В чём смысл жизни? Как найти себя? — Офтоп на vc.ru
Я много времени потратил на размышления про смысл жизни. Пытался сформулировать его в словах, чтобы успокоить свой ум. Пока не понял, что смысл жизни каждый человек создаёт себе сам. Ты вправе создать любой. И главное, тут не то, как ты определишь его для себя. А то, в каких процессах ты ежедневно участвуешь и какие состояния благодаря им достигаешь. Смысл должен быть определён и закреплён твоими собственными ощущениями от удовлетворения индивидуальных природных потребностей.
2406 просмотров
Сознательное и бессознательное
Природа человеческого мозга такова, что в нём пытаются уживаться и взаимодействовать две противоположные сущности — сознательное и бессознательное. Или другими словами, сознание и подсознание. Загвоздка в том, что природные потребности человека физически находятся в подкорковых структурах головного мозга.
Это то, что принято называть подсознанием. Связь оттуда односторонняя и осуществляется только посредством эмоций и ощущений.
Попытки познать свою скрытую сущность умом — обречены на провал. Ум лишь может помочь связать воедино наблюдения за своим состоянием и поведением в разных обстоятельствах, чтобы увидеть общую картину истинных мотивов своих действий. И благодаря этому, можно понять какие индивидуальные потребности зашифрованы в подсознании, чтобы именно их целенаправленно и удовлетворять.
Трудности самопознания
Разберём подробнее вопрос о том, почему людям трудно понять свои истинные желания. Ответ мы находим в науке. Человеческий мозг можно условно поделить на три уровня. Впервые теория о «триедином мозге» была выдвинута американским врачом и нейробиологом Полом Маклином {Paul D. MacLean}. Согласно этой теории, мозг в процессе своей эволюции прошел несколько последовательных стадий, которые наслаивались одна на другую.
Самый верхний уровень, который делает нас людьми разумными — неокортекс. Это область мозга позволяет нам логически мыслить и выявлять закономерности. Неокортекс появился примерно 400 тысяч лет назад.
Ниже располагается лимбическая система, которая появилась намного раньше, чем неокортекс. Она сформировалась около 50 миллионов лет назад. В этой области мозга находятся отделы, отвечающие за эмоции, чувства и мотивацию.
Ещё ниже этажом располагается рептильный мозг, чей функционал связан с инстинктивным поведением. Это самая древняя область мозга. Считается, что рептильный мозг сформировался около 500 миллионов лет назад. Когда мы попадаем в опасную ситуацию, где нужно принять мгновенное решение, чтобы спастись, и как следствие, выжить — рептильный мозг неоспоримо доказывает свою эволюционную значимость.
Два нижних уровня — это подсознание
Внутренняя неудовлетворённость
Первопричина того, почему человек в принципе начинает искать какой-то смысл в том, что его подсознание бунтует. Оно не чувствует удовлетворения своих желаний. Соответственно, подкорка посылает сигналы в виде негативных эмоций и неприятных ощущений, которые человек начинает испытывать. Эти неприятные ощущения отчасти вызваны выработкой гормона стресса — кортизола.
Кортизол сообщает нам о том, что нужно исправлять сложившиеся обстоятельства, которые угрожают жизни или вовсе не способствуют удовлетворению бессознательных потребностей. И наоборот, когда человек выполняет какие-то действия и получаем от них результат, который нравится его подсознательным структурам мозга — это вызывает всплеск положительных эмоций. Ощущение такое, словно находишься на седьмом небе от счастья.
Соответственно, если достигнутый результат в каком-то деле привёл к такому эффекту — значит, произошло точное попадание в свою потребность. Обычно достаточно один раз испытать такое чувство, и ты в его плену. Будешь делать всё, лишь бы это повторить. Смысл жизни ощущается тогда, когда ты делаешь то, что наполняет твою жизнь яркими эмоциями и приятными ощущениями. Только не нужно путать удовлетворение, которое человек испытывает, когда доволен тем, что происходит в его жизни со всплесками удовольствий, которые спровоцированы употреблением алкоголя или наркотиками.
Обычно, когда у человека пониженное настроение, он старается как-то это исправить: развлечь себя, вкусно покушать, употребить какие-то вещества… Тем самым он пытается устранить последствия, не понимая и не устраняя изначальных причин плохого самочувствия. Из-за этого многие люди становятся зависимыми от вредных привычек, потому что только так им удаётся периодически выравнивать и поднимать своё настроение.
Как найти себя?
Нужно постоянно пробовать себя в различных процессах и выявлять среди них такие, которые будут приводить к достижению желанных состояний. Естественным путём, без каких-либо допингов. Такие процессы обычно становятся напрямую связаны с деятельностью людей. Постараюсь продемонстрировать это на примере людей творческих профессий.
Представь, что тебе нравится рисовать или фотографировать. И то и другое — это совокупность действий, объединенных в единый процесс, благодаря которому ты можешь материализовывать свои ощущения, и тем самым, самовыражаться. В результате этих действий появляются твои работы {творения}, которые ты демонстрируешь окружающим людям. Они восхищаются тем, что ты делаешь.
Как следствие, ты чувствуешь эмоциональный и энергетический подъём. Хочется постоянно этим заниматься, потому что тебе нравится и сам процесс самовыражения и то, какой отклик ты получаешь от людей в результате проделанных действий.
Переломный момент
В какой-то момент твои работы становятся востребованными и начинают приносить доход. Соответственно, некогда обычное увлечение трансформируется в полноценную деятельность, которая становится не просто работой, а образом жизни.
Тебе хочется стать лучшим в своём деле и все мысли начинают подчиняться этой цели. Эта цель мотивирует всё время учиться, двигаться, развиваться, пробовать что-то новое… Это неизбежно приводит к тому, что ты встречаешь своих единомышленников и знакомишься с людьми, которые также активно развиваются в своей сфере деятельности. Вы начинаете общаться, и даже, возможно, преследовать совместные цели.
В подобных обстоятельствах у человека, который увлечённо занят своим делом и постоянно взаимодействует с другими людьми, просто-напросто, нет времени и свободного места в голове, чтобы думать о каком-то смысле жизни.
Любыми путями
Мы всегда подсознательно стремимся найти способы, чтобы утолить неудовлетворённые потребности. Либо в виде личных достижений в своей профессии, в бизнесе, в творчестве. Либо через надуманные болезни, страдания, жалобы, чтобы тебе уделяли внимание со стороны. Чтобы тебя всегда утешали и жалели. Выбирая свой путь, помни, что часто повторяющиеся действия — трансформируются в динамический стереотип по терминологии Ивана Петровича Павлова или простыми словами в привычку.
Начни совершать те действия, которые заранее будут более выгодными для тебя в будущем.Подведём итог
Вместо поиска несуществующего словесного определения смысла жизни — нужно создавать обстоятельства, при которых таким вопросам и мыслям не будет места в голове. Обстоятельства, при которых будет достигаться удовлетворённое самочувствие, которое будет наполнять жизнь радостью, при этом лишая твоё сознание самой причины задумываться о поиске смысла.
Мы начинаем думать об этом, когда не вовлечены с головой, в какие-то важные и ценные для себя, процессы. Либо когда мы и вовсе ничем не заняты, и как следствие, недовольны своей жизнью, потому что неспособны привнести ничего полезного и позитивного в окружающий мир. Не чувствуем, что нужны кому-то. Но вместо поиска самих процессов для последующей самореализации и самовыражения — мы попадаем в собственный мысленный капкан.
Словами и мыслями жизнь не просчитать и не понять, поэтому пробуй танцевать, фотографировать, писать, программировать, создавать дизайн. .. Методом исключения, ориентируясь по собственным ощущениям, ты поймёшь, что отражает твою подсознательную сущность.
Видео по этой теме
Леонид Руденок
Смысл жизни — что это такое, его составляющие и суть
Многие люди на разных этапах своей жизни задумываются о над тем, в чем же заключается ее смысл и суть. Иногда это связано с глобальными изменениями в судьбе, с переменами, которые заставляют переосмыслить существование, но в редких случаях главным для подобных размышлений становится обычный интерес. В любом случае, понять некоторые аспекты рекомендуется для общего развития и построения психологического портрета личности.
Содержание
- Особые моменты
- Что нужно понимать
- Смысл и суть жизни человека в философии
- Заключение по теме
Особые моменты
В общем понимании смыслом жизни принято называть все то, ради чего человек живет и развивается. Для каждой личности определяющим фактором является нечто личное, поэтому однозначно ответить на подобный вопрос не сможет никто.
Человек от природы наделен способностью думать, прогнозировать, размышлять, поэтому в определенный момент смысл жизни для него становится понятен. Некоторым придают сил мечты, другие ставят перед собой цель, достижение которой и является для них смыслом жизни на определенном жизненном этапе. Третьи указывают на то, что для них важным и значимым является определенная вещь – семья, дети, развитие или здоровье. Иногда смысл жизни связывается с преодолением определенных жизненных испытаний. Необходимость исправления ранее допущенных ошибок также становится для определенной группы людей смыслом жизни. Получается, что одно и то же понятие расценивается по-разному, так как цели и задачи, триггеры и понимание основ для каждой личности индивидуальное.
Над подобным вопросом задумываются как обычные люди, так и философы, ученые, психологи. Поиски смысла бытия – излюбленная тема древних мудрецов. Их высказывания, связанные с этой темой, помогают жить и искать свой путь многим представителям современного общества. Также нужно учитывать и еще одну особенность – то, в чем видит свой смысл жизни и существования один человек, может совершенно не интересовать другого. Связано это с тем, что у каждой личности имеется свой характер и определенный набор психологических особенностей, влияющих на развитие личности и формирование ее, как целостной и неповторимой.
Что нужно понимать
Задумываясь над вопросом смысла и сути человеческой жизни, важно точно понимать, с чем связана ее ценность. С ней связана подчиняющая структура, формирующая то, ради чего человек ставит перед собой цели, ищет пути их достижения и вновь определяет главную для себя задачу на следующий жизненный цикл.
Смысл жизни – определяющий компонент духовного существования, который формируется независимо от общественных моралей, ценностей и воззрений. Он составляет индивидуальную человеческую ценностную программу, систему, которая позволяет развиваться и достигать гармонии с собой и окружающим миром. На начальном этапе понимания формирование и открытие сути и смысла жизни происходит у человека в его сознании.
Размышления, которые основываются на личном опыте и сопоставлении приемлемого и желаемого, формируют глобальную задачу, которая и становится смыслом жизни.Если рассматривать смысл жизни с точки зрения общества, то достигнуть его можно будет в случае, когда совпадут цели из следующих направлений:
- Свобода.
- Гуманизм.
- Мораль.
- Культура.
- Экономика
Социальные условия при этом должны соответствовать установленным нормам. Это необходимо, чтобы человек смог беспрепятственно реализовать свои цели и одновременно развиваться. Общественная составляющая вместе с этим видит, что смысл и суть жизни людей тесно связана с развитием социума. Человек может поставить перед собой конкретную цель, но общество не всегда разделяет ее полностью, а иногда и вовсе отрицает.
В некоторых случаях такой подход является положительным, так как в редких случаях задачи несут негативный заряд. В том случае, когда человек хочет развиваться в положительном направлении, социально-экономические условия могут тормозить процесс решения задачи.
Смысл и суть жизни человека в философии
Философия рассматривает этот вопрос в разных плоскостях. Проблема бытия – актуальная тема со времен античной культуры. Мудрецам того времени были интересны мотивы, которые заставляют человека преодолевать любые ограничения и преграды, но развиваться и достигать определенной цели. Ученые понимали, что основная загадка смысла и сути жизни кроется во внутреннем мире человека.
Именно он является предметом познания и вместе с тем, сам способен учиться и совершенствоваться. Это позволяет без сторонней помощи решать множество задач. С точки зрения учения философии смысл жизни – основная идея, которая определяет предназначение человека, как личности и общества в целом. Постичь истинный смысл бытия дано далеко не всем, поэтому для многих – это настоящая загадка, требующая длительных поисков и размышлений, анализа и сравнения.
В некоторых случаях человек может познать тайну, заглянув вовнутрь себя. Указать путь развития могут знаки и символы, которые принято называть мистическими совпадениями или намеками судьбы. В большинстве случаев смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений. Это означает, что он определяет для себя определенный круг интересов, наделяет связанные с ними предметы неким значением и двигается к цели с их помощью. Разные понимания одной и то же вещи – особенность, связанная с индивидуальными характеристиками человеческого сознания. Определенная вещь или действие может ассоциироваться у одного человека с определенными личными событиями, для другого же не иметь вообще никакого значения. Определяющими также могут быть духовные практики, материальные составляющие, психологические триггеры.
Рассмотреть понимание сути и смысла жизни можно на примере подарков. Для некоторых сам процесс формирования – некий ритуал, с помощью которого человек хочет запечатлеть в памяти других свою индивидуальность. Именно поэтому он ищет нестандартный вариант, способный нести позитивные эмоции. Другой же человек преподнесет обычный сувенир, так как знает – главным является внимание, но не материальная ценность подарка. Каждый человек видит ценность от производимых действий по-своему. Любой поступок или решение несет в себе определенный заряд. С его помощью человек принимает определенное важное и ценное в определенной ситуации решение. Вкладываемый в него смысл обозначает, что определенные действия несут в себе ценность. Суть жизни заключается также в таком наборе, как чувства, эмоциональное состояние, переживания. Психологическое состояние в большинстве случаев оказывает влияние на принимаемые решения и производимые действия, направленные на достижение глобальной задачи.
Одновременно с философией смысл и суть человеческой жизни изучается и в различных религиозных течениях. Духовная составляющая определяет их, как созерцание, и олицетворение божественного начала, которое имеется в душе каждого человека. Основной целью религия видит движение к познанию духовной истины. Одновременно отрицается все материальное. Удовлетворение потребностей уходят на второй план и не являются частью смысла жизни с точки зрения религиозных учений.
В поисках смысла и сути жизни человек часто дает оценку происходящим с ним событиям. Факты и эпизоды воспринимаются сознанием, как часть определенной картины, которая и является главной целью, к которой он и должен двигаться. Примером может быть бизнес, для развития которого потребуется вложение сил, энергии и финансов. Семья – для ее обретения человек должен уметь уважать и ценить окружающих, что для некоторых является сложной задачей.
Заключение по теме
Смысл, суть и ценность жизни человека состоит из целого ряда элементов, которые должны сложиться в одну цельную картину. Ценность личности определяется его стремлениями и поступками, которые совершаются на пути к достижению поставленной цели. Только после того как все задачи будут решены, можно говорить о том, что человек смог узнать, в чем же заключается смысл жизни для него.
Не нужно забывать, что для каждого он будет особенным. Это связано с целым рядом параметров, среди которых можно выделить воспитание, мировоззрение, психологическое и психическое состояние, определяющие ценности. С точки зрения философии смысл жизни является загадкой, которую предстоит разгадывать еще очень долгое время.
Важно понимать, что смысл и ценность жизни человека – понятие индивидуальное и даже сакральное. Нет единого объяснения этому понятию, так как каждый человек – индивидуальность, личность со своим набором чувств, эмоций, желаний и стремлений. Ценность жизни – интересы и цели, заставляющие людей развиваться.
Для того чтобы познать суть, необходимо проявить или выработать в себе такие качества, как решительность, воля. Ценными и нужными в процессе развития и совершенствования станут способности к саморегуляции и самообладанию. Нельзя принимать решения, которые продиктованы эмоциями, так как очень часто они приводят к ошибкам. Необходимо поставить перед собой цель и планомерно продвигаться вперед, решая возникающие задачи. Одновременно с эти необходимо верить в позитивный результат своей деятельности, без этого достичь желаемого и реализоваться будет очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно. Проблема смысла жизни стала актуальной не сегодня, но каждый способен найти ответ на эту загадку для себя, если приложит к этому максимальные усилия. Не нужно впадать в крайности или опускать руки, если не удается найти ответ на поставленный вопрос. Отсутствие понимания сути и смысла жизни означает, что не все элементы собраны, чтобы перед глазами открылась картина, раскрывающая особенности этого понятия.
Мозг и смысл жизни
Почему стоит жить? Что делает действия правильными или неправильными? Что такое реальность и как мы ее познаем? Мозг и смысл жизни опирается на исследования в области философии, психологии и нейронауки, чтобы ответить на некоторые из самых насущных вопросов о природе и ценности жизни. Пол Тагард утверждает, что доказательства требуют отказа от многих традиционных представлений о душе, свободе воли и бессмертии, и показывает, какое значение наука о мозге имеет для фундаментальных вопросов реальности, морали и смысла жизни. Продолжающаяся Мозговая Революция показывает, как любовь, работа и игра дают веские причины для жизни.
Защищая превосходство рассуждений, основанных на фактах, над религиозной верой и философскими мысленными экспериментами, Тагард утверждает, что разум — это мозг, а реальность — это то, что может открыть наука. Мозг познает реальность благодаря сочетанию восприятия и рассуждений. Не менее важно и то, что наш мозг оценивает аспекты реальности через эмоции, которые могут привести как к хорошим, так и к плохим решениям. Наши когнитивные и эмоциональные способности позволяют нам понимать реальность, эффективно принимать решения, действовать нравственно и удовлетворять насущные потребности в любви, работе и игре. Мудрость заключается в знании того, что важно, почему это важно и как этого достичь.
Мозг и смысл жизни показывает, как наука о мозге помогает ответить на вопросы о природе разума и реальности, облегчая беспокойство по поводу трудностей жизни в огромной вселенной. Книга объединяет десятилетия междисциплинарных исследований, но ее четкие объяснения и юмор делают ее доступной для широкого читателя.
Награды и признание
- Одно из лучших академических званий 2011 года
Пол Тагард — профессор философии и директор программы когнитивных наук в Университете Ватерлоо, Канада. Его книги включают Горячие мысли: механизмы и приложения эмоционального познания и Как ученые объясняют болезни .
«[Тагард] предлагает строго аргументированный, часто юмористический и оригинальный вклад в зарождающуюся практику применения науки в областях, ранее принадлежавших философам, теологам, специалистам по этике и политикам: что такое реальность и как мы можем ее познать? разум и мозг один или два? Каков источник самоощущения? Что такое любовь? В чем разница между правильным и неправильным и как мы можем это узнать? Какова наиболее законная форма правления? В чем смысл жизни, и как мы можем найти в ней счастье? Тагард использует новейшие инструменты и открытия науки в своих попытках ответить на эти (и дополнительные) вопросы». —Майкл Шермер, Наука
«Вдумчивая и тщательно проработанная попытка ответить на самый фундаментальный экзистенциальный вопрос: почему бы не убить себя? Или, если придать позитивный оттенок, что придает жизни смысл? аргументы в пользу того, что реальность познается с помощью науки, что разум есть не что иное, как материальный мозг, и что не существует окончательных правил и ошибок, переданных сверхъестественным существом». — Новый ученый
«Нейронный натурализм» Тагарда обещает не что иное, как концептуальную революцию или, лучше сказать, смену парадигмы. Его доказательная стратегия использует данные психологии и неврологии, чтобы дать эмпирически обоснованные ответы на такие вопросы, как «В чем смысл жизни». Что следует делать?… Удобный для читателя текст Тагарда включает глоссарий, концевые сноски и обширные ссылки». — Выбор
«Название этой хорошо написанной и амбициозной книги преуменьшает широту ее охвата. Книга посвящена отношению современной нейронауки не только к смыслу жизни, но и к этике, метафизике, и эпистемология… Дискуссия насыщенная, неортодоксальная и часто захватывающая». — Иддо Ландау, Интернет-обзоры метапсихологии
«Книга объединяет десятилетия междисциплинарных исследований, но ее четкие объяснения и юмор делают ее доступной для обычного читателя». — Gaia Media News
«[Ч]татели сочтут большую часть советов автора полезными. Книга содержит много хороших советов, как сделать свою жизнь лучше, включая советы о том, как стать счастливее и как принимать правильные решения. , все основано на серьезных исследованиях в области психологии и неврологии. Для всех, кому интересны текущие исследования в этих областях, книга Тагарда представляет собой доступное введение в важные концепции и теории». — Марджери Лукас, Society
«Тагард опубликовал ряд выдающихся книг и статей по рассуждениям и научному объяснению и был пионером в использовании когнитивной науки для изучения того, как думают ученые. этой работы и упаковать много философии в короткий промежуток времени». — Доминик Мерфи, Австралийское обозрение по связям с общественностью
» Мозг и смысл жизни. физический мир, может найти смысл и ценность» — Уильям Бехтель, Калифорнийский университет, Сан-Диего
«Книга Тагарда, написанная для широкого круга читателей, дает хорошее описание современных знаний о мозге и объясняет, как исследования мозга связаны с философскими вопросами». — Гилберт Харман, Принстонский университет
Ничто и смысл жизни: философские подходы к Окончательный смысл через ничто и рефлексивность | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews
Книга Николаса Вагхорна черпает вдохновение из знакомой проблемы, которая мешает любому предлагаемому ответу на вопрос «В чем смысл жизни». Что бы мы ни предлагали, будь то достижение, черта, кристаллизованная идея и т. д., всегда может быть подорвано тем, что Вагхорн называет «проблемой рефлексивной итерации». Рефлексивная итерация определяется им как «способность человека ограничивать определенную мысль или опыт, а затем приступать к проецированию возможности продолжения этой мысли или опыта за эти пределы» (стр. 102). Короче говоря, если кто-то говорит, что смысл жизни состоит в служении нуждам других, он всегда может столкнуться с ответом «ну и что» или «что делает «служение другим» таким особенным, что оно может быть подлинным краеугольным камнем?» «. Вагхорн называет это нашей способностью: «Для любой конечной точки или предела, которого мы достигаем, существует возможность пройти мимо него, что ставит его под сомнение» (стр. 3). Видение рефлексивной итерации как универсального растворителя, угрозы любой вещи, которую можно было бы предложить в качестве «смысла жизни», приводит Вагхорна к его главному вопросу: может ли «Ничто» или «ничто» быть тем «кандидатом, который должен быть представлен, который подрывает наши представления?» возможность осуществить такую итерацию»? И поэтому Вагхорн ставит перед собой задачу использовать Хайдеггера, Карнапа и Деррида, чтобы увидеть, можно ли без вопросов определить/понять «Ничто». Если бы это было возможно, то можно было бы приступить к изучению того, может ли «небытие» быть средством избежать рефлексивной итерации.
Прежде чем предложить краткое изложение/план, позвольте мне похвалить несколько аспектов книги. У него есть явные достоинства. С одной стороны, приятно видеть ясное, уважительное, но не рабское изложение ключевых идей у Хайдеггера, Карнапа, Деррида, Серла, Витгенштейна и других. Вагхорн четко и уверенно движется между континентальной и аналитической традициями. На другом уровне его текст отражает интеллектуальную честность, отказ задавать вопросы или уклоняться от реальных препятствий. Позвольте мне проиллюстрировать, что я имею в виду под «интеллектуальной целостностью», с помощью юмористической аналогии. Читая книгу, я вспомнил карикатуру Дилберта, в которой измученный сотрудник говорит Дилберту, что «наконец-то я получил согласие комитета по этому документу». Дилберт спрашивает: «Это был документ, который должен был обсуждать безопасность на рабочем месте», и измученный сотрудник отвечает: «Да, изначально, но он превратился в документ о брачных привычках белок». Текст Вагхорна, хотя и надеется сосредоточиться на «вопросе смысла жизни», допускает и даже требует от себя длинного предварительного обсуждения Ничто, обсуждения, которое затем признается подрывающим оптимизм в отношении решения вопроса о смысле. жизни. Таким образом, текст Вагхорна преследует призрак «различия» Деррида, согласно которому любое утверждение может быть отклонено и что любое обсуждение представляет собой частичную отсрочку полной темы. Или, как отмечает Вагхорн, «Деррида стремится избежать мысли о том, что может существовать некий фундаментальный способ понимания всего, что не подвержено возможности переинтерпретации или неправильной интерпретации» (стр. 34). Позвольте мне процитировать Вагхорна по поводу этого тупика.
Моя цель состояла в том, чтобы провести исследование природы «ничто», поскольку я чувствовал, что ничто — единственный кандидат, способный заблокировать регресс в отношении значения, которое мы находим, когда ищем высший смысл. . . . [но эта стратегия] оказалась неправдоподобной. . . . [для] Все отчеты о «ничего», по-видимому, неявно или явно задавались вопросом против своих соперников. . . . Дела быстро ухудшались. Ибо оказалось, что точно так же, как само исследование ничего, казалось, пошло наперекосяк, так же, как и вопросы, которые направляли это исследование. (стр. 228)
Когда он цитирует фразу Деррида «эта бездонная шахматная доска», читатель чувствует, что Вагхорн предлагает версию бездонной шахматной доски. Короче говоря, он полностью уважает скептицизм, а не отвергает его или прячет в сноске.
Хотя Вагхорн не может заявлять, что сделал то, что намеревался сделать — определить Ничто и использовать его как способ остановить рефлексивную итерацию в вопросе о смысле жизни — его действительно очень богатое и полезное «сорванное путешествие». «. Приятно читать его точный анализ хайдеггеровского «ничто» (9).0085 das Nichts ), и увидеть, как Вагхорн дразнит ключевые карнапские ответы. Затем Вагхорн решительно устраняет преграду Деррида (препятствие, заключающееся в том, что любое «высказывание или объяснение Ничто будет неполным, подорванным кислотой различия»), и предлагает читателю совершить набег на множество предлагаемых определений «ничего». В третьей и пятой главах предлагается обсуждение «ничего», вращающееся вокруг отрицания (отвержение всего оставит «ничего») и модальной логики. Особый интерес представляет обсуждение «интуиции» как инструмента приближения к Ничто. Различие анализа и интуиции Анри Бергсона, а также предложение Бергсона прибегнуть к метафоре и поэтическому языку рассматриваются посредством обсуждения работы Стэнли Розена. Вагхорн особенно поучителен в своем обсуждении ложных, но убедительных причин, по которым мы как вид можем отдавать предпочтение экспериментальному или интуитивному знанию, а не анализу. Он отмечает, что поэтический, метафорический язык не отсылает, а претендует на «воссоздание соответствующего опыта» (стр. 119).). И это в лучшем случае смешанное (и, вероятно, ложное) обещание, ибо «тогда наша теория рухнула бы в процесс живой жизни, только без теории» (с. 120), животный жизненный мир. Вагхорн справедлив и беспристрастен, утверждая, что «Интуиция и ее проявления поддаются осмысленному разговору… до определенного момента… [но] никто не может дать дискурсивное описание того, как работает этот механизм» (стр. 80). -81). Таким образом, здесь Розен, как и другие протагонисты Вагхорна (Хайдеггер, Витгенштейн, Деррида), наталкиваются на ограничения языка.
В четвертой главе обсуждается диалетеизм, к которому Вагхорн обращается как к способу обработки утверждений типа «ничто есть вещь и ничто не есть вещь» и «ничто есть что-то и ничто есть ничто» и т. д., (стр. 96). Шестая глава представляет собой его наиболее полное и весьма полезное обсуждение того, как он видит присутствие Деррида в этом трактате. Как он полагает, «я буду утверждать, что мы не можем на самом деле спорить с Деррида… если мы хотим спорить с Деррида, нам нужно спорить с ним, не споря с ним… нам нужно будет спорить без аргументов» (стр. 125). Вагхорн воспринимает заявление Деррида о том, что «нет ничего вне текста», как предупреждение нам о том, что «нет безопасного места, где можно было бы стоять вне игры различия и отсрочки», поэтому нам всегда ставят мат с первого хода. Скептика можно избежать, только «по указу» (с. 139), и такая уловка подрывает любой прогресс, которого можно было бы тогда достичь. Но опять же, приятно читать заявление Вагхорна «Давайте продолжим» (стр. 142), чтобы полностью взглянуть в лицо скептику и при этом сохранить страсть внутреннего размышления и интеллектуальной строгости. Это добродетель текста Вагхорна — сочетание в нем максимального уважения к скептицизму с максимальным юмористическим удовольствием в состязании мыслей — короче говоря, освежающая сила без ложного костыля догматизма. Я полагаю, что Вагхорн знает об этом скептицизме в отношении «радости жизни», который он демонстрирует, когда обсуждает, в стороне, беспокойство Кавелла по поводу «правды/угрозы» скептицизма, соблазна «снять с себя ответственность, которую мы несем». по смыслу… скорее одно, чем другое… [вытекающее] из желания отказаться от разделяемых форм жизни» (стр. 147). Короче говоря, я вижу взаимодействие Вагхорна со скептицизмом как одно из «это было весело и продуктивно, и давайте сделаем это снова», скорее сильный, чем эскапистский или отстраненный скептицизм.
В седьмой главе Вагхорн пытается ответить: «Какое влияние предшествующее обсуждение оказывает на смысл жизни?» (стр. 166). Он использует аргумент Таддеуса Меца о том, что, хотя жизнь может иметь случайное или ограниченное значение, не существует абсолютного значения, которое можно было бы предложить, которое могло бы выдержать рефлексивную итерацию. Мец предлагает полезное предположение, что обычно предлагаемые ответы на вопрос о смысле жизни имеют семейное сходство, хотя никакое центральное ядро не объединяет различные ограниченные или локальные значения, которые мы приписываем нашей жизни.
Вагхорн делает обзор работы Роберта Нозика на эту тему, уделяя большую часть своего интереса нозиковскому понятию «Ein Sof» (что означает «без конца и предела») (стр. 185), как ответу на вопрос о Смысл жизни. Так что, в некотором роде, можно сказать, что «все» или «вся эта грандиозная и ужасная неразбериха» есть высший смысл жизни, все и ничего. Вагхорн предлагает ряд критических замечаний по поводу Эйн Соф Нозика и, в частности, видит, что вопросы ясности, попрошайничества и т. д., которые мешали использованию термина Ничто, будут в равной степени проблемой для Эйн Соф или «неизмеримо великого» (стр. 187). Теперь Вагхорн завязывает лук на своем аргументе, заключая через Нозика: «Я бы предположил, что это потому, что ответ на вопрос «В чем высший смысл жизни?» — «ничего»… Что человек решает предпринять? поскольку конечный смысл жизни зависит от того, что решат принять за понятие «ничто», какое содержание решат придать этому» (стр. 187). Вагхорн освежающе добавляет, что «Итак, применяя понятие «ничего» к проблеме смысла жизни, я ничего не сказал по этому вопросу» (стр. 188). Опять же, я должен подчеркнуть, что это не насмешка над читателем, который путешествовал вместе с Вагхорном, а скорее момент «Кентерберийских рассказов», где отдельные истории и отступления сделали путешествие очень приятным, хотя поставленная задача ( паломничество) как будто отошли на второй план. Как замечает Вагхорн, «эта книга, которая в конечном счете ничего не говорит о смысле жизни, но, я надеюсь, ничего не говорит строго» (стр. 19).0). Затем он предлагает краткую главу о восточных и западных религиозных представлениях о смысле жизни (и небытия), используя буддизм и христианство в качестве двух своих примеров. Вагхорн отмечает, что, каковы бы ни были их достоинства, эти взгляды или вероучения так же перспективны и вызывают вопросы, как и любой другой взгляд, который начинается с набора предпосылок, как и все взгляды.
Как отмечает Вагхорн в своем заключении, его книга пропитана «попыткой строгого самосознания», включая «попытку самосознания моего самосознания» (стр.