих факторах, о том, как отпуск может возродить вашу мотивацию и как игра в софтбол в компании может научить вас кое-чему о мотивации. Недавно меня познакомили с оценкой на моем уроке лидерства, на которой группа из 5 человек собирается вместе и рассказывает о том, откуда они пришли, где они сейчас и куда, по их мнению, они идут дальше. Это может быть связано со школой, работой, отношениями или чем-то еще. Идея состоит в том, чтобы остальная часть группы определила, что мотивирует вас на основе того, что вы сказали. Согласно этой оценке, есть три основных социальных мотива, которые движут нашим поведением:
1.
Потребность в достиженияхЦелью мотивации достижения является потребность работать лучше и улучшать выполнение задачи. Эта концепция обычно известна как «привод к эффективности». Люди, мотивированные достижениями, стремятся превзойти других, соответствовать или превзойти установленные ими самими стандарты совершенства, стремятся к инновационным, уникальным достижениям и думают о долгосрочной карьере. Люди, мотивированные достижениями, хотят личной ответственности и ставят сложные цели. Они, как правило, успешны в предпринимательстве, малом бизнесе, продажах, технических и инженерных должностях, но неэффективны в управленческих ролях, потому что они часто слишком напористы и/или навязчивы.
2. Потребность в принадлежности
Целью мотивации принадлежности является потребность в установлении, поддержании или восстановлении дружеских отношений. Существует два типа принадлежности. Заинтересованность в принадлежности, которая представляет собой акт предоставления принадлежности другим из-за искреннего интереса, и гарантия принадлежности, которая представляет собой необходимость получить принадлежность для других. Люди, мотивированные принадлежностью, стремятся установить, восстановить или поддерживать близкие отношения с другими, обеспокоены разлукой или разрывом отношений и всегда характеризуют групповую деятельность как социальную или дружескую. Они, как правило, хорошие помощники, консультанты и терапевты, эффективны в управленческих ролях, требующих построения отношений, и, как правило, более эффективны в создании участия.
3. Потребность во влиянии
Целью мотивации влияния является забота о влиянии, репутации и влиянии. Эту концепцию часто называют «силовой мотивацией». Люди, мотивированные влиянием, стремятся к сильным, влиятельным действиям, вызывают сильные эмоции у других и выражают заботу о репутации или положении в мире. Обычно они являются успешными наставниками, тренерами или инструкторами других. Они стремятся к лидерству, авторитету и статусу. Они обычно являются эффективными менеджерами и поднимаются на вершину организаций.
Мои результаты
Перед тем, как мы приступили к оценке, я присвоил каждому из трех социальных мотивов следующие веса:
Достижение – Высокое
Принадлежность – Среднее сверстники относились ко мне так же.