Социализация это определение – СОЦИАЛИЗАЦИЯ это что такое СОЦИАЛИЗАЦИЯ: определение — Философия.НЭС

социализация — это… Что такое социализация?

        СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — процесс включения личности в общество, усвоения ценностно-нормативных содержаний, знаний, обычаев, традиций, богатства и многообразия культуры, а также обучение выполнению социальных ролей. Познание — важнейшая форма социализации и ее непременный элемент. Выделяют первичную и вторичную стадии С. Первичная характеризует развитие ребенка с самых ранних его ступеней до формирования зрелой личности. На первой фазе преобладает С. под влиянием воспитания, образования и формирования личности. Вторичная С. характеризует развитие зрелой личности под воздействием социальных институтов. С. сопровождает всю жизнь человека, включает непрерывное формирование новых знаний, навыков, отношений. На развитие личности и ее С. оказывают влияние биологические факторы, в том числе наследственность, а также окружающая природная среда. С. изучается философами, социологами, психологами, историками, антропологами. В отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) разработана теория социальной деятельности как основа С. Представитель символического интеракционизма Д ж. Г. Мид рассматривает С. как освоение социальных ролей в процессе социального взаимодействия. Так формируются возможности индивидуальной С, в ходе которой освоение ролей сопряжено с освоением социально-культурных значений и символов, развитием образного мышления и интеллекта. Мид выделял две основные стадии С. — стадию игры и стадию соревнования. На первой ребенок подражает социальным ролям, произвольно переходит от одной роли к др. или играет только одну роль. Вторая стадия соответствует командной игре, при которой эффективное выполнение роли обязывает человека к знанию роли остальных представителей команды (вратарь должен знать роли остальных членов команды, чтобы выполнить свою роль). Эта игра накладывает ограничение на смену роли. С. вторичная связана с поведением в первичной группе, в которую включен человек, и в обществе в целом как в команде.

3. Фрейду принадлежит анализ С. биологической природы человека и его первичных влечений. Он считает, что агентами С. ребенка выступают родители, семья, С. заканчивается к 5—6 годам. По мнению Э. Эриксона, который дает наиболее широкую трактовку, С. осуществляется в течение всей жизни путем решения некоторых проблем, которые возникают на разных этапах. Жизнь подразделяется им на восемь фаз, пять из которых относятся к детству, а остальные — к взрослому возрасту. На каждом этапе преодолеваются антиномии, одна из которых направлена на углубление С, а др. — на замыкание в себе. Грудной возраст: осуществляется выбор между доверием и недоверием к внешнему миру, где доверие характеризует наиболее успешную С. Один—два года: выбор между автономией и сомнением, формируется автономия и личная ценность или сомнение. Формирование чувства автономии сопутствует развитию таких качеств, как ощущение личной ценности и ответственности. От трех до пяти: выбор между инициативой и чувством вины. Пресечение инициативы формирует чувство вины и ослабляет С. Младший школьный возраст: трудолюбие или неполноценность. Юность: становление индивидуальности (идентификация) или ролевая диффузия, ощущение своей индивидуальности или расплывчатое
Я.
Начало взрослого периода: интимность или одиночество. Средний возраст: творческая активность или застой. Старость: умиротворение или отчаяние. С. включает в самом начале развития человека получение знаний с помощью органов чувством, типизации ощущений; категоризацию восприятий, в том числе с помощью языка, из чего вырастают знания здравого смысла и повседневности. Дальнейший запас знаний определяется жизнедеятельностью индивида, его конкретной биографией.

        Наряду с С. может происходить десоциализация — утрата ценностей, норм, знаний, в том числе и знания своей культуры, вымывание социального, откат от социального и приближение к биологическому как при неблагоприятных общественных трансформациях, так и в особых личностных условиях, при разрушении повседневности. С. и ресоциализация тесно связаны; последняя характеризуется радикальнй сменой прежних социальных установок, системы ценностей, утратой личностной идентичности. Необходимо отличать ресоциализацию от вторичной С. Вторичная С. продолжает углубление полученных прежде социальных навыков, знаний и общественно принятых форм поведения. Ресоциализация — это новая С, ломающая прежние социальные установки после радикальных изменений в обществе или разрушения привычного образа жизни; невозможность решить новые проблемы методами, полученными в результате прежней С.

        В.Г. Федотова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

это, определение слова, понятие. Что такое Социализация, значение, словарь, энциклопедия

Социализация [от лат. socialis — общественный] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением- б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений. В то же время само понятие «-социализация»- было введено в психологический лексикон в середине XX века в связи с работами А. -Бандуры и Дж. -Кольмана. Та психологическая реальность, которая описывается с помощью этого термина в рамках различных подходов, имеет своеобычное звучание — это и результат социального научения, и результат взаимодействия и общения, и результат самоактуализации и самореализации.

Помимо взгляда на социализацию как на глобальный процесс социального становления и развития личности, ее вхождения в широкий социум за счет интериоризации накопленного человечеством опыта в рамках социальной психологии групп, существует и конкретная, социально-психологическая конструкция, объясняющая на уровне микросоциального взаимодействия личности и группы, каким образом осуществляется вхождение индивида в референтное для него окружение и какие этапы должна пройти личность в процессе интрагрупповой социализации. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства он поставлен, по сути дела, перед фатальной необходимостью пройти четко определенные фазы вхождения в общность, последовательно решая встающие перед ним по мере нарастания потребности быть личностью личностной задачи. На первом этапе внутригрупповой жизни индивида (эту стадию традиционно обозначают как фазу адаптации) основные его усилия направлены на усвоение господствующих в данном конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами активности, которыми уже владеют его новые партнеры по взаимодействию и общению. Иначе говоря, у индивида возникает в большей или меньшей степени выраженная потребность «-быть таким, как все»-, стремление не отличаться от других, в определенном смысле раствориться в группе, чувствовать себя ее полноправным членом и ощущать признание этого факта остальными членами сообщества. В то же время решение чисто адаптационных задач на определенном этапе вступает в явное противоречие со свойственным каждой личности стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, утвердиться теми своими особенностями, которые она расценивает как наиболее для себя ценные и значимые. Это тем более важно в связи с тем, что успешная адаптация индивида в группе, достижение им цели «-быть так, как все»- нередко приводит к субъективно переживаемому им самим чувству некоей личностной растворенности в сообществе, к иллюзии потери своей индивидуальности.

Все это на определенном этапе внутригрупповой жизни данного индивида предопределяет принципиальную смену его личностной задачи: стремление «-быть таким, как все»-, окрашивающее весь этап адаптации, оказывается разрушенным мощной установкой на доказательство своей уникальности — на первый план выступает стремление «-быть не таким, как все»-, что в конечном счете и является психологической сутью второго этапа вхождения личности в группу — стадии индивидуализации. Понятно, что в ситуации, когда личность оказывается способной привести свою потребность в персонализации в соответствие с готовностью группы принять лишь те личностные проявления своего нового члена, которые обеспечивают ей поступательное развитие и облегчают решение общегрупповых задач ее жизнедеятельности, вполне закономерно говорить о факте интеграции такого индивида в группе своего членства. При этом индивид оказывается в различных значимых для него сообществах на разных стадиях вхождения.

Заметим, что в силу широты и многомерности психологической реальности, охватываемой понятием «-социализация»-, данную проблематику в той или иной степени затрагивают практически любые социально-психологические исследования. Вместе с тем с известной степенью условности можно выделить некоторые концепции, в рамках которых большое внимание уделяется именно процессу социализации. Прежде всего к ним следует отнести разработки основоположника направления, известного как символический интеракционизм, Дж. -Мида.

С его точки зрения «-Я»- — продукт исключительно социальный, являющийся результатом взаимодействия (интеракций) с другими людьми. Более того, «-решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов (отсюда и символический интеракционизм — В. -И., М. -К.) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем — &ldquo-обобщенного другого&rdquo-«-. Дж. -Мид выделил три стадии данного процесса: «-Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может &ldquo-помогать&rdquo- родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. -д.- в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества — это следующий важный шаг в процессе создания своего &ldquo-Я&rdquo-… Третий этап по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого &ldquo-другого&rdquo- — близкого человека &ldquo-со стороны&rdquo-, олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным &ldquo-другими со стороны&rdquo-. Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах»-.

Стадия коллективных игр в концепции Дж. -Мида во многом является ключевой с точки зрения социализации, поскольку позволяет индивиду не просто принять «-правила игры»-, подчиняясь внешнему воздействию, но интериоризировать их как «-свои»- и тем самым интегрироваться в социальное сообщество. Как отмечается, «-высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного &ldquo-Я&rdquo-, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии социальный контроль &ldquo-врастает&rdquo- в личность и приобретает форму внутреннего самоконтроля»-.

При том, что концепция Дж. -Мида предлагает достаточно последовательную и обоснованную схему социализации, она, давая ответ на вопрос как в принципе должен протекать данный процесс у абстрактного ребенка, ребенка вообще, во многом ограничена применительно к оценке и прогнозу социализации конкретного индивида в конкретном сообществе. Это связано не только с гиперцентрацией Дж. -Мида и его последователей на социальных детерминантах развития личности, но и с отсутствием сколько-нибудь детальной проработки условий успешности процесса социализации, в частности, оценки качественных особенностей агентов социализации. Под последними в современной социальной психологии понимаются «-институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации…»-.

Во многом ряд недостатков концепции Дж. -Мида позволяет преодолеть психосоциальный подход Э. -Эриксона. В логике эпигенетической концептуальной схемы, в рамках которой, напомним, онто- и социогенетическое развитие рассматриваются в неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности, механизм социализации личности представляется достаточно простым и понятным. В более или менее продуктивно функционирующем обществе создаются условия, способствующие в целом благоприятному разрешению возрастных кризисов индивида. В результате такого разрешения развиваются и оформляются элементы идентичности адекватные как внутренним потребностям развития личности, так и фундаментальным составляющим общественной традиции. Позитивное разрешение каждого кризиса индивидуального развития означает обретение индивидом специфической эго-силы, энергию которой он, в свою очередь, в процессе социального функционирования вкладывает в соответствующие институты общества, поддерживая тем самым витальность последних. При этом непосредственным каналом такого взаимного обмена на каждом этапе развития служат определенные референтные фигуры и группы. Так, на первой стадии эпигенетического цикла это материнская фигура- на второй — родительские персоны- на третьей — родительская семья в целом- на четвертой — одноклассники и соседи- на пятой — сверстники и партнеры по неформальным группам- на шестой — друзья и сексуальные партнеры- на седьмой — члены собственной семьи и коллеги по работе- на восьмой, заключительной — человечество в целом, философские и религиозные авторитеты.

Таким образом, в рамках концепции Э. -Эриксона, применительно к каждой стадии развития рассматриваются агенты социализации двух уровней — базисные социальные институты и референтное окружение индивида. Качественные особенности каждого из них существенно важны не только в смысле благоприятного разрешения индивидуального кризиса развития, но и с точки зрения социализации индивида.

На определенных этапах исторического развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. -п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.

Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность — общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении — культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.

По-видимому, говорить о полном разрешении конфликта развития и успешной социализации конкретного индивида в конкретном обществе можно в том случае, когда направленность и выраженность реального содержания базисных социальных институтов и компонента идентичности, сформировавшаяся на соответствующей психосоциальной стадии при посредничестве референтных фигур, в целом совпадают. Если же имеет место существенное расхождение линий онто- и социогенетического развития, это ведет к внутриличностному конфликту, влекущему за собой специфические социальные последствия. В этом случае можно говорить о кризисе идентичности и десоциализации индивида.

Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.

При совпадении полярностей разрешения кризиса развития на индивидуальном уровне и содержания соответствующего ему базисного института общества, высокий уровень социальной адаптации обусловлен как совпадением личностных и социальных ценностей и смыслов, так и предпочтительных типов адаптационного процесса.

Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов содержанию традиции, а также оппозиционности типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.

Существенно важно, что подход, разработанный Э. -Эриксоном позволяет отслеживать динамику индивидуального развития и адаптационных процессов не только в детстве и юности, что характерно для абсолютного большинства теорий личности, а на протяжении всей человеческой жизни, что делает его эвристичным не только в отношении проблемы социализации, но и ресоциализации. Согласно определению Н. -Смелзера, «-ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. … Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания»-. Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

Практический социальный психолог в рамках решения своих собственно профессиональных задач должен отслеживать как минимум два вопроса, напрямую касающиеся проблем социализации. Во-первых, он должен диагносцировать на каком этапе вхождения в группу или организацию находится тот или иной ее член. Во-вторых, он должен иметь исчерпывающую информацию о том, насколько он адекватно осознает свое реальное положение в группе членства особенно в том случае, когда эта общность является для него еще и референтной.


Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера

Социализация (в психологии развития) [лат. sociālis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность…

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Социализация [лат. socialis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в…

Новейший философский словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат socialis — общественный) — процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм Феномен С изучается…

Психологический словарь

(от лат. socialis — общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит…

Психологическая энциклопедия

— процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе С. Участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант, или…

Психологическая энциклопедия

(от лат. socialis — общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит…

Психологическая энциклопедия

(англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под…

Психологическая энциклопедия

— процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овладение социальными и культурными нормами, установками и системами представлений.

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. socialis — общественный. Категория. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей. Специфика. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и…

Психологическая энциклопедия

Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс,…


Поделиться:

www.insai.ru

Социализация — Википедия

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1].

Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Первичная социализация[править]

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности[2]. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе[3].[нет в источнике]

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация[править]

Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого[4]. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной[2]. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека[5].

Групповая социализация[править]

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация[править]

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками[6].

Организационная социализация[править]

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы[7].

Досрочная социализация[править]

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Социальные институты[править]

Главными социальными институтами являются:

wp.wiki-wiki.ru

Социализация — это …

 

Согласно известному всем определению, социализация – это процесс приобщения личности к обществу, в котором она существует, принятие ею норм и моделей поведения этого общества. Понятие социализации рассматривается во многих областях знания, однако, разные дисциплины изучают разные аспекты этого процесса. Психологов интересуют механизмы, помогающие личности адаптироваться в социуме, т.е. усваивать его нормы. Социологи изучают, каким образом и какие роли усваивает индивид, а также то, как при этом в обществе формируется его личность. В зависимости от того, что является предметом изучения, могут выделять и более узкие значения понятия «социализация». Это гендерная, политическая, религиозная социализация и другие.

Периодизация

Говоря о социализации, часто разделяют ее на первичную и вторичную. Первичной называется принятие существующих в обществе ценностей ребенком. Вторичная же социализация – это адаптация этих норм взрослым человеком.

Принято выделять несколько этапов социализации:

1. Адаптация. В этот период, начинающийся с рождения и заканчивающийся в подростковом возрасте, через подражание происходит усвоение социального опыта без его критической оценки. Растущий ребенок учится приспосабливаться к окружающему миру.

2. Идентификация. На этом этапе индивид пытается найти свое место в социуме, так или иначе отождествляя себя с определенной группой.

3. Интеграция, то есть полноценное включение в общественную жизнь, которая в некоторых случаях может так и не стать успешной.

4. Трудовая стадия. На этом этапе индивид накапливает собственный трудовой опыт и включается в соответствующую систему отношений, а также активно влияет на среду, в которой находится.

5. Послетрудовая стадия, которую одни исследователи считают стадией дезадаптации, другие – этапом зрелости, когда происходит принятие себя, переосмысление своей жизни и наступает время передавать опыт другим.

Рассмотренные стадии социализации обычно выделяются отечественными авторами, являющимися наследниками «трудового» подхода. Эриксон предлагает более подробную периодизацию, описывающую и детский возраст, и последующие этапы становления и развития личности в обществе. Иные стадии социализации выделяются и Фрейдом.

Группы

Процесс социализации протекает в различных институтах, то есть тех группах, в которых осуществляется передача норм и ценностей: это, прежде всего, семья, образовательные учреждения всех ступеней, трудовые коллективы. К институтам социализации относится и так называемая неорганизованная среда, то есть неформальные группы и СМИ, влияние которых нельзя недооценивать.

Социализация и воспитание

Следует разграничивать понятия социализации и воспитания, а также обучения. Если воспитание предполагает узконаправленное воздействие, то социализация – гораздо более широкое понятие, включающее в себя и принятие новых ролей, и адаптацию к среде. Однако, как и воспитание, социализация является двунаправленным процессом. Это означает, что не только общество влияет на человека. Он не просто приспосабливается, он сам влияет на уже сложившиеся нормы, изменяет их и участвует в адаптации других.

В отличие от обучения, процесс усвоения общественных норм и нахождения своего места в социуме не может быть ускорен. Можно лишь выделить факторы, влияющие на такой процесс, как социализация. Это биологический фактор, физическое и социальное окружение, а также индивидуальный и групповой опыт. Именно различные врожденные особенности человека определяют различия между индивидуумами, выросшими, казалось бы, в одинаковых условиях.

Если же отвлечься от научных терминов и классификаций, можно сказать, что социализация, происходящая на всем протяжении нашей жизни, необходима для правильного формирования системы ценностей, воспитания уважения к другим и осознания себя как личности. Она нужна для нормальной учебной, а впоследствии и трудовой деятельности, для полноценного выполнения своих ролей и функций и последующей передачи своего социального и прочего опыта следующим поколениям.

 

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *