что это такое, к чему приводит и как с ним бороться
Путь православного – борьба с грехами и страстями, подготовка души к вечному бытию. Дабы умело пройти этот путь и получить спасение, нужно знать как двигаться по избранному узкому пути и какие трудности могут возникнуть. Христианина в жизни часто подстерегает уныние — смертный грех, как бороться с этим разлагающим душу феноменом.
Описание греха
В христианстве верующему предписывается исполнение заповедей, которые были даны Богом на скрижалях Моисею. Эти нормы поведения являются по большей части ограничивающими и регламентируют именно явные поступки.При этом в новозаветной традиции есть также развитая концепция грехов, которые по большей части относятся именно к душе, хотя и могут выражаться каким-то поступками.
Этим характерно учение Нового Завета, которое больше акцентирует внимание верующего на работе с собственной душой и глубоком искоренении страстей и пороков.
Важно!Что считается смертным грехом в православии: список
Уныние — смертный грех, который зарождается по причине добровольного отказа человека от Господа и его помощи. Страдающий этим грехом, как бы недооценивает благость и милость Всевышнего, Его безграничную волю.
Как определить
Сейчас многие страдают нервным истощением. Даже верующие, которым легче найти утешение, могут страдать от стресса, нервного перенапряжения. Этому способствует просто особенность проживания в городе, где сейчас пребывает наибольшее количество людей.
Следует различать, что это сейчас овладевает душой и разумом: уныние или нервное истощение, хандра. Есть ряд психических заболеваний данного типа и ряд отклонений, которые периодически могут наблюдаться даже у нормальных людей.
Если говорить языком психологии и опираясь на слова православных психологов, то полностью нормальных людей не существует, есть разнообразие типов и характеров. В этом разнообразии существуют некоторые нормы и средние величины, а также степень отклонения от нормальных показателей. Незначительные отклонения дают разнообразие типов личности, а существенные являются недугами.Интересно! Полная генеральная исповедь
Когда мы говорим об унынии, следует отличать недуг от греха. Ведь болезнь появляется в том числе по причине внешних факторов, зачастую независящих от болящего, а вот грех чаще всего является попустительством самого человека и свидетельствует об отсутствии взращивания веры и работы души.
Это интересно! Когда читают правило Василия Великого от осквернения женщин
Итак, если вы чрезмерно утомились и нервно истощены, то не следует считать подобное смертным грехом, вероятнее всего, нужно просто отдохнуть, восстановиться. Однако, если без видимых причин возникает безверие и безрадостность, чрезмерное самосожаление, то перед вами грех, который следует побороть.
Почему нельзя унывать
Чтобы понять, почему уныние считается значительным пороком и проступком, следует обратиться к простому примеру. Предположим, человек сидит рядом с живительным и чистым фонтаном и жаждет, но при этом не пьет, а начинает громко причитать о том, как хочется ему пить, обвинять других и судьбу в собственной жажде.
Важно! Последние новости о Воронежской епархии на официальном сайте
Другой человек, который тоже хочет пить, но не знает ничего о фонтане либо располагается вдалеке от него, имеет какое-то оправдание подобному поведению. Ведь он действительно изнемогает и не имеет возможности утолить потребность. При этом тот, кто сидит рядом с фонтаном и начинает роптать, не заслуживает никаких поблажек. Так же и православный начинает унывать, тогда его поведение выглядит более, чем странным.
Ведь этот человек осведомлен об истинах, открытых Богом:
- знает о Христе, который открыл всем и лично ему путь ко спасению;
- знает о святых и Богородице, которые молятся за него и могут помочь;
- видит других верующих, примеры монахов и подвижников, которые и в его времена совершают духовные подвиги;
- как минимум, слышал о чудесах, когда Господь помогает верующим;
- знаком с понятием благодати, которую ниспосылает Бог и, возможно, даже видел какие-то явные примеры.
Таким образом, в нужде и суровых обстоятельствах православный всегда может испить из фонтана веры и получить помощь.
Обратите внимание! Неверующий имеет больше поводов для уныния и весьма существенных, так как может полагаться только на себя и других людей, а эти возможности, как известно, далеко не безграничны.
Неверующему, действительно, есть о чем печалиться. Верующий всегда обладает с Божьей помощью безграничными возможностями, поэтому, ему никогда не следует унывать. Чтобы избежать этого порока, нужно просто понять отсутствие поводов для такового. Верующему всегда помогает Господь и мудро наставляет. Православный человек всегда в более выгодном положении, чем атеист или заблуждающийся, так как у христианина всегда есть поддержка Иисуса Христа, Богородицы и святых.
Полезное видео: грех уныния — как с ним бороться
Последствия
Многие знают, к чему приводит вечное уныние, следствием подобного состояния является безверие. В этом мире много трудностей и горестей, но для православного человека все эти факторы являются временными и не особенно значительными, представляют собой только своеобразную подготовку, школу перед бытием вечным. Есть масса примеров различных великомучеников и других православных людей, которые никогда не впадали в уныние, хотя терпели огромные страдания и различную хулу от других людей, были гонимы и попрекаемы, унижаемы. Несмотря ни на что, в противоположность унынию, они сохраняли радостное расположение и крепкую веру.Интересно!Защитник от всякого зла Пансофий Афонский: кто это такой
Если посмотреть на простого искренне верующего православного человека, то он практически всегда радостен и приветлив к другим, сохраняет, говоря современными словами, позитивное расположение духа. Ведь такого человека, по сути, нечем опечалить, он силен в собственной вере, знает о заступничестве Господа. Отсутствие этого греха в сердце приводит к крепости духа и укрепляет веру, которая, в свою очередь, способна принести огромные блага, как говорил Христос «даже веры с горчичное зерно достаточно».
Если человек двигается в обратную сторону и наполняется смертным грехом, то итогом этого становятся:
- «расхлябанность» души и маловерие;
- отсутствие крепости духа;
- хула на Господа и заблуждения;
- плохой характер;
- даже телесные недуги.
Стоит сказать, иногда люди даже понимают что это недопустимо, но становятся зависимыми от такого душевного ощущения.
Этим людям начинает нравиться:
- когда другие жалеют;
- получать помощь от окружающих;
- пребывать в своеобразной печали и извлекать из этого удовольствие.
Тем не менее, даже если такое состояние приносит какое-то временное удовольствие, в перспективе оно действует на душу иссушающим образом. Недаром говорится именно про смертный грех, так как он губительно действует на душу.
Хотя и тело тоже может страдать, человек, который привык унывать, также привыкает быть грустным, перестает искренне радоваться миру, у него на этой почве могут возникнуть различные недомогания психические и физические. В крайнем пределе человек впадает в абсолютную грусть, разочарование и даже может наложить на себя руки.
Как бороться
Святые отцы об этом писали довольно много и всегда наставляли своих духовных чад взращивать в себе радость. Только радость не простого человека, наподобие положительных эмоций от просмотра комедии, а более совершенную и вневременную, связанную с пониманием своего положения в мире. Многим православие кажется мрачной религией и, действительно, эта вера активно развивает аскетику и строгость, но эти качества не являются противоположностью радости.
Обратите внимание! Православный человек стремится держать себя в строгости, возвышаться над телом и страстями, но он также стремится радоваться своему ближнему и всему миру, переживать чудо каждого мига этого земного бытия.
Как бороться с грехом уныния. Сначала нужно понять простую истину: поддаваться этой наклонности означает потворствовать Сатане и его приспешникам. Дьявол стремится ввергнуть людей в различные пагубные наклонности, отвратить от Господа. Культивацию в себе радости и крепкой веры, здравого отношения к себе и собственной ситуации, уверенность в помощи господа и собственных возможностях следует осознавать как борьбу со всем нечистым в этом мире. Википедия не дает подробных инструкций на этот счет, но многие православные написали различные труды о том, как вести такую борьбу.
Приведем самые главные советы:
- не обижаться на мнение других;
- не впадать в жалость к себе, всегда в этом мире кому-то хуже;
- взращивать основные добродетели — Веру, Надежду, Любовь;
- избавляться от самолюбия;
- посещать храм, молиться дома, читать духовные книги;
- вдохновляться примерами других, общаться с людьми, которые мыслят позитивно;
- искать радость во всем, даже в самоограничении;
- сохранять такое расположение духа, чтобы не подвергаться внешним воздействиям чрезмерно;
- совершать духовный труд и выбирать некоторые телесные ограничения, которые способствуют укреплению веры.
Как свидетельствуют некоторые источники, преодолевшим грех уныния открываются невероятные перспективы. Человек, совершивший такое, всегда обладает счастьем и являет собой идеалы добродетели. Уныние может приносить небольшое удовольствие, как сказано ранее, но в итоге оно невероятно губительно.
Полезное видео: как отсечь голову змею уныния
Вывод
Отсутствие уныния в сердце дает огромные выгоды, хотя поначалу бороться с ним может быть немного трудно. Тем не менее, эти старания окупаются сторицей. Намного выгоднее стремиться к Господу, чем отворачиваться от него, даже в сугубо практическом, житейском смысле.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
religiya.guru
Уныние — это смертный грех
Духовное развитие 12 февраля 2015На заре зарождения христианства греческим монахом Евагрием Понтийским была сформулирована целая система смертных грехов, на то время включавшая в себя гордыню, зависть, лень, злобу, похоть, жадность и чревоугодие. Всего их было семь. С самого детства христианину внушалось, что он должен работать с утра и до позднего вечера, так как лень — это смертный грех. Христиане скудно питались потому, что чревоугодие было тоже смертным грехом. Им также нельзя было быть гордыми, завистливыми, жадными, злыми и похотливыми. Но по истечении некоторого времени этот список сделали более гуманным, если можно так выразиться.
Уныние — грех
Люди, несмотря на боязнь оказаться в вечных муках в аду, все равно не хотели лишать себя мирских развлечений и удовольствий. Как не побаловать себя плотской утехой или застольем со своими друзьями? Таким образом, некоторые запреты были отредактированы и смягчены в списке смертных грехов. Вот, например, Папа Григорий Великий удалил из списка смертных грехов блуд, а святые отцы изъяли из него лень и обжорство. Некоторые грехи вообще перешли в разряд людских «слабостей».
Однако интересно другое, Папа Григорий Великий, разрешая своей пастве раскаянием и молитвой сглаживать грех прелюбодеяния, вдруг вносит в список смертных грехов уныние — казалось бы, абсолютно невинное свойство для души человеческой. Хочется отметить, что уныние оставалось в списке неизменно, и более того, многие богословы и по сей день считают его из всех смертных грехов самым тяжким.
Смертный грех — уныние
Так почему уныние считается смертным грехом? Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он становится мало на что годным, у него проявляется равнодушие абсолютно ко всему, и особенно — к людям. Он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен творить, дружба и любовь тоже не радуют его. Поэтому справедливо было отнести уныние к смертным грехам, но совершено зря из этого списка удалили похоть и блуд.
Тоска, уныние, депрессия, печаль, грусть… Попадая под власть этих эмоциональных состояний, мы даже не задумываемся над тем, какую они имеют негативную и сокрушительную силу. Многие считают, что это некие тонкости состояния загадочной русской души, в этом, думается, есть доля правды. Однако психотерапевты считают все это очень опасным явлением, и что долгое пребывание в таком состоянии приводит к депрессии, а иногда и к самому непоправимому — суициду. Поэтому Церковь считает уныние грехом смертным.
Уныние или печаль?
Уныние – это смертный грех, который в православном богословии трактуется как отдельный грех, в то время как в католицизме среди смертных грехов есть печаль. Многие не могут разглядеть какой-то особенной разницы между этими эмоциональными состояниями. Однако печаль рассматривается как какое-то временное душевное расстройство, связанное с каким-нибудь неприятным событием или происшествием. А вот уныние может наступить без всякой причины, когда человек страдает и не может объяснить такое свое состояние даже при полном внешнем благополучии.
Несмотря на все это, Церковь считает, что всякие испытания надо уметь воспринимать с бодрым состоянием духа, настоящей верой, надеждой и любовью. Иначе получается, что человек не признает единого целого учения о Боге, о мире и о человеке. Такая разновидность неверия предоставляет душу самой себе, тем самым обрекая человека на душевные болезни.
Унылый — значит неверующий
Такой смертный грех (уныние), именуется как злое разленение, под воздействием этого человек начинает лениться и не может принудить себя к необходимым спасительным действиям, так как его уже ничто не утешает и не радует, он ни во что не верит и даже не надеется. В конечном итоге все это напрямую воздействует на душу человека, разрушая ее, а затем и его тело. Уныние – это изнеможение ума, расслабление души и обвинение Бога в нечеловеколюбии и немилосердии.
Симптомы уныния
Важно вовремя определять симптомы, по которым можно заметить, что начались разрушительные процессы. Это нарушение сна (сонливость или бессонница), сбои в работе кишечника (запоры), изменения аппетита (переедание или отсутствие аппетита), снижение сексуальной активности, быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках, а также бессилие, слабость, болезненные ощущения в области желудка, в мышцах и сердце.
Конфликт с самим собой и с Богом
Конфликт, прежде всего с собой, постепенно начинает перерастать в органическую болезнь. Уныние – это плохое настроение и подавленное состояние духа, сопровождающееся упадком сил. Таким образом, грех прорастает в природу человека и приобретается медицинский аспект. Православная Церковь в таком случае предлагает только один путь к выздоровлению — это примирение с собой и с Богом. А для этого надо заниматься нравственным самоусовершенствованием и при этом использовать духовные и религиозные психотерапевтические приемы и способы.
Человеку, страдающему депрессией, можно посоветовать найти для себя опытного духовника из монастыря, чтобы тот помог ему выбраться из этого жуткого состояния. Беседа с ним может продлиться до нескольких часов, пока он не разберется, в чем источник такой глубокой душевной скорби, возможно, придется некоторое время побыть в монастыре. И только потом можно будет приступать к лечению души. Ведь уныние – это тяжелая болезнь, которая все же поддается лечению.
Православная медицина
Человеку, который решил бороться с такого рода телесным и духовным недугом, срочно потребуется изменить свой образ жизни и начать активное воцерковление. Многих людей именно тяжелое заболевание и приводит к пониманию своей греховной жизни, поэтому они начинают искать выход на евангельский путь. Главное в православной медицине — помочь больному человеку освободиться от собственных страстей и мыслей, которые подключаются к общему процессу разрушения тела и души. При этом верующий человек, столкнувшись с болезнью, не должен отказываться и от профессиональной медицинской помощи. Ведь она — тоже от Бога, и отказываться от нее — значит укорять Создателя.
Источник: fb.ru
monateka.com
Почему лень и уныние тяжкие человеческие грехи?
Фрагмент «Уныние»произведения Иеронима Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»
Мы уже рассказали вам, дорогие читатели, о сути самых сладких человеческих пороков — похоти и чревоугодии, самых изматывающих — зависти и жадности и самых разрушительных — гордыне и гневе. Сегодняшний материал посвящен научному анализу уныния и лени.
Что общего между унынием и ленью?
В IV в. н. э. христианский богослов Евагрий Понтийский написал учение «О восьми злых помыслах», в котором сказано:
Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия и после него — блуда, третий — сребролюбия (алчность — прим. ред.), четвертый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили — это зависит от нас.Во второй половине VI в. папа Григорий I Великий в сочинении «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордыней и добавил зависть. В итоге вместо 8 злых помыслов стало 7: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть.
В XVIII в. учение о семи смертных грехах проникает в русское православие. В частности, его активно проповедует епископ Русской православной церкви Тихон Задонский. Именно он впервые поставил на одно место уныние и лень. Но что между ними общего?
Святые отцы видели тесную связь между двумя этими понятиями и считали, что лень порождает уныние. Например, богослов Игнатий Брянчанинов раскрывал грех Acedia, или уныния, как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние».
А преподобный Амвросий Оптинский писал, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».
Почему лень или уныние — это смертный грех?
Христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря Иоанн Лествичник считал, что унывающий человек — это «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». По мнению церкви, к унынию и лени людей подталкивает сам бес. Он искушает жертв, которые в состоянии душевной горечи отказываются выполнять все свои религиозные обязанности.
Очень точно об этом грехе написал автор сочинений философско-моралистического характера Франсуа VI де Ларошфуко:
«Леность — это самая безотчетная из всех наших страстей. Хотя могущество ее неощутимо, а ущерб, наносимый ею, глубоко скрыт от наших глаз, нет страсти более пылкой и зловредной. Если мы внимательно присмотримся к ее влиянию, то убедимся, что она неизменно ухитряется завладеть всеми нашими чувствами, желаниями и наслаждениями… В ленивом покое душа черпает тайную усладу, ради которой мы тут же забываем о самых горячих наших упованиях и самых твердых намерениях. Наконец, чтобы дать истинное представление об этой страсти, добавим, что леность — это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага».
Отметим, что сегодня лень и уныние больше не ставят на одно место в списке смертных грехов. Западные цивилизации считают пороком лень, в русской православной традиции таковым осталось уныние.
sciencepop.ru
Уныние и леность. Семь смертных грехов. Наказание и покаяние
Уныние наводят на душу бесы, предполагая, что ее терпение истощится в долгом ожидании Божьей милости и она покинет жительство по Закону Божьему, так как признает его слишком трудным. Однако терпение, любовь и воздержание могут противостоять демонам, и они будут посрамлены в своих намерениях.
Предаваясь унынию, человек становится предателем самого себя, но мужественное сердце поможет душе удержаться в рамках Закона Божьего. Уныние – помощник всего злого, поэтому не стоит отводить в своем сердце место для этого чувства, чтобы оно не отняло у вас возможность наследовать Царствие Небесное. Уныния нужно избегать: оно уничтожает все подвижнические труды, однако память о смертном часе и грядущем наказании может оказаться хорошим подспорьем в борьбе с этой страстью. Единственное, что может этому помешать, – отсутствие терпения.
Как вор с наступлением ночи, когда погашены все огни, может похитить имущество и даже умертвить владельца, так и дьявол вместо мрака наводит на человека уныние, чтобы похитить его добрые помыслы. Тогда душе, лишенной защиты, легче наносить раны. Сильное уныние намного вреднее демонского воздействия, однако если человеком владеют демоны, то они делают это исключительно посредством уныния.
Уныние и бесконечное беспокойство сокрушают силу души, доводя ее до изнеможения. И чтобы не унывать в тяжелых обстоятельствах, нужно очень внимательно прочесть Священное Писание: во многих трудах Святых Отцов прямо сказано, что того, кто питается надеждой, ничто не в силах повергнуть в уныние.
Душа унылого тяжко мучается, причем эти мучения не могут сравниться ни с каким другим мучением или наказанием. Состояние унылого человека очень хорошо выразил царь Давид: «Душа моя истаевает от скорби» (Пс. 118 : 28). Именно душа, уязвленная унынием, по выражению псалмопевца, «истаивает», мучается и понемногу слабеет для других духовных чувств и добродетелей.
Святитель Иоанн Златоуст
«Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа».
От уныния рождаются сонливость, праздность, бродяжничество, беспокойство, непостоянство тела и ума, любопытство и разговорчивость. Но истинный Христов подвижник, который подвизается ради совершенства, должен с поспешностью избавиться от этой болезни, выгнав ее из тайников своей души. С духом уныния нужно бороться, чтобы случайно не пасть под его стрелами. Уныние происходит от парения ума, а само парение ума – от суетных чтений, праздности, праздных разговоров и пресыщения чрева. В некоторых случаях уныние происходит от наслаждения, а в иных – от отсутствия страха Божьего. Вслед же за бесом уныния приходит бес блуда, так как уныние готовит пути этому оплоту разврата, расслабляя тело и погружая его в сон. После этого бес блуда может без труда производить осквернение плоти. Кроме того, уныние – одна из первых причин многословия.
По сути, уныние – это изнеможение ума и расслабление души, что способствует пренебрежительному отношению к христианскому подвигу, ублажению мирских людей, ненависти к обетам и клевете на Бога, как будто Он не человеколюбив и не милосерд. В молитве унылый немощен, в пении псалмов слаб, в послушании лицемерен, но крепок в служении телу. Во время молитвы дух уныния напоминает человеку о мирских делах – в общем, любыми способами старается отвлечь молящегося от беседы с Всевышним.
Если каждая из описанных здесь страстей может быть упразднена какой-либо из христианских добродетелей, то уныние для христианина является всепоражающей страстью. Однако в унынии определяются истинные подвижники – те, кто смог с ним бороться и победил. Таким образом, над истинными послушниками эта страсть не имеет власти.
Уныние может возникнуть по разным причинам: когда – из-за бесчувствия души, когда – из-за чрезмерности трудов, а когда – из-за забвения благ небесных. Эта страсть порождает желание перемены места жительства, пренебрежение советами духовного отца, забвение о Страшном суде, а иногда и полное оставление обетов. Но с ней можно бороться с помощью пения псалмов, рукоделия и помышлений о смерти. Полностью же уничтожают уныние молитва и твердая надежда на обретение вечных благ.
Уныние посылает нам враг рода человеческого, чтобы препятствовать всякой молитве. Если вы поддадитесь этой страсти и связанной с ней скуке, то впадете в еще большее уныние. А если будете крепко стоять против него, то за первой победой последуют радость и утешение, а затем – духовная крепость. Ведь как погода бывает то мрачной, то солнечной, так и душа человеческая испытывает попеременно то печаль, то радость. И как после непогоды бывает приятен солнечный день, так и после печали и искушений приятно сладостное утешение.
Преподобный Ефрем Сирин
«Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание – телесным трудом».
Но с этой лютой страстью нужно много бороться, если христианин хочет ее преодолеть. Ведь уныние поражает даже тех, у кого во всем есть достаток, но в особенности людей, которые живут уединенно. Поэтому нужно убедить себя молиться и делать добрые дела, даже если этого совсем не хочется. Ленивую лошадь гонят плетьми, чтобы она бежала, точно так же и человеку нужно принуждать себя что-либо делать, а в особенности молиться. И видя ваш труд и старание, Господь даст вам и усердие, и желание. Помогает усердию и смена деятельности, когда разными делами занимаются попеременно.
Отгоняет уныние память о Страстях Христовых, о вечных муках грешников и вечном блаженстве праведников. Рассуждайте на эти темы и молитесь, взывая к Господу, чтобы Он подал вам усердие, без которого человек не пригоден ни к одному делу. Если вы будете так поступать ежедневно, то спустя некоторое время у вас появится усердие и желание работать. Бог требует от нас подвига и обещал помогать трудящимся. Поэтому трудитесь, и пусть поможет вам Господь. Но помните, что Божья помощь подается только тем, кто трудится, а не лежит или дремлет.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
смертный грех: invirostov — LiveJournal
Любовь и воля всегда связаны с выходом человека за собственные пределы. Человек, наделенный волей и способностью к любви, не прячется в скорлупу, в раковину. Он воздействует на то, что находится вне него — на окружающий мир, на другого человека
Обсуждая в прошлой статье апатию, мы убедились, во-первых, в том, что православие считает апатию одним из признаков уныния. И во-вторых, мы убедились в том, что православие считает уныние не абы каким, а смертным, то есть тяжелейшим грехом.
Святые подвижники утверждают, что ни с одним из грехов не приходится вести такую долгую и тяжкую брань, как с унынием. Грех уныния имеет выразительное название: «бес полуденный». Для верующих полуденный бес — не метафора, а реальность. По традиции, трапеза в монастырях совершается дважды. Первая — обед — приходится на 12 часов. Для рано встающих монахов это середина, половина дня. В полдень, после обеда, утомленного монаха начинает искушать бес: отвлекает от молитвы, рассеивает внимание, не дает сосредоточиться. Воля монаха угнетена. Его охватывает лень, неумолимо клонит в сон. Наступает телесное и духовное расслабление.
Если с расслаблением не вести постоянную борьбу, если регулярно позволять себе погружаться в сон, — расслабление очень быстро из временного состояния перерастает в постоянное. И ведет христианина к охлаждению в вере. В пределе — к богоотступничеству.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) в своем труде «Отечник» говорит об этом так: «Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце вспомоществует душе [то есть оказывает душе помощь — А.К.] по Богу; в противоположность этому, уныние вспомоществует [помогает] злобе».
Выйти из сна, навеянного унынием, можно только пробудившись — то есть пробудив свою волю и прибегнув к самопонуждению. В упомянутом «Отечнике» описан такой случай. Монах, подвергшись искушению, впал в уныние и оставил исполнение монашеского правила. Не имея сил вернуться на оставленную стезю, он лишь попусту вопрошал самого себя: «Когда же я возвращусь к тому состоянию, в котором был прежде?»
На помощь заблудшему пришел старец, рассказавший ему следующую притчу. Некий человек, владея землей, допустил по небрежению, что поле его заросло тернием. Однажды он попросил своего сына очистить заросшее поле. Но тот, увидев, сколь сильно поле засорено, пал духом, лег на землю и уснул. И так продолжалось много дней к ряду: сын, приходя на поле и не имея в себе сил очистить его, погружался в сон. Наконец, явился на поле отец и увидел, что сын ничего не сделал. Юноша пояснил отцу, что каждый раз, когда он смущался от необходимости совершить непомерный труд, на него нападал сон. На что отец ответил: «Сын! если бы ты каждый день обрабатывал такое пространство земли, какое занимаешь лежа на ней, то работа твоя подвигалась бы мало-помалу и ты бы не оказался преслушным мне» (то есть не выполнившим отцовское повеление). Поступив по наставлению отца, сын в короткое время очистил и обработал поле.
Услышав эту притчу, заблудший монах стал руководствоваться наставлением старца. В итоге, преодолев уныние и обретя духовную бодрость, он вернулся к подлинно монашеской жизни.
Почему мы достаточно подробно обсуждаем отношение христиан к унынию? Потому что нас сегодня не могут не интересовать как апатия сама по себе, так и ее связь с унынием, и методы борьбы с апатией и унынием. Ведь и апатия, и уныние — это психологическая реальность, в которую погружена значительная часть нашего общества. А поскольку православные христиане имеют большой опыт борьбы с такой психологической реальностью, то игнорирование этого опыта было бы непростительно. Для победительной борьбы с апатией и унынием одинаково важны и православные свидетельства того, что уныние и апатия — преодолимы, и конкретные, выработанные за столетия, практические «подсказки», позволяющие с апатией и унынием сражаться и побеждать.
Завершив обсуждение православного опыта, мы переходим к тому, как исследовалась проблема апатии крупнейшими западными интеллектуалами второй половины ХХ века.
В прошлой статье уже говорилось о том, что пребывание общества в состоянии апатии характерно отнюдь не только для постперестроечной эпохи, но для всех эпох спада. То есть эпох, когда прежние ценности обесценены, прежние ориентиры потеряны, а образ будущего отсутствует. Веймарская Германия — безусловный и очевидный пример эпохи спада.
Но есть эпохи, когда спад не столь очевиден. Та же перестройка, к примеру. Это эпохи радикальных перемен на этапе, когда прежние ценности уже обесценены, прежние ориентиры уже потеряны, но до общества еще не дошло, что у него нет никакого будущего. До момента прозрения (а оно всегда происходит с некоторой оттяжкой) может наблюдаться кратковременная энергетизация общества. Чаще всего при этом включается энергия разрушения (в случае перестройки была включена энергия, направленная на разрушение СССР как «империи зла»). Но чуть раньше или чуть позже прозрение наступает. И вот тогда наваливается эта самая апатия.
Позволю себе еще раз повторить цитату из «Волшебной горы» Томаса Манна, приведенную в прошлой статье: «…если, несмотря на всю внешнюю подвижность своей эпохи [а перестойка и «лихие 90-е» отличались большой «внешней подвижностью» — А.К.], он [человек] прозревает в самом существе ее отсутствие всяких надежд и перспектив, если ему открывается ее безнадежность, безвыходность, беспомощность», то это «почти неизбежно вызывает подавленность…».
Задолго до перестройки, в 1969 году, в США вышла книга американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя «Любовь и воля». Автор — один из основателей гуманистической психологии, лидер ее экзистенциалистской ветви — характеризовал современную ему эпоху (то есть 1960-е) как «эпоху радикальных перемен», когда «рушатся старые мифы и символы, в которых мы привыкли искать опору». И утверждал, что любовь и воля, на которые человек всегда опирался в трудных ситуациях, вдруг стали проблемой.
Человек фактически утратил понимание смысла любви. Всё дальше уходя от понимания этого смысла, он всё усерднее занимается «исследованиями, статистикой и техникой секса». «На фоне постоянного роста количества разводов, настойчивого опошления любви в литературе и изобразительных искусствах и несомненного факта, что для множества людей секс стал настолько же бессмысленным, насколько доступным, эта самая «любовь» стала казаться невероятной редкостью, если не полной иллюзией».
Человек перестал принимать волевые решения. «Мы не принимаем волевых решений, потому что боимся, выбрав нечто одно, потерять другое, и чувствуем себя слишком неуверенно, чтобы рисковать». Но тот, кто боится рисковать, уже не способен действовать. Если в словарном запасе наших отцов, пишет Мэй, в обязательном порядке присутствовали термины «сила воли» и «свободная воля», то из современных научных споров эти слова выброшены. А утративший волю человек в поисках чего-то такого, что может скомпенсировать утраченное, идет к терапевтам за лекарствами, которые якобы смогут вернуть ему утраченный интерес к жизни.
Что происходит с индивидом, лишившимся способности к фундаментальным человеческим проявлениям — любви и воле? (Мэй рассматривает любовь и волю одновременно как эмоции и как процессы.) Индивид обращает взор внутрь себя. Казалось бы, самопознание, движение вглубь, может быть весьма продуктивным. Объясняя, почему эта продуктивность отсутствует, Мэй констатирует, что занятый самокопаниями индивид становится «одержим нового рода проблемой личности, а именно: «Даже если я знаю, кто я такой, я ничего не значу. Я не могу воздействовать на других людей».
Именно это «не могу воздействовать на других людей» и порождает апатию. Но следующий неизбежный шаг — насилие, предупреждает Мэй, «потому что ни одно человеческое существо не может вынести постоянного оцепенения от чувства собственного бессилия». К теме насилия мы еще вернемся. А пока продолжим излагать концепцию Мэя.
Современную ему цивилизацию Мэй называет «шизоидной», указывая, что понимает под этим термином не признак психопатологии, а общее состояние большинства его современников. Это состояние он определяет как «неспособность чувствовать; боязнь близости; отчуждение».
Анализируя свой 25-летний опыт активной психотерапевтической практики, Мэй приходит к выводу, что пациенты выступают своего рода пророками: «Невротические проблемы — это язык, на котором бессознательное обращается к сознанию общества». Невротики «предвещают развитие цивилизации, осознанно переживая то, что общая масса людей до поры до времени держит в своем бессознательном» (выделено автором — А.К.).
Так, Фрейд обнаружил зацикленность пациентов на половых проблемах (жестко затабуированных в эпоху королевы Виктории) задолго до Первой мировой войны. И когда в 20-е годы ХХ века все «словно помешались на сексе», причиной этого был, конечно же, не Фрейд, начавший обсуждать данные проблемы. Просто, изучая полученную от пацентов информацию, он «истолковал глубинные социальные конфликты, которые «нормальные» члены общества могли до поры до времени подавлять и действительно подавляли».
Другой пример, который приводит Мэй в подкрепление своего вывода, — рост агрессивности, который наблюдался у пациентов еще в начале 30-х годов ХХ века, но «всплыл на поверхность» в массовом масштабе спустя десятилетие.
Точно так же рост апатии, который Мэй и его коллеги зафиксировали у своих пацентов в 50-е годы, в 60-е принял повальный характер. Если главной проблемой пациентов Фрейда Мэй считает подавляемую энергию, то главную проблему своих современников он видит в неспособности чувствовать (той самой эмоциональной тупости, которую мы обсуждали в прошлой статье).
Желая доказать верность своего тезиса о том, что пациенты психотерапевта подобны сейсмографу: улавливают подземные толчки задолго до начала землетрясения (то есть выхода какой-то глубинной проблемы, вызревающей в недрах общества, на поверхность), Мэй приводит цитаты из своей книги «Человек в поисках себя», опубликованной в 1953-м году.
«Это может показаться странным, но я хочу сказать, на основании своей клинической практики, <…> что главной проблемой людей, живущих в середине двадцатого века, является пустота» (выделено автором — А.К.).
Чем порождается ощущение пустоты? «Чувством, что ты бессилен что-либо изменить в своей жизни или в окружающем мире. Внутренний вакуум — это конечный результат постепенно растущего убеждения человека в том, что он, как личность, не может руководить своей жизнью… не может изменить отношение к нему других людей или хоть как-то повлиять на окружающий мир. В итоге он погружается в глубокое отчаяние… И коль скоро его желания и чувства не имеют никакого значения, то он отказывается от желаний и чувств».
В современном мире прямой противоположностью любви является уже не ненависть, а апатия, говорит Мэй. А прямой противоположностью воли — не нерешительность («которая, собственно, может представлять собой усилие, вступившее в борьбу за решение»), а отстраненность, нежелание участвовать в важных событиях.
Любовь и воля всегда связаны с выходом человека за собственные пределы (Франкл называл это «самотрансцендентацией»). Человек, наделенный волей и способностью к любви, не прячется в скорлупу, в раковину. Он воздействует на то, что находится вне него (на окружающий мир, на другого человека). И одновременно проявляет готовность к тому, чтобы самому принять воздействие всего, что для него является внешним. Ведь одно без другого невозможно. Нельзя начать воздействовать на других, не согласившись на то, чтобы другие воздействовали на тебя. Апатия, по мнению Мэя, порождается дефектом в коммуникациях. Образно говоря, провода, по которым человек хочет послать сигнал в окружающий мир, перерезаны. Да и как можно послать во внешний мир сигнал, являющийся хоть сколь-нибудь полноценным, если человек избегает чувств! Деэнергетизация контакта приводит к потере взаимодействия с окружающим миром. Потому что отсутствие обмена энергией с окружающим миром оборачивается глубоким энергетическим дефицитом. В силу которого человек раньше или позже неизбежно оказывается в состоянии пустоты. Однако никому не дано долго жить в состоянии пустоты, считает Мэй. Пустота перерастает в отчаяние и жажду разрушения.
Но разговор о связи апатии и насилия мы продолжим уже в следующей статье.
предыдущая статья цикла: Диагноз: апатия
источник:
статья Анны Кудиновой Апатия (продолжение)
опубликована в газете «Суть времени» в №80 от 4 июня 2014 г.
invirostov.livejournal.com
Time4u » Смертный грех уныние — как бороться?
Если судить об унынии опираясь на библейские каноны, то оно всегда считалось смертным грехом. Почему уныние грех и если уныние смертный грех – как бороться с ним – обо всем этом далее в статье.
Почему уныние считается смертным грехом?
Православные считают, что уныние приходит к человеку из-за его чрезмерной и постоянной занятостью своей собственной личностью. То есть считается, что унывающий не способен испытывать любовь к окружающим. Чуждо ему и чувство сострадания. Кроме того, согласно христианскому учению, отсутствие у человека способности радоваться чему либо, в том числе и чужим достижениям, способствует формированию такого негативного качества как зависть. В довершение всего, писания говорят, что уныние есть следствие потери веры. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что уныние и в самом деле является греховным.
Как справиться с унынием?
Следствием уныния может стать глубокая депрессия. Как доказано современной медициной, выйти из депрессивного состояния подчас бывает довольно сложно, а порой и невозможно, без вмешательства соответствующего специалиста.
В современной психологии и медицине разработано множество методик и средств, помогающих бороться с такого рода состояниями. Однако примечательно то, что церковь во все времена на вопрос как бороться с унынием отвечала методами прямо противоположными современным. То есть – обвиняла людей в грехе, еще больше вгоняя их в депрессию. Также, человеку советовали постоянно молиться. Как молитвы произносятся по большей части, в то время, когда человек находится в одиночестве, то бедолага неосознанно закрывался от окружающего мира. Естественно, он еще больше замыкался в себе. К одиночеству добавлялось и внутреннее чувство вины. Если коротко, то результаты применения таких «рекомендаций» были весьма плачевными.
А что говорит современная наука о том, как победить уныние? Светила мировой психоаналитики, психиатрии и психологии, напротив, советуют людям разнообразить свою жизнь активным отдыхом, новыми знакомствами и увлечениями. Польза от таких советов очевиден – ведь при следовании им, грустить будет просто некогда.
В особо запущенных случаях, когда человек обращается к врачу слишком поздно, применяются также медикаментозные курсы лечения. Необходимо помнить о том, что люди, страдающие унынием, нередко впадают в депрессивное состояние (как уже говорилось выше). Исход затяжной депрессии может быть весьма плачевным. Поэтому при появлении признаков затяжного уныния, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту. Если же у этого состояния есть конкретные причины, о которых знает человек, то возможно, ему поможет обычная дружеская беседа.
Как не впасть в уныние?
Лучшим средством от уныния, как это ни странно, является спорт и подвижный образ жизни. В процессе получения нагрузки, человек скидывает накопившийся негатив и обретает спокойствие, а вместе с ним и уверенность в себе и собственных силах. Кроме того, в жизни каждого спортсмена, будь это профессионал или любитель, так или иначе, есть цель.
Иногда она выражена не слишком ярко и имеет характер соревнования с самим собой. Но даже спортсмены-новички, выходя из спортзала, думают: Сегодня я сделал то-то. А завтра я сделаю лучше (пробегу быстрее, подниму больше и т. д.). Цель – вот главное средство от уныния. И неважно, какой она будет.
Помимо этого, нужно окружать себя позитивом во всех его проявлениях – веселыми людьми, веселыми фильмами и событиями. Если таких событий не предвидится, можно устроить их самостоятельно. Жизнь слишком коротка, чтобы унывать и депрессировать!
По материалам kak-bog.ru
time4u.in
Уныние — смертный грех, или Зачем унылые люди живут без радости?
Фильм «Ник Вуйчич»
Посмотрите, этот человек живет без уныния. Ты можешь не жить, но если ты решил жить — живи как следует, то есть — радостно!
скачать видео
В христианской традиции уныние — это великий грех.
Уныние — это почти душевная смерть. Человек вроде и есть — а на самом деле нет. Душевно — он мертв.
Психологи говорят, жить радостно — просто. Почему же вокруг так много унылых людей? Потому что самые простые вещи до нас доходят не сразу. И наша жизнь становится радостной не всегда сразу, не с бухты-барахты, а после определенной тренировки.
Например, человек начал заниматься спортом, втянулся, развил в себе привычку каждое утро вставать, бегать, и ему это хорошо. Спросите у него, как ему бегается? Он скажет, что легко и просто.
То же самое у человека, который проснулся, улыбнулся, настроил себя на хороший день. Но до этого поработал на Дистанции, как минимум, сделал упражнение «Хорошо», научился управлять своими эмоциями, разработал для себя Максимум жизни. Тогда — да, он радуется, он счастлив, и для него это легко и просто. А другие не делали все этой огромной работы, для них обыкновенная каждодневная радость — это великий труд.
В этом смысле, человек — существо, которое часто стремится уменьшить энергозатраты. Люди мыслят так: нормально, что плохо, главное, что не нужно особых усилий прикладывать. Люди прекрасно знают, что жить радостно — легко, но какое-то время надо прилагать усилия, работать над своей жизнью, своим настроением, а работать не хочется. Поэтому некоторым лучше оставаться в том унылом состоянии, которое есть, ведь это спокойно и комфортно. И всё.
Можно ли всегда, каждый день жить с радостью? Да, вполне, если только вы душевно здоровы и понимаете, зачем это вам. Как это делать? — Смотрите Позитивное мировосприятие и другие статьи по теме.
www.psychologos.ru