Смысл в психологии это: Категория смысла в отечественной психологии //Психологическая газета

Смысл | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

СМЫСЛ

Смысл (личностный) (англ. personal sense, personal meaning) — выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности. Понятие смысл разрабатывалось такими авторами, как А. Бине, Ван дер Вельт, Э. Титченер, Ф. Бартлет. Общим в концепциях этих психологов была попытка понять С. как явление сознания, не выходя за пределы самого сознания.

Принципиально новый подход в понимании С. был осуществлен Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Характерным для этого подхода является то, что проблема С. как психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром.

Исследуя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, Леонтьев показал, что С. создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены, как на свой непосредственный результат (цель).

Именно отношение мотива к цели, по Леонтьеву, порождает личностный С., причем смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, С. становятся единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания С. вступает в отношения с др. его образующими, в частности со значениями, выражаясь через последние. См. также смысловой барьер.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Смысл — в условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности — биологический мотив, но на некий промежуточный результат, в рамках индивидуальной деятельности становящийся самостоятельной целью. Для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется — как ее новая единица — действие.

Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом — открыть для себя смысл действия.

Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву, отношение действия к мотиву.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Смысл (рус. от мысль, мыслить; англ. мeaning – значение, смысл)

  1. осознание индивидом того, какое значение имеет происходящее для него самого или группы, с которой он себя идентифицирует. Многие объективно важные вещи не имеют для индивида смысла до тех пор, пока он не столкнется с их последствиями для себя. Например, закон инерции И.Ньютона совсем иначе воспринимается водителем, который после торможения машины врезался в столб, и очевидцем этого происшествия. Одно дело услышать о чрезвычайной ситуации, особенно если СМИ снабжают такого рода информацией сверх всякой разумной меры, и совсем другое дело самому оказаться жертвой роковых обстоятельств;
  2. в психоанализе – значение истерических симптомов, которые могут быть интерпретированы как знаки и коммуникации. Некоторые исследователи в том числе и на этом основании рассматривают психоанализ как теорию смысла. Теория каузальности или психического детерминизма, согласно которой психологические феномены являются неизбежным и в принципе предсказуемым следствием предшествующих событий, на чем всегда настаивал З. Фрейд, с упомянутой позиции применима лишь к миру неодушевленных объектов и что человек – это живой агент, наделенный способностью принимать непредсказуемые решения, делать свободный выбор и быть креативным;
  3. внутреннее логическое содержание чего-либо, постигаемое разумом;
  4. разумное основание, назначение, цель;
  5. разум, разумность;
  6. в философии – субъективный образ некоего значения, относящийся к процессу понимания, связанный с установками, ценностями и целями, с самоопределением человека.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

Понятие значения и смысла в логике и психологии

7. 06.2015

В обыденном языке слова «значение» и «смысл» многозначны и многозначны каждое по-своему, т. е. значительно различаются свойственными им значениями. Вместе с тем в том общем значении, которое у них есть, они синонимичны и в большой мере взаимозаменяемы, ср. «В каком смысле (значении) употребляется это слово, какое оно имеет значение (смысл)?».

В современной логике, однако, эти слова используются как термины с разным смыслом (значением) для обозначения различных аспектов содержания имен. В следующих парах — «Манагуа» и «столица Никарагуа», «Сэр Вальтер Скотт» и «автор романа «Айвенго», «Тихий океан» и «самый обширный океан на Земле» — имена в каждой паре обозначают один и тот же денотат. Но если их объединить связкой, то получатся отнюдь не тавтологические суждения типа «Манагуа есть Манагуа», «Столица Никарагуа есть столица Никарагуа» или «Самый обширный океан на Земле есть самый большой океан на Земле», а вполне информативные суждения: «Манагуа — (есть) столица Никарагуа», «Сэр Вальтер Скотт — автор романа «Айвенго», «Тихий океан — самый обширный (самый большой) океан на Земле».

За счет чего информативны суждения этого рода, что снимает тавтологичность кореферентных имен? Немецкий логик Г. Фреге предложил считать, что кореферентные имена в указанных парах имеют одинаковое значение, но разный смысл. Тем самым словам «значение» и «смысл» было придано терминологическое различие, хотя и не вполне оправданное их обычным употреблением, но фиксирующее важное различие двух аспектов содержания имен. Значение при этом связывается с функцией обозначения, оно образуется отнесением имени к денотату, его референцией, а точнее — указанием денотата имени. В конечном счете «значение» в этой концепции относится к экстенсиональному компоненту содержания имен и имеет приблизительно тот смысл, что и термин «экстенсионал».

Напротив, «смысл» в этой терминосистеме близок обычному пониманию слова, он относится к контенсиональному (интенсиональному) компоненту содержания имен, связан с функцией описания (характеризации, квалификации) денотатов именами и выявляется как структура признаков, определяющих денотат.

В логике о смысле говорят, что он — то, что бывает усвоено, когда понято имя.

Иное понимание значения и смысла находим у психологов, а вслед за ними или независимо от них — и у ряда лингвистов. Значение толкуется как стабильная, постоянная часть содержания знаков, общая у говорящих в однородном языковом коллективе и поэтому обеспечивающая понимание в актах речевой коммуникации.

Это — категория коллективного языка, общее достояние говорящих на данном языке, отстоявшаяся, общественно признанная и закрепленная, одинаково взаимно понимаемая часть содержания языковых единиц. Описывая и определяя содержательную сторону слов, проводя в ней разграничения, словари имеют дело именно со значением в этом смысле.

Напротив, смысл — категория личностная, достояние индивида. Смысл языковых единиц подвижен и изменчив от человека к человеку, от текста — к тексту, от одного места текста — к другому. На долю смысла, а не значения относятся различия в понимании одних и тех же единиц языка и их сочетаний в тексте разными людьми, различия в связываемых с ними представлениях, ассоциациях и оценках. Смысл образуется напластованиями на значение, обусловленными особенностями индивидуального опыта и психики.

В оценку этих представлений о значении и смысле надо сказать, что акцент на индивидуально-личностное варьирование содержания словесных знаков вполне правомерен. Взаимопонимание в речи действительно прокладывает себе путь через своеобразие индивидуальных смыслов. Однако основой для него служат отнюдь не некие постоянные одинаковые у всех застывшие «кирпичики» значений, а то общее в представлениях и понятиях людей, что есть в сознании людей при всех индивидуальных различиях и что откладывается в нем как отражение общего в структуре действительности и человеческой деятельности.

Рассматриваемая концепция не дает ответа на главный вопрос: что обеспечивает содержательное постоянство и одинаковость значений, отражением какого аспекта вещей и человеческой практики могут быть такие значения? На деле значений как постоянных образований в сознании говорящих, одинаковость содержания которых существовала бы независимо от опыта людей, вообще нет. Коммуникабельность достигается отнюдь не за счет оперирования блоками одинакового содержания. Это гораздо более сложный диалектический процесс непрерывного поиска общего в различном. Значения, как и понятия, в той мере сходны и различны, в какой постоянна и вариативна сущность вещей, сходен и различен опыт людей, сравнимы и отличны качественные показатели их психики, близки и разнятся их установки и намерения в речи и т. д. Взаимопонимание пробивает себе дорогу в речи не потому, что люди заранее обеспечены неким общим обменным минимумом, одинаковым исходным капиталом значений, а потому, что всегда могут, опираясь на единство мира и собственной природы, отыскать достаточно общего в переменных значениях, даже если это общее также варьируется от случая к случаю — во все уменьшающейся степени. Существенно иметь в виду, что общее в значениях существует на ином уровне конкретности, чем сами значения: общее никогда не дано как предустановленная постоянная сущность, а всякий раз отвлекается от конкретности реализованных значений.

Значение языковых единиц варьируется широко и разнообразно. Это может быть варьирование по линии коллективного и индивидуального, узуального и окказионального, нормативного и аномального, виртуального и актуального (языкового и речевого), внеконтекстуального и контекстуального. Все левые части противопоставлений связаны зависимостями друг с другом и отчасти перекрываются, равно как и правые части, между собой, однако ни одна из пар противопоставлений не сводима полностью к другой. Вместе с тем все они представляют собой разновидности проявления в семасиологии диалектических категорий единичного, особенного и всеобщего, где всеобщее не существует вне единичного и особенного, а является их внутренней сущностью, законом их существования и изменения. 

Ключевые слова: Семантика

Источник: Никитин М.В. — Курс лингвистической семантики-2007

Материалы по теме

Значение и понятие

Дьюи Джон, Психология и педагогика мышления

Природа значения. Значение и язык

Никитин М.В. — Курс лингвистической семантики-2007

Типология значения. Основные понятия общей типологии значений

Никитин М.В. — Курс лингвистической семантики-2007

Понятие лексического и грамматического значений в лингвистической традиции

Никифоров — Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок — 2008

Уровневая структура языка и лингвистическая типология

Никитин М.В. — Курс лингвистической семантики-2007

Лексическое значение и понятие (концепт)

Никитин М.В. — Курс лингвистической семантики-2007

Компонентный анализ лексического значения

Никитин М.В. — Курс лингвистической семантики-2007

Грамматические значения и грамматические категории

Норман Б. Ю. — Теория языка. Вводный курс, 2004

Значение и определение психологии

Значение и определение психологии

Реклама

1 из 21

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения оффлайн

Образование

Психология для студентов бизнеса

Реклама

Реклама

Реклама

Значение и определение психологии

  1. BBA IV Колледж Покхара Линкон Пармешвор Барал [email protected] Значение и определение ПСИХОЛОГИЯ
  2. Детали курса Название: Психология — BBA 3763 Название книги: Психология: Темза и Вариации (первое канадское издание) Weiten, W и Макканн, Д. (2007). Торонто. Томсон Нельсон [БАЗОВАЯ КНИГА] ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Аробсон Э., Уилсон Т.Д. и Акерт Р.М. (2010). Социальная психология (7-е издание). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл 2. Барон, Р.А., Бранскомб, Н.Р., и Бирн, Д. (2009). Социальная психология: Пирсон Образование 3. Морган С. Т., Кинг Р.А., Вайс Дж.Р. и й
  3. Значение и определение Слово «психология» происходит от греческого слова где Psyche означает душу, а logos означает рациональный ход обучения. Когда эти двое слова соединяются вместе; это дает смысл рационального курса изучения ума.  1. Первое определение психологии было изучение души: Самые ранние попытки дать определение психологии их происхождение к самым загадочным и философское понятие, а именно понятие души. Что душа? Как его можно изучить? Неспособность найти четкие ответы на такие вопросы привело некоторых Древнегреческие философы дали определение психологии как изучение ума.
  4. 2. С точки зрения изучения разума: Хотя слово «ум» было менее загадочным и смутно, чем душа, но и оно столкнулось с тем же вопросы, а именно, что такое ум? Как это может быть изучали и т. д. Это определение также было отвергнуто. 3. С точки зрения изучения сознания: Описание и объяснение состояний сознание есть задача психологии, которая обычно делается с помощью инструментального самоанализа — процесс взгляда внутрь себя. Это определение также было отклонено на том основании, что что: (i) Оно не могло включать изучение сознания животных. (ii) Оно не будет включать подсознательное и бессознательное.
  5. 4. С точки зрения изучения поведения: Самое современное и общепринятое определение психология даже сегодня является изучением поведения, как люди и животные. 5. Уильям МакДугалл: В своей книге «Очерк психологии» он пишет: «Психология — это наука, которая стремится дать нам лучшее понимание и управление поведением организма как весь». 6. Дж. Б. Уотсон: Психология – это «наука о поведении» (с учетом учитывают поведение людей и животных). 7. Н. Л. Манн: «Психология — это наука, и правильно обученный психолог – это ученый или, по крайней мере, практик, который
  6.  Разные авторы по-разному определяют психологию но в 1990 году Фельдман определяет психологию как научное изучение человеческого поведения и психических процессы. Научная, потому что она использует шаги в научный метод в его стремлении понять, почему человек ведет себя определенным образом. Это систематическое эмпирическим и зависит от измерения. Научный метод обычно следует эти шаги: 1.) Определение проблемы 2.) Формулировка гипотезы 3.) Сбор данных 4.) Интерпретация и анализ данных 5: Обобщение заключения Поэтому психологию называют
  7. Наука – это совокупность систематизированных знаний который собирается путем тщательного наблюдения и измерения событий. Наблюдение за событиями систематизированы по-разному, но в основном классифицировать их по категориям и установить общие законы и принципы для описания и максимально точно прогнозировать события. Психология имеет эти характеристики; это ясно относится к области науки. Таким образом, недостаточно просто описать поведение. Как и любая другая наука, психология пытается объяснить, предсказать, изменить и в конечном итоге улучшить жизни людей в мире, в котором они живут.
  8. С помощью научных методов психологи могут найти ответы на вопросы о природе человеческое поведение, которые являются гораздо более обоснованными и законны, чем те, которые являются результатом простого намерения и спекуляции. Эксперименты и наблюдения которые сделаны, могут быть повторены и проверены другие из-за его объективности, надежности, обоснованности и предсказуемость, которые являются характеристиками фундаментальная наука.
  9.  Психология – это научное исследование поведения и мыслительный процесс. Поведение включает в себя все наши внешние или открытые действия и реакции, такие как словесные и мимические выражения и движения.  Психические процессы относятся ко всем внутренним и скрытым деятельности нашего ума, такой как мышление, чувство и вспоминая. Это научное исследование, потому что изучать поведение и психические процессы, психологи использовать научные методы для понимания большего точно и аккуратно.  Слово «психология» происходит от двух греческих слова «Психея» и «Логос», «психея» означает «душа». а «логос» означает «изучение». Таким образом, буквально психология означает «изучение души» или «наука о душе».
  10. Что такое поведение?  Бихевиоризм Научный подход, который ограничивает исследование психологии к измеримому или наблюдаемому поведению. Бихевиористская точка зрения Психологическая точка зрения в первую очередь касается наблюдаемого поведения, которое может быть объективно зарегистрированы и с отношениями наблюдаемое поведение на раздражители окружающей среды.  В общем Поведение – это действия, посредством которых организм приспосабливается к окружающей среде.  Любое проявление жизнедеятельности, включающее в себя все двигательные или коннотативные действия, такие как ходьба, плавание, танцы и т. д. эмоциональные занятия, такие как чувство счастья, грусти, гнева и т. д. — это поведение. Поэтому можно сказать, что первая психология утратила свое значение. душа, затем ее разум, затем ее сознание. У него все еще есть своего рода поведение (Вудвот, 1948)
  11. Типы поведения 1. Моторное поведение включает в себя те виды поведения, которые мы используем наше тело для функционирования там, где есть не роль разума и чувств (включая все действия, связанные с физическими нагрузками). Это также называется конативным поведением 2. Когнитивное поведение включает в себя поведение, в котором мы используем наш разум, чтобы сделать различные виды деятельности. Мышление и тому подобное Примеры 3. Аффективное поведение включает в себя такое поведение в котором мы используем ощущение чувств, чтобы иметь поведенческий опыт. Плакать, смеяться, и т.д. являются примерами такого поведения.
  12. Природа психологии  Обладает набором фактов, которые могут быть подтверждены через универсальные законы и принципы.  Подчеркивает стремление к истине.  Не верит слухам, стереотипам или суеверия,  Верит в причинно-следственную связь.  Применяет метод объективного исследования, систематическое и контролируемое наблюдение и научный подход.  Выступает за обобщение, проверяемость и модификации наблюдаемых результатов или выведенных явления.  Помогает в прогнозировании будущих событий.  Способен претворить свою теорию в жизнь, имея
  13. Что это за наука? Психология  Наука может быть двух видов: позитивная и нормативный  Позитивная наука: Физические науки и науки о жизни называют позитивной наукой. Он изучает факты как они есть и мало или совсем не заботятся о том, что должно быть. Психология в этом смысле подпадает под категорию позитивной науки.  Нормативная наука: это тип информации, разработана, представлена ​​или интерпретирована на основе предполагаемое, обычно не заявленное, предпочтение конкретная политика или класс политик. Такие темы, как логика, философия и этика и включены в категория нормативной науки.
  14. Что это за позитивная наука? Психология?  Это наука о поведении, которая занимается поведение организма.  Поведение довольно динамичное и непредсказуемое.  Методы его изучения также не столь абсолютны и объективны, как принятые в естественных науках.  Исследования в области естественных наук должны стать более точным, точным и объективным, чем исследования поведение в психологии.  Таким образом, мы можем утверждать, что психология развитие позитивной науки о поведении.
  15. Сфера психологии  Границы его действия и применения  Отрасли, темы и предмет рассмотрения с. 1. Границы его действия и применения Психология изучает, описывает и объясняет поведение живых организмов. Поведение – вся жизненная деятельность и опыт: волевой, когнитивные, аффективные, имплицитные, эксплицитные, сознательные, подсознательное или бессознательное Живой организм – все живые существа, населяющие земле, независимо от расы, касты, цвета кожи, пола, возраста, психического или физического состояния.
  16. 2. Отрасли и области психологии Разделы: Чистая и прикладная психология а. Чистая психология: обеспечивает основу и теория предмета. Его забота состоит в том, чтобы формулирование психологических принципов и теории, а также предлагает различные методы и методы анализа, оценки, изменение и улучшение поведения. б. Прикладная психология: решение практических проблемы в соответствии с теориями и принципами чистой психологии. Он обсуждает приложение психологических правил, принципов и приемы, основанные на реальных жизненных ситуациях. Влияние психологии можно найти почти в все дисциплины
  17. Профессиональные специальности в Психология  Колледжи и университеты – 28 %  Больницы и поликлиники – 19,4 %  Частная практика – 33,6 %  Бизнес и государство – 6,3%  начальные и средние школы – 4,2 %  Другое – 8,5 %
  18. Отрасли чистой психологии  Общая психология: имеет дело с фундаментальными правилами, принцип и теории психологии по отношению к изучение поведения нормальных взрослых людей.  Аномальная психология: описывает и объясняет поведение ненормальных людей по отношению к своим среда. Причины, симптомы и синдромы, Описание и лечение аномалий поведение.  Социальная психология: занимается групповым поведением и взаимоотношения людей между собой. Группа динамика, симпатии и антипатии, интерес и отношение, социальные расстояние и предубеждения людей в их личных и социальные отношения  Экспериментальная психология: описывает и объясняет пути и средства проведения психологических эксперименты по научным направлениям под контролем или лабораторные ситуации для изучения психических процессов
  19.  Психологическая психология: описывает и объясняет биологические и физиологические основы поведение. Внутренняя среда и физиологическое строение организма, в частности мозг, нервная система и работа желез по отношению к конативным, когнитивным и аффективным поведение людей.  Парапсихология: занимается экстрасенсорными восприятие, предварительное признание, случаи истребования перерождение, телепатия (общение разума с разумом) и родственные (связанные) явления.  Геопсихология: описывает и объясняет отношение физической среды, особенно погода, климат, почва и ландшафт с поведением.  Психология развития: объясняет процессы и продукты роста и развития по отношению к поведению человека от рождения к старости. Его подотрасли: ребенок, подростковый возраст
  20. Отрасли прикладной психологии  Педагогическая психология: стремится применить психологические принципы, теории и методы поведение человека в образовательной среде. Тема вопросы — это пути и средства улучшения всех аспектов процесса преподавания-обучения, включая учащегося, процесс обучения, материальная среда и учитель.  Клиническая психология: описывает и объясняет Причины психического заболевания больного, обратившегося в поликлинику или больнице и предлагает индивидуальную или групповую терапию для лечение и эффективная коррекция пораженных человек в обществе.  Промышленная психология: ищет применение психологические принципы, теории и методы изучение поведения человека по отношению к
  21.  Юридическая психология: изучает поведение клиентов, преступников, свидетелей и т. д. в их соответствующее окружение с применением психологические принципы и приемы. Предмет дело в способах и средствах обнаружения преступления, выявление и задержание ложных свидетели и другие сложные вопросы.  Военная психология: занимается использованием психологические принципы и приемы поле военной деятельности. Как сохранить боевой дух солдат и горожан во время военное время, как бороться с вражеской пропагандой и разведывательная деятельность, как обеспечить вербовку для вооруженных сил и как улучшить боевые возможности и организационный климат и руководство в вооруженных силах.

Реклама

Определение психологии разными авторами

Психология — это дисциплина, изучающая психические процессы и поведение людей научным путем и относящаяся к изучению психических заболеваний, которое включает диагностику, лечение, профилактику и ведение психических заболеваний.

Например, если я скажу вам подумать о животном, это будет не кошка. Тогда ваш мозг сначала покажет вам изображение кота.

Психология — это ментальный предмет, подобный разуму. Информация, данные и анализ эмоций, любви, ненависти, гнева, разочарования и беспокойства.

Определение психологии разными авторами

Согласно Британскому психологическому обществу, «Психология — это научное исследование людей, разума и поведения. Это и процветающая академическая дисциплина, и жизненно важная профессиональная практика».

По данным Американской психологической ассоциации, «Научное исследование поведения людей и их психических процессов».

Уильям Макдугалл (психолог) определяет, «Психология — это наука, цель которой — дать нам лучшее понимание поведения организма в целом и контроль над ним».

Джон Б. Ватсон определяет, «Психология — это наука о поведении. «

Н. Л. Манн определяет: «Психология — это наука, и должным образом подготовленный психолог — это ученый или, по крайней мере, практик, который использует научные методы и информацию, полученную в результате научных исследований».

Определяет Фельдман, «Психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Она охватывает не только то, что люди делают, но и их мысли, эмоции, восприятие, процессы рассуждения, воспоминания и даже биологическую деятельность, поддерживающую функционирование организма. «

Уильям Джеймс определил «психологию как науку о психической жизни, как о ее явлениях, так и об их состояниях».

Р. С. Вудворт определяет психологию как «науку о деятельности индивида».

Чарльз Э. Скиннер (1938) определяет, «Психология имеет дело с реакцией на любую без исключения жизненную ситуацию. Под реакциями или поведением подразумеваются все формы процессов, приспособлений, действий и переживаний организма».

Определение психологии разных авторов

«Психология — это изучение человеческого поведения и человеческих отношений». _ Crow and Crow

«Психология — это наука о поведении и опыте».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *