Смысл жизни в обществознании это: Лекция по Обществознанию на тему: «Цель и смысл жизни»

Урок «Цель и смысл жизни человека» | План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева»

Конспект урока обществознания в 10 -м классе

«Цель и смысл жизни человека»

План-конспект урока

обществознания  разработан

учителем истории

и обществознания

Фиминой Любовью

Степановной

Сыктывкар — 2014 год

Конспект урока «Цель и смысл жизни человека»

Тип урока: — урок размышление с использованием философских афоризмов и притч.

Использованная технология – технология этического диалога

Цель: формирование ценностного чувства к своей жизни, к своей душе.

Задачи:
1.    Научить вникать в суть философских мыслей, вдумываться в их смысл.

 2.    Формирование стремления к здоровому образу жизни, ценностного отношения к своей жизни.

3.    Развитие у учащихся способности рассуждать на сложные темы, делиться своими мыслями.

Оборудование – распечатанные задания с выдержками из философских притч на партах,  мультимедийный проектор.

Ресурсы.

http://vk.com/dvorikdushi 

https://vk.com/filosof_pritchi 

План урока.

1.       Мотивационная часть урока

2.  Работа с материалами презентации и текстами притч.
3.        Рефлексия.

 


1. Мотивационная часть урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Это урок-размышление, размышление  о самом  главном. Вы все стоите сейчас пред выбором. Выбором учебного заведения, будущей профессии, но всё это лишь часть вашей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы сейчас остановились и задумались. Задумались  над тем, что всегда волнует человека. Какой вопрос волнует человечество на протяжении его существования?

Звучат разные варианты учащихся. Учитель их подводит к мысли о смысле жизни человека.

Сформулируйте тему урока

Цель и смысл жизни человека.

2. Работа с материалами презентации и текстами притч.
3.        Рефлексия.

У вас на столе  притча, прочтите её  и скажите,  в чём смысл этой притчи.

Притча. ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Жизнь мчалась семимильными шагами, а следом семенила Судьба и уговаривала:- Да не беги ты так, горе ты мое, сил уже нет никаких! Тут за бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты мало кому достаются. Припасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из зубов вырвала. Но, жизнь, то ли не слышит, то ли о чем-то задумалась — чешет мимо поворота.- Ты чего делаешь? — надрывается Судьба. — Я ж для кого старалась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не даются! А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь.- Поворот! — кричит Судьба. Жизнь — мимо поворота. Судьбе давно бы отстать, ну ее, эту ненормальную. Но Судьба чувствует ответственность. Ей эту Жизнь доверили, сказали — Смотри! Было б на кого смотреть: впереди одни пятки мелькают. Потом и они перестали мелькать. Устала жизнь, присела на бугорок, призадумалась. Ладошку ко лбу приставила, оглядывается на пройденный путь. Подбегает Судьба. Совсем запыхалась. Пропади она пропадом, такая работа. Присела рядом, отдышалась, высморкалась. Ну, спрашивает, а теперь чего будем делать? Жизнь говорит:- Да вот я смотрю: что-то мы с тобой пропустили. — Пропустили! — подбоченилась Судьба. — Нет, вы только на нее посмотрите! А кому я говорила, кому кричала, кому плакала навзрыд? — Что ты имеешь в виду? — спрашивает Жизнь, приходя в себя и уже собираясь бежать обратно. — А то. Теперь чего оглядываться. Поздно. Повороты назад у нас не предусмотрены. Жизнь, как водится, со скандалом. Как, да почему? Кто здесь заведующий? Они все такие, жизни, им сразу все подавай. Потом заплакала. Как же это она все пропустила? Стала жаловаться на судьбу. А кому жаловаться? Взяла себя в руки. Утерлась, приободрилась. — Тогда, — говорит, — вперед. Вперед и только вперед! До новых поворотов!  — До каких поворотов? — Судьба аж сплюнула. — Тьфу, на тебя! Ты погляди, на чем сидишь: это же могила!

Обсуждение притчи и смысла, заложенного в ней.

Смысл притчи в том, что в жизни дорог каждый день, каждое мгновенье.

Чем по настоящему должен человек дожить в этой жизни?

Подумаем над этим вместе, посматривая презентацию.

Работа со слайдами презентации.

С помощью тихой музыки учитель настраивает ребят на работу со слайдами.

Учитель показывает  специально подобранные слайды с незавершёнными надписями и просит ребят  предложить своё окончание. С помощью этих заданий он побуждает их задуматься, открыто высказывать свои мысли. Это задание учащиеся воспринимают с интересом и предлагают самые разные варианты ответа.

После каждого слайда учитель показывает  слайд с завершённым текстом.

Слайды №1-2.

Куда бы ты не пришёл,   — ты найдёшь лишь то, что принёс с собой.

Слайды №3-4.

 Красота человека не в его лице – а в его душе.

Слайд №5-6.

Радость – любовь к тому,  что есть – печаль – любовь к тому, чего нет.

Слайд №7-8.

Есть только два дня в году, когда человек ничего не может сделать – это вчера и завтра.

Слайд №9-10.

Всё имеет свой закат и только ночь заканчивается — рассветом

Слайд №11-12.

К тому, кто всё отпускает – всё приходит.

Слайд №13-14.

Для человек важно не то, что его окружает – а то, что внутри  него.

Слайд №15-16.

И пусть мысли будут чистыми – они основа наших поступков.

Слайд №17.

Всё самое главное – это наше внутреннее Я
и то, что с нами происходит именно сейчас.
ЖИЗНЬ она сейчас и здесь  и самое ценное – наши душевные качества.

Завершающий этап работы.

Учитель просит ребят сказать, что объединяет все эти слайды, как они бы назвали эту презентацию.

Звучат разные ответы учащихся.

Учитель подводит учащихся к выводу, что самое главное – это тот внутренний мир, который внутри человека, его душевные качества, его жизнь здесь и сейчас. Надо радоваться каждому мгновению жизни и нести эту радость  людям.

Учитель даёт ещё одну притчу. О том, что важно принять себя таким,  какой ты есть.

Притча. ПРИНИМАЙ СЕБЯ

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

– Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу – ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой. Невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя.

Ты можешь пройти тысячи километров, перечитать множество книг, услышать несчётное количество слов, и не найти того, что ищешь. А можешь прекратить поиск, остановиться, и послушать своё сердце. И, услышав его, найти в собственном вздохе всё, что искал. Человек сам творец своей жизни и своего счастья.

Учитель обсуждает содержание этой притчи.

В завершение учитель  организовывает работу с учебником.

Прочитайте слова философа С.Л. Франка и философа Н.Н. Трубникова

 ( Учебник Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л.Н. М., Просвещение. 2013.  Стр. 29-30).

Чьи слова  вам ближе, чьё высказывание перекликается с идеей прочитанной вами притчи?

Рефлексия.

Учитель спрашивает ребят, интересно ли им было работать, что они взяли для себя. Рекомендует адреса  сайтов, где они могут найти  этот материал.

Сочинение в чем смысл жизни

Сочинения на тему «В чем смысл жизни»

Вариант 1

Для кого-то смысл жизни — это счастье близких. А для кого-то — увеличение суммы на банковском счету. У каждого из нас свой смысл в жизни, который кто-то уважает его, кто-то осуждает. А кто-то просто плывет по течению и не видит смысла ни в чем. На мой взгляд, нужно жить для того, чтобы когда-то было о чём рассказать своим детям и внукам. А не для того чтобы прожить остаток своих дней и уйти из этого мира, так как кажется, что нет ничего интересного за той чертой. Для того, чтобы быть счастливым, надо жить, а для этого нужно иметь цель, к которой ты идёшь. Нужно, чтобы было кому рассказать о своих успехах, радостях, приключениях.

По-моему, это самое важное в жизни. Ведь если ты будешь жить ради себя, ты забудешь, для чего живешь! Надо стремиться к тому, чтобы каждый день был наполнен смыслом и приносил радость. Главное это — не терять веру в себя. Когда тебе плохо, то подумай о том, что есть люди, которые готовы тебе помочь, и ты снова почувствуешь себя счастливым. Но не стоит забывать тех, кто находится рядом с тобой, в самые трудные минуты. Если ты один, то не забывай, что ты не один, вспомни об этом. Жизнь очень коротка, и её надо тратить не на ссоры, споры и обиды, а на что-то стоящее, важное и полезное. И для того, что бы жизнь была такой, нужно быть оптимистом. Так что, не теряйте веры в себя и в свои силы, помните, что счастье в наших руках и у нас все получится.

Вариант 2

Каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «А зачем я живу на этом свете, в чём смысл моей жизни?». Сколько лет существует эта планета, сколько поколений сменило друг друга, а ответ так и не найден. Да он и не может быть найден, ведь смысл жизни у каждого свой. Один стремится к богатству, долго и упорно идёт к достижению своей цели. Упорным трудом добивается высот, к которым стремился, а на душе пустота. Достиг, ну и что дальше? Другой уходит от благ цивилизации, затворяется в пещере, питается подножным кормом, и счастлив. Ему не нужны богатства, ему хорошо в единении с природой. У каждого свой путь на этой земле. Каждому посылаются испытания по мере его сил. Одни справляются, другие нет.

Многие текут по течению, не борясь с ветряными мельницами, и им хорошо так жить. Другие плывут против течения, испытывая судьбу, и по другому не могут. Все мы разные, и это так замечательно. Каждый человек является маленькой детальной в огромном механизме жизни, и каждый ценен по своему. А смысл жизни одним открывается, а другим нет. Бывает так, что человек, ничем не примечательный в глазах других людей, играет огромную роль в этой жизни, сам даже об этом не догадываясь. Так стоит ли искать смысл в жизни? Каждый только сам может ответить на этот вопрос. Я лишь выскажу свое мнение, которое я никогда не изменю.

Смысл жизни в том, чтобы прожить ее счастливо, достойно. Вот и все. В таком случае, жизнь кажется прекрасным и бесценным даром. И чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. Чем больше отдаешь любви, тепла, добра, мира, знаний, помощи ближнему, тем большего получаешь. Все не просто, но есть и простое. Простое в понимании простых вещей. Любовь. Любовь — это самое прекрасное чувство, которое только может испытать человек. Любовь дает нам много. Мы можем любить кого-то или что-то. Когда мы любим, мы не замечаем всего того, что происходит вокруг нас, а видим только одно. Мы видим, как прекрасен и наполнен мир любимого, и нам кажется, что весь мир может быть таким же. И это действительно так. Ведь только в минуты любви мы живем.

Вариант 3

Многие ошибочно думают, что у человека в жизни должна быть какая-то цель в жизни, желательно несбыточная, ну, чтобы к ней нужно было стремиться. На самом деле, по-моему мнению, очень мало людей ясно представляют себе, для чего они живут и правильно ли, и как они должны жить. Очень мало людей даже задумываются об этом в начале своей жизни, так как текущие цели и вопросы порой на годы отбрасывают этот самый важный вопрос и только, когда немного остановиться, то сможешь задать себе этот вопрос. Но, скорее всего, к этому моменту твоя голова уже наполовину седая и признаться себе, что смысла то никакого уже нет и, возможно, не было- не можешь и выдумываешь на остаток своей жизни этот мифический смысл.

Чтобы убедить самого себя, что прожил жизнь не зря, а имел какую-то разумную цель. И вот эта цель у каждого своя и ее нужно стараться найти, а для того, чтобы ее найти надо просто захотеть и начать ее искать. Найти ее практически всем всегда очень сложно, поэтому, как правило, многие люди на протяжении всей своей жизни стараются найти только то, что их удовлетворяет, т.е. то, чем можно зарабатывать на жизнь, на свои насущные потребности. И, как только человек находит такую работу, он начинает думать: «А, зачем я так старался».

Ведь, чаще всего, в его голове никогда не возникало мысли, что он может и не пахать на этой работе и не искать постоянно работу, на которой он может заработать, потому что это является смыслом его жизни. Нет, он всегда стремился к той работе, которая бы его удовлетворяла. А ведь, когда мы работаем на любимой работе, мы чувствуем себя счастливыми, так как, у нас есть занятие, которое нам нравится. Конечно, мы понимаем, что такое счастье длится недолго, но тем не менее, счастливы

Оцените

Facebook Twitter Email

Ощущение смысла жизни полезно для вас — так как же его получить?

Существует большая степень совпадения между ощущением счастья и смыслом. Shutterstock/KieferPix

Стремление к счастью и здоровью — популярное занятие, о чем свидетельствует преобладание книг по самопомощи.

Но и это чревато. Несмотря на многочисленные советы экспертов, люди регулярно занимаются деятельностью, которая может иметь лишь краткосрочную пользу для благополучия или даже иметь неприятные последствия.

Поиск основы благополучия, то есть ядра, из которого могут проистекать другие аспекты благополучия и здоровья, был в центре внимания исследований, проводившихся десятилетиями. Новые результаты, недавно опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, указывают на ответ, который обычно упускают из виду: смысл жизни.

Смысл жизни: часть головоломки благополучия?

Профессор психологии Университетского колледжа Лондона Эндрю Стептоу и старший научный сотрудник Дейзи Фэнкорт проанализировали выборку из 7304 жителей Великобритании в возрасте старше 50 лет, взятых из английского продольного исследования старения.

Респонденты опроса ответили на ряд вопросов, оценивающих социальные, экономические характеристики, характеристики здоровья и физической активности, в том числе:

…насколько вы считаете, что то, что вы делаете в своей жизни, имеет смысл?

Последующие обследования два и четыре года спустя снова оценивали те же характеристики.

Один из ключевых вопросов, рассматриваемых в этом исследовании, заключается в следующем: какое преимущество может дать сильное чувство смысла жизни через несколько лет?

Данные показали, что люди, сообщающие о более высоком смысле жизни, имели:

  • более низкий риск развода
  • меньший риск одиночества
  • расширение связей с друзьями и участие в общественной и культурной деятельности
  • более низкая частота новых хронических заболеваний и начала депрессии
  • снижение ожирения и повышение физической активности
  • более активное принятие положительного образа жизни (занятия спортом, употребление фруктов и овощей).

В целом, люди с повышенным чувством смысла жизни несколькими годами ранее позже жили жизнью, характеризовавшейся здоровьем и благополучием.

Вы можете задаться вопросом, связаны ли эти результаты с другими факторами или с факторами, уже действовавшими к тому времени, когда участники присоединились к исследованию. Чтобы объяснить это, авторы провели тщательный анализ, который выявил в значительной степени схожие закономерности результатов.

Результаты присоединяются к совокупности предыдущих исследований, документирующих продольные отношения между смыслом жизни и социальным функционированием, чистым богатством и снижением смертности, особенно среди пожилых людей.

Какое

значение в жизни?

Историческая дуга рассмотрения смысла жизни (не путать со смыслом жизни ) начинается еще в Древней Греции. Он прослеживается в популярных работах таких людей, как австрийский невролог и психиатр Виктор Франкл, и продолжается сегодня в области психологии.

В одном из определений, предложенном исследователем благополучия Лаурой Кинг и ее коллегами, говорится:

…жизни могут восприниматься как значимые, когда ощущается, что они имеют значение, выходящее за рамки тривиального или сиюминутного, имеют цель или имеют последовательность что превосходит хаос.

Это определение полезно, поскольку оно выделяет три центральных компонента значения:

  1. цель : наличие целей и направления в жизни
  2. значение : степень, в которой человек верит, что его или ее жизнь имеет ценность, ценность и важность
  3. согласованность : ощущение, что жизнь человека характеризуется предсказуемостью и рутиной.

Интересуетесь собственным смыслом жизни? Вы можете самостоятельно пройти интерактивную версию опросника смысла жизни, разработанного Стегером и его коллегами, здесь.

Этот показатель фиксирует не только наличие смысла в жизни (чувствует ли человек, что его жизнь имеет цель, значимость и связность), но и желание искать смысл жизни.

Пути развития смысла жизни

Учитывая задокументированные преимущества, вы можете задаться вопросом: как можно развивать чувство смысла жизни?

Мы знаем кое-что об участниках исследования Стептоу и Фанкорта, которые во время первого опроса сообщали об относительно высоком смысле жизни. Например, они часто контактировали со своими друзьями, принадлежали к социальным группам, занимались волонтерством и сохраняли набор здоровых привычек, касающихся сна, диеты и физических упражнений.

Подтверждая идею о том, что поиск этих качеств может быть хорошей отправной точкой в ​​поисках смысла, несколько исследований установили причинно-следственную связь этих показателей со смыслом жизни.

Например, трата денег на других и волонтерство, употребление в пищу фруктов и овощей и участие в социальных сетях с хорошими связями — все это в перспективе связано с обретением чувства смысла жизни.

В качестве временного стимула некоторые виды деятельности имеют задокументированные преимущества для значения в краткосрочной перспективе: представление о более счастливом будущем, написание благодарственной записки другому человеку, погружение в ностальгические задумчивости и вспоминание близких отношений.

Счастье и смысл: одно или другое?

Переживание счастья и смысла во многом совпадает — большинство людей, сообщающих об одном, сообщают и о другом. Дни, когда люди сообщают о том, что чувствуют себя счастливыми, часто также являются днями, о которых люди сообщают о значимости.

Однако между ними есть непростые отношения. От момента к моменту счастье и смысл часто не связаны.

Исследование, проведенное социальным психологом Роем Баумайстером и его коллегами, показывает, что удовлетворение основных потребностей способствует счастью, но не смыслу. Напротив, связывание самоощущения с прошлым, настоящим и будущим способствует осмыслению, но не счастью.

Социальные связи с другими важны как для счастья, так и для смысла, но делать это таким образом, чтобы продвигать смысл (например, через воспитание детей), можно за счет личного счастья, по крайней мере временно.

Учитывая уже задокументированные долгосрочные социальные, умственные и физические преимущества наличия смысла жизни, рекомендация здесь ясна. Вместо того, чтобы гнаться за счастьем как за конечным состоянием, обеспечение того, чтобы деятельность приносила смысл, может быть лучшим путем к хорошей жизни и процветанию на протяжении всей жизни.

Лиза Уильямс получает финансирование от Австралийского исследовательского совета.


Первоначально опубликовано в The Conversation.

Разница между социальными и гуманитарными науками (с таблицей сравнения)

Социальные науки — это отрасль знаний, предметом которой является общество и взаимоотношения между людьми как членами общества. Гуманитарные науки тесно связаны с социальными науками в том смысле, что эти две дисциплины имеют дело с людьми и их культурой. Гуманитарные науки относятся к предмету, который стремится понять, признать и проанализировать человеческое поведение во всей его глубине и масштабе.

Практически для человека нет более значимой области исследований, чем общественные науки. Это помогает человеку понять общество в целом, то есть условия, которые ограничивают наш рост и развитие, и возможности, которые можно использовать для улучшения средств к существованию. Это помогает в создании общества, в котором люди могут жить свободно и счастливо.

В этом обсуждении мы поговорим об основных различиях между гуманитарными и общественными науками.

Содержание: Гуманитарные и социальные науки

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Социальные науки Гуманитарные науки
Значение Социальные науки относятся к реалистическому курсу обучения, который касается различных аспектов жизни человека в группе или обществе. Гуманитарные науки относятся к области обучения, которая охватывает такие области, как искусство, классика, философия, история, антропология и т. д.
Природа Объективный Субъективный
Подход Научный подход Аналитический подход
Относится к Основные элементы человеческой культуры Отличительные элементы человеческой культуры.
Концепция истины Позитивист Релятивист
Сосредоточен на Изучение шаблонного поведения Глубокое понимание конкретных случаев или событий
Область исследования Традиции, культура и наследие общества Фактические различия между человечеством и чистой наукой

Определение социальной науки

Социальная наука, как следует из названия, является наукой об обществе или, скажем, наукой, изучающей социокультурные аспекты человеческой деятельности. Это та отрасль знания, которая занимается изучением общества, его межличностных отношений с индивидуумами (членами) и его функционированием.

Другими словами, социальная наука посвящена людям, живущим в группах, семьях и сообществах, то есть тому, как они живут, как взаимодействуют, как ведут себя, на каком языке общаются, каким традициям следуют, что носят , какова их религиозная принадлежность, какую идеологию они пропагандируют и т. д.

Исследование основано на происхождении, организации и развитии человеческого общества, в контексте отношений между людьми в обществе.

Его цель — понять все грани общества, а также найти решения проблем, с которыми сталкивается общество.

Социальные науки основаны на интерпретации и качественных методах исследования. Он охватывает такие предметы, как социология, социальная психология, политология, экономика, география, демография, история и антропология.

Определение гуманитарных наук

Гуманитарные науки — это популярная область изучения, связанная с человеческим обществом и культурой, в которой используются качественные методы, в основном аналитические, критические или спекулятивные. Предметом гуманитарных наук являются мысли, творения, развитие и действия человечества в прошлом и настоящем.

Способен определить недостатки человечества, а также пути их исправления. По сути, гуманитарные науки пытаются сделать человека более человечным. И для этого она предписывает идеальное поведение для того, чтобы человека можно было назвать культурным человеком.

Гуманитарные науки объясняют человеку его происхождение, генезис, соседей, предков, а также самого себя. Он знакомит нас с живыми существами, которых мы никогда не видели, местами, где мы никогда не были, историями, которые мы никогда не слышали, и идеями, которыми мы никогда не удивлялись.

Это многогранная область, охватывающая антропологию, археологию, историю, лингвистику и языкознание, литературу, философию, психологию, право и политику, искусство и т. д. Гуманитарные исследования дополняют существующую базу знаний о мире. Он показывает различия в культуре и сообществах по всему миру и во времени.

Основные различия между гуманитарными и социальными науками

Различие между гуманитарными и социальными науками можно четко определить по следующим основаниям:

  1. Социальные науки — это систематическое изучение социальных, культурных, психологических, политических и экономических факторов, которые определяют действия и решения человека. В отличие от этого, гуманитарные науки предполагают область исследований, принадлежащих человеческой культуре, прежде всего литературе, антропологии, истории, искусству, музыке и философии.
  2. Поскольку изучение социальных наук основано на реальности, независимо от времени, в которое проводится исследование, т. е. относится ли исследование к древнему времени или к текущей ситуации. Следовательно, социальная наука объективна по своей природе. И наоборот, гуманитарные науки субъективны в том смысле, что они опираются на предположения и философии.
  3. В то время как социальные науки используют научный подход для решения проблем, гуманитарные науки используют аналитический подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *