Работа учителя | Работа детей |
I. Организационный момент. (Презентация) Приветствие, проверка отсутствующих учащихся.д.з Создание позитивного настроя. (Слайд 1) | Дети занимают свои места в классе. |
II. Постановка цели и задач урока.
Актуализация темы. (слайды 2-3) Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о социальном взаимодействии и в первую осередь о социальном конфликте.Тема соответствует программе, входит в кодификатор ЕГЭ В течение урока нам предстоит:
| Записывают тему урока и домашнее задание |
II. Промежуточная диагностика
(повторение изученного) Приложение
2. — Мы продолжаем работать с тестами 1 и2 на бланках ЕГЭ с целью отработки навыков верного выполнения заданий. Не забывайте о правилах заполнения бланков. — Время на выполнение задания истекло, возьмите цветную ручку и проверяем выполнение заданий. (слайд 4-6) Проверка Части 1 и 2 (Работа парами:взаимопроверка) (часть 1 — взаимопроверка, часть 2 (задания 25,26) — выборочный) задания 25 проверка задания 26 проверка Как видно из ваших ответов процесс социализации невозможен без социального взаимодействия… Дополните схему по типам социального взаимодействия…. (слайд 7-10) В рамках форм социального взаимодействия мы говорим о сотрудничестве и соперничестве.Что мы рассматривоем под соперничеством? (конкуренция и конфликт) | 5 мин. Индивидуальная работа Дети выполняют задания на бланках ЕГЭ Взаимопроверка и исправление ошибок Работа в парах Дают опр. Сотрудничество и соперничество |
III. Изучение нового материала. 30 мин. 1. Учитель: Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему. Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели? Что тогда? Возможные варианты ответов учащихся: применить силу, уступить, договориться и.т.п. Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликтам. (СЛАЙД 11) Вот мы и подошли вплотную с вами к теме нашего урока “Социальный конфликт” Конфликт — это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов Учитель: А что же такое “социальный конфликт”? Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов | 30 мин.
Дают опр. конфликт, Записи в рабочем листе |
Проблемное задание:Какова роль
социального конфликта в жизни общества и
человека? (СЛАЙД 12) План:
Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают попробуем решить проблему выхода индивида из конфликтной ситуации. Дома вы поработаете с пар.16, заданием 28,29 из рабочего листа Чтобы лучше усвоить новый материал и успешно его закрепить, в ходе урока вы будете самостоятельно заполнять опорный конспект, а в этом нам поможет работа с презентацией. | Делают записи в рабочем листе, затем сверяют со слайдом и при необходимости дополняют |
(СЛАЙД 13) Упражнение 4. Упражнение
“Руки” Педагог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. (По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится). Обсуждение:
| Выполненяют упражнение
Ответы детей |
Учиель: В ответ на (агрессию)
раздражение мы подсознательно начинаем
сопротивляться, т.е. раздражение рождает
конфликт, агрессию. Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). -Наши обида, плохое настроение, оказывают влияние на наше состояние. Так происходит и в обществе – эти же чувства приводят к состоянию социального напряжения. Понятие социальной напряженности – высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному. | Делают записи в рабочем листе |
(СЛАЙД 14) Упражнение “На мостике”. Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же как и вам необходимо перебраться на другой берег. Выходят 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка. Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть. Упражнение повторяется еще раз с другими участниками (желательно попросить выполнить это упражнение разных по темпераменту ребят) Выполнение упражнен |
urok.1sept.ru
Тема 11. Социальные конфликты План:
1. Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации.
2. Основные концепции конфликта.
3. Структура и функции конфликта.
4. Типы и уровни социального конфликта. Разрешение конфликта.
5. Формы проявления конфликта в экономике, политике, социальной и духовной жизни общества.
Вопросы для коллективного обсуждения
Возможно ли общество без конфликтов? Аргументируйте свой ответ
Почему конфликты усиливают внутригрупповую солидарность, а не разъединяют группу еще больше?
Каким способом разрешаются конфликты? Приведите примеры.
К каким видам конфликта вы отнесете:
а) шахтерские забастовки,
б) политические перевороты,
в) акции гражданского неповиновения,
г) ссору из-за границы садового участка между садоводами и председателем кооператива,
д) жалобу жильцов в ЖЭК на протечку крыши дома?
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте наиболее распространенный тип конфликта в молодежной среде
2. Охарактеризуйте наиболее распространенные виды конфликтов в современной России.
Литература
Основная:
Анурин В. Ф. Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. — М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.
Зборовский Г. Е. Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 «Социология» / Г. Е. Зборовский. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Гардарики, 2004.
Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. — М. : ИНФРА-М, 2005.
Рачков-Апраксин В. П. Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. — Мурманск, 2006. — 376 с.
Дополнительная:
Зонова Т.В. Конфликты или консенсус: дипломатия как средство достижения мира / Т.В.Зонова// Общественные науки и современность. 2003, № 1. С. 122-129.
Милецкий В.П. Конфликты и социальный порядок / В.П.Милецкий// Социс, 2003, № 7. С. 151-152.
Нагайчук А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики / А.Ф.Нагайчук // Социс, 2006, № 3. С. 48-53.
Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций / И.Н.Шило // Социс, 2000, № 10. С. 27-30.
Тема 12. Массовые действия и социальные изменения
План:
Массовые действия: понятие, классификация.
Социальные движения: понятие, функции, виды.
Современные молодежные движения.
Вопросы для коллективного обсуждения
Как вы считаете, что относится к основным формам массовых действий?
Дайте определение понятие «Социальное движение».
Какова роль события на формирование мнений?
Задание для самостоятельной работы
Дайте определение понятия «аномия». Кто впервые ввел его в научный оборот?
Найдите и прокомментируйте наиболее известные примеры массовых действий в России (исторические и современные).
Литература
Основная:
Анурин В. Ф. Общая социология : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Анурин. — М. : Академ. Проект, 2003. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник. М.: Гардарики. 2004.
Зборовский Г. Е. Общая социология : учебник для студ., обуч. по спец.020300 «Социология» / Г. Е. Зборовский. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Гардарики, 2004.
Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. — М. : ИНФРА-М, 2005.
Рачков-Апраксин В. П. Введение в социологию : учебник для студ. вузов / В. П. Рачков-Апраксин. — Мурманск, 2006. — 376 с.
Дополнительная:
1. Погосян Г.А. Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений / Г.А.Погосян // Социс. 1994. № 3. С. 190-192.
2. Яницкий О.Н. Сети социальных движений в России / .Н.Яницкий // Общественные науки и современность. 2010. № 6. С. 52-62 .
3. Козырев Г.И. Социальные процессы и изменения / Козырев Г.И. // Социс. 2005. № 3. С. 113-119.
4. Ищенко В. Проблема идеологии в социологии общественных движений / В.Ищенко // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. №. 3. С. 188-201.
studfiles.net
3.7 Социальный конфликт
Видеоурок:
Лекция:
Социальный конфликт
Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.
Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп.
По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.
Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и
Предметом социального конфликта является какой — либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причины лежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия. Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой — либо незначительный повод, возникающий случайно или созданный специально.
Последствия социального конфликта
Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если
- информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
- стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
- усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.
Негативными сторонами конфликта являются
создание стрессовых ситуаций;
дестабилизация социальной жизни;
отвлечение от решения своих должностных задач.
Виды социального конфликта
Виды социальных конфликтов | |
По продолжительности | кратковременный, долговременный и затяжной |
По частоте | разовый и повторяющийся |
По уровню организации | индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный |
По типу отношений | внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный |
По содержанию | экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др. |
По факторам | рациональный и эмоциональный |
По степени открытости | скрытый и явный |
По форме | внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми) |
Этапы социального конфликта
В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:
Начинается конфликт с предконфликтной ситуации, состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение.
Далее следует этап собственно конфликта. Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение.
Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.
Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.
Способы урегулирования социальных конфликтов
Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:
- Избегание — уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).
- Компромисс — решение проблемы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.
- Переговоры — мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.
- Посредничество — привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.
- Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные конфликты и пути их разрешения»
Интеллект-карта по обществознанию №41
👩🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 здесь или 👉 здесь
Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!
cknow.ru
Составте план на тему социальный конфликт
Часть 1.А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?
1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую
А2. Социальное неравенство проявляется в:
1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении
3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода
А3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:
1) совместная деятельность 2) общие политические взгляды
3) общий быт 4) общая цель
А4. Принадлежность к семье Ф. предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:
1) экономическую 2) социального контроля
3) эмоционально-психологическую 4) социально-статусную
А5. Найдите и укажите социальную группу,«выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.
1) латыши 2) католики 3) эстонцы 4) литовцы
А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4)молодежь
А7. В перечне социальных групп лишним являются:
1) сословия 2) касты 3) классы 4) партии.
А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
1) политический; 3)профессиональный;
2) социально-классовый; 4) территориальный.
А8. К достигаемому статусу человека не относится:
1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.
А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это:
1) род 2) сословие 3) семья 4) элита
А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:
1) военнослужащего срочной службы;
2) депутата городской думы;
3) учащегося средней общеобразовательной школы.
4) потребителя услуг мобильной связи.
А11. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей 4) особенность политической системы.
А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:
1) выпускник профессионального колледжа; 3) футбольный болельщик;
2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий — контрактник
А13. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
1) Москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы
А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А16. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья регулирует поведение членов семьи.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Там еще задания во вложениях
schoolmaks.ru
План социальный конфликт и его разрешение — New-Advocat.Ru
Запись на стене
Уважаемые абитуриенты! Предлагаю вашему вниманию варианты ответов на часть С на тему социального конфликта.
С.5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
Примерный ответ:
Социальный конфликт — разновидность социального взаимодействия, при котором происходит столкновение интересов, ценностей, целей различных социальных групп, слоев, наций. Социальный конфликт играет важную роль в разрешении общественных противоречий. Наиболее трудноразрешимыми являются конфликты относительно ценностей (например, межэтнические или религиозные социальные конфликты)
С.6. Приведите три примера положительного влияния социального конфликта на общественное развитие.
Примерный ответ:
1.Социальный конфликт обращает внимание на проблему, значимую для тех или иных социальных групп (например, проблему низких зарплат, пенсий)
2. Социальный конфликт способствует разрешению противоречий, сложившихся в обществе (например, противоречия между аритсократией и буржуазией разрешились посредством революций, что открыло новые политические и социально-экономические перспективы для государств и народов)
3. Социальный конфликт способствует выработке наиболее оптимальных форм социальной организации (например, острый конфликт между рабочими и работодателями в кон XIX нач XX в. способствовал разработке прогрессивных трудовых правовых норм)
С.8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный конфликт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах
Примерный ответ:
1. Понятие социального конфликта
2. Виды социальных конфликтов
а. политические
б. экономические
в. религиозные
г. межетнические
3. Разновидности социальных конфликтов по пространственному охвату
а. локальные
б. национальные
в. глобальные
4. Способы разрешения конфликтов
а. достижение компромисса (заключение мирного договора, соглашения)
б. насильственное подавление (военная победа)
new-advocat.ru
I.Организацион- ный момент II. Опрос III.Изучение нового материала 1. Социальное взаимодействие, его структура. 2. Конфликт. Этапы развития конфликта. 3. Способы разрешения конфликта. Вывод ( комментарий учителя) IV. Закрепление V.Домашнее задание. Подведение итогов | Постановка цели урока Индивидуально, письменно Эпиграф урока: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» А. де Сент-Экзюпери Учитель сообщает: Социальное взаимодействие равнозначно понятию «социальное поведение». Это любое действие, поступок, акт в системе человек – человек. При этом человек выступает как представитель большой социальной группы, имеющий определенный круг прав и обязанностей; каждый из них использует социальные символы и значения в соответствии со своей социальной ролью и конкретной ситуацией. Учитель предлагает проиграть социальное взаимодействие в следующей ситуации: (утро, переполненный автобус, пассажиры. кондуктор.) Далее учитель перечисляет три основные формы взаимодействия ( кооперация, конфликт, конкуренция ) Высказывание суждений — Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? — Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? — Могут ли люди обходиться без конфликтов? Учитель сообщает: В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновения, серьезное разногласие, спор». Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Первая группа учащихся объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»? Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация». Третья группа определяет значение выражения «инцидент». Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс». Учитель сообщает: Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтологии. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (см. приложение №1). Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения). Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе. Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. Конфликт как социальное явление имеет ряд существенных признаков: — всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их; — всегда есть объект(предмет) столкновения; — по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента; — каждый субъект имеет личностный смысл в конфликте. Конфликты можно разделить на определенные группы: — по содержанию — по длительности — по объему — по источнику возникновения — по форме — по сферам общественной жизни Разновидностями являются национальные и межнациональные конфликты — Дайте классификационную характеристику конфликту между Сербией и Косово. Конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтных сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Конфликт как процесс имеет определенные стадии: 1)конфликтная ситуация – это обстоятельства, сталкивающие противоположные интересы субъектов и являются предпосылкой для развития конфликта. 2) Инцидент – происходит столкновение интересов, обострение противоречий. 3) Разрешение конфликта Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным. (По ходу рассказа появляется модель конфликта . См. приложение №2). Прошу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Ролевая игра «Контакты и конфликты». (приложение 3) Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях? Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра — оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента. Проводится анкетирование (приложение 4)
Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов Учитель просит учащихся всегда помнить ЗАКОН ЖИЗНИ: правда. Фронтально устно, повествование 1. Дайте определение понятиям: взаимодействие, кооперация, противоречие, девиантное поведение. 2. Какими признаками обладает конфликт? 3. Чем отличаются национальные конфликты от межнациональных? 4. Как проходят стадии развития конфликта? 5. Какие существуют способы разрешения конфликта? Конспект, учебник стр. 203 – 225, повторить термины. Выставление оценок за урок
| Внимательно слушают. Подготовка рефератов «Семья и брак» Анализ эпиграфа Запись определения в тетрадь Учащиеся разыгрывают ситуацию Запись в тетрадь Приводят соответствующие примеры Высказывают собственное суждение по поводу высказывания философа в контексте темы урока Работа по карточкам (индивидуально устно) (приложение 1) — Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. — Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. — Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют предательства и войны. — Молодежь – понятие не только возрастное, но и социальное. — Проанализируйте поведение разных групп молодежи в соц. взаимодействии современного российского общества. (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п.) (Поиски истины, открытия, самоутверждения и т.п.) Учащиеся дают короткие ответы на вопросы. Высказывания не оцениваются и не обсуждаются. Работа в группах Запись в тетрадь Ответ учащегося: приспособление. Ответ учащегося: избегание. Ответ учащегося: сотрудничество. Ответ учащегося: соперничество. Запись в тетрадь Сообщение учащихся о национальных и межнациональных конфликтах Отвечают на вопрос в виде сообщения ( Это конфликт долгосрочный, региональный, объективный, насильственный, регрессивный, политический, межнациональный государственно-правовой) Заполнение схемы Работа по карточкам Ученики разыгрывают заранее подготовленные ситуации. Разделяются на группы по 6 человек. Каждая группа получает карточку с заданием Работают с тестовыми заданиями Слушают учителя, делают выводы. Отвечают на вопросы Запись домашнего задания в тетрадь |
nsportal.ru
Тема 5 Социальное взаимодействие План Социальный конфликт
Тема 5. Социальное взаимодействие
План Социальный конфликт 2. Социальная группа 1.
Виды конфликтов Социальный Внутриличностный
Социальный конфликт Наиболее острый способ зарождения, развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями по отношению друг к другу
Внутриличностный конфликт Выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения
Этология Наука о поведении животных и социобиологии Конрад Лоренц австрийский зоопсихолог, один из основоположников этологии http: //www. klex. ru
Виды конфликтов у животных Межвидовые Внутривидовые
ЭВОЛЮЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА (А. Анцупов, 1992) Жизнь человека определяется нашим бессознательным и подсознанием в той же, если не в большей степени, чем сознанием В конфликтах и стрессовых Влияние бессознательного и ситуациях бессознательное и подсознания на жизнь человека подсознание влияют на гораздо значительнее, чем это поступки человека намного кажется на обыденный взгляд НАДСОЗНАНИЕ сильнее, чем в обычных СОЗНАНИЕ ситуациях ПОДСОЗНАНИЕ Г БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (инстинкты) БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ инстинкты эмоции интеллект ОКОЛО 500 МЛН. ЛЕТ 500 ТЫС. ЛЕТ 5 ТЫС. ЛЕТ ПРИМЕРНОЕ ВРЕМЯ РАЗВИТИЯ сверхспособности, духовность t э. с. ≈ 0, 001 э. п. t э. с. – время эволюции сознания t э. п. – время эволюции психики
Время эволюции психики человека Подсознание 500 млн. – это эволюция всей психики 50 млн. – это эволюция подсознания 100 см (1 м) – это эволюция всей психики 50 млн : 500 млн = 0, 1 100* 0, 1 = 10 см (подсознание) Сознание 500 млн. – это эволюция всей психики 500 тыс. – это эволюция сознания 100 см (1 м) – это эволюция всей психики 500 тыс : 500 млн = 0, 001 тысячная 100*0, 001 = 0, 1 см 1 мм (сознание) Подсознание 10 см 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Сознание 1 мм
Модульный социотест А. Я. Анцупова, который позволяет Определить насколько точно руководитель представляет положение дел в возглавляемом коллективе Доктор психологических наук, профессор Анатолий Яковлевич Анцупов Выявить ранг каждого работника в коллективе Количественно оценить общий характер взаимоотношений Выявить тенденции в динамике взаимоотношений Выявить неадекватное представление работников о самих себе Скорректировать самооценку сотрудника
ФИО 1. Иванов 2. Петрова 3. Сидоров Модуль 1. Моё отношение Модуль 2. Отношение ко мне
Модуль 1. Моё отношение ФИО 1. Иванов 2. Петрова 3. Сидоров Иванов Петрова Сидоров
Конфликтоустойчивость Способность человека оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми
Компоненты конфликтоустойчивости — эмоциональная устойчивость — волевой компонент — познавательный компонент — мотивационный компонент — психомоторный компонент
Причины конфликта
ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ОБЪЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ТИПИЧНЫЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ конфликтогенные характеристики материальной среды обитания человека (климатические и др. ) естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения противоречий недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовных благ стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий и др.
ТИПИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ Структурноорганизационные несоответствие структуры организации требованиям деятельности Личностнофункциональные несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности Функциональноорганизационные неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой Ситуативноуправленческие принятие руководителями ошибочных или конфликтных решений в процессе выполнения конкретных задач
РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ С С Р Р М М Партнер Б Партнер А С – старший, Р – равный, М — младший ролевое взаимодействие несбалансировано
Несбалансированное ролевое взаимодействие Э. Берн Транзактный анализ Р – родитель В – взрослый Рб -ребенок
Жена обращается к мужу: «Я ПОРЕЗАЛА ПАЛЕЦ» 1 в 2 в 3 в Р Р Р В В В Рб Рб Рб Ж М Ж М
ПОТЕРИ И ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ КАК ПРИЧИНА КОНФЛИКТА 7 6 4 5 3 ГОВОРИТ 2 1 ДУМАЕТ СЛЫШИТ ОЦЕНИВАЕТ ДУМАЕТ 1 — недостаток словарного запаса для вербализации своих мыслей и чувств; 2 — недостаток времени для высказывания всего того, что думает; 3 — избыток информации в психике на уровне бессознательного; 4 — оппонент А не все из того, что думает, считает возможным и нужным говорить; 5 — оппонент Б просто не слушает часть информации; 6 — искажения из-за полного или частичного непонимания полученной информации; 7 — искажения из-за разной информированности о проблеме, отношения к ней и оппоненту.
ПЯТЬ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИДЕАЛ» — ИДЕАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОЦЕНИВАЮЩЕГО «НОРМА» — ТРЕБОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 5 4 «ЦЕЛЬ» — ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 «РЕЗУЛЬТАТ» — РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ОЦЕНИВАЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА МОМЕНТ ОЦЕНКИ 2 1 «НАЧАЛО» Степень решения проблемы СТЕПЕНЬ РЕШЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ В АНАЛОГИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ЛУЧШИХ, СРЕДНИХ, ХУДШИХ) «ДРУГИЕ» — — СТЕПЕНЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В НАЧАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологическая несовместимость 4 уровня психофизиологический (запахи, вес, рост, телосложение, невербальные проявления, психосексуальная несовместимость мужчины и женщины) индивидуально-психологический (неудачное сочетание темпераментов и характеров) социально-психологический (противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности) социальный (несовпадение мировоззрения, убеждений, идеологических установок, религиозных предпочтений, образовательная, социальная принадлежность)
Личностные причины конфликтов Субъективная оценка поведения партнера как недопустимого Недостаточная соц. -психол. компетентность Низкая конфликтоустойчивость Плохое развитие эмпатии Неадекватный уровень притязаний Холерический тип темперамента Акцентуации характера
Стратегии выхода из конфликта 1. 2. 3. 4. 5. Соперничество Компромисс Приспособление Избегание Сотрудничество
Функции конфликта
Виды функций 1. Конструктивные функции конфликта по отношению к личности 2. Конструктивные функции конфликта по отношению к социуму 3. Деструктивные функции конфликта
Периоды конфликтов Латентный период (предконфликт) Открытый период (конфликт) Послеконфликтный период
Латентный период предконфликт) 1. Возникновение объективной проблемной ситуации: противоречие между субъектами, которое неосознанно, ситуация хар-ся как проблемная 2. Осознание объективной проблемной ситуации: понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия 3. Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами: убеждением, разъяснением, просьбами, информированием 4. Возникновение предконфликтной ситуации: действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза, а как непосредственная
Открытый период (собственно конфликт) 1. Инцидент: первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу 2. Эскалация: резкая интенсификация борьбы оппонентов 3. Сбалансированное противодействие: интенсивность борьбы снижается, стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата 4. Завершение конфликта: переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта Формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт
Послеконфликтный период 1. Частичная нормализация отношений происходит, когда не исчезли негативные эмоции. Этап характеризуется переживанием, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия. 2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, участие в совместной деятельности, установление доверия
Периоды конфликтов Латентный период (предконфликт) Открытый период (конфликт) Послеконфликтный период
Характеристики стресса — это психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях — это реакция человека на трудную для него ситуацию (трудность – понятие субъективное)
Виды стресса — физиологический — психологический (информационный и эмоциональный) Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт
Вопрос 2. Социальная группа
Социальная группа Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других и воспринимающихся другими как члены этой группы
Функции социальной группы Социализация Инструментальная Экспрессивная Поддержка
Квазигруппа Это спонтанная, неустойчивая группа. Она может перерасти в социальную группу.
Виды квазигрупп 1. Социальные круги 2. Толпа 3. Аудитория
1. Социальные круги Группы, созданные с целью обмена информацией между их членами; группы дискутирующих людей
Виды соц. кругов Контактные круги (спортивные состязания, транспорт, очередь) Профессиональные круги (симпозиумы, встречи, совещания) Статусные круги (аристократы, бомжи, пенсионеры) Дружеские круги (компании, собирающиеся и осуждающие насущные проблемы)
2. Толпа Временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов
Виды толп Случайная (авария на дороге) Обусловленная (стадион) Экспрессивная толпа (танцы) Действующая толпа (бунт)
3. Аудитория Совокупность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим ее до группы (оратор в лекционном зале, СМИ)
I. По характеру взаимоотношений между членами группы
1. Первичные группы Группы, в которых социальные контакты носят интимный, личностный, всеобщий характер
2. Вторичные группы Группы, в которых социальные контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер
II. Группы по размеру
1. Малая группа Группа людей, объединенная общей целью, деятельностью, члены группы находятся в непосредственном межличностном контакте
Признаки малой группы 2 -3 человека (до 40) Групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля Конформизм – изменение мнения и поведения таким образом чтобы оно соответствовало мнению и поведению других людей
Виды малых групп
Метод изучения малой группы Социометрия Дж. Морено Отвечает на вопросы: — кто? — сколько? Не отвечает на вопрос: — почему?
2. Большие группы Свыше 40 человек Рациональные целеориентированные действия Контроль осуществляется сверху вниз
III. Группы по членству
1. Ингруппы То некоторое множество групп, которое индивид определяет как «свое»
Признаки ингруппы Родственные отношения Свой социальный класс, слой Общие политические взгляды Общие интересы, единомышленники От ингруппы индивид ожидает признания, лояльности, взаимопомощи
2. Аутгруппы «Другие» — Ожидается враждебность — Менее дружелюбное отношение — Индифферентность
present5.com