Социальные типы личности
Теоретические позиции в определении типологий личности являются неоднозначными. Различия определяют суть оснований выделения типов личности.
Первая позиция в определении типов личности. Деятели как тип личности
В основу первой позиции включен принцип социальной, или иначе говоря, общественной деятельности человека. Она состоит из четырех типов личности, которые можно проследить на историческом пути развития человечества:
К первому типу относятся деятели. Исторически сложилось, что к таким людям относятся те, кто обладает различными способностями. Это могут быть как простые рыболовы, охотники, воины, ремесленники, земледельцы и рабочие, так и современные профессионалы во всех сферах жизни общества и областях деятельности.
Эти люди отличаются активной преобразовательской деятельностью, включая самих себя. Таких людей чаще называют «трудоголиками». Они посвящаются себя полностью работе, находят в этом свое утешение и удовлетворение, а неудачи у них вызывают еще большую жажду к деятельности.
Формирование и развитие индустриального общества привело к созданию именно такой личности. Личность индустриального общества характеризуется активностью, профессионализмом, она знает себе цену, обладает чувством собственного достоинства и осознает меру ответственности за себя, свое окружение и совершаемые действия.
Общество всегда нуждалось в таких людях. К деятелем можно причислить П. Столыпина и С. Королева, Г. Жукова и А. Косыгина, А. Сахарова.
Интеллектуалы
К следующему типу относятся интеллектуалы. Такие люди оценивают мир и происходящие в нем процессы с позиции свободного научного творчества.
В различные периоды истории всегда огромным авторитетом пользовались авторитетом образы человека мыслящего, воплощающего в себе ментальные черты нации.
К этой группе можно отнести таких знаменитых ученых, мыслителей и изобретателей как Г. Гегель, Р. Декарт, Ф. Ницше, К. Маркс, М. Ломоносов, В. Розанов, Н. Бердяев, Д. Волкогонов, Ф. Вольтер, А. Солженицын и многие другие.
Такие личности видят свое существование в том, чтобы понять многообразную действительность мира, они ищут пути развития мира. Но для людей-интеллектуалов не всегда находилось место в обществе, они часто подвергались гонениям за высказывание или пропаганду своих идей. К числу таких личностей относятся Сократ, Д. Бруно, Пифагор, Г. Галилей, П. Флоренский, Т. Кампанелла, А. Лосев, А. Чижевский.Эстеты
К эстетам, как еще одного социального типа личности, относятся деятели искусства. Это поэты, зодчие, писатели, музыканты и художники. Эс
zaochnik.com
Социальные типы личности
Социальные типы личности согласно принципа социальной деятельности человека
Рассматривая социальные типы личности в аспекте осуществляемой ею социальной деятельности можно выделить четыре типа личности, которые находят свое отражение на все историческом пути развития человечества:
- Первый тип — это, так называемые, деятели. Если рассматривать их с исторической точки зрения, то это люди которые обладают какими – либо способностями, начиная от ремесленных и земледельческих и заканчивая современными профессионалами в множестве областей современной общественной жизни. Активное и стремительное развитие индустриального общества привело к культу личности высокого профессионала своего дела – человека активного, знающего себе цену, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего на себя ответственность за свои действия и за действия своего ближайшего окружения.
- Второй тип социальной личности – это интеллектуал. Это люди, оценивающие мир и происходящие в нем процессы в духе свободного научного творчества. Смыслом существовании подобных личностей является осмысление многообразия проявления действительности мира и поиск путей его развития.
- Третий тип — эстеты. К ним относятся представители различного рода искусств, люди которые тонко чувствуют происходящие вокруг них события и выражающие свое к ним отношение через произведения искусства.
- Четвертый тип – это гуманисты. Они наделены глубоким чувством сострадания к невзгодам жизни других людей, по мере сил и возможностей они стараются помочь нуждающимся людям. Они всегда занимают активную жизненную позицию и направляют свою энергию на милосердие и совершение добрых дел.
Социальный тип личности в зависимости от степени свободы человека
Замечание 1
Основанием для выделения социальных типов личности в данном подходе является зависимость типа личности от степени, имеющейся у человека личной свободы.
Карл Маркс в соответствии с этими критериями выделил три социальных типа личности:
- Первый тип личности – это личность, связанная отношениями личной зависимости. В данном случае человек подвластен оказываемому на него внешнему воздействию. Субъектами, которые создают отношения зависимости, раньше выступали правящие классы, на современном этапе развития общества — это тоталитарные политические режимы. Согласно этому влиянию нарушение устоявшихся общественных и правовых норм жёстко карается обществом. Данная зависимость находит свое проявление в подавленных поведении, и сознании человека, неумении выделит себя из общей массы людей, нежелании самостоятельно и активно трудится.
- Второй тип личности связан с отношениями личной независимости. Данный тип личности связан сформирование сложных отношений между человеком и окружающими его реалиями. Человек как бы свободен, но у него отсутствуют средства производства материальных благ, обеспечивающих его существование. В этом случае он вынужден продавать свою рабочую силу, свои знания, умения и навыки. Соответственно чем совершеннее и более востребованы его умения и навыки, тем выше их стоимость.
- Третий социальный тип личности обозначается как «свободная индивидуальность». Это, как правило, творческие личности, не скованные какими либо жесткими рамками поведения, свободно самореализующиеся и параллельно с этим обогащающие культурное наследие общества в котором они живут. В данном аспекте личность обладает всеми возможностями для раскрытия имеющихся способностей и удовлетворения существующих потребностей.
spravochnick.ru
Социальная типология личности. — Социология. Лекции.
Одной из центральных задач социологии является разработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их социальные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности — продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.
В современной социологии получила широкое распространение типология личности в зависимости от ценностных ориентаций: 1) традиционалисты
ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистов сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) для фрустрированого типа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всего форму удовлетворения потребительских желаний.В социологии выделяют также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный — тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах.
Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм — влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.
Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определенных социальных групп: тип «человека организации», «модельной личности», основной тип личности и др. Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу «Типы людей и бизнес». Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть основных типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный
Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителей, как Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.К.Михайловский, В.В.Розанов, А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн, В.С.Соловьев, С.Л.Франк, и др. В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определенных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность рабочего, интеллигента, руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов личности.
В современной России сложилось понятие маргинального (пограничного) типа личности, которая порвала со своей социальной средой, но не адаптировалась к новой. В настоящее время происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Становление новой личностной типологии происходит с большим трудом, новые базисные типы личности окончательно еще не сформировались. Определенное распространение получил человек торгового типа, спекулянт. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества.
students-library.com
Социальный тип личности. Структура личности: социальные типы личности
Душа… Сознание… Личность… Какие только высочайшие умы не ломали голову над этими понятиями. Всемирно известный психоаналитик З. Фрейд впервые представил структурное представление о личности как динамичном образовании.
Изучение личности
Одно из основных направлений в социологии — исследовать личность как социальный тип. Это связано с тем, что данное определение дает возможность понять, как функционирует общество с учетом интересов и потребностей каждого отдельного человека, также по нему можно судить о развитии среды.В ходе изучения понятия «личность» ученые остановились на использовании шести подходов:
- Диалектико-материалистический: изначально человек является социальным существом, развитие которого зависит от биологии, воспитания, социального окружения и навыков самовоспитания.
- Антропологический: личность есть носителем общечеловеческих свойств.
- Нормативный: личность – социальное существо, которое обладает сознанием и способностью к деятельности.
- Социологический: человек – личность, которая воплощает и реализует в себе социально значимые черты и качества.
- Персоналистический: основным средством формирования личности является «Я – восприятие». Личность — совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих.
- Биолого-генетический: биопрограмма человека определяет его поведение.
Таким образом, понятие «личность» многогранно. Оно характеризует человека как субъекта и объекта биосоциальных отношений и как объединяющее начало в нем индивидуальных, социальных и общечеловеческих черт. Те черты, которые наиболее часто проявляются у члена общества, и образуют тип личности.
Устройство личности
Данное определение включает в себя три уровня: биологический, психологический и социальный. Первый состоит из природных качеств человека: это и строение тела, и темперамент, и половые особенности. Второй объединяет психологические свойства, связанные с наследственностью (воля, память, чувства, мышление).
Третий уровень имеет подуровни, описанные следующим образом:
- Социологический: интересы личности, ее мотивы поведения, жизненный опыт, цели и так далее. Подуровень находится в тесной связи с общественным сознанием.
- Специфически-культурный. Сюда входят все ценностные установки и нормы поведения человека.
- Нравственный. Это моральная часть личности.
Структура личности. Социальные типы личности
Конечно, приведенная выше система уровней довольно груба и абстрактна, но тем не менее является основой для дальнейшего изучения. Психолог С. Л. Рубинштейн для исследования человека использовал ответы на три вопроса: «Чего хочет, что привлекает и к чему стремится?» Ответы приоткрывают дверь к тайне содержимого личности отдельного человека.
К. К. Платонов выделил четыре подструктуры личности:- Направленность, которая включает убеждения, мировоззрение, желания, влечения, интересы. На этом уровне проявляются моральные качества, а также различные отношения человека.
- Опыт, проявляющийся в навыках, знаниях, умениях. Здесь происходит развитие индивидуальности через накопленный исторический опыт.
- Личностные особенности психических процессов и функций.
- Биологические особенности (пол, возраст, тип нервной системы и так далее).
А. Н. Леонтьев дает определение личности как особенное качество только социального происхождения. О структуре известный психолог говорит, что это «устойчивая конфигурация главных, внутри себя мотивационных, иерархизированных линий».
Таким образом, в центре функционирования личности располагается ядро мотивационных структур. Следующим уровнем является способ реализации мотивов (черты личности, социальные роли и так далее). Особенности отношений человека с собой и окружающим миром заключены в третьей подструктуре. Связь всех характеристик человека, постоянно проявляющихся на воздействие окружающей среды, составляет социальный тип личности.
Исследования определения типа индивида
Понятие «личность как социальный тип» привлекало много исследователей. Например, Аристотель группировал черты и тем самым разделял людей на «добродетелей» и «порочных». К. Г .Юнг описал личности, обращенные в себя («Инь»), и ориентированные на внешний мир («Ян»). В психологии они стали называться интровертами и экстравертами. Также им были выделены типы людей — сенсорики, логики, эмотивы и интуиты. Основа первого типа – ощущения, второго – мышление, третьего – эмоции, четвертого – интуиция. Д. Морено и Т. Парсонс создали ролевую теорию личности. Она гласит, что каждый индивид в социальной системе занимает свое конкретное место (статус). Каждый статус содержит ряд ролей, выполняемых человеком.
Типология индивида
Через систему воспитания и образования с учетом требований общества начинает формироваться социальный тип личности. Социология считает, что личность – это то, что связывает психические процессы и придает поведению устойчивость и последовательность. Важную роль в структурировании типа сыграли следующие теории: психобиологическая (У. Шелдон), биосоциальная (Г. Олпорт, К. Роджерс), психостатическая (Д. Айзенк, Р. Кеттел), психосоциальная (К. Хорни, К. Адлер).
Типологии существуют различные. Например, М. Вебер в основу своей системы заложил степень рациональности действия. Э. Фромм, определяя социальный тип личности, разделяет его на рецептивный, накопительный, эксплуататорский, рыночный.Сегодня в социологии принято выделять следующие виды индивида:
- Традиционалист. Основными ценностями такой личности являются долг, порядок, дисциплина. В ней отсутствует стремление к самореализации.
- Идеалист. Тип с отрицанием относится к традициям, независим, не признает авторитетов. Часто занимается саморазвитием.
- Фрустрированный. Личность обладает низкой самооценкой, нередко жалуется на здоровье и депрессивное состояние.
- Реалист. Люди, относящиеся к данному типу, ответственны, контролируют свои эмоции, занимаются самореализацией.
- Гедонист. Чаще всего такая личность стремится к получению удовольствия, к достижению своих желаний.
Также выделяют социально-психологические типы личности:
- «Деятели». Для представителей данного типа главной задачей является изменение других людей и самого себя. Они активны, самодостаточны, ответственны.
- «Мыслители». В качестве примера этого вида можно привести образ мудреца, который призван размышлять и наблюдать.
- «Эмоциональный». Сюда относятся индивиды, опирающиеся на чувства, эмоции, интуицию. Это яркие, творческие личности, способные ценить красоту.
- «Гуманисты». Данный тип обладает очень развитой эмпатией. Он превосходно чувствует душевное состояние человека.
Конечно, чаще всего встречается смешанный социальный тип личности. Можно сказать, что в каждом человеке живет мудрец, активист и гуманист.
Как определить тип личности. Тест
Существует множество методик для исследования своей личности. Наиболее распространены:- Тест Леонгарда. Опросник представляет собой 88 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». Результатом будут являться акцентуация характера, то есть выявится наиболее характерная черта для данного индивида.
- Тест Голланда. Здесь представлены 42 пары профессий, из которых необходимо выбрать более предпочтительные. Итог – определение своего типа.
- Типологический опросник Кейрси. Состоит из 70 вопросов с предложенными ответами. Выбрать необходимо одно утверждение. Как результат – определение профиля личности.
fb.ru
Социальные типы личности — Мегаобучалка
Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельным называют тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, рассматривается как эталон личности будущего.
«Деятели» – воины, ремесленники, инженеры, педагоги; активное действие, изменение мира, других и себя.
2. «Мыслители» – смотреть, размышлять; оружие – слово.
3. «Люди чувств и эмоций» – деятели литературы и искусства; оружие – интуиция.
4. «Гуманисты и подвижники» – оружие – обостренное чувство ощущения душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому; дело жизни – милосердие.
Большой вклад в разработку социальной типологии личности внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), создавший концепцию социального характера. Согласно его теории, связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, выработанные психикой
Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.
Социальный статус и социальные роли личности.
Социальный статус – это соотносительная позиция, занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.
Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в социологию понятие “статусный набор”, которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида.
В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним.
Типы статусов
1) генеральный(всеобщий, основной)– ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), статусная позиция личности. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формируются наши цели, и проходит наше обучение.
2) предписанные (аскриптивные)– статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.
3) приобретенные (достигнутые)– статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п.
Статусы могут быть формализованные(например, директор завода) инеформализованные(лидер компании близких друзей), что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция.
Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области.
Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.
Существует три вида социального статуса: приписываемый (или предписанный), достигаемый и смешанный. Приписываемый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От предписанного статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. В современном обществе подавляющее большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса является статус инвалида, безработного.ъ
Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.
megaobuchalka.ru
Социальные типы личности
Социальная типология возникла в результате сплетения индивидуальных черт психики и строем социума. То есть, социальный тип личности – это последствие жизни человека в обществе. Способность психики развивать социальный тип создана для того чтобы человек сумел адаптироваться к обществу, чувствовать себя «в своей тарелке», быть защищенным и ощущать свою безопасность среди окружающих людей.
Основные социальные типыБезусловно, социально психологические типы личности можно определять по самым разным критериям. Можно определить их с точки зрения истории человечества, можно определить их зависимость от ценностных ориентаций.
Основными социальными типами личности являются модальный, базисный и идеальный. Модальный тип личности – это тот тип, который наиболее распространен в данном социуме. Он является совокупностью личностных свойств, которые присущи преобладающему большинству членов общества.
Базисный тип личности – это тот тип, который является наиболее приемлемым для данного общества. То есть, это свойства характера, которые дают возможность их носителями приспосабливаться самым выгодным образом к условиям жизни в настоящее время.
Идеальный тип личности – это тип вне времени и места. Он не привязан к условиям общества, являясь эталоном. Иными словами, по мнению современных людей, именно это сочетание личностных свойств является желательным для всех людей.
Ценностная ориентацияБезусловно, отношение к материальным ценностям всегда делило людей на подтипы. Так, общество состоит из традиционалистов – людей консервативных, законопослушных, порядочных с ярко выраженным чувством долга. Этим людям не свойственен индивидуализм, стремление к личностной самореализации.
Идеалист – человек со структурой и социальным типом личности строго противоположным предыдущему типу. Здесь, наоборот, отношение к традициям и установленному порядку очень критично, преклонение авторитетам отсутствует, а главная характерная черта – это индивидуализм с ярко выраженным стремлением к саморазвитию.
Фрустрированный тип личности объединяет людей с низкой самооценкой, устоявшемся мнении о своей непотребности, чувством своего неприятия обществом.
Реалисты – это самый «здоровый» социальные типы, дисциплинированный и стремящийся к развитию личности. Сочетает в себе скептицизм, чувство долга, ответственность с целью саморазвития и самосовершенствования себя, в рамках установленных современным обществом.
Гедонисты – их главная цель удовлетворить свои потребности и получить удовольствие сей секунд. Будущее человечества мало занимает этот тип людей.
womanadvice.ru
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒
Личность — это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре) более широко — в социальной жизни, т.е. активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) социальной жизни. Это определение содержит целостную характеристику личности, включающую в том числе и темперамент и эмоции, присущие данному человеку. Вместе с тем в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни.Индивид, соответственно,— это единичный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность — это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности. Социология изучает взаимодействие личности и социальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей, о ее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности. В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность зависит от условий, обстоятельств своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле:поиск (личности) — предложения (общества) — выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия личности проявляется как в процессе восприятия ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей. В достаточно развитом виде социологические концепции личности оформились во второй половине XIX — начале XX века. Все они признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. В марксизме, например, человек предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений. Однако следует иметь ввиду, что К. Маркс в определении сущности человека как ансамбля всех общественных отношений не отводил личности лишь пассивную роль. Человек понимался им как активный субъект общественных отношений, как творец истории. В теории зеркального «Я» (Ч.Х. Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производная от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание — не что иное, как результат социального ; взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. В целом можно сказать, что интеракционистский подход к концепции личности основан на методологическом принципе, согласно которому ни личностные факторы, ни условия внешнего окружения, если их рассматривать изолированно, не могут в полной мере объяснить поведение человека. В качестве основной детерминанты поведения человека выступает процесс постоянного взаимодействия между этими факторами. Поскольку процесс взаимодействия понимается исследователями не всегда одинаково, в рамках интеракционизма возникло несколько различных направлений — так называемых теорий ограниченного применения. Надо отметить, что интеракционизм в подходе к теории личности не имеет ничего общего с символическим интеракционизмом, который представляет собой один из методологических принципов изучения внутригрупповых и межличностных отношений. С точки зрения сторонников ролевой теории (Р. Линтон, Я.Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации (социальные ожидания) ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью. Процесс реализации ролей зависит от большого числа факторов: — биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли; — личностного образца, определяющего комплекс идеальных черт, которые индивид должен проявлять при выполнении роли, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека; — характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения; — структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с данной группой. Хотя социальную роль нельзя считать основной единицей социологического анализа, так как она вытекает из характера взаимодействий индивидов, однако роль оказывается весьма полезной при изучении институциональных отношений в обществе. Оценка ролевой концепции личности дана в работе Дж.К. Хоманса «Возвращение к человеку», в которой он пишет, что практически, а не в философском смысле, вопрос заключается не в том, законно ли рассматривать роль как основную единицу анализа, и не в том, существуют ли ролевые институты реально, а в том, привела ли теоретическая программа функционализма к объяснению социальных явлений, включая результаты самого функционального анализа. Вопрос не в том, мог ли достичь этого функционализм, а в том, достиг ли он этого сегодня. На этот вопрос Хоманс отвечает отрицательно. Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние» человека), наиболее последовательно была выражена в необихевиоризме, который трактовал личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Допускалось, что личность может быть связана с некоторыми промежуточными переменными несоциологического характера, однако они не признавались предметом подлинно научного анализа. В теориях установки социальной личность рассматривалась как результат тех подчас неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневного воздействия («давления») на индивида. Накапливая разнообразные установки, человек привыкает быть личностью. У него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью. Ряд ответвлений социологических концепций личности связан с подходом к личности как к совокупности социогенных потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Развиваясь, общество порождает новые разнообразные потребности, за счет которых идет развитие личности. Потребности могут задаваться как обществом в целом, так и отдельными социальными группами, к которым хочет принадлежать и которые предпочитает индивид. За счет этого существует вариабельность личности. Диалектика развития взглядов на личность идет по пути преодоления упрощающих личность схем, к ее системному пониманию, которое, не абсолютизируя, включало бы рациональные элементы максимально большого числа социологических концепций личности. Среди основных социологических подходов к решению вопроса о соотношении природного и социального имеется несколько тенденций, причем две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной жизни, социального как явления. Эта тенденция так или иначе проявилась в социобиологии у 3. Фрейда, рассматривающего процесс взаимодействия индивида и общества как социопсихологический конфликт, а саму личность как ансамбль иррациональных, бессознательных влечений(Оно) и сознания (Я). Фрейд отмечал, что цивилизация (Сверх-Я) с ее запретами и санкциями, с одной стороны, великое благо и необходимость, иначе человечество, полностью подчинившись сексуальным и летальным инстинктам, не смогло бы выжить, но, с другой стороны, она — бремя и опасность для человека, поскольку все большее вытеснение влечений ведет к прогрессирующему развитию неврозов, растущей неудовлетворенности, тревоге, деформации характеров, отчуждению, бессознательному лицемерию и т.д. Так как обществу угрожает дезинтеграция, есть необходимость в социализации и социальном контроле. Сторонники этой тенденции видят ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения в его животном происхождении. А все, что приобрел человек в ходе своего культурно-исторического развития, — всего лишь оболочка, которая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования. Данная традиция стремится осмыслить сугубо социальные явления — будь то регуляторы сложных форм социального взаимодействия (моральные принципы, юридические нормы) или же различные процессы, в которые вовлечены широкие массы, как своеобразную эволюцию животных инстинктов стадности в новых условиях. И наконец, при анализе человека представители этой традиции делают акцент не на современном человеке, а на его далеких исторических предках. Вполне естественно, что такой подход резко усиливает значение животного начала. Этой тенденции противостоит другая, противоположная. Для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании Социального как явления в рамках этой традиции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе. Человек рассматривается как совокупность общественных отношений, как комплекс социальных функций и ролей — во всех этих теоретических подходах социальная жизнь предстает как передвижение своеобразных символов, в которых пересекаются кем-то навязанные функции, отношения. Например, в «социологизме» Э. Дюркгейма, из социального бытия человека выхолащивается чувственный аспект социального, которое предстает как некая неживая действительность, подчиняющаяся особым законам особой природы, без каких-либо «примесей» живого начала человеческого существования. Между тем, особенность социологического подхода заключается в целостном рассмотрении природы человека как биосоциальной. Это означает, что в социальном, хотя оно и вырастает из природного, навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а социального существа. Социальное — это качественно новое состояние жизни, ее регуляции. Понятие социальной структуры личности. При определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности — ее социальное качество. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен. Элементы социальной структуры личности. На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы: 1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы; 2) объективные социальные потребности личности. Личность — органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение; 3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности (некоторые остаются на этой стадии всю свою жизнь). Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество — основная отличительная черта человека как личности; 4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности — превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: «…широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру» (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 224). 5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. И, наконец, убеждения — самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности. Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» — родственники, друзья, знакомые и т.д. и «дальние» — общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества. Типология личностей. В социологии типическое представляет собой научную абстракцию, которой не всегда можно найти аналог в реальной действительности. За некоторыми исключениями в современной отечественной социологии нет специальных работ по личностной типологии, хотя отдельные ее положения и затрагиваются в трудах, посвященных личности. Примером типологии личности может служить концепция Л.Н. Гумилева. Поведение человека, по мнению Л.Н. Гумилева, есть способ его адаптации к окружающим условиям, требующий потенциальной энергии. Новое приспособление требует новой энергии. В процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы. «Поведенческая практика, — пишет Л.Н. Гумилев, — свидетельствует, что способность разных людей поглощать биохимическую энергию живых веществ, различна. Проще всего классифицировать всех людей по этому признаку» (Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 179). Люди, относящиеся к первому типу, располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работают, чтобы жить. Человек второго типа располагает избытком энергии. Ее больше, чем требуется для спокойной (нормальной) жизни, поэтому он такой жизнью не удовлетворяется, а работает ради более высоких, часто идеальных целей. Человек этого типа — «пассионарий». К. третьему типу относятся люди, обладающие недостаточной энергией. Они не стремится к активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других. Это — «субпассионарии». Со временем соотношение людей разных типов, полагает Л.Н. Гумилев, в каждом этносе изменяется, определяет пассионарность уже на популяционном уровне. Предложенный Л.Н. Гумилевым подход к человеческим типам с позиций социальной активности представляет определенный интерес для социологии личности. В.А. Ядов, указывая, что социальный тип личности есть продукт сложного перепрелетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей, выделил, помимо идеального типа личности, «так называемый базисный тип — наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа общественного развития. А помимо этого — тип модальный, реально господствующий». С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д.
12. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ Статус —это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Любой человек занимает несколько позиций, т. к. участвует в различных группах и организаций. Например, господин Н. — мужчина средних лет, преподаватель, кандидат наук, заведующий кафедрой, член профсоюза, православный, муж, отец и т.д. Каждого человека, таким образом, характеризует статусный набор. (Термин ввел Р. Мертон). Статусный набор— совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играютгенеральные (всеобщие) статусы. Первый — статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус — статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся к особенным, т.е. дифференцирующим конкретное общество. Статусы также могут бытьформализованными илинеформализованными, что зависит от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и более широко — социальных взаимодействий — выполняется та или иная функция (например, статусы директора завода и лидера компании близких товарищей). Множественность статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Безусловно, что во всех случаях особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией. Хотя следует отметить, что иерархия статусов может меняться. Видимо, следует различать основную, общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, а также в решающих жизненных сферах, и специфическую, проявляющуюся в особых условиях. К примеру, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. Но эти статусы могут быть малозначительными в условиях неформальной компании друзей, здесь будет важнее лидерство. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы. С этим связана сложность выделения главного статуса человека, который определяет и самоопределяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, который выделяет в себе как главный сама личность. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющий свое место в обществе, в общественном мнении. Так, предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике — имущественное, материальное положение. Но в общественном мнении, среди «значимых для него других» — родственников, приятелей и т.д. — решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры. Итак, в наборе статусов всегда существует главный (наиболее характерный для данного индивида, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют). Главный статус определяет образ жизни, круг знакомых. манеру поведения и т.п. Главными статусами могут считаться те статусы, которых человек достигает сам, собственными действиями, например, профессиональный статус, образовательный статус и т.п. Социальный статус — это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Личный статус — положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых людей. Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка и т. п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т. е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать. Приписываемый статус (его еще называют аскриптивным) — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. В последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди меняют. Когда родители — лица разной национальности, трудно определить какой национальности должны быть дети. Нередко они сами решают, что записывать в паспорте. Возраст — биологически определяемая черта, но он не является прирожденным статусом. В течение жизни человек переходит из одного возраста в другой. Каждой возрастной категории общество приписывает определенные права и обязанности каких нет у других категорий. От конкретной возрастной категории люди ждут вполне определенного поведения: от молодых, например, ожидают уважения к старшим, от взрослых — заботу о детях и стариках. Система родства обладает целым набором приписываемых статусов. Только часть из них является прирожденными. К ним относятся статусы: «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка», «кузен» и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список). Таким образом, приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым является социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Для того, чтобы не возникало путаницы, социологи договорились называть и тот, и другой типы статуса одним словом — приписываемый статус. Приписываемым (или аскриптивным) является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий. Достигаемый статус.Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения. Смешанный статус.Иногда очень трудно определить к какому типу относится тот или иной статус. К примеру, статус безработного не является такой позицией, к которой стремится большинство людей. Напротив, его избегают. Безработным чаще всего человек оказывается помимо своей воли и желания. Причиной служат не зависящие от него факторы: экономический кризис, охватывающий отрасль или общество в целом, массовые сокращения, разорение фирмы, структурная перестройка производства. Подобные процессы не находятся под контролем отдельного человека. В его власти предпринимать усилия в поисках работы или не делать этого, смирившись с ситуацией. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить (либо даже отменить) некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После октябрьской революции 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина. В начале 80-х годов на предприятиях и в учреждениях были ликвидированы парткомы, тысячи людей вышли из рядов коммунистической партии. Резкие изменения могут происходить и на индивидуальном уровне. Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. О каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые были вне его контроля. Несовпадение статусов — это несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Поэтому несовпадение возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую — в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. Несовпадение статусов проявляется в поведении носителя статуса и ожиданиях окружающих. Так, министр не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Полицейский не может быть мафиози. Обязанности члена незаконной группировки не совпадают с должностными обязанностями защитника закона. От банкира никто не ждет, что он станет просить милостыню или разъезжать на подножке трамвая, от спортсмена — что он будет курить или выпивать. Когда подобное происходит, обнаруживается расхождение статуса и соответствующего ему ролевого поведения. Статусная роль.Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту (или ранг) с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат своим положением. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называетсястатусной ролью или просто ролью. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполнение данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям. Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые они предъявляют к этой роли. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное — наказывается, это может выражаться в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ Категория социального статуса характеризует социальное значение человека в аспекте его социальных функций, прав и обязанностей. Динамическим дополнением этой статической категории служит понятие социальной роли -поведенческой характеристики человека, в том числе и его личностных черт. Социальная роль — это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе. Например, статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Правда, строго говоря, речь должна идти скорее о норме поведения личности определенного статуса.Социальная роль,следовательно,представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные достаточно полнокровно, как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества. Вместе с тем в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств и делается акцент только на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Так что не следует расширительно толковать социальную роль, делая ее всеобъемлющей личностной характеристикой. Понятие «социальная роль» было выработано в начале XX века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Шибутани, Р. Липтон и др.). В дальнейшем оно интенсивно разрабатывалось в функционалистской и интеракционистской социологии. В нашей стране этой проблемой занимались И.С. Кон, В.А. Ядов и др. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятие социальной роли и игры отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, «ролевая теория» неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма. Определенные социальные роли соответствуют и генеральным и специфическим статусам человека. Генеральные статусы определяют ролевое поведение человека независимо от его профессии, пола, образования, т.е. воплощение в его деятельности общечеловеческих ценностей, норм поведения, а специфические статусы детерминируют, например, его профессиональное ролевое поведение. Итак, двумя важнейшими характеристиками социальной роли являются, во-первых, ее функциональная целесообразность, т.е. наличие наиболее целесообразных для данного статуса типичных черт личности и закрепление их в виде образцов, стандартов и норм, а во-вторых, соответствие ролевого поведения определенной культуре, системе ценностей. Социальная роль уже статуса, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли — перед подчиненными, в третьей — как отец. Везде он остается директором завода — в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал всю совокупность ролей, вытекающих из данного статуса,ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами и исполняет при этом бесконечное множество ролей. Если же роль «привязана» к формализованному статусу, т.е. функциям, которые он исполняет в рамках формальных социальных институтов, — эта роль формализованная. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, завязанные на соответствующий статус. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только : по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального определенного стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей, функций. Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты, которые вызываются рядом конкретных ролей и приобретают различную социальную и психологическую форму.
Социальные функции, социальный статус и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры, свойств. И здесь возникает один из главных вопросов социологии личности: в какой мере общество способно влиять на личность, насколько общество обуславливает внутренний мир личности, ее желания, стремления и т.д.? Насколько личность автономна, независима от конкретных социальных условий и в чем это конкретно проявляется? Дать ответ на этот вопрос может помочь знаменитое в социологии и социальной психологии исследование по проверке и оценке степени влияния ролевых стандартов (ожиданий) социальной среды на реальное поведение конкретных людей— «тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо,известного американского исследователя. Эксперимент был построен как игра, моделирующая отношения «тюремщиков» и «заключенных». В американском городе Стэнфорде были отобраны 24 студента, здоровые, интеллектуально развитые, не имевшие в прошлом опыта ни преступности, ни наркомании, ни психологических отклонений. С помощью жребия их поделили на «заключенных» и «тюремщиков». Стэнфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, арестовала «заключенных» и доставила их в наручниках в «тюрьму», оборудованную в одном из помещений университета. «Тюремщики» раздели их догола, подвергли унизительной процедуре обыска, выдали тюремную одежду и разместили по «камерам». «Тюремщики» не получали подобных инструкций, им было лишь сказано, что они должны относиться к делу серьезно, поддерживать порядок и добиться послушания «заключенных». |
infopedia.su