Развитие словесно-логической памяти
Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет
Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.
Кратковременная память – это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря, именно кратковременной памяти, мы строим мыслительные процессы.
Долговременная память – хранилище важной информации (все, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные.
Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая.
Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях:
Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради;
Словесно – логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их . Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.
Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить:
— лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал;
— хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре;
— цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление.
К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией.
Полезно знать:
— разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»;
— для лучшего запоминания – лучше учить на ночь;
— для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?»
Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно – логической памяти, а так же сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку позволяет обеспечивать запоминание.
«Парочки»
Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар), связанных между собой по смыслу (вилка – ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут)
«Со словами я играю, их запоминаю»
1. Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори!
3. Повтори все слова еще раз.
«Перепутались»
Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место»
«Запомни – повтори»
Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т.
«Сравнилки»
Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и, рассказать чем похожи, и чем отличаются. Ребенок 6 – 7 лет должен выделять главные признаки предметов.
«Я начну, вы продолжайте»
Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т.п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.
«4 лишний»
В предложенной серии картинок,где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух – птица.
Логическая память – неотъемлемая составляющая жизни человека
Память – основа психологического функционирования человека. Без нее человек не имеет прошлого, перестает грамотно мыслить, и теряет свое будущее. Ведь именно благодаря памяти мы связываем события, делаем выводы, учимся и полноценно существуем.
Память формирует наше сознание и подсознание, поэтому очень важно ее тренировать. Память разделяется на множество видов, но основными являются логическая память и механическая память.
Сегодня Интернет-издание estet-portal.com раскроет секреты как не просто зазубривать, а запоминать, как избавится от постоянных напоминалок в телефоне и упростить себе жизнь.
1. Основные отличия логической памяти от механической
2. Приемы для развития логической памяти
3. Эффективные упражнения для логической памяти
Основные отличия логической памяти от механической
Вспомните, почему какой-то определенный жизненный момент или слова песни мы так четко помним? Потому что мы прожили его, дали сильную эмоциональную окраску. Именно это и есть отличительной чертой логической памяти – ее восприятие на уровне эмоций.
Логическая или как ее еще называют смысловая память – вид памяти, который основан на осмыслении, ассоциациях. При логической памяти материал полностью понятный, благодаря чему он запоминается на всю жизнь, а не просто зазубривается и забывается сразу, как необходимость в нем проходит.
Механическая память отличается тем, что материал или информация запоминается именно так как подано, без ее анализа или понимания. Другими словами, механическая память – это зубрежка. Но это не всегда так плохо, как звучит. Она полезна при изучении языков, выполнении автоматических упражнений, в спорте, запоминании названий улиц, цифр.
Но сфера применения механической памяти уже, чем логической. Поэтому для облегчения жизни, важно тренировать логическую память, чтобы не перечитывать дважды информацию и пользоваться ее всю жизнь.
Также память разделяют на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная сильно развита в детстве, когда запоминание происходит автоматически. В старшем возрасте ее сила ослабевает. Произвольная память включает в себя механическую и логическую.
Подписывайтесь на нас в Instagram.
Приемы для развития логической памяти
Психологи провели массу исследований и пришли к выводу, что логическая память легко поддается тренировке.
Главное запомнить несколько правил:
1. взаимосвязь. Изучая какую-то новую информацию, старайтесь задать себе вопрос, как она связана с предметом в целом? Как поможет перейти в новый этап, и чем важна как отдельная часть? Отвечая себе на этот вопрос и видя связь, Вы сможете сложить весь пазл в себя голове и легко запомнить новый материал. Не зря детям с малых лет дают складывать пазлы: пазлы развивают память и внимание;
2. анализирование. На этом этапе важно понять что вы изучаете и зачем. В поисках ответа на эти вопросы, часто человек делает наброски, чертежи, ищет метафоры. Это помогает механическую память перевести в логическую, концептуальную;
3. осознание. Это сложный, но интересный этап. Не всегда сразу он дается, поэтому многие предметы нам непостижимы и мы их забрасываем. Но если постараться познать суть, тогда получится не просто зазубрить, а запомнить. Для этого больше вникните в историю предмета, в людей связанных с ним, с эмоциями которые он у Вас вызывает;
4. повторение. Но не стоит это путать с обычным повтором фраз с учебника. Здесь важно повторять своими словами. Пересказывать нужно в той форме как Вы поняли. Именно благодаря тому, что Вы подбираете свои собственные выражения и формулировки, материал откладывается в логической памяти, и не выйдет с головы через пару часов;
5. ассоциации. Чем больше находить связей с жизнью, знакомым предметом или ситуацией, тем легче пропустить через себя и запомнить. Часто по этой причине мы не можем вспомнить имя или номер, но помним с чем это связано и что значит, ведь запомнили благодаря ассоциациям;
6. внимание к мелочам дает осознание общей картины. Поэтому не пренебрегайте маленькими деталями, они помогут развивать логическую память.
В повторении особенную роль играет повтор в первые дни после выучивания, так как процентность забывания в эти дни выше. В первый день повторить 2-3 раза, на следующий 2 раза, через день – раз, и так раз в несколько дней переведут постепенно информацию в долгосрочную, логическую память.
Эффективные упражнения для логической памяти
Специально разработанные игры и упражнения доказали свою эффективность для тренировки логической памяти.
Попробуйте и Вы, и результат не заставит себя ждать:
• вычеркнуть лишнее. В игре участвует минимум 2 человека. Один из них называет ряд связанных слов, другой должен определить лишнее и объяснить почему. Иногда, игра усложняется тем, что принципиально лишнего нет, а угадывающий об этом не знает, и просто доводит свое видение. Такая игра помогает развивать логику, память и мышление;
• игра в ассоциации. Также необходимо 2 участника. Ведущий зачитывает пары слов,, связанных по смыслу: река – Днепр, май – сирень, работа – деньги и другие. Потом он зачитывает только одно слово, а задача второго участника назвать его пару.
• рассказ в вольном изложении. Суть заключатся в том, что человек читает сам или просит кого-то прочитать отрывок с текста. А потом старается переписать его своими словами. Не потеряв суть и главные смысловые единицы. Со временем объем текста нужно увеличивать.
Логическая память – важный аспект в нашей жизни. С ее помощью мы ассоциируем предметы, связываем события и развиваемся. Тренировать логическую память нужно не только детям, но и взрослым.
Важно отличать зазубривание от учения, осознание от простого повторения. Ведь механическая память очень кратковременная, и не воспроизводит в памяти информацию, если с помощью повторений и упражнений не перевести ее в разряд логической памяти. Для этого необходимо повторять информацию своими словами, выражениями, а не воспроизводить ее точно как в источнике.
Тренировка памяти поможет сократить вероятность болезни склероза и Альцгеймера в будущем и улучшит жизнь в целом.
Как улучшить память: 10 веществ, стимулирующих работу мозга
Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.
Семантическая память — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Семантическая память относится к нашему общему знанию мира, которое включает в себя память на понятия, факты и значения слов и других символических единиц, составляющих формальные системы коммуникации, такие как язык или математика. В классическом иерархическом представлении о памяти декларативная память подразделялась на два независимых модуля: эпизодическую память, которая является нашим автобиографическим хранилищем отдельных событий, и семантическую память, которая является нашим общим хранилищем абстрактных знаний. Однако более поздние теоретические объяснения значительно уменьшили независимость этих двух систем памяти, и эпизодическая память обычно рассматривается как ворота к семантической памяти, доступ к которой осуществляется через процесс абстракции. Современные отчеты рассматривают семантическую память как глубоко укоренившуюся в сенсомоторном опыте, абстрагированную от многих эпизодических воспоминаний, чтобы выделить стабильные характеристики и приглушить идиосинкразические. Многие исследования в области неврологии были сосредоточены как на том, как мозг создает семантические воспоминания, так и на том, какие области мозга отвечают за хранение и извлечение семантических знаний. К ним относятся многие классические эксперименты, в которых изучалось поведение людей с повреждением головного мозга и различными типами семантических нарушений, а также более современные исследования, в которых используются методы нейровизуализации для изучения того, как мозг создает и хранит семантические воспоминания. Классически семантическая память рассматривалась как разнородная область изучения всего, что относится к декларативной памяти, что явно не относилось к сфере эпизодической памяти, и формальные модели значения в памяти не развивались в темпе моделей эпизодической памяти. Однако недавние разработки в области нейронных сетей и корпусных инструментов для моделирования текста значительно усложнили модели семантической памяти. В настоящее время существует несколько хороших вычислительных отчетов, объясняющих, как люди преобразуют первый опыт взаимодействия с миром в глубокие семантические представления и как эти представления извлекаются и используются в поведенческих задачах, основанных на значении. Цель этой статьи — предоставить читателю наиболее важные публикации, обзоры и темы крупных достижений в различных областях семантической памяти за последние сорок пять лет. Для более подробного ознакомления мы отсылаем читателя к рукописям в разделе «Общие обзоры».
Общие сведения
Несмотря на то, что семантическая память была предметом значительного количества исследований, эта тема не привлекла достаточного внимания, чтобы по ней можно было писать полные тома. Тем не менее, существует множество обзоров семантической памяти, которые существуют как часть более общих томов.
Chang 1986 дает раннее описание области семантической памяти. Биндер и Десаи, 2011 г., Томпсон-Шилл, 2003 г., и Йи и др. 2013 предоставляют обзоры неврологических описаний семантической памяти. Наконец, Балота и Коан, 2008 г., Макрей и Джонс, 2013 г., а также Йи и др. 2017 предоставляет углубленный обзор изучения семантической памяти и включает историю области, экспериментальные данные и вычислительные модели семантической памяти.Балота Д. А. и Дж. Х. Коан. 2008. Семантическая память. В Справочник обучения и памяти: полный справочник . Под редакцией Дж. Х. Бирна, Х. Эйхенбаума, Р. Мензеля, Х. Л. Редигера III и Д. Суитта, 512–531. Амстердам: Эльзевир.
Обобщает результаты различных подходов к изучению семантической памяти.
Биндер, Дж. Р. и Р. Х. Десаи. 2011. Нейробиология семантической памяти. Тенденции в когнитивных науках 15.11: 527–536.
DOI: 10.1016/j.tics.2011.10.001
Краткое описание роли различных областей мозга, участвующих в семантической обработке.
Чанг, Т. М. 1986. Семантическая память: факты и модели. Психологический вестник 99.2: 199.
DOI: 10.1037/0033-2909.99.2.199
Пересматривает степень и богатство семантической памяти, восстанавливая ранние открытия в этой области.
Макрей К. и М. Н. Джонс. 2013. Семантическая память. В Оксфордский справочник по когнитивной психологии . Под редакцией Д. Рейсберга, 206–216. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Обобщает литературу по экспериментальным исследованиям и вычислительным моделям семантической памяти.
Thompson-Schill, S. L. 2003. Нейровизуализационные исследования семантической памяти: вывод «как» из «откуда». Neuropsychologia 4.3: 280–292.
DOI: 10.1016/S0028-3932(02)00161-6
Обзор мест активации семантических репрезентаций, обсуждение функциональных нейровизуализационных исследований семантической памяти.
Йи, Э., Э. Г. Хрисику и С. Л. Томпсон-Шилл. 2013. Семантическая память. В Оксфордский справочник по когнитивной неврологии: основные темы . Том. 1. Под редакцией Кевина Окснера и Стивена Кослина, стр. 353–374. Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.
В этой статье представлен обзор литературы, которая поддерживает обоснование семантических моделей сенсомоторными входными данными.
Йи, Э., М. Н. Джонс и К. Макрей. 2017. Семантическая память. В Справочник Стивенса по экспериментальной психологии и когнитивной нейронауке . 4-е изд. Под редакцией Дж. Викстеда и С. Томпсона-Шилла, 319–356. Чичестер, Великобритания: Wiley.
Обеспечивает всесторонний обзор семантической памяти, обобщающий результаты компьютерного моделирования и экспериментальные данные.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Семантическая память | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Семантическая память — это форма долговременной памяти, которая включает в себя знания человека об окружающем мире. Наряду с эпизодической памятью она считается разновидностью эксплицитной памяти, поскольку человек сознательно осознает содержащиеся в ней факты, значения и другую информацию.
На этой странице
- Как мы используем семантическую память
- Как работает семантическая память
Как мы используем семантическую память
Семантическая память является ключом к пониманию и описанию того, как работает все вокруг нас. Собранная в течение жизни каждого человека информация в семантической памяти — факты, отношения между объектами или понятиями и многие другие абстрактные детали — бесценна для всех, от детсадовцев до участников игровых шоу.
Каковы некоторые примеры семантической памяти?
Информация, содержащаяся в семантической памяти, варьируется от основных фактов, таких как значения слов и цвета различных видов пищи, до более сложных форм понимания, например, как определенные понятия связаны друг с другом. Семантическая память также отражает абстрактные детали собственной жизни, такие как дата рождения, родной город или личностные характеристики.
Почему важна семантическая память?
Семантическая память — это не просто библиотека мелочей: собирая широкий спектр значений, подробностей о том, как обстоят дела, и концептуальных связей, она позволяет узнавать о мире и других людях, использовать язык и делиться идеями. , а также интерпретировать личный опыт, среди других важных моделей поведения.
Каковы некоторые особенности семантической памяти?
В отличие от эпизодической памяти, которая воспроизводит субъективные впечатления от прошлого опыта, семантическая память содержит информацию, не зависящую от контекста, то есть не привязанную к определенному времени и месту. Человеку, который начал учить алфавит в определенный день в детстве, не нужно возвращаться к этому моменту, чтобы вспомнить (благодаря семантической памяти), что буква P идет после M .
Как работает семантическая память
База знаний, содержащихся в семантической памяти, накапливается в течение многих моментов обучения, от усвоения основ языка в раннем детстве до понимания сложных идей и систем в классе, в разговорах или при чтении книг. Хотя немногие из этих моментов обучения останутся с нами в виде сцен в эпизодической памяти, наш мозг собирает абстрактные идеи, чтобы помочь нам отвечать на вопросы, общаться и решать проблемы в будущем.
Где находится семантическая память в мозгу?
Медиальная височная доля, в которую входит гиппокамп, по-видимому, играет роль в создании семантических воспоминаний.