7 странных вопросов, чтобы увидеть в жизни цель
219 190
Познать себяКарьера и самореализация
«В период с 18 до 25 лет я менял свои карьерные планы чаще, чем нижнее белье. Даже имея собственный бизнес, я до 28 лет не мог точно понять, чего хочу от жизни. Вероятно, вы похожи в этом на меня», — пишет в своем блоге Марк Мэнсон (Mark Manson), писатель, предприниматель и коуч, который помогает людям разобраться в своих желаниях, эмоциях и отношениях. — Не поверите, но я очень часто получаю письма от сорокалетних и пятидесятилетних читателей, которые до сих пор не знают, что им нужно в этой жизни».
Отчасти проблема заключается в самой концепции смысла жизни. В нашей уверенности, что все мы рождены с какой-то высшей целью, которую нужно непременно найти. Хотите правду? Мы все живем на этой планете некий период времени. Все это время мы чем-то заняты, либо важным, либо неважным. Важное придает нашей жизни смысл и ощущение счастья, а неважное просто убивает время.
Так что вопрос «Что мне делать со своей жизнью?» или «В чем смысл моего существования?» на самом деле означает «Чем бы таким важным занять свое время?».
Чем занять свое время?
И с этим вопросом определенно проще иметь дело, потому что он не тянет за собой весь тот нелепый багаж, неизменно цепляющийся за вопросы о «смысле жизни». Какой толк размышлять о космической значимости вашей судьбы, сидя целый день на диване и поедая чипсы? Гораздо лучше постараться выяснить, что кажется вам важным.
Читатели меня часто спрашивают, в чем их предназначение. Но я не могу ответить на этот вопрос. Понятия не имею. Может быть, кто-то вяжет на спицах, а кто-то снимает любительское видео в своем подвале. Кто я такой, чтобы говорить, что для кого важно? Однако, проведя некоторые исследования, я составил список из нескольких вопросов, которые помогут вам выяснить, что важно лично для вас, и что может добавить смысл в вашу жизнь. Эти вопросы нельзя считать исчерпывающими. Честно говоря, они могут показаться нелепыми. Но я сделал это намеренно, потому что отыскивание смысла жизни должно стать интересным и забавным занятием, а не тяжким бременем.
1. Какую приправу вы выберете для сэндвича с дерьмом?
Это вопрос первостепенной важности. С какой добавкой вы хотите съесть свой сэндвич с дерьмом? В этом заключается неприятная правда жизни, которой вас не учат в школе.
Все в этой жизни может вызывать отвращение время от времени. Это звучит пессимистично. Но я думаю, что эта мысль, наоборот, освобождает нас. Любое занятие требует жертв. Ничто не может доставлять только удовольствие. Отсюда и вопрос: к каким трудностям вы готовы? В конечном счете, именно это определяет вашу способность продолжать заниматься тем, что вы любите, несмотря на трудные времена.
Если вы хотите стать успешным предпринимателем, но не выносите и мысли о провалах, тогда вы вряд ли многого добьетесь. Если вы хотите стать профессиональным художником, но не готовы видеть, что ваши работы отвергают сотни, если не тысячи раз, тогда вы закончили, еще даже не начав. Если вы хотите стать блестящим адвокатом, но не готовы работать по 80 часов в неделю, то у меня для вас плохая новость.
Что вы готовы съесть? Потому что каждому приходится рано или поздно есть свой сэндвич с дерьмом. Хотя вам ничто не мешает добавить туда оливку.
2. Что в вас сегодняшнем заставило бы заплакать вас в возрасте 8 лет?
В детстве я любил писать рассказы. Я часами просиживал у себя в комнате, сочиняя истории о пришельцах, супергероях, великих воинах, своих друзьях и семье. Но не потому, что хотел, чтобы кто-то их прочитал. А просто потому, что я наслаждался процессом. А потом по каким-то причинам я перестал это делать. И совершенно не помню почему.
Мне было уже далеко за двадцать, когда я снова открыл для себя мир писательства. И до того, как я начал свой бизнес, я даже и не помнил, как любил делать сайты — то, чем я занимался в раннем подростковом возрасте просто ради удовольствия. Но самое забавное: если бы я, восьмилетний, спросил себя же, но уже двадцатилетнего: «Почему ты больше не пишешь?» и ответил бы: «Потому что у меня это не очень хорошо получается», или «Потому что никто не будет читать то, что я пишу», или «Потому что невозможно заработать денег, занимаясь этим», то я бы, скорее всего, заставил себя восьмилетнего залиться горючими слезами.
3. Что может заставить вас забыть поесть и сходить в туалет?
Наверняка вы помните случаи, когда были настолько поглощены каким-то занятием, что минуты легко превращались в часы, а часы превращались в «Черт, я совсем забыл поужинать!». У меня такое было с видеоиграми. Хотя, конечно, это не самое лучшее занятие. Если честно, то несколько лет это было для меня настоящей проблемой. Я просто сидел и играл, вместо того, чтобы заниматься какими-то важными вещами. Но пока я не бросил играть, я не понял, что на самом деле моя страсть была не к самим играм как таковым (хотя я любил их).
Моя страсть была в стремлении все усовершенствовать и быть первым. Сами игры — графика, сюжет — были отличными, но я легко мог прожить и без них. Но вот состязание, конкуренция с другими, а особенно с самим собой — без этого я не мог. И когда я использовал эту одержимость в своем интернет-бизнесе и писательстве, тогда дело приняло большой размах.
Возможно, для вас это другая история. Может быть, вы одержимы эффективной организацией процессов, или затеряны в мире фантазий, или обожаете учить чему-то, или решать технические проблемы. Что бы это ни было, не рассматривайте свои увлечения просто как забавы. Попробуйте понять, какие процессы вас так захватывают. Потому что их вы сможете применить где угодно.
4. В какую лужу вы предпочитаете сесть?
Прежде чем вы добьетесь успеха и займетесь чем-то важным, вам не раз придется признать, что делаете вы это просто отвратительно. И не один раз при этом вы сядете в лужу. Многие люди стараются избежать таких постыдных моментов как раз потому, что это неприятно. Но если вы избегаете всего, что может поставить вас в неловкое положение, то вы никогда в жизни не начнете делать то, что важно для вас. Вот прямо сейчас есть нечто, что вы хотите делать, но все же не делаете. У вас, несомненно, есть свои причины.
Если ваши доводы звучат примерно так: «Я не могу начать бизнес прямо сейчас, потому что для меня пока важнее проводить время со своими детьми» или «Если я буду играть в «Звездные войны» целый день, то это наверняка помешает мне заниматься музыкой, а музыка для меня важнее», тогда все в порядке. Звучит разумно.
Но если вы повторяете себе что-то вроде: «Моим родителям это не понравится», или «Мои друзья будут надо мной смеяться», или «Если у меня ничего не получится, то я буду выглядеть идиотом», то вероятнее всего, вы избегаете того, что на самом деле важно для вас, потому что это пугает вас до смерти. И то, что скажет ваша мама или какой-нибудь Тим из соседнего дома, тут абсолютно ни при чем.
Боясь совершить ошибку, вы живете, словно засунув голову в песок. Все великое по своей природе уникально и выходит за рамки привычного. Поэтому, чтобы добиться чего-то, нам нужно идти против стадного чувства. И делать то, что нас пугает.
5. Как вы собираетесь спасать мир?
На случай, если вы не в курсе, у мира есть несколько проблем. И под «несколькими проблемами» я подразумеваю, что «весь мир катится к чертям, и все мы умрем». Так что выберите проблему и начинайте спасать мир. Их огромное множество — на ваш выбор.
Несовершенная система образования, экономическое развитие, домашнее насилие, охрана психического здоровья, коррупция в правительстве. Найдите проблему, которая вас волнует, и начните ее решать. Понятно, что вы не покончите с проблемами мирового масштаба в одиночку. Но вы можете внести свой вклад. И это чувство, что вы меняете что-то к лучшему, — самое важное для вашего собственного счастья и удовлетворения.
6. Если бы вас под страхом смерти заставили выйти из дома на весь день, куда бы вы пошли и что бы делали?
Для многих из нас главный враг — старая добрая лень. Нас затягивает рутина. Мы отвлекаем себя. Диван такой удобный. Чипсы такие сырные. И ничего нового с нами не происходит. И это проблема. Многие не понимают, что страсть — не причина, а результат наших действий. Пытаясь разобраться, что в жизни вызывает у вас страсть и что важно для вас, вы вступаете на поле, где жизнь — это спорт с полным касанием, процесс попыток и ошибок. Никто из нас точно не знает, как мы себя будем чувствовать, занимаясь чем-либо, пока не начнем этим реально заниматься.
Так что спросите себя: если бы кто-то каждый день приставлял к вашей голове пистолет и заставлял вас выходить из дома и заниматься чем угодно, кроме сна, что бы вы предпочли делать? И нет, вы не можете просто сидеть в ближайшей кофейне, листая страницы «Фейсбука» (запрещенная в России экстремистская организация). Куда бы вы пошли и чем бы занялись? Вы бы записались на танцы? Присоединились к книжному клубу? Получили бы еще одну степень? Изобрели бы новую систему орошения, которая могла бы спасти тысячи детских жизней в сельских районах Африки? Научились бы летать на дельтаплане?
Что бы вы делали со всем этим временем? Если это вам по душе, запишите несколько ответов и потом, знаете ли, идите и сделайте это! В качестве бонуса вы можете опозориться где-нибудь.
7. Если бы вы знали, что умрете через год, что бы вы сделали и чем бы вы хотели запомниться?
Большинство из нас не любит думать о смерти. Это пугает нас. Но, с другой стороны, мысли о собственной смерти могут дать массу преимуществ. Например, они заставляют нас разобраться в том, что действительно важно в нашей жизни, а что только отвлекает. Будучи студентом, я часто гулял по округе и спрашивал людей: «Если бы вам осталось жить только один год, что бы вы сделали?» Многие давали расплывчатые и скучные ответы. Несколько напитков были почти вылиты на меня. Но мой вопрос на самом деле заставлял людей по-настоящему взглянуть на свою жизнь с другой стороны и переоценить свои приоритеты.
Чудесная надпись была бы на надгробии: «Здесь лежит N. Он просмотрел каждый эпизод «XXX»… дважды». Что останется в наследство от вас? Какие истории люди будут рассказывать о вас, когда вас не станет? Что напишут в вашем некрологе? И вообще, будет ли о чем говорить? Что бы вы хотели там увидеть? Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы это было так? Если вы не понимаете, куда двигаться, не видите цели в жизни, то это все потому, что вы не знаете, что важно для вас. Вы не знаете своих ценностей. А когда у вас нет собственных ценностей, тогда вы берете себе ценности других людей и проживаете их жизни, пользуетесь их приоритетами, а не своими. И это прямой путь к нездоровым отношениям и страданиям.
Открытие для себя смысла жизни на самом деле сводится к тому, чтобы найти одну или две вещи, которые значат для вас больше, чем вы сами, и больше, чем все вокруг. И для того, чтобы их найти, вам нужно просто оторваться от дивана и начать действовать. Потратить некоторое время, чтобы подумать о чем-то, кроме себя, и, как ни парадоксально, представить мир без себя.
Текст:Елена МуравьеваИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Меня интересует только секс, после него теряю интерес к девушкам»
Психологи выяснили, почему мужчины и женщины изменяют
«Не то же самое, что в одиночку»: зачем мастурбировать вдвоем — мнение сексолога
Сексолог рассказала, как убедить российскую молодежь пользоваться презервативами
«Седина в бороду — бес в ребро». Что делать, если мужа потянуло на сексуальные подвиги?
«Не виноватая я! Он сам пришел!»: 6 закулисных историй о Леониде Гайдае
«Стараюсь быть хорошей женой и мамой. Как заставить мужа ценить меня?»
«Мой трехлетка и то лучше нарисует!»: почему мы обесцениваем современное искусство
В чем смысл жизни человека?: helg_white — LiveJournal
Это самый непростой вопрос. Наверное, каждый человек задавал себе хоть раз в жизни вопрос – для чего я живу? Жизнь дана не только человеку, но и животным и растениям, но человек тем и отличается от них, что может думать и задумываться о том, зачем и для чего он появился в этот мир.
Человек – высшее создание из всех живых существ, ему недостаточно только питаться и размножаться. Живя как животное, он не может быть по-настоящему счастлив. Смысл жизни – это компас, который показывает нам направление нашей жизни. Страшно, когда у человека нет смысла – просто отбыть номер и уйти в мир иной. Выдающийся философ древности Сенека говорил: «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает».
Жизнь современного человека очень быстрая, загруженная, поэтому ему не остается времени на то, чтобы остановиться и подумать, а ради чего вся эта суета и насколько эта суета важна.
В библейской книге Екклесиаста есть такие слова: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!»
Смысл человеческой жизни оценивается через итог. Итог для человека – момент смерти. Нет никаких сомнений в том, что все мы умрем. Размышляя о своей смерти, мы пытаемся найти ответ о смысле жизни. У кого-то этот ответ глубокий, содержательный. У кого-то простой, примитивный. Рассмотрим некоторые из них.
1. «Все так живут, не задумываясь, и я проживу»
Во-первых, так живут не все. Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования. Так что, может быть, не стоит ориентироваться на «всех»? Тот же философ Сенека предупреждал: «Когда возникает вопрос о смысле жизни — люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, а между тем зря: примыкать к идущим впереди опасно».
2. «Смысл жизни – в самой жизни, нужно просто жить»
Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтобы спать, а в восстановлении сил организма. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе. Так что разговоры о том, что смысл жизни в самой жизни – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно.
Человек впустую убивает время своей жизни. Статистики подсчитали, что человек в среднем, «сидит» в интернете четыре часа в день, что составит 10 лет за всю его жизнь. На просмотр телевизора уходит около 3 часов в день, что равняется 9 годам за всю жизнь. Женщины 8 лет своей жизни проводят в магазинах. И так далее. Вот эта пустота и становится смыслом бессмысленной жизни.
3. «Смысла в жизни нет».
Логика здесь такая: «Я не нашел смысла, значит его нет». Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал усилия по поиску смысла. Однако, действительно ли он искал его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет». Кто-то возразит: «Я действительно искал смысл». Тут возникает следующий вопрос: а там ли Вы его искали?
4. «Самореализация как смысл жизни»
Очень часто можно слышать о том, что смысл жизни – в самореализации. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр. Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.
Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Жизненные успехи и самореализацию не взять на тот свет!
5. «Смысл жизни – в сохранении красоты и здоровья»
Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть в итоге все равно выиграет это сражение.
6. «Потребление, удовольствия как смысл жизни»
В современном обществе царит культ потребления и удовольствий. Нас зомбирует реклама, статьи в журналах, светские хроники, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу. Этим пронизана вся наша повседневность. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи, «отрываться» по полной…
С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления.
Для того, чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и всё заново: увидеть рекламу, купить, употребить по назначению, получить удовольствие. Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется: товары, услуги, недвижимость, чувственные удовольствия, путешествия, развлекательное кино, музыка и т.д.Таким образом, мы часто превращаем себя в таких существ, чья задача – только есть, пить, спать, гулять, выпивать, удовлетворять половой инстинкт, наряжаться… Человек сам низводит себя до такого уровня, ограничивая цель своей жизни удовлетворением примитивных потребностей.
Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Не хватает Смысла.
Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением.
Ученые ставили такой эксперимент на крысах: вживляли в мозг крысе электрод, который раздражал центр удовольствия. Этот электрод соединяли с педалькой, на которую могла нажимать крыса. Как только крыса нажимала на эту педаль, она получала удовольствие. Ученые пытались установить, как будет вести себя крыса, будет ли она ограничивать себя в удовольствиях? Этого не произошло – крыса бесконечно нажимала на педаль и в конце концов скончалась от истощения.
Кстати, исследования показывают, что люди, живущие со смыслом, имеющие определенную идею и цель в своей жизни, живут дольше и сохраняют ясность ума, чем те, которые живут без цели и только для удовольствия.
Итак, если серьезно задуматься, то очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни. Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Мы потребляем, потребляем, потребляем… и живем так, будто будем потреблять вечно. Однако каждого ожидает момент истины под названием смерть – когда нужно будет, не обманывая себя, честно подвести итоги своей жизни.
7. «Смысл жизни – жизнь ради близких»
Очень часто нам кажется, что жизнь ради близких – это как раз и является главным смыслом. Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.
Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать детей, заботиться о родителях и друзьях.
Но может ли это быть главным смыслом жизни? Надо признать, что боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел — это тупиковый путь.
Мы часто отождествляем себя с близким, проживаем не свою, а его жизнь. Некоторые живут с надеждой, что могут оставить близким наследство, материальные ценности, социальный статус и т.п. Только мы хорошо знаем, что это не всегда хорошо. Ценности могут в некоторых случаях развратить человека, потомки (если не ближние, то дальние) могут остаться неблагодарными, с самими потомками может что-то случится и нить порвется.
Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом – таком же смертном человеке, как и мы. Мы жертвуем своей душой ради этого человека, которого тоже когда-то не станет. Выходит, что каждое поколение существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит, каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, то есть другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна.
И для чего же тогда человек жил? В этом случае получится, что живя только для других, сам человек прожил свою жизнь без смысла.
И ВСЕ-ТАКИ, В ЧЕМ ЖЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ И КАК ЕГО ИСКАТЬ?
Каждому человеку дано от рождения чувство хорошего и плохого. Каждый понимает, что такое добро и что такое зло.
Что же заставляет людей совершать дурные поступки? Они всегда являются результатом ошибочного поиска счастья. Например, карьерист очень любит власть, хочет стать большим руководителем и навести, по его мнению, должный порядок. Но при этом этот человек готов, что называется, идти по головам других людей, совершать подлости. Другой мечтает о богатстве и готов на любые мошеннические действия для достижения своей цели. При этом оба считают, что добившись своей мечты, станут счастливыми людьми. Но вот цель достигнута – а чувства счастья нет. Сколько известных случаев, когда богатые люди совершали самоубийства. Значит, цель была не верной.
На поведение людей большое влияние оказывает стадное чувство. Мы живем в эпоху толп. Мы настолько зависимы от чужого мнения, что позволяем толпе быть судьей и арбитром нашего поведения, мы жертвуем чем угодно, лишь бы нас считали «такими же, как все». Мы стремимся к всеобщему признанию, как к награде, боимся отличаться от других, потому что это вызывает реакцию со стороны общества: недоверие, неприятие, подозрительность. В итоге мы неизбежно становимся частью однородной массы, и это дает нам уверенность в себе и ощущение, что нас принимают и любят, однако в то же время нас гнетут чувство одиночества, внутренняя тревога и нехватка собственной особенности, своей неповторимости.
Толпа, как правило, настроена на потребление материальных благ. Безумие людей зашло уже так далеко, что они воспринимают мир как супермаркет, предлагающий развлечения и удовольствия, и уверены, что они появились на свет ради бесконечных наслаждений, а не ради морального и духовного совершенствования.
Человечество использует свой ум, для того, чтобы благоустраивать свой быт. Придуманы поезда и самолеты, чтобы быстро перемещаться на большие расстояния. Придуман телевизор для мгновенной передачи информации и развлечений, интернет и сотовый телефон для непрерывного общения. Однако технический прогресс не делает человека более счастливым. Древние греки или древние египтяне, у которых ничего этого не было, и о чем они даже не представляли себе, не страдали от их отсутствия.
Смыслом жизни толпы становится погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, в виде бесконечного потребления. Результатом такого образа жизни человека становятся нервозность, депрессия, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Гонятся за счастьем, но не находят его.
Вернемся к книге Екклесиаста. Ее автором является царь Соломон, один из самых богатых царей мира. Вот что он пишет: «Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»
Где же тогда искать смысл? Образно поиски смысла можно изобразить следующим образом. Человек, ищущий смысл и его не находящий, подобен заблудившемуся путнику, оказавшемуся в овраге и ищущему нужную дорогу. Он бродит среди густых, колючих, высоких кустов, растущих в овраге, пытаясь найти выход к той дороге, с которой он сбился, к тому пути, который его приведет к нужной цели.
Но таким способом найти правильную дорогу невозможно. Необходимо сначала вылезти из оврага, подняться на гору – и оттуда, сверху, можно увидеть верный путь. Человеку, ищущему смысл жизни, нужно для начала поменять точку обзора, потому что из ямы не увидеть ничего. Без приложения определенных усилий человеку никогда не найти верный путь к осмыслению жизни.
Понять истинный, глубинный смысл жизни можно, только потрудившись, приобретя необходимые знания. И эти знания, что самое удивительное, доступны каждому из нас. Просто мы не обращаем внимания на эти кладези, проходим мимо них, не замечая или презрительно отмахиваясь от них. А ведь вопрос смысла жизни поднимался человечеством во все времена. В Древней Греции на стене храма Аполлона высечено: «Познай самого себя». Все люди предыдущих поколений сталкивались с точно такими же проблемами, с которыми сталкиваемся и мы. Всегда было предательство, зависть, пустота души, отчаяние, обман, измена, беды, катастрофы, смерти, утраты и болезни. И люди умели переосмыслить и справиться с этим.
Все древние говорили о том, что человек не может быть счастлив, если он живет только для себя. Человеку дана нравственность, в отличие от животных. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Я ем, чтобы жить. А некоторые живут, чтобы есть». Совершение добрых поступков, помощь другим, доставляет удовольствие человеку. Если ты помог старой бабушке перейти дорогу, то в душе у тебя остается чувство выполненного долга, ты чувствуешь себя правильным человеком. Наконец, человеку дана совесть, чтобы контролировать свое поведение. Древнеримский философ Цицерон сказал: «Самое главное украшение человека – чистая совесть».
В наше время есть люди, которые могут служить примером чистой совести. Например, самый скромный президент в мире — Хосе Мухико – президент Уругвая. В Уругвае официальный ежемесячный оклад главы государства — 12500 долларов. Заняв президентское кресло, Хосе сразу заявил, что для жизни ему хватит десятой части этих денег. За словами последовали реальные действия. Мухико ежемесячно отдавал 90% своего дохода на социальные нужды и благотворительность. Став главой государства, он отказывается переехать в президентскую резиденцию и остался жить в маленьком домике на окраине города. Скромный дом президента не имеет даже центрального водоснабжения. Имущество Мухико — старый фольксваген да пара тракторов. Охрана президента ограничивалась двумя полицейскими, в шкафу висел единственный парадный костюм для официальных встреч. Мухико в корне не согласен с теми, кто прозвал его бедным президентом: «Я бережлив и умерен, но не беден». По мнению Мухики, умеренная жизнь — это философия, а беден тот, кто работает на дорогой образ жизни и всегда хочет большего. У таких людей, продолжает Мухика, не остается времени на себя и на саму жизнь.
Другой пример — Григорий Перельман. Он является известным российским математиком. Он просто уникальный человек, имеющий независимый и своенравный характер. В марте 2010 года Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере одного миллиона долларов США за доказательство гипотезы Пуанкаре, которую не могли решить столетиями. Он отказался от миллиона. Осенью 2011 года Григорию Яковлевичу предложили войти в состав Российской академии наук и стать её почетным членом. Но и здесь он отказался. Он удивляет своей непритязательностью и отрешенностью от бытовых потребностей. Он всегда скромно, если не сказать, бедно, одевается, и очень скромно питается.
Это примеры скромного образа жизни. А вот примеры жертвенности ради других.
В 1941 году польский священник Максимилиан Кольбе оказался в Освенциме. Однажды один из заключённых сбежал, и заместитель коменданта лагеря отобрал десятерых узников, которые должны были за это расплатиться – умереть голодной смертью. Один из обречённых – польский сержант Франтишек Гаёвничек, стал рыдать, выкрикивая имена своей жены и детей. Тогда Кольбе вышел и предложил свою жизнь в обмен на жизнь Гаёвничека. Его жертва была принята. В жутком зловонном месте, куда бросили умирать всех десятерых, Кольбе продолжал поддерживать собратьев по несчастью – молитвой и песнями. Спустя три недели он был всё ещё жив, и нацисты решили ввести ему смертельную инъекцию. В 1982 году Максимилиана Кольбе причислили к лику святых.
Австрийский психиатр, психолог и невролог Виктор Франкл, бывший узник нацистского концентрационного лагеря писал, что, по его наблюдениям, в концлагере наибольшие шансы выжить имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого он жил.
Известный факт, что люди, прошедшие Великую Отечественную войну, отсидевшие в сталинских лагерях, имели долгую жизнь. И сейчас мы видим на парадах 90 и 100-летних ветеранов. Почему? Потому что, несмотря на тяжкие испытания, сохраняли человеческое достоинство, жертвовали собой. Например, жители блокадного Ленинграда, в условиях страшного голода и холода, сдавали свою кровь для раненых бойцов Ленинградского фронта.
Большой смысл жизни придает вера в Бога. Интересно, что даже люди науки, совершившие великие открытия в познании мира, имели веру в Бога. Например, великий физик Исаак Ньютон параллельно с научными трудами писал богословские книги, исследовал Библию. Альберт Эйнштейн признавал существование Бога, сотворившего вселенную. Макс Планк, создатель квантовой теории, был даже священником в лютеранской церкви.
Подводя итоги, можно сказать, что смысл жизни может быть только в том, что не исчезнет, даже если закончится жизнь. Человек обладает бессмертной душой, а это значит, что есть и продолжение нашей жизни. А это значит, что сокровища своей души нужно собирать еще здесь, в земной жизни.
Завершить этот разговор можно цитатой из все той же мудрейшей книги Екклесиаста: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».
Как лучше всего жить?
Вопрос о том, как лучше всего прожить свою жизнь, поднимался всеми религиями мира, а также философами и мыслителями на протяжении веков. Существует долгая история так называемой «литературы мудрости», которая передавалась из поколения в поколение в различных традициях. Например, на Западе Гесиод в «Трудах и днях» рядом с Гомером, в одном из древнейших текстов классической литературы, дает советы по самым разным вопросам, от того, когда сажать, до выбора жены. А в Ветхом Завете иудео-христианской традиции Притчи также содержат советы и наставления о том, как жить доброй и праведной жизнью. Глава 16, стих 18 говорит нам: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность». Такая литература пыталась помочь людям сделать мудрый выбор и жить счастливой, полноценной жизнью. Сегодня существует целый жанр книг «самопомощи», которые дают советы о том, как жить, как стать богатым, как найти настоящую любовь и так далее. Это вечный человеческий вопрос. В отличие от других видов, чья жизнь ограничена инстинктами, люди в основном свободны выбирать, как им жить. В том возрасте, когда большинство из вас читает эту книгу, этот вопрос: «Как мне прожить свою жизнь?» является доминирующим и много раз сбивающим с толку. В более узком смысле большинство студентов, поступающих в колледж, чаще всего думают: «Какую карьеру мне следует выбрать?» Сегодня школьников заставляют отвечать на этот вопрос еще в старшей школе.
Некоторые люди с самого начала знают, какой карьерой они хотят заниматься, но многие этого не делают. Вы можете даже сомневаться, хотите ли вы вообще получить двух- или четырехгодичную степень. Но выбор степени, хотя и может определить, сколько денег вы заработаете в течение своей жизни, или станете ли вы так называемым «белым воротничком» или «синим воротничком», не определяет, КАК вы будете жить в этой жизни. Следует ли вам выйти замуж? Есть дети? Жить в удовольствие? Для других? Должны ли вашей целью быть большой дом и большая машина, а также отправиться в экзотический отпуск? А как насчет вашего общества? Должны ли вы посвятить хотя бы часть своей жизни служению другим в вашем сообществе? Может быть, пойти в армию? Стоит ли жить «как все»? В твоем возрасте выбор кажется бесконечным.
Одна из задач высшего образования — помочь вам сделать некоторые из этих выборов. Даже если вы «знаете», какой карьерой хотите заниматься, вам следует потратить некоторое время на курсы в других областях, чтобы увидеть, на что они похожи. Они могут открыть новые горизонты того, как жить. Вы можете найти что-то еще, в чем вы действительно хороши, или вы можете влюбиться в совершенно другой предмет. Сохраняйте непредвзятость и оставайтесь гибкими. В то время как старое клише гласит, что когда одна дверь закрывается, открывается другая, верно и обратное: выбор, который вы делаете сегодня, пути, которые вы выбираете, — это ветви на дереве вашей жизни. Как только вы идете по одному пути, со временем становится все труднее повторить ваши шаги и пойти по другому пути. Наконец, те, кто изучает меняющийся рынок труда и влияние технологий на работу, говорят нам, что люди, которые сегодня выходят на рынок труда, могут рассчитывать на смену карьеры по крайней мере три раза в течение своей жизни, поэтому карьера, которую вы начнете после колледжа, вероятно, не будет тот, в котором вы выходите на пенсию.
Однако ваша карьера или работа будут составлять лишь часть вашей жизни. Итак, снова возникает вопрос о том, как вы должны прожить эту жизнь. Большинство людей, когда их спрашивают о том, чего они хотят в будущем, после перечисления общих целей, таких как любовь, семья, финансовая безопасность или интересная работа, обычно просто говорят, что надеются быть «счастливыми». Но определить счастье сложно, а счастье означает разные вещи для разных людей. Лучший способ получить представление о прошлых и нынешних идеях и исследованиях определения счастья — просто прочитать статью «Счастье» в Википедии. Другими прекрасными статьями являются «Счастье» в Psychology Today, «История счастья» Питера Н. Стернса в Harvard Business Review и статья Дженнифер Сениор «Некоторые темные мысли о счастье» в New York Magazine. В апреле 2015 года в третьем Докладе ООН о мировом счастье Швейцария, Исландия и Дания были поставлены на первое место, а США — только на пятнадцатое.
Но независимо от того, какую карьеру вы выберете и насколько «счастливы» вы сейчас, вы неизбежно столкнетесь с трудностями и невзгодами в своей жизни. Как говорит король Клавдий в «Гамлете», «когда приходят скорби, они приходят не поодиночке, а полчищами». На самом деле значительная часть религиозной и философской мудрости, переданной нам через века, — это советы о том, как противостоять «пращам и стрелам неистовой судьбы», снова цитируя Гамлета. Люди, которые чувствуют себя хорошо, добились успеха в карьере и семье, которым улыбается фортуна, не проводят много времени с психотерапевтом. Когда что-то идет не так, а это неизбежно, нам нужна помощь, мы ищем мужества и силы духа, чтобы противостоять таким бурям. Есть ли способ жить, который сведет к минимуму такие бури? Это поможет нам переждать их? Куда нам обратиться за утешением? Многие религиозные люди обращаются к Богу и молитве. Одна из теорий возникновения и распространения религии фактически состоит в том, что она возникла именно для этой цели. Это помогло объяснить, почему происходят плохие вещи, и дало людям надежду на будущее. Это также помогло им утешиться перед лицом смерти.
В классической Греции, например, возникло несколько различных философий, у которых до сих пор есть последователи, для решения трудностей, с которыми люди сталкиваются в жизни, и для решения вопроса о том, как лучше прожить свою жизнь. Древнегреческий философ Сократ сказал, что непроверенная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить. Мы не должны просто следовать за толпой и верить в то, во что верят все вокруг нас. Мы должны подвергнуть веру критическому рассмотрению. Как представляет его Платон, для Сократа лучшая жизнь — это постоянное стремление к истине, обучение. Это высшее достижение того, что значит быть человеком. В погоне за знаниями мы избегаем порока, а знания помогают нам делать лучший выбор и, таким образом, вести лучшую жизнь. Аристотель, ученик Платона, полагая, что разум — это то, что присуще только людям, подчеркивал, что умение рассуждать является высшей добродетелью человека. Хорошие рассуждения привели бы к «счастью», и поэтому Аристотель начинает на Западе дискуссию о том, что такое счастье и как его достичь.
Одним из ключей к счастливой жизни и к избежанию многих жизненных печалей, который предписывал Аристотель, было стремление к тому, что он называл золотой серединой, золотой серединой во всем между избытком и недостатком. На самом деле эта идея «Ничего лишнего» была начертана на храме Аполлона в Дельфах. Эта идея также является центральной в греческой трагедии, где, особенно у Софокла, падение великого человека вызвано излишеством — обычно высокомерием, вызванным слишком большим богатством и властью. Трагедии советовали sophrosynê, или умеренность и самообладание.
Идея самоконтроля была поэтически воплощена Платоном в «Федре», где Сократ описывает «колесницу души». Возничего есть разум; он управляет двумя крылатыми конями, белым и черным, страстями. Белая лошадь олицетворяет энергию, смелость и амбиции, а черная — аппетит, желание и жадность. Душа ищет Добро в вечном царстве, но черный конь держит ее прикованной к земле. Итак, жизнь — это непрерывная борьба. Мы должны использовать разум, чтобы контролировать свои эмоции, чтобы жить полной и полноценной жизнью.
Помимо Платона и Аристотеля, у других греческих философов были разные взгляды на то, как лучше всего прожить жизнь, некоторые из них превратились в измы, распространенные до сих пор:
- Стоицизм. Зенон из Китиона (ок. 334–262), проповедовавший в стоа или крытом проходе на агоре в Афинах, говорил, что нужно жить в согласии с природой. В частности, мы должны научиться подниматься над эмоциями, наша цель — душевный покой. События могут быть вне нашего контроля, но наша реакция на них находится под нашим контролем, и мы должны принять то, что с нами происходит. Кроме того, мы несем ответственность за то, что делаем, — мы не можем винить других или природу. Стоицизм стал почти религией среди патрициев в Древнем Риме. Марк Аврелий (121–180), один из «хороших» императоров, воплощал ее высшие цели. В течение последних двадцати лет своей жизни, ведя постоянную войну на границах империи, он записывал по-гречески то, что называл «Сам себе». Они стали называться его «Размышлениями». Ими по праву восхищаются и сегодня.
- Эпикуреизм. Эпикур (341–270), чьи сочинения известны только более поздним комментаторам, учил, что удовольствие является высшим принципом. Однако удовольствие достигается знанием своих пределов и достижением спокойствия, которое он описал как свободу от страха и отсутствие боли. Он сказал, что для достижения этого состояния лучше всего подходит простая жизнь. Следует отметить, что эта философия отличается от гедонизма, активного стремления к удовольствию как высшему благу. Эпикур также учил, что удовольствие одного человека не должно мешать удовольствию другого или причинять другому боль (см. «Эпикур и эпикурейская философия» на epicurus.net).
- Цинизм. Диоген (ок. 404–323). основоположник философии киников, жил в Афинах и слушал лекции в платоновской Академии (а некоторые говорят, что перебивал его). Он оказался в богатом городе Коринфе, где жил нищим, спал в глиняном кувшине и издевался над богатыми и их рабскими последователями. Он сказал, что мы должны жить просто, без претенциозности и не утруждать себя приобретением и расходом, как это делали богатые граждане Коринфа (см. Диоген в Интернет-энциклопедии философии).
Необходимым условием хорошей жизни, с которым сегодня знаком почти каждый, является латинская фраза mens sana in corpore sano, что означает «в здоровом теле здоровый дух». Он подходит к концу сатиры X римского поэта Ювенала под названием «Тщеславие человеческих желаний», в которой рассказывается о том, как богатство, власть и даже физическая красота, которыми обладали многие знаменитые греки и римляне, привели к их гибели и как даже долгая жизнь сама по себе не является чем-то желанным.
Многие из этих классических представлений о том, как жить, были перенесены в средневековое христианство. Однако с падением Римской империи на западе и подъемом христианства жизнь стала рассматриваться просто как краткий переход между рождением и следующей жизнью после смерти. Таким образом, целью жизни было избегать греха и стремиться к добродетели; таким образом, жизнь была борьбой между добром и злом, и считалось, что физические удовольствия тела завлекают людей во зло и подвергают опасности их души. По мере развития средневековья Добродетели и Пороки стали аллегорическими фигурами, представленными на сцене, борющимися за душу каждого человека. Каждой из семи главных добродетелей противостоит порок:
- Целомудрие
- Похоть
- Умеренность
- Чревоугодие
- Благотворительность
- Жадность
- Усердие
- Ленивец
- Терпение
- Гнев
- Доброта
- Зависть
- Смирение
- Гордость
Как каждый человек узнает из одноименной средневековой моральной пьесы, погоня за удовольствиями и пренебрежение добрыми делами оставят человека на грани ада, когда придет зов Смерти. Таким образом, поскольку жизнь на этой земле стала очень трудной, особенно в первые века периода, известного как «темные века», упор делался на то, как прожить эту жизнь, чтобы быть уверенным в награде в следующей. Идеальное воплощение этой веры в то, что жизнь — это паломничество по темной дороге, усеянной злом, — можно найти в «Божественной комедии» итальянского поэта Данте. В знаменитом начале этой работы Данте обнаруживает, что он сбился с пути на пути к спасению. Он оказывается один, в темном лесу, преследуемый злыми зверями. Он должен пройти долгий путь, чтобы найти свой путь обратно к Богу и спасению.
После средневековья, в периоды Возрождения и Просвещения на Западе, классическая философия, наряду с классическими подходами к лучшей жизни здесь, на земле, снова стала предметом писателей и мыслителей. В этот период ряд писателей стремились описать образцовую жизнь руководителей городов и государств, которая обеспечила бы счастье им самим и их подданным. Центром этой жизни было изучение греческих (вновь доступных) и римских классиков, где образцы поведения выставлялись для подражания. Этот «курс обучения» был не о том, как достичь спасения, а о том, как жить хорошей и продуктивной жизнью здесь, на земле. Это стало называться гуманизмом. Согласно Лауро Мартинесу в книге «Власть и воображение: города-государства в Италии эпохи Возрождения»:
Гуманизм предусматривал курс обучения и определенный тип гражданина. Это был образовательный идеал. . . . Он ориентировался на практическую жизнь в обществе и предназначался для тех, кому суждено было занимать руководящие социальные посты. Крупнейшие поэты Рима и Греции занимали важное место в гуманистической программе. . . . Для гуманистов поэзия была не просто источником удовольствия, а комментарием к опыту; это был проводник, формирователь людей.
Несколько позже, в восемнадцатом веке, два коротких произведения известных писателей, оба случайно опубликованные в 1759 г., занимались одним и тем же центральным вопросом — как жить. Во Франции Франсуа Мари Аруэ де Вольтер (1694–1778) опубликовал небольшую книгу под названием «Кандид». Это динамичная история, сюжет которой наполнен всевозможными катастрофами (большинство из которых действительно произошло в реальной жизни), постигшими его юного, наивного главного героя. Как и в аллегории, герои представляют разные подходы и отношения к жизни и ее превратностям: например, доктор Панглосс, учитель Кандида, оптимист. Мартин, который присоединяется к Кандиду в Южной Америке, пессимист и всегда предполагает, что люди полностью корыстны и что все всегда оборачивается к худшему. Другие персонажи олицетворяют разные цели, которые преследуют люди, думая, что эти вещи принесут им счастье. Кунигунда, прекрасная молодая девушка, которая целует Кандида в начале первой главы и является причиной его изгнания из земного рая, становится «любовью всей его жизни», которую Кандид преследует на протяжении всей сказки. Однако, когда он, наконец, догоняет ее в Турции в конце, она становится очень уродливой, но он все равно женится на ней.
В конце рассказана мораль этой сказки. Кандид и его друзья (небольшое общество, если хотите) посещают мелкого фермера. Он ничего не знает о философских вопросах, которые занимали их на протяжении всей истории, говоря только, что он и его семья возделывают двадцать акров земли и кормятся сами. Он делает одно из последних замечаний о том, как жить. Он говорит, что вся его семья работает, а «работа отгоняет три великих зла: скуку, порок и нужду». Наконец, маленькое общество вступает в последнюю дискуссию о жизни, судьбе, свободе воли и счастье. Мартин говорит: «Давайте работать без рассуждений. Это единственный способ сделать жизнь сносной». Ответ Кандида: «Мы должны возделывать наш сад». Эта позиция была описана как мелиоризм, между оптимизмом и пессимизмом. Оно происходит от латинского слова «лучше» и указывает на то, что с помощью работы мы можем улучшить свою жизнь и жизнь окружающих нас людей.
Через канал в Англии Сэмюэл Джонсон опубликовал рассказ на похожую тему (хотя и в совершенно другом стиле и тоне): История Расселаса, принца Абиссинии. В этой сказке Расселас вместо того, чтобы быть изгнанным из рая, покидает свой родной дом, «Счастливую долину», потому что он хочет испытать все, что может предложить жизнь. Он путешествует со своей сестрой и гидом-философом Имлаком и знакомится с обычаями и верованиями многих разных городов. Он хочет знать, как ему следует жить. Но, пообщавшись со многими «экспертами» и попробовав жизнь в разных городах и странах, ответа не находит. В последней главе под названием «Заключение: в котором ничего не заключено» он решает вернуться домой. Одно из знаменитых содержательных изречений Джонсона (Джонсон хорошо представлен в сборниках цитат) принадлежит Имлаку, который говорит о жизни: «Человеческая жизнь везде представляет собой состояние, в котором многое приходится терпеть и мало чем можно наслаждаться».
В девятнадцатом и двадцатом веках «гуманистический идеал» эпохи Возрождения трансформировался в «всесторонне развитую» личность, обладающую знаниями во многих областях, способную ясно мыслить, связно писать и отчетливо говорить — личность со знанием истории , литературы, науки и философии. Воспитание такого человека стало целью образования, особенно в колледжах и университетах. Педагоги хотели подготовить «хорошо информированных» граждан, а также инженеров, ученых и писателей. Как сказал Алан Симпсон в свои 1961 эссе «Признаки образованного человека», знание многих вещей составляло «свободное образование», которое он определял как «все, что питает ум и дух от обучения, которое является чисто практическим или профессиональным, или от тривиальности, которая вообще не тренируются. Такое образование предполагает сочетание знаний, навыков и стандартов». Остальная часть его эссе обрисовывает в общих чертах, что, по его мнению, включают в себя эти три качества.
Наконец, здесь, в двадцать первом веке, Э. О. Уилсон, не верящий в духовное оправдание жизни, озаглавил последнюю главу своей книги «Смысл человеческого существования» «Один и свободен во Вселенной». Уилсон начинает эту главу следующими строками:
О чем говорит нам история нашего вида? Под этим я подразумеваю повествование, ставшее видимым благодаря науке, а не архаичную версию, пропитанную религией и идеологией. Я считаю, что доказательства достаточно массивны и достаточно ясны, чтобы сказать нам это. Мы были созданы не сверхъестественным разумом, а случайностью и необходимостью как один вид из миллионов видов в земной биосфере. Как бы мы ни надеялись и желали иного, нет никаких доказательств того, что на нас сияет внешняя благодать, нет никакой доказуемой судьбы или цели, назначенной нам, никакая вторая жизнь не удостоила нас конца настоящей. Мы, кажется, совсем одни. И это, на мой взгляд, очень хорошо. Это означает, что мы полностью свободны.
Уилсон говорит здесь о человечестве — обо всех нас вместе взятых. Мы свободны стать кем захотим, так же как вы свободны в выборе карьеры и образа жизни. Однако перед вашим поколением стоит ряд сложных задач, вызовов, которые, если их не преодолеть, могут разрушить те самые условия в биосфере, которые сделали возможной человеческую жизнь.
Так как же жить здесь, в двадцать первом веке? Как вы, первокурсник колледжа, у которого впереди вся жизнь, должны делать выбор, который поможет вам (а также вашим согражданам мира) жить полной, интересной и процветающей жизнью? Вот три статьи, в которых обсуждается вопрос о том, что представляет собой счастье:
Билл МакКиббен. «Деньги не ≠ счастье. КЭД». Мать Джонс, март/апрель 2007 г.
Панос Мурдукутас. «Десять золотых правил хорошей жизни». Forbes, 14 января 2012 г.
Ребекка Солнит. «Мать всех вопросов». Harper’s, октябрь 2015 г.
Быть человеком | Доминикана
Перейти к содержимомуБыть человеком
- Посмотреть увеличенное изображение
Чтобы быть счастливым, нужно быть полностью человеком. Нет ярлыка. Мы не можем просто купить счастье. Никто на самом деле не верит рекламным роликам, которые обещают счастье благодаря новейшему модному товару. Наоборот, счастье зависит от того, кто мы есть. Поскольку мы люди, мы можем быть счастливы только как люди, живя таким образом, который совершенствует нашу человеческую природу. Одним словом, мы должны быть добродетельными.
Добродетель помогает нам жить благородно, а самое благородное в человеке — это его интеллект. Он может рассуждать и знать правду. Люди — единственные животные, которые могут это делать: есть биологи-люди, которые изучают обезьян, но нет биологов-обезьян, изучающих людей. Поскольку разум есть высшая и величайшая сторона человека, жить благородно означает жить в согласии с разумом. Человек может жить не только жизнью животного. Он может жить жизнью мудрости.
Жить жизнью, основанной на разуме, означает жить в согласии с истиной того, кто мы есть; это значит жить в согласии с истиной человеческой природы. Что-то хорошо для нас, а что-то нет. Есть стекло вредно для нас; развитие наших талантов — это хорошо. Вот ключ: использование разума для достижения добра. Добро — это то, что совершенствует нас, что делает нас по-настоящему людьми. Быть добродетельным — значит жить жизнью, направленной к добру, и, таким образом, быть полностью живым, полностью счастливым.
Конечно, спорный вопрос, что для нас действительно хорошо? Многие теперь утверждают, что нет ничего универсально хорошего для всех людей. Каждый из нас должен решить для себя, что для нас хорошо. Такова позиция Верховного суда Соединенных Штатов: «В основе свободы лежит право определять собственную концепцию существования, смысла, вселенной и тайны человеческой жизни» (Планирование семьи против Кейси) .
Но это наоборот. Мы, конечно, никогда не создавали себя и не выбирали рождение людьми. Мы родились в мире, уже наполненном смыслом, потому что родились не как чистый лист, а как существа определенного вида — как люди.
Если мы изобретем свой собственный смысл, тогда мир не будет иметь смысла вне того смысла, который я ему придаю; а это значит, что, в конечном счете, реального смысла нет. Таким образом, не может быть настоящего добра, способного сделать человека вполне человеком, ибо «человечество» лишено всякого нормативного содержания. Все блага — это только кажущиеся блага — мечты радикально автономных личностей.
К счастью, Верховный суд ошибается. Ни они, ни мы не можем создать свой собственный смысл; мы можем только обнаружить это. Как бы нам не хотелось есть стекло, это все равно вредно для нас.
Мы были созданы по образу и подобию Бога, и Иисус призвал нас знать и любить Его. Истинное счастье, быть настоящим человеком, означает быть Божьим ребенком.