Смысл и цель жизни человека философия: Смысл жизни как проблема философии

Философские подходы к пониманию смысла жизни

Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.

Важность проблемы

Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.

Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».

Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.

Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.

Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.

Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:


  • Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
  • Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
  • Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
  • Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.

Основные философские концепции смысла жизни

Гедонизм

Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».

Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.

Эвдемонизм

Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.

Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, стремление к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.

Утилитаризм

Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.

Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.

Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.

Прагматизм

Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.

Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.

Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.

Этика долга

Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.

Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.

Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.

Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.

Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.

Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Цель и смысл жизни человека

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Смысл жизни

1.1 Три уровня высших ценностей

2. Осмысленность и бессмысленность

2.1 Бессмысленность

.2 Осмысленность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В данной контрольной работе я решила рассмотреть проблему смысла жизни, так как считаю ее актуальной для человека на любом этапе возрастного развития. Смысл — это то, чем человек воодушевляется для жизни — может быть найден и в старости, и в болезни, и в ситуации, кажущейся тупиковой. «Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя». Проблему смысла жизни изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне. В различные эпохи проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: «Для чего жить?». Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько. Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые — достижение максимальных наслаждений, вторые — достижение счастья.

Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. В современной христианской православной традиции провозглашается: «человек не имеет границ своей человеческой природе». Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы. Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей.
Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание. Поэтому, категорию «смысл жизни» можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие.

Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

1. Смысл жизни

Смысл жизни — это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.

Франкл показывает в своих работах, что смыслоутрата и типичная для нее депрессия настигает как индивидов, находящихся в условиях крайних лишений, так и тех, кто сыт, благополучен и чьи интересы и амбиции во многом удовлетворены. Характерной для современного западного общества стала именно разочарованность людей состоятельных, которым, казалось бы, жить да жить в свое удовольствие. Видимо, проблема упирается здесь в то, что удовлетворение низших, чисто материальных потребностей еще не дает смысла жизни, и человеческая душа высших ценностей, прикосновения к предельным основаниям действительности, ответа на «последние» вопросы.

Человек не только «психика», но и дух.

Смысл понимается В. Франклом как тот «духовный объект», к которому в самых разных обстоятельствах стремится человеческая душа, и из его работ можно вынести несколько важных тезисов для понимания роли смысла в человеческой жизни:

Стремление к смыслу — ценность для выживания. Собственно, когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние цели и ценности, то достояние, которое у него было. Это случается в условиях войны, вражеского плена, крутого изменения судьбы, утраты близких и т. д. Индивид бывает подорван физически и морально неблагоприятными переменами в своей жизни, и тогда, как показывает Франкл, поиск и нахождение нового смысла или актуализация прежних смыслов может помочь человеку выжить, — сохранить себя физически и психически, выдержать все трудности: бедность, болезнь, враждебность окружения.

У Ф. Ницше есть такое высказывание «У кого есть «зачем» жить, может выдержать почти любое «как». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.

Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл нельзя дать, его нужно найти. Это невозможно, потому что смысл — не вещь. Человек сам придает действительности смысл, никто не может сделать это за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла — не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Смысл вдруг открывается нам на фоне действительности.

Смысл может быть найден, но не может быть создан. Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он — результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.

Поиск смысла не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы, которым люди отличаются от животных. Необходимо отметить, что отношения смысла и счастья не симметричны. Если счастье невозможно без смысла, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судьбы. Хотя, переживание смысла связано с положительными эмоциями, оно не гарантирует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета. Смысл жизни можно видеть в борьбе «до победного конца», в терпеливом и смиренном выполнении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, то есть в «вещах» трудных. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не приходится по чисто объективным причинам. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Другой вопрос, что когда его нет, то его трудно обрести. Зато когда он есть, его ничем не одолеешь.

.1 Три уровня высших ценностей

Итак, каким же образом смыслы живут и функционируют в культуре? Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях.

Первый уровень — ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в XX веке существовали государства, практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами «светской религии»: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как в высшую «земную правду», определяющую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень — ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Этнонациональные ценности: традиции, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального лица народа. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь.

Третий, очень богатый по содержанию уровень представлен ценностями личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включаются здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, творчество, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми. В восточных культурах особо ценным является созерцание, эстетическое отношение к миру.

В реальной жизни все виды ценностей — а значит, и смыслов — тесно связаны и переплетены, они не отстоят механически друг от друга, составляют единый сплав.

Чем более иерархическим и деспотическим является общество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои «высшие ценности». Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться: они делают это, порой превозмогая себя, во имя Господа или Родины, во имя того, что и другие считают важным и значимым.

Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей. Собственно, распространение рыночного общества практически на всю планету, широкая демократизация во многих странах, утрата массовым сознанием религиозности привели к кризису старых смыслов, поставили многих людей перед непривычным и непонятным для них поиском: поиском смысловым.

Однако «смыслы, задаваемые обществом через ценности», — это еще не вся полнота смысла. В свое время советский психолог А.Н. Леонтьев много внимания уделил «личностным смыслам» — той интерпретации, которую претерпевают в индивидуальном сознании «смыслы внешние», официальные. Мы можем принять провозглашаемого обществом Бога как своего, как «внутреннее Ты», а можем не принять. Можем испытывать гордость по поводу целостности неделимого государства, а можем не испытывать.

Смысл так или иначе связан с внешним, но он у каждого — свой.

2. Осмысленность и бессмысленность

Смысл — то, чем человек воодушевляется для жизни — может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.

Смысл — это не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл — всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное (мы не зря сказали выше, что без него человек не может быть счастливым). Сравним коротко состояние осмысленности и бессмысленности, чтобы лучше понять, в чем именно выражается «наличие смысла жизни».

.1 Бессмысленность

Бессмысленность можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

Скука. Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блеклые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука — это дефицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.

Депрессия, тоска, раздражение.

Отсутствие значимых целей. Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.

Собственная незначительность, ненужность в субъект-субъектных отношениях, личностное одиночество, покинутость и оставленность другими людьми.

Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.

Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.

Так как либо сами цели эти «бессмысленны», либо, по крайней мере, остается нерешенным и спорным вопрос об их «осмысленности», — вся человеческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, наподобие кружения «белки в колесе», набора бессмысленных действий, которые неожиданно, вне всякого отношения к этим целям, ставимым человеком, и потому тоже совершенно бессмысленно, обрываются смертью.

.2 Осмысленность

философский смысл жизнь экзистенциальный

Наличие смысла жизни описывается через такие моменты как:

Спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего «интересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.

Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла проявляется в радости, которая, на первый взгляд, может казаться беспричинной. На самом же деле смысл является важнейшим ее источником. Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.

Целеустремленность. Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережитых как свои, желанные, значимые. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние.

Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Чувство единения и гармонии. Осмысленность основывается на идентификации со «своим кругом», на переживании единых взглядов и интересов. Люди, которые потеряли всякий «свой круг» и которым нет «для чего» и «для кого» жить, теряют смысл жизни, а с ним и всякий жизненный пафос. Другой вопрос, что идентификация может быть разной: можно отождествлять себя не только с современниками, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью «интеллектуальных сил эпохи» и утверждать своей жизнью некоторые ценности, характерные для этого «незримого колледжа». В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности.

Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную жизнь, как бы придает ей солидность, направленность, оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он «вправе быть» и «вправе быть таким, как он есть».

Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

«Жизнь человека по своей сути никогда не может быть бессмысленной. Человеческое существование полно смысла до самого конца — до самого последнего вздоха». Смысл — это то, чем человек воодушевляется для жизни — может быть найден и в старости, и в болезни, и в ситуации, кажущейся тупиковой. «Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Жизнь человека по своей сути никогда не может быть бессмысленной. Человеческое существование полно смысла до самого конца — до самого последнего вздоха».

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя. Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Сегодня человек во всем мире особенно тяжело страдает от ощущения утраты смысла. Вакуум смысла при наличном бытие рождает неврозы или безразличие, апатию или агрессию, а в конечном счете ведет к душевному или реальному самоубийству. Без стремления к высшему содержанию жизнь оказывается тяжкой обузой и суетой.

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения. Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшее — это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни. Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Золотухина-Аболина Е.В. Современная Этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. — Ростов н/Д., изд. центр «МарТ», 2000. — с. 441

.Коваль Б. И. Смысл жизни (мнения и со-мнения). — М.: ООО «Соверо — Принт», 2001. — с. 493

.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль. — с.252

.Маслоу А. Психология бытия.- М., 1997. — с. 304

.Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — с. 368

.Философия: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. — с. 576

Теги: Цель и смысл жизни человека  Контрольная работа  Философия
Просмотров: 35575
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Цель и смысл жизни человека

Философская сессия 2 — Возлюбленная

Пэт Уэлен на Unsplash

Краткое изложение философии Сессия 2

Бросна · Возлюбленный — Философия — Сессия 2 — Цель жизни и этика Аристотеля

Аристотель — кем он был?

Аристотель был греческим философом. Его идеи, обнаруженные тысячелетия назад, по-прежнему актуальны для нас в 21 веке. Философ Роберт Дж. Андерсон писал: «Нет древнего мыслителя, который мог бы более прямо говорить о проблемах и тревогах современной жизни».

Счастье — это смысл и цель жизни всего человеческого существования

Прежде чем мы сможем понять и принять утверждение Аристотеля, нам нужно в первую очередь узнать, что такое человеческое существование. Каковы отличительные характеристики или черты человека?

Жизнь и питание, чувственное восприятие — все это функции человеческой жизни, но не присущие только нам. Аристотель считал, что действительно отличительной чертой людей является наша способность думать и рассуждать. Он считал, что цель или цель нашей мыслительной способности, нашей рациональности состоит в том, чтобы открывать и делать то, что хорошо. Откуда во всем этом счастье? Высшим благом для человека, как сказал бы Аристотель, является счастье. Высшим благом, целью или назначением наших действий является счастье — каждый хочет быть счастливым.

Чем не является счастье

Аристотель отвергает идею о том, что счастье связано с материальным благополучием, деньгами и богатством. Счастье также не может быть сведено к эмоциональному расположению, чувству счастья. Счастье — это не то же самое, что удовольствие или наслаждение.

Удовольствие и наслаждение являются следствием определенных действий, чувств или ощущений. Точно так же счастье не в славе, власти или только в знании. Согласно Аристотелю, если мы хотим быть по-настоящему счастливыми и процветать как люди, выбор и творение добра может быть единственной целью нашей жизни, поскольку именно это позволяет нам процветать как людям и быть счастливыми.

Правильный выбор ведет к счастью

Аристотеля больше заботит человек, совершающий действие – Каким человеком я хочу быть? И хочу ли я быть тем человеком, о котором говорят мои действия? Лучший способ достичь счастья — это поразмышлять и подумать о том, как жить хорошо, делать выбор и действовать соответственно. Счастье — это деятельность, практика добродетели, это имеет решающее значение для хорошо прожитой жизни.

Добродетелью считается хорошая черта характера, жизненный навык, привычка, характер , который стал частью того, кто вы есть, и того, как вы действуете. Добродетели требуют времени, испытаний, усилий и многих неудачных попыток приобрести. У Аристотеля было 12 основных ценностей добродетелей, которые дают всестороннее, полное представление о человеке.

Золотая середина

Для Аристотеля добродетель заключается в умеренности, резюмированной в известной всем нам фразе «Все хорошо в меру». Гнев — это хорошо или плохо, добродетель или порок? Аристотель предполагает, что это зависит от того, присутствует ли он в правильном количестве. Добродетель не противоположна пороку; это средний путь между двумя связанными пороками.

Так как же узнать, что является добродетельным в данном стечении обстоятельств? Аристотель ссылается на знаменитое греческое изречение, начертанное на храме Аполлона, : «Познай самого себя». Пристальное внимание к своему внутреннему состоянию, как предполагает Аристотель, помогает определить середину, срединный путь. Аристотель — придавал большое значение отношениям, чтобы практиковать добродетель.

Аристотелевский процесс принятия решений

Аристотель считает, что принятие правильных решений является ключевой частью хорошей жизни. У него была формула принятия решений, сводившаяся к трем «Правила»

  1. , заняв свое время

  2. Проверка информации

  3. Ищу «Эксперты»

Философия — Good Life: Aristotle

Жизнь, философияЛюбимая команда Выбор редакции

0 лайков

Смысл и цель жизни

Имеет ли жизнь в конечном счете смысл?

Всю свою жизнь я изо всех сил пытался напрячь свой разум до предела, пока он не начал скрипеть, чтобы создать великую мысль, которая могла бы дать новый смысл жизни, новый смысл смерти и утешить человечество. . ~ Никос Казандзакис

Вопрос о смысле жизни — самый фундаментальный вопрос человеческого существования. Ответы на этот вопрос бывают разными: сверхъестественных сторонников утверждают, что смысл исходит от бога или богов; скептиков сомневаюсь, что ответ на этот вопрос существует или что мы могли бы знать ответ, даже если бы он был; нигилистов утверждают, что жизнь не имеет смысла; в то время как натуралистов утверждают, что мы (субъективно) создаем свой собственный смысл или находим смысл в (объективно) хороших вещах в мире. Ни один из этих ответов не является полностью удовлетворительным.

Религиозные ответы традиционно являются самыми популярными, но они зависят от проблемных философских предположений о природе и существовании сверхъестественного царства. Короче говоря, религиозные утверждения могут быть просто ложными. Но даже если религиозные утверждения верны, неясно, как религия обосновывает смысл. Например, вы можете сказать, что участие в Божьем плане придает вашей жизни смысл, но как? Быть частью плана ваших родителей или вашей страны не обязательно. Или вы можете сказать, что ваш Бог просто излучает смысл. Но если вы не можете быть источником собственного смысла, как может быть что-то еще? Или если вы можете верить, что вам нужна Божья любовь, чтобы придать смысл вашей жизни. Но почему любовь окружающих не может этого сделать? Даже вечная жизнь с богами, похоже, не гарантирует смысла. Вы можете найти вечную жизнь неудовлетворительной. И почему вы хотите провести вечность с существами, которые, по-видимому, ответственны за столько зла? Короче говоря, даже если есть боги, жизнь все равно может быть бессмысленной.

Обращаясь к философским ответам , мы не можем прямо принять скептицизм, поскольку ограничения последовательности вынуждают нас скептически относиться к скептицизму. Нигилизм преследует нас, и никакое философствование не является паллиативным после него. Тем не менее, мы отвергаем и это. Зачем принимать такое удручающее заключение, если мы не можем быть уверены в его истинности не больше, чем в истинности поллианских религиозных утверждений? Субъективизм предлагает более многообещающий философский ответ — мы можем создавать ограниченное значение, не принимая религиозных, скептических или нигилистических оговорок. Проблема с субъективизмом в том, что созданного значения недостаточно. Мы хотим большего, чем просто субъективное значение, и задача создания нашего собственного значения огромна. Это заставляет нас задуматься о цель ценности и значения, встречающиеся в мире природы — хорошие вещи в жизни, такие как знание, любовь, дружба, честь, добро и красота. Многие философы утверждают, что мы получаем тот ограниченный смысл, который предлагает нам жизнь, субъективно привлекаясь к объективно хорошим вещам жизни. На данный момент это лучшее, что мы можем сделать.

Но этого недостаточно — потому что мы умираем . Как может что-либо действительно удовлетворять, даже субъективная погруженность в объективно хорошие вещи, если все ведет к небытию? Смерть ограничивает смысл, который мы можем испытать, поскольку полноценная жизнь требует, чтобы мы жили вечно. Жизнь может иметь смысл без оговорки о бессмертии, но она не может быть  полностью  значительно. Чтобы быть полностью осмысленным, требуется бесконечное количество и качество значения. Счастливая, хорошо прожитая конечная жизнь в двадцать лет может иметь смысл, но столь же хорошо прожитая жизнь была бы более значимой, если бы была длиннее, — в ней было бы больше тотального смысла. Таким образом, возможность значения возрастает пропорционально продолжительности жизни. Смерть — это плохо по многим причинам, но особенно плохо потому, что смерть делает полностью осмысленные жизни невозможными . Смерть кладет конец нашему смыслу, нашему знанию, нашей любви и нашей жизни. Защитники смерти могут заявлять, что смерть к лучшему, но мы своими костями знаем, что это не так, как показывает плач на похоронах.

К счастью, наука и техника могут обеспечить наше спасение. Наука может победить смерть в ближайшем будущем с помощью комбинации нанотехнологий, генной инженерии, искусственного интеллекта и робототехники. Но и этого недостаточно, ибо бессмертие есть необходимое, но недостаточное условие полноты смысла; полный смысл требует бесконечного качественного совершенства, а также бесконечного количества времени. Однако наука и технологии потенциально решают и эту проблему. Если наука может победить смерть, не может ли она также бесконечно расширить сознание? Учитывая океаны времени для будущих инноваций, вполне правдоподобно думать, что наука и технологии могут сделать полноценную жизнь возможной; они могли бы сделать рай на земле реальностью.

Тем не менее, у нас нет никаких гарантий. Космическая эволюция обнаруживает появление сознания, красоты и смысла, а также возможность их экспоненциального увеличения. Но это не означает, что обязательно развернется более значимая реальность или что неизбежно последует состояние совершенного смысла. Мы не знаем, приведут ли наука и технология к утопии или к ее противоположности, или же ускорят наше разрушение. И даже если наших потомков ждет славное будущее, мы не знаем, станем ли мы его частью.

Неуверенные в том, что жизнь когда-либо будет полностью осмысленной, или что мы будем участвовать в таком значении, даже если оно произойдет, мы все еще можем надеяться  на то, что наша жизнь значительна, что наши потомки будут жить более осмысленной жизнью, чем мы. , что наша наука и технология спасут нас или наших потомков, и что жизнь достигнет кульминации или, по крайней мере, приблизится к полному смыслу. Эти надежды помогают нам выдержать жизненную борьбу, сохраняя возможность того, что мы создадим лучшую и более значимую реальность.  Надежда полезна.

Возможность бесконечно долгой, хорошей и наполненной смыслом жизни вместе с надеждой на то, что эта возможность может быть реализована, ставит цель нашей жизни в центр внимания. Цель жизни состоит в том, чтобы уменьшить и, если возможно, отменить все ограничения нашего существования — интеллектуальные, психологические, физические и моральные — и переделать внешний мир способами, способствующими возникновению и смыслу . Это подразумевает принятие нашей роли главных героев космического эволюционного эпоса, работающих над увеличением количества и качества знаний, любви, радости, красоты, добра и смысла в мире, уменьшая при этом их противоположности. Это конечная цель нашей жизни .

На практике это означает быть лучшими мыслителями, друзьями, любовниками, художниками, альтруистами и родителями. Это означает действовать так, чтобы способствовать человеческому процветанию и, в конечном счете, процветанию всего живого. Естественно, существуют разногласия по поводу того, что именно это влечет за собой, но путь вперед должен становиться все более ясным по мере того, как мы достигаем более высоких уровней бытия и сознания.

Тем не менее, знание цели нашей жизни не гарантирует ее полного смысла, поскольку мы можем коллективно потерпеть неудачу в нашей миссии придать жизни больше смысла; мы можем не достичь своей цели. И если мы не выполняем свое предназначение, то жизнь не имеет полного смысла. Таким образом, предварительный ответ на наш вопрос — имеет ли жизнь в конечном счете смысл — таков:0015 мы знаем, что жизнь может быть в конечном счете значимой, но мы не знаем, будет ли она иметь в конечном счете смысл . Его можно считать полностью значимым с точки зрения вечности только в том случае, если мы выполним нашу цель сделать реальность лучше и значимее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *