Реакция психологическая – Реакция — психология

Психологические реакции на стресс — Мегаобучалка

 

Стрессовые ситуации вызывают самые разнообразные эмоциональные реакции — от легкого возбуждения (если событие требует известного напряжения, но с ним можно справиться) до обычных эмоций тревожности, гнева, уныния и депрессии (см. табл. 14.2). Если стрессовая ситуация не прекращается, эмоции могут сменять одна другую в зависимости от успешности наших попыток преодолеть эту ситуацию. Давайте более внимательно рассмотрим наиболее распространенные эмоциональные реакции на стресс.

 

Таблица 14.2. Реакции на стресс

 

Психологические реакции

Тревожность

Гнев и агрессия

Апатия и депрессия

Когнитивные нарушения

Физиологические реакции

Повышение скорости метаболизма

Учащение сердцебиения

Расширение зрачков

Повышение кровяного давления

Учащение дыхания

Мышечное напряжение

Выделение эндорфинов и АКТГ

Выделение повышенного количества сахара из печени

 

Тревожность

 

Наиболее обычной реакцией на стрессор является тревожность. Это неприятное переживание, обозначаемое такими словами, как «беспокойство», «опасение», «напряжение» и «страх», и ощущаемое всеми нами время от времени в разной степени. У людей, переживших события, которые вызывают у человека страдания сверх нормального уровня (например, стихийные бедствия, изнасилование, похищение), иногда развивается ряд связанных с тревожностью симптомов, известных как посттравматические стрессовые нарушения. К основным симптомам относятся: а) холодное безразличие по отношению к миру с отсутствием интереса к привычной деятельности и чувством отчуждения от других; б) периодическое оживление травмы в воспоминаниях и снах; в) нарушения сна, трудность сосредоточения и повышенное нервное напряжение. Некоторые также чувствуют вину за то, что они выжили, а другие нет.

Посттравматические стрессовые нарушения могут развиться сразу после бедствия или под действием слабого стресса, возникшего недели, месяцы и годы спустя. И длиться они могут долгое время.



В ходе исследования, проведенного с жертвами потопа 1972 года, разрушившего общину в местечке Буффало-Крик в Западной Вирджинии, было обнаружено, что вскоре после потопа у 63% выживших появились симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Четырнадцать лет спустя симптомы ПТСР все еще наблюдались у 25% пострадавших (Green et al., 1992). Аналогично, при исследовании детей из штата Флорида, выживших после урагана «Эндрю» в 1992 году, было обнаружено, что около 20% детей страдали ПТСР через год после катастрофы (La Greca et al., 1996).

Травмы, нанесенные людьми, такие как сексуальное или физическое нападение, террористическая акция или война, вызывают ПТСР с еще большей вероятностью, чем природные катастрофы, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, такие травмы порывают нашу веру в положительность жизни и доброту людей, а когда эта вера подорвана, вероятность развития ПТСР выше (Janoff-Bulman, 1992). Во-вторых, несчастья, причиненные людьми, чаще обрушиваются на отдельных людей, чем на сообщества, а страдание в одиночку увеличивает риск развития ПТСР.

Исследование лиц, переживших холокост, показало, что почти половина из них все еще страдала от ПТСР сорок лет спустя (Kuch & Сох, 1992). Среди бывших узников концлагерей диагноз ПТСР встречался в три раза чаще, чем среди жертв, не прошедших через лагеря. Многие продолжают переживать травмы, связанные с преследованием в своих сновидениях, и боятся, что в их отсутствие с их супругами или детьми может случиться несчастье.

Исследование жертв изнасилования показывает, что около 95% посттравматических стрессовых симптомов являются достаточно острыми для постановки диагноза расстройства в течение первых двух недель после изнасилования (см. рис. 14.1). Около 50% жертв соответствуют критериям диагноза ПТСР через три месяца после изнасилования, а до 25% жертв страдают от ПТСР и спустя четыре-пять лет (Foa & Riggs, 1995; Resnick, Kilpatrick, Dansky & Sanders, 1993).

 

Рис. 14.1. Посттравматические симптомы при изнасиловании.Почти у всех женщин, которые были изнасилованы, наблюдаются достаточно выраженные симптомы посттравматического стрессового расстройства для постановки диагноза ПТСР в течение первой или второй недели после изнасилования. Процент женщин, у которых продолжают наблюдаться симптомы ПТСР, снижается в течение трех месяцев после изнасилования. Однако почти 50 процентам женщин все еще может быть поставлен диагноз ПТСР в течение трех месяцев после изнасилования (по: Foa & Riggs, 1995).

 

Диагноз посттравматического стрессового расстройства получил широкое распространение как диагностическая категория вследствие проблем, испытываемых ветеранами вьетнамской войны. Хотя стрессовые реакции на ужасы войны наблюдались и во время предыдущих войн (во время Первой мировой войны эти реакции носили название «осколочного шока», а во время Второй — «боевой усталости»), ветераны вьетнамской войны оказались особенно подверженными хроническим симптомам, описанным выше. Согласно статистическим исследованиям, 15% ветеранов вьетнамской войны страдали от посттравматического стрессового расстройства после демобилизации (Centers for Disease Control, 1988).

<Рис. Посттравматическое стрессовое расстройство охватывает примерно одну шестую часть ветеранов вьетнамской войны.>

ПТСР нередко сопровождается злоупотреблением наркотиками, склонностью к насилию и проблемами в межличностных взаимоотношениях. В исследовании с участием 713 мужчин, служивших во Вьетнаме, 16% сообщали о проблемах, являющихся результатом тяжелых форм алкоголизма, в частности, о проблемах, связанных с учебой, работой или общением с друзьями. 16% по крайней мере один раз арестовывались, а 44% сообщали, что их до сих пор посещают воспоминания о войне, от которых они пытались избавиться (Yager, Laufer & Gallops, 1984). Солдаты, воевавшие во Вьетнаме, были еще совсем молодыми людьми (средний возраст составлял 19 лет), а условия военных действий были необычными: отсутствие ярко выраженной линии фронта, неожиданные атаки из труднопроходимых джунглей, трудности в различении между вьетнамцами, являвшимися врагами и союзниками, и отсутствие поддержки войны со стороны американской общественности. Многие ветераны вьетнамской войны по сей день повторно переживают в своих воспоминаниях и сновидениях произошедшие с ними травматические эпизоды. Как писал один ветеран: «Война закончилась для истории, но она так и не закончилась для меня» (Marbly, 1987, р. 193).

Солдаты и не участвовавшие в военных действиях участники недавних войн также страдают от ПТСР. Исследование с участием ветеранов войны в Персидском заливе 1991 года показало, что 13% из них страдало от ПТСР в следующем году после окончания войны (Sutker, Davis, Uddo & Ditta, 1995). Исследование, проведенное с беженцами из Боснии сразу после того, как они переселились в США, показало, что 65% из них страдали от ПТСР (Weine et al., 1995). Повторное исследование, проведенное год спустя, показало, что 44% беженцев все еще страдали от ПТСР (Weine et al, 1998).

 

Гнев и агрессия

 

Другая распространенная реакция на стрессовую ситуацию — это гнев, который может вести к агрессии. Как показали лабораторные исследования, некоторые животные ведут себя агрессивно в ответ на различные стрессоры, включая скученность, удары током и невозможность получить ожидавшееся пищевое вознаграждение. Если пару животных, находящихся в клетке, из которой они не могут убежать, раздражают током, они начинают драться при подаче тока и перестают, когда ток выключают.

Дети часто становятся злыми и проявляют агрессивное поведение, когда переживают фрустрацию. Как мы отмечали в главе 11, гипотеза фрустрации—агрессии предполагает, что когда усилия человека по достижению цели блокируются, возникает потребность в агрессии, которая мотивирует поведение к причинению вреда объекту или человеку, вызвавшему эту фрустрацию. Хотя исследование показало, что агрессия не является неизбежной реакцией на фрустрацию, она несомненно является одной из таких реакций. Когда один ребенок получает от матери игрушку, другой, скорее всего, набросится на него, чтобы отобрать. В конце 80-х годов некоторые взрослые, сильно фрустрированные бесконечными дорожными пробками на горячих автострадах Лос-Анджелеса, начинали стрелять друг в друга. К счастью, взрослые чаще выражают свою агрессию вербально, чем физически; они чаще обмениваются оскорблениями, чем тумаками.

Агрессия, направленная непосредственно на источник фрустрации, не всегда возможна и разумна. Иногда ее источник расплывчат и неосязаем. Человек не знает, на что наброситься, но чувствует злость и ищет объект для ее вымещения. Иногда индивид, ответственный за фрустрацию, обладает такой силой, что нападение на него будет небезопасно. Когда обстоятельства препятствуют прямому нападению на источник фрустрации, агрессия может смещаться: агрессивное действие может направляться на невинного человека или объект, а не на реальную причину фрустрации. Человек, которому сделали выговор на работе, может вылить на свою семью невыраженное чувство обиды. Студентка, разозлившаяся на своего профессора за несправедливую отметку, может устроить скандал своей соседке по комнате. Ребенок, фрустрированный школьными переживаниями, может прибегнуть к вандализму в отношении школьной собственности.

 

Апатия и депрессия

 

Хотя обычной реакцией на фрустрацию является активная агрессия, распространена и противоположная реакция отстраненности и апатии. Если стрессовые условия сохраняются и индивиду не удается преодолеть их, апатия может углубиться до депрессии.

Теория приобретенной беспомощности (Seligman, 1975) объясняет, как переживание неприятных, неконтролируемых событий может приводить к апатии и депрессии (см. также гл. 7). В ряде экспериментов показано, что собаки, помещенные в ящик-челнок (устройство с двумя отделениями, разделенными перегородкой), быстро научаются прыгать в другое отделение, чтобы избежать слабого удара током, подводимого к ногам через сетку на полу. Если за несколько секунд перед подачей тока загорается свет, собака научается полностью избегать удара током, прыгая по сигналу лампы в безопасное отделение. Однако если собака ранее побывала в другом ящике, где удары током были непредсказуемы и неизбежны, где никакие ее действия не прекращали действие электричества, то собаке было весьма трудно выучить реакцию избегания в новой ситуации, где она была бы подходящей. Животное просто сидело в ящике-челноке и терпело раздражение током, хотя оно могло прыгнуть в противоположное отделение и тем самым прекратить неудобство. Некоторые собаки так этому и не научались, даже если экспериментатор показывал им нужную процедуру, перенося их через барьер. Экспериментаторы заключили, что эти животные усвоили из предыдущего опыта, что они беспомощны, избежать шока не могут, и поэтому даже в новой ситуации отказывались пытаться это сделать. Эту приобретенную беспомощность животным было трудно преодолеть (Overmeier & Seligman, 1967).

У некоторых людей тоже развивается приобретенная беспомощность, характеризуемая апатией, отстраненностью и бездействием в ответ на неконтролируемые события. Однако не у всех. Первоначальную теорию приобретенной беспомощности пришлось изменить, чтобы принять в расчет тот факт, что одни люди становятся беспомощными вслед за неконтролируемыми событиями, а других вызов со стороны таких событий воодушевляет (Wortman & Brehm, 1975). Эта измененная теория будет рассмотрена ниже.

Тем не менее первоначальный вариант теории приобретенной беспомощности помогает понять, почему некоторые люди, встречаясь с трудностями, сдаются и оставляют все как есть. Например, со ссылкой на эту теорию объясняли, почему заключенные нацистских концлагерей не восставали чаще против своих захватчиков: они пришли к убеждению, что не в силах сделать что-либо со своим пленением, и поэтому не пытались сбежать. Женщины, вступившие в брак с мужем, который их часто избивает, не пытаются освободиться. Они часто говорят, что не в силах сделать что-либо с этой ситуацией, потому что боятся того, что сделают их мужья, если они попытаются уйти, или что у них нет экономической возможности содержать себя и своих детей.

<Рис. Теория приобретенной беспомощности может объяснить, почему женщины, которых сильно бьют, не разрывают своих отношений, даже когда им есть куда уйти.>

 

Когнитивные нарушения

 

Помимо эмоциональных реакций на стресс, которые мы только что обсудили, у людей при встрече с сильными стрессорами часто возникают существенные когнитивные нарушения. Им трудно сосредоточиться и логически выстроить свои мысли. Они становятся легко отвлекаемыми. В результате их способность решать задачи, особенно сложные, снижается.

Такое когнитивное нарушение может иметь две причины. Сильное эмоциональное возбуждение может интерферировать с обработкой информации в мозге. Поэтому чем большую тревожность, гнев или депрессию вызывает стресс, тем скорее возникнут когнитивные нарушения. Последние могут происходить также из-за отвлекающих мыслей, возникающих у нас в голове при встрече со стрессором. Мы обдумываем возможные причины действия, беспокоимся о последствиях наших действий и, возможно, ругаем себя за неспособность лучше справиться с ситуацией. Например, студенты в состоянии экзаменационной тревожности беспокоятся о возможной неудаче и о своей недостаточной способности справиться с экзаменом. Они могут быть настолько заняты этими негативными мыслями, что не выполняют указаний и не замечают или неверно понимают очевидную информацию, содержащуюся в вопросах. При нарастании тревожности им трудно вспомнить факты, которые они хорошо выучили.

Когнитивные нарушения во время стрессовых периодов часто заставляют людей жестко придерживаться определенной схемы поведения, поскольку они не могут принять к рассмотрению другие. Люди застревают в охваченном пламенем здании из-за того, что упорно пытаются открыть наружу двери, которые открываются вовнутрь; в панике они были не в состоянии обдумать другие возможные действия. Некоторые прибегают к старым детским схемам поведения, не подходящим к ситуации. Осторожный человек может стать еще осторожнее и совершенно отстраниться, тогда как агрессивный может потерять контроль и бездумно бросаться во все стороны.

 

 

megaobuchalka.ru

реакции психические — это… Что такое реакции психические?


реакции психические

(от лат. re – против, actio – действие) – непосредственное отражение психикой воздействующих на нее раздражителей. Для р.п. характерно: латентное время, то есть время между началом раздражения и началом психической реакции; продолжительность, то есть время от начала реакции до ее конца; точность, то есть адекватность степени раздражения силе раздражителя. П.р. можно условно подразделить на эмоциональные, речевые, психомоторные, мыслительные и др.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Реакции латентное время
  • РЕАКЦИИ СЕКСУАЛЬНЫЕ

Смотреть что такое «реакции психические» в других словарях:

  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ — ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, такое состояние человека, при к ром нарушается планомерность его поведения вследствие того, что его эмоциональное настроение или мышление перестает являться отражением действительности. Псих, функции являются продуктом… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Психические расстройства при воздействии электромагнитных излучений — психические расстройства, вызванные воздействием лучистой энергии (см.). Различают последствия воздействия а) сверхвысокочастотных и б) низкочастотных излучений. а) сверхвысокочастные излучения (например, от радиолокационных установок… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психические нарушения в отдаленном периоде черепномозговой травмы — В отдаленном периоде после перенесенной черепномозговой травмы наблюдаются различные проявления негативных расстройств, обусловленные сформировавшимся дефектом. Выраженность сформировавшегося дефекта зависит от многих причин: степени… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психические нарушения при заболеваниях сердечнососудистой системы — Инфаркт миокарда. В остром периоде такой патологии может возникать неосознанный страх смерти, который обычно достигает особой выраженности при нарастающих болях. Появляются такие симптомы нарушения психики, как тревога, тоска, беспокойство,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Реакции — В психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Психические состояния осужденных при отбывании наказания — Уже в начале ХХ в. были проанализированы с позиций психологии самосвидетельства людей, отбывавших различные виды наказаний, и в особенности биографические дневники и литературные произведения известных писателей Федора Михайловича Достоевского,… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психические вирусы — Психология (греч. ψυχή душа, λογία ученье) наука о психической деятельности, её закономерностях развития и функционировании. Научная психология система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования… …   Википедия

  • Психические расстройства при закрытых травмах головного мозга — Закрытые травмы головного мозга представляют собой механические повреждения мозга, его оболочек и сосудов, а также костей и мягких тканей черепа, при обязательной целостности твердой мозговой оболочки. Внутричерепная полость и ее содержимое… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психические расстройства при СПИД у лиц группы риска — Группа риска. В данную категорию относят лиц, пораженных вирусом СПИДа. Наличие серопозитивной реакции на вирус СПИДа не является строгим свидетельством наличия у человека этого заболевания, хотя и служит фактором риска. Как уже отмечалось,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • массовидные психические явления — психические явления, характерные для групп людей: общественное мнение, межличностные отношения, традиции, настроение, соревнование, психический климат, слухи, подражание, мода, паника, массовые психические реакции, установки, стереотипы и т.д …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Больной ребенок и его семья. Формы и возможности психологической помощи. Учебное пособие, Шац Игорь Константинович. В учебном пособии даны подробные характеристики кризисного реагирования семьи на заболевание ребенка, описаны переживания родителей в такой ситуации, а также разъяснены формы и методы… Подробнее  Купить за 840 руб
  • Первый учебник девочки от 6 месяцев до 3 лет, Дмитриева В. Г.. Подарите вашей девочке эту замечательную книгу. Все личностные качества ребенка: интеллект, память, психические и эмоциональные реакции — формируются в первые годыжизни, и развивающие занятия… Подробнее  Купить за 454 руб
  • Первый учебник девочки от 6 месяцев до 3 лет, Водолазова М.Л.. Подарите вашей девочке эту замечательную книгу. Все личностные качества ребенка: интеллект, память, психические и эмоциональные реакции — формируются в первые годы жизни, и развивающие… Подробнее  Купить за 296 руб
Другие книги по запросу «реакции психические» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Психологические реакции — Мегаобучалка

Психологические реакции делятся на два основных типа: аффективные и когни­тивные. Под аффективными реакциями понимаются положительные и отрица­тельные эмоции, которые возникают в результате несправедливого обращения. В ходе кросс-культурного исследования психологических реакций на несправед­ливость было обнаружено, что 25 различным культурам присущ один и тот же набор эмоциональных реакций (Mikula, Scherer & Athenstaedt, 1998). В процессе исследования испытуемые рассказывали о том, что породило разного рода эмоци­ональные реакции (страх, гнев, печаль, отвращение, стыд и чувство вины). В соот­ветствии с теорией справедливости (Adams, 1965), несправедливость достаточно часто была причиной гнева, сопровождаемого отвращением, печалью, страхом, сты­дом и чувством вины. Такой порядок перечисления был одинаков в разных стра­нах, включенных в исследование, что говорит об определенной универсальности эмоций, связанных с несправедливостью.

Тем не менее нам это представляется несколько сомнительным, поскольку мы полагаем, что «универсальность», выявленная в ходе данного исследования, явля­ется следствием использования определенных методов. Респондентов просили вспомнить ситуацию, которая заставила их испытать каждую из перечисленных эмоций. Скорее всего, респонденты при этом думали о разных ситуациях, и эти ситуации были различными в разных культурах. Так, разновидности случаев несправедливости, которые вызвали гнев, возможно, для разных культур были раз­личными. Например, в индивидуалистической культуре несправедливость в отно-

шении отдельной личности служит более вероятной причиной гнева, чем неспра­ведливость по отношению к мы-группе, а в отношении коллективистской культуры, скорей всего, верно обратное. Таким образом, несправедливость может быть при­чиной гнева как в индивидуалистической, так и в коллективистской культуре, но причины этого гнева различны.

Одно из исследований, проведенных в США, подтверждает связь между неспра­ведливостью и гневом (Sprecher, 1986). В ходе этого исследования студенты рас­сказывали о своих реакциях на несправедливость в их отношениях с близкими людьми и о возникавших у них при этом эмоциях. Как для мужчин, так и для жен-шин гнев был чувством, наиболее тесно связанным с ощущением несправедливости. Эти данные говорят о том, что в индивидуалистической культуре несправедли­вость, связанная с межличностными отношениями, ассоциируется с гневом. Сохра­няется ли эта связь в отношении иных типов несправедливости или в коллекти­вистской культуре, еще предстоит определить.



Другое исследование, проведенное в США, было посвящено чрезвычайно важной негативной эмоциональной реакции на несправедливость — зависти (R. H. Smith, Parrott, Ozer & Moniz, 1994). В ходе исследования было обнаружено, что для тех, кто испытывает зависть, ощущение несправедливости ассоциируется с враждеб­ностью. Исследователи сравнивают зависть, которую они считают по существу скрытой (и имеющей нежелательный с социальной точки зрения характер) эмоци­ональной реакцией на несправедливость с негодованием, которое оценивают как более открытую (и приемлемую в социальном плане) эмоциональную реакцию на несправедливость. В кросс-культур ном контексте, возможно, зависть в большей степени свойственна коллективистской культуре, для которой контроль и прояв­ление эмоций — более значимые моменты, тогда как для индивидуалистической культуры скорее характерно негодование.

Когнитивные реакции на несправедливое обращение предполагают прежде все­го переосмысление совершенной несправедливости или изменение самооценки и оценки окружающих. Человек может переосмыслить происшедшее, изменив пред­ставления о своих правах, представления о подлинном масштабе несправедливо­сти или изменив атрибуцию вины за происшедшее (ср. Rutte & Messick, 1995). В любом случае когнитивные реакции ведут к преувеличению или преуменьшению масштабов пережитой несправедливости в восприятии индивида. Например, чело­век может прийти к выводу, что он достоин большего, чем получил на самом деле, и что виновен в этом исключительно нарушитель, а следовательно, несправедли­вость более значительна, чем потерпевший полагал вначале. В соответствии с тео­рией справедливости, люди могут восстановить справедливость, касающуюся вза­имоотношений, путем переоценки внесенного ими или окружающими вклада и полученного результата (Walster, Walster & Berscheid, 1978). Подобный процесс может происходить и по отношению к иным видам несправедливости. Стресс и его симптомы мы тоже можем отнести к психологическим реакциям на несправедли­вость.

Исследований культурных различий в когнитивных реакциях на несправедли­вость проведено очень мало. Создавая Китайский опросник для личностной оцен­ки, Чейнг и с коллегами (Cheung et al., 1996) включили в него шкалу, названную

ЛЛ-(2-ментальность, которая считается свойственной китайцам, и предполагает защитную когнитивную переоценку нанесенных оскорблений. Например, если индивида вынуждают отдать что-либо, он может думать, что он щедрый человек и помогать людям хорошо. Сейчас проводятся кросс-культурные исследования, цель которых — выявить культурные различия в отношении такого подхода. Так или иначе, необходимо расширение кросс-культурных исследований, касающих­ся когнитивных реакций на несправедливость.

Поведенческие реакции

Две категории реакций были выделены как Лейнгом и Стефаном (Leung & Stephan, 1998,2000), так и Райтом и Тэйлором (Wright & Taylor, 1998) — открытая реакция на несправедливость и отсутствие открытой реакции. Поведенческая реакция на несправедливость включает четыре этапа. Во-первых, ситуация определяется как несправедливая. На этом этапе человек приходит к выводу, что он заслуживает иного результата или лучшего обращения, чем то, которое имело место (Crosby, 1976). По мнению Джоста (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994), некоторые люди не чув­ствуют несправедливости, оправдывая существующую систему, что связано с от­сутствием революционного классового сознания, недостатком общения тех, с кем несправедливо обходятся, и низким уровнем групповой идентичности. Другая при­чина заключается в том, что желание верить в справедливое устройство мира так­же заставляет людей считать, что им не следует страдать от несправедливости (Lerner, 1980).

Фернхэм (Furnhara, 1985), например, обнаружил, что в период апартеида в Южной Африке чернокожие демонстрировали большую склонность верить в спра­ведливое мироустройство, чем их собратья в Великобритании. Вера чернокожих южноафриканцев в справедливое мироустройство уменьшала их восприимчивость к несправедливому обращению, и, возможно, это делало их поведенческие реакции на несправедливость социальной системы менее выраженными. Наконец, как от­мечалось выше, определенные культурные установки могут смягчать остроту не­справедливости. Представление о карме в Индии является основой веры в предо­пределенность страдания и приглушает ощущение несправедливости, Таким обра­зом, если несправедливость не определяется как таковая, то поведенческая реакция на нее может отсутствовать.

На втором этапе виновник обвиняется в совершенной несправедливости. Атри­буция вины предполагает принятие решения о том, что индивид или группа несут ответственность за несправедливость, их действия были предумышленными и зло­намеренными (Tedeschi & Nesler, 1993). Атрибуция вины обычно связана с чув­ством гнева, по крайней мере на Западе (Quigley & Tedeschi, 1996). Иногда атри­буция вины себе или окружающим является ошибочной (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994). В таком случае, несмотря на то что несправедливость не остается неза­меченной, мер в отношении виновника не предпринимается, поскольку на него не возлагают ответственность за совершенную несправедливость. Подобным образом, когда тот, кто несет ответственность за несправедливость, признает свою вину в происшедшем, восприятие несправедливости становится не столь острым и пре­дупреждает возможные реакции (Bies, 1987; Davidson & Friedman, 1998).

Подобным образом, исследование, проведенное в Японии, показывает, что при­несение виновником извинений за содеянное может смягчить негативную реакцию на несправедливость (Ohbuchi, Kameda & Agaric, 1989). В ходе исследования сту­денты, получившие незаслуженную негативную оценку со стороны другого студен­та, реагировали на нее менее агрессивно, если обидчик извинился за свои заблуж­дения, которые привели к несправедливой оценке.

В исследовании, которое учитывает ряд аспектов двух названных этапов, Фрой-денталер и Минула (Frcudenthaler & Mikula, 1998) обнаружили, что у австрий­ских женщин чувство несправедливости по поводу разделения домашних обязанно­стей, определялось ощущением нарушения их прав и атрибуцией вины партнеру, при этом оправдывающие партнера обстоятельства не принимались во внимание. В предыдущем разделе мы говорили о том, что вообще нарушитель чаще обвиня­ется в своем недостойном поведении в индивидуалистической, чем в коллекти­вистской культуре. Однако остается непонятным, существуют ли культурные различия в результативности компенсаторного поведения, связанного с совер­шенным проступком, такого как объяснение своего дурного поведения или при­несение извинений.

На третьем этапе человек должен прийти к пониманию того, что в его интере­сах или в интересах его группы отреагировать на несправедливость определенны­ми действиями, а не бездействием. Однако следует отметить, что порой люди реа­гируют на несправедливость спонтанно, почти не обдумывая свое поведение.

На четвертом этапе человек должен реализовать свое решение. В соответствии с теорией мобилизации ресурсов, определенные типы поведенческих реакций воз­можны лишь при наличии у индивида, с которым обошлись несправедливо, опре­деленных ресурсов (Klandermans, 1989; Martin, Brickman & Murray, 1984; Tilly, 1978). Эти теоретики утверждают, что, например, коллективный протест неосуще­ствим при отсутствии необходимых ресурсов (время, сцлы, деньги, поддержка). Возможно, это положение следует рассматривать более широко. Вообще люди вряд ли будут реагировать на несправедливость определенными действиями, если у них отсутствуют соответствующие ресурсы. Подобным образом, если человек считает, что его поведенческая реакция на несправедливость бессмысленна и не приведет ни к какому результату, вряд ли он станет что-либо предпринимать (Klandermans, 1989). Может быть, уместно отметить, что поведенческая реакция на несправедли­вость не обязательно должна быть конструктивной, осмысленной и результатив­ной в глазах субъекта поведения. Месть, агрессия, бесчинства и деструктивный протест, например, могут принести глубокое удовлетворение тем, кто прибегает к соответствующему поведению, несмотря на то что ситуация, которая породила несправедливость, в результате такого поведения может остаться прежней. Таким образом, если люди не считают, что они заслуживают лучшей участи, не обвиняют обидчика, не считают, что в их интересах предпринять определенные действия, не имеют в своем распоряжении ресурсов, необходимых для реализации определен­ного поведения, или не верят, что их поведение приведет к желаемому результату, они бездействуют. Разумеется, отсутствие поведенческой реакции не означает отсутствия психологической реакции.

Мы рассмотрели ряд причин, по которым диапазон поведенческих реакций представителей коллективистской культуры может быть достаточно узок. Их стремление к избеганию конфликтов ведет к подавлению поведенческих реакций. В коллективистских обществах, таких как Япония и Таиланд, преобладает вто­ричный контроль (изменение самого себя в соответствии с окружением), в инди­видуалистических же обществах, таких как США, предпочтение отдается первич­ному контролю (изменение окружения в соответствии с собственной личностью) (McCartyetal., 1999; Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984), и это еще одна причи­на, по которой поведенческие реакции в коллективистских обществах менее вы­ражены.

Подводя итог, можно сказать, что культура может оказывать влияние на про­цессы, лежащие в основе поведенческих реакций на несправедливость, на любой стадии. Судя по всему, у представителей коллективистских культур не обращают внимание на незначительные проявления несправедливости со стороны членов мы-группы в интересах сохранения гармонии. Вероятно, они более восприимчивы к объяснениям и извинениям, чем представители индивидуалистических культур. Даже если несправедливость замечена, существует достаточно много обстоя­тельств, с учетом которых представители коллективистских культур могут решить, что цена реакции на несправедливость неоправданно высока по сравнению с ре­зультатами. Кроме того, возможно, деструктивная реакция рассматривается ими как бессмысленная и бесполезная. При этом представители коллективистских культур, по-видимому, чаще, чем представители индивидуалистических культур, реагируют па несправедливость конструктивно.

Как уже говорилось выше, акцент на эгалитаризме и справедливости в культу­рах с незначительной дистанцией по отношению к власти с высокой степенью ве­роятности может привести к деструктивному поведению представителей такой культуры, как реакции на несправедливость. В культурах, где дистанция по отно­шению к власти значительна, люди с высоким общественным положением могут особенно остро реагировать на несправедливость, поскольку они, очевидно, не ожидают ее и, как правило, располагают необходимыми для реакции властью и ресурсами. Люди с низким социальным статусом в таких культурах, скорее всего, подобны коллективистам в их стремлении не ощущать несправедливость или не реагировать на нее, поскольку их реакция может нарушить нормы иерархии и по­влечь угрозу возмездия. Фатализм, который присущ культурам с высокими пока­зателями дистанции по отношению к власти, тоже способствует нежеланию реа­гировать на несправедливость Qost, 1995). В культурах, в которых дистанция по отношению к власти значительна, реакция на несправедливость, очевидно, во мно­гом зависит от уровня возможностей человека, в отличие от культур, где дистан­ция по отношению к власти невелика.

megaobuchalka.ru

Психологические реакции пациента на болезнь

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный. ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.

Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).

Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.

К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.

Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание

Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.

В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:

  • Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
  • Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
  • Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.

Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:

  • Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
  • Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
  • Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
  • Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
  • Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
  • Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
  • Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
  • Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
  • Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
  • Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
  • Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.

www.oncology.ru

Что такое ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ — Большая Медицинская Энциклопедия

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ, или психопатическая реакция, патологические особенности в структуре психики, эпизодически выявляющиеся под влиянием травмирующих переживаний. Им свойственно количественное или качественное несоответствие между псих. раздражением и реакцией. Нередко П. р. отождествляются с психогениями и ситуационными психозами, т. к. отличие между ними лишь теоретическое. Поскольку клин, формы, связанные с этими понятиями, находятся в стадии разработки, в отношении их еще в достаточной степени сказываются методологические и терминологические разногласия авторов.—Выделение отдельных видов П. р. и интерес к ним появились лишь в последнее время в связи с учением о псих, конституциях, характере и развитии личности и возникновением потребности оперировать отдельными типами реагирования (Reactienstypus). В отличие от экзо- генного и эндогенного в них подчеркивается , психогенный тип реагирования. Впервые понятие о П. р. было выдвинуто психологом Яс-персом (Jaspers) в его известной «Общей психо- , патологии», а затем оно в более конкретных -формах стало достоянием клиники. Исходя из особенностей псих, динамики ! психогенных механизмов, в настоящее время i описывают конституциональные, характеро-генные, примитивные и. ситуационные П. р. Понятие оконституциональном типе реагирования у нас предложено Ганнушкиным. Этот тип П. р. он описывает как : «реакцию, обязанную своим возникновением наличию у пациента какой-то конституциональной особенности, предрасполагающей его .реагировать на тот или другой фактор именно этим способом». В .этих реакциях далеко не всегда можно установить психологическую ; связь между вызывающей травмой и клин. : картиной реакции. Такова описанная Ганнушкиным в 1914 г. схизофреническая реакция (ехизоидный тип реагирования), остро и благоприятно протекающая схизофреноподобная вспышка у лиц с схизоидной конституцией.Этот : вид П. р. впоследствии рядом авторов (Popper, j Mayer-Gross и др.) выделялся на военном ма- | териале. На б. или м. выраженном эпилептоид-‘:’ ном предрасположении возникает описанный | также Ганнушкиным эпилептоидный тип кон- I ституциональной реакции (острое эпилептоид- ■ ное состояние). Реакция, возникающая после длительных повторных переживаний и неудач, ; характеризуется расстройством настроения с i озлобленностью, гневливостью и тоской. В ней ! б-ной, обнаруживает все отрицательные черты i своей психики. Эпилептоидная реакция может , длиться до года. Рейс, Ланге (Reiss, I. Lange) I выделяют циклоидный тип реагирования, вы- ‘. ражающийся в меланхолии, по форме и тече- | нию иногда трудно отличимой от циркулярной ; депрессии. Учение охарактерогенныхП.р. пред- : ложено Кречмером.Они, по его мнению, не толь- ; ко специфичны для определенной личности, но 1 и возникают только при подходящих («как ключ к замку») для данного характера раздра- • жениях. Наиболее это выражено в описанных им параноических реакциях у сенситивных (ча- : ще на почве сексуального конфликта) и экспан- ; сивных (типично сутяжничество) личностей. Кроме того им выделяется астенический тип реакции (астеническая реактивная депрессия). В эту же группу П. р. относят фантастические бредообразования псевдологов.—От характе-рогенных реакций, которые являются «чистейшим и отчетливейшим выражением целостной личности», Кречмером отделяются примитивные реакции, неспецифичные ни для какого характера. Психическое раздражение здесь без всякой внутренней переработки непосредственно обнаруживается в мгновенных действиях. Это—эксплозивные реакции (буйство), реакции короткого замыкания, реакции гипо-булические и гипоноические (истерические), притворство и вытеснение. Наблюдаются они обычно у несозревших или неразвитых людей, у к-рых выражение воли и выражение аффекта еще недостаточно диференцированы. Однако эта концепция Кречмера о высших и низших псих, механизмах считается во многих отношениях спорной, страдающей отвлеченностью. Ситуационные П. р. зависят от псих. травмы не только в своем возникновении, но и в содержании и течении. Они из всех П. р. наиболее соответствуют понятию Ясперса о чисто психогенной реакции (echte Reaction), т. к. в них наиболее выражены так называемые понятные связи между травмой и реакцией. Депрессия после утраты, параноид, идеи отношения после ареста являются примерами этого типа реакции. Они отличаются тесной зависимостью от ситуации. Этим не исчерпываются все виды П. р. Так, Краснушкиным выделяются шоковые П. р., характеризующиеся прежде всего поражением эндокринно-симпатической системы—посредствующего звена между травмой и ответной реакцией психики. Существует целый ряд П. р., зависящих от психопатической неустойчивости вследствие различных задержек развития, эн-докринопатий и пр. Их в наст, время трудно отнести к каким-либо определенным типам П. р.—Степень участия отдельных сторон личности в каждой П. р. далеко неодинакова. Наиболее доступны и. наиболее изучены, соматические компоненты реакций. Сфигмо-плетисмо-пневмографические записи, хотя и не дают характерных кривых при различных П. р., однако в достаточной степени отражают состояние вегетативной нервной системы. Столь же ценным является психомоторное исследование при различных П. р. (походка, жесты, мимика, почерк и пр.). Еще большее значение имеет экспериментально-психологическое исследование. Кроме обычных тестовых исследований имеют значение исследование по Роршаху ,ассоциатив-ный эксперимент, психогальванический феномен, исследование времени П..р. хроноскопом Гиппа и пр. Лит.: Ганнушкин П.,К постановке вопроса о шизофренической конституции, Совр. психиатр., 1914, № 5; о н ж е, Об зпилептоидном типе реакции, Вести. совр. мед., 1927, № 23: Корнилов К., Учение о реакциях человека, М., 1925; Юдин Т., Психопатические конституции, М., 1926; В 1 е и 1 е г P., Affektivitat, Sug-gestibilitat, Paranoia, Halle a. S., 1906; Jaspers K, Allgemeine Psychopathologie, В., 1924; Kretscnmer E., Der sensitive Beziehungswahn, В., 1927.. А. Молохов. Смотрите также:
  • ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА, переживания, неприятные или устрашающие, б. или м. глубоко нарушающие основные псих, и соматические процессы. Эти переживания могут быть различного характера как по содержанию и аффективной окраске, так и по …
  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, такое состояние человека, при к-ром нарушается планомерность его поведения вследствие того, что его эмоциональное настроение или мышление перестает являться отражением действительности. Псих, функции являются продуктом человеческого мозга, а потому …
  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ. При ярко выраженных, вполне развившихся псих, болезнях имеется целый ряд особенностей, отличающих П. б. от всех других б-ных и ведущих к особому отношению к ним в правовом отношении, к …
  • ПСИХОГЕНИИ, или реактивные психозы, псих. расстройства, вызванные и обусловленные психическими травмами (см.). Термин «психогенные заболевания» предложен впервые Зомме-ром (Sommer, 1894 г.) по отношению к эпидемии судорог у школьников. Одно время …
  • ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П……………749 II. История психогигиенического движения . . . 751 III.  Методы и содержание психогигиенической …

bigmeden.ru

Психологическая реакция на болезнь. Копинг-стратегии: f3 — LiveJournal

Поговорим о способах совладающего поведения, иначе называемых копинг-стратегиями (coping strategies, авторы термина — Лазарус и Фолкман) и их применении в ответ на болезнь.
Что такое копинг-стратегия? Упрощённо, это то, что делает человек, чтобы как-то встроить имеющуюся проблему в свою жизнь. Это те способы, которые он применяет для переживания и адаптации, в т.ч. при болезни. Многие копинг-стратегии совпадают с известными психологическими защитами, только, в отличие от защит, являются относительно осознанными (ну или, по крайней мере, так считается в литературе).

Копинг-стратегии хорошо изучены. Они бывают адаптивными (эффективными, функциональными) – т.е. такими, которые помогают человеку; и дезадаптивными (дисфункциональными), мешающими и причиняющими вред. Хотя многие авторы не согласны с таким разделением, и считают, что способ совладания может называться копинг-стратегией, только если он эффективен и полезен. Кроме того, пользу и вред часто невозможно отделить друг от друга. Но это уже детали научной дискуссии, нам они не нужны.

Описаны ведущие копинг-стратегии для разных психотипов, разных болезней и разных групп людей. Перечислю самые известные:

НазваниеЧто означает
АдаптивныеОтвлечениеУход в работу, в отношения, во что-то другое
Активное сотрудничествоГотовность участвовать в решении проблемы вместе с врачом
АльтруизмЗабота о ком-то другом, благотворительность
Позитивное переосмыслениеПоиск плюсов в ситуации и их использование
РазрядкаОтреагирование переживаний и чувств
Придание смыслаРационализация, подведение логической базы
КомпенсацияУтешение себя через награду в других сферах
Поиск поддержкиОбращение к другим людям за помощью и контактом
ДезадаптивныеИгнорированиеОтрицание факта болезни
ДиссимуляцияПреуменьшение симптомов болезни, «игра в здорового»
ОбесцениваниеВысмеивание болезни и симптомов, шутки над ее значимостью
Агрессия/протестВозмущение и гнев, обращенные на других
ИзоляцияУход от контактов с людьми
Фатализм, капитуляцияПереживание поражения и ожидание худшего исхода
Пассивное сотрудничествоПолная передача ответственности врачу или члену семьи
Подавление эмоцийСознательное избегание переживаний
СамообвинениеПереживание собственной вины в возникновении болезни

Каждый человек имеет свой собственный набор стратегий, и обычно применяет его более или менее постоянно. На то, каким будет набор, влияют не только пол-возраст-социальное положение, но и культурные особенности, личность и т.д. И даже если речь идёт о небольшой болезни, способы совладающего поведения активизируются всё равно, просто в небольшой степени.

Ещё в этой связи я хочу упомянуть приспособление (adjustment).  Любая болезнь ставит человека перед необходимостью физически и психологически приспособиться к ней. Приспособление может включать, например, осознание того, что функция какого-то органа частично утрачена. Также приспособление включает обучение новым умениям, нужным при болезни, реализацию необходимых изменений в жизни, принятие новых требований к быту, переживание ухудшения качества жизни и т.д.

То есть, копинг-стратегии – это некий набор инструментов, который есть у человека, а приспособление – то, что он этими инструментами будет делать.

В психологической реакции на болезнь участвуют не только копинг-стратегии и приспособление, но и внутренняя картина болезни, о которой – в следующей записи.

В качестве упражнения попробуйте прикинуть, какие стратегии типичны для вас в жизни? А какие применяете, когда заболеваете?

Бессменный иллюстратор этого обзора — Катерина Султанова


f3.livejournal.com

Психологическая реакция на стрессБлог Галины Жолдош

Отрицательные эмоции, особенно такие, как гнев, агрессия и раздражение, отнимают очень много психических сил. Подобная реакция на стресс может привести к истощению защитных механизмов организма, который оказывается не способным активно противостоять стрессу. В подобной ситуации могут возникнуть состояния беспомощности, безнадежности и развиться депрессия.

Известный ученый, лауреат Нобелевской премии, Ганс Селье, который первым начал использовать понятие «стресс», выделил три основные фазы реакции организма на стресс:

  1. Тревога (реакция на внешнее сильное воздействие на организм) На этом этапе происходит включение всех адаптационных способностей человека;
  2. Сопротивление организма и собственно стресс;
  3. Адаптация или истощение организма (в зависимости от адаптационных способностей)

В норме стрессовое напряжение на втором этапе должно снижаться и в итоге привести организм человека к спокойному состоянию. Однако если человек оказывается не готовым к столкновению со стрессом либо его сопротивляемость слишком низкая, стресс может привести к истощению организма или даже к болезням.

Таким образом, в случае, когда негативные эмоции не находят выход и сознательно подавляются человеком в стрессовой ситуации, они поселяются в организме в виде психосоматических заболеваний.

К подобным выводам ученого привели эксперименты над лабораторными крысами, в которых последние специально помещались в ситуации стресса. Так помещая в одну клетку с крысами кота, который находился за прозрачной перегородкой, Селье мог обнаружить на следующий день либо мертвых крыс, либо сильно истощенных. Во время вскрытия ученый находил у животных паталогические нарушения во внутренних органах.

Для подтверждения своих гипотез Г. Селье провел еще не один десяток экспериментов, в которых крысы то подвергались сильному воздействию тока, то громкому звуку, а иногда оказывались совершенно обездвиженными в своих клетках. Находясь в постоянном состоянии тревоги, животные, как только была возможность, убегали с мест своего заключения, спасаясь от мучителя.

Ученый, проявив милосердие, в последующих экспериментах стал предупреждать заключенных крыс об опасности звонком. Таким образом, крысы большую часть времени могли не беспокоиться о надвигающейся угрозе, что снижало у них уровень стресса. Но и эти крысы не избежали хирургического вмешательства физиолога-экспериментатора. Исследователь также обнаружил у них паталогические изменения в организме (в основном – язва желудка).

В результате своих исследований Селье пришел к выводам, что патология возникает не вследствие внешних воздействий (таких как, электрический шок, сильный звук, обездвиживание), а в результате специфической реакции животного на внешние воздействия (т.е. реакция на стресс).

Психологи отмечают, что стрессовая реакция может быть вызвана как неприятными (развод, смерть близкого человека, болезнь), так и приятными событиями (свадьба, рождение ребенка). И чем больше по силе воздействия событие, тем больше энергии необходимо затратить на то, чтобы вернуться в нормальное состояние.

Причем сильнее на человека действуют такие психотравмирующие ситуации, к которым он оказывается не готов. Этой теме посвящена антиципационная концепция неврозогенеза, автор которой, В.Д.Менделевич, доктор медицинский наук и один из самых любимых преподавателей со времен моего студенчества. Больше пугать научными терминами я не буду, а кратко опишу суть данной концепции.

Так у невротиков часто наблюдается отсутствие способности прогнозировать события. Поскольку они вытесняют возможные негативные последствия, думая всегда о хорошем. Например, у женщины, которая неожиданно узнает об измене мужа, может под воздействием стресса развиться невроз только потому, что она и подумать не могла о возможности подобного исхода.

Таким образом, человеку необходимо заранее предвосхищать ход событий и собственное поведение в ситуациях стресса, руководствуясь поговоркой «Надейся на лучшее, но готовься к худшему!». Конечно, это не значит, что нужно заранее программировать себя на неудачу (как с возмущением могли бы заметить приверженцы позитивного мышления), однако, руководствуясь здравым смыслом, следует допускать, что существует вероятность подобного исхода событий. Запомните, что ориентируясь всегда только на желательные события, при неудачном исходе вы можете оказаться совершенно безоружными в ситуации сильного стресса.

Неудачники думают только о победе. А победитель – это человек, который знает, что делать в случае проигрыша, но не говорит об этом

Важно! События и люди сами по себе нейтральны. Мы сами окрашиваем их в позитивные или негативные цвета. Умение управлять своим настроением и жить здесь и сейчас поможет вам, прежде всего, не тратить время вашей жизни на отрицательные эмоции и справляться со сложными ситуациями.

Для того, чтобы реакция на стресс была адекватна ситуации и способствовала эффективному выходу из нее, необходима своевременная профилактика стресса.

А прямо сейчас посмотрите, какие эмоции испытывает жираф, попавший в стрессовую ситуацию.


gzholdosh.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *