Социальные мотивы обучения – —

Учебная мотивация | Социальная сеть работников образования

                                    Интерес к учению появляется  только тогда,

                                               когда есть вдохновение, рождающееся  от успеха.

                                                                                          В. А. Сухомлинский                                                                  

          Слово «мотивация» произошло от латинского «movere», двигать. Можно сказать, что мотивированным человекомдействительно как-будто что-то движет, он настойчив исосредоточен на выполнении задачи, и достигаетинтеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация— это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. В старших классах желание учиться подвержено колебаниям.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, закончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.
Для того, чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.
        Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
        У учеников средней школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех», мне все равно не поставят хорошую оценку…). Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой.
        В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное.
Таким образом, постепенно формируется мотивация.

Мотивы учения

  • Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствия от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
  • Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
  • Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.
  • Компенсаторная мотивация возникает у плохо успевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д. В этом случае потребность ребенка в самоутверждении удовлетворяется в иной, не учебной деятельности, и плохая школьная успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
  • Мотив общения – здесь ребенок проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками.
  • Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.
  • Мотивация достижения успеха. Это желание правильно выполнить задание, получить нужный результат, осознавать себя как способного, умного, грамотного, желание доказать себе, что способен на многое. (Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, и обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующемфакторе).
    Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
  • Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
    Школьники, у которых преобладает данная мотивация, обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.
  • Внеучебная школьная мотивация. При такой мотивации ребенок часто охотно посещает школу, но заинтересован он во всевозможных внеучебных занятиях, проходящих в школе – концертах, соревнованиях, праздниках, выставках и пр.

Также выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя проявляется в поощрениях и наказаний, а внутренняя идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним, а несколькими мотивами, которые переплетаются, дополняют друг друга.

nsportal.ru

3.1.1. Виды мотивов учения — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов



Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

3.1.1. Виды мотивов учения

  Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности (смотри: Приложение 1).
  1. Познавательные мотивы
  Связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения (активность направлена на работу с самим изучаемым объектом)
  1) Широкие познавательные мотивы — ориентация школьников на овладение новыми знаниями (разные уровни познавательных мотивов определяются глубиной интереса к знаниям).
  2) Учебно-познавательные мотивы — ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний:
  • интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний;
  • интересы к методам научного познания;
  • интерес к способам саморегуляции учебной работы;
  • интерес к рациональной организации своего учебного труда.
  3) Мотивы самообразования — направленность школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний
  На основании совокупности разного уровня познавательных мотивов может быть сформирован «мотив достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
  2. Социальные мотивы
  Активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми.

  1). Широкие социальные мотивы:

  • стремление получать знания чтобы быть полезным обществу
  • понимание необходимости учиться и чувстве ответственности.
  • осознание социальной необходимости.

  2). Узкие социальные мотивы (позиционные):

  • стремление занять определенную позицию
  • место в отношениях с окружающими
  • получать одобрение окружающих и заслужить авторитет у окружающих
  Связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними, проявляются в попытках самоутверждения, оказания влияние на других учеников.
  Мотивация благополучия — стремление получать только одобрение со стороны учителей, родителей, товарищей.
  Престижная мотивация — стремление ученика занять первое место, быть одним из лучших.

  3). Мотивы социального сотрудничества — ученик стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы. Являются важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

  Сущность личности и ее направленность определяет не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а их качество.



txtb.ru

Понятия мотива и мотивации обучения, классификация мотивов обучения и их роль

Понятия мотива и мотивации обучения, классификация мотивов обучения и их роль

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными
Узнать стоимость

Поведение и деятельность человека обусловлены двумя взаимосвязанными явлениями: побуждением и регуляцией. В свою очередь феномен побуждения определенного поведения тесно связан с понятиями мотива и мотивации. Именно они придают деятельности целенаправленность, организованный и устойчивый характер, способность к реализации значимой цели.

Необходимо различать мотивацию от мотива. Понятия мотива и мотивации соотносятся следующим образом:

Определение 1

Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям.

Определение 2

Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности.

Мотивационную сферу составляют три основных компонента: мотивы, цели и потребности.

Определение 3

Потребность – это состояние нужды в чем-либо, ощущение нехватки определенного блага, которое необходимо для развития и стабильного функционирования человека.

Определение 4

Цель – это итог деятельности, осознаваемый в конкретной и явной форме. Именно на цель ориентировано определенное действие, удовлетворяющее актуализированные потребности.

Все перечисленные выше элементы и являются основными в мотивационной сфере любого человека. Мотивированной считается любая человеческая деятельность, потому что любые действия продиктованы определенными мотивами, и любая активность имеет перед собой какую-то цель.

Что касается мотивации учения, степени проявления энтузиазма к учебной деятельности, познанию и изучению школьных дисциплин, то эти вопросы занимают ведущее место в дидактике.

Определение 5

Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы учения, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью.

Чаще всего в основе учебной активности ученика лежит не один мотив, а целый их комплекс: они могут пере

zaochnik.com

Доклад на тему: «Мотивация обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

Доклад на тему:

«Мотивация обучения»

Выполнила:

Шашмурина Юлия Петровна

учитель английского языка

Ноябрьск

2015 г.

Содержание:

I. Мотивация обучения

  • Мотивационный этап

  • Условия для внутреннего мотивирования процесса учения

  • Методы мотивации и стимулирования

  • Метод ситуации успеха

  • Внешние и внутренние мотивы обучения

  • Компоненты мотивационной сферы учения

II. Различные приемы нетрадиционного начала урока

  • Рифмованное начало урока

  • Начало урока с элементами театрализации

  • Начало урока с приемом написания частей загаданного слова

  • Начало урока с приема составления слова из набора букв

  • Прием аналитической игры – задания

  • Прием “Fill in the missing words”

  • Прием “Find the ending”

  • Прием “Memorizing”

  • Подборка антонимов или синонимов слов

  • Прием “Tasks for laters”

III. Оригинальное начало урока

I. Мотивация обучения

Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная и сформулированная цель, которая ставится перед школьниками.

Каил Гибран однажды произнес: “Работа – это овеществленная любовь. И если вы не можете работать с любовью, а только с отвращением, было бы лучше, если бы вы бросили эту работу и сидели у ворот храма, получая милостыню от людей, которые работают с удовольствием.” Мотивация – это не принуждение, а побуждение к деятельности.

Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, — ядро лич­ности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнооб­разных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители. Более того, в классе, где мнение учителя — не просто решающее, оно единственное автори­тетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответствен­ность, необходимость получить образование. Вот отметка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

В раннем школьном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мо­тивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолю­бием; мотивы достижения успеха — соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными норма­ми. Для развития различных видов деятельности, значение которых возрастает на следующих возрастных этапах, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

На примере мотивации достижения отчетливо прослеживается из­менение мотивации на протяжении всего школьного периода. На мотива­цию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те от­дельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Если успех влияет по­ложительно на работу ребенка, то неудача — часто отрицательно.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотиваци­онная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приоб­ретают относительную устойчивость. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым. Другой, наоборот, старается всем помочь. Для третьего важно каждое “серьезное” занятие, каждое требование, замечание, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха.

Мотивация учения важна для личност­ного развития школьника.

Мотивация неуспевающих школьников специфична — она отличает­ся от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильно­го мотива получения отметки и одобрения круг их социальных моти­вов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом.

Широкое значение мотивов соответствует тем ценностным ори­ентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваи­вают в семье. Когда я спрашивала пер­воклассников, проучившихся одну четверть, что им нравится, и что не нравится в школе, они отвечали: “Нравятся уроки. Не нравится, что мальчики расстраивают учительницу”. “Нравится, что уроки задают”. “Надо, чтобы все были хорошие, послушные”. Ученики среднего и старшего звена давали уже другие ответы: “Нравится, что в школе бывают каникулы”. “Дискотеки” и т. д. Начиная свою школьную жизнь, они еще не приобрели “взрослых” ценностей, не ориентируются на су­щественные стороны обучения.

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного пред­мета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считают одаренными. Большинству младших школьников при­сущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Важный аспект познавательной мотивации — учебно-познаватель­ные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адек­ватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-поз­навательные мотивы.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассив­ны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основ­ным дисциплинам, иногда — только к одной, скажем, к физкультуре или пению, а в большинстве случаев – улице, компании.

Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками — русский язык и математика, — редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержа­тельны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ори­ентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в школе сохраняют склон­ность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

Мотивация достижения нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена моти­вация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить за­дание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобре­ния взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результа­тивность учебных действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя формированию саморегуляции. Мотивация достиже­ния успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее цен­ный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и ли­дерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше од­ноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она ста­новится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельнос­ти, но оказываются не способными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция — мо­тивация избегания неудачи. Дети стараются избежать “двойки” и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недоволь­ства учителя, санкций родителей. Эта мотивационная тенденция интенсив­но развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мо­тивация избегания неуспеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и при­дает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашен­ность. Почти четверть неуспевающих учеников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая ком­пенсаторная мотивация. Это побочные, по отношению к учебной дея­тельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

В результате проблемно-ориентированного анализа, проведенного в прошлом году, было выявлено, что у учащихся в нашей школе низкая познавательная мотивация.

Мотивационный этап включает в себя:

  • Создание проблемной ситуации

  • Привлечение занимательного материала

  • Применение наглядных средств обучения

  • Использование неожиданной, противоречивой информации

  • Эмоциональную насыщенность содержания

  • Эмоциональную зарядку

  • Соревновательные и игровые моменты

  • Разъяснение и постановку цели деятельности

  • Разработку плана действий

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

  1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, программы обучения, видов занятий, форм контроля, учителя. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

  2. максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации обучающегося о успешности его деятельности. Не должно быть наказаний за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

Методы мотивации и стимулирования

Волевые

  1. Предъявление учебных требований

  2. Информирование об обязательных результатах обучения

  3. Формирование ответственного отношения к учению

  4. Познавательные затруднения

  5. Самооценка своей деятельности и коррекция

  6. Рефлексия поведения

  7. Прогнозирование будущей деятельности

Социальные

  1. Развитие желания быть полезным Отечеству

  2. Побуждение подражать сильной личности

  3. Создание ситуации взаимопомощи

  4. “Эмпатии”, сопереживания

  5. Поиск контактов и сотрудничества

  6. Заинтересованность результатами коллективной работы

  7. Взаимопроверки

  8. Рецензирование

Метод ситуации успеха

Одним из самых действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у обучающихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для обучающихся задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Внешние и внутренние мотивы обучения

Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки

  • Вынужденный долг

  • Учеба ради престижа, лидерства

  • Избегание наказания

Внутренние мотивы в обучении:

  • Удовлетворение от самой деятельности

  • Прямой результат деятельности

  • Стремление к успеху

  • Понимание необходимости знания для жизни

  • Учение как возможность общения

Мотивационная сфера учения складывается из следующих компонентов:

    • Смысла учения (внутреннее отношения обучающегося к учению)

    • Мотива учения (побудительная причина к действию)

    • Постановки целей (направленность обучающегося на выполнение действий)

    • Эмоций (реакция ребенка на воздействие внешних и внутренних раздражителей)

    • Интересов (познавательно эмоциональное отношение школьника к учению)

Мотивация обучения сосуществует в рамках мотивации педагогического сотрудничества, мотивация обучения складывается из мотивации деятельности обучающегося и мотивации деятельности педагога, где мотивацией учения для обучающегося является внутренняя мотивация (самоприказ, самоанализ,самооценка, самоубеждение),а мотивацией преподавания для педагога является внешняя мотивация (отношение педагога к профессиональным обязанностям).

II. РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО НАЧАЛА УРОКА

  1. Рифмованное начало урока

Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи и т. д. — ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно предложить следующее рифмованное начало уроков.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять –

Буду грамотно писать.

  1. Начало урока с элементами театрализации

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при про­верке заданий по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение нового материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложен­ные задания.

Незнайка:

Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решать задач!

Может быть — плохой учебник?

Может быть — таланта нет?

Но нашел я способ верный —

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил.

Ну, зачем читать условие?

Раз — умножил, два — сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, все, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Все расставить по местам.

Научусь решать задачи —

Буду, благодарен вам!

3. Начало урока с приемом написания частей загаданного слова

Какие слова можно составить из данного набора букв? Известно ли вам, что эти слова обозначают? (applecucumbercherryraspberry: apple, cucumber, cherry, raspberry)

4. Начало урока с приема составления слова из набора букв (eplap: apple)
5. Прием аналитической игры – задания (“Третье лишнее”, “Что общего?”)

6. Прием “Fill in the missing words” (вставь пропущенные слова)

7. Прием “Find the ending (на разных карточках написать начала и концы предложений, раздать карточки обучающимся, обучающиеся должны найти окончание или начало своего предложения среди своих одноклассников)

8. Прием “Memorizing (на обратной стороне доски записано 3 предложения, обучающийся подбегает к доске, запоминает одно предложение, идет к своей команде, диктует это предложение, после чего проверяется правильность запоминания предложения)

9. Подборка антонимов или синонимов слов.

10. Прием “Tasks for laters(около входа в класс находится коробочка с заданиями, которые должны быть сложными, но по пройденной теме. Опоздавший обучающийся должен вытянуть задание и выполнить его дома, после чего задание оценивает учитель и ставит отметку. Такой прием мотивирует не опаздывать обучающихся)

III. Оригинальное начало урока

Начинать урок английского языка очень полезно звуковой зарядкой и скороговорками. Это способствует лучшему освоению фонетики и особенно полезно для младших учащихся. Рекомендуется выполнять такую зарядку перед каждым занятием и использовать при этом маленькое зеркальце, что позволит наблюдать за работой языка.

Звуковую зарядку можно также представить в виде сказки.

Справиться с трудными английскими звуками помогут и скороговорки. Сначала стоит произносить скороговорку медленно, четко выговаривая каждое слово. Затем повторять ее быстрее и быстрее несколько раз подряд.

Вот ряд скороговорок для малышей, с которых можно начать:
/l/ Lion Leo likes lemons
/r/, /l/ Red lorry, yellow lorry
/ә:/ A bird in a skirt
/ʃ/ A fish in a shirt
/æ/ A bear on a chair, a chair on a bear
/tʃ/ Mike and Mary, cheese and cherry
/dʒ/ Orange jacket, orange juice
/w/ Where is a white sweater?
/k/, /t/ Kate, take a cat
/ai/ I like my bike
/iz/ Four foxes in the boxes
/pl/ Play, Liz! Play, please!
/ŋ/ «Ping-pong», – sings my ball
/a:/ Apples in the vase, cherries in the glass
/i:/ Three green trees
/ei/ I say: “Let’s play!” They say: “OK!” (Е. Левко. I like English, кн.2)

Скороговорки легко вводить в урок. С них легко начинать. Они очень полезны для начинающих изучать язык. Взрослым людям, которые изучали иностранный язык раньше, в течение определенного периода времени, но у которых по каким-либо причинам не сложилось правильное произношение, будет сложнее улучшить свою интонацию и произношение, поскольку они уже сформированы в определенном виде, и обучать таких людей снова нелегко. Приведем несколько примеров скороговорок, которые могут подойти для взрослых. Легче начать с небольших:
/k/ Kate caught a kitten
/p/ The puppy took a piece of paper out of Peter’s pocket
/t/ Ted took Tom’s kite
/i/ Big business stinks

Далее можно усложнять, например:
/p/
Peter Piper picked a peck of pickled pepper,
A peck of pickled pepper Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,
Where’s the peck of pickled pepper Peter Piper picked?

Вывод

Мотивация учения – основное условие успешного обучения. “Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” (В. А. Сухомлинский). Мотивация обучения будет достигнет положительных результатов только посредством осуществления мотивации педагогического сотрудничества педагога и обучающегося.

infourok.ru

Социальные методы мотивации и стимулирования в обучении и воспитании – основа успешности младших школьников

Младший школьный возраст — это I период
приобщения ребенка к общественной жизни в
социально-значимой действительности. Здесь
складывается целый ряд личностных образований,
важных для социальной мотивации.

Истинный источник мотивации человека
находится в нем самом. Вот почему решающее
значение придается не мотивам обучения -
внешнему нажиму: в форме подсказок, намеков,
требований, указаний, понуканий или даже
принуждений, а мотивам учения, т.е. внутренним
побудительным силам.

Социальные методы мотивации связаны с
социальными отношениями, с моральным и
психологическим взаимодействием. С их помощью
активизируются патриотические чувства, развитие
желания быть полезным Отечеству, гордости за
свою страну, формируется та система ценностей,
которая обеспечит активную жизненную позицию
человека в будущем.

На уроках истории, окружающего мира,
естествознания, природоведения используются
методы:

— постановка проблемной ситуации;

— эвристические беседы;

— упражнения в рабочей тетради.

Для работы по проблемным вопросам, упражнениям
используется работа в группах.

Хорошей мотивацией для успешного выполнения
репродуктивных заданий по терминам и понятиям
будут такие методы как:

— тесты;

— кроссворды;

— ребусы;

— работа в словарике.

Репродуктивно-конструкторские задания
мотивируются, творческим подходом: «Отметь на
карте», «Установи последовательность событий».

Обобщающее повторение, через метод игры
Путешествие по «Реке времени».

Побуждение подражать сильной личности очень
важно для становления и формирования характера
младшего школьника. Главным методом социальной
мотивации является личный пример учителя своим
ученикам.

Во-первых, это имидж учителя, который оказывает
мотивационное воздействие на учащихся в плане их
самовыражения и причастности к учебе в школе с
эффективным классным руководителем.

Младшие школьники безгранично доверяют
взрослым людям, учителям; подчиняются; подражают
им. Авторитет взрослого, его оценка действий
ученика является безоговорочными.

Во-вторых, личный положительный пример сильных
успешных учащихся — основа для
духовно-нравственного роста других школьников.

Среди социальных методов мотивации и
стимулирования можно выделить метод
соревнования, который реализуется через:

— мобилизацию учебной, трудовой, спортивной
активности учащихся;

— поддержание социальной преемственности
передового опыта при проведении различных
конкурсов;

— выявление лидера и мотивации остальных
учащихся на достижение и преодоление его
результатов, благодаря чему возможна смена
лидера — как отдельного ученика, так и в целом
классного коллектива.

При этом важным аспектом соревнования является
обязательное и гласное подведение итогов с
поощрением победителей.

Например, в нашей школе традиционны линейки в
конце каждой четверти, где подводятся итоги
учебной и воспитательной деятельности учащихся.
Жетоны, грамоты, дипломы — это мотивация и старт
к достижению успеха.

А в мае на Ассамблее Знаний — праздновании
успешного завершения учебного года, вручаются
различные награды, что является мотивацией и
большим стимулом к дальнейшим успехам учащихся.

Еще одна важная сторона социальной мотивации
учения школьников — самостоятельность при
создании ситуации взаимопомощи.

Наибольший мотивирующий успех на уроках дают
ситуации в которых обучаемые должны:

— принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

— ставить вопросы своим товарищам и учителем;

— заниматься обучением отстающих;

— объяснять более слабым ученикам непонятные
места;

— самостоятельно выбирать посильные задания;

— находить несколько вариантов возможного
решения познавательной задачи.

При общении, взаимодействии друг с другом у
школьников возникает либо эмпатия, либо
антипатия.

Эмпатия — качество личности, и ее способность
проникать с помощью чувств в душевные
переживания других людей, сочувствовать им,
сопереживать.

Например, на уроках литературного чтения мы
используем метод наблюдения за чувствами и
переживаниями лирического героя, его
внутреннего мира.

А при выборе метода творческого чтения (т.е.
выразительного чтения учителем или мастерами
художественного слова) между учителем и
учениками возникает особенно тесный контакт,
душевная близость. Сопереживание чтеца герою
вызывает у детей симпатию к самому чтецу и
побуждает подражать.

Изобразительное искусство и художественный
труд, уроки музыки тесным образом связанны с
жизнью, с чувствами и переживаниями каждого
человека. Через искусство мы учим детей выражать
свои чувства и мысли, свое отношение к
окружающему миру.

Метод диалогичности, осуществляемый в процессе
беседы, пробуждает мысли учеников, помогает им
выразить свою идею сначала на словах, а потом и в
своем творчестве.

Используя методы: наблюдения, иллюстрации,
демонстрации, контрастных сопоставлений,
эмоционального воздействия мы вызываем у детей
интерес, пробуждаем отзывчивость к прекрасному в
жизни и в искусстве, учим любить, радоваться,
переживать, сочувствовать.

Для учащихся начальной школы мы проводим уроки
риторики. Тема «О мимике и жестах» способствует
умению понимать чувства и настроения другого.

Используя методы активного обучения: ролевые
игры, анализ ситуации, игры — упражнения дают
понятия невербальных форм общения с помощью
мимики и жестов.

Занятия лучше проводить на последнем уроке, т.к.
это поможет снять напряжение в форме
соревнования (конкурса), чтобы определить как
дети научились владеть мимикой и жестами после
диалоговой беседы. Соревнования организуются
между тремя командами (по рядам). Предлагаются
названия — «Артисты», «Лицедеи», «Улыбки».
Оглашается система оценки.

В упражнениях «Лица», «Маски», «Иностранец»
повторяются и закрепляются новые понятия.
Награды победителям с помощью жестов будут
цветы, книги, солнце. Ученики должны догадаться,
что им подарили.

Для формирования социальных мотивов учения
школьников важным является поиск контактов и
сотрудничества в коллективной и групповой
работе. Вместе решая общие познавательные
задачи, поставленные перед классом, учащиеся
общаются между собой, влияют друг на друга.

Учитель предъявляет ряд требований: не мешать
остальным, внимательно слушать друг друга,
участвовать в общей работе — и оценивает умения
учеников в этом плане. Совместная работа
школьников на уроке рождает между ними
отношения:

— отношение каждого ученика к своему делу как к
общему;

— умение согласованно действовать вместе с
другими для достижения общей цели;

— взаимная поддержка и в тоже время
требовательность друг к другу;

— умение критически относиться к себе;

— расценивать свой личный успех или неудачу с
позиции предъявленных критериев.

Для повышения эффективности формирования
социальных мотивов необходимо использовать
такие методы как:

— игры — драматизации с разыгрыванием
различных ситуаций;

— театрализации;

— игровые упражнения, направленные на обучение
слушанию, вступлению в контакт, выходу из
контакта.

Они позволяют овладеть социальными навыками
всем учащимся без исключения.

Опыт совместной деятельности ставит детей в
условия необходимой согласованности действий
для достижения положительного результата.
Ребята обращаются друг к другу по поводу
планирования, отбора средств труда, требований к
качеству выполнения заданий. Эта
согласованность как показывает практика
выражается в просьбах, предложениях по тому или
иному вопросу, а иногда и в предостережениях и
даже угрозах. «Ты все неправильно сделал! Ты все
испортил! Я учителю расскажу!»

Для того, чтобы опыт совместной коллективной
работы носил позитивный характер, необходимо
развитие детской самостоятельности.

Школьники, владеющими основными навыками
индивидуального труда, соответствующего его
возрастным возможностям, потребует того же друг
от друга. Подчиняясь общей целее учебной
деятельности, дети поступают как коллективные
партнеры, согласуя между собой детали совместной
работы, а учителю необходимо мотивировать детей
на настойчивость, целенаправленность,
организованность, аккуратность и др. Важно, чтобы
коллективная работа стала источником общих
переживаний, вызывала удовлетворение от
причастности к общему делу.

Заинтересовать учащихся результатами
коллективной работы можно используя методы:
поручений, упражнений, создание воспитывающей
ситуации, коллективного творческого дела,
соревнования, требования.

Все активнее в жизни школы входят методы
организации взаимодействия учащихся друг с
другом. Формирующим элементом в этих методах
выступает диалоговое общение учащихся при
взаимопроверке в парах или группах, которые
можно провести через:

— тестирование;

— анкетирование;

— опрос;

— отчет;

— зачет;

— семинар;

— экзамен;

— доклад;

— реферат;

— викторину;

— сочинение;

— изложение;

— диктант;

— заполнение или дописывание схем, таблиц.

Выбирая социальные методы мотивации и
стимулирования для обучения и воспитания
учащихся важно создать непринужденную
обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его
действия будут оценены отрицательно. Меньше
замечаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом,
ласковым прикосновением, надо показать, что мы
принимаем ребенка таким какой он есть. Не
заставлять, не принуждать, а стараться с помощью
различных методов формировать и закреплять
положительное отношение к обучению,
стимулировать активную познавательную
деятельность обучаемых, мотивировать на
достижение успеха.

urok.1sept.ru

Мотивы учения — Онлайн библиотека

Успешность и эффективность учебной деятельности зависят еще от одного социально-психологического фактора — мотива обучения. Мотив (фр. motif, от лат. moveo — двигаю) — внутренняя побудительная сила, что обеспечивает интерес личности к познавательной деятельности, активизирует умственные усилия. В роли мотивов могут выступать прежде всего разнообразные потребности — физические, психические, социальные, а также интересы, увлечения, склонности, эмоции, установки, идеалы. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «мотив как побудитель — это источник действий». Но чтобы стать таким, он должен сформироваться. Выделяют несколько групп мотивов:

социальные, которые имеют широкий спектр проявления. Прежде всего, это стремление личности через учение утвердить свой социальный статус в обществе и в конкретном социальном коллективе (семье, учебном заведении, производственном подразделении) в частности;

побудительные, которые связаны с влиянием на сознание тех, кто учится, определенных факторов — требований родителей, советов, примеров преподавателей, членов первичного коллектива;

познавательные, что оказываются в пробуждении познавательных интересов и реализуются через получения удовольствия от самого процесса познания и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой ее жизнедеятельности. Отсюда формирования познавательных мотивов — основополагающий фактор успешности познавательной деятельности, потому что через нее реализуется естественная потребность человека;

профессионально-ценностные, которые отражают стремление студентов получить основательную профессиональную подготовку для эффективной деятельности в различных сферах жизни. Они особенно важны в процессе обучения в высших учебных заведениях;

меркантильные, обусловленные непосредственной материальной выгодой личности. Не будучи решающими, действуют лишь избирательно в отношении индивидуальных психологических особенностей конкретного человека. Хотя в условиях действия рыночных отношений мотивы этой группы усиливают свое влияние на отдельные казни людей, порождают асоциальные проявления поведения В педагогической науке произведено и другие подходы к классификации мотивов учения. И это не меняет сущности значение этого фактора в познавательной деятельности человека. Педагоги (родители, учителя, преподаватели ВУЗОВ) должны целенаправленно работать над формированием действенных мотивов учения.

banauka.ru

Познавательная и социальная мотивация учебной деятельности

Категория «мотив» относится к важнейшим в целом ряде науке, а потому трактуется довольно широко. Применительно к учебной деятельности, наиболее целесообразным будет прибегнуть к определению данной категории, которое предложил А. Леонтьев,

А.Н. Леонтьев, прежде всего, предложил не отождествлять понятия цель и мотив, так как они различны по своей психо-поведенческой природе. Кроме того, он утверждал, что мотивация учебной деятельности коовариативна – то есть одни мотивы могут проявляться по-разному, и даже быть совершенно разными, при стремлении к достижению одной и той же цели, и, наоборот, к разным целям могут формировать стремление одни и те же мотивы.

Мотив, в самой простой формулировке, представляет собой фактор, побуждающий человека к какой-либо деятельности. Все они могут классифицироваться на осознаваемые и неосознаваемые. Например, учащийся может совершено ясно понимать, что надо учиться, при этом его собственные мотивы учебной деятельности могут быть ему не ясны. Они становятся более осознаваемыми только при предельно суженой учебной задаче и конкретно сформулированной локальной цели, как, например, можно мотивировать первоклассника к выполнению домашнего задания, чтобы он не огорчал родителей плохими отметками. Но это совсем не значит, что этот мотив распространится на понимание значимости домашних заданий вообще.

Исследование мотивационной природы человека, особенно школьников, выступает сложной задачей и предполагает необходимость изучения всей их иерархии, чтобы ее формирование в интересах учения представляло системный и цельный процесс.

В этом исследовании, отправной точкой может служить тезис о том, что любая деятельность человека полимотивирована, то есть, причиной одиночного поступка или действия могут быть различные мотивы. Их такое множество, что для удобства их изучения они классифицируются по различным основаниям. Вот некоторые типы мотивации, которые непосредственным образом связаны с учебной деятельностью и ее результатами:

— отрицательная мотивация, проявляется как фактор побуждения к учению на основании понимания учеником того, что если он не будет учиться, то это повлечет для него негативные последствия в семье, школе, среди сверстников и т.д.

— положительная мотивация учебной деятельности, которая, как правило, проявляется в двух основных формах.

При одних обстоятельствах она детерминирована социальными целями человека, ученика, например, стремлением поступить в престижное учебное заведение после окончания школы. Такая позиция превращается в установку ученика на постоянно положительное отношение к учению, потому что оно воспринимается им как часть общей социальной задачи.

При других обстоятельствах положительная мотивация учебной деятельности проявляется исключительно как мотив, не имеющий отношение к решению социальных задач позиционирования. В этом случае она выступает, как фактор побуждающий учиться для того, чтобы просто быть интеллектуально развитым человеком, любознательным.

Современная наука утверждает, что мотивация учебной деятельности включает в себя множество мотивов, которые достаточно условно можно разделить на две группы.

Познавательные мотивы отличаются тем, что непосредственно связаны с процессом учебы. Вторая группа – социальных – в большей мере характеризует связи школьника с другими людьми, но опосредованно влияющими на его учение.

Основу познавательных мотивов составляют следующие:

— широкие мотивы, то есть те, которые непосредственно ориентируют школьника на овладение знаниями, которые как бы «запускают» интерес к учению.

— учебно-познавательные, это те, которые побуждают школьников к освоению учебной методологии в широком смысле, то есть приемов и методов учения как такового.

— мотивы самообразования включают все те, которые ориентируют ученика на освоение способов получения учебной информации и потому побуждают его обращаться за этим к учителям, родителям, взрослым, литературе и т.д.

Социальная мотивация учебной деятельности включает также широкие социальные мотивы и узкие. Первые включают все то, что способствует пониманию учеником социальной значимости учения, его общественной полезности. Вторые помогают сформировать стремления приобрести статус благодаря своим знаниям, полученным в ходе успешного учения. Выделяют особо мотивы социального сотрудничества, которые подвигают молодого человека к общению, взаимодействию со сверстниками, любым формам коллективной деятельности.

Важно понимать, что многообразие мотивов учебной деятельности не исчерпывает все трудности ее исследования, дело еще в том, что в ходе самого учения формирование мотивации учения может меняться, потому важным фактором успешности учения для каждого педагога и воспитателя (в широком смысле) выступает задача отслеживания динамики ее изменений.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о