Социальный бихевиоризм это – БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — это… Что такое БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ?

БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — это… Что такое БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ?


БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
— одно из ведущих направлений в амер. психологии и социологии, буквально — наука о поведении. Методологич. предпосылками Б.с. явились принципы позитивизма, согласно к-рым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В зарубежной социологии и психологии существуют различн. теории Б.с. Это теория «стимул — реакция», теория «поля», различн. «психотерапевтич.» теории и теории «соц. обучения». Теория «стимул — реакция» рассматривает соц. поведение как реакцию организма на внешние стимулы. Б.с. сводил все обществ. явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма. Принципиальным для Б.с. является отказ от признания любых внутренних психологич. звеньев, опосредствующих реакции человека, и сведение объяснения поведения человека к однозначной жесткой схеме «стимул — реакция» (S — R). То, что происходит в самом организме, бихевиористов не интересует. Главное для них — типологизация организмов на основе однородных стимулов и соответствующих им реакций. Теория «поля» отличается от теории «стимул — реакция» тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определять такие стимулы, к-рые вызовут заранее планируемую реакцию. В «психотера-певтич.» теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Именно этим «прошлым опытом» они объясняют индивидуальные особенности сегодняшнего поведения человека. Теории «соц. обучения» придают при объяснении соц. поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них. Лит.: Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм//БСЭ. Т. 6. М., 1927. А.Д. Налетова

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • БИОЭТИКА
  • БИХЕВИОРИЗМ

Смотреть что такое «БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — см. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ …   Толковый словарь по социологии

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behavior поведение) направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. методы изучения «внутреннего мира», «явлений… …   Философская энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (англ, behaviour, поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам… …   Новейший философский словарь

  • БИХЕВИОРИЗМ — (англ. behaviour поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой поведенческой парадигмы в социологии наряду с работами Тарда , Лебона и др. по формам… …   Социология: Энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ — совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой эмпирич. социоло гич. исследований. К.с.п. начала… …   Российская социологическая энциклопедия

  • поведение

    —         ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ

    —         основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… …   Энциклопедия культурологии


sociologicheskaya.academic.ru

Социальный бихевиоризм

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.

Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском университете, попытался учесть своеобразие обусловленности человеческого поведения в своей концепции, названной социальным бихевиоризмом.

Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные «роли». Таким образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя принимает. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Мида называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет по-другому, чем ребенок, которого «сдали» в школу только по тому, что это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры, как это потом придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль – ребенка в своей семье. Теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать произвольность по ведения, овладевать теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет МИД, «обобщенный другой», т.е. правило, которое дети должны выполнять. Понятие «обобщенный другой» было введено Милом для то го, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной жизни. C его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им отклониться от нормы.

Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так, Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Согласно этому мнению, возможно, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. В настоящее время это широко распространенное мнение считается спорным. (Тем более, что ряд исследователей доказывают невозможность воспитания и развития детей без каких-либо фрустрационных ситуаций. Так, подсчитано, что ежедневно каждый ребенок до школьного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в семье и в детском саду, но только небольшое число этих фрустраций могут привести к агрессивному поведению.)

Большое значение имеют и работы Ф.Петермана, А.Бандуры и других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм. Необходимо отметить, что исследования ученых этой школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.

Список литературы

М.Г.Ярошевский. Социальный бихевиоризм

mirznanii.com

Социальный бихевиоризм Дж. Мида | PSYERA

Джордж Мид — американский философ, социолог, психолог, заложил основы символического ин-теракционизма в социальной психологии. Основной труд — «Сознание, личность и общество» (1934).

Основные положения социального бихевиоризма:
• психическое должно объясняться в терминах объективно наблюдаемого поведения;
• движения человека в группе превращаются в «значимый жест» или символ. Выразительное движение у человека, будучи обращено к другому индивиду с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у того, кто ее производит;

• люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R),T.e. S ->I -> R;
• человек обладает личностным «Я» (self), т.е. может служить объектом для своих собственных действий;
• все, что человек осознает, он обозначает для себя, т.е. человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер;
формирование значений имеет первостепенную важность по двум причинам:
а) сформировать значение чего-то — значит, выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или превратить это в объект. Объект, т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула. Это отличие заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как субъект сам конструирует свои объекты;
б) действия индивида не просто протекают, а конструируются или строятся. Какие бы действия не предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия. Он должен определить, что хочет сделать и как он должен это сделать; он должен отметить для себя различные условия — те, которые могут быть полезны для его действия, и те, которые могут помешать его действию; он должен принимать во внимание требования, ожидания, запрещения и угрозы, которые могут возникнуть в каждой конкретной ситуации;
• формирование значений — это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;
• процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;
• групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других, выясняя, что они делают или что они собираются делать, т.е. выясняя значение этих актов. Это происходит при помощи принятия человеком роли другого лица, либо роли группы («обобщенного другого»). Принимая подобные роли, индивид стремится определить намерение или направление действий других. Именно таким образом происходит групповое действие в человеческом обществе;
• человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я» (self) и которые сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации ситуации, в которой он действует; групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий, при помощи интерпретации и принятия во внимание действий друг друга;
• любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;
• «Я» человека — продукт социального взаимодействия с другими людьми. Решающее значение при этом играет овладение ребенком системой символов и различными социальными ролями, чему способствуют, например, детские игры, а в дальнейшем — ролью «обобщенного другого» (т.е. ролью, принятой в определенном социальном сообществе). Высшей стадией социализации человека является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Таким образом, социальный бихевиоризм Дж. Мида вводит новые объяснительные категории в схему S -> I -> R, подчеркивающие социальную детерминацию поведения человека: символы, значения, интерпретации, роли, «обобщенного другого».

psyera.ru

БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — это… Что такое БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ?


БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • БИХЕВИОРИЗМ
  • БЛАГА

Смотреть что такое «БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — одно из ведущих направлений в амер. психологии и социологии, буквально наука о поведении. Методологич. предпосылками Б.с. явились принципы позитивизма, согласно к рым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В зарубежной… …   Российская социологическая энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ …   Толковый словарь по социологии

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behavior поведение) направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. методы изучения «внутреннего мира», «явлений… …   Философская энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (англ, behaviour, поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам… …   Новейший философский словарь

  • БИХЕВИОРИЗМ — (англ. behaviour поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой поведенческой парадигмы в социологии наряду с работами Тарда , Лебона и др. по формам… …   Социология: Энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ — совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой эмпирич. социоло гич. исследований. К.с.п. начала… …   Российская социологическая энциклопедия

  • поведение —         ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ —         основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… …   Энциклопедия культурологии


dic.academic.ru

БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — это… Что такое БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ?


  • БИФУРКАЦИЯ
  • БИХЕВИОРИЗМ

Смотреть что такое «БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — см. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — одно из ведущих направлений в амер. психологии и социологии, буквально наука о поведении. Методологич. предпосылками Б.с. явились принципы позитивизма, согласно к рым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. В зарубежной… …   Российская социологическая энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (от англ. behavior поведение) направление в психологии, сторонники которого полагают, что сознание доступно научному изучению только через объективно наблюдаемые акты поведения. Интроспекция и др. методы изучения «внутреннего мира», «явлений… …   Философская энциклопедия

  • БИХЕВИОРИЗМ — (англ, behaviour, поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой «поведенческой» парадигмы в социологии (наряду с работами Тарда, Лебона и др. по формам… …   Новейший философский словарь

  • БИХЕВИОРИЗМ — (англ. behaviour поведение) одно из ведущих направлений в психологии конца 19 начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой поведенческой парадигмы в социологии наряду с работами Тарда , Лебона и др. по формам… …   Социология: Энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ — совокупность теоретич. представлений, определяющих понимание предмета, области и задач социологии в рамках позитивистской социологич. ориентации (гл.обр. в США) и являющихся общетеоретич. основой эмпирич. социоло гич. исследований. К.с.п. начала… …   Российская социологическая энциклопедия

  • поведение —         ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КОНЦЕПЦИИ —         основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… …   Энциклопедия культурологии


sociology_dictionary.academic.ru

Бихевиоризм и необихевиоризм | PSYERA

Сторонники поведенческой теории не дали четкой формулировки психологической структуры личности. Да и вряд ли это могло быть в силу теоретической базы данного научного направления, фактически отвергавшего необходимость изучения психических механизмов человека. По мнению ранних («чистых») бихевиористов, следует отказаться от понятий «сознание», «психическое состояние», «разум», «содержание», как отказались от изучения понятия души. Эти понятия потеряли для научной психологии всякий познавательный смысл. «Психология должна полностью изгнать из употребления термин «сознание», — говорил Дж. Уотсон. Законы человеческого поведения следует изучать через такие его составляющие, как мышечные движения и секреция желез. Именно они составляют истинный предмет изучения психологии. Ощущение, восприятие, мышление, волю, эмоции, инстинкты и все поведенческие акты, будь то игра в бейсбол или подергивание колена, можно свести к этим составляющим. И делать это можно через анализ совокупностей пар «стимул — реакция» с последующим разложением их на более элементарные составляющие. Так психология оказалась «бессознательной», без психики.

Стремясь усовершенствовать бихевиоризм, некоторые психологи утверждали, что наряду с факторами научения поведение человека обусловлено его реакцией на свои внутренние побуждения (потребности), цели и внешние воздействия. Такой позиции придерживался, например, Э. Холт. Предпринимались попытки увязать в рамках бихевиоризма эффективность научения с массой коры головного мозга. Так появился известный «закон действия массы» К. Лешли. Этим законом автор опровергал утверждение классического бихевиоризма о том, что поведение можно рассматривать как простую сумму условных рефлексов.

Э. Толмен описание поведения личности осуществлял через учет пяти независимых переменных (воздействие внешнего мира, побуждение индивида, наследственность, возраст, предшествующее обучение), В концепции автора формула бихевиоризма приобрела вид: S -» О -» R.

Между стимулом S и реакцией R появилось множество ненаблюдаемых факторов («промежуточных переменных») О, которые характеризуют внутренние процессы, возникающие в личности под влиянием внешних стимулов 5. Измеряя переменные S и R, молено описывать внутренние (ненаблюдаемые) состояния личности О. Однако трудность заключена в необъятности того объема данных, которые надо получить для описания хотя бы одного состояния личности.

Не нашлось места сознанию и цели в психологической структуре личности К. Халла. В качестве основного стимула, создающего основание для изменения поведения (но не направляющего это поведение), здесь принято побуждение. Оно придает личности психическую энергию, ассоциируется с потребностями личности. Формирует цель и направляет поведение индивида к ней лишь окружающая среда. Развитие личности базируется на научении согласно закону о первичном подкреплении: если при повторении одного и того же процесса «стимул — реакция» наблюдается снижение потребности организма, то вероятность такой же реакции на очередной стимул возрастает. Другими словами, многократное повторение подкрепления усиливает связь S -» R. Личность как бы приобретает силу привычки (потребность «уступает» место условному рефлексу). В этой связи научные результаты, полученные автором, названы теорией снижения потребностей. Любое побуждение * можно вызвать у индивида (и измерить количественно) через понятие депривации (потери чего-либо желаемого). Например, голод можно измерить продолжительностью лишения человека пищи, а увлеченность чем-либо — временем лишения желаемых удовольствий.

Механизм подкреплений заложен в психологическую структуру (подразумеваемую) личности и у Б. Скиннера (см. подраздел 1.2.2). Специфика позиции заключена лишь в обращении к поведению оперантного типа, которое, по мнению автора, наиболее характерно для повседневной жизни личности.

Основываясь на позиции А. Бандуры как представителя социально-бихевиорального направления, формулу бихевиоризма можно переписать в таком виде: S -» К -» R, где К — промежуточный механизм, включающий когнитивные процессы. Именно им принадлежит решающая роль в развитии личности, реализуемом путем изучения чужого опыта («усвоения чужих моделей поведения»). Наблюдая других, индивид дает когнитивную оценку их поведению и тем самым формирует собственную личность. Таким образом, в психологической структуре личности появляется способность индивида прогнозировать, оценивать и контролировать поведение других людей. Эти и подобные им средства научения получили название «косвенных подкреплений». Важно, что в рамках своего подхода автор ввел понятие «эффективность личности» как совокупность чувств компетентности, самоуважения и самооценки личности, позволяющих преодолевать жизненные препятствия и модифицировать нежелательные схемы своего поведения.

Д. Роттер, другой сторонник социального научения (социального бихевиоризма), представлял поведение личности как результат ее субъективных переживаний, ожиданий внешних подкреплений. Последние появляются благодаря когнитивным процессам: индивид предполагает получение определенного подкрепления и на основе этого корректирует свое поведение. Вместе с тем автор подчеркивал, что источник подкреплений может находиться как внутри индивида, так и вне его. В первом случае о человеке говорят, что у него внутренний локус контроля и он склонен рассматривать свое поведение как результат своих усилий и способностей. Во втором — о внешнем локусе контроля, при котором индивид перекладывает ответственность за свое поведение на внешние обстоятельства.

Как следует из вышеизложенного, все представители бихевиористского направления в основу личности положили внешние проявления поведения, оставив внутренние (сознание, подсознание) без должного внимания.

psyera.ru

Бихевиоризм в психологии

Личность человека являет собой соединение различных реакций, связанных с его поведением и присущи они индивидуально каждому человеку. Именно так в психологии с точки зрения бихевиоризма следует определять внутреннее «я» каждого. Так, это направление в 20 ст. определило облик психологии США. Его основатель Дж. Уотсон главное бихевиористическое правило сформулировал как «Поведение — главный предмет изучения психологии».

Бихевиоризм — поведенческая психология

С точки зрения учений бихевиоризма анализирование поведения должно основываться лишь на объективности, ограничиваясь только внешними реакциями, а потому отрицается все то, что происходит внутри человека (к примеру, его сознание). Бихевиоризм придерживается принципа, что в психологии с максимальной точностью изучить можно те реакции, стимулы, что исходят от внешних действий личности, а также ситуации, порождающие полученные реакции. Главная его задача — определение предположительного стимула по реакции и предсказание конкретной реакции, опираясь на данные об этом стимуле.

С точки зрения этого психологического направления человек есть все то, чем он владеет и его возможности, способности, помогающие приспособиться к окружающей среде.

Считается, что каждого индивидуума можно с легкостью, скажем так, перепрограммировать на определенный стиль поведения. Для этого достаточно лишь менять и подкреплять конкретные стимулы, потому как личность — существо, что реагирует на соответствующие реакции, действия, поведение.

Важно отметить, что последователь основателя данного направления в психологии Скиннер, развил главную концепцию бихевиоризма. Он доказал, что каким бы ни было поведение, оно определяется своими же последствиями. Исходя из этого вытекает, что каждый человек зависим от среды, в которой находится на данный момент, а потому, как ему кажется, он способен на свободу действий, но эта свобода является иллюзией.

Бихевиоризм в социальной психологии

Уже в 70-х гг. концепции бихевиоризма подвергаются небольшим изменениям и предстают в социальных теориях. Так, они гласят, что поведение следует описывать с точки зрения следующего:

  1. На поведение индивидуума,в первую очередь, влияет то, что можно назвать его «локусом» контроля, в результате которого он или считает себя подневольной личностью, пешкой, или чувствует, что достигнуть поставленных целей можно посредством собственных усилий.
  2. Поведенческий потенциал каждого человека являет собой совокупность действий, реакций, что формируются на протяжении всей его жизнедеятельности.
  3. На поведение каждого из нас влияет характер самой личности.

В свою очередь поведенческий потенциал состоит из следующих поведенческих реакций:

  • агрессивная реакция, физическая агрессия и чисто символические ее формы: сарказм, направленный против другого;
  • поведенческие реакции, что сфокусированы на достижение поставленных целей, успеха;
  • защитные реакции: обесценивание, отрицание, подавление проявления желаний и пр.;
  • адаптационные поведенческие и реакции приспособления;
  • техника избегания: отдых, уход и пр.
Бихевиоризм и необихевиоризм в психологии

Если главной формулой бихевиоризма есть «стимул, после которого непременно будет реакция», то необихевиоризма гласит, что за стимулом не заставит себя ждать потребность любого организма (во сне, пище, сексе и пр.), а уж потом реакция.

Согласно учениям необихевиоризма, поведенческие реакции человека определяют его ожидания, прошлый опыт, гены, обстоятельства. Адекватно, объективно оценить поведение личности можно, рассмотрев все эти факторы как единое целое.

 

kak-bog.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *