В чем смысл жизни: почему люди веками ищут ответ на этот вопрос и можно ли его найти
169 257
Познать себяЧеловек среди людей
- Фото
- Shutterstock/Fotodom.ru
Философы, клирики, психологи на протяжении веков отвечали на этот вопрос, но ни один ответ не оказался универсально верным. Потому что у каждого человека свой смысл в жизни.
Этим вопросом задавались все мировые религии, и все они по-своему на него отвечали. Иисус говорил, что смысл жизни в вере в Бога и в том, чтобы обрести царство Божие после смерти. Будда верил, что смысл жизни состоит в том, чтобы прожить ее в гармонии, отринув желания и ненависть.
Мухаммед сказал, что жизнь доверена людям Богом, с тем, чтобы посвятить ее пониманию Бога, и это ведет к вечной жизни.
Платон заметил, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее жить». Стало быть, смысл жизни заключается в том, чтобы ее исследовать, чтобы ее постичь. Ницше связывал его со смертью Бога, а следовательно, с утратой веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Камю считал, что мы сами создаем смысл своей жизни, принимая решения.
Но никто не предложил определенного, четкого, если угодно, универсального ответа. Возможно, потому что для начала все же стоит ответить на другой вопрос, который стоит рядом: «Почему мы хотим это знать?» Это куда более уместный вопрос, хотя бы потому, что на него можно ответить.
Итак, зачем же люди вот уже на протяжении многих веков заняты поисками жизненного смысла?
Да потому что никто из нас не хочет соглашаться с тем, что жизнь бессмысленна. Вместо того чтобы принять этот факт и двигаться дальше, многие люди тратят всю свою жизнь, чтобы его найти. Они ищут его в религии, философии, психологии.
Люди думают, что если они разбогатеют и станут знаменитыми, то смогут обмануть смерть. Есть безумцы, которые полагают, что они смогут победить смерть, захватив мир. Отрицание смерти и поиск смысла жизни — великая ложь, которая определяет жизнь множества людей на планете.
Отрицание, как и любой защитный механизм, имеет побочный эффект. Чем яростнее мы что-то отрицаем, тем сильнее оно наполняется смыслом. Чем больше мы отрицаем смерть, тем меньше мы замечаем, как уверенно к ней идем. Яркий пример — сколько людей отрицают изменения в климате, несмотря на факты. Зигмунд Фрейд сказал бы на это, что мы бессознательно хотим смерти, бессознательно желаем ее планете.
В восточной традиции практикуются методы глубокой медитации, где главная вещь, над которой размышляют, — смерть. Люди проводят множество часов, медитируя о своей смерти. Они буквально представляют, визуализируют, как лежат в могиле и гниют! Смысл этого действа в том, чтобы достичь состояния, в котором не будет привязанности к жизни, чтобы мы могли полностью осознать, что смертны.
Только приняв факт неотвратимости смерти, мы сможем освободиться от тяготеющей привязанности к жизни и от проблем, которые она несет
Цепляясь за жизнь, во всем пытаясь нащупать смысл, мы приходим к ложным богам, ценностям, мифам, которые ранят не только нас, но и других. Если мы придумаем, что смысл в молении Богу, то всякий, кто ему не молится, будет ниже нас. Если мы решим, что какая-то группа людей (к которой мы, очевидно, принадлежим) — группа «хороших людей», то другая, очевидно, станет «группой плохих». И то и другое ведет к напряжению и разногласиям.
Будда и его последователи не цеплялись за жизнь. Они медитировали о смерти, отказываясь от тщеславных представлений о жизни, жажды мести, власти или славы, от зависти и соперничества. Для тех, кто привык искать смысл с упорством маньяка, такая медитация безумна. Но для буддийских монахов безумство в том, чтобы так упорно цепляться за свою жизнь и думать, что смерть — это то, что бывает с другими.
Источник: Psychcentral
Текст:Никита ПеченегинИсточник фотографий:Shutterstock
Новое на сайте
Татьяна Мингалимова: «Секс — это весело»
Тест: Что вы ищете в мужчинах?
«Хочу сделать творчество своим источником дохода, но не уверена, что мне хватит таланта»
«Рецидив вызвал у меня злость»: история читательницы о дважды пройденном онколечении
Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела
Должен ли взрослый ребенок давать деньги в семью?
«Мой парень не готов к детям, а я боюсь, что часики тикают»
«Отчим домогался меня, но мама все равно сохранила с ним отношения»
В чем смысл жизни и нужно ли его искать, рассказали психологи
«В чем заключается смысл жизни?» – практически каждый человек хотя бы раз задавал себе этот вопрос. Кто-то быстро и уверенно находит ответ на этот вопрос и живет в гармонии с собой. А некоторые начинают страдать из-за неопределенности, путаться в собственных размышлениях и терять себя. Интересными мнениями о поисках смысла жизни поделились психологи с lifehacker.ru.
Смысла жизни на самом деле не существует?В психотерапии нет термина «смысл жизни» как такового, утверждает Глеб Багрянцев. Но само явление стало интересовать людей еще со времен античности. И исследуется оно по сей день.
«Наиболее близкое к смыслу жизни понятие в ней — ценности. Это некое состояние и представление о себе, которое человек стремится поддерживать в течение какого‑то периода времени, часто даже всей жизни. Ценности у всех разные: быть богатым, компетентным, признанным, иметь друзей», – говорит Глеб Багрянцев, психотерапевт.Искать самому или одолжить?
Некоторые считают, что человеку нужно самостоятельно определять свои ценности и, соответственно, выстраивать свой жизненный путь. Только результат личного поиска человека и собственный выбор могут сделать его счастливым.
«Ваш выбор вряд ли подойдёт вашему соседу. Более того, его предназначение может вступить в конфликт с вашим», – считает Мария Эриль руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech.
Однако психолог Андрей Смирнов отмечает, что смысл жизни может быть и навязанным. Например, в СССР пропаганда внушала, что надо добросовестно трудиться во имя идей коммунизма. Японским солдатам говорили, что их предназначение — умереть за императора. В античности верили, что главный смысл – в удовлетворении своих желаний и наслаждении.
«Даже навязанный смысл жизни мог сделать человека счастливым, освободить его от сомнений и мучительных поисков, избавить от страха смерти. Но не всегда. Нередко, если предназначение навязано, ожидания оказываются обманутыми», – передает Андрей Смирнов, магистр психологии, практический психолог.Нашел, но тебе не нравится?
Психологи отмечают, что смысл жизни не обязательно должен представлять что-то грандиозное или общепринятое. Им может стать любое занятие, приносящее удовольствие: занятия танцами, искусство, разведение редких видов растений и многое другое. Самое главное – не бояться искать, пробовать что-то новое, быть открытым к переменам и двигаться вперед.
«Считаете ли вы себя счастливым человеком или нет? Когда счастья в жизни не хватает, надо проанализировать, соответствует ли то, чем вы занимаетесь, вашим ценностям. Если текущее кажется бессмысленным, нужно понять, что у вас всегда есть пространство для изменений», – дает совет Глеб Багрянцев.Психологи советуют…
Глобальный философский вопрос на самом деле можно решить несложными способами.
«Начните с малого, не старайтесь сразу свернуть горы. Достигайте небольших целей каждый день. Неважно, чем вы занимаетесь — фиксируйте результат и конкретные шаги», – рекомендует Олег Иванов, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.
- Напишите обо всех переживаниях на бумаге. Это поможет сконцентрироваться на тех проблемах, которые нуждаются в решении. Вы сможете увидеть, что тревожит вас больше всего.
- Найдите свои сильные стороны. Найдите то, что нравится вам и приносит удовольствие.
- Окружите себя людьми, которые вдохновляют вас. Избегайте любых токсичных отношений.
- Обратитесь к психологу
Не бойтесь обратиться за помощью к специалисту, если чувствуете, что не можете справиться сами. Иногда тоска, грусть и отсутствие интереса к происходящему могут свидетельствовать о более серьезных недугах.
Смысл жизни | The Point Magazine
Это третья колонка из четырех статей Елены де Брес, посвященных академической философии и смыслу жизни, которые публикуются еженедельно; прочтите остальное здесь.
●
«Я полагаю, вы здесь ради Смысл жизни? — спросил я в первый день занятий несколько падений назад.
Шестнадцать голов покачивались над полком новеньких блокнотов и ручек, готовых к действию.
— Эта фраза немного вводит в заблуждение, — сказал я. «Когда большинство людей слышат это, они думают о широкомасштабных вопросах, таких как «Что все это значит?», «Почему мы здесь?», «Почему существует что-то, а не ничего?» Предполагается, что существует некий глубокий порядок. встроенный во вселенную, которую мы могли бы открыть и понять».
Я почувствовал на себе клей 32 глаз.
— Но за последние пару столетий представление о том, что вселенная имеет неотъемлемую рациональную цель, утратило свои позиции, — продолжил я. «Итак, в современной философии вопросы о смысле из жизни уступили место вопросам о смысле в жизни: вопросам о том, что делает отдельные жизни значимыми. Например: Что придает жизни глубину, цель и непреходящую ценность? Что делает жизнь стоящей, а не бесполезной?»
«Почему тогда вы назвали этот курс «Смысл жизни» ?» — спросил кто-то.
«Люди не так часто используют фразу Смысл жизни », — солгал я. — Непонятно, что это значит.
Настоящая причина заключалась в том, что я следовал тому, что мой коллега называет «принципом Коула». Профессор Коул вел курс под названием «Европейская литература девятнадцатого века» в течение десяти лет, и в течение всего этого периода его посещали около трех очень серьезных людей. Затем он изменил название на «Умные женщины, плохой выбор», и список ожидания растянулся от его офиса до небольшой деревушки на границе Массачусетса и Коннектикута.
Еще одна вещь, о которой я не говорил своим ученикам, это то, что решение преподавать именно этот курс было чем-то вроде поступка отчаяния с моей стороны. Вопрос «Что придает жизни глубину, цель и непреходящую ценность?» той осенью для меня не было теоретическим; Я тратил 95 процентов своего свободного времени, думая об этом в течение предыдущих двух лет. Мои панические размышления были сосредоточены частично на жизненном, частично на философском и частично на том, могут ли эти две вещи когда-нибудь сойтись в моем конкретном случае.
Иногда моя проблема заключалась в том, что я потерял четкое представление о том, что такое философия. Я имею в виду, что у меня был контроль над этим на повседневном уровне. Я читал лекции и оценивал работы по академической дисциплине, которую один из студентов однажды назвал «подобно тому, как информатика родила ребенка от поэзии». Но была ли эта деятельность действительно философией или ее ядовитым подобием?
Иногда мне казалось, что я сомневаюсь не в природе философии, а в ее ценности. Когда философ сомневается в ценности философии, он спрашивает не просто «почему», а «почему, почему?», что более причудливо. Возможно, если вы талантливы, подняться еще выше и спросить «почему, почему, почему?» Как писал Бернард Уильямс, «философия не особенно интересна, когда говорит о себе». Но можно и таким сомневающимся ответить: «почему, почему, почему, почему?» — не паникуйте, я сейчас прекращаю — и это была моя нынешняя позиция. Неужели это жульничество — подвергать фундаментальным сомнениям все, кроме собственной профессии?
Немного мета, чтобы вести урок философии о смысле жизни, когда многие из ваших сомнений относительно возможности последнего сводятся к сомнениям в ценности первого. Мои мотивы были несколько неясны для меня, но я думаю, что участвовал в своего рода эксперименте. Я хотел посмотреть, смогу ли я использовать тип философии, с которым я был знаком, чтобы добиться подлинного прогресса в крупномасштабном человеческом вопросе, который был очень личным для меня. Пытался ли я использовать ресурсы, которые у меня были, для решения своей проблемы, или я пытался довести проблему до предела? Я полагал, что к середине декабря у меня это получится.
●
Философы-аналитики до относительно недавнего времени избегали темы смысла жизни. Стандартное объяснение состоит в том, что они связали это со смыслом из жизненных вопросов, которые они считали банкротами. Но это, безусловно, также потому, что предмет противоречит некоторым основным тенденциям аналитической традиции. «Что придает смысл жизни?» — это широкий вопрос, который требует синоптического подхода, связанного с континентальной философией, а не метода «разделяй и властвуй», предпочитаемого англо-американцами. Вопрос также носит тоску на рукаве, что делает его неудобным в сочетании с беспристрастным стилем, используемым в основной академии.
Но за последние пару десятилетий мы, аналитики, обратились к этому вопросу, в результате чего у нас теперь есть четко сформулированный набор взглядов на этот вопрос. Стандартный подход к теме — это различие между субъективным, объективным и гибридным взглядами на смысл. Грубо говоря, субъективизм говорит, что ваша жизнь имеет смысл, если у вас правильное отношение к ней, объективизм говорит, что вам нужно заниматься объектами, ценность которых не зависит от отношения, а гибридный взгляд говорит, что вам нужны и то, и другое.
Я организовал свой семинар вокруг этого отличия и поместил под его зонтик набор четко аргументированных журнальных статей. Затем я расширил сеть, включив в нее некоторых неаналитиков: Эмерсона, Шопенгауэра и Камю. Затем я открыл его еще больше, предоставив группе писателей, критиков и мудрецов: Толстому, Джулиану Барнсу, Дэвиду Фостеру Уоллесу, Джеймсу Вуду, Тик Нат Хану. Наконец, я добавил стихотворение к каждому занятию в качестве своего рода аперитива/дижестива.
Эта программа не была похожа ни на что, чему я когда-либо обучал раньше: она напомнила мне набор тайных лесных животных, сложенных внутри плаща. У меня не было педагогической стратегии для объяснения того, как все это должно сочетаться друг с другом, как работа, столь разная по методам, стилю и отношению, может прекрасно сочетаться в одной маленькой комнате. Моя учебная программа буквально кричала об этом вопросе, наряду с вопросом, на который она явно обращалась. Это было похоже на черную шутку. Что, издевался надо мной мой Word doc, вы собираетесь решить проблему всего, что не учитывает ваша интеллектуальная традиция, просто заклеив это скотчем?
Что было интересно, так это то, что у моих учеников не было проблем с этим. Они стремились использовать все. Может быть, эта открытость родилась из их неопытности, может быть, она возникла из их собственных колодцев отчаяния. Как и следовало ожидать от класса с таким названием, добрая половина клиентов подвергалась драматическим формам страданий. Один страдал аллергией почти на любую пищу, постоянными судорогами, хронической усталостью, случайными обмороками, воспаленными суставами и — новости только что! — возможно, опоясывающим лишаем. Одному недавно поставили диагноз биполярное расстройство; у другого трое близких друзей покончили с собой в старшей школе. Даже самые безобразно здоровые из оставшихся рассказывали о разбитом сердце, тревоге, тоске, ночных страхах.
Первый вопрос, когда все это возникало в классе, как это часто случалось, не был ли философией? Во-первых, в гуще дискуссии никого из нас не волновало, так это или нет. Во-вторых, более или менее все в программе предполагало, что это так. Конечно, показания делали это предположение в разных модах, но они явно следовали одному и тому же общему набору проблем. И тот факт, что стиль подхода иногда ощущался в напряжении с предметом, добавлял определенную глубину предприятию, которое казалось просветляющим.
Почти сразу же в этом классе со мной произошло несколько вещей. Во-первых, я обнаружил, что отлично провожу время. Во-вторых, хотя я начал курс, задаваясь вопросом, должны ли мы с академической философией участвовать в процессе «сознательного разъединения», как только мы начали двигаться, я почти не думал об этом. Я находил наши дискуссии слишком увлекательными.
Когда мы упаковывали ноутбуки на последней встрече, я чувствовал смутную благодарность. Для чего? Был, конечно, учебный материал — аккуратно выложенный теоретический ландшафт, несколько интересных идей и рассуждений, несколько резонансных литературных взглядов на жизнь, к которым можно вернуться в прохладный (или жаркий) час. Но на самом деле это не зацепило. Мои чувства, похоже, не касались содержания этого конкретного класса. Это было — что? Более общий? Более универсальный? Более абстрактно?
Боже мой, подумал я, я благодарен за философию .
Мое отношение к моей профессии, вероятно, было более сложным, чем у большинства моих коллег. Я провел больше времени, сомневаясь и невзлюбив философию, чем это идеально для человека в моем роде деятельности. Но преподавание этого класса напомнило мне о трех вещах, которые мне всегда нравились.
Одним из них является всеобъемлющий метод, который Адам Смит отождествлял с философией: введение «порядка в хаос резких и противоречивых проявлений». Организация вашего опыта в понятную структуру часто бывает терапевтической, даже если содержание опыта мрачно. Другой — общее отношение к жизни, с которого, по словам Сократа, начинается философия. Если вы сможете сохранить свое удивление по поводу вашей версии человеческого затруднительного положения, подходить к своему бедствию с интересом и тревогой, у вас есть хорошие шансы уменьшить его именно настолько. Наконец, есть практика применения этого метода, с этим любопытством, в разговоре с вашими товарищами, лично и на странице. Сделать это — значит принять участие в традиции рассуждений о человеческих жизнях, которая простирается за пределы вас, включая любые профессиональные деформации, которые вы приобрели на этом пути.
Я потерял это из виду, погрузившись в свою скорлупу неудовлетворенности карьерой, пропуская научные конференции, избегая журналов, запуская занятия на автопилоте. Я забыл, каково это — взять философский вопрос, который действительно важен для вас, использовать все, что есть у вас и у других, чтобы подойти к нему, и сделать это с другими людьми, которых это тоже искренне волнует. Было бы и ложью, и сентиментальностью предположить, что мое запоздалое понимание всего этого устранило мою амбивалентность в отношении моей профессии, с которой я, без сомнения, застрял на данный момент. Но одна вещь, которую он сделал, это уменьшило чувство дистанции, которое я привык ощущать между тем, что другие, казалось, хотели от философии, и тем, что, как я полагал, она давала мне.
●
Прочитайте следующий и последний выпуск колонки Хелены де Брес здесь.
Спрашивая себя «В чем смысл жизни?» можно продлить
Примечание редактора: Это эссе является частью колонки под названием «Проект мудрости» Дэвида Аллана, главного редактора CNN Health and Wellness. Сериал посвящен применению в жизни мудрости и философии, которые можно найти повсюду, от древних текстов до поп-культуры. Вы можете следить за Дэвидом на @davidgallan. Не пропустите еще одну колонку Wisdom Project; подпишитесь здесь.
Си-Эн-Эн —
«В чем смысл жизни?»
Учитывая, что вы можете сформулировать свой ответ менее чем за минуту, соотношение мудрости и усилий для этого философского упражнения не может быть более выгодным.
А наличие ответа может даже улучшить ваше здоровье и помочь вам жить дольше.В новом исследовании, опубликованном во вторник в Журнале клинической психиатрии, изучалась взаимосвязь между нашим физическим и психическим благополучием и поиском или наличием цели в жизни.
Изучив 1300 человек в возрасте от 21 года до более 100 лет, авторы обнаружили, что пожилые люди с большей вероятностью нашли цель своей жизни, в то время как молодые люди с большей вероятностью продолжали поиски.
А согласно новому исследованию, наличие смысла в жизни показало положительную корреляцию со здоровьем, включая улучшение когнитивных функций, тогда как поиск его может иметь небольшой отрицательный эффект. Исследование показало, что умственное и физическое благополучие описывалось самими людьми, а целеустремленность, как правило, достигала пика примерно в возрасте 60 лет.
Согласно двум другим исследованиям, опубликованным в 2014 году — одно среди 9000 участников старше 65 лет, а другое — среди 6000 человек в возрасте от 20 до 75 лет, — те, кто мог сформулировать смысл и цель своей жизни, жили дольше на , чем те, кто считал свою жизнь бесцельный. Казалось, не имело значения, какое значение участники придавали своей жизни, будь то личное (например, счастье), творческое (например, искусство) или альтруистическое (например, улучшение мира). Это был ответ на вопрос, который имел значение.Связь с долголетием может быть причинно-следственной — наличие цели может помочь человеку справиться с ежедневным стрессом, как показали другие исследования, — но также может быть и то, что те, кто думает о смысле жизни, с большей вероятностью будут заниматься другими видами деятельности, которые укрепляют здоровье.
Или, как цитируют высказывание философа Фридриха Ницше: «Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как», прекрасно подытоживая связь между наличием цели и терпением в жизни.
Самое простое, но, возможно, самое полезное решение, которое вы можете принять в Новом году, — это просто спросить себя, в чем для вас смысл жизни. Что дает вам цель? Почему мы все здесь?
Каждый январь на протяжении более двух десятилетий я тратил несколько минут, чтобы обдумать ответ на этот вопрос.
Причина, по которой я задаю этот вопрос ежегодно, заключается в том, что мой ответ со временем меняется, что я нахожу интересным и познавательным. Я считаю, что нет объективно правильного ответа, есть только ответы, которые подходят именно вам в любой момент времени.
Великие мыслители (и знаменитости) обдумывали этот вопрос, так что вы можете черпать вдохновение в приписываемых им словах. Считается, что Аристотель, греческий философ, живший 2500 лет назад, написал, что суть жизни — «служить другим и делать добро», и римский философ Цицерон, родившийся 280 лет спустя, пришел к такому же выводу. Как и русский писатель Лев Толстой, написавший: «Единственный смысл жизни — служить человечеству». А Его Святейшество Далай-лама добавил: «Если вы не можете им помочь, по крайней мере, не причиняйте им вреда».
CNN/Альберто Майер
Что в твоей мантре?
Легенда шотландского регби Нельсон Хендерсон поэтично сформулировал ту же мысль, сказав: «Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы сажать деревья, в тени которых вы не ожидаете сидеть». А метафора смысла жизни актрисы Вупи Голдберг заключалась в том, чтобы «выбрасывать маленькие факелы, чтобы вести людей сквозь тьму».«Любовь» стала выводом монаха-трапписта и писателя Томаса Мертона и актрисы «Баффи — истребительницы вампиров» Джули Бенц. В качестве альтернативы актер Арнольд Шварценеггер заключил: «Смысл жизни не в том, чтобы просто существовать, выживать, но двигаться вперед, идти вверх, достигать, побеждать».
альберто майер/кнн
Опираясь на собственные жизненные эксперименты
Я согласен, поэтому я рекомендую сформулировать свой собственный ответ. «Каждый человек должен обратиться к самому себе, чтобы научить его смыслу жизни. Это не что-то открытое: это нечто сформированное», — писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный своей книгой «Маленький принц».
Потратьте несколько минут, чтобы записать свой ответ на вопрос «в чем смысл жизни?» это простое упражнение, которое эффективно добавляет смысла в вашу жизнь.
И тогда я предлагаю отвечать на него каждый год. Оглядываясь назад на то, как развивалось ваше мышление и на него влиял опыт, вы можете узнать больше о себе. В совокупности это приближает вас к более глубокому пониманию себя.
В 1997 году моим ответом было «открытие, стремление и достижение своего блаженства», вдохновленное экспертом по мифам Джозефом Кэмпбеллом. Год спустя это должно было сделать «мир лучше». В 2002 году, когда я обручилась, это было просто «Любовь». И год, когда мы зачали нашу старшую дочь, был менее романтичным «продолжением ДНК для следующего поколения». Но в большинстве случаев мой ответ — это сочетание любви, наследия, счастья, опыта и помощи другим.
Подпишитесь на эту колонку
С практической точки зрения, если вы хотите выполнить ежегодное упражнение «Значение», я предлагаю не просматривать прошлые ответы, прежде чем отвечать заново, чтобы избежать предвзятости вашего ответа. Я записываю их на том же уже пожелтевшем листе бумаги с вкладными листами и храню его в надежном месте.