Основой для диагностики делинквентного поведения являются – ,

Основой для диагностики делинквентного поведения являются — Психология

S:  Феномен « жажды острых ощущений» является типичным для:

:  Криминального поведения 

:  Аддиктивного поведения

:  Патохарактерологического поведения 

:  Психопатологического поведения 

I:

S:  Основой девиантного поведения при патохарактерологическом типе являются:

:  Психопатологические симптомы

:  Психопатологические синдромы 

:  Девиации характера 

:  Патология личности, связанная с психическим заболеванием 

I:

S:  Основой для диагностики делинквентного поведения:

:  Аггравация 

:  Перверсии 

:  Девиации 

:  Проступки 

I:

S:  Действие, нарушающее правовые нормы называется:

:  Деликт

:   Делинквентное поведение

:   Деструктивное поведение

:  Антисоциальное поведение

I:

S:  Действие конкретной личности, отклоняющееся от установленной в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающее общественному порядку называется:

  :  Антисоциальное поведение

:  Делинквентное поведение

:   Деструктивное поведение

:   Отклоняющееся поведение

I:

S: У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:

:  Приспособление

:  Противостояние

:  Уход

:  Игнорирование

I:

S:  Система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания носит название:

:  Пенитенциарная система

:  Закрытая система

:  Ограничивающая система

:  Правовая система

I:

S: Гебоидное поведение чаще наблюдается при одном из нижеперечисленных типов поведения:

:  Делинквентном

:  Аддиктивном

:  Патохарактерологическом

:  Психопатологическом

I:

S: Понятие «делинквентность» в практику подростковой психиатрии ввел:

:  Ганнушкин

:  Ковалев

:  Личко

:  Кернберг

I:

S: Несоблюдение норм морали, безнравственность:

:  Апломб

:  Аморальность

:  Аферизм

:  Беззастенчивость

I:

S:  Зависимость от внешнего влияния, команд ведущего:

:  Ведомость

:  Подчинение

:  Следование

:  Безволие

I:

S:  Поведение, характеризующееся преобладанием парабулий (склонность к воровству, злоупотреблению алкоголем, бродяжничество), сочетающееся с социальной дезадаптацией:

:  Зависимое поведение

:  Гебоидное поведение

:  Делинквентное поведение

:  Агрессивное поведение

V2: Зависимое поведение

I:

S: Стремление к применению опьяняющих веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта является:

:  Атарактической мотивацией 

:  Псевдокультурной мотивацией 

:  Субмиссивной мотивацией 

:  Мотивацией с гиперактивацией поведения 

psychologiya.club

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Е. О. Булахтина

(г. Астрахань)

Проблема делинквентного поведения подростков является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Серьезные трудности представляет эта проблема на современном этапе общественного развития, в период мирового финансового кризиса, всеобщей нестабильности, которые приводят к перестройке сознания людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков. В этот период личностного развития,  взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого, формируется самооценка, самосознание, возникает «чувство взрослости», желание эмансипироваться от взрослых.

 По данным социологических исследований в настоящее время в России наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которое проявляется в формах жестокости, повышенной агрессии, воровства, хулиганства, сексуальных ранних связей, проституции, курения, наркомании, токсикомании, алкоголизма, попрошайничества, тунеядства, вандализма, ухода из дома и бродяжничества, суицидального поведения и многое другое (И.И.Саламатина, 2006). Это требует проведение мероприятий направленных на разработку психологической помощи этим подросткам, которая может проявляться в консультировании, в разработке тренинговых программ и обучающих семинаров.

Консультируя подростков можно столкнуться с временными и постоянными формами отклоняющего поведения, с устойчивыми и неустойчивыми формами, структурированными и неструктурированными (по критерию организованности). Формы также бывают стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих) (Е.В. Змановская, 2004; И. А. Фурманов, 2004). Это говорит о большом многообразии форм отклоняющего поведения. Знание этих форм необходимо в консультационной практике  подростков с отклоняющим поведением.

У многих подростков имеющих делинквентное поведение отмечается противоправное поведение личности, то есть действие конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), сами действия – деликтами. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, чётко выраженных в правилах (законах) общества (Е.В. Змановская, 200). Основы делинкветного поведения закладываются в семье. Это чаще всего деструктивные семьи. Поэтому особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает не только ребёнок с делинквентным поведением, но и его семья.

По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в формировании нарушений поведения и расстройств личности у подростков имеет семья (Е.И. Рогов, 2003, с.156). Большинство делинквентных подростков – выходцы из неблагополучных семей. Вместе с тем само понятие «неблагополучная семья» является весьма широким и многозначным. Под ним можно подразумевать отсутствие в семье по причине развода или смерти одного из родителей, злоупотребление одного или обоих родителей алкогольными напитками или наркотическими веществами, асоциальный характер поведения родителей, судимость и отбывание ими тюремного наказания, плохие материальные условия и многое другое. Кроме того, семейное воспитание подростка может быть осложнено определенными обстоятельствами, например такими, как психические или соматические заболевания родителей, их инвалидность, многодетность семьи. Вместе с тем принадлежность подростка к социально благополучной семье также не гарантирует его поведение в рамках социальных норм. Часто в качестве «неблагополучия» в таких семьях выступают характерные для них взаимоотношения между родителями. Появляется позиция вседозволенности,  замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей  ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.

В процессе подготовительного этапа при проведении психологического консультирования с родителями и подростками можно применить опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Шафер в 1965году), который направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль (Е.И. Рогов, 2003, с.156).

Также, помимо опросника, в качестве одного из методов могло бы выступить интервью, в котором были бы выделены наиболее важные события семейной жизни, реакция на них со стороны подростка. В процессе интервьюировании выясняются наиболее близкие, значимые,  для подростка люди и его представления о динамике своего поведения в связи с изменениями семейной ситуации (Р. С. Немов, 1999).

Так как для значительного числа делинквентных подростков характерны различные нарушения психического развития, а также признаки педагогической запущенности, представляется целесообразным использование проективных и рисуночных методик, позволяющих преодолеть ограничения, связанные с когнитивной или рефлексивной недостаточностью делинквентных подростков.

Проводя индивидуальное консультирование с подростками, имеющими отклонение в поведении работа должна быть, направлена, прежде всего, на понимание истоков индивидуальных проблем, которые могут лежать во внутриличностной, в социальной и во внешней плоскости.  При этом можно сказать, что только  комплексная работа с родителями и их подростками  может  дать положительные результаты.

Литература

  1. Змановская Е. В. «Девиантология: (психология отклоняющегося поведения)»: Учеб. Пособия для студентов высшего учебного заведения. – 2-е издание, — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
  2. Немов Р. С. «Основы психологического консультирования»– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.
  3. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»: Учеб.пособиев: 2кн. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 480с.
  4. Саламатина И. И. «Проблема делинквентности личности в зарубежной научной литературе» — Педагогическое образование и наука, 2006. – 36с.
  5. Фурманов И. А. «Психология детей с нарушениями поведения» – М.:Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 351с.

nsportal.ru

Итоговый тест по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения» (Тест из 197 вопросов с отметками на правильных ответах), страница 7

S:  Феномен « жажды острых ощущений» является типичным для:

:  Криминального поведения 

:  Аддиктивного поведения

:  Патохарактерологического поведения 

:  Психопатологического поведения 

I:

S:  Основой девиантного поведения при патохарактерологическом типе являются:

:  Психопатологические симптомы

:  Психопатологические синдромы 

:  Девиации характера 

:  Патология личности, связанная с психическим заболеванием 

I:

S:  Основой для диагностики делинквентного поведения:

:  Аггравация 

:  Перверсии 

:  Девиации 

:  Проступки 

I:

S:  Действие, нарушающее правовые нормы называется:

:  Деликт

:   Делинквентное поведение

:   Деструктивное поведение

:  Антисоциальное поведение

I:

S:  Действие конкретной личности, отклоняющееся от установленной в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающее общественному порядку называется:

  :  Антисоциальное поведение

:  Делинквентное поведение

:   Деструктивное поведение

:   Отклоняющееся поведение

I:

S: У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:

:  Приспособление

:  Противостояние

:  Уход

:  Игнорирование

I:

S:  Система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания носит название:

:  Пенитенциарная система

:  Закрытая система

:  Ограничивающая система

:  Правовая система

I:

S: Гебоидное поведение чаще наблюдается при одном из нижеперечисленных типов поведения:

:  Делинквентном

:  Аддиктивном

:  Патохарактерологическом

:  Психопатологическом

I:

S: Понятие «делинквентность» в практику подростковой психиатрии ввел:

:  Ганнушкин

:  Ковалев

:  Личко

:  Кернберг

I:

S: Несоблюдение норм морали, безнравственность:

:  Апломб

:  Аморальность

:  Аферизм

:  Беззастенчивость

I:

S:  Зависимость от внешнего влияния, команд ведущего:

:  Ведомость

:  Подчинение

:  Следование

:  Безволие

I:

S:  Поведение, характеризующееся преобладанием парабулий (склонность к воровству, злоупотреблению алкоголем, бродяжничество), сочетающееся с социальной дезадаптацией:

:  Зависимое поведение

:  Гебоидное поведение

:  Делинквентное поведение

:  Агрессивное поведение

V2: Зависимое поведение

I:

S: Стремление к применению опьяняющих веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта является:

:  Атарактической мотивацией 

:  Псевдокультурной мотивацией 

:  Субмиссивной мотивацией 

:  Мотивацией с гиперактивацией поведения 

I:

S: При атарактической мотивации применения опьяняющих веществ происходит:

:  Выравнивание настроения 

:  Повышение настроения 

:  Понижение настроения 

:  Инверсия настроения 

I:

S:  Неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающим алкоголя или наркотических веществ отражает:

:  Гедонистическую мотивацию 

:  Псевдокультурную мотивацию 

:  Субмиссивную мотивацию 

:  Мотивацию с гиперактивацией поведения 

I:

S: Сексуальное увлечение взрослого человека к подросткам называется:

:  Педофилией 

:  Эфебофилией 

:  Ювенилофилией 

:  Промискуитетом 

I:

S: Вуайеризм это:

:  Сексуальное  удовлетворение от обнажения собственных половых органов в обществе 

:  Сексуальное  удовлетворение от подглядывания за обнажением других 

:  Сексуальное влечение к животным 

:  Сексуальное влечение и удовлетворение от  контакта с лицами иной расы 

I:

S:  Инверсия половой идентификации происходит при:

:  Гомосексуализме 

:  Транссексуализме 

:  Эксгибиционизме 

:  Вуайеризме 

I: 

S:   Увлеченность к азартным играм называется:

:  Трудоголизмом 

:  Фетишизмом 

:  Картингом 

:  Гемблингом 

I:

S: В обществах с традиционным разделением полоролевых стандартов поведения разработка « сексуального сценария» предписан:

:  Женщинам 

:  Мужчинам 

:  В равной степени и мужчинам и женщинам 

:  Женщинам с маскулинными чертами 

I:

S: На базе приапизма чаще формируются:

:  Нарушения пищевого поведения 

:  Сексуальные девиации 

:  Аутоагрессия  

:  Наркозависимость 

I:

vunivere.ru

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации



В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их делинквентного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, делинквент, деликт, подросток.

Глубокие экономические и социальные изменения, произошедшие в России в начале XXI века, отразились и на населении, проживающем в ней. Наряду с положительными изменениями: инновационные технологии, множество открытий, достижений, значительный социальный прогресс и др., усилились также и отрицательные направленности. К ним можно отнести: деградацию семьи как наиболее важного социального института, внезапное снижение духовности и нравственности населения, школьную и социальную дезадаптацию детей и подростков, усугубление ситуации преступной деятельности и т. д. Результатом этих изменений стало увеличение в подростковой среде делинквентных форм поведения, что приобрело в последние годы массовый характер. Под делинквентным поведением подразумевается нарушение социальных норм со склонностью к правонарушению, в особо тяжких проявлениях влекущее за собой уголовную ответственность. Таким образом, социальная значимость анализа проблем делинквентного поведения подростков становится в данное время особенно актуальной. Поэтому возникает потребность в точном представлении факторов делинквентности подростков, и какие мероприятия следует совершать для сопротивления складывающейся тревожной действительности. Исследование сущности этих явлений даст возможность выработки приемлемых способов влияния на делинквентов, будет обуславливать процессы рефлексии у них, что в конечном результате сформирует условия для овладения подростками социальных, нравственных и правовых норм.

Во взглядах зарубежных ученых XIX–XX вв. вопрос делинквентного поведения представлен в исследованиях Ф. Фелдмана, Б. Шелдона Х. Каплан, Л. Додлера, и др.

В современных отечественных исследованиях проблема делинквентного поведения отражена в трудах таких авторов как: В. Д. Менделевич, Е. В. Змановская, С. А. Кулаков, А. Е. Личко, Е. Н. Кондрат, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко и др.

В частности, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко пишут о том, что в социологии делинквентное поведение понимается как комплекс противоправных поступков или преступлений [2].

А. Е. Личко, говорит о том, что девиантное поведение — это более широкое понятие, которое включает в себя делинквентность. Делинквентное поведение, по определению А. Е. Личко, — «это цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т е. наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьезных правонарушений и преступлений» [3].

Е. В. Змановская в своих исследованиях представляет делинквентное поведение, как поступки определенного человека, несоответствующие установленным в определенном обществе и в определенное время нормам, угрожающие благосостоянию других людей и уголовно преследуемые в крайних своих проявлениях [2].

Таким образом, как следует из приведенных выше определений, в научном обществе преобладает точка зрения, что делинквентное поведение — это разновидность девиантного поведения. Кроме того, изучение психологической и социологической литературы по данной проблематике показало, что понятие «делинквентность» проявляется в форме мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления и не влекущих за собой уголовное наказание, за исключением случаев крайнего своего проявления. Личность, демонстрирующая противоправное поведение, систематизируется как делинквентная личность (делинквент), а сами поступки — деликтами.

Делинквентное поведение как одна из разновидностей девиантного поведения подростка, выступает наиболее серьезной формой девиаций, проявляющейся во влиянии на нервную систему подростка совокупности отрицательных социально-психологических, психофизиологических причин. К ним относят: недостатки семейного воспитания, акцентуации характера, подростковый нигилизм, психологические травмы и пр., следствием чего выступают правонарушения, совершаемые с различной тяжестью.

Исследователи выделяют следующие варианты делинквентного поведения:

  1. Нежелание посещения учебных заведений, отказ от трудовой деятельности, регулярное невыполнение заданий, прогулы.
  2. Систематическое нахождение в антиобщественных и неформальных группировках.
  3. Антиобщественное насильственное поведение: драки, агрессия, порча и уничтожении имущества.
  4. Антиобщественные корыстные поступки. К ним относятся: мелкие кражи, вымогательство.
  5. Уходы из дома, бродяжничество.
  6. Азартные игры.

Делинквентное поведение подростков — прежде всего результат негативного стиля семейного воспитания. Неблагополучие семьи, школьная и социальная дезадаптация, такие трагические события в жизни подростка, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи — все эти причины становятся основополагающими при обсуждении деликтов подростка. Особой причиной, оказывающей воздействие на формирование делинквентного поведения подростков, выступает негативное влияние систем массовой коммуникации, а также отрицательного влияния средств массовой информации.

Для изучения делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения нами было проведено исследование среди учащихся 15–16 лет в некоторых школах Арзамасского района в количестве 28 человек.

В целях диагностики нами были выбраны следующие методики: «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) и методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).

Методика «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман) используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам.

В ходе диагностического исследования, нами были получены следующие результаты. У 16 (57 %) испытуемых был выявлен средний уровень потребностей в острых ощущениях. Что говорит о том, что подростки умеют контролировать свои потребности в поиске острых ощущений, то есть, с одной стороны — они открыты новому опыту, а с другой — собранны и разумны в необходимых моментах жизни. У 10 (36 %) учащихся наблюдается низкий уровень потребности в острых ощущениях, что свидетельствует о том, что они предпочитают устойчивость и стабильность неизведанному и неожиданному в своей жизни. У 2 (7 %) подростков был выявлен высокий уровень. Таким детям характерно желание новых, острых эмоций, что зачастую может побуждать их к участию в рискованных авантюрах.

Для того чтобы выявить учащихся, склонных к проявлениям делинквентных форм поведения, нами была проведена методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел). Она включает в себя результаты исследования по семи шкалам: шкала установки на социальную желательность, шкала склонности к преодолению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала склонности к делинквентному поведению.

В соответствии с темой нашего исследования, особый интерес привлекли результаты по шкале склонности к делинквентному поведению. Данная шкала определяет предрасположенность подростков к действиям, носящим делинквентный характер. Образно говоря, шкала выявляет «деликвентный потенциал», который может проявиться лишь под воздействием определенных факторов в жизни подростка. Высокий результат по данной шкале был обнаружен у 2 испытуемых (8 %), что свидетельствует о высокой готовности к осуществлению деликвентного поведения. У 8 (28 %) испытуемых был выявлен средний уровень. У таких подростков имеется наличие деликвентных тенденций, а также присутствует низкий уровень социального контроля. Низкий результат по данной шкале был обнаружен у большинства испытуемых (19 человек, 68 %). Данный результат свидетельствует о невыраженности исследуемого признака, а также о высоком уровне социального контроля.

Заключительной методикой, которую мы использовали в данном диагностическом исследовании, стала методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук). Ее целью является выявление подростков, относящихся к группе риска. Она включает в себя пять шкал: отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе и акцентуации характера.

По первой шкале «Отношение к семье» видно высокие баллы набрали 3 (11 %) испытуемых, что свидетельствуют о нарушении взаимоотношений в семье. Средний уровень был выявлен у 11 (39 %) испытуемых, а низкий — у 14 (50 %) испытуемых.

По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска. 8 (29 %) испытуемых нами были отнесены к среднему уровню агрессии, а 18 (64 %) подростков набрали низкий балл по данной шкале, что свидетельствует о низкой агрессивности.

По шкале недоверия к людям 3 (11 %) испытуемых получили высокие баллы. Данный результат говорит о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие подростки часто бывают пассивными и замкнутыми в общении со сверстниками вследствие опасений быть отвергнутыми. Средний уровень недоверия к людям был диагностирован у 10 (36 %) подростков, низкий — у 15 (53 %) испытуемых.

По шкале «Неуверенность в себе» 4 (14 %) испытуемых отнесены нами к высокому уровню, что свидетельствует о неуверенности подростков в себе, также о повышенной тревожности, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки, а эти подростки, могут быть отнесены к группе риска. Средние баллы получили 9 (32 %) испытуемых. К низкому уровню неуверенности в себе отнесены нами 15 (54 %) подростков.

По шкале акцентауций характера нами были получены следующие результаты:

– к гипертимному типу акцентуации характера относятся 13 (46 %) испытуемых. Особенностью таких подростков являются: почти всегда хорошим настроение, высокий тонус, активность, лидерские задатки. Но также они неустойчивы в интересах, недостаточно разборчивы в знакомствах, не любят дисциплины, однообразия, рутинной работы, бурно реагируют на события, раздражительны.

– к истероидному типу относятся 3 (11 %) испытуемых. Подростки с такой акцентуацией проявляют «нарциссизм», желают внимания, восхищения, сочувствия со стороны окружающих людей, стараются показать себя в лучшем свете, демонстративны в поведении, претендуют на выгодное положение среди сверстников, непостоянны и ненадежны в человеческих взаимоотношениях.

– шизоидная акцентуация была выявлена у 3 (11 %) учащихся. Такие ребята характеризуются замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, имеют сложности в установлении нормальных контактов с людьми, часто уходят в себя, в свой внутренний мир, в мир фантазерства и мечтаний.

– эмоционально лабильный тип был диагностирован у 5 (18 %) подростков. Такие дети крайне непредсказуемы и изменчивы в настроении. Они отличаются высокой выраженностью эмпатии, сопереживания к окружающим людям.

Таким образом, полученные нами результаты в ходе диагностического исследования свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается склонность к делинквентному поведению. Также у подростков было выявлено наличие агрессивности, неуверенность в себе, негативные отношения в семье, недоверие к людям, неуверенность в себе.

Поэтому одной из наиболее важных и общественно значимых задач, стоящих перед современным обществом сегодня, определенно, выступает поиск путей снижения преступности среди подростков и усиление действенности их профилактики.

Под профилактикой понимаются научно аргументированные и своевременно совершаемые действия, нацеленные на предупреждение возможных физических или социокультурных отклонений у детей группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков [1].

Для определения и профилактики делинквентного поведения подростков педагогу-психологу важно научить их психологическим навыкам поведения, опыту принимать правильные решения в той или иной ситуации, чтобы в будущем стать общественно-компетентными личностями. Становление личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их отрицательных действий начинать следует с воспитания у них позитивного образа «Я», уважения самого себя, совершенствование способности к критичному мышлению, умения расставлять перед собой правильные приоритеты, а также принимать ответственные решения.

Исследуя особенности проявлений склонности к делинквентому поведению у подростков, можно выделить следующие направления профилактической работы:

– ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;

– выявление и общественный контроль за неблагополучными семьями с негативными стилями воспитания;

– организация консультационных и разъяснительных работ с семьями и педагогами;

– организация мероприятий по устранению, переориентации взаимодействия социально и педагогически дезадаптированных подростков. Создание программ индивидуально-профилактического влияния на подростков, склонных к делинквентному поведению;

– улучшение системы правового информирования учащихся. [4].

Таким образом, делинквентные явления в поведении подростков должны прорабатываться специалистами (психологами) с применением профессиональных диагностик, которые способствуют своевременному выявлению негативных направленностей личности подростков и предупредить становление склонности к реализации деликтов. Комплексный подход в профилактической работе учителей и специалистов даст возможность компетентно проводить коррекционные мероприятия, помогающие совершенствованию социальной, педагогической и психологической адаптации подростков в социуме.

Литература:

  1. Гонеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002.
  2. Добреньков, В. И. Социология: т. 3: Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: Инфа- М, 2009. — 292 с
  3. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е. В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 228 с.
  4. Савина Н. Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение / Н. Н. Савина; Российская академия наук; Институт электронных программно-методических средств обучения. Науч. изд.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.

Основные термины (генерируются автоматически): поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска, семья.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *