Основой для диагностики делинквентного поведения являются — Психология
S: Феномен « жажды острых ощущений» является типичным для:
: Криминального поведения
: Аддиктивного поведения
: Патохарактерологического поведения
: Психопатологического поведения
I:
S: Основой девиантного поведения при патохарактерологическом типе являются:
: Психопатологические симптомы
: Психопатологические синдромы
: Девиации характера
: Патология личности, связанная с психическим заболеванием
I:
S: Основой для диагностики делинквентного поведения:
: Аггравация
: Перверсии
: Девиации
: Проступки
I:
S: Действие, нарушающее правовые нормы называется:
: Деликт
: Делинквентное поведение
: Деструктивное поведение
: Антисоциальное поведение
I:
S: Действие конкретной личности, отклоняющееся от установленной в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающее общественному порядку называется:
: Антисоциальное поведение
: Делинквентное поведение
: Деструктивное поведение
: Отклоняющееся поведение
I:
S: У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:
: Приспособление
: Противостояние
: Уход
: Игнорирование
I:
S: Система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания носит название:
: Пенитенциарная система
: Закрытая система
: Ограничивающая система
: Правовая система
I:
S: Гебоидное поведение чаще наблюдается при одном из нижеперечисленных типов поведения:
: Делинквентном
: Аддиктивном
: Патохарактерологическом
: Психопатологическом
I:
S: Понятие «делинквентность» в практику подростковой психиатрии ввел:
: Ганнушкин
: Ковалев
: Личко
: Кернберг
I:
S: Несоблюдение норм морали, безнравственность:
: Апломб
: Аморальность
: Аферизм
: Беззастенчивость
I:
S: Зависимость от внешнего влияния, команд ведущего:
: Ведомость
: Подчинение
: Следование
: Безволие
I:
S: Поведение, характеризующееся преобладанием парабулий (склонность к воровству, злоупотреблению алкоголем, бродяжничество), сочетающееся с социальной дезадаптацией:
: Зависимое поведение
: Гебоидное поведение
: Делинквентное поведение
: Агрессивное поведение
V2: Зависимое поведение
I:
S: Стремление к применению опьяняющих веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта является:
: Атарактической мотивацией
: Псевдокультурной мотивацией
: Субмиссивной мотивацией
: Мотивацией с гиперактивацией поведения
psychologiya.club
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Е. О. Булахтина
(г. Астрахань)
Проблема делинквентного поведения подростков является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Серьезные трудности представляет эта проблема на современном этапе общественного развития, в период мирового финансового кризиса, всеобщей нестабильности, которые приводят к перестройке сознания людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном подростков. В этот период личностного развития, взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого, формируется самооценка, самосознание, возникает «чувство взрослости», желание эмансипироваться от взрослых.
По данным социологических исследований в настоящее время в России наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которое проявляется в формах жестокости, повышенной агрессии, воровства, хулиганства, сексуальных ранних связей, проституции, курения, наркомании, токсикомании, алкоголизма, попрошайничества, тунеядства, вандализма, ухода из дома и бродяжничества, суицидального поведения и многое другое (И.И.Саламатина, 2006). Это требует проведение мероприятий направленных на разработку психологической помощи этим подросткам, которая может проявляться в консультировании, в разработке тренинговых программ и обучающих семинаров.
Консультируя подростков можно столкнуться с временными и постоянными формами отклоняющего поведения, с устойчивыми и неустойчивыми формами, структурированными и неструктурированными (по критерию организованности). Формы также бывают стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих) (Е.В. Змановская, 2004; И. А. Фурманов, 2004). Это говорит о большом многообразии форм отклоняющего поведения. Знание этих форм необходимо в консультационной практике подростков с отклоняющим поведением.
У многих подростков имеющих делинквентное поведение отмечается противоправное поведение личности, то есть действие конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), сами действия – деликтами. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, чётко выраженных в правилах (законах) общества (Е.В. Змановская, 200). Основы делинкветного поведения закладываются в семье. Это чаще всего деструктивные семьи. Поэтому особо пристального внимания со стороны психолога заслуживает не только ребёнок с делинквентным поведением, но и его семья.
По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в формировании нарушений поведения и расстройств личности у подростков имеет семья (Е.И. Рогов, 2003, с.156). Большинство делинквентных подростков – выходцы из неблагополучных семей. Вместе с тем само понятие «неблагополучная семья» является весьма широким и многозначным. Под ним можно подразумевать отсутствие в семье по причине развода или смерти одного из родителей, злоупотребление одного или обоих родителей алкогольными напитками или наркотическими веществами, асоциальный характер поведения родителей, судимость и отбывание ими тюремного наказания, плохие материальные условия и многое другое. Кроме того, семейное воспитание подростка может быть осложнено определенными обстоятельствами, например такими, как психические или соматические заболевания родителей, их инвалидность, многодетность семьи. Вместе с тем принадлежность подростка к социально благополучной семье также не гарантирует его поведение в рамках социальных норм. Часто в качестве «неблагополучия» в таких семьях выступают характерные для них взаимоотношения между родителями. Появляется позиция вседозволенности, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать неадекватные формы поведения.
В процессе подготовительного этапа при проведении психологического консультирования с родителями и подростками можно применить опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Шафер в 1965году), который направлен на изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трёх факторных переменных: принятие – эмоциональное отвержение, психологический контроль – психологическая автономия, скрытый контроль – открытый контроль (Е.И. Рогов, 2003, с.156).
Также, помимо опросника, в качестве одного из методов могло бы выступить интервью, в котором были бы выделены наиболее важные события семейной жизни, реакция на них со стороны подростка. В процессе интервьюировании выясняются наиболее близкие, значимые, для подростка люди и его представления о динамике своего поведения в связи с изменениями семейной ситуации (Р. С. Немов, 1999).
Так как для значительного числа делинквентных подростков характерны различные нарушения психического развития, а также признаки педагогической запущенности, представляется целесообразным использование проективных и рисуночных методик, позволяющих преодолеть ограничения, связанные с когнитивной или рефлексивной недостаточностью делинквентных подростков.
Проводя индивидуальное консультирование с подростками, имеющими отклонение в поведении работа должна быть, направлена, прежде всего, на понимание истоков индивидуальных проблем, которые могут лежать во внутриличностной, в социальной и во внешней плоскости. При этом можно сказать, что только комплексная работа с родителями и их подростками может дать положительные результаты.
Литература
- Змановская Е. В. «Девиантология: (психология отклоняющегося поведения)»: Учеб. Пособия для студентов высшего учебного заведения. – 2-е издание, — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.
- Немов Р. С. «Основы психологического консультирования»– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.
- Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога»: Учеб.пособиев: 2кн. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 480с.
- Саламатина И. И. «Проблема делинквентности личности в зарубежной научной литературе» — Педагогическое образование и наука, 2006. – 36с.
- Фурманов И. А. «Психология детей с нарушениями поведения» – М.:Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. – 351с.
nsportal.ru
Итоговый тест по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения» (Тест из 197 вопросов с отметками на правильных ответах), страница 7
S: Феномен « жажды острых ощущений» является типичным для:
: Криминального поведения
: Аддиктивного поведения
: Патохарактерологического поведения
: Психопатологического поведения
I:
S: Основой девиантного поведения при патохарактерологическом типе являются:
: Психопатологические симптомы
: Психопатологические синдромы
: Девиации характера
: Патология личности, связанная с психическим заболеванием
I:
S: Основой для диагностики делинквентного поведения:
: Аггравация
: Перверсии
: Девиации
: Проступки
I:
S: Действие, нарушающее правовые нормы называется:
: Деликт
: Делинквентное поведение
: Деструктивное поведение
: Антисоциальное поведение
I:
S: Действие конкретной личности, отклоняющееся от установленной в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающее общественному порядку называется:
: Антисоциальное поведение
: Делинквентное поведение
: Деструктивное поведение
: Отклоняющееся поведение
I:
S: У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:
: Приспособление
: Противостояние
: Уход
: Игнорирование
I:
S: Система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания носит название:
: Пенитенциарная система
: Закрытая система
: Ограничивающая система
: Правовая система
I:
S: Гебоидное поведение чаще наблюдается при одном из нижеперечисленных типов поведения:
: Делинквентном
: Патохарактерологическом
: Психопатологическом
I:
S: Понятие «делинквентность» в практику подростковой психиатрии ввел:
: Ганнушкин
: Ковалев
: Личко
: Кернберг
I:
S: Несоблюдение норм морали, безнравственность:
: Апломб
: Аморальность
: Аферизм
: Беззастенчивость
I:
S: Зависимость от внешнего влияния, команд ведущего:
: Ведомость
: Подчинение
: Следование
: Безволие
I:
S: Поведение, характеризующееся преобладанием парабулий (склонность к воровству, злоупотреблению алкоголем, бродяжничество), сочетающееся с социальной дезадаптацией:
: Зависимое поведение
: Гебоидное поведение
: Делинквентное поведение
: Агрессивное поведение
V2: Зависимое поведение
I:
S: Стремление к применению опьяняющих веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта является:
: Атарактической мотивацией
: Псевдокультурной мотивацией
: Субмиссивной мотивацией
: Мотивацией с гиперактивацией поведения
I:
S: При атарактической мотивации применения опьяняющих веществ происходит:
: Выравнивание настроения
: Повышение настроения
: Понижение настроения
: Инверсия настроения
I:
S: Неспособность человека отказаться от предлагаемого окружающим алкоголя или наркотических веществ отражает:
: Гедонистическую мотивацию
: Псевдокультурную мотивацию
: Субмиссивную мотивацию
: Мотивацию с гиперактивацией поведения
I:
S: Сексуальное увлечение взрослого человека к подросткам называется:
: Педофилией
: Эфебофилией
: Ювенилофилией
: Промискуитетом
I:
: Сексуальное удовлетворение от обнажения собственных половых органов в обществе
: Сексуальное удовлетворение от подглядывания за обнажением других
: Сексуальное влечение к животным
: Сексуальное влечение и удовлетворение от контакта с лицами иной расы
I:
S: Инверсия половой идентификации происходит при:
: Гомосексуализме
: Транссексуализме
: Эксгибиционизме
: Вуайеризме
I:
S: Увлеченность к азартным играм называется:
: Трудоголизмом
: Фетишизмом
: Картингом
: Гемблингом
I:
S: В обществах с традиционным разделением полоролевых стандартов поведения разработка « сексуального сценария» предписан:
: Женщинам
: Мужчинам
: В равной степени и мужчинам и женщинам
: Женщинам с маскулинными чертами
I:
S: На базе приапизма чаще формируются:
: Нарушения пищевого поведения
: Сексуальные девиации
: Аутоагрессия
: Наркозависимость
I:
vunivere.ru
Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации
В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их делинквентного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, делинквент, деликт, подросток.
Глубокие экономические и социальные изменения, произошедшие в России в начале XXI века, отразились и на населении, проживающем в ней. Наряду с положительными изменениями: инновационные технологии, множество открытий, достижений, значительный социальный прогресс и др., усилились также и отрицательные направленности. К ним можно отнести: деградацию семьи как наиболее важного социального института, внезапное снижение духовности и нравственности населения, школьную и социальную дезадаптацию детей и подростков, усугубление ситуации преступной деятельности и т. д. Результатом этих изменений стало увеличение в подростковой среде делинквентных форм поведения, что приобрело в последние годы массовый характер. Под делинквентным поведением подразумевается нарушение социальных норм со склонностью к правонарушению, в особо тяжких проявлениях влекущее за собой уголовную ответственность. Таким образом, социальная значимость анализа проблем делинквентного поведения подростков становится в данное время особенно актуальной. Поэтому возникает потребность в точном представлении факторов делинквентности подростков, и какие мероприятия следует совершать для сопротивления складывающейся тревожной действительности. Исследование сущности этих явлений даст возможность выработки приемлемых способов влияния на делинквентов, будет обуславливать процессы рефлексии у них, что в конечном результате сформирует условия для овладения подростками социальных, нравственных и правовых норм.
Во взглядах зарубежных ученых XIX–XX вв. вопрос делинквентного поведения представлен в исследованиях Ф. Фелдмана, Б. Шелдона Х. Каплан, Л. Додлера, и др.
В современных отечественных исследованиях проблема делинквентного поведения отражена в трудах таких авторов как: В. Д. Менделевич, Е. В. Змановская, С. А. Кулаков, А. Е. Личко, Е. Н. Кондрат, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко и др.
В частности, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко пишут о том, что в социологии делинквентное поведение понимается как комплекс противоправных поступков или преступлений [2].
А. Е. Личко, говорит о том, что девиантное поведение — это более широкое понятие, которое включает в себя делинквентность. Делинквентное поведение, по определению А. Е. Личко, — «это цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т е. наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьезных правонарушений и преступлений» [3].
Е. В. Змановская в своих исследованиях представляет делинквентное поведение, как поступки определенного человека, несоответствующие установленным в определенном обществе и в определенное время нормам, угрожающие благосостоянию других людей и уголовно преследуемые в крайних своих проявлениях [2].
Таким образом, как следует из приведенных выше определений, в научном обществе преобладает точка зрения, что делинквентное поведение — это разновидность девиантного поведения. Кроме того, изучение психологической и социологической литературы по данной проблематике показало, что понятие «делинквентность» проявляется в форме мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления и не влекущих за собой уголовное наказание, за исключением случаев крайнего своего проявления. Личность, демонстрирующая противоправное поведение, систематизируется как делинквентная личность (делинквент), а сами поступки — деликтами.
Делинквентное поведение как одна из разновидностей девиантного поведения подростка, выступает наиболее серьезной формой девиаций, проявляющейся во влиянии на нервную систему подростка совокупности отрицательных социально-психологических, психофизиологических причин. К ним относят: недостатки семейного воспитания, акцентуации характера, подростковый нигилизм, психологические травмы и пр., следствием чего выступают правонарушения, совершаемые с различной тяжестью.
Исследователи выделяют следующие варианты делинквентного поведения:
- Нежелание посещения учебных заведений, отказ от трудовой деятельности, регулярное невыполнение заданий, прогулы.
- Систематическое нахождение в антиобщественных и неформальных группировках.
- Антиобщественное насильственное поведение: драки, агрессия, порча и уничтожении имущества.
- Антиобщественные корыстные поступки. К ним относятся: мелкие кражи, вымогательство.
- Уходы из дома, бродяжничество.
- Азартные игры.
Делинквентное поведение подростков — прежде всего результат негативного стиля семейного воспитания. Неблагополучие семьи, школьная и социальная дезадаптация, такие трагические события в жизни подростка, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи — все эти причины становятся основополагающими при обсуждении деликтов подростка. Особой причиной, оказывающей воздействие на формирование делинквентного поведения подростков, выступает негативное влияние систем массовой коммуникации, а также отрицательного влияния средств массовой информации.
Для изучения делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения нами было проведено исследование среди учащихся 15–16 лет в некоторых школах Арзамасского района в количестве 28 человек.
В целях диагностики нами были выбраны следующие методики: «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) и методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).
Методика «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман) используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам.
В ходе диагностического исследования, нами были получены следующие результаты. У 16 (57 %) испытуемых был выявлен средний уровень потребностей в острых ощущениях. Что говорит о том, что подростки умеют контролировать свои потребности в поиске острых ощущений, то есть, с одной стороны — они открыты новому опыту, а с другой — собранны и разумны в необходимых моментах жизни. У 10 (36 %) учащихся наблюдается низкий уровень потребности в острых ощущениях, что свидетельствует о том, что они предпочитают устойчивость и стабильность неизведанному и неожиданному в своей жизни. У 2 (7 %) подростков был выявлен высокий уровень. Таким детям характерно желание новых, острых эмоций, что зачастую может побуждать их к участию в рискованных авантюрах.
Для того чтобы выявить учащихся, склонных к проявлениям делинквентных форм поведения, нами была проведена методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел). Она включает в себя результаты исследования по семи шкалам: шкала установки на социальную желательность, шкала склонности к преодолению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала склонности к делинквентному поведению.
В соответствии с темой нашего исследования, особый интерес привлекли результаты по шкале склонности к делинквентному поведению. Данная шкала определяет предрасположенность подростков к действиям, носящим делинквентный характер. Образно говоря, шкала выявляет «деликвентный потенциал», который может проявиться лишь под воздействием определенных факторов в жизни подростка. Высокий результат по данной шкале был обнаружен у 2 испытуемых (8 %), что свидетельствует о высокой готовности к осуществлению деликвентного поведения. У 8 (28 %) испытуемых был выявлен средний уровень. У таких подростков имеется наличие деликвентных тенденций, а также присутствует низкий уровень социального контроля. Низкий результат по данной шкале был обнаружен у большинства испытуемых (19 человек, 68 %). Данный результат свидетельствует о невыраженности исследуемого признака, а также о высоком уровне социального контроля.
Заключительной методикой, которую мы использовали в данном диагностическом исследовании, стала методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук). Ее целью является выявление подростков, относящихся к группе риска. Она включает в себя пять шкал: отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе и акцентуации характера.
По первой шкале «Отношение к семье» видно высокие баллы набрали 3 (11 %) испытуемых, что свидетельствуют о нарушении взаимоотношений в семье. Средний уровень был выявлен у 11 (39 %) испытуемых, а низкий — у 14 (50 %) испытуемых.
По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска. 8 (29 %) испытуемых нами были отнесены к среднему уровню агрессии, а 18 (64 %) подростков набрали низкий балл по данной шкале, что свидетельствует о низкой агрессивности.
По шкале недоверия к людям 3 (11 %) испытуемых получили высокие баллы. Данный результат говорит о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие подростки часто бывают пассивными и замкнутыми в общении со сверстниками вследствие опасений быть отвергнутыми. Средний уровень недоверия к людям был диагностирован у 10 (36 %) подростков, низкий — у 15 (53 %) испытуемых.
По шкале «Неуверенность в себе» 4 (14 %) испытуемых отнесены нами к высокому уровню, что свидетельствует о неуверенности подростков в себе, также о повышенной тревожности, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки, а эти подростки, могут быть отнесены к группе риска. Средние баллы получили 9 (32 %) испытуемых. К низкому уровню неуверенности в себе отнесены нами 15 (54 %) подростков.
По шкале акцентауций характера нами были получены следующие результаты:
– к гипертимному типу акцентуации характера относятся 13 (46 %) испытуемых. Особенностью таких подростков являются: почти всегда хорошим настроение, высокий тонус, активность, лидерские задатки. Но также они неустойчивы в интересах, недостаточно разборчивы в знакомствах, не любят дисциплины, однообразия, рутинной работы, бурно реагируют на события, раздражительны.
– к истероидному типу относятся 3 (11 %) испытуемых. Подростки с такой акцентуацией проявляют «нарциссизм», желают внимания, восхищения, сочувствия со стороны окружающих людей, стараются показать себя в лучшем свете, демонстративны в поведении, претендуют на выгодное положение среди сверстников, непостоянны и ненадежны в человеческих взаимоотношениях.
– шизоидная акцентуация была выявлена у 3 (11 %) учащихся. Такие ребята характеризуются замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, имеют сложности в установлении нормальных контактов с людьми, часто уходят в себя, в свой внутренний мир, в мир фантазерства и мечтаний.
– эмоционально лабильный тип был диагностирован у 5 (18 %) подростков. Такие дети крайне непредсказуемы и изменчивы в настроении. Они отличаются высокой выраженностью эмпатии, сопереживания к окружающим людям.
Таким образом, полученные нами результаты в ходе диагностического исследования свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается склонность к делинквентному поведению. Также у подростков было выявлено наличие агрессивности, неуверенность в себе, негативные отношения в семье, недоверие к людям, неуверенность в себе.
Поэтому одной из наиболее важных и общественно значимых задач, стоящих перед современным обществом сегодня, определенно, выступает поиск путей снижения преступности среди подростков и усиление действенности их профилактики.
Под профилактикой понимаются научно аргументированные и своевременно совершаемые действия, нацеленные на предупреждение возможных физических или социокультурных отклонений у детей группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков [1].
Для определения и профилактики делинквентного поведения подростков педагогу-психологу важно научить их психологическим навыкам поведения, опыту принимать правильные решения в той или иной ситуации, чтобы в будущем стать общественно-компетентными личностями. Становление личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их отрицательных действий начинать следует с воспитания у них позитивного образа «Я», уважения самого себя, совершенствование способности к критичному мышлению, умения расставлять перед собой правильные приоритеты, а также принимать ответственные решения.
Исследуя особенности проявлений склонности к делинквентому поведению у подростков, можно выделить следующие направления профилактической работы:
– ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;
– выявление и общественный контроль за неблагополучными семьями с негативными стилями воспитания;
– организация консультационных и разъяснительных работ с семьями и педагогами;
– организация мероприятий по устранению, переориентации взаимодействия социально и педагогически дезадаптированных подростков. Создание программ индивидуально-профилактического влияния на подростков, склонных к делинквентному поведению;
– улучшение системы правового информирования учащихся. [4].
Таким образом, делинквентные явления в поведении подростков должны прорабатываться специалистами (психологами) с применением профессиональных диагностик, которые способствуют своевременному выявлению негативных направленностей личности подростков и предупредить становление склонности к реализации деликтов. Комплексный подход в профилактической работе учителей и специалистов даст возможность компетентно проводить коррекционные мероприятия, помогающие совершенствованию социальной, педагогической и психологической адаптации подростков в социуме.
Литература:
- Гонеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002.
- Добреньков, В. И. Социология: т. 3: Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: Инфа- М, 2009. — 292 с
- Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е. В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 228 с.
- Савина Н. Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение / Н. Н. Савина; Российская академия наук; Институт электронных программно-методических средств обучения. Науч. изд.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска, семья.
moluch.ru