Смысл и ценность человеческой жизни: Вопрос 35. Ценность и смысл человеческой жизни

Вопрос 35. Ценность и смысл человеческой жизни

Вопрос 35. Ценность и смысл человеческой жизни

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования.

К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный,

многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.

Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.

Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.

Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности.

Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас –

живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу:

болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)

Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.

Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.

Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.

Необходимо:

правильно питаться;

ежедневно делать физические упражнения;

избегать ненужных стрессов;

уметь расслабляться и отдыхать;

быть разумным и умеренным в получении

удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Ценность человеческой жизни – главный смысл человека

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

  • Человеческая жизнь — ценность, сама по себе, – это верно, но…
  • Ценность человеческой жизни в субъективной оценке
  • Ценность человеческой жизни в глазах других людей
  • Ценность человеческой жизни в объективной оценке
  • Ценность человеческой жизни с философских позиций
  • Ценность человеческой жизни, в свете человечности — морали и нравственности
  • Проблемы в оценке ценности человеческой жизни
  • Ценность человеческой жизни, что делать, – как жить
  • Ещё статьи по этой тематике

Человеческая жизнь — ценность, сама по себе, – это верно, но…

Ценность человеческой жизни, многим людям, представляется, как высшая и главная ценность самой человеческой жизни, как таковой.

Более того, если искать смысл жизни человека, то единственно, к чему можно прийти однозначно, в своих размышлениях и опыте: смысл жизни в том, — чтобы жить.

Всё это, конечно: хорошо и очень правильно, с точки зрения не только человечной морали, но и с точки зрения разумности.

Ибо, что есть жизнь человека, без самой этой жизни?

Но, это было бы так красиво и хорошо, если бы все люди были, хоть приблизительно, одинаковы – одинаково ценны, как куклы, выпускаемые с одного конвейера.

Но, люди — все разные, — это уже, и звучит тривиально, и не обсуждается, как аксиома.

А значит, это, положение о разности людей, само по себе, логически наводит на мысль, что, ценность человеческой жизни не может быть одинакова – безотносительна и безусловна.

А если добавить к этому, что все люди имеют СВОЁ положение не только в социуме, но и в жизни, как таковой.

То мы и получим то, что имеем в реалиях: ценность человеческой жизни, как минимум, — разная.

Ценность человеческой жизни в субъективной оценке

Проблема здесь возникает, когда мы спускаемся от рассуждений о «высоких материях» жизни человека к её практическим воплощениям — к конкретным жизням, тех или иных людей.

Ибо мы тут же видим, что ценность человеческой жизни весьма относительна и не безусловна.

И это не только в глазах отдельного человека или группы людей. Которые, исходя из своих представлений и интересов, решают:

— Вот этот человек, или вот эти люди – ценны, эти – менее ценны, а эти, вообще, — нет.

Такую ценностную градацию делают все люди, и на всех уровнях своей личной, общественной и государственной жизни.

Типа, вот этот: умнейший, достойный человек – приносит пользу всем.

Или, просто, он – государственный деятель – важная личность, значит: ценность его жизни высокая. Почёт ему, уважение, и охрана его жизни и здоровья.

А вот этот: таких много – «работяга», обыватель, «всё, как у всех» — ценность его человеческой жизни на порядки ниже.

Типа: ну, был, и в расход пошёл, — «бабы ещё нарожают».

А этот человек: ну, вообще никакой ценности не представляет — бездельник, нарушитель порядка и социально опасен, к тому же.

Ценность человеческой жизни в глазах других людей

Ценность человеческой жизни подвергается ещё большей градации, с точки зрения личных и личностных отношений отдельного человека.

Здесь уже играют роль не только доводы разума, но и чувства и даже эмоции, в виде личных пристрастий.

Типа: вот этот человек мне нравится, поэтому ценность его жизни высока. А этот: вообще, — мой родственник!

Ну, а вот этот, сосед, он «достал уже» — ценность его жизни для меня равна нулю и ниже. И так далее, и тому подобное.

Ещё большую субъективность, ценность человеческой жизни, приобретает в самооценке человека.

Притом, человек оценивает свою жизнь и как биологического существа, где работает инстинкт самосохранения. И как существо, наделённое духом сознания и самосознания.

И не обязательно духовная оценка своей человеческой жизни будет высшей ценностью, — когда человек воображает, что его жизнь бесценна.

Есть немало людей, которые вполне критически оценивают значимость своей жизни. В диапазоне: от – «да кто я, в общем-то, такой?». До – «да я, вообще, ничто и никто».

Ценность человеческой жизни в объективной оценке

А если мы откинем субъективность в оценке ценности человеческой жизни?

И возможно ли это вообще сделать, если, по сути, любое человеческое сознание априори субъективно, носит ли его отдельный человек или какая-либо социальная группа?

«Не мудрствуя лукаво», просто, мы должны признать, что, как везде и во всём, объективность человека и людей, возможна.

Если их воззрения и размышления будут стремиться к максимальному соответствию, представляемого ими, с действительным положением вещей и их явлений.

То есть, тогда, оценка ценности человеческой жизни будет более-менее объективна.

Если она будет соответствовать не пристрастиям, интересам и представлениям какого-то человека или группы людей. А будет соответствовать тому, «как оно есть на самом деле» — объективно, — фактически.

А что может быть объективным критерием или критериями ценности человеческой жизни, в таком случае?

Это, уже, философский вопрос, ибо требует некой философской методики осмысления, коих мы, вообще-то, знаем, по сути, всего две: метафизику и диалектику.

Об этом читать: Метафизика и диалектика, в сознании, в науке и в жизни

Ценность человеческой жизни с философских позиций

1. Стоя на позициях метафизики, грубо говоря, можно много что навоображать и напридумывать, рассматривая ценность человеческой жизни.

От: человек бесценен, потому что это единственное разумное существо или порождение высших сил, по своему подобию, как в религии.

До: человек – это букашка, бессмысленно ползающая по одной из планет космоса.

А в промежутке, типа таких представлений, что: есть сверхлюди, ценность которых неоспорима. И есть «недочеловеки» — жизнь которых не стоит ничего.

2. Стоя на диалектических философских позициях, нужно смотреть на СУЩНОСТЬ человека, чтобы оценить его ценность человеческой жизни.

Ибо, только познав и поняв сущность человека, притом вкупе с пониманием сущности мира, который его окружает и элементом которого он является, можно дать объективную оценку, что такое ценность человеческой жизни.

А в чём сущность человека, как и любого другого элемента мира?

Сущность человека в его СООТВЕТСТВИИ своему предназначению в системе мира: быть, именно ЧЕЛОВЕКОМ, а не чем-либо другим.

То есть, если букашке предназначено, в системе мира, быть букашкой, камню – камнем, то человеку – человеком.

И у каждого объекта, есть, объективно, свои параметры – свойства и качества.

Которые присущи только им, и которые и есть их показатели, раскрывают их сущность – делают их именно такими, а никакими другими.

Иначе говоря, человек, ценен лишь только тогда, когда он ЧЕЛОВЕК – обладает человеческими свойствами, проявляемыми в его качествах.

А не чем-то иным, даже будучи в форме – в образе человека.

В частности, человек не может быть человеком, если он не наделён человеческой психикой, сознанием, самосознанием. И, главное, духовностью – человечностью – моралью, нравственностью.

Иначе говоря, если психика человека не адаптирована к жизни среди людей, а, например, больна или неразвита, — как у животного.

И если его духовность – сознание, не содержит общечеловеческих принципов морали, то ценность человеческой жизни стремится к нулю.

Ибо, это, по сути, не есть человеческая жизнь. А её, жизни, носитель — не есть человек, нечто другое. Типа зверя, животного, в облике человека.

Ценность человеческой жизни, в свете человечности — морали и нравственности

Хочу напомнить ценности общечеловеческой морали, — собственно, того, что делает человека человеком:

1. Не убивай и не калечь человека, если он не покушается на твою жизнь и жизнь близких и окружающих тебя людей.

2. Не кради – не присваивай то, что не принадлежит тебе, не заработано твоим трудом и «кровью и потом».

В том числе: не заставляй, тем или иным образом, работать на себя людей, присваивая результаты и плоды их труда. Эксплуатация человека — это тоже кража.

3. Если человек осознаёт ценность человеческой жизни, в частности, своей, то он никогда не завидует другим людям.

Ибо зависть порождает порочный круг ощущения своей неполноценности, ущербности и вновь зависти и злобы: У них есть, а у меня нет!

Это, само по себе, противоречит осознанию и признанию своей личной ценности, как человека, и формирует комплекс неполноценности, со всеми последствиями.

4. Если человек признаёт ценность человеческой жизни, он старается не поддаваться своим животным инстинктам: похоти, жадности, врождённому эгоизму.

Ибо он ценит свою человечность и свою человеческую сущность, и не разменивает её на свои биологические потребности.

5. Главнейший регулятор человеческого поведения – правило: Относись к другому человеку так, как хотел бы, чтобы он отнёсся к тебе.

Это, даже, зафиксировано в постулатах всех мировых религий, ибо, без этого, человек, как таковой, несостоятелен.

6. Ценность человеческой жизни в том, что: он стремится жить ЧЕЛОВЕКОМ и как ЧЕЛОВЕК – духовное – человеческое, для него, превыше всего.

А не: самый распространённый заменитель человеческого – жить по животным, скотским понятиям, правилам и принципам.

Все эти правила человеческого жития давным-давно выработаны людьми и им известны. В частности, они записаны в постулатах, как заповеди, всех мировых религий.

В частности, они зафиксированы в заповедях Иисуса Христа. Смотрите: Общечеловеческие ценности и нравственность

Проблемы в оценке ценности человеческой жизни

Но, проблема ведь в том, как всегда, в трактовках:

Государственная власть и слившаяся с ней церковная власть, взяв в качестве идеологии религию, полностью её извратили.

Или, как бы, оставили за скобками, её содержание и смысл – истинное значение её постулатов, данное основоположниками.

Например, постулат человечности «не укради», превратился в правило: не смей покушаться на имущество хозяина, собственника.

И не думай о том, что это имущество и состояние, он создал благодаря твоему труду, крови и поту – обворовав тебя.

Или, например, что ценность человеческой жизни, не измеряется статусом, присвоенным человеку государством и обществом.

Ибо каждый человек равен другому человеку с рождения.

А не является изгоем или неполноценным, или избранным и элитой, по праву рождения, от кого-либо.

И по праву наследования привилегий, в социуме и в государстве, или по праву неполноценности в них.

Или, например, ценность человеческой жизни, никак не может быть измерима его, человека, государственным, материальным, финансовым, и даже социальным состоянием.

Ибо, человек с помойки – бомж, может быть неизмеримо богаче духовно – быть человеком, чем мажор, заполняющий эту помойку недоеденной икрой.

Ценность человеческой жизни, что делать, – как жить

Дамы и господа, «все мы живём одну жизнь», и, собственно, как ни крути, от нас зависит, прожить её по-людски или ещё как-нибудь.

То есть, по сути, вопрос в том, как осознать, понять ценность человеческой жизни, вообще, и своей, в частности.

На мой взгляд, кто-то живёт свою жизнь, в погоне за ложными идеалами жизни.

И, ещё при жизни, им, этим людям, воздастся бедами и несчастьями, самой их неправильной жизнью.

И это не мечты и утешения ими обиженных людей – обворованных и оскорблённых ими, — это закон человеческой жизни.

Ибо ценность человеческой жизни объективно существует.

И кто не понял и нарушил эту ценность, – тот выпал из системы человеческого жития, объективно. А значит: неизбежно наказание за это выпадение.

Ну, а проблемы каждого человека понять это или нет – прожить ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь или нет.

Итоги жизни, как правило, не на небесах, а ещё на «грешной земле» подводятся.

А как вы считаете, ценность человеческой жизни, в чём она?

Ещё статьи по этой тематике

Жизнь человека, как частный случай и элемент мира

Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее

Мировоззрение – иллюзии, практика, идеи и знания

Унисекс – социальный гермафродитизм сознания человека

Качества человека и его состояния. Как их понять?

Проблема жизни человека – удовлетворение потребностей

Есть ли судьба? Фатальность человека и его жизни

Плохой и хороший человек, их свойства и признаки

Эгоизм человека – происхождение, сущность, проявления

Правда жизни и иллюзии, в чем она, и дана ли человеку

Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба

Сколько стоит человеческая жизнь?

Сколько бы политиков, «прогрессистов» и сторонников абортов и эвтаназии не путали ценность человеческой жизни, Библия ясно говорит: каждая человеческая жизнь имеет значение для Бога. Кому вы будете доверять — простым людям или Богу, сотворившему людей для божественной цели?

Это не тот вопрос, который задают себе каждый день. Но неспособность современного общества ответить на него сеет опустошение и хаос в человечестве и его институтах.

Сколько стоит человеческая жизнь?

Отсутствие ответа — одна из основных причин величайших моральных, культурных и политических расколов, которые мы наблюдаем на улицах наших городов, в классах наших школ и в залах наших правительств. Разрушительный хаос, вызванный нашим коллективным замешательством в этом вопросе, пожалуй, лучше всего иллюстрируется двумя концами человеческой жизни — зачатием и смертью. Каждая из этих точек универсального человеческого путешествия представляет собой поле битвы интенсивного культурного конфликта. И каждый также представляет моменты, когда человеческая жизнь наиболее уязвима перед меняющимися причудами и капризами общества.

Многие осуждают обесценивание человеческой жизни и беспокоятся о растущей культуре смерти в западной цивилизации. Другие отмечают то, что они видят как растущую готовность обеспечить «достойную смерть» и принять самоубийство как высшее проявление человеческой автономии и свободы воли. И кто скажет, кто прав? Вступаем ли мы в новый, просвещенный век или спускаемся в темные места с ужасающими и неизбежными последствиями?

«Право» на смерть?

Выбор смерти становится все более популярным образом жизни в Канаде. И это даже после того, как канадские законодатели в 2016 г. 9Постановление № 0007 ограничило случаев самоубийства с помощью, которые были признаны законными Верховным судом Канады за год до этого, только лицами с неизлечимыми заболеваниями, для которых естественная смерть была «разумно предсказуема».

Всего за шесть лет, с 2016 по 2021 год, число канадцев, выбравших эвтаназию, выросло в десять раз, с 1 018 до 10 064. в день . Да и саму тенденцию можно было предвидеть; достаточно взглянуть на Бельгию, которая декриминализовала эвтаназию в 2002 году, более чем на десять лет раньше, чем Канада. В 2003 году число умерших в результате эвтаназии в Бельгии составляло 235 человек в год. Это число выросло более чем в десять раз менее чем за 20 лет: в 2021 году Бельгия сообщила о 2,699 случаев эвтаназии — более семи человек каждый день — из населения, составляющего примерно треть населения Канады.

Согласно бельгийскому законодательству, те, кто выбирает смерть, должны быть совершеннолетними, сознательными и способными принимать собственные решения и страдать от «безнадежного состояния здоровья», которое включает в себя «постоянные и невыносимые физические или психические страдания», которые не могут быть облегчены. Но со временем понимание бельгийскими властями того, что можно квалифицировать как «невыносимое физическое или психическое страдание», тревожным образом расширилось. В 2012 году два глухих 45-летних брата-близнеца с диагнозом глаукома были подвергнуты эвтаназии, потому что регулирующие органы решили, что их страх ослепнуть представляет собой «невыносимое психическое страдание». В 2014 году это правило было распространено на несовершеннолетних, которые с согласия родителей желают умереть. С тех пор детей в возрасте девяти лет подвергали эвтаназии.

Безусловно, Канада последовала бельгийскому тренду. В прошлом году стандарт 2016 года был заменен более мягким стандартом, согласно которому человек испытывает «невыносимые физические или психические страдания», которые «не могут быть облегчены в условиях, которые вы считаете приемлемыми».

Обеспокоенные наблюдатели уже заметили рост числа самоубийств среди канадских бедняков или инвалидов, которые считают стоимость жизни слишком высокой, например, известный случай 51-летней женщины, страдающей аллергией на окружающую среду, которая выбрала самоубийство, потому что не могла получить помощь в переезде.

И американцы не должны думать, что это не может произойти в США. Многие помнят фурор вокруг доктора Джека Кеворкяна, врача из Мичигана, который в 1990-х годах начал с того, что помог нескольким десяткам людей совершить самоубийство, и набрался смелости, чтобы убить пациента, за что отсидел восемь лет в тюрьме. Сегодня помощь в самоубийстве незаконна в Мичигане, но несколько штатов, в том числе несколько штатов, которые также легализовали широкие права на аборт, такие как Калифорния, Орегон и Вашингтон, а также Мэн, Нью-Джерси и Вермонт на восточном побережье, легализовали эту практику. , который не так давно многим казался варварским.

«Право» на аборт против «права» на жизнь

В феврале 2012 года специалисты по этике Альберто Джубилини и Франческа Минерва опубликовали в журнале Journal of Medical Ethics статью, демонстрирующую, что этические соображения, которые позволили бы убить ребенок в утробе матери обязательно дает право убить этого ребенка после того, как он родился и стал подрастающим младенцем. Идея приравнять аборт к детоубийству привела многих в ярость, но Минерва и Джубилини не выступали за какую-либо политику или позицию; они утверждали только, что мораль двух действий стоит и рушится одновременно. Являются ли действия правильными или неправильными, они не могли сказать.

Итак, как мы можем определить, что правильно? Когда ранее в этом году решение по делу Роу против Уэйда от 1973 года было отменено, многие все еще требовали «права» на аборт по выбору. Действительно, многие забывают, что решение Dobbs в июне этого года не запрещало аборты. Верховный суд США, по сути, остановился на ключевом вопросе «Является ли аборт убийством?» и просто вернул большинство решений, связанных с абортами, в руки отдельных штатов. Теперь битва ведется на местном уровне, и «битва» — не просто метафора. После принятия решения воинствующие активисты, выступающие за аборты, оскверняли и бросали зажигательные бомбы в церкви и кризисные центры для беременных, оставляя нарисованные аэрозольной краской сообщения, такие как «Если аборты небезопасны, вы тоже не безопасны».

Хаос в нашем обществе является достаточным доказательством того, что «права» меняются от политического цикла к политическому циклу, в зависимости от фантазий и идеологий того, кто имеет власть в данный момент. И ни одна национальная конституция не вечна.

Итак, где существуют наши «права»? Многие в политической сфере любят говорить о «правах человека», «правах женщин», «праве на жизнь» и «праве на телесную автономию». Они защищают законы, защищающие эти «права», и борются с законами, которые их отрицают. Но что такое источник этих «прав»? Куда можно обратиться, чтобы доказать, что они действительно существуют? Наука может объяснить, насколько редкой во вселенной может быть человеческая жизнь, как это сделали астробиологи в своей классической книге Редкая Земля , но она не может сказать вам, почему человеческие жизни действительно могут быть более ценными, чем, скажем, жизнь осьминог или африканский слон.

На самом деле, некоторые видные биологи заявили, что человеческая жизнь в , а не в раз более ценна, утверждая, что утверждать обратное — это «видовщина». В коллекции Паолы Кавальери и Питера Сингера The Great Ape Project: Equality Beyond Humanity , не кто иной, как светило эволюции Ричард Докинз описывает свою веру в то, что утверждение о том, что люди занимают более особое положение, чем положение животных, является моральным злом, эквивалентным апартеиду, размышляя о том, что генетически модифицированный гибрид человека и шимпанзе может помочь разубедить человечество в том, что мы ценим его больше, чем животных. В Твиттере он даже размышлял о пользе выращивания «мяса» из человеческих клеток, чтобы помочь людям преодолеть моральное отвращение к каннибализму.

Единственный реальный источник ответа

Тот, кто сотворил человеческую жизнь — трансцендентный и всемогущий Творец — открывает то, что насмешники отказываются видеть, и Он открывает мудрость и истину, когда философы предлагают только предположения и возможности. Что касается ценности человеческой жизни, то Бог ясно и ясно излагает Свою позицию на страницах Своего явленного слова. От сотворения человечества Писание прямо заявляет:

Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Итак, Бог сотворил человека по Своему образу; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их (Бытие 1:26–27).

Тот факт, что каждое человеческое существо уникальным образом проявляет образ своего Творца, является тем самым основанием, которое Бог дает для того, почему убийство является грехом (Бытие 9:6).

Каждый человек обладает ценностью, превосходящей ценность любого животного. Убийство животных не является грехом, однако убийство другого человека имеет огромное моральное значение. Убийство настолько противоречит характеру и природе Бога, что Он увековечил его запрет в шестой из Своих Десяти Заповедей. Пока философы и юристы спорят о человеческой ценности, Творец и Творец всего живого недвусмысленно заявляет о природе человеческой ценности.

Ценность, которую Он видит в человеческой жизни, также отражается в вечной и славной цели, ради которой Он создал человечество. У каждого живого человека есть возможность однажды стать прославленным членом Божьей Семьи, наслаждаясь вечной жизнью с Ним в величии и радости, наследуя все сущее вместе с нашим старшим братом и Спасителем, Иисусом Христом (1 Иоанна 3: 1–3; Откровение 21:7; Евреям 2:10–11).

Человеческая жизнь имеет ценность, потому что трансцендентный и вечный Бог придает ей ценность. И ни философ, ни суд, ни общественный деятель не могут отменить Его божественный указ, замысел и цель.

Каждая жизнь имеет ценность

Бог ценит каждую человеческую жизнь с самого начала — с самых первых дней в утробе матери. На протяжении всего Писания мы видим детей в утробе матери, описанных как человеческие существа (например, Иеремия 1:5 и Луки 1:41). Бог через говорящих, слова которых Он вдохновил, лично берет на себя ответственность за формирование и развитие жизни в утробе матери (Иов 31:15; Псалом 138:13–14).

Бог ясно дал ясно понять древнему Израилю, что за смерть ребенка в утробе матери придется заплатить высокую цену в соответствии с Ветхим Заветом: «Жизнь за жизнь» (Исход 21:22–23). Некоторые пытались исказить ясный смысл этого отрывка, но даже это искажение не может скрыть истину. Да, дети в утробе еще не такие, какими они будут при рождении, — они еще растут и развиваются в утробе, точно так же, как они будут развиваться в течение многих лет после рождения. оба в утробе и после рождения, они растут и развиваются человеческими существами.

Инвалидность, страдания и бедность не уменьшают ценность человеческой жизни. Бог объявляет Себя творцом немощных и немощных (Исх. 4:11) и являет Себя защитником бедных (Ис. 25:4). Это означает, что ценность нашей жизни распространяется и на наши последние дни. Повторяющаяся тема Писания заключается в том, что Бог хочет, чтобы мы чтили престарелых среди нас — ценность, отраженная в Его заповеди древнему Израилю: «Встань перед седовласыми и почитай лицо старца и бойся Бога твоего: Я Господь» (Левит 19:32).

Эти простые заявления о собственных желаниях, приоритетах и ​​ценностях Бога могут помочь нам прояснить вопросы, крутящиеся в злобных спорах и протестах наших дней. Они разрушают этические двусмысленности ученых и философов в наших университетах, они разоблачают бесчисленные знаки и крики множества протестующих на наших улицах и осуждают законы и законодательные акты политиков, пытающихся построить общество вне Божьего суверенитета.

Мы должны видеть так, как видит Бог

Иисус предупреждал нас, что «узки врата и труден путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», тогда как, напротив, «широк путь, ведущие в погибель» (Матфея 7:13). –14).

Этот путь становится еще труднее найти, когда мы теряем из виду фундаментальные принципы, которые должны освещать наш путь. Признание истинной ценности человеческой жизни — ценности, определяемой Всемогущим Богом, Который сотворил и любит нас и Чья собственность и суверенитет над всей жизнью абсолютны, — является одним из этих основополагающих принципов.

И боремся ли мы с этими вопросами как общество или более тесно боремся с ними как личности в отчаянном положении, тени смятения отбрасываются только тогда, когда мы обращаемся к истинному источнику света: «Ибо Ты зажжешь мой светильник; Господь Бог мой просветит тьму мою» (Псалом 18:28).

Все человеческие жизни имеют ценность. Каждый и каждый.

Скоро наступит мир, в котором Создатель этих жизней вернет это понимание человечеству. А до тех пор мы должны просить Бога помочь нам увидеть каждого человека вокруг нас — сильного и слабого, богатого и бедного, радостного и несчастного, престарелого и нерожденного — таким же, каким этот человек появляется в Его собственной жизни. глаза: как ценная личность, сотворенная по Его собственному образу и созданная для цели, которая однажды откроется, чтобы сделать все страдания этой жизни стоящими (Римлянам 8:18). И чем больше мы видим других такими, как Он, тем больше мы будем видеть в них вечную ценность.

Объяснитель: почему каждая человеческая жизнь имеет неотъемлемую, вечную ценность

аборт

Бен Холлоуэй | 14 февраля 2022 г.

Примечание редактора. Одно из наших основных убеждений заключается в том, что вся человеческая жизнь имеет неотъемлемую и вечную ценность. Но что это на самом деле означает и как это влияет на нашу повседневную жизнь? Доктор Бен Холлоуэй исследует эти вопросы в этом объяснителе.

Быть созданным по образу Божию достаточно, чтобы быть личностью.

Где мы видим ценность жизни, которой учит Библия?

Центральным понятием, важным для понимания человеческой ценности, является образ Божий. Люди созданы по образу Божию, а это значит, что они имеют неоценимую ценность. Обратите внимание, что быть созданным по образу Божьему — это то, что неразрывно связано с существованием. Он не добавляется и не присуждается чему-то после того, как оно начинает существовать. Вместо этого, если вы существуете, вы носите образ Бога. Другими словами, ценность человека заключается в его природе.

Каким образом сегодня в нашей культуре оспаривается ценность жизни?

Наиболее важными вопросами, для решения которых важна человеческая ценность, являются моральные вопросы. Однако нам нужна дополнительная концепция, чтобы соотнести внутреннюю ценность человеческой жизни с ее нравственным статусом. Это концепция личности.

Обычно личности дается социологическое или функциональное определение. Нечто является личностью тогда и только тогда, когда оно может мыслить, обдумывать действия или обладает какой-либо другой способностью. Ясно, что такого рода мысли совместимы с тем, что человеческая жизнь является чем-то, что не является личностью. Например, в дебатах об эвтаназии и абортах некоторые люди пытаются оправдать эти действия, утверждая, что человеческая жизнь не является личностью, потому что ей не хватает той или иной способности.

Однако христианская точка зрения такова, что личность — это не то, что приходит с комбинацией сил или черт. Это то, что приходит с сотворением по образу Божьему. Быть созданным по образу Божию достаточно, чтобы быть личностью.

Эта концепция личности имеет огромное значение для всех видов моральных вопросов. Например, когда человеческая яйцеклетка и сперматозоиды объединяются в организм, формируется человек. Поскольку он создан по образу Божию, он также является личностью. Следовательно, безнравственно уничтожать человеческую жизнь в утробе матери с момента зачатия. Аналогичные рассуждения применимы и к эвтаназии.

Как эти учения должны повлиять на наши церкви? Как они должны влиять на нашу повседневную жизнь?

Многие вопросы, связанные с ценностью человеческой жизни, являются вопросами государственной политики и законодательства. Тем не менее, некоторые бытовые вопросы заслуживают нашего внимания, особенно в жизни церкви. Недавно я задумался о злоупотреблениях. Жестокое обращение может происходить практически в любых отношениях, особенно в отношениях, в которых один человек имеет власть над другим.

Злоупотреблять кем-то значит злоупотреблять им. Обычно это означает, что вы относитесь к другому человеку как к средству для достижения ваших собственных целей, независимо от желаний и интересов другого человека.

В нашем мире есть много примеров жестокого обращения. Сексуальное насилие, медицинское насилие, жестокое обращение с гражданами со стороны патерналистских тоталитарных государств, издевательства, манипуляции и психологическое насилие со стороны пропаганды. Все эти действия являются злом, которое недооценивает человеческие существа. Я думаю, что мы должны сосредоточиться на выявлении злоупотреблений, когда мы их видим, даже если это дорого обходится нашей репутации. Мы также должны очень хорошо осознавать нашу собственную способность оскорблять других.

Борьба с жестоким обращением во всех его формах требует, чтобы мы верили в то, что человеческая жизнь имеет большую ценность, но также требует сильной привязанности к человеческой жизни. Мы должны не только быть убежденными в том, что люди имеют огромную ценность, но нам нужно, чтобы наши сердца были наполнены вызванной Духом признательностью за их ценность.

за жизнь

Круглый стол: Дэвид У. Джонс и Бен Холлоуэй о ценности жизни

Дэвид У. Джонс и Бен Холлоуэй обсуждают Питера Сингера, «любимых родителей», решения о конце жизни и вечную и неотъемлемую ценность человеческой жизни. Да, это охуенно.

Христос и культура Подкаст

аборт

Как христиане могут подготовиться к монументальному постановлению Верховного суда США об абортах

Страна стоит на важном переломном моменте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *