6 популярных теорий о смысле жизни
В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.
1. Гедонизм
Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.
По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.
2. Эвдемонизм
Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.
4 философских парадокса, которые ты можешь применить к своей жизни
3. Утилитаризм
Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.
4. Принцип самопожертвования
В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.
5. Экзистенциализм
Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.
Жизнь по Камю: как стать счастливым, если всё вокруг бессмысленно
6. Прагматизм
Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?
Дэвид Юм: почему ты не прав во всем, что тебе известно
Другие статьи по темам:
КультураНаукафилософия
Тест: О смысле жизни — Богословие в тестах
1. Выберите синоним выражения «смысл жизни»:
1 осмысленность поступков
2 цель жизни
3 планирование жизни
4 наполненность жизни событиямиПравильный ответ: №2
Верно!
Материалы для изучения: О смысле жизни
2. Может ли прогресс человечества (материальный, технический, интеллектуальный) являться целью жизни?
2 нет
3 неизвестно
4 да, может, ведь в случае успешного прогресса медицина найдёт спасительные средства от болезней и смерти; а полная роботизация производства освободит человека от необходимости трудиться: все будут счастливыПравильный ответ: №2
Верно!
Материалы для изучения: Наука и религия
3. Жизнь может иметь смысл только с точки зрения:
1 прошлого, как суммарного опыта осмысливания жизни человечеством
2 настоящего, так как смыслы могут меняться в тот или иной период жизни человека и общества
3 вечности, как результата жизниПравильный ответ: №3
Верно!
4. Что может иметь значение для посмертной участи человека в вечности?
1 качество и количество переваренной пищи
2 полученные удовольствия (эстетические и физиологические)
3 величина накопленного к моменту смерти имущества и денежного капитала
4 достижения в науке и искусстве и т.
5 эмоциональная и культурная развитость
6 иноеПравильный ответ: №6
Верно!
Материалы для изучения: Жизнь после смерти
5. При повреждении головного мозга у человека ослабевает способность мыслить, чувствовать, совершать волевые акты. Свидетельствует ли это о повреждении соответствующих способностей души?
1 при повреждении головного мозга непременно повреждаются и основные внутренние способности души
2 повреждение головного мозга не ведёт автоматически к повреждению основных внутренних способностей душиПравильный ответ: №2
Верно!
Материалы для изучения: Смогу ли я убить «Я»? или Где живет Сознание.
6. Что из перечисленного определяет жизнь (судьбу) человека? (и в частности его поведение, эмоциональное и моральное состояние, его отношение Богу, к земным удовольствиям, к своей посмертной участи).
2 генетическая наследственность
3 тип нервной системы (тип темперамента)
4 характерный для него знак зодиакаПравильный ответ: №1
Верно!
Материалы для изучения: О некоторых особенностях наследственной преемственности духовных и телесных качеств; Определяет ли наследственность судьбу (жизнь) человека; О наследственности
7. Какой из перечисленных терминов не используется для обозначения философских воззрений на смысл человеческой жизни?
1 гедонизм
2 эвдемонизм
3 утилитаризм
4 коммунизм
5 корпоративизм
6 перфекционизм
7 гуманизм
8 прагматизмПравильный ответ: №4
Верно!
8. Как называется мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире?
1 гносеофобия
2 сциентизм
3 сайентологияПравильный ответ: №2
Верно!9. Рождение и воспитание детей является благом для человека. Тем не менее, в чём иллюзорность поиска смысла жизни в детях?
1 в том, что они могут не оправдать наших надежд
2 в том, что они смертны, как и мы
3 в том, что жизнь всех людей равноценнаПравильный ответ: №3
Верно!
Материалы для изучения: Условия допустимости веры в смысл жизни
10. Кто определяет истинный смысл человеческой жизни?
1 сам человек
2 общество
3 философы
4 Творец мирозданияПравильный ответ: №4
Верно!
Материалы для изучения: Любовь
11.
1 принятие религиозных постулатов без подтверждения личным опытом, на веру
2 доверие Богу
3 доверие религиозной книге или авторитетуПравильный ответ: №2
Верно!
Материалы для изучения: Вера
12. Видел ли кто-нибудь Бога?
1 только небожители
2 только избранные пророки
3 да, вочеловечившегося
4 не видел никто и никогдаПравильный ответ: №3
Верно!
Материалы для изучения: Кто видел Бога?
13. Каким образом Бог указал Своим творениям — людям смысл их жизни?
1 предоставил возможность самим догадаться о смысле их бытия
2 предоставил возможность мудрейшим представителям человечества составить особые религиозные, философские и нравственно-этические книги
3 лично возвестив и раскрыв его людям
4 сообщил через различных духов (ангелов и бесов)Правильный ответ: №3
Верно!
Материалы для изучения: Боговоплощение
14. Закончите мысль святителя Афанасия Великого: «Бог стал человеком, чтобы человек стал …»
1 безгрешным
2 святым
3 богом
4 человечнымПравильный ответ: №3
Верно!
Материалы для изучения: Обожение
15. Что из перечисленного не является смыслом жизни?
1 посты
2 духовное чтение
3 аскетические подвиги
4 смирение
5 милосердиеВозможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
Правильные ответы: №1,2,3,4,5
Верно!
Материалы для изучения: Богообщение
16. Какое из перечисленных средств преодоления смерти наиболее важно?
1 чтение молитвенного правила в строгом соответствии молитвослову
2 регулярное посещение храма
3 участие в Таинствах
4 безропотное послушание священнику
5 регулярное чтение Писания и другой назидательной литературы
6 регулярное паломничество по святым местамПравильный ответ: №3
Верно!
Материалы для изучения: Таинство Причащения (Евхаристия)
17. Что является источником зла?
1 добро и зло — две равновеликие стороны бытия
2 зло — неправильное использование свободы
3 добро и зло борются между собой, попеременно побеждая друг друга
4 дьявол, ибо все искушения происходят только от него
5 Бог, ибо Он создал человека способным ко злуПравильный ответ: №2
Верно!
Материалы для изучения: О природе зла
18. Кто из перечисленных святых, став христианином, пребывал безгрешным до окончания своей земной жизни?
1 апостолы
2 святители
3 преподобные
4 первоверховные Апостолы
5 никто из перечисленныхПравильный ответ: №5
Верно!
Материалы для изучения: Ошибались ли святые?
19. Что из перечисленного наиболее точно соответствует понятию «осуществление личного спасения»?
1 вера в существование Бога-Троицы, Господа Иисуса Христа
2 регулярное соблюдение правил и обрядовых норм
3 соблюдение заповедей
4 богообщение и богоуподоблениеПравильный ответ: №4
Верно!
Материалы для изучения: Рай
20. Всем ли людям дарована от Бога потенциальная возможность спастись?
1 всем
2 не всем, но лишь тем, кто предопределён ко спасениюПравильный ответ: №1
Верно!
Материалы для изучения: Спасение
21. Ниже представлены представления о смысле жизни основателей буддизма, индуизма, ислама. Выберите тот, которого придерживаются буддисты. (Речь идёт о наиболее многочисленном течении в рамках каждой религии).
1 чёткое исполнение обрядового Закона, которое понимается как поклонение Богу
2 избавление от желаний и страданий, достижение нирваны
3 избавление от кармы, полная утрата индивидуальности и растворение в АбсолютеПравильный ответ: №2
Верно!
Материалы для изучения: Проблема смысла жизни и ее решение в православии и религиозных системах Китая и Индии
22. С кем сравнивает «просто верующих», имеющих веру без дел, апостол Иаков?
1 с атеистами
2 с фарисеями
3 с язычниками
4 с бесамиПравильный ответ: №4
Верно!
Материалы для изучения: «Вера без дел мертва»
23. С чем сравнивал апостол Иаков жизнь человека (Иак.4)?
1 с рекой
2 со льдиной
3 с паромПравильный ответ: №3
Верно!
24. Что значит следовать по стопам Христовым?
1 совершать паломничества по местам земного служения Христа
2 участвовать в Крестных ходах
3 это относилось лишь к слушателям Христа и не касается современных христиан
4 подражать Христу нравственно, духовноПравильный ответ: №4
Верно!
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.
- Пожертвовать
- 78%
- 270 тыс. 0
- 22
Миф о Сизифе и смысле жизни человека — 1303 слов
Каждый человек пытается найти смысл своей жизни. Миф о Сизифе известен как символ бессмысленности человеческого труда. Существует множество различных интерпретаций этого мифа. Имеет ли человеческая жизнь смысл или нет? У Ричарда Тейлора и Альбера Камю разные точки зрения на этот вопрос.
Точка зрения Ричарда Тейлора противостоит античному мифу о Сизифе, предполагающем бессмысленность жизни. Известно, что боги наказали Сизифа за предательство. Его наказание бессмысленно за его работу. Он катит камень на вершину холма, и камень тут же отступает назад, и Сизифу приходится всю жизнь заниматься одной и той же работой. Этот миф представляет собой бессмысленное существование человека. У Сизифа нет никакого смысла жизни в повторяющемся тяжелом труде.
Каждый его день — борьба, и борьба эта бесполезна. Этот миф имеет множество интерпретаций. Считалось, что он символизирует вечный восход и заход солнца, другие понимают его как вечную борьбу человека и неугасимый дух (Тейлор, с. 583). Тейлор интерпретирует миф по-другому.
На самом деле он указывает, что цель Сизифа заключалась именно в том, чтобы закатить камень на вершину холма, но боги делают этот труд бессмысленным в качестве своего рода наказания для него. Результаты могут быть достигнуты только в том случае, если люди упорно трудятся. Общеизвестная истина: «Кот в перчатках мышей не ловит».
Тейлор представляет еще одну картину этого мифа. Он воображает, что если бы «все эти камни, вместо того чтобы катиться на свои места, как будто их и не двигали, были бы собраны на вершине холма и там объединены, скажем, в прекрасный и прочный храм, то исчез бы аспект бессмысленности». (Тейлор, стр. 583).
Люди привыкли видеть результаты своего труда. Если они их не находят, то делают вывод, что все было сделано напрасно. Поскольку мы не наблюдаем таких результатов работы Сизифа, вывод о бессмысленности представляется оправданным. Другая предпосылка, предложенная Тейлором, — это желание работать. Он воображает, что боги, наказывающие Сизифа таким образом, могут вдохновить его на работу. В этом случае, если Сизифу нравится делать то, что он делает, его жизнь счастлива.
С этой точки зрения Сизифу не в наказание катить камень так далеко, как он хочет. В этом случае боги представлены Тейлором как милостивые к судьбе Сизифа. Сизифа можно представить как счастливого человека, который любит катать камни и хочет, чтобы эта работа была бесконечной. На самом деле сущность труда с этой точки зрения не меняется, но сизифова установка представляется в этой предпосылке по-иному.
Тейлор дает определение бессмысленности в своей работе: «бессмысленность — это, по существу, бесконечная бессмысленность» (стр. 584). Любая деятельность имеет смысл, если есть результирующая ее кульминация. Это помогает по-иному взглянуть на миф о Сизифе. Жизнь счастлива, когда в ней есть смысл. Мы можем объяснить сущность существования, если найдем смысл человеческих действий. Жизнь, которая кажется бессмысленной, может обрести смысл для конкретного человека.
Примеров бесконечных повторений вокруг нас множество. Например, восход и заход солнца или регулярно идущие дожди повторяются регулярно и это может показаться бессмысленным по сути самого действия, но мы понимаем важность этих действий. Фактически мы нашли смысл этих действий, и они кажутся нам осмысленными. Жизнь человека связана с природой.
Разница лишь в том, что у нас есть сознание того, что мы делаем и как мы делаем, и это сознание претендует на то, чтобы найти смысл во всем, что мы делаем. У человечества есть история, а у животных нет. Каждое новое поколение отличается от других, но все люди пытаются найти смысл своей полноценной жизни.
На самом деле все человеческие действия имеют смысл, но этот смысл может быть трудно понять другим людям с первого взгляда. Каждое человеческое деяние объяснимо, имеет определенные цели и, как следствие, имеет смысл. Разница в том, что понятие смысла может интерпретироваться каждым человеком по-разному. То, что одному кажется бессмысленным, для другого требует глубокого смысла.
По словам Тейлора, каждая человеческая жизнь напоминает миф о Сизифе. Жизнь людей подобна восхождениям Сизифа, и каждая наша достигнутая цель подобна каждому шагу Сизифа. Разница в том, что когда Сизиф возвращается, чтобы снова подтолкнуть камень, человеческая жизнь заканчивается, и их деятельность продолжается со своими детьми. Сравнение человеческой жизни с шагами Сизифа добавляет бессмысленности человеческой деятельности. Тейлор предлагает взглянуть на эту ситуацию с другой точки зрения.
Как мы можем себе представить, что камни Сизифа могут быть храмом, так и человеческие действия имеют некоторые результаты, но эти результаты кажутся засыпанными песком пирамидами по сравнению с вечностью (Тейлор, стр. 586). Есть много уцелевших руин, которые могут иметь значение для прошлых поколений. Возможно, найдутся люди, у которых хватило бы смысла построить большой дом, который сегодня представляет собой руины. Каждый маленький кусочек хлама был в прошлом ценной вещью со своим особым значением. На самом деле вся человеческая цивилизация имеет такую же судьбу, как Сизиф, но это не значит, что наша жизнь бессмысленна.
Тейлор указывает, что смысл жизни человека тесно связан с желаниями и чувствами. Очень важно, чтобы работа, которую делают люди, нравилась им. Если люди любят дело, которым занимаются всю жизнь, то их жизнь имеет глубокий смысл именно для таких людей, как в случае с Сизифом. На самом деле можно найти смысл в каждом человеческом действии. Жизнь Сизифа также может иметь смысл, если мы найдем этот смысл. Если человек что-то делает, его действия можно объяснить. Одни действия могут казаться другим бессмысленными, поскольку наши чувства и желания иррациональны.
У Альбера Камю другая точка зрения. Он считает человеческую жизнь абсурдной, проводя параллель между мифом о Сизифе и человеческой жизнью. Он находит этот миф трагичным в меру сознания Сизифа и осознает всю бессмысленность этой ситуации. Если все кажется таким значимым, это не будет для него наказанием.
Камю указывает, что следует помнить, что первичная интерпретация этого мифа предполагает бессмысленность жизни, поскольку она есть кара богов. Хотя деятельность человека имеет результаты, эти результаты временны. Если мы посмотрим на всю Землю с учетом понятия вечности, то поймем, что все наши действия бессмысленны в глобальном смысле.
Вся человеческая жизнь – это стремление человека к достижению своих целей. Люди упорно трудятся, чтобы воплотить свои мечты в жизнь. Когда они понимают, чего они добились своим трудом, они не успевают этим насладиться, поскольку смерть отнимает у них все эти достижения (Камю, с. 579).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существуют разные толкования мифа о Сизифе. Мы представили две противоположные точки зрения, а именно поиск Ричардом Тейлором смысла в этом мифе и в человеческой жизни и убеждение Камю в бессмысленности всего земного. Что касается меня, то я поддерживаю точку зрения Ричарда Тейлора, поскольку каждое человеческое действие имеет смысл. Даже человеческие чувства и желания могут придать смысл нашей жизни.
Камю, Альбер. «Миф о Сизифе» Философское значение : 578-571. Распечатать.
Тейлор, Ричард. «Есть ли смысл в жизни?» Философское значение : 582-588. Распечатать.
Эта оценка «Миф о Сизифе и смысле человеческой жизни» была написана и представлена вашим коллегой студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите публиковать свою работу на IvyPanda.
Запросить удаление Требуется образец пользовательской оценки , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?
807 сертифицированных писателей онлайн
ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ
словосочетание человеческого существования | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с существованием.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Это история, в которой человеческое существование ухудшается, становится менее осмысленно связанным с миром или с другими социальными индивидуумами.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, один из способов думать о человеческом существовании во времени состоит в том, чтобы сказать, что мы постоянно передаем себе набор возможностей.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Другими словами, именно вопросы без ответов задают пределы человеческих возможностей, описывают границы человеческого существования . 101.
Из Кембриджского корпуса английского языка.
Это основа жизни, самое сердце нашего человеческого существования , и, безусловно, пришло время сосредоточить на нем наши навыки.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Это испытание индивидуальной воли и силы духа, на котором выжившие бойцы учатся ценить мимолетную радость человеческого существования .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Работа представляет собой метафору, которая изображает тонкие преобразования (или трансмутации) в человеческом существовании , вызванные всепроникающими новыми технологиями.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, анализ человеческого существования был анализом его «неподлинности», его состояния, когда он никогда не был по-настоящему своим.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В течение восьми глав книга дает драматическое описание связей между человеческим существованием , лесной экосистемой и экономикой.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Темпоральность занимает центральное место в человеческом существовании , и три экстаза временности (прошлое, настоящее и будущее) удерживаются вместе заботой.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он утверждает и демонстрирует, что самость сохраняется даже при тяжелом слабоумии, поскольку является воплощенным измерением человеческого существования .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Основываясь на краткой хронологии человеческого существования , было мало места ни для культурной, ни для языковой эволюции.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Какие индивидуальные условия могут поставить под угрозу достижение центральных элементов человеческого существования и благополучия?
Из Кембриджского корпуса английского языка
Феноменологическое пространство включает пространство жизненного пространства человека, поскольку оно помогает установить наши отношения с человеком само существование .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Всякая деятельность оказывается противоречивой в этом противоречии между непрекращающимся стремлением и ограниченностью человеческого существования .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Его мышление сочетало индивидуализм с чувством исторической случайности человек существование в обществе.