Воспитание в процессе обучения психология: Психология обучения и воспитания

11. Воспитание в процессе обучения

Главная страница =>педагогика=>оглавление

В главе о сущности и закономерностях воспитания подчеркивалось, что обучение и воспитание в узком смысле находятся в неразрывном единстве. Прежде всего обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию культуры умственного труда. В процессе его учащиеся овладевают умениями и навыками учебной работы и совершенствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как отмечено выше, развивают свое мышление, память, творческие способности.
Но главным в этом процессе является воспитание научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Решение этой задачи требует от учителя специального внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает достаточно выразительно и деятельность учащихся непосредственно направляется на их раскрытие, то заключенные в этих знаниях мировоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидностью не выступают.

Здесь необходимы определенные усилия учителя. Специального освещения, например, требуют идеи об эволюции животного и растительного мира, о «вечности» и «несотворимости» материи и энергии и т.д.
Не меньше внимания требуется от учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися морального и эстетического содержания изучаемого материала как условии формирования у них нравственных и эстетических взглядов и убеждений. Все эти вопросы будут детально раскрыты в главах о воспитании у учащихся научного ми-ровоззрения и нравственных качеств.
Надо, однако, подчеркнуть, что раскрытие мировоззренческого и морально-эстетического содержания изучаемого материала не представляет собой особой ступени или стадии процесса обучения. Оно выступает как органическая часть осмысления и усвоения знаний и выработки практических умений и навыков. Разъясняя факты и теоре-тические обобщения и проводя работу с учащимися по применению усвоенных знаний на практике, учитель одновременно должен добиваться глубокого осмысления и прочного овладения ими мировоззренческими и морально-эстетическими идеями и выводами.

Обстоятельное усвоение материала данной главы имеет большое значение для осмысления дальнейших вопросов, связанных с дидактическими и методическими основами организации обучения.
Литература для самостоятельной работы
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М., 1986.
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М., 1977.
Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. – М., 1970.
Оконъ В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. Л .Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М., 1990.
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М, 1989.
Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. – Мн. , 1975.
Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.

Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

Главная страница =>педагогика=>оглавление

Психология обучения и воспитания

Понятие психологии обучения

Психологию обучения можно отнести к наиболее развитым и интенсивно развивающимся отраслям педагогической психологии, имеющей собственные задачи, которые по традиции разрабатываются с помощью специальных исследований. Одна из центральных задач психологии обучения в качестве части педагогической психологии представлена изучением механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков. Наука отвечает на вопрос, как усваивается информация и как происходит ее превращение в личностное приобретение в виде знаний, каким образом у человека происходит формирование и развитие умений и навыков? Подобные вопросы и понятия обладают принципиальным значением для образовательной практики, что специально исследуется психологией обучения.

Замечание 1

Механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков в большей степени зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или учеников. По этой причине задача исследований структуры данных различий по традиции считается главнейшей проблемой психологии обучения.

Задачи психологии обучения

Психология обучения рассматривает механизмы и законы развития когнитивных функций в ходе обучения. Как научный, так и практический интерес представляют проблемы влияния учебной деятельности на интеллект и креативность, развития в образовании мышления, памяти, внимания и прочих когнитивных функций, которое чаще всего рассматривают в качестве гарантии успеха в дальнейшем обучении. По этой причине овладение механизмом и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности представляет собой важную проблему образовательной практики и предмет внимания педагогической психологии. С общественной позиции наиболее желательной является тенденция к постепенной трансформации развития личности в образовании в процесс саморазвития, поэтому задача исследования механизмов и законов этой трансформации может являться одной из самых важных в психологии обучения.

Исследование связи особенностей психического развития личности и целей, характера содержания, форм организации, методов и средств образовательной деятельности также включено в интересы педагогической психологии. Сам процесс разработки содержания, методов и средств включен в традиционные задачи педагогической психологии и педагогики, при этом отклик в психике ребенка, который получают рассматриваемые усилия, в полной степени исследует лишь педагогическая психология. Одна из базовых задач педагогической психологии состоит в мотивации учения, поскольку, не зная мотивы учебной деятельности, совокупность рассуждений о возможности освоения природы учения не имеет смысла. Для педагогической психологии всегда имели большое значение вопросы о возможности целенаправленного формирования мотивации учения, воздействии на мотивацию учебной деятельности учащихся. Данная проблема по большей части соприкасается с проблематикой психологии воспитания.

Задачи и особенности психологии воспитания

Определение 1

Психология воспитания — автономный раздел педагогической психологии, призванный изучать самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы.

Эти вопросы касаются функционирования механизма социально-культурного развития личности в среде образования, закономерностей, которым подчинено психосоциальное развитие учащихся. Самым важным для этого раздела является вопрос о законах формирования нравственно-эстетических идеалов личности. Также важность представляют вопрос и о влиянии образовательной среды на формирование мировоззрения, о формировании и действии механизмов становления «Я-концепции» личности в практике образования индивида. Решение подобных задач значительно детерминировано возрастными и индивидуальными различиями. И если на начальном этапе своего развития педагогической психологией исследовалось действие этих механизмов и законов только в отношении детского возраста, то в последнее время все больший интерес специалисты проявляют к характеру течения этих процессов у взрослых людей. Не менее важной для психологического воспитания считается задача по определению связи уровней интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учащихся.

Проблема существования закономерных связей между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности, интересовала не только психологов, но и педагогов и специалистов, которые занимаются другими науками, изучающими человека.

Замечание 2

Вопрос о том, каким образом процесс развития личности трансформируется при воспитании в саморазвитие, осуществляемое уже через самовоспитание, представляет безусловный интерес. Именно психология воспитания исследует его характер.

Течение воспитательного процесса, включая и процесс формирования основных психических новообразований личности, детерминируется не только через внутренние (возрастные, индивидуальные и т.п.), но и с помощью ряда внешних факторов. Формально они располагаются за рамками изучения психологии, но, тем не менее, педагогическая психология не может не интересоваться ими. Данная область представляет собой зону совместных интересов педагогической психологии и педагогики.

Вывод

Исследование связи целей, содержания, форм, методов обучающего и воспитывающего воздействия представляет собой одну из важных задач педагогической психологии.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Психология педагогического воздействия

Следующая статья

Основные задачи и разделы психологии

  • Введение в проблематику педагогической психологии
  • Деятельность учителя и учащихся в обучении
  • Причины неуспеваемости школьников
  • Психология человека
  • Психолого-педагогическая антропология
  • Все темы по психологии
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Все предметы

Узнать подробнее

  • традиционная медицина в фольклоре

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      11 марта 2023 г.

    • Стоимость:

      1 900 руб

    Заказать такую же работу

  • для автора МО Нестереня О

    Заказать такую же работу

  • Характеристика роли отца у подростков с выраженной неудовлетворнностью внешностью

    Заказать такую же работу

  • Профессиональное психологическое консультирование

    Заказать такую же работу

  • эссе про интернациональную команду космического корабля

    • Вид работы:

      Эссе

    • Выполнена:

      13 июня 2021 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу

  • задание на выбор

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по литературе русской

    Роль педагогической психологии в обучении

    Педагогическая психология — новая отрасль психологии, которая стала довольно популярной в последние несколько лет. Он применяет психологические принципы, чтобы понять, как люди учатся. Мозг каждого человека воспринимает информацию по-своему. Знание того, как работает разум человека, чтобы помочь ему лучше понять концепции, приближает нас к достижению наилучшего результата. Здесь на помощь приходит педагогическая психология, которая улучшает результаты обучения и процессы обучения.

    Эта отрасль психологии стала еще более важной в настоящее время. Каждый ученик старается преуспеть в обучении. Кроме того, обучение не ограничивается только образованием, но и на рабочем месте. В повседневной жизни всегда есть что-то новое, чему можно научиться, будь то обучение вождению, приготовление пищи или программирование. В этом жестко конкурентном пространстве образования педагогическая психология становится все более актуальной в нашей жизни.

    Сфера педагогической психологии в обучении

    Педагогическая психология полезен во многих областях. Тем не менее, давайте подробно изучим его масштабы, когда речь идет конкретно об обучении:

    Развитие учащегося: Педагог-психолог пытается понять внутренние черты учащегося, жизненный опыт с детства до настоящего времени и их поведение в различных ситуациях. ситуации. Эти идеи помогают им адаптировать учебные программы, подходящие для учащегося, поддерживая его общее развитие.

    Эффективный опыт обучения: Педагогическая психология находит способы сделать процесс обучения эффективным и приятным. Это помогает решить, какой опыт требуется на каком этапе развития учащегося, чтобы он усвоил соответствующие концепции в подходящем возрасте.

    Развитие процессов обучения: Педагоги-психологи играют важную роль в разработке новых процессов обучения в зависимости от индивидуальных характеристик и навыков. Это может включать поиск новых способов запоминания, рассуждения, мышления, восприятия или решения проблем.

    Внешняя среда: На результаты обучения также влияет внешняя среда, а не только индивидуальные характеристики. Классная среда, динамика команды, коммуникативные навыки и способ обмена знаниями — все это факторы, влияющие на их способность к обучению. При наличии подходящей среды человек может учиться и работать в меру своих способностей. Педагогическая психология помогает создать полезную среду для обучения.

    ● Развитие личности: Педагогическая психология может формировать развитие личности ребенка с самого раннего возраста. Правильные методы и среда в классе, основанная на психологических принципах, способствуют общему развитию ребенка.

    Психическое благополучие: Мир стал местом конкуренции и стресса. Чтобы не отставать, мы забываем о своем психическом здоровье и в конечном итоге чувствуем себя подавленными или выгоревшими. Это стало печальной реальностью и для сегодняшних школьников. Педагог-психологи могут прийти на помощь, предоставив надлежащее руководство и простые способы обучения. Это распространяется и на рабочее место, где людям может понадобиться консультация для решения проблем.

    Адаптация к меняющейся образовательной среде: Способы преподавания в школах также меняются. Умные классы и онлайн-обучение быстро заменяют традиционные классные комнаты. Чтобы адаптироваться к этим изменениям, необходимы исследования новых методов преподавания и обучения. Педагогическая психология также исследует, как технологии могут способствовать образованию.

    Разработка изменяющейся учебной программы: Педагогическая психология также помогает переосмыслить школьную программу и решить, как можно давать инструкции учащимся с максимальной пользой. В наши дни существует множество вариантов подготовки учебного материала в виде аудио, видео, викторин, презентаций, тематических исследований и т. д. Педагогическая психология ищет наиболее эффективную комбинацию этих вариантов, чтобы сделать обучение продуктивным.

    Перепланировка обучения для людей с особыми потребностями: Педагогическая психология также помогает в разработке новых методов обучения для людей с особыми потребностями.

    Чем занимаются педагоги-психологи?

    Педагоги-психологи пытаются понять методы обучения людей в различных условиях — школах, офисах или мастерских — и затем разрабатывают более эффективные методы обмена знаниями или инструкциями. Они помогают людям изучать концепции в упрощенной форме.

    Педагоги-психологи также пытаются найти ответы на такие вопросы, как «Как культура влияет на процесс обучения?» «Влияет ли возраст на нашу способность осваивать новые навыки?» «Чем онлайн-обучение отличается от обучения в классе?»

    Они могут работать с учителями и родителями над улучшением обучения ребенка, а также в качестве исследователей или консультантов в университетах, государственных и корпоративных организациях. Сфера педагогической психологии обширна. По мере того, как все больше людей и организаций осознают его преимущества, это обязательно возрастет.

    Педагоги-психологи внесли известный вклад в различные области, такие как образование, исследования, политика и общество. Давайте рассмотрим трех человек, которые добились значительных успехов в области педагогической психологии:

    ● Говард Гарднер, профессор Гарвардской высшей школы, хорошо известен своей теорией множественного интеллекта. Он заявил, что существует множество форм интеллекта, таких как эмоциональный интеллект, спортивный интеллект, художественный интеллект и многие другие, о которых мы, возможно, даже не знаем.

    ● Мейми Фиппс Кларк, выпускница Колумбийского университета, известна своим «кукольным исследованием», в ходе которого она изучала влияние разделения школ на афроамериканских детей. Она обнаружила, что дети ассоциировали положительные черты со светлыми куклами, а не с куклами темного цвета, которые были похожи на них. Ее работа привела к тому, что Верховный суд США принял прогрессивное решение о прекращении разделения школ по расовому признаку.

    ● Ирене Монтеро Хиль, студентка педагогического факультета психологии из Испании, впоследствии стала министром по вопросам равноправия в Испании. Она работает над достижением равных возможностей для людей независимо от пола, расы, возраста или инвалидности.

    Подводя итог, можно сказать, что сфера педагогической психологии в значительной степени связана с пониманием поведения при обучении. Это внесло значительный вклад в улучшение системы образования. Он также рассматривает каждого человека, участвующего в процессе обучения. Таким образом, педагогическая психология способствует развитию детей в ответственных и хорошо образованных взрослых, что, в свою очередь, ведет к благополучному обществу.


    Роль педагогической психологии в обучении

    В этом блоге мы познакомим вас с педагогической психологией, включая ее роль в обучении.

    Современная система образования очень сложна. Ни одна стратегия обучения не эффективна для всех. Из-за этого педагогическая психология / психологи уделяют большое внимание выявлению и исследованию различных стратегий обучения, чтобы понять, как люди усваивают и сохраняют новую информацию.

    Запустить онлайн-курс

    ВАШ КОНТЕНТ ГОТОВ? ГРАФИКА ЭТО ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО НАЧАТЬ!

    Педагоги-психологи используют концепции человеческого развития, чтобы лучше понять процесс обучения учащихся и улучшить процесс обучения. Взаимодействие, которое они имеют с преподавателями и студентами в классе, является важным компонентом их занятости, но не единственным аспектом. Обучение — это непрерывный процесс. Люди учатся и за пределами классной комнаты, например, на работе, в социальных сетях и даже при выполнении рутинных обязанностей, таких как работа по дому или поручения.

    Давайте сначала разберемся со значением педагогической психологии.

    Содержание

    Что такое педагогическая психология?

    Исследование того, как учащиеся учатся, включая стратегии обучения, процессы обучения и индивидуальные характеристики обучения, известно как педагогическая психология. Понимание того, как люди приобретают знания и сохраняют их, является целью.

    В дополнение к социальной, эмоциональной и когнитивной деятельности, необходимой для обучения на протяжении всей жизни, эта область психологии также изучает процессы обучения, происходящие в раннем детстве и подростковом возрасте.

    Психология развития, поведенческая психология и когнитивная психология — некоторые из других областей, которые входят в область педагогической психологии.

    Запустить онлайн-курс

    ВАШ КОНТЕНТ ГОТОВ? ГРАФИКА ЭТО ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО НАЧАТЬ!

    Роль педагогической психологии в обучении

    Область педагогической психологии имеет множество применений. Тем не менее, давайте более подробно рассмотрим его уникальные возможности в отношении образования:

    Рост учащегося

    Педагог-психолог прилагает усилия, чтобы понять врожденные характеристики учащегося, прошлый и настоящий опыт и поведение в различных контекстах. С помощью этих идей они могут создавать планы обучения, которые помогают общему развитию учащегося.

    Эффективный образовательный опыт включает

    Целью педагогической психологии является создание увлекательной и эффективной учебной среды. Это помогает определить, какое воздействие необходимо на каком этапе развития учащегося, чтобы он усвоил правильные идеи в нужном возрасте.

    Развитие процесса обучения

    Основываясь на чертах и ​​способностях личности, педагоги-психологи играют важную роль в развитии новых процессов обучения. Это может включать разработку новых стратегий запоминания, логики, мышления, восприятия и решения проблем.

    Внешняя среда

      Помимо индивидуальных особенностей, на результаты обучения влияет и внешняя среда. На их способность к обучению влияют различные элементы, в том числе:

    • Учебная среда в классе, 
    • Динамика команды, 
    • Коммуникативные способности и 
    • Обмен знаниями.

    Учащийся может понимать и работать с максимальной отдачей, если он находится в соответствующей среде. Педагогическая психология необходима для создания благоприятной среды для обучения.

    Запустить онлайн-курс

    ВАШ КОНТЕНТ ГОТОВ? ГРАФИКА ЭТО ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО НАЧАТЬ!

    Эволюция личности

    С самого раннего возраста педагогическая психология может влиять на развитие личности ребенка. Полному развитию ребенка способствуют соответствующие методы обучения и обстановка в классе, основанная на психологических идеях.

    Хорошее психическое здоровье

    Мир стал агрессивным и требовательным. Мы пренебрегаем своим психическим здоровьем, пытаясь не спать, что заставляет нас чувствовать себя несчастными или истощенными. Страшный факт в том, что это теперь реальность для сегодняшних школьников. Педагоги-психологи могут помочь, предложив соответствующие направления и простые методы обучения. Это также относится к рабочему месту, где людям может потребоваться консультация, чтобы справиться с трудностями.

    Адаптация к меняющейся образовательной среде

    Методы обучения, используемые в школах, также развиваются. Традиционная структура обучения быстро заменяется умными классами и онлайн-обучением. Чтобы приспособиться к этим изменениям, необходимы исследования новых подходов к преподаванию и обучению. Педагогическая психология исследует потенциал технологий для улучшения образования.

    Создание сменной учебной программы

    Педагогическая психология помогает изменить учебную программу для класса и выбрать наилучшие способы передачи знаний учащимся. Современные учебные материалы можно создавать различными способами, в том числе:

    • Audio,
    • Видео,
    • Veizzes,
    • Презентации,
    • тематические исследования и т. Д.

    , чтобы сделать эффективное обучение, воспитывающее психологию ищут наиболее эффективные микс из этих возможностей.

    Модернизация обучения для учащихся с особыми потребностями

    Психология поддерживает разработку инновационных стратегий обучения для учащихся с особыми потребностями.

    Запустить онлайн-курс

    ГОТОВ СОДЕРЖАНИЕ? ГРАФИКА ЭТО ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО НАЧАТЬ!

    Предметные области педагогической психологии

    Психологи углубляются в понимание процесса обучения, от ресурсов, которые используют учителя, до уникальных потребностей детей. Ниже приведены некоторые области изучения педагогической психологии:

    • технологии электронного обучения исследуют образовательные преимущества различных форм технологий для учащихся
    • Уроки проектирования: создание эффективного образовательного контента
    • Специализированные инструкции помогают детям, которым может потребоваться специальная подготовка.
    • Разработка учебного плана Курсовая работа должна быть разработана таким образом, чтобы оптимизировать процесс обучения.
    • Обучение внутри организации означает изучение того, как люди учатся на рабочем месте и в других организационных контекстах.
    • Одаренные учащиеся: помощь учащимся, признанным талантливыми.

    Запустить онлайн-курс

    ВАШ КОНТЕНТ ГОТОВ? ГРАФИКА ЭТО ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО НАЧАТЬ!

    Чем занимаются педагоги-психологи?

    Педагоги-психологи стремятся понять, как люди учатся в различных условиях, таких как классы, рабочие места или мастерские, чтобы улучшить способы передачи информации. Они помогают людям понять темы более простым способом.

    Кроме того, педагоги-психологи ищут решения таких проблем, как:

    1. Как культура влияет на процесс обучения?
    2. Возраст затрудняет приобретение новых навыков?
    3. Чем онлайн-обучение отличается от традиционного обучения в классе?

    Они могут сотрудничать с педагогами и родителями, чтобы помочь детям лучше учиться, или они могут работать исследователями или консультантами в академических учреждениях, государственных учреждениях и коммерческих предприятиях. Педагогическая психология охватывает много вопросов. Это неизбежно будет расширяться по мере того, как все больше людей и организаций узнают о его преимуществах.

    В заключение отметим, что основное внимание педагогической психологии уделяется пониманию учебного поведения. Он внес огромный вклад в систему образования. Он также принимает во внимание каждого, кто является частью учебного процесса. Поэтому педагогическая психология помогает детям вырасти ответственными, интеллигентными личностями, что, в свою очередь, способствует продуктивному обществу.

    Запустить онлайн-курс

    ВАШ КОНТЕНТ ГОТОВ? ГРАФИКА ЭТО ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО НАЧАТЬ!

    Постройте свою карьеру с Graphy и монетизируйте свои навыки

    Если вы хотите зарекомендовать себя как педагог-психолог или учитель, то нет ничего лучше, чем Graphy. Графика — выбор более 40000 создателей. Это универсальное решение для людей, которые хотят развивать и монетизировать свои навыки и опыт.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *