Ответы@Mail.Ru: Социализация личности — это
ответ 3-100% Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу? Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших) , продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе божественного, культурного начала с инстинктами. Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.
Почитайте здесь <a rel=»nofollow» href=»http://www.kritika24.ru/page.php?id=44148″ target=»_blank»>http://www.kritika24.ru/page.php?id=44148</a>
touch.otvet.mail.ru
Социализация и общение | Семейное Образование — Все о внешкольном образовании в России и в мире: хоумскулинг, анскулинг, альтернативные школы, индивидуальный учебный план, заочная и очно-заочная форма обучения в школе.
В процессе обсуждения статьи о социализации, в комментариях часто появлялись темы, связанные с дружбой, досугом и общением вперемешку с социализацией.
На самом деле, социализация и общение – это две разные темы.
Поскольку социализация предполагает усвоение норм поведения в обществе, его ценностей, стереотипов и так далее, то отсюда следует вывод, что социализация ребенка наступает всегда и везде, где есть люди. Но отсюда следует и другой вывод: социализация бывает разной в разных кругах людей. То есть ребенок принимает «правила» того коллектива, в котором он находится, хотим мы этого или нет.
Школа и школьный класс затрагивают только маленькую часть общественных отношений, эти группы практически не изменяются на протяжении всего периода учебы, и не отражают жизнь в свободном обществе взрослых, поэтому мешают нормальной социализации ребенка.
А что же с общением?
Общение может являться частью процесса социализации. Очевидно, что можно просто находиться в кругу незнакомых людей и, обмениваясь информацией невербальными способами, впитывать негласные правила этого общества, не заводя знакомых или друзей.
С другой стороны, в процессе активного общения мы необязательно можем «глобально социализироваться»: можно болтать, обсуждать лекцию, вместе смеяться над фильмом – просто обмениваться информацией.
Таким образом, общение – это естественная потребность человека и процесс, отдельный от социализации. Кто-то нуждается в нем больше, кто-то меньше. И если с социализацией хоумскулеров всё более-менее понятно (от нее никуда не деться), то тема общения на повестке дня остается. Свои мысли и полезные советы об этом писала Дана.
Я предлагаю взглянуть немного с другого ракурса.
Чтобы разобраться с этой темой, я определила два вопроса:
- Какова роль школы в общении? Или сколько реально ребенок получает общения от школы.
- Насколько важно общение именно в школе?
Эти вопросы никак не давали мне покоя, и я решила посчитать, сколько фактически ребенок может тратить на общение в школе за год. На цифрах посчитать. Чтобы не утомлять вас, дорогие читатели, расcчетами, сообщаю результат: ребенок тратит на активное общение в школе 9,5% всего своего свободного времени в году. Или 15 полных суток.
Это ответ на первый вопрос.
Много это или мало? Это уже второй вопрос.
С одной стороны, это кажется немного. С другой, 15 суток может быть вполне достаточно, чтобы поболтать ни о чем, познакомиться и даже подружиться.
Дальше появляется много дополнительных условий: нужно ли конкретному ребенку столько времени для общения? Насколько критичны эти 15 суток? Что насчет качества школьного общения? Имеет ли право ребенок выбирать себе окружение для общения? А дружба? Насколько реально найти нужного человека в школьном классе? Дружба – процесс избирательный. Одного наличия людей вокруг недостаточно для дружбы.
Возвращаясь к общению и хоумскулингу. Простыми словами, принимая решение об образовании вне школы, нужно понимать, что, с одной стороны, мы «забираем» эти 9,5% школьного времени для общения, хорошего или плохого, качественного или нет. Забираем вместе с постоянным окружением класса из 25 человек. С другой стороны, мы освобождаем эти же 9,5% и еще больше – за счет экономии на походах в школу и самого процесса школьной учебы. А также открываем возможность для нового круга общения.
Как распоряжаться этим освободившимся временем – это решение каждой семьи. Нужно ли специально создавать новый круг общения? Дополнительно куда-то водить ребенка с конкретно целью «общаться»? Просто расширить круг своего общения с семьями? Отпустить этот момент, считая, что ребенок сам найдет себе круг друзей, когда придет время? Все эти вопросы решаются индивидуально в каждой семье.
Учитывая, что наше семейное обучение начиналось с недостатка времени и желания посещать дополнительные внешкольные занятия, мы этим и занялись.
Отдельным моментом хочу отметить наше увеличившееся общее семейное время и общение мама-дочка, а также общение сестер между собой. В какой-то момент мне показалось странным, что в прежние времена моя старшая дочь коротала время в каком-то казенном доме, пока младшая была в семье. Теперь они видят друг друга чаще и учатся быть ближе. Старшая дочь постепенно отделяется, и у нее бывают свои дела. Но большую часть времени она проводит в семье, и на данный момент я считаю это правильным.
Я не замечаю изменений в общении своей дочки с другими детьми. Иногда всё гладко, иногда не очень – это естественно и так всегда было.
Объективно, после лета с началом школы контакты с детьми стали реже, и лично мне хотелось бы расширить круг наших знакомых. Чтобы было веселее.
В целом, если с началом хоумскулинга относительно знаний и обучения есть явные позитивные изменения, и я спокойна, то относительно вопроса общения я пока не готова полностью отпустить ситуацию.
semeynoe.com
Социализация личности
ВВЕДЕНИЕ
По сравнению с животными человек вступает в мир удивительно «незавершенным». Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации – процесса социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе. Благодаря социализации простой биологический организм трансформируется в личность – истинно социальное существо. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями своих предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе.
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека.
Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей.
1 ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В одной из квартир крупного города обнаружили девочку-«маугли» — ребенка, больше похожего на собаку. Квартира, в которой жила семья пятилетней Наташи, повергла инспекторов в шок — кругом валялись кучи мусора, грязь, а запах был такой, что приходилось нос закрывать. За долги в квартире давно отключили и газ, и воду, и тепло. Картину дополняла огромная стая никогда не видевших мыла собак и кошек, да и хозяева этих животных любовью к чистоте не отличались. Бабушка, дедушка, отец и еще какие-то родственники — все они жили здесь, рядом с маленькой Наташей, однако за все годы ее жизни никто даже не удосужился научить ребенка говорить, не говоря уж про то, чтобы читать, или писать. Про девочку будто забыли, а потому единственными ее друзьями и членами семьи стали звери. Человеческую речь девочка понимает, однако разговаривать может исключительно на собачьем языке. Гавкая и громко рыча, растрепанная и перепачканная малышка встретила и гостей из соцслужбы. Она бегала вокруг них на четвереньках и кидалась, будто цепной пёс. Как стало известно информационному агентству Тайга.info, сейчас воспитанный собаками ребенок находится в реабилитационном центре «Надежда». На первый взгляд, с психикой у Наташи всё в порядке и если с ней регулярно заниматься, она без проблем догонит своих сверстников. А вот в плане физического развития девочка отстала очень сильно — из-за плохого и некачественного питания в свои пять лет она выглядит примерно на 2 или 3года.[4]
В последние годы исследования подтвердили о существование сложных взаимосвязей между наследственностью и окружающей средой. Сначала ученые задавались вопросом, какой фактор – наследственность или окружение – играет более важную роль в формировании конкретной характеристики, будь то душевное заболевание или умственные способности индивида. Позднее они пытались определить, в какой степени различия, обнаруживаемые между людьми, могут быть приписаны различиям в наследственности и в какой степени – различиям в окружении. Совсем недавно многие ученые сформулировали этот вопрос по-другому: каким образом специфические наследственные и окружающие факторы взаимодействуют между собой так, что в результате формируются конкретные качества или модели поведения?
Самая первая формулировка вопроса скрывала в себе невысказанные противоречия. Если довести дихотомию наследственность – окружение до ее логического завершения, получается, что биологически врожденное поведение определяется как поведение, проявляющееся в отсутствие окружающей среды, а поведение, приобретенное в результате воспитания и обучения,– как не требующее существования биологического организма. Вопрос «в какой степени?» дает основания предполагать, что природа ивоспитание соотносятся таким образом, что вклад одного из факторов приплюсовывается к вкладу другого. Однако в реальной жизни оба фактора оказывают взаимное воздействие друг на друга, что и приводит к конечному результату.
1.1 Понятие личность
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало.
В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид.
Человек- существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием “индивид”. Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие “личность ”. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.[2,254]
1.2 Процесс формирования личности
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анал
mirznanii.com
В каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается?
Человек рождается индивидуумом, еще не понимающим свою социальность. Но он беспомощен, так уж распорядилась природа. Без помощи другого, взрослого человека, ребенок не может выжить. И уже на этом этапе начинается вступление нового человека, будущей личности, в социум. Это своего рода рост, но рост не физический, а социальный. Проблемой социализации тесно занимается психология.
Иными словами назовем это интеграцией в уже сложившийся мир взрослых людей. Нас интересует, в каких сферах происходит социализация личности, какие условия ей для этого нужны, проявления социализации. Приступим к рассмотрению данного вопроса.
Для начала, в качестве вступления непосредственно в области действия науки психологии, приведем здесь толкование понятия социализации.
Итак, социализация — обретение человеком навыков, которые ему нужны для успешной жизни в обществе. Поскольку поведение человека регулируется не только чистыми инстинктами, то без социализации существование в устоявшемся в своих закономерностях обществе будет невозможным. Мы постараемся рассмотреть, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается.
С процессом социализации связано тесно другое понятие психологии — биосоциальная природа человека. Но это уже тема совершенно самостоятельная, и рассматривать ее в пределах данной статьи не будем.
Этапы социализации
Социализация человека происходит не за один день, и даже не за один год. Процесс этот поэтапный, требующий особенных условий и окружения.
Далее поговорим, в каких сферах происходит социализация личности, как об этом говорят современные психологи. Перед этим узнаем, как подготавливается база социализации с детства, как личность готовится к взаимодействию с социумом во взрослой жизни.
Сферы социализации
Психология называет три основных сектора, отвечая на наш вопрос, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она проявляется. Это — общение, деятельность, самосознание.
Проявляется социализация в создании связей внутри этих сфер, расширении и уплотнении имеющихся. Другими словами, строятся мостики между человеком и окружающими людьми.
Первичная социализация
Жизнь и формирование человека начинается с этапа детства, когда все в этом мире открывается впервые. Открытием становятся и законы, по которым живет общество. И в это время происходит первичная социализация.
Момент, с которого ребенок начинает интегрироваться в мир взрослых, — рождение. Окончанием этапа первичной социализации считается формирование зрелой личности.
Семья — сфера первичной социализации
Социальная сфера, в которой происходит социализация личности на начальном этапе жизни — семья. Здесь закладываются основы, на которые надстраиваются в будущем новые и новые ступени социализации.
Главнейшую важность для первичной социализации имеет именно семья. С нее начинает складываться картинка-представление об обществе. Ценности, которым следует семья, информация, предоставляемая семьей ребенку, моральные нормы и ценности — все это те самые основы, кирпичики будущего представления об обществе.
Родители — самые важные люди, которые влияют на ребенка на этом этапе. Их взаимоотношения между собой и с социумом становятся примером для ребенка. Именно они способны привить несформировавшейся личности представления о том, что нормально, а что — отклонения.
Следующий этап: школа
После семьи центр социализации человека переносится в школу. Основная функция учебного заведения — представить новые условия развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Перед глазами ребенка оказываются и такие же, как он, личности на этапе социализации, и взрослые — готовые «продукты» этого процесса.
Правила, которые следует соблюдать в школьных стенах, играют также значительную роль. Новшество этапа состоит еще и в том, что теперь ребенку предстоит приобщиться к большой группе — классному коллективу, школьному в целом.
Новые этапы — новые социальные группы
После школы социализация человека происходит по схожим принципам. Круги общения расширяются, появляются те, которые личность готова считать своими. Семья, друзья, одноклассники, одногруппники, преподавательский состав высшего учебного заведения — все это те круги общения, которые влияют на дальнейшую социализацию личности.
Направление социализации на всех этапах остается одно: перенимаются в большей степени те нормы поведения, которые приняты в обществе, где человек проводит больше всего времени.
Примеряем роли
Помимо того, в каких сферах происходит социализация личности, в чем она выражается, нас интересуют роли, которые человек примеряет на этом пути. Один из важных моментов этого вопроса — освоение гендерных ролей.
Гендерная социализация — одна из сфер, в которых происходит данный процесс. Он подразумевает ознакомление и принятие тех норм и ролей, которые присущи мужчине и женщине в окружающем социуме. Мальчикам, соответственно, важно перенять линию «мужского» поведения, девочкам — «женскую».
Начало взрослой жизни
С началом взрослой жизни (по нашим представлениям) человеку предстоит освоить новую сферу социализации — трудовой коллектив, действующий в условиях рабочего процесса. Осваиваются новые знания, закономерности эффективного общения, ценности коллектива, отличительные черты. Новые люди, точнее, нахождение контактов с ними, — также важный этап, предстоящий личности для социализации.
Ресоциализация: вносим коррективы
Мы продолжаем рассматривать отдельные аспекты проблемы, в каких сферах происходит социализация личности и какие условия для этого нужны.
Процесс социализации постепенен, а вот обратим ли? Можно ли заменить сложившиеся навыки другими? Ответ психологии на это положительный. Такой процесс называется ресоциализацией — устранением имеющихся у личности моделей поведения и представлений новыми.
Подобные изменения всегда приводят к некому разрыву между представлениями в прошлом и настоящем. Но процесс ресоциализации просто необходим в условиях динамичного общества.
Выводы
Социализация — процесс, важный для человека как для биосоциального существа. Его результатом является интеграция личности в состоявшийся уже человеческий социум, с его законами и взглядами на взаимодействие.
Нами была рассмотрена сфера, в которой происходит социализация личности. Называется психологами три таковых: общение, действие и самосознание. Именно в этих направлениях мы развиваемся, входя в новый круг общения, то есть социума.
fb.ru