Психологическая смерть: что это такое и как ее избежать?
25 января 2018
Peopletalk
В чем смысл жизни? Ты на этот вопрос вряд ли ответишь сразу. А может, ты никогда не задумывался. Но поверь, смысли жизни у тебя есть. И потерять его — подобно смерти. Психологической смерти. Еще Лев Толстой писал в «Исповеди», что потеря смысла жизни смерти равна. Это значит, что твое существование становится как бы бессмысленным. Тебя ничто не радует, плевать, что будет дальше, и, если тебе скажут, что ты умрешь завтра, ты даже не особо расстроишься. В груди мерзкое сверлящее ощущение пустоты, а жизнь проходит на автомате: дом, работа, дом.
Фото: PeopletalkPeopletalk
Чаще всего психологическая смерть наступает после какого-то потрясения: смерти близкого человека, очень болезненного расставания с возлюбленным, глубокого кризиса на работе. Явление это поэтапное, и всего психологи насчитывают пять стадий. Первая — отрицание. «Этого не может быть, я не верю», — думаешь ты и отказываешься принимать случившееся. Вторая — возмущение: «Почему это случилось именно со мной, почему мир так несправедлив?» Третья – стадия переговоров. «Ладно, мне плохо. И наверное, лучше не станет. Значит, нужно сделать вот это, пока мне не стало совсем невыносимо». Четвертая —депрессия. Человек не хочет никого видеть, он смирился со своим состоянием и даже находит в этом какой-то комфорт. Люди вокруг раздражают, а близкие, которые пытаются помочь, неимоверно бесят — у них-то все хорошо. И последняя, пятая стадия — собственно, смерть. Точнее, ее принятие. Бороться с собой сил не осталось, жизнь проходит на полном автомате: удовольствия нет ни от еды, ни от людей. Все, что раньше приносило удовольствие, теперь не вызывает никаких чувств.
Видео дня
Способ не начать «угасать» только один: понять, что жизнь не кончилась. Как бы трудно ни было, нужно выходить из дома, встречаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми и ни в коем случае не отказываться от повседневной рутины, которая раньше доставляла удовольствие: спортзал, салоны красоты, кино.
Недооценивать психологическую смерть ни в коем случае нельзя — это может привести к ужасным последствиям: нередко психическое состояние человека влияет на физическое, люди «угасают» и умирают. Психолог Артем Пашкин рассказал, на какие признаки следует обратить внимание в первую очередь.
Тусклые глаза и мешки. Даже если человек много спит, взгляд у него все равно уставший и потерянный.
Заторможенная реакция. Нервная система больного расшатана, от этого мыслительные процессы проходят замедленно.
Однообразная речь. Говорить о чем-то невозможно — тебя слушают для проформы, а отвечают максимально однотонно.
Что же делать? Выход здесь только один — найти новый смысл жизни. Если твой близкий по всем признакам страдает от психологической смерти, не отмахивайся: вытаскивай его на улицу, заставляй общаться с людьми, води в кино, театры, музеи, корми вкусной и неполезной едой, найди психотерапевта — в общем, делай все, чтобы расшевелить его. Да, будет трудно и долго. Но желание жить этого стоит.
Подробнее: https://peopletalk.ru/article/psihologicheskaya-smert/
Люди,Лев Толстой,
Живой труп. Что такое «психологическая смерть»? | Психология жизни | Здоровье
Анна Шатохина
Примерное время чтения: 4 минуты
81023
Shutterstock.com
Летальный исход по определению представляет собой полную остановку биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Есть огромное количество течений в науке, физиологии и психологии, которые занимаются изучением данного явления. Однако всех их в большей мере интересует физическое окончание жизни человека. Но некоторые исследователи уверены, что отрицать такое явление, как психологическая смерть, нельзя. АиФ.ru разбирался, в чем заключается проблема и почему внешне здоровый и крепкий человек может быстро угаснуть.
Нежелание жить
Как говорят специалисты, плотно занимающиеся изучением вопроса, распознать психологическую смерть не так и сложно. Как правило, люди оценивают внешние, т.е. физические параметры — давление в норме, сердце бьется ровно, иммунитет сильный. Психологическая смерть же требует более внимательного подхода к состоянию человека. Так, на нее будут указывать следующие признаки:
- Тусклые и невыразительные глаза — их еще нередко сравнивают с глазами смертельно уставшего человека
- Однообразная речь, отличающаяся монотонностью
- Бедная мимика, которую не запомнить и не описать
- Землистый оттенок кожи — даже она в этом случае выглядит «усталой»
Причем если начать присматриваться к людям, таких можно обнаружить достаточно много. И у каждого своя причина на психологическое разрушение себя самого. Мужчины подвержены такой проблеме чаще женщин, так как в мужской природе заложена потребность к самореализации и самораскрытию.
И если с этим пунктом отмечаются проблемы, то мужчине сложнее найти внутренние ресурсы, чтобы удержаться на плаву.Нередко, стремясь описать психологическую смерть, специалисты стараются сравнить ее с физическим концом. Ведь в этом случае также происходят угасания всех процессов, но только изнутри. Доказано, что психологическая мотивация, желание жить и стремиться к чему-либо заметно продлевают человеку жизнь. Если же у него не хватает желания, сил и радости для выполнения разнообразных дел, он начинает медленно угасать: сначала затормозятся обменные процессы, может пропасть аппетит, потом начнутся сбои в организме в целом, следом станут отказывать органы, и человек умрет от какого-либо заболевания из серии хронических, сердечных и т.д. При этом случаться такое может и в молодом возрасте, когда кажется, что жизнь только начинается.
Поведение
Говорить о том, что определенный человек идет к психологической смерти, можно на основании ряда наблюдений. Так, например, когда у него пропадает интерес к жизни, цель в ней, появляется скука, он уже встает на путь саморазрушения. По факту он программирует себя на то, что он сделал уже все, что мог, больше ему стремиться не к чему, и, собственно, дальнейшая жизнь будет только чредой скучных и однообразных дней. Такие мысли и настрой нередко посещают людей в глубокой депрессии.
Также человек, настроившийся на саморазрушение, отличается равнодушием. Причем не внешним, а внутренним. Ему действительно все равно, что вокруг него происходит. Его нередко характеризуют еще как тотальное и хроническое. Человек начинает выключаться из жизни: если ему что-то говорят, он делает, не говорят — не делает, может позвонить, а может и не позвонить, и так буквально во всем.
Нередко те, кто запускает процесс собственной психологической смерти, начинают распространять свое внутреннее состояние на всех окружающих. Про таких людей говорят, что они тяжелые собеседники. В своих беседах с окружающими они легко могут ругать буквально все подряд, обесценивать каждого человека и его поступки.
Пути выхода
Выход тут только один — насильно вытаскивать себя и придумывать новые цели, интересы и т. д., чтобы жизнь не казалась скучной и однообразной. Родным такого человека также следует помочь ему. Нередко может потребоваться помощь специалиста — психолога или даже психиатра. Бывает, что для коррекции состояния человека применяют медикаментозные средства, например, антидепрессанты. Такие препараты, естественно, назначаются только врачом и используются исключительно под его руководством.
Если человек не хочет саморазрушаться, ему следует взять себя в руки. Вытащить себя самостоятельно из самостоятельно же созданного болота вполне возможно — было бы желание. Если его нет, но есть ощущение, что не хотелось бы умирать так рано, стоит обратиться за помощью к близким и специалистам. Вместе искать вариант, как выбраться из глубокого психологического равнодушия и разрушения, гораздо проще.
Смотрите также:
- Психиатр: «Жена должна быть для мужа семейным психотерапевтом» →
- Перестаньте волноваться! 5 способов избавиться от тревожности →
- Смертельный прыжок. Как не допустить самоубийства подростка →
психологическое состояниедепрессия
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
Переживание психической смерти: основной признак комплексного посттравматического стрессового расстройства
Обзор
. 24 октября 2004 г. (6): 617-35.
doi: 10.1016/j.cpr.2004.06.002.
Анджела Эберт 1 , Мюррей Дж. Дайк
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Технологический университет Кертина, GPO Box U1987, Перт 6845, Западная Австралия. [email protected]
- PMID: 15385091
- DOI: 10. 1016/j.cpr.2004.06.002
Обзор
Анджела Эберт и др. Клин Психол Рев. 2004 9 октября0003
. 24 октября 2004 г. (6): 617-35.
doi: 10.1016/j.cpr.2004.06.002.
Авторы
Анджела Эберт 1 , Мюррей Дж. Дайк
принадлежность
- 1 Школа психологии, Технологический университет Кертина, GPO Box U1987, Перт 6845, Западная Австралия. [email protected]
- PMID: 15385091
- DOI: 10. 1016/j.cpr.2004.06.002
Абстрактный
Подверженность крайнему межличностному стрессу, примером которого является опыт пыток, представляет собой угрозу психологической неприкосновенности жертвы. Этот опыт, скорее всего, приведет к психической смерти, к потере дотравмированной идентичности жертвы. Психическая смерть характеризуется потерей основных убеждений и ценностей, недоверием и отчуждением от других, стыдом и виной, а также ощущением необратимого повреждения. Психическая смерть является основным признаком отчетливого посттравматического синдрома, комплексного посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое не поддается стандартной экспозиционной терапии. Мы определяем когнитивные механизмы, которые опосредуют симптомы сложного посттравматического стрессового расстройства, и предлагаем, как необходимо изменить существующие методы лечения, чтобы улучшить результаты лечения.
Похожие статьи
Посттравматический стыд и вина.
Уилсон Дж.П., Дроздек Б., Туркович С. Уилсон Дж. П. и соавт. Насилие, травма. 2006 апр;7(2):122-41. дои: 10.1177/1524838005285914. Насилие, травма. 2006. PMID: 16534148 Обзор.
Влияние посттравматического стрессового расстройства на дисфункциональные скрытые и явные эмоции у женщин с пограничным расстройством личности.
Рюш Н., Корриган П.В., Бохус М., Кюлер Т., Джейкоб Г.А., Либ К. Рюш Н. и соавт. J Нерв Мент Дис. 2007 г., июнь; 195 (6): 537-9. doi: 10.1097/NMD.0b013e318064e7fc. J Нерв Мент Дис. 2007. PMID: 17568303
Посттравматическое стрессовое расстройство и сопутствующая физическая патология среди девочек и подростков: результаты данных об использовании услуг.
Сенг Дж.С., Грэм-Берманн С.А., Кларк М.К., Маккарти А.М., Ронис Д.Л. Сенг Дж.С. и др. Педиатрия. 2005 г., декабрь; 116 (6): e767-76. doi: 10.1542/пед.2005-0608. Педиатрия. 2005. PMID: 16322133
Социально-межличностный взгляд на посттравматическое стрессовое расстройство: случай окружающей среды и межличностных процессов.
Меркер А., Хорн А.Б. Меркер А. и др. Клин Psychol Psychother. 2013 ноябрь-декабрь; 20(6):465-81. doi: 10.1002/cpp.1805. Epub 2012 22 июня. Клин Psychol Psychother. 2013. PMID: 22730216 Обзор.
[Этиологические модели посттравматического стрессового расстройства].
Бекеш В. Бекеш В.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние социального дистанцирования во время COVID-19: Модель условного процесса негативных эмоций, отчуждения, аффективных расстройств и посттравматического стрессового расстройства.
Чжу И, Чжан Л, Чжоу С, Ли С, Ян Д. Чжу Ю и др. J Аффективное расстройство. 2021 15 февраля; 281: 131-137. doi: 10.1016/j.jad.2020.12.004. Epub 2020 8 декабря. J Аффективное расстройство. 2021. PMID: 33316718 Бесплатная статья ЧВК.
- Оценки отчуждения опосредуют отношения между детской травмой и множественными маркерами посттравматического стресса.
Митчелл Р., Ханна Д., Бреннан К., Карран Д., Макдермотт Б., Райан М., Крейг К., Маккалоу Э., Уоллес П., Дайер KFW. Митчелл Р. и соавт. J Детская подростковая травма. 2018 18 июня; 13(1):11-19. doi: 10.1007/s40653-018-0220-1. Электронная коллекция 2020 март. J Детская подростковая травма. 2018. PMID: 32318224 Бесплатная статья ЧВК.
Основные межличностные паттерны при сложной травме и процесс изменения в психодинамической терапии: сравнительное исследование.
Ван Ньювенхове К., Меганк Р. Van Nieuwenhove K, et al. Фронт Псих. 2020 11 фев; 11:122. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00122. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32116927 Бесплатная статья ЧВК.
Преследование до миграции, стрессоры и ресурсы после миграции, а также психическое здоровье после миграции: исследование тяжело травмированных женщин-иммигранток из арабских стран США.
Норрис А.Э., Ароян К.Дж., Никерсон Д.М. Норрис А.Э. и соавт. J Am Psychiatr Nurses Assoc. 2011 июль-август;17(4):283-93; обсуждение 294-6. дои: 10.1177/1078390311408900. Epub 2011 10 июня. J Am Psychiatr Nurses Assoc. 2011. PMID: 21835819 Бесплатная статья ЧВК.
Клинические вопросы ухода за бывшими рабами движимого имущества.
Блюмхофер Р.Д., Шах Н., Гродин М.А., Кросби С.С. Блюмхофер Р.Д. и соавт. J Несовершеннолетнее иммиграционное здоровье. 2011 Апрель; 13 (2): 323-32. дои: 10.1007/s10903-008-9217-4. Epub 2008, 17 декабря. J Несовершеннолетнее иммиграционное здоровье. 2011. PMID: 19089617
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Психическая смерть и потеря смысла — Разрушение веры и убеждений и комплексная травма — Девиантный даэв часто обсуждают.
Конечно, мы все знаем, что религия существует, и часто именно так далеко мы заходим в своих мыслях, когда дело доходит до концепций веры и убеждений. Но существует множество различных систем верований или систем значений, которые люди используют, чтобы понять мир.Мы все рождаемся с инстинктивной потребностью в опекуне, потому что мы беспомощны и хрупки. Нам нужна поддержка и помощь, чтобы выжить в течение первых нескольких лет нашей жизни. Нам нужно эмоционально привязаться к кому-то. Нам нужно установить прочные связи с окружающими нас людьми, мы им доверяем. Таким образом, можно сказать, что наша система убеждений, какой бы зачаточной она ни была в то время, предполагает, что людям можно доверять и что они помогают друг другу.
Позже в жизни мы можем верить в религиозную систему, мы можем следовать политическим идеологиям, мы можем становиться гуманистами, нам могут нравиться определенные философские идеи, мы следуем научным и психологическим объяснениям того, как устроен мир и человеческие взаимодействия. Так или иначе, не осознавая этого или нет, мы все используем систему убеждений и определенные основные ценности, чтобы понять мир. Они нужны нам, чтобы придавать смысл вещам, придавать нашей жизни цель. А также иметь возможность функционировать и жить в этом мире без лишнего страха или замешательства.
Но что произойдет, если ваши основные ценности и система убеждений будут разрушены? Что, если вы перенесете такую серьезную и длительную травму, что вся ваша система развалится, потеряет смысл? Потеря веры и смысла является одним из симптомов комплексного посттравматического стрессового расстройства и часто упоминается в сочетании с чем-то, что называется психической смертью, потерей идентичности. Давайте посмотрим, что это на самом деле влечет за собой.
Основные ценности и системы убеждений могут быть разными. Часто люди думают, что эти термины связаны с религией, а иногда это действительно так. Когда дело доходит до религии, существует даже различие между верой и верой. Вера – это то, в чем вы убеждены. Это может быть мнение или убеждение. Это уверенность в истине или существовании чего-то, что не поддается немедленному строгому доказательству. Это то, что может измениться в течение жизни, это то, что можно подвергнуть сомнению и обсудить.
Вера, какой бы похожей она ни была, не подлежит сомнению. Вам кажется, что вы знаете, что это правда, и вам не нужны доказательства. Вы настолько уверены в том, что это правда, что полностью верите в ее существование и ценность. Вера больше связана с религиозными системами, чем с другими системами морали и основных ценностей. Вера – это то, что вы чувствуете истинным в своем сердце. Вера — это то, что вы считаете истинным в своем уме.
Итак, некоторые из наиболее распространенных систем убеждений основаны на вере, а именно на религиях. Но есть много других систем верований, они могут быть маленькими или большими, они могут быть основаны на сообществе или индивидуально. Они могут быть политическими, научными, духовными, психологическими. Это могут быть идеологии, теории, доказанные научные факты или традиции, передаваемые из поколения в поколение. Система верований или система значений также может быть эклектически выбрана и составлена вами самостоятельно. Это может быть что угодно, что придает смысл миру и удерживает вас в своей идентичности, сообществе и обществе.
Мне нравится это объяснение того, почему важны системы значений, убеждений или веры:
Они дают мощное повествование о нашей жизни и ощущение нашего места и значимости в мире. Они определяют, кто мы есть, и влияют на наши цели и мотивацию. Но даже самая сильная вера может быть хрупкой вещью. Если наша система убеждений подвергнется нападению, наша основная идентичность может быть уничтожена. (источник)
Система убеждений, вера или система значений и основных ценностей могут быть подвергнуты сомнению или даже отвергнуты. Некоторые люди теряют веру, когда переживают кризис в своей жизни или умирает любимый человек. Другие меняют свои системы убеждений, когда они пережили опыт или приобрели знания, которые не имеют смысла в рамках этой системы. Такие вещи не редкость.
Но есть разница, когда речь идет о длительной комплексной травме. Степень разрушения смысловой системы жертвы серьезна. Их обусловливают, промывают мозги или пугают таким ужасным образом, что они теряют всякую веру, веру и опору в мире. Термин «синдром пытки» ранее использовался для описания набора симптомов, возникающих в результате такого разрушения смысла. Синдром пытки описывает потерю идентичности, которую переживает жертва пыток (на войне, в тюрьме или даже в культах), и сопровождающиеся такими симптомами, как депрессия, безысходность, неуверенность в себе и недоверие к миру и другие. Кроме того, есть также симптомы, которые характерны для других состояний психического здоровья, связанных с травмой, таких как ночные кошмары, воспоминания, приступы паники, депрессия и хроническая боль. Эберт и Дайк утверждают, что
У людей, которые испытали множественные, тяжелые, длительные и неизбежные аверсивные события, находясь под тоталитарным контролем одного или нескольких мучителей, развивается больше симптомов, более сложные симптомы и более устойчивые симптомы, чем у людей, подвергшихся другим травмирующим событиям. (источник)
Это определенно объясняет сложный травматический опыт, связанный с жизнью в культе, военнопленным и жертвой торговли людьми. Я также думаю, что это может быть связано со сложной детской травмой. Первоначальная вера, которая у нас есть в этом мире, что людям можно доверять и что они готовы помочь нам, что мир прекрасен, разрушается, когда опекун, родитель или кто-то из близких оказывается жестоким. Очень часто дети, перенесшие детскую травму, на самом деле живут в тоталитарной семье с обидчиком, где им нужно заискивать, угождать, быть послушными и покорными, чтобы иметь возможность выживать как умственно, так и физически. И выхода у них нет, они чувствуют себя захваченными и застрявшими в этой ситуации. Это очень похоже на другие сложные травматические ситуации, когда разрушается смысловая система. А после выхода из травмирующей ситуации не существует системы убеждений, смысла или основных ценностей, которые могли бы удержать выжившего. Доверие к миру исчезло.
Другое измерение этого — когда человек, переживший сложную травму, наконец избегает отрицания и сталкивается с правдой о своей травме и своем прошлом. Момент, когда вы принимаете тот факт, что ваше прошлое не такое, каким вы пытались заставить себя поверить все это время, — это момент потери веры, веры, смысла. Отрицание того, что в нашей жизни произошло что-то плохое, что мы подверглись насилию, что мы серьезно пострадали от травмы, сильно проявляется у людей с комплексным посттравматическим стрессовым расстройством. Как только отрицание становится невозможным по той или иной причине, мы сталкиваемся с реальностью вещей. А это может привести к полному разрушению нашего понимания мира. Наше повествование о собственной жизни необходимо переписать, и вместе с этим мы теряем многие наши основные ценности и доверие к миру, наши системы убеждений больше не имеют смысла.
Потеря смысла, веры, убеждений и основных ценностей может привести к тому, что называется психической смертью. Психическая смерть — это утрата жертвой дотравматической идентичности. Это
характеризуется потерей основных убеждений и ценностей, недоверием и отчуждением от других, стыдом и виной, а также чувством необратимого ущерба (источник)
Доверие к миру исчезло. Кем вы были до травмы, во что вы верили или считали основными ценностями, больше нет. Личность, которую вы знали или не знали, которая удерживала вас в жизни, обществе и сообществе, исчезла.
Насильник (ы) лишил вас вашего доверия, ваших убеждений, вашей личности. Сложная и долгосрочная травма превратила вас в человека, который парит и больше не имеет связи с миром.
И это, конечно, имеет огромные последствия, все они являются известными симптомами комплексного посттравматического стрессового расстройства. Есть безнадежность, которая подавляет. Как все может быть лучше, как вы можете иметь нормальную жизнь, если мир плох? Вы уже не можете понять, что такое хорошо или плохо. Возможно, вы захотите воспроизвести, чтобы почувствовать знакомую боль, вы не можете оценить, в безопасности ли кто-то или нет. Это может привести к принятию рискованных решений.
С другой стороны, вы можете больше никому не доверять, потому что осознаете свою неспособность правильно оценивать опасность. Поэтому вместо этого вы избегаете других людей, вы уходите от мира, вы не хотите никаких близких отношений с другими, потому что вы боитесь. Потому что мир плох, а люди опасны.
Вы застряли в негативном мышлении и думаете, что не заслуживаете хороших вещей, что вы плохой человек. Вы можете саботировать себя или отказывать себе в чем-то, потому что считаете себя недостойным этого. Все это также связано с депрессией, которая может еще более негативно повлиять на вашу жизнь.
Жизнь без системы убеждений, веры, основных ценностей или системы смысла — это жизнь без заземления. Это жизнь, в которой вы не в состоянии оценить моральную ценность вещей, в которой вы не знаете, где вы принадлежите и кем вы являетесь по отношению к другим и миру. Но ментальная смерть — это больше, чем просто потеря системы, это потеря способности видеть что-то хорошее и имеющее смысл. Вы застряли в состоянии растерянности, неуверенности и страха. Подобно малышу, которому не к кому эмоционально привязаться, помогите ему понять мир и научите его.
Я думаю, одна из самых важных вещей, которую нужно понять, это то, что мы никогда не сможем вернуться к тому, кем мы когда-то были. Эта часть нас ушла. Поэтому вместо того, чтобы заново открывать для себя, кем мы когда-то были и что мы когда-то считали ценностями или системой убеждений, мы можем сосредоточиться на создании чего-то, что удерживает нас на земле, основываясь на том, кто мы сейчас. Чтобы сделать это, нам нужно сначала сосредоточиться на различных последствиях, к которым может привести потеря веры, веры в систему смысла. С помощью терапии и анализа негативных интерпретаций мира, через разоблачение и стратегии преодоления, через поддержку других, через новые связи, которые мы устанавливаем с другими. Нам нужно найти место, где мы действительно открыты для нового пути в нашей жизни, где мы можем двигаться вперед, где мы хотим снова заземлиться, где мы делаем этот шаг, этот прыжок в неизвестность, которую мы боимся. к лицу.
Изучая навыки оценки мира и других, приобретая новый опыт, который показывает нам, что не все, все и мир плохи, мы достигнем точки, когда наши основные ценности станут для нас ясными. Необходимость перестроить себя, найти новый взгляд на мир, который поможет нам разобраться в вещах, — это очень тяжело. Но я оставлю вас с этой цитатой, которая придает ей более позитивный оттенок:
Теперь вы открыты для новых мыслей и новых дел. Это может чувствовать себя очень освобождающим. (источник)
Ссылки и дополнительная литература:
https://medical-dictionary.thefreedictionary.com/torture+syndrome
https://themighty.com/2017/08/life-impacting-symptoms-of-complex -посттравматическое-стрессовое-расстройство-птсд/
The Difference Between Faith and Belief
https://www.dictionary.com/browse/belief
https://www.dictionary.com/browse/faith
https://www.psychologytoday.