Роль невербальной коммуникации современного человека.
Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации
Коммуникация в социальной жизни общества.
Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт с собеседником: получить нужную информацию, побудить собеседника к действию, удовлетворить психическую потребность в общении и т.д. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов составляет больший процент общения.
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.
Как показали проведенные исследования, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.
Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.
Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.
Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.
Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:
Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.
Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.
Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.
Основные виды невербальной коммуникации.
Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал. Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:
Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;
Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.
studfiles.net
Невербальная коммуникация: функции, средства, виды
Мы составная часть общества. Ежедневно люди во всех странах взаимодействуют друг с другом с помощью языкового общения и средств знаковой (невербальной) коммуникации. Это явление происходит в социуме с целью достижения разных намерений.
Наладить общение помогают невербальные компоненты коммуникации. Данное понятие характеризуется отсутствием речевых средств и использованием тела человека как инструмента коммуникационного взаимодействия.
Невербальная коммуникация и ее виды
Невербальное общение подразделяется на виды. Типология связана с тем, что, имея понятие о знаковых формах общения и их видах, гораздо проще понять себя и окружающих людей.
Знаковые коммуникации делятся на виды:
- Кинесика. К ней относятся жесты, телодвижения и позы. Их роль заключается в дополнении разных средств общения. Для системы невербальной коммуникации значение имеют позы, жесты, мимика и взгляд – главные кинесические элементы.
- Сенсорика – чувственное восприятие с помощью осязательных органов.
- Хронемика. Она подразумевает использование времени при невербальном общении.
- Проксемика. Она базируется на использовании межличностных отношений. Она делится на следующие виды:
- Личная.
- Интимная.
- Публичная.
- Социальная.
Невербальная коммуникация и ее средства
Невербальные средства коммуникации классифицируются в зависимости от использования разных каналов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного и тактильного чувства. Типология делит их на основные типы невербальной коммуникации, для которых характерны свои средства.
Акустическая система невербального поведения.
Для акустической системы невербального общения природа предусмотрела использование слуха оппонента и восприятие им звуковых колебаний. При этом речевой компонент общения не используется. Акустическая система включает в себя следующие виды общения:
- Паузы. Пауза – составляющая часть речи. Невербальная коммуникация использует ее для улучшения понимания речевой смысловой нагрузки, подчеркивая аспекты сказанного ранее. Во время беседы важно уметь пользоваться кратковременным молчанием, что позволит акцентировать внимание на высказывании и дать право выговориться оппоненту.
- Вздох. Смех. Плач. Кашель. Используются данные средства для выражения состояний и эмоций. Например: волнения, радости, обиды или сомнения.
Оптическая система невербального поведения
Кинесика – оптический канал восприятия. Общение происходит за счет зрительного контакта собеседников и передачи информации через органы зрения. Внутреннее состояние человека описывают жесты, поза и мимика. Типология оптической системы:
- Мимика. Мимикой называется комплексное движение лицевых мышц. Это происходит естественно под влиянием эмоционального состояния человека, но иногда может усиливаться специально для придания словам драматичности.
- Жесты. Это проявления состояния человека, демонстрирующие интенсивность переживаний. При эмоциональном перевозбуждении увеличивается количество разных непроизвольных движений рук и ног. Жесты делятся на самопроизвольные и искусственные. Первые выражают эмоции. Искусственные жесты иногда называют профессиональными, поскольку ими владеют люди разных специфических специальностей. Например: движение кисти дирижера, «язык глухонемых», жесты моряков.
- Поза. Презентация позиции тела характеризует состояние психики человека. Голова, тело и конечности одновременно подчинены скоординированным движениям. Причем человек принимает позу надолго, изредка корректируя ее. Люди, находящиеся в смятении, смущении или обиде, принимают закрытую позу. Подсознательно она помогает человеку защититься и скрыться от факторов, вызывающих отрицательные чувства. Открытая поза возникает у человека с оптимистичным настроем и бодрым настроением.
- Походка. Походкой называется привычный стиль и способ ходьбы. Зажатость или, наоборот, открытость сильно меняет походку. Уверенная энергичная походка указывает на человека с адекватной самооценкой. А зажато ковыляющий прохожий наверняка окажется закомплексованным и неуверенным в себе.
- Зрительный контакт. Во время разговора между людьми поддерживается контакт глазами. Таким образом, умение устанавливать зрительный контакт – главный навык, необходимый для разных ситуаций общественной жизни. Глаза дают человеку получать знания сразу из 5 источников:
- Изменение формы глаз из-за сокращения мышц. Определение изменений внешнего вида глаза, его строения, формы и выражения лица, создающего представление о человеке.
- Направление взгляда. Люди отводят взгляд в сторону, когда испытывают некоторые эмоции. Например: взгляд направлен вниз из-за обиды, огорчения или стыда.
- Моргание. Этот процесс становится интенсивнее при напряжении и чрезмерном переживании. Невербальная коммуникация позволяет это заметить.
- Размер зрачков. При возбуждении зрачки расширяются. Происходит это независимо от желания и воли человека. Сужение и расширение зрачков регулируется вегетативной нервной системой человека.
- Слезы. Иногда их также относят к функции вегетативной нервной системы. Однако у некоторых людей есть навык искусственного вызывания слез.
- Физиогномика. Физиогномикой называется метод определения типа личности человека, состояния его физического, психического здоровья и душевных качеств. Идентификация происходит благодаря анализу черт, понятию особенностей внешности и выражения лица. До сих пор доподлинно не известна природа появления физиогномики, но ученые со всего света доказывают или опровергают зависимость характера человека от типа его лица. Физиогномика включает в себя следующие формы:
- Этнологическая. Взаимосвязь внешности человека со временем года и окружающей средой.
- Геометрическая. Основные типажи лица делятся на 5 типов и 15 классов. Каждому из них присущи особенности характера.
- Мимическая. Физиогномическим признаком являются внешние выражения чувств. Жесты и мимика указывают на соответствующий тип личности.
- Астрологическая. Предписывает связь между чертами лица и небесными светилами.
Тактильно-кинетическая система невербального поведения
Такесикой называется коммуникативное общение посредством осязательных ощущений.
- Рукопожатие. Пожатие людьми рук друг друга – своеобразный жест, применяемый в момент приветствия или прощания. Рукопожатие выражает доброжелательность и открытость человека к дальнейшему общению. Отказ от пожимания руки расценивается признаком неприязни и агрессии.
- Поцелуй. Это понятие охватывает семью и общество в целом. Поцелуй выражает искреннее чувство любви и приязни между людьми. Он возникает между влюбленными. Такой поцелуй называется романтическим, он нежен и трепетен, а иногда страстен. Поцелуй между приятелями, друзьями или родственниками выражает симпатию и дружелюбность.
- Поглаживание. Поглаживания доставляют человеку приятные ощущения. Поэтому люди, дарящие поглаживания близким, выражают таким образом любовь и заботу.
- Похлопывание. Это жест, демонстрирующий одобрение или поддержку.
Ольфакторная система невербального поведения
Ольфакторная система базируется на человеческом обонянии. Анализу подвергаются все окружающие запахи.
К ольфакторной системе относятся:
- Запах тела. Определение запаха служит индикатором образа индивида. Об этом позаботилась сама природа. Понятие о человеке складывается исходя из особенностей запаха его тела. Благодаря природному обонянию людям удается жить социальной жизнью гораздо проще.
- Запах парфюмерии или косметики. Этот аспект касается исключительно женского пола. По выбранному аромату появляется понятие о вкусе, настроении и даже материальном достатке женщины.
Невербальная коммуникация и ее функции
Люди, беседуя друг с другом, утоляют свои потребности или достигают поставленных целей. Главная цель общения – коммуникативное взаимодействие человека с другим человеком. Для этого используются знаковые и языковые способы передачи и получения информации.
Функции невербального общения:
- Дополнение речевой коммуникации. Илья Наумович Горелов, российский филолог и психолингвист, утверждал, что знаковые средства общения тесно взаимосвязаны с речевой составляющей. Для составления полного впечатления о состоянии собеседника учитываются несловесные проявления общения. Поэтому общение с человеком исключительно посредством писем или других письменных носителей, не дает достоверно понять эмоции и чувства собеседника. Специфика невербальной коммуникации, в отличие от речевой, заключается в использование тактильных, слуховых, зрительных и обонятельных каналов получения информации.
- Регуляция межличностных отношений. Данная функция относится как к вербальному общению, так и к невербальному.
- Презентация эмоциональных состояний. Словом трудно выразить спектр возможных состояний и эмоций. Особенности невербальной коммуникации: жестикуляция, мимика или жесты. Благодаря этому возникает понимание себя и окружающих.
- Обмен ритуалами. Специфика невербального общения заключается в перенимании национальных особенностей одних народов другими. Благодаря этому развивается терпимость и толерантность в современных странах между различными культурами. Отличительная национальная черта, особенность или жесты удачно воспринимается другими людьми, выросшими и живущими в разных странах.
Специфика невербальной коммуникации дополняет устную речь. Благодаря синтезу речевой и знаковой коммуникации возникает цельная картина эмоционального состояния человека, что нужно для адекватного восприятия действительности.
yourspeech.ru
Невербальное общение: особенности, виды, функции, книги
Понятие невербального общения сформировалось в середине ХХ века. В настоящее время изучением неречевого поведения занимается преимущественно психология. Именно наука, работающая над исследованием человеческой психики, смогла найти ответы на многие вопросы, описать и классифицировать такое явление, как неречевая передача информации.
Что такое невербальное общение, его функции
Неосознанно, спонтанно употребляемые мимика, движения тела, позы, жесты во время общения называются невербальное поведение. Подобное поведение не маска, надетая человеком заранее, это часть его внутреннего мира, сама личность.
Невербальные коммуникации это осознанное использование жестов, принятых в определённой человеческой среде и культуре. Примером служит жест приветствия.
Невербальное общение подразумевает вид взаимодействия между людьми, основные компоненты которого при передаче информации, налаживании контакта, создании образа партнёра и влиянии на собеседника это невербальное поведение и невербальная коммуникация. В общении принимают участие такие компоненты, как: движения, язык тела, взгляд, интонации, прикосновения, внешний вид собеседника. Речь заменяется эмоциями, невербальные коды служат дополнением информации и составляют основы невербального общения.
Звуковые сигналы и знаки (азбука Морзе, оповещения гражданской обороны, язык программирования), мимика, жесты – это тоже способы и язык невербального общения.
Функции невербального общения
- Дополнение к сказанному.
- Невербальные сигналы иногда противоречат тому, что человек сказал.
- Мимика и жесты используются в качестве подчёркивания и подкрепления слов.
- Корректирование взаимодействий между людьми.
- Невербальные сигналы заменяют слова.
- Жесты, прикосновения, взгляды выделяют главные моменты в речи.
Работу подсознания, которую «выдают» невербальные знаки, контролировать невозможно. Чтобы скрыть собственные мысли нужно увеличить использование положительных невербальных средств, убрав отрицательные. Или намеренно заранее выработать жесты, делающие сказанное правдоподобным.
Невербальные способы общения, способные вызвать симпатию у собеседника:
- Ненавязчиво повторять движения тела, принимать позы, сходные с позами собеседника. В этом случае главное не переборщить, слишком активное копирование произведёт обратный эффект.
- Речь должна быть схожей с речью партнёра относительно громкости, темпа, интонации.
- По возможности синхронизировать собственные жесты и движения тела с двигательной активностью собеседника.
Компоненты взаимодействия представителей противоположного пола
- Кокетливая походка, прихорашивание на глазах у мужчины, демонстрируемые женщиной, свидетельствуют о готовности к флирту, как и расширенные зрачки, продолжительный взгляд (более 10 секунд).
- Стряхивание несуществующих пылинок мужчиной или большие пальцы в прорезях карманов (за поясом) брюк расскажут о готовности ухаживать за женщиной, которая заинтересовала.
- Интимный взгляд – когда собеседник скользит от глаз вдоль тела партнёра и обратно.
Подобные знаки подаются людьми неосознанно и говорят о взаимном влечении.
Типы и виды невербального общения
Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.
- Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
- Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
- Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.
Выделяют несколько типов невербального общения
- Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.
Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:
- Точность.
- Благозвучность.
- Сжатость высказываний.
- Ясность.
- Логичность.
- Простота.
- Богатство словарного запаса.
- Живость.
- Чистота.
- Правильность.
Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.
- Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.
Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.
Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах.
Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.
- Хронемика – время, которое занимает общение.
Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.
- Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
- Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
- Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.
Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.
- Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.
Особенности невербального общения между представителями разных национальностей
Невербальные сигналы имеют двойную природу: универсальные сигналы, которые понятны людям, живущим в разных странах и знаки, употребляемые в пределах одной культуры.
Межнациональные особенности невербального общения заключаются в том, что употребление невербальных средств жителями в разных странах различно. Их приходится изучать так же, как иностранный язык.
Межнациональные различия невербального общения проявляются:
- В жестах. Например, поднятый большой палец в Греции трактуется как «заткнись», в США и Англии человек с помощью этого жеста добирается до места автостопом либо хочет сказать, что у него всё в порядке. В странах Ислама левая рука считается «нечистой», потому нельзя давать деньги, еду или подарок этой рукой.
- Например, кое-где в Африке смех вовсе не признак веселья, как в странах Европы и Азии, это показатель замешательства или изумления.
- Активность жестикуляции. Итальянцы и французы жестикулируют много и энергично, в Японии подобная жестикуляция – признак агрессии.
- Культура тактильного контакта в разных странах также различна. Англичане крайне редко прикасаются друг к другу, в то время как латиноамериканцы контактируют подобным образом практически постоянно.
- Взгляд. В Японии пристально смотреть в глаза собеседнику нельзя, это расценивается как враждебность. В культуре европейских народов, если собеседник не смотрит в глаза, это считается признаком неискренности или проявлением застенчивости.
- В позах (положении человеческого тела). Известны примерно 1 тыс. поз, которые может принять тело человека. Из них некоторые закрепляются, другие – запрещены в некоторых странах.
- Внешний вид человека. Один и тот же костюм выдаст противоположную информацию о собеседнике в разных странах.
Зная язык и основы невербального общения представителей разных культур наладить взаимодействие, уловить колебания в настроении собеседника-иностранца труда не составит. В то же время, не зная тонкостей употребления невербальных средств людьми в разных странах легко невзначай обидеть представителя другой национальности.
Развитие навыков общения
Усовершенствовать навыки невербального взаимодействия поможет чтение. Книга, доклад или презентация, посвящённые теме коммуникации между людьми, расширят кругозор и обратят внимание на тонкости человеческого поведения, которые ранее ускользали из виду.
- Книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пола Экмана раскроет секреты, что главное в управлении поведением. Книга отличается занимательным и полезным содержанием, научит распознавать, оценивать, контролировать и корректировать эмоции.
- Книга «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», автором которой также является Пол Экман, поможет разоблачать ложь и правильно реагировать на неё. Книга богата примерами микровыражений и микрожестов, знание которых поможет вывести обман на чистую воду. Полезна для чтения всем, кто не хочет стать жертвой манипуляций или лжи.
Презентация или доклад в составе тренингов, посвящённых общению и невербальной коммуникации, содержит максимум полезной информации в сжатой форме. Они кратко и красочно объяснят суть неречевой коммуникации, наглядно продемонстрируют позы, жесты и расшифруют их значение, обратят внимание на важнейшие невербальные средства. Специальная литература, игры и упражнения в ходе тренинга помогут развить навыки неречевого взаимодействия с окружающими, понять закономерности общения.
Развивающие упражнения в виде коллективной игры
- «Подарок». Во время игры каждый игрок вручает подарок, стоящему слева от себя участнику. Сделать это нужно так, чтобы получающий понял, что ему дарят, но объяснить можно только с помощью невербальных средств (мимика, взгляд, язык тела). Цель игры – развить навыки невербальной коммуникации.
- «Всеобщее внимание». Всем участникам даётся задание привлечь внимание окружающих. Сложность состоит в том, что это проделывается одновременно. Цель игры – научить соединять невербальную и вербальную составляющие взаимодействия, расставлять нужные акценты с помощью разных средств общения. Кому удалось выполнить задачу? С помощью каких средств? Какое средство считается важнейшим в процессе организации коммуникации?
- «Фигуры». Во время игры, недопустимо применение невербальных средств, таких как движения тела, мимика, взгляд, можно использовать только речь. Игроку даётся лист бумаги с изображёнными на нём геометрическими фигурами. Он объясняет остальным (не показывая рисунок), что нарисовано на листе, чтобы они нарисовали то же самое. Затем объясняющий рассказывает, трудно ли было описать изображение только словами без помощи жестов.
- «Картина». Все участники становятся в одну линию. В процессе игры используется только мимика и жесты. На стене закреплён лист бумаги. Первому из игроков ведущий сообщает шёпотом предмет, который надо нарисовать. Первый рисует часть предмета. Затем первый игрок объясняет второму с помощью невербальных средств, какой предмет нужно изобразить. Второй рисует то, что понял. Затем второй объясняет задание третьему и так далее, пока все не примут участие. Трудно ли было объясниться с помощью невербальных средств без помощи речи?
- «Книга». Подводим итоги. Участники становятся в круг, книга передаётся из рук в руки, при этом участники по очереди кратко рассказывают, какие выводы из занятия каждый из них сделал для себя, как лично его коснулась обсуждаемая тема.
Общение с больным после инсульта
У людей после перенесённого инсульта часто появляются нарушения речи. Примеры подобного нарушения – затруднённое звукопроизношение и непонимание речи. В медицине подобная дисфункция называется афазия и дизартрия.
Речевые расстройства после инсульта изолируют от окружающих, заставляют человека чувствовать себя одиноким, приводят к депрессии, что растягивает адаптационный период на годы. По этой причине в процессе реабилитации в семье важно правильное общение с больным:
- В разговоре предпочтительно употреблять короткие фразы.
- Разговаривать с больным громко не рекомендуется, так как подобная речь усложняет понимание.
- При использовании пациентом после инсульта нового термина обозначения чего-то или кого-то стоит употреблять это слово или звук в дальнейшем для общения.
- Настаивать на применении больным правильных, общепринятых названий и терминов не следует – это вызовет негативную реакцию.
- Следует обязательно реагировать на речь пациента, не заставляя при этом говорить на общепринятом языке, если он представляет затруднения – реакцией человека, после инсульта может стать прекращение общения.
Некоторым больным с афазией свойственно понимать невербальную коммуникацию, язык тела, взгляд. Они могут не понимать речь, но угадывать пожелания собеседника «считывая» информацию по жестам и мимике. Необходимо точно определить уровень понимания больным речи. Для этого говорить нужно одно, жестами и мимикой демонстрируя противоположное сказанному. Это избавит от преувеличения способности говорить и понимать у пациента.
Занятия с больным после инсульта
Важным этапом реабилитации после инсульта является восстановление речи. Этот процесс длительный и требует терпения родных и самого пациента. Начинать занятия следует своевременно, так как если упустить благоприятный момент нарушения станут стойкими, речь восстановится не полностью.
Правильный выбор стратегии реабилитации речи предполагает точное определение формы дисфункции после инсульта. На практике большая часть нарушений – афазии:
- Тотальная – наблюдается в первые дни после инсульта. Больной ничего и никого не помнит, не говорит и не понимает, что говорят ему.
- Моторная – следует за тотальной. Наблюдается узнавание больным родных, понимание речи, но говорить пока не может. Позже пациент начинает с помощью звуков выражать желания.
- Сенсорная – нарушено понимание речи. Это симптомы, свидетельствующие о поражении участка мозга, анализирующего устную речь.
- Амнестическая характеризуется затруднениями при назывании больным предметов. Это обусловлено осложнениями при выборе слова из словарного запаса. Уменьшается объём памяти, ухудшается удерживание информации, воспринимаемой на слух.
- Семантическая. Пациент понимает простые фразы и обращения, сложные обороты не воспринимает.
Логопедические приёмы
После инсульта применяется индивидуальный подход к каждому пациенту. Подбираются упражнения и материал значимые по эмоциональному содержанию и смыслу именно для этого конкретного человека. В зависимости от формы афазии в процессе реабилитации применяется пение и изображения (наглядные материалы). Продолжительность занятий и выполнения упражнения также устанавливаются индивидуально, контролируется речевая нагрузка на органы слуха.
Упражнения, используемые для восстановления речи
Гимнастику делают ежедневно, следя за правильностью выполняемых движений.
- Вытянуть губы трубочкой на 5 секунд, затем расслабить на 2 секунды.
- Поочерёдно захватывать и прикусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу. По 5 секунд на каждое «прикусывание».
- Высунуть язык как можно дальше вперёд на 3 секунды, вытянуть шею, расслабиться.
- Облизывать губы то в одну, то в другую сторону несколько раз, затем по кругу.
- Свёрнутый трубочкой язык высунуть вперёд на 3 секунды, затем расслабиться в течение трёх секунд.
Эффективны при восстановлении речи упражнения в виде проговаривания скороговорок.
При обучении речи после инсульта важно постоянно контактировать с логопедом, занятия с больным дома проводятся только с его разрешения. Непрофессионалы легко дают излишнюю речевую нагрузку и непосильные для больного упражнения.
Важен оптимистичный настрой и вера в успех. Ни в коем случае нельзя выказывать недовольство тем, как больной выполняет артикуляционную гимнастику. Пациенты после инсульта эмоционально неустойчивы, их веру в себя легко подорвать.
В начале занятий выполнять упражнения следует 7–15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса. Больше тридцати минут заниматься нельзя – переутомление приведёт к регрессу.
Человеческая жизнь – постоянное взаимодействие с другими людьми. Значимость невербального общения нельзя переоценить. Навыки коммуникации полезны в быту и в профессиональной деятельности, так как именно неречевое общение занимает большую часть каждодневного взаимодействия с окружающими.
yourspeech.ru
Виды невербальной коммуникации
Данный тип общения включает в себя пять систем:
Взгляд.
Межличностное пространство.
Оптико-кинестическая (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика).
Околоречевая (голосовой диапазон, вокальные качества, тембр).
Внеречевая (смех, речевой темп, паузы).
Стоит отметить, что к невербальным видам коммуникации относятся:
Тактильное поведение собеседника. Учеными установлено, что каждый человек во время общения использует различные типы прикосновений к своим собеседникам. Так, каждый вид прикосновений носит в себе определенный характер, значимость. Условно данное поведение подразделяется на: ритуальные, любовные, профессиональные и дружеские прикосновения. Человек использует определенный вид прикосновений с целью усиления или же ослабления коммуникативного процесса связи.
Кинесика являет собой ряд поз, телодвижений, жестов, которые применяются как более выразительное средство языка телодвижений. Ее главным элементом является совокупность взглядов, мимики, позы, жестов, которые имеют социокультурное и физиологическое происхождение.
Сенсорика. В ее основе лежит чувственное восприятие реальности каждым человеком. Его отношение к собеседнику основывается на ощущениях органов чувств (восприятии звуковых сочетаний, ощущение вкуса, тепла, исходящего от собеседника и пр.).
Хронемика — это использование времени во время невербального общения.
Невербальные способы коммуникации также включают и проксемику. Этот вид основан на использовании отношений пространственности. То есть влияние расстояний, территории на процесс межличностных отношений. Существуют социальная, интимная, личная, публичная зоны невербальной коммуникации.
Паравербальное общение зависит от голосового тембра, его ритма, интонации, с которым собеседник сообщает данную информацию и пр.
Зрительный контакт — прямой взгляд на человека или людей, с которыми мы разговариваем
Светочувствительность – способность различать разные интенсивности диффузного освещения;
Цветовое зрение
Распознавание формы – основано на фокусировке предмета на сетчатке;
Восприятие движения – происходит в результате движения сфокусированного изображения объекта на рецепторном поле как на экране;
Восприятие глубины – основано на объединении информации от двух глаз.
Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека. Они отражают истинное отношение к собеседнику, обсуждаемому событию или предмету, выражают скрытые намерения или желания человека. Жесты, как мы уже говорили, в каждой культуре различны. Они символичны и несут много информации.
Жесты можно классифицировать по разным принципам, но их смысл от этого не меняется. Они помогают сделать общение более живым и эмоциональным, дают дополнительную информацию собеседнику.
Основные функции:
а) функция регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего; ср. жесты, сопровождающие приветствия, приказы, убеждения, просьбы, согласия, угрозы и многие другие речевые акты;
б) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий. Эта функция является основной у так называемых перформативных речевых жестов. Итальянский психолог, известный специалист в области кинесики Пио Энрико Риччи-Битги в своем докладе на международном симпозиуме «Семантика и прагматика повседневных жестов» (Берлин, апрель 1998) заметил, что «перформативные речевые жесты обеспечивают визуальную репрезентацию некоего разворачивающегося речевого действия». К такого рода жестам принадлежат, например, невербальные акты просьбы типа поманить пальцем, жесты-вопросы, жесты-угрозы, жесты-предложения и пр.;
в) коммуникативная функция передачи адресату некоторой порции смысловой информации. Этой функцией обладают, например, коммуникативные эмблемы, о которых подробно говорится в следующем разделе;
г) репрезентация внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношения к партнеру по коммуникации. Примером жестов с такой функцией являются симптоматические эмблемы, см. о них также ниже;
д) дейктическая функция, например указание на местоположение человека или объекта или жестовое уточнение местоположения;
е) жестовое изображение физических действий человека, контуров и параметров объекта и др.; ср., например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры чужого поведения за столом, пояснение величины или размера какого-то предмета;
ж) риторическая функция.
Значение и употребление некоторых жестов может быть охарактеризовано в терминах риторических, большей частью тропеических, фигур, таких как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония и т.п. Жесты могут выражать и передавать как буквальное значение, то есть значение, раскрываемое в словарном толковании жеста, так и небуквальное, которое, будучи семантическим производным (дериватом) от исходного, «вычисляется» с использованием механизма и правил семантического вывода, когнитивных операций или сценариев, типовых метафорических схем.
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.
Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль коммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.1
Роберт Розенталь и Белла де Пауло обнаружили; что женщины с большей вероятностью принимают ложную информацию за чистую монету, тогда как мужчины улавливают невербальные сигналы и делают правильное заключение, что то, что им говорят, не соответствует истине. Учитывая, что женщины в целом лучше понимают невербаль ные сигналы, почему они теряют свое преимущество, когда сталкиваются с фальшивыми сигналами? Розенталь и Де Пауло высказали гипотезу, по которой это происходит из-за того, что женщины вежливее мужчин. Хотя женщины и в состоянии декодировать невербальные сигналы лжи, они выключают свою способность, когда сталкиваются с обманом, чтобы проявить вежливость к партнеру. В соответствии теорией социальных ролей, разделение труда строится в большинстве культур по гендерному признаку. Как правило, женщины получают в семье и в обществе определенные семейные и профессиональные роли, состоящие в первую очередь в воспитании детей. Согласно теории Игли, это разделение труда мужчин и женщин имеет два важных последствия. Во-первых, возрастают ожидания, связанные с определенной гендерной ролью, при этом общество ждет, чтобы мужчины и женщины обладали качествами, соответствующими их роли. Из-за занимаемых ими социальных ролей ожидается, что женщины более заботливы, дружелюбны, экспрессивны и чувствительны — и они такие и есть. Во-вторых, у мужчин и женщин вырабатываются различные установки и навыки, основанные на их гендерных ролях. Из-за своего положения в обществе для женщины важнее навыки отзывчивости и общительности. Помимо этого, поскольку во многих странах социальный статус женщин ниже и они реже занимают более высокое, чем мужчины, положение в обществе, для женщин важнее быть тактичными и вежливыми. Согласно Игли, сочетание ожиданий, связанных с гендерной ролью, и навыков, характерных для того или иного пола, порождает сексуальные различия в человеческом поведении, в том числе и в невербальном. Теория социальных ролей (social role theory)-теория, объясняющая наличие половых различий в социальном поведении общественным разделением труда между представителями разных полов; это разделение ведет к различиям в гендерно-ролевых ожиданиях, в типичных для каждого пола навыках, что и определяет различия в мужском и женском социальном поведении. Единственный способ проверить эту теорию состоит в том, чтобы исследовать половые различия в тех культурах, в которых существуют различные гендерные ожидания и умения, характерные для мужчин или женщин. Если женщины из-за присущей им в обществе роли проявляют больше вежливости при чтении невербальных сигналов, тогда эта тенденция к вежливости будет выражена ярче в тех обществах, где женщины считаются существами второго сорта по сравнению с мужчинами. Как раз это подтвердилось в исследовании Джудит Холл (На ll , 1979), которая провела кросс-культурный анализ невербального поведения. Во-первых, Холл классифицировала 11 стран по степени угнетения женщин, основываясь на статистике, учитывавшей количество женщин, посещавших колледж, и распространенность женских организаций в каждой из стран. Затем исследовательница проверила вероятность того, как часто женщины в каждой из выбранных ею стран проявляли «паттерн вежливости» при распознавании невербального поведения других людей, то есть обращали больше внимания на сигналы, которые люди демонстрировали открыто и не замечали невербальных сигналов, выдававших их истинные чувства. Действительно, тенденция, которая наблюдалась у женщин — невербальная вежливость, — особенно ярко проявляется в культурах, где женщины подвержены более сильному угнетению. Итак, судя по невербальному поведению — жестам и мимике, мы можем многое узнать о человеке, в том числе его установки, эмоции и личностные черты. Невербальное поведение дает нам большую информацию, «данные», пользуясь которыми мы можем впоследствии сформировать собственное впечатление и мнение о человеке.
Параязык — невербальное «звучание» сообщений; манера передачи информации
Люди многое узнают о нас на основании того, как мы себя «подаем», как одеваемся и выглядим, а также на основании того, прикасаемся мы к другим или нет, спешим или тянем время.
Мы не только используем телодвижения, параязык и самопрезентации в невербальном общении, но и воздействуем на свое физическое окружение, в том числе на занимаемое нами пространство, температуру окружающей среды, уровень освещения и цвета внутренней отделки помещения.
2.В конце текста по невербальной коммуникации есть задания, которые вам следует выполнить и результаты их выполнения записать.
Движения
Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с людьми. Что это —условные знаки, способы выражения чувств, регуляции чувств или снятия напряжения? Помогают ли они вам эффективно передать сообщение? Отвлекают ли вас эти привычки от смысла самого сообщения?
Наклон головы, объятия, кивание головы вверх- низ, улыбка, смотреть в глаза собеседнику. Все это выражения чувст. Все эти привычки помогают мне эффективно передать сообщение и не отвлекают от смысла самого сообщения.
2.Голосовые характеристики
Как меняется ваш голос в стрессовых ситуациях? Когда вы повышаете голос? Когда, наоборот, говорите тихо? Быстро? Медленно? Как вы осознаете эти перемены?
В стрессовых ситуациях мой голос меняет тембр — хриплый , когда повышаю голос – звонкий, когда говорю тихо – мягкий тембр, быстро- , медленно – мягкий тембр. Эти перемены зависят от ситуации ведения разговора.
3.Вокальные помехи Запишите на магнитофон свой монолог на любую тему продолжительностью в несколько минут. Затем оцените количество вокальных помех в вашей речи. Помех -две |
4.Предпочтения в одежде Просмотрите ваш гардероб и разделите его на три части: нарядная одежда, повседневная одежда и одежда для отдыха. Посчитайте количество брюк, рубашек, блузок, юбок, платьев, ремней и т. д. в каждой категории одежды. Какое бы могло создаться впечатление о вас у человека, который бы изучил ваши платяной шкаф и ящики для одежды. Было бы оно точным? Выражаю свою индивидуальность и свои взгляды через одежду и внешний вид. своим видом хочу сказать, что у меня есть вкус и свой имидж. |
studfiles.net
Невербальное общение — особенности, виды невербальных средств общения
По статистике при взаимодействии людей только 7% информации действительно передается с помощью связной речи, остальные 93% мы получаем посредством языка жестов. Данное понятие представляет собой целую науку, успешное освоение которой способствует формированию лучшего понимания между партнерами. Невербальное общение помогает образованию чувства доверия между собеседниками, глубокому соприкосновению душ. Замечено, что чем более открыто мы себя чувствуем перед человеком, тем активнее проявляем невербальные средства общения. Это значит, что в процессе взаимодействия с приятными людьми человек чаще улыбается, его лицо выглядит расслабленным, глаза сияют. Невербальное взаимодействие включает в себя: мимику, жесты, интонацию, тембр голоса, расстояние между собеседниками и положение тела во время разговора.
Язык жестов сам по себе обладает рядом характеристик, которые помогают лучше вникнуть в предмет разговора и буквально «прожить» его от начала до конца. Ваш собеседник не может сознательно управлять посылаемыми сигналами, поскольку такие вещи контролировать невозможно, а значит, обмануть он вас по определению не сможет. Какие же можно выделить значимые особенности для обозначения такого понятия как невербальное общение?
Особенности невербального общения
Точно отражает чувства
Что бы вы ни испытывали: гнев, удивление, разочарование, счастье или печаль – ваша мимика и жесты обязательно скажут об этом собеседнику. Не все действительно умеют читать по лицам, но на подсознательном уровне человек всегда чувствует, говорят ли ему правду или хотят обмануть. Замечено, что лжец постоянно подносит ладонь к лицу: то прикрывает рот, то незаметно для себя чешет нос или веко. Подобные проявления свидетельствуют о скрытом намерении сознательно ввести собеседника в заблуждение, дать заведомо неверную информацию для достижения личной выгоды.
Невербальное взаимодействие способно максимально полно отразить испытываемые в данный момент чувства и эмоции. Вот почему становится практически невозможно скрыть от окружающих состояние влюбленности. Находясь в этом незабываемом чувстве, человек перестает себя контролировать: он начинает проявлять именно те эмоции, которые в данный момент руководят мыслями и поступками. Стираются границы реальности, личность чувствует воодушевление и восторг от счастливой возможности быть самой собой.
Возможность достижения глубокого взаимопонимания
Невербальное общение отличается тем, что помогает людям лучше узнать друг друга в процессе взаимодействия. Если мы достаточно внимательно относимся к нашему собеседнику, то вскоре начнем понимать истинные мотивы его поступков и действий. Все потому, что мы во время личностного взаимодействия имели возможность наблюдать за всеми теми признаками и выражениями чувств, которые характеризуют эмоциональное состояние человека.
Возможность достижения глубокого взаимопонимания стремительно возрастает в тех случаях, когда оба собеседника настроены на эффективное взаимодействие. Процесс невербального общения помогает им сконцентрироваться друг на друге и улавливать незаметные для окружающих посылы и знаки.
Невербальные средства общения: виды
Невербальные средства являются сопроводительными элементами общения, они дополняют беседу, придают ей больше эмоциональности. Без данных значимых факторов всякое взаимодействие сделалось бы излишне формальным, приобрело бы официальный оттенок.
Мимика
Невербальное взаимодействие обязательным образом затрагивает мимику человека. Она дополняет любой процесс общения, делает его максимально ярким и насыщенным. Когда мы беседуем с человеком, то всегда смотрим ему в лицо, ожидая увидеть там подтверждение или опровержение своих мыслей. Даже если собеседник ничего не отвечает на наши слова, то внутренне мы всегда знаем, согласен он с нами или нет. Эмоции имеют свойство весьма сильно отражаться на лице. Мимика человека меняется в зависимости от испытываемых эмоций, что позволяет нам лучше понимать того, кто находится рядом.
Невербальные средства общения помогают лучше осознать, что в данный момент испытывает другой человек. Выражение лица является главным элементом отображения чувств. Например, гнев можно почувствовать по широко открытым глазам, сведенным вместе бровям и опущенным книзу уголкам губ. Состояние счастья нельзя перепутать ни с чем другим: открытый взгляд, уголки губ приподняты, глаза сияют. Удивление выражается в том, что рот слегка приоткрыт, брови подняты вверх. В состоянии страха человек склонен сильно зажиматься: глаза отведены в сторону или опущены, мимика вялая, словно замершая. Когда субъект находится в состоянии глубокой печали, то перестает замечать окружающих людей и события, а просто погружается в себя, нередко замыкаясь на собственных переживаниях. В этот момент личность не способна продуктивно взаимодействовать с другими лицами, быть в чем – то полезной, так как сама нуждается в помощи и утешении.
Жесты и позы
Процесс невербального общения строится на подсознательном улавливании сигналов от лица, с которым мы общаемся. То, как человек сидит, во многом определяет его отношение к предмету разговора и к собеседнику в частности. В случае искренней заинтересованности субъект обычно стремится занять близкое расположение от того, кто ему наиболее симпатичен. Даже если человек не имеет возможности или просто стесняется подойти, то его ноги примут точное направление, куда бы он хотел отправиться в эту минуту.
Неуверенность выражается в непроизвольном почесывании ушей или сложением рук на груди. Можно иногда замечать, как некоторые люди в стрессовой ситуации не знают, куда деть руки. Это как минимум свидетельствует о том, что они испытывают чувство сильного беспокойства и пытаются контролировать свое волнение. В состоянии открытости личность ведет себя свободно и раскованно: все тело расслаблено, взгляд непринужденный и позитивный. Счастье буквально распространяется на все, чем мы занимаемся: везде сопровождает легкость и отличное настроение.
Чувство превосходства над другими заставляет личность выпрямлять спину, занимать лидирующую позицию: голова поднята вверх, плечи расправлены, веки несколько закрыты. Такое выражение означает примерно следующее: «Я все знаю лучше вас, и потому вы должны мне подчиняться»
В состоянии скуки человек обычно склонен подпирать щеку ладонью и сидеть в таком положении длительное время. Спина при этом согнута, взгляд плавающий, рассредоточенный.
Критичность находит проявление в том, что субъект прикладывает ладонь к щеке и выпрямляет указательный палец по всей ее длине. Глаза при этом время от времени следят за окружающими. Так невербальное общение может о многом рассказать, поведать сокровенные тайны личности.
Интонация и тембр голоса
Мы зачастую привыкли воспринимать именно слова оппонента, а не то, как именно он их произносит. Тем не менее, наше подсознание всегда точно определяет, как к нам относятся люди, какое мнение о нас складывается со стороны. Те или иные чувства всегда влияют на голос, и невербальное общение помогает это понять.
Волнение заставляет субъекта говорить обрывистыми фразами, иногда «проглатывая» окончания и даже целые слова. При этом часто создается впечатление, что человек хочет что – то доказать: он сбивается с мысли, иногда запутывается в собственных высказываниях. Пребывая в состоянии волнения, мы оказываемся неспособными трезво оценить ситуацию, в которой оказались.
Неуверенность проявляется появлением во время разговора беспричинного кашля, различных нервных подергиваний. Одни люди совершенно теряются и буквально боятся поднять глаза на собеседника, другие внезапно начинают говорить без умолку.
Усталость характеризуется низким тоном голоса, при этом человек чувствует себя абсолютно бессильным перед обстоятельствами. В состоянии усталости нельзя принимать серьезные решения, так как вероятность совершить ошибку возрастает.
Энтузиазм и радость проявляются высоким тоном голоса, сама речь звучит уверенно и размеренно. В этом настроении субъект чувствует, что ему все по плечу и он сможет преодолеть любые преграды.
Визуальный контакт
Невербальное общение имеет колоссальное значение в самом процессе взаимодействия. Визуальный контакт очень важен для установления тесных, доверительных отношений. Искренность между партнерами рождается из внутреннего чувства взаимного уважения и приятия. Умение смотреть собеседнику в глаза и понимать его душой, сердцем является величайшим достижением. Чем ближе расстояние между собеседниками во время разговора, тем более открытыми они могут быть по отношению друг к другу. Как правило, близкое расположение выбирают друзья и родственники, дистанцию держат с коллегами и подчиненными.
Таким образом, невербальное общение представляет собой целостную систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между партнерами.
psyh.info
Невербальное общение – жесты, виды, особенности
До 95% информации человек получает через органы чувств. Обычно люди прибегают к словесной форме взаимодействия, когда они на словах передают свои мысли и желания. Однако существует еще такая форма общения, как невербальная. Психологи уделяют ей особенное внимание, поскольку одним из главных ее особенностей является правдивость и неконтролируемость. Жесты передают истинное отношение или правдивость слов человека, который говорит. Различают виды невербальной коммуникации.
Все читатели сайта психологической помощи psymedcare.ru пользуются вербальными и невербальными формами коммуникации. Преимущественно упор делается на словесные способы взаимодействия, благодаря которым человек может передать желаемую информацию. Однако есть и другая форма коммуникации – невербальная, которая подразумевает под собой несловесную передачу информации. К ней могут относиться:
- Жесты.
- Мимика.
- Позы во время разговора.
- Эмоции.
- Действия.
В последнее время у многих людей проявился интерес к невербальному общению. Что вызывает такую заинтересованность? Психологи утверждают, что именно на невербальном уровне можно прочитать правду и истинное отношение говорящего к его собственным словам. Другими словами, именно невербальные знаки помогают понять окружающим, слова, которые произносятся человеком, являются правдой или ложью.
За последние годы было написано много книг на тему о том, как распознать лжеца. И авторы делают главный акцент на невербальных знаках (мимике, жестах, поведении и пр.). Не слова нужно слушать, а на поведение человека обращать внимание, его мимику и жестикуляцию.
Верьте тому, что и как делают люди. К великому счастью, есть что-то в человеке, чего он не может контролировать. Одни могут назвать это искусством чтения мимики, жестов и поз. Но для тех, кто не владеет данными навыками чтения, самым легким способом нахождения ответов на свои вопросы будет чтение поступков человека. Для того чтобы уметь их считывать, не нужно обладать специальными знаниями. Для этого необходимо лишь одно – объективное и рациональное мировоззрение.
Все люди обманывают друг друга, врут и лгут. Причины поведения могут быть самые разные, начиная от банальной корысти и кончая простой неуверенностью в том, что человека примут и поймут, если он будет искренен. В любом случае словам людей не всегда следует доверять, особенно когда они не подкреплены договорными соглашениями.
Здесь на помощь простому человеку в решении вопросов относительно партнера придут его поступки. Индивид всегда поступает так, как он действительно того желает, хочет или думает. Например, если он говорит, что вас любит, при этом редко с вами общается, то не поддавайтесь на его сладкие слова, так как своими действиями красноречивее говорит о своем отношении к вам. Ваш подчиненный каждый раз находит веские причины для опоздания на работу? В какие бы красивые обертки человек ни облачал свой поступок, стоит подумать, почему он опаздывает на работу. Возможно, он не так уж и ценит свою работу либо вообще не предрасположен к ней?
Посмотрите на другого человека со стороны. Безо всяких эмоций, шаблонных суждений и оценки посмотрите, что делает человек. Объективно и с прямым смыслом дайте определение его поступку, и только потом припишите его к своей ситуации. Мужчина каждый день дарит женщине цветы, он хочет ее порадовать, а значит, у него имеются какие-то планы на нее. Какие именно? Об этом расскажут его последующие поступки. Сотрудник усердно работает и вовремя выполняет свои обязанности, он явно хочет быть замеченным начальством и оцененным им по достоинству (продвижением по службе, например). Девушка одета в короткую юбку и прозрачную кофточку: она, скорее всего, хочет, чтобы мужчины обратили внимание на нее. Но какое? Сексуальное, так как она прямо-таки зазывает своим внешним видом противоположный пол в постель.
Таким образом, можно легко определить, чего человек хочет, к чему стремится или о чем думает, считывая не только его жесты, мимику или позы, но и поступки. Никто не сможет долго притворяться и лгать, следя за своими поступками. Со временем человек начинает делать то, что на самом деле хочет. Поступки всегда расскажут об истинных мотивах, мыслях и желаниях любого человека. Следует лишь быть внимательными и объективными в своей оценке, иначе можно ошибиться. Но помните: поступки красноречивее слов, они всегда говорят правду!
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение является негласным способом коммуникации, который присутствует при любом контакте двух людей. Невербальными являются жесты, мимика, интонация голоса, манеры человека, поведение и даже эмоциональный настрой. Если вербальное общение предполагает использование слов, то невербальная коммуникация – это все то, что не произносится словами, но видится глазами, чувствуется телесно, воспринимается на интуитивном уровне.
Невербальное общение является очень важным в изучении, поскольку ни одно живое существо без него не обходится. Интересно будет акцентировать внимание читателей на том, что:
- Общение родителей с ребенком в первый год его жизни может осуществляться лишь на уровне невербалики. Конечно, под конец первого года ребенок начинает усваивать какие-то слова и их значения. Однако взаимодействие между взрослыми и ребенком может осуществляться лишь на уровне тела, мимики, жестов и интонации голоса.
- Специалисты говорят о том, что люди различных народов могут не знать языка друг друга, однако они спокойно могут пообщаться между собой на уровне невербалики. Люди прекрасно понимают, что такое улыбка, слезы или поза руки в боки. Здесь не нужны слова, и так все понятно людям, к какой бы нации они ни относились.
К невербальному общению относятся позы, жесты, мимика, телесный и визуальный контакт, тембр голоса и пр. Статистика говорит о том, что:
- Лишь 7% информации получается человеком на уровне слов.
- 38% информации передается человеку на уровне интонации голоса говорящего.
- До 55% информации человек получает на уровне невербального общения.
И последний интересный факт: нередко люди после общения друг с другом ощущают противоречивые эмоции. С одной стороны они могут находиться в восхищении от общения друг с другом, с другой – они могут ощущать, что их обманули или что-то недосказали. Такие противоречивые мысли возникают лишь в том случае, когда слова собеседников расходятся с их невербальным поведением. Когда человек лжет, то он говорит одно, а его тело передает другое – слушатель испытывает двойственное отношение, поскольку не может понять, его обманули или сказали правду, поскольку говорящий транслировал и то, и другое.
перейти наверхКоммуникации невербального общения
По тому, как человек разговаривает и одевается, можно многое понять. Если вспомнить поговорку «Встречают по одежке…», то становится понятно, что первое знакомство и представление о человеке возникает в голове у окружающих по тому, как он одет и себя ведет. Также другими формами коммуникации на уровне невербального общения является интерьер, дополнительные атрибуты и аксессуары в окружении человека.
Жесты несут различный смысл:
- Открытость – когда человек приближается к собеседнику или подходит к нему с распростертыми объятиями.
- Подозрительность и скрытность – отвод взгляда, потирание лба или подбородка, попытка скрыть лицо или избегание зрительного контакта.
- Конфликт или оборона – собирание пальцев в кулак или скрещивание рук.
- Задумчивость – прикладывание кулака к щеке, на которую он опирается.
- Сомнения или неуверенность – человек почесывает себя с боковой стороны шеи, у виска.
- Желание закончить разговор – опускание век, зевание.
Одним из популярных невербальных жестов является рукопожатие:
- Люди, находящиеся на равных позициях, предпочитают подавать руку, повернутую ладонью в сторону.
- Люди, которые желают подчинить себе, подают руку ладонью вниз.
- Люди, которые могут поддаваться влиянию и подчиняться, подают руку ладонью вверх.
Невербальные жесты и мимика происходят непосредственно во время общения с другим человеком. Поэтому невербальные знаки следует воспринимать в комплексе со словами и анализировать неразрывно.
Невербальное общение характерно тем, что обычно человек не контролирует своих движений. Он концентрируется на том, что нужно сказать, при этом его тело действует на автомате. Именно невербальные знаки дают понять окружающим, что соответствует правде, а что нет. Причем знаков бывает очень много, о чем пишут многочисленные книги и о чем невозможно рассказать в одной маленькой статье.
- Опущенные плечи говорят о расслабленности. Поднятые плечи говорят о напряженности. Приподнятые плечи с опущенной головой говорят о неуверенности и замкнутости человека.
- Искренняя улыбка всегда отражается в расслабленности губ и появлении морщинок у глаз. Неискренняя улыбка всегда является натянутой и лишенной морщинок.
- Женщины проявляют свою заинтересованность к мужчинам, когда оголяют плечи, шею, забрасывают волосы, гладят себя по ногам или вообще их оголяют, хотя одеты в длинные платья.
- Мужчины часто демонстрируют свою властность путем откидывания на спинку стула, расставлением ног и рук.
Вербальные и невербальные виды общения
Общение между людьми всегда происходит на двух уровнях: вербальное и невербальное. Причем само общение базируется на трех основах:
- Непосредственно общение.
- Взаимодействие, которое организовано между людьми.
- Взаимопонимание и восприятие собеседниками друг друга.
Вербальное общение – это речь, которой человек обучается с самого детства. Это использование непосредственно слов и грамматики для составления предложений. Именно на вербальном общении люди делают акцент, изучая различные формы перекручивания смысла чужих слов и обмана.
Поскольку люди всю жизнь обучаются искусству речевого общения, они забывают о том, что параллельно происходит невербальное общение. Человек может говорить все что угодно, однако тело практически никогда не обманет. Конечно, индивид может контролировать свои телесные движения, о чем следует помнить, обращая на них внимание. Однако постоянно контролировать свои движения невозможно. Вот почему человек будет ловок на словах, но его тело почти всегда расскажет всю правду.
перейти наверхВиды невербального общения
К видам невербального общения относят:
- Интонацию голоса.
- Жесты.
- Мимику, выражение лица.
- Одежду.
- Походку, осанку и прочие телодвижения.
- Движения, сопровождающие то или иное высказывание.
- Действия, направленные в адрес собеседника.
Каждый из элементов имеет свое значение. Даже если собеседники не видят друг друга, уже по интонации голоса можно определить отношение говорящего к собственным словам и значимости сказанного.
Обычно невербальное общение людьми не изучается. Однако данная сфера жизни очень интересна людям из деловой области, поскольку они понимают, насколько важны детали в проведении переговоров и получении согласия партнеров. Здесь играет значение не только слова и внешний вид собеседников, но и интерьер в кабинете, в котором проводятся переговоры.
перейти наверхЗачем нужно изучать невербальное общение в итоге?
Каждому человеку, который понимает, что многое людьми не говорится на словах, нужно заниматься изучением признаков невербального общения. В итоге это поможет понять истинный смысл сказанных слов собеседника и даже понять, как с ним нужно общаться, чтобы достичь своей цели.
psymedcare.ru
Невербальное общение — Средства и виды невербального общения
Невербальное общение – это процесс коммуникации, который легко спутать с невербальным поведением. Эти понятия часто используются в тематических статьях как синонимы, но между ними есть одна принципиальная разница. Поведение может не осознаваться, то есть протекать без участия человеческой воли и даже против желания. Простой пример: когда человеку холодно, он дрожит, т. к. с помощью дрожи организм вырабатывает тепло. При этом человек не знает, когда начнется дрожь и когда закончится, он не может заставить себя перестать дрожать, даже если ему неловко, т. к. дрожь – это поведение тела, независимое от воли и сознания.
Общение же, напротив, – полностью осознаваемый процесс взаимодействия, к нему прибегают, чтобы добиться чего-то от другого человека. По аналогии с предыдущим примером, если некто захочет продемонстрировать окружающим, что ему холодно, он будет поджимать плечи, потирать руки, кутаться в одежду, притопывать и т. п. Все это – эффективные способы согреться, но с их помощью также можно ввести окружающих в заблуждение или просто намекнуть, что неплохо было бы проявить заботу.
Невербальное общение предполагает передачу информации с помощью средств невербального поведения без использования слов.
Особенности невербального общения
Запишитесь на пробный урок
по актерскому мастерству
Невербальное – значит, несловесное, неречевое. Язык невербального общения – это язык тела и интонаций. Главная его особенность – с помощью этих средств можно сказать все, что по тем или иным причинам невозможно озвучить. К примеру, флирт на 95% состоит из взглядов, жестов, поз, интонаций, намеков и лишь на 5% – из слов. Флиртовать можно, разговаривая, о чем угодно, или не разговаривая ни о чем.
Невербалика лежит в основе любого общения: даже в процессе разговора по телефону человек выражает те или иные оттенки эмоций с помощью интонаций и по интонациям же распознает настроение собеседника. В живой беседе непрерывно работают мимика и жестикуляция – именно они делают вербальное общение оживленным и эмоционально насыщенным. Вряд ли кого-то устроит неподвижный собеседник с каменным лицом и ровным голосом, в лучшем случае люди подумают, что ему нездоровится.
Невербальные средства общения
Невербальными средствами общения являются любые приемы передачи информации, кроме словесных, в частности, каждый элемент поведения, способный выражать эмоцию или ее оттенок. Таким образом, мы получаем обширную группу средств общения с четкой структурой, компоненты которой могут быть использованы в самых разных ситуациях и отличаются друг от друга по способу, силе и направлению влияния на собеседника. Невербальные средства общения – это отнюдь не только жесты и мимика, как могут подумать непосвященные. Это может быть даже скорость шага, если она указывает на некую проблему, психологическое состояние человека, отличное от нормы, или выделяется в контексте происходящих событий.
Примеры
- В условиях экстремальной опасности для жизни (пожар, стрельба и т. п.) человек идет очень медленно или замер на месте. Делаем очевидный вывод, что он не в себе, т. к. либо не может оценить степень опасности и не испытывает страх, либо умышленно ее не избегает.
- В компании из трех идущих вместе знакомых один идет быстрее остальных, то и дело одергиваясь и останавливаясь, чтобы дождаться приятелей. Делаем вывод, что он взволнован и хочет быстрее попасть в конечную точку похода, где его ждет некое интересное ему событие.
- В той же компании один человек идет медленнее всех, намеренно отвлекается и норовит задержаться по любому поводу. Делаем вывод, что в конечной точке похода его ждет нечто неприятное, и он не горит желанием туда попасть.
Виды невербального общения – классификация
Невербальные способы общения делятся на 5 основных типов:
- Фонационные, воспринимаемые на слух. Это интонация и все, что касается оформления речи: темп, паузы, ударения, акценты и прочее.
- Оптико-кинетические, предназначенные для зрительного восприятия. К кинетическим особенностям невербального общения относятся жестикулятивные, мимические, пантомимические средства, а также выразительные взгляды, говорящие позы и их значения, и т. п.
- Знаково-символические. К невербальным знаковым системам общения относится то, как человек живет, какими вещами себя окружает, что принимает в пищу, как одевается, как ведет себя в быту – все это может многое о нем рассказать. В пример можно привести любую молодежную субкультуру со своей уникальной спецификой и атрибутикой, символизирующей чаще всего протест или отрицание чего-либо.
- Тактильные. Прикосновения и запахи.
- Пространственно-временные. В большей степени касается управления и использования пространства. Например, если один человек нарушает личное пространство другого (подходит слишком близко), это указывает на агрессию или сексуальные притязания. Исключение – обстоятельства, в которых такое сокращение дистанции продиктовано необходимостью и считается нормальным явлением (в общественном транспорте в час пик).
Приведенная классификация невербальных средств общения дает представление о возможных формах неречевого взаимодействия людей.
Сознательное чтение сигналов
В процессе живого общения собеседники сознательно обмениваются невербальными сигналами с целью создать друг у друга определенное впечатление или сообщить конкретную информацию. Все, что касается настроения собеседника и его намерений, мы узнаем в первую очередь благодаря таким сигналам, а не словам, как ошибочно думают многие. Помните правила Глеба Жеглова?
«Даже «здравствуй» можно сказать так, что смертельно оскорбишь человека. Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.»Х/ф «Место встречи изменить нельзя»
Простая интонация и выражение лица способны перевернуть значение слова с ног на голову. Особенно хорошо это известно актерам, перед которыми стоит задача оживить текст пьесы для зрителя, и писателям, мастерство которых подчас сводится к умению справляться с инертностью слов. На театральных курсах для взрослых учат замечать, запоминать и воспроизводить невербальные сигналы. Это умение бесценно для артиста.
Бессознательное чтение сигналов
К счастью, подсознание способно не только сыграть с нами злую шутку, раскрыв перед собеседником все карты через непроизвольное поведение тела, но и оказать неоценимую услугу, предупредив об опасности. Подсознание умеет фиксировать и интерпретировать мельчайшие жесты и детали мимики собеседника, в результате чего мы получаем актуальную информацию в виде ощущения, догадки или интуиции. «Мне кажется, он лжет, у него это на лбу написано!» – такие фразы очень популярны в быту, они означают, что человек раскусил лжеца, но не знает, как объяснить свой вывод. Примечательно, что объяснение в духе «это бросается в глаза» чаще всего находит понимание у других людей, т. к. с подобным сталкивались абсолютно все, и каждый знает, что это такое.
Превратить бессознательное чтение невербальных сигналов в сознательное можно с помощью тщательного изучения характеристик предмета и долгих тренировок.
Высшим пилотажем можно считать сознательное управление мельчайшими невербальными сигналами, микрореакциями. Этот навык позволяет на уровне ощущения внушить собеседнику желаемую информацию, например, вызвать чувство доверия или симпатию, или, напротив, оттолкнуть, внушить чувство опасности и неприязни или даже спровоцировать межличностный конфликт. Однако именно управлять сигналами усилием воли невозможно, но вполне можно вызвать у себя определенное эмоциональное состояние, в котором нужные сигналы появятся сами собой. Эта техника, известная также как Система Станиславского, изучается и применяется театральными актерами для создания сценического образа.
Общение между мужчиной и женщиной
Как уже отмечалось выше, содержание беседы между мужчиной и женщиной, которые интересуются друг другом, вторично. На первом плане всегда оказываются три вида невербального контакта:
- жесты и позы;
- визуальный контакт;
- прикосновения.
Невербальное общение между мужчиной и женщиной начинается задолго до их первого диалога.
Женщина непроизвольно отмечает жестом даже простое появление симпатичного мужчины в поле ее зрения. Этот жест известен как «вскидывание головы»: женщина приподнимает голову и поворачивает ее в сторону мужчины. Жест совершенно невинный и пока еще ничего не обещает адресату, но уже сообщает ему, что он замечен и что на него обратили внимание. Когда симпатичный мужчина оказывается рядом, женщина бессознательно поправляет волосы, убирая их с лица, причем делает это именно с той стороны, с которой находится мужчина.
Что касается мужчин, то при виде интересной девушки можно наблюдать, как они расцветают на глазах. Мужчина моментально расправляет плечи, приосанивается, приглаживает волосы, поправляет воротничок. Его походка становится более энергичной и ловкой, все движения призваны подчеркнуть фигуру и обратить внимание на физическую силу.
Деловое общение
Роль невербального общения в деловом взаимодействии неоценима. Переговорщики всегда напоминают азартных игроков за покерным столом, которые силятся угадать карты друг друга и не выдать своих. И так же, как в покере, в искусстве ведения переговоров ценится умение блефовать, сохранять невозмутимость, не поддаваться на провокации и особенно умение вовремя сбрасывать карты. Успеха добивается тот переговорщик, который знает аспекты поведения с человеком, сидящим напротив, и знания эти берутся не из учебников, а из общения «здесь и сейчас».
Иными словами, если во время деловых переговоров вы теряете позицию за позицией и, в конечном счете, терпите неудачу, это значит, что ваш оппонент более внимателен к мелочам и лучше разбирается в особенностях человеческого поведения. Это умение может быть природным даром, но прирожденных психологов гораздо меньше, чем добившихся успеха с помощью долгой и кропотливой работы над собой.
Личное общение с близкими
В семье жесты являются первым средством проявления внимания и небезразличия. Теплые отношения сами по себе порождают массу милых «глупостей». Значение жестов невербального общения разнообразно: близкие люди обожают прикасаться друг к другу, держаться за руки, обниматься и прочее. Дело здесь даже не в скрытых функциях движений и желании что-то кому-то продемонстрировать, а в неподдельном удовольствии от самого процесса. Поэтому, когда близкие люди, даже занятые своими делами, находят мгновение чтобы просто коснуться друг друга, можно говорить о крепких семейных узах, которым нипочем любые испытания.
Проявление внимания с помощью жестов на людях часто сводится к желанию пустить пыль в глаза, изображая благополучную семью. Это никогда не получается, потому что искренний жест совершается бессознательно, его нельзя сыграть.
Противоположную ситуацию можно наблюдать, когда ребенок отдаляется от родителей во время переходного периода. Реакция на простейшие проявления внимания и заботы становится резкой и даже агрессивной: подростки называют жесты внимания «телячьими нежностями» и считают, что так можно обращаться только с детьми. Но со временем кризис проходит, отношения детей с родителями теплеют и первым признаком оттепели становится возвращение прикосновений, объятий и других приятных «глупостей» в повседневный быт.
Постичь премудрости актерской профессии, поможет лучшая школа актерского мастерства в Москве. Стать специалистом в кино, на сцене, и телевидении. Обрести уверенность в себе, харизму, развить обороты речи, язык жестов и движений. Все эти навыки будут, безусловно, полезны, как на профессиональной актерской сцене, так и в обычной повседневной жизни, в сфере бизнеса и руководительских должностях.
www.teatr-benefis.ru