Социометрия психология – Социометрия — Википедия

Психологическая социометрия

Социометрическое исследование в социальной психологии

Социометрия представляет собой часть социальной психологии, точнее, — один из ее методов. Он был разработан в начале 20 века известным социальным психологом из Соединенных Штатов Америки – Джекобом Морено.

Замечание 1

Цель социометрического измерения – количественное выражение структуры отношений, которые складываются между участниками одной группы. Измерение производится исходя из числа взаимных выборов членов группы, которые делаются согласно определенному ряду социометрических критериев (вопросов).

В целом, метод социометрии применяется в рамках социологических и социально-психологических исследований. Он необходим для ведения диагностики межгрупповых отношений с целью измерить их к лучшему, совершенствовать и избавлять от возможных проблем и их осложнений. Социометрия открывает перед исследователями возможности изучать типологию социального поведения человека в условиях групповой деятельности, а также судить о том, насколько члены конкретных групп социально и психологически совместимы друг с другом.

Цели социометрической процедуры могут быть следующие:

  1. Измерить степень сплоченности и разобщенности, с которыми сталкиваются участники социальной группы и коллектива. Сплоченность и разобщенность может быть определена и измерена благодаря социометрическим критериям, где отражена специфика психологического восприятия одним членом группы всех остальных;
  2. Выявить авторитет члена группы по уровню и признакам симпатии и антипатии, которые выражают друг к другу члены организации и коллектива. На крайних полюсах оказываются «лидер» группы и человек, который становится «изгоем»;
  3. Обнаружить внутригрупповые образования, которые организовываются в подструктуре группы. Они имеют своих неформальных лидеров и объединяются по каким-либо конкретным признакам.

Полученные данные в результате социометрического измерения позволяют выявить авторитет как формального, так и неформального лидеров. Они довольно успешно используются для того, чтобы организовать успешную и необходимую перегруппировку людей в рамках одной команды. Это позволяет снизить степень напряженности в коллективе, которая возникает в случае несовпадения интересов, или в целом из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Преимущество социометрического измерения также заключается в том, что оно не требует больших временных затрат. В среднем на проведение одного социометрического исследования уходит около 15 минут.

Замечание 2

Тем не менее, исследователи подчеркивают, что социометрия не может стать тем самым радикальным способом, который разрешит все противоречия и проблемы, возникающие внутри группы. Причину проблем стоит искать не в степени симпатий и антипатий, а также не в их взаимности, а в более серьезных источниках, каких как: ценностные ориентации членов группы, их отношения к целям организации, психологические особенности человека, в его желании развиваться, совершать разнообразные действия, которые могут противоречить их желаниям.

Процедура социометрии в психологии

Процедура социометрического измерения, в том числе и в рамках психологии, включает в себя несколько этапов. Сначала производится постановка наиболее приоритетных задач исследования, выбираются объекты измерений. После этого формулируются гипотезы (предположения по исходу социометрического измерения) и положения, которые касаются возможных критериев опроса членов определенной социальной групп.

Важно отметить, что социометрия не предполагает абсолютной анонимности, поскольку, если она будет проводиться в анонимной форме, то будет бессмысленна и неэффективна. В связи с этим перед экспериментатором может возникнуть трудность, когда он (или она) попросят участников раскрыть свои симпатии и антипатии. Нередко люди попросту отказываются от участия в измерении, поскольку им кажется, что высказывание объективного мнения может навредить его отношениям с остальными участниками социальной группы.

Критерии, которые отбираются исследователями для получения данных о симпатиях и антипатиях, заносятся в специально подготовленную карточку. Также ему могут предложить ответить на вопросы в устном виде, организовав исследование по типу устного интервью. Критерии предлагаются в виде вопросов, в которых содержится противоречие: человек должен выбрать из своей группы тех членов, с которыми он в большей степени хотел бы проводить совместную деятельность, и тех, с кем он в целом не хотел бы вступать ни в какие взаимодействия. Также социометрическая процедура в психологии может приобретать несколько форм:

  • Непараметрическая форма социометрической процедуры – участник измерения может отвечать на вопросы карточки, используя при этом неограниченное число ответов. Преимущества – исследователь может выявить эмоциональную экспансивность участника, но при этом исследователь также сталкивается с трудностями анализа;
  • Параметрическая форма социометрической процедуры – участник социометрического исследования может выбирать только строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинство данной процедуры – увеличивается надежность и достоверность, исследователю гораздо легче проводить статистическую обработку. Недостатки процедуры – невозможно раскрыть все многообразие, которое присутствует во взаимоотношениях между участниками группы. При этом можно выявить только субъективно значимые связи.

Таким образом, в психологии социометрические измерения сегодня достаточно востребованы. Они имеют как достоинства, так и недостатки, но исследователи подчеркивают, что именно благодаря социометрии они имеют возможность более углубленно изучить взаимоотношения между участниками группы, а также понять, почему у них складывается то или иное отношение. Не анонимность является значимым преимуществом, поскольку в сложившихся условиях участники могут высказать более объективное и честное мнение, осознавая свою ответственность и признавая желание сделать отношения лучше и эффективнее.

spravochnick.ru

16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе

16. Метод социометрического исследования межличностных отношений в группе

Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

Метод социометрии применяется также для диагностики межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Цели социометрической процедуры:

1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров.

Данные социометрии по измерению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни.

Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Социометрия не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность методики социометрии зависит от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе.

Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях.

Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами.

Формы социометрической процедуры:

1) непараметрическая процедура – испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора.

2) параметрическая процедура – испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Социометрия. Психология отношений межличностной значимости

Социометрическая методика – одна из самых распространенных и наиболее широко применяемых в мировой социально-психологической исследовательской практике. Подобная популярность социометрии вполне объяснима в связи с тем, что используемое в рамках данной методической модели процедурное решение не только позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдателя информацию о характере межличностных отношений в группе, но и обладает всеми преимуществами, которые присущи любому «экспресс-приему». Кроме того, опять же в процедурном, да и в интерпретационном плане социометрический метод достаточно гибок и легко поддается модификации, что обеспечивает экспериментатору возможность работать практически с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности и половозрастных особенностей ее состава. В то же время все эти достоинства и, в первую очередь, простота применения социометрической методики порождают иллюзорное представление о ней как об основном и чуть ли не единственно доступном пути анализа характера межличностных отношений в группах. На самом же деле социометрическая методика и по замыслу ее создателя, американского исследователя Дж. Морено,[124] и по своим реальным содержательным возможностям рассчитана на выявление особенностей непосредственных отношений типа «симпатии – антипатии» между членами контактной группы.

Описание методической процедуры. Как уже отмечалось выше, в процедурном плане социометрическая методика крайне проста и не предполагает необходимости осуществления каких бы то ни было предваряющих основной экспериментальный этап подготовительных исследований. Содержательной сутью обследования в данном случае является прямой, или, как его еще называют, «лобовой» опрос испытуемых. При этом экспериментатор, как правило, работает с группой в целом, фронтально, в то время как каждый из испытуемых отвечает на поставленный вопрос индивидуально, не советуясь с другими членами обследуемого сообщества.

По условиям эксперимента испытуемый должен ответить на вопрос или несколько вопросов, декларируя тем самым факт своих персонифицированных межличностных предпочтений. Сами вопросы должны быть поставлены в такой форме, которая бы предполагала в качестве ответа перечисление фамилий некоторых его товарищей по группе. Например: «С кем из членов группы Вы хотели бы оказаться в паре при выполнении трудного и ответственного задания?» или «С кем из членов группы Вы хотели бы поехать на увеселительную экскурсию?»[125] При этом экспериментатор, инструктируя испытуемых, особо оговаривает необходимость отражения на бланке приоритетности выбора. Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, каждый испытуемый составляет список фамилий выбранных им людей в строго определенной очередности. Под номером «1» в бланк заносится фамилия члена группы, которого данный испытуемый выбирает в первую очередь; под цифрой «2» – фамилия того, кто выбран вторым, и т. д.

В зависимости от задач конкретного исследования, а также численности группы экспериментатор непосредственно в рамках инструкции может либо определить предельно допустимое число выборов, либо не оговаривать необходимость подобного ограничения избирательной активности обследуемого. В первом случае (такой вариант социометрической методики традиционно обозначают как параметрический) испытуемому предоставляется возможность осуществить, как правило, не более трех последовательных выборов. При этом он может по своему собственному усмотрению остановиться на одном или на двух выборах, а может и вовсе от них отказаться – заложенное в инструкции ограничение касается лишь верхнего предела его избирательной активности. В отличие от непараметрического варианта реализации социометрической процедуры данная форма ее применения значительно менее трудоемка, а полученные эмпирические данные несравнимо легче поддаются как графической компоновке, так и статистической обработке. Кроме того, сам факт изначального количественного ограничения возможных выборов закономерно повышает степень их избирательности и приоритетности. Здесь практически исключены случаи уклончивых ответов, когда испытуемый указывает не фамилии конкретных людей, а вписывает в бланк фразы типа «Я хотел бы, чтобы в новой группе остались все» и т. п. (что, кстати, нередко происходит, если социометрическое обследование осуществляется в непараметрической форме).

Итак, сжато и достаточно схематично описана довольно простая по своему характеру методическая процедура социометрического обследования, содержательной сутью которой является прямой опрос участников эксперимента с целью выявить их индивидуальные межличностные предпочтения. В то же время часто бывает недостаточно зафиксировать лишь факты позитивно-эмоциональных отношений между испытуемыми, а требуется также выяснить, не наличествуют ли между ними взаимоотношения, характеризующиеся в той или иной степени осознаваемой антипатией. Для решения этой задачи, наряду с вопросом или группой вопросов, предполагающих позитивно окрашенный выбор партнеров по взаимодействию и общению, участникам эксперимента предлагают ответить и на «обратный» вопрос, т. е. на вопрос, ответ на который предусматривает не позитивный выбор, а отвержение (отклонение) тех или иных товарищей по группе. В этом плане приведенным выше в качестве примера «позитивным» вопросам соответствуют «обратные» вопросы, сформулированные следующим образом: «С кем из членов группы Вы не хотели бы оказаться в паре при выполнении трудного и ответственного задания?», «С кем из членов группы Вы не хотели бы поехать на увеселительную экскурсию?» И наконец: «В случае расформирования или переформирования Вашей группы с кем из ее членов Вы не хотели бы оказаться вместе в новом сообществе?» Что касается процедурных условий ответа на них, то они должны быть полностью идентичны той экспериментальной ситуации, которая была создана в ходе основного опросного этапа.

В завершение описания особенностей методической процедуры социометрического обследования группы имеет смысл специально остановиться еще на одном моменте. Речь идет о тех обязательных условиях, которые должны соблюдаться исследователем, избравшим для работы социометрическую методику.

Так, он должен организовать обследование таким образом, чтобы каждый участник эксперимента вынужден был работать самостоятельно, ни с кем не советуясь и не сверяя свои ответы с ответами окружающих. При этом время, отводимое на ответы, ни в коем случае не должно ограничиваться. В связи с тем, что режим работы каждого достаточно индивидуален, более целесообразно заранее внести вопросы в экспериментальный бланк, а не зачитывать их вслух непосредственно в ходе опроса, торопя тем самым тех, кто еще не успел ответить, и задерживая тех, кто уже справился с заданием. Кроме того, отвечая на вопросы и тем самым осуществляя выбор или отвергая того или иного члена группы, каждый испытуемый должен иметь перед глазами ее полный список, включающий и фамилии тех, кто по какой-то причине в данный момент отсутствует. Этот список может предъявляться каждому испытуемому индивидуально (например, вноситься непосредственно в экспериментальные бланки), а может в единственном экземпляре предоставляться всей группе в целом. Соблюдение этого требования должно быть особенно неукоснительным в тех случаях, когда испытуемыми являются дети, так как они склонны ограничиваться выбором или отвержением лишь тех, кого видят непосредственно в настоящий момент. Наконец, еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание экспериментатору. Как показывает богатый опыт использования социометрической методики, получаемый с ее помощью эмпирический материал оказывается наиболее надежен в том случае, когда, отвечая на вопросы, испытуемые уверены, что высказанная ими позиция будет тщательно проанализирована и действительно повлияет на ход дальнейшей жизнедеятельности группы.

Именно с учетом всех вышеперечисленных требований и должна строиться экспериментальная ситуация.

Обработка данных. Полученные в результате проведения социометрической процедуры эмпирические данные прежде чем быть качественно интерпретированы, должны подвергнуться количественному анализу, чему, как правило, предшествует этап их компоновки.

Наиболее распространенный вариант начальной обработки первичного материала – составление матрицы. Приведем пример такой матрицы, отражающей картину социометрических выборов в группе из семи человек – испытуемых А., Б., В., Г., Д., Е., Ж.

В этой матрице нашла свое отражение картина межличностных предпочтений в группе, или, другими словами, составляющий ее содержание набор социометрических выборов.

Таблица 1

Социометрическая матрица

Правда, приведенный пример иллюстрирует наиболее простой вид обследования – параметрический вариант (верхний предел избирательной активности – три выбора) позитивной социометрической процедуры.[126] Понятно, что матрица, содержащая результаты проведения непараметрического варианта социометрической процедуры выглядела бы значительно более насыщенной и позволила бы кроме таких показателей как «количество полученных каждым испытуемым выборов» и «количество взаимных выборов» (как для каждого члена группы, так и для нее в целом), выявить и такой немаловажный параметр межличностных отношений, как «количество сделанных выборов» (как для каждого члена группы, так и для нее в целом). Естественно, что аналогичную информационную «добавку» непараметрический вариант социометрии обеспечивает не только в отношении позитивных выборов, но и в отношении межличностных отклонений.

Цифры, указанные в рассматриваемой матрице, обозначают следующее. Испытуемый А. сначала выбрал Б., затем – В., а на Г. «потратил» последний из возможных выборов – третий. Что касается выборов, осуществленных Б., то они распределились в таком порядке: в первую очередь этот испытуемый назвал Б., второй его выбор «пал» на А., а третий – на Г. Аналогичным образом могут быть легко прослежены направленность и очередность выборов остальных членов группы.

Графа «Суммарное количество выборов, полученных членом группы» содержит информацию об особенностях внутригрупповой социометрической структуры обследуемого сообщества, позволяет выявить тех, кому симпатизирует большинство членов группы, к кому партнеры по взаимодействию питают антипатию, а к кому относятся, по сути дела, индифферентно. Что касается приведенного примера, то можно со всей уверенностью говорить о наличии в данной группе ярко выраженной социометрической «звезды» (испытуемый Б. получил максимально возможное число выборов – шесть) и изолированного члена сообщества – испытуемый Е. (этот испытуемый не получил ни одного выбора).

Вряд ли у кого-нибудь может вызвать серьезные сомнения то, что в рассмотренном случае нет необходимости специально доказывать, что в лице Б. мы имеем, несомненно, высокостатусного в социометрическом плане члена группы, а положение Е. во внутригрупповой системе эмоциональных взаимоотношений никак нельзя расценить иначе, как неблагополучное. В то же время, как показывает исследовательская практика, далеко не всегда складывается столь однозначно интерпретируемая ситуация. В связи с этим нередко возникает потребность в математически выверенном определении тех цифровых показателей индивидуального социометрического статуса, которые бы позволили безоговорочно «отдифференцировать» высокостатусных и низкостатусных в социометрическом плане членов группы от остальных их товарищей по сообществу. Для решения этой задачи существует специальная статистическая процедура, позволяющая довольно точно определить верхнюю и нижнюю критические границы доверительного интервала,[127] лишь с учетом которых в каждом конкретном случае можно с уверенностью отнести того или иного испытуемого к категориям высоко– или низкостатусных в социометрическом плане членов группы.[128]

Несмотря на несомненные удобства матричной формы компоновки эмпирического материала, экспериментатор, как правило, не ограничивается лишь ее построением, а, добиваясь большей наглядности, прибегает еще и к графическому изображению полученных в ходе социометрического исследования результатов. В этом случае, опираясь на материал, составляющий содержательную суть социометрической матрицы, он строит социограммы, которые по своему характеру могут быть как групповыми (т. е. иллюстрирующими специфику межличностных отношений в обследованной группе в целом), так и индивидуальными (т. е. отражающими особенности взаимосвязей в рамках группы членства какого-то одного конкретного испытуемого, который по тем или иным причинам привлек к себе особое внимание экспериментатора).

В рамках данного учебного пособия вряд ли имеет смысл специально останавливаться на подробном описании способов построения различных социограмм хотя бы потому, что это уже неоднократно и притом квалифицированно сделано в целом ряде имеющих выраженный методическо-обученческий характер материалов. Так, например, достаточно развернутая информация о социограммах (конвенциональной, индивидуальной, социограмме – «мишени») содержится во вполне доступном самому широкому читателю сборнике научных трудов «Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе» (М., 1979).

Наряду с матричной и чисто графической формой изображения результатов социометрии, при анализе полученных в ее ходе эмпирических данных традиционно используются разнообразные количественные индексы. Надо сказать, что число этих индексов так велико, что даже простое перечисление их названий заняло бы слишком много места. Кроме того, и обоснование их введения, и сама процедура их вычисления неоднократно и достаточно подробно описаны в целом ряде работ. В связи с этим здесь, по-видимому, более целесообразно отослать читателей к работам Я. Л. Коломинского, И. П. Волкова, В. И. Паниотто и др.[129] нежели еще раз воспроизводить давно известное и многоразово тщательно прописанное.

Значительно более целесообразно здесь хотя бы кратко описать процедуру и способ обработки одной из вариаций социометрической методики, которая, будучи достаточно эффективным приемом изучения характера внутригруппового структурирования, по малопонятным причинам неоправданно редко используется в исследовательской практике. Эта модификация социометрии предложена Я. Л. Коломинским, использовавшим достоинства социограммы и разработавшим графический способ обследования, прямо направлена на выявление реальных социометрических персональных статусов членов группы.

Непосредственно перед началом собственно экспериментального этапа испытуемым раздаются бланки, на каждом из которых начерчена четырехорбитная социограмма. Кроме того, на этих же бланках размещены пофамильно списки обследуемого сообщества. Затем экспериментатор знакомит участников эксперимента с инструкцией, согласно которой они должны найти на социограмме место для каждого члена группы в зависимости от того, насколько ему симпатизируют его партнеры по взаимодействию и общению. При этом если, по мнению отвечающего, данный член группы «пользуется симпатией абсолютного большинства», то соответствующий его фамилии порядковый номер вписывается в центральный круг; если он «пользуется симпатией многих», его порядковый номер в списке фиксируется на второй от центра орбите; если он «пользуется симпатией лишь некоторых» членов группы, обозначающий его номер размещается на третьей орбите; в том же случае, когда, с точки зрения опрашиваемого, данный член общности «не пользуется симпатией окружающих», ему отводится место на четвертой, внешней орбите социограммы. Таким образом, каждый испытуемый должен оценить, кроме своего собственного, положение всех членов группы.

После того, как все испытуемые завершают выполнение экспериментального задания, можно приступить непосредственно к вычислению персонального социометрического статуса каждого участника эксперимента, используя при этом формулу

Si = (4n1i+3n2i+2n3i+1n4i) / (N – 1)

где ni – число членов группы, поместивших данного человека на соответствующую (первую, вторую, третью или четвертую) орбиту; N – число членов группы, участвовавших в эксперименте.

Другими словами, оцениваемому начисляется за каждый случай приписывания его: к первой орбите – четыре балла, ко второй – три балла, к третьей – два балла, а к четвертой – один балл.

На основании полученного в ходе вычисления итогового результата можно с большой долей уверенности утверждать принадлежность каждого члена группы к одному из четырех внутригрупповых статусных слоев. К первой, наиболее в социометрическом плане высокостатусной категории лиц могут быть отнесены члены группы с показателями 4–3,5 балла, к самой низкостатусной категории членов группы – те, кто имеет соответствующие показатели в диапазоне от 1,5 до 1 балла. Показатели двух промежуточных – «второй» и «третьей» – категорий равны соответственно 3,5–2,5 и 2,5–1,5 баллам.

Проиллюстрируем необходимые подсчеты хотя бы одним конкретным примером вычислений. Предположим, что один из членов уже известной нам группы, испытуемый Д., получил следующие оценки со стороны шести своих товарищей по взаимодействию и общению: один из них поместил его в центральный круг социограммы, один – на второй орбите, трое – на третьей и один – на четвертой, внешней, орбите. В этом случае:

Sд = (4?1+3?1+2?3+ 1?1) / (7–1) = 2,33 ? 2,3

Как видим, мы имеем все основания отнести испытуемого Д. к членам группы – представителям третьего слоя во внутригрупповой социометрической структуре обследованного сообщества.

Данная процедура и самого обследования, и обработки эмпирического материала, на первый взгляд, лишь с некоторой натяжкой может быть отнесена к классу социометрических методик. Казалось бы, с не меньшим основанием она может рассматриваться как одна из вариаций обычной взаимооценки по принципу ранжирования. И все же основные параметры ее возможностей и ограничений не выходят за содержательные рамки социометрического метода.

Оценивая преимущества и недостатки социометрической процедуры в любой ее модификации, а также достоинства и слабости различных смежных с ней методических приемов (например, аутосоциометрии[130]), следует наряду с их портативностью и компактностью иметь в виду и то, что полученные в ходе такого обследования экспериментальные данные носят достаточно ситуативный характер, нередко отражают лишь особенности самого поверхностного, непосредственного слоя межличностных отношений и дают возможность зафиксировать только сам факт наличия или отсутствия межличностной привлекательности одного члена сообщества для другого, оставляя за рамками анализа вопрос о мотивах декларируемого испытуемым выбора, а значит, и саму причину межличностных симпатий и антипатий членов группы. Все это совершенно закономерно диктует необходимость проверки и дополнения результатов социометрического обследования с помощью других социально-психологических методик и, в первую очередь, таких как референтометрическая процедура, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов в группе, а также методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Социометрия как метод психологических исследований 2

Министерство образования РФ

Московский педагогический государственный университет

Филологический факультет

Реферат

по методологии психологических исследований

тема: «Социометрия как метод психологических исследований»

Выполнен: студенткой 206 группы

Анохиной Анной

Москва

2006 год

Содержание

Введение

Глава 1. История возникновения метода

Глава 2. Социометрия как метод психологических исследований

Глава 3. Обработка результатов социометрии

3.1 Социоматрица

3.2 Социограмма

3.3 Социометрические индексы

Заключение

Введение

Личность, коллектив, общество – основополагающие понятия, характеризующие развитие человечества. Все эти понятия неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга, поэтому рассматривать их можно только во взаимосвязи. Ведь что составляет, определяет общество? Отношения между личностями внутри его. Личности составляют коллектив, формируют его – это характеристика жизни, ведь любой человек относит себя к определенной группе людей, коллективу: семья, класс, коллеги на работе. Жизнь без взаимодействия с другими людьми невозможна. Поэтому так важно и необходимо изучать взаимоотношения людей внутри групп, выявлять лидера, изучать типологию социального поведения людей внутри группы. Социальная среда состоит из различных компонентов, которые играют неодинаковую роль в общественной системе. Эти компоненты различно влияют на человека. В обществе можно выделить малые и большие социальные группы. В малой группе определяющим является взаимодействие между ее членами, эмоциональный контакт, социально-психологическое поведение. Одним из наиболее эффективных методов изучения отношений внутри малой группы является метод социометрии. Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов и т.п.

Применение данного метода при изучении отношений в группах является актуальным для современной социологии и социальной психологии.

Глава 1. История возникновения метода

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Эта методика была разработана Джекобом Морено – американским психиатором и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

Понимание социометрии Морено оказало огромное влияние на возникновение и развитие социальной теории, практических социальных теорий. Морено причисляется к представителям неофрейдизма. Он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах. Основы социометрической теории были заложены в 1908-2925 годах. Систематическим изложением социометрии стала книга «Кто выживет?». Дж. Морено оказал огромное влияние на развитие социологии, идеи и методы получили широкое распространение и используются во многих странах мира. Социометрия оказала влияние на другие отрасли социологии: психиатрию, антропологию и др. Морено это влияние называл «социометрическим движением».

Также Морено была написана книга «Основы социометрии», первая часть ее называлась «Социометрическая система». Морено рассматривает социометрическую систему как часть большой системы. “Вышестоящий принцип,— пишет Морено,— есть социономия с ее тремя отраслями: социодинамикой, социометрией и социатрией”, связанными между собой. Социономия – наука о социальных законах, социодинамика – наука о социальных группах. Социометрия же является наукой об измерении межчеловеческих отношений.

Социометрия — по Морено — это “социология микродинамических процессов”. Благодаря ее развитию стало необходимым разделение социальных наук на макроско­пические и микроскопические. Система социометрии содержит три элемента: социус, измерение и драму. Из этого можно вывести три направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения, исследование действия.

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или “направление старой социометрии” (преимущественно период 1936—1956 гг.) и “новая социометрия” (1956—1966 гг. и позднее).

Однако данный подход неоднократно подвергался критике со стороны других исследователей. (Десев Л., Ядов В.А.) Но, наряду с этим, социометрия получила широкое распространение среди психологов как отечественных, так и зарубежных. В отечественной психологии внедрение социометрии связано с такими именами как Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.А. Ядов и т.д.

Исследователи рассматривали социометрию как метод изучения отношений в производственных группах и в педагогических системах. Например, Е.С. Кузьмин с помощью социометрии изучал отношения в рабочих группах, эффективность совместной деятельности членов группы. Он предложил измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские, производственные и т.д.). Другие учение использовали социометрию для получения информации о взаимоотношениях в малых группах, для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Такие ученые, как О.В. Киричук, М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, Л.М. Фридман, использовали социометрии для изучения взаимоотношений внутри школьных классов. Полученные результаты они применяли в практической воспитательной работе.

Но социометрию изучали не только как метод психологических исследований, но и как социальную теорию. Акцент на этом делал болгарский ученый Любен Десев. Но на его трактовку теории повлияла марксистко-ленинская идеология, приверженцем которой он являлся. Однако стоит отметить, что в своих работах он подробно останавливается на работах основоположника метода Дж. Морено, а также предлагает анализ литературы, посвященный изучению проблем отношений в малых группах. Десев представляет нам сравнительную оценку положительных и отрицательных сторон социометрии.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что исследователи больше внимания уделяли практической стороне социометрии, нежели такой ее составляющей как социальная теория.

Глава 2. Социометрия как метод психологических исследований

Термин «социометрия» — от латинского societas (общество) и metrium –

измеряю – обозначает 1. отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, 2. прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы:

1. измерение степени сплоченности – разоблаченности;

2. выявление соотносительного авторитета внутри группы по позициям симпатии-антипатии.

3. обнаружение внутригрупповых подсистем.

Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.

Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. В ходе социометрии не может быть полной анонимности. Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий – антипатий, доверия или недоверия.

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений изучаемом множестве. Поэтому при обработке данных социометрии не используются методы, характерные для обычных опросов. Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.

Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах.

1. Непараметрическая процедура

При непараметрической процедуре испытуемый неограничен в числе выборов и может записать в карточку всех членов группы. В данном случае число выборов равно N – 11, где N – число людей в группе. Точно также каждый член группы будет выбран N – 1 число раз. Непараметрическая процедура позволяет в полной мере оценить эмоциональную экспансивность каждого члена группы, увидеть все многообразие внутригрупповых межличностных связей. Но применение непараметрической процедуры будет нерационально в отношении больший групп, так как обработка результатов будет невозможна без применения вычислительной техники. Также еще один недостаток непараметрической процедуры – большая вероятность случайного выбора, ведь возможны ответы типа «выбираю всех». В данном случае можно говорить либо о недифференцированной системе отношений между испытуемым и другими членами группы, либо о заведомо ложном ответе респондента.

mirznanii.com

Метод социометрических измерений (социометрия)

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью  социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения прове­рены экспериментом и практикой.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.
При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном, случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N – число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т.е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т.е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины d можно стандартизировать внешние условия выбора в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж.Морено и Е.Дженнингс:

 

где P – вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N – число членов группы.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20–0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии; где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.


СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Тип

Критерии

Выборы

1.

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

 

 

 

 

2.

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

 

 

 

 

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).
ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ


Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора Р(А)

5–7
8–11
12–16
17–21
22–26
27–31
32–36

1
2
3
4
5
6
7

0,20–0,14
0,25–0,18
0,25–0,19
0,23–0,19
0,22–0,19
0,22–0,19
0,21–0,19

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонтали и по вертикали которой в одном и том же порядке перечислены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние строки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3. Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который рассматриваемым испытуемым оказался выбранным в первую очередь; цифра 2 – в столбце того члена группы, который был выбран вторым и т.д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в дальнейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечают в матрице красным цветом, а отклонения – синим. В матрицу заносятся также результаты ответов на третий и четвертый вопросы; когда испытуемый предполагает, что его выберет кто-либо, то в столбец этого человека проставляются красные скобки, а скобками синего цвета отмечаются предполагаемые отклонения.

 

Социометрическая матрица


Ф.И.О.

Иванов

Петров

Сидоров

ВС

ОС

ОВ

ОО

Иванов

2

(   )

Петров

1

Сидоров

3

(   )

1   2

Обозначение показателей

ВП

2

1

0

ОП

ОВ

ОС

ВВ

ВО

В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком;
ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
ОП – сумма отклонений, полученных данным человеком;
ОВ – количество ожидаемых выборов;
ОО – количество ожидаемых отклонений;
ВВ – количество взаимных выборов;
ВО – количество взаимных отклонений.
В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов (независимо, в какую очередь – 1, 2, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и отклонений.
В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых данным лицом выборов и отклонений.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых».
С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебрегаемых» используют некоторые методы статистического анализа. В ходе статистического анализа полученного первичного материала устанавливают критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асимметричны и апроксимируются биноминальным законом распределения. Экспериментальная ситуация социометрического обследования весьма близка к ситуации последовательных дихотомических выборов.
Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:
X = M + tb
где Х – критическое значение количества V (М) выборов; t – поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпирического распределения от теоретического; b – среднее отклонение; М – среднее количество выборов, приходящихся на одного человека.
Коэффициент t определяется по специальной таблице на основе предварительного вычисления другого коэффициента ОД, свидетельствующего о степени отклонения распределения выборов от случайного:

где p – оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q – оценка вероятности оказатьcя отвергнутым в данной группе; b – отклонение количества полученных индивидами выборов от среднего их числа, приходящегося на одного члена группы; p и q, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:


p =

M

;

q = 1 – p

N – 1

где N – количество участников в группе; M – среднее количество выборов, полученных одним участником.
M вычисляется при помощи формулы:


M =

N

d

––––

i = 1

N – 1

где d – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.
b определяется по формуле:
b =   (N – 1) pq

Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу в 31 человек, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов. Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одного человека в группе:

Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:

Вычислим среднее квадратное отклонение:
b =   30 × 0,3 (1 – 0,3)
Подсчитаем коэффициент асимметричности:


ОД =

(0,70,3)

= 0,16

2,51

Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведены значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой – для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:
р ≤ 0,05;         р ≤ 0,01;         р < 0,001

Таблица. Значения по Сальвосу


Коэф-нт асимм-ти О1

Вероятность ошибки
p

Коэф-нт асимм-ти О1

Вероятность ошибки
p

0,05

0,01

0,001

0,05

0,01

0,001

0,0

-1,64

-2,33

-3,09

0,0

1,64

2,33

3,09

0,1

-1,62

-2,25

-2,95

0,1

1,67

2,40

3,23

0,2

-1,59

-2,18

-2,81

0,2

1,70

2,47

3,38

0,3

-1,56

-2,10

-2,67

0,3

1,73

2,54

3,52

0,4

-1,52

-2,03

-2,53

0,4

1,75

2,62

3,67

0,5

-1,49

-1,95

-2,40

0,5

1,77

2,69

3,81

0,6

-1,46

-1,88

-2,27

0,6

1,80

2,76

3,96

0,7

-1,42

-1,81

-2,14

0,7

1,82

2,83

4,10

0,8

-1,39

-1,73

-2,00

0,8

1,84

2,89

4,24

0,9

-1,35

-1,66

-1,90

0,9

1,86

2,96

4,39

1,0

-1,32

-1,59

-1,79

1,0

1,88

3,02

4,53

1,1

-1,28

-1,52

-1,68

1,1

1,89

3,09

4,67

Поскольку в таблице нет значения, равного 0,16, а есть только значения 0,1 и 0,2, то выберем поправочные коэффициенты, находящиеся между этими табличными значениями.
Для ОД=0,1 поправочный коэффициент составит (-1,62), а для Од=0,2 – (-1,59). С учетом того, что реальное значение Од=0,16, возьмем поправочный коэффициент t промежуточного значения и примем его равным (-1,60) (левая половина таблицы).
Проделав подобную операцию и в правой части таблицы, получим второй поправочный коэффициент 1,69, величина которого расположена между табличными значениями для Од=0,1 и Од=0,2. Верхнюю критическую границу вычислим, подставив в формулу значение t из правой части таблицы: Xверхн = 9,0 + 1,69 х 2,51 = 13,24.

Для определения нижней границы доверительного интервала используем значение t, взятое из левой части таблицы: Хнижн = 9,0 – 1,6 x 2,51 = 4,98.
В связи с тем, что количество полученных выборов – это всегда целое число, округлим полученные значения до целых чисел.
Теперь можно сделать вывод, что все испытуемые изученной группы, получившие 14 и более выборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», а испытуемые, получившие 4 и меньше выборов, – низкий статус, причем, утверждая это, допускаем ошибку не более 5 %.
Если допускать ошибку в 1 %, то из таблицы значения t берем иные:
Xверхн = 9,0 + 3,32 х 2,51 = 17,33; Хнижн = 9,0 – 2,84 x 2,51 = 1,87.
Округлим до целых чисел: Xверхн = 18; Хнижн = 1. Таким образом, допуская ошибку не более, чем на 1 %, можно утверждать, что лидерами являются только те, кто получил не менее 18 выборов, а низкий статус – у испытуемых, получивших меньше двух выборов.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

www.vashpsixolog.ru

Социометрия | Мир Психологии

СОЦИОМЕТРИЯ

Социометрия (англ. sociometry) — теория и метод, разработанные австрийско-амер. психиатром Якобом Морено (Moreno, 1890-1974), позволяющие эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. В настоящее время С. рассматривается как направление в социально-психологических исследованиях, в которых используются социометрические методы (методики, тесты). См. Социометрический метод исследования (в возрастной психологии). (Б. М.)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Социометрия (микросоциология) — созданные Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно — экспериментальный метод, тест социально-психологический, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки связей межличностных эмоциональных в группе.

Ныне понимается преимущественно как отрасль социологии, психологии социальной и психотерапии групповой, направленная на изучение и гармонизацию отношений межличностных в группах малых с использованием различных количественных методов и методик инструментальных.

В основе теоретической социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни — экономические, политические — состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей согласно их эмоциональным предпочтениям — так, чтобы «социометрическая» революция позволила гармонизовать отношения общественные, являющиеся системами взаимного предпочтения или отвращения людей.

Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность отношений межличностных, в кои они вступают. В результате социометрической процедуры составляются матрица социометрическая, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты сплоченности групповой, понимаемой как коммуникативная общность.

Для социометрии характерно активное использование анкетирования, интервьюирования, тестирования, индексации, применение социоматриц и социограмм, различных модификаций дискуссий групповых, игр ролевых и деловых, психодрамы и социодрамы.

Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные в рамках концепции опосредования деятельностного отношений межличностных, показали, что социометрия позволяет проанализировать лишь внешний эмоциональный слой активности групповой и не дает возможности проводить анализ отношений межличностных на основе учета факторов социальных.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Социометрия — термин Дж. Морено, обозначает метод, согласно которому каждого члена психотерапевтической группы опрашивают, с кем из других членов упомянутой группы он хотел бы выполнять определенную деятельность или не хотел бы этого. Не самый объективный, но достаточно информативный метод исследорвания.

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Социометрия (от лат. societas – общество + metreo – измеряю) – разработанная Дж. Морено психологическая теория общества и одновременно социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

В основе теоретической С. лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни – экономические, политические – состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Дж. Mорено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его классовой структуры, м. б. разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями так, чтобы «социометрическая» революция позволила гармонизировать общественные отношения, являющиеся, по их мнению, системами взаимного предпочтения или отвращения людей. В технологию С. включены: проведение социометрической процедуры, составление социометрической матрицы, а на ее основе – социограммы, вычисление коэффициентов групповой сплоченности и т. д. Различные модификации С. используются для изучения конфликтных явлений в группах.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Социометрия

  1. Свободное значение – любая попытка измерить, квантифицировать или формализовать межличностные связи. Наиболее разработанным методом является метод Дж. Морено.
  2. Специальное значение – методы и теория, созданные в значительной степени благодаря деятельности Джекоба Л. Морено, которые являются основой для наиболее часто используемых процедур измерения социальных вещей. Методы Морено состоят, прежде всего, из выяснения сети взаимосвязей, существующих между различными членами группы.

Процедурой для установления набора связей является социометрический тест, и окончательная схематическая диаграмма, которая строится на основании этого теста, называется социограммой.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Социометрия — методика

Очень часто в силу наших индивидуальных особенностей мы сталкиваемся с огромным количеством конфликтных ситуаций и разногласий в коллективе. Социометрия Морено была разработана для диагностики межличностных отношений внутри группы.

Метод социометрии состоит из нескольких этапов.

Как проводить социометрию?

  1. Сбор предварительной информации о взаимоотношениях в группе и структуре коллектива, методом наблюдения со стороны за общей деятельностью
  2. Проведение социометрического опроса, который сам по себе очень прост, но при этом требует соблюдения особых условий. Одно из таких это – персонифицированное участие.
  3. Анализ полученных данных, их интерпретация.

Социометрия как тест требует от группы чёткого определения её границ и довольно длительного периода её полноценного функционирования то двух-трёх месяцев или даже полгода и более. Случайные люди, не имеющие отношения непосредственно к этому коллективу не должны принимать участие в данной процедуре. Отсутствие возможности голосовать анонимно подразумевает добровольное участие интервьюеров в опросе, поскольку во время его проведения задеваются эмоциональные стороны межличностных отношений в группе.

Ещё одним нюансом является то, что проведение такого опроса не должно припадать на время близлежащее к каким либо корпоративным мероприятиям и вечеринкам. Изменения условий общения и неформальная обстановка может буквально перевернуть всю общую картину взаимоотношений в коллективе.

Также есть требования и до специалиста проводящего методику: он не должен быть непосредственным участником коллектива, но при этом должен пользоваться его доверием.

Социометрия — методика проведения

Для проведения методики испытуемые собираются в отдельном помещении. Специалист зачитывает инструкцию проведения опроса, затем участники заполняют бланки. На это, как правило, уходит не более пяти минут.

В бланке участникам предлагается выбрать 3 членов коллектива, которым они наиболее симпатизируют и 3 человек, к которым они испытывают антипатию и хотели бы исключить их из группы.

Напротив каждого из 6 выборов в специальной графе необходимо указать за какие именно качества вы выбрали того или другого человека. Данные характеристики разрешается записывать своими словами в произвольной форме, таким образом, как вы бы объяснили такой выбор своим знакомым.

После этого на основе бланков ответов участников составляется социометрическая матрица или иными словами таблица в которой представлены результаты всех участников опроса, на основе которой и определяются результаты социометрии.

Для того чтобы специалисту было удобнее обрабатывать полученные данные он присваивает каждому положительному выбору +1 балл и каждому отклонению-1 балл.

Вывод по социометрии заключается в том, чтобы присвоить всем участникам социометрические — статусы на основе полученных ими выборов+1 балл и отклонений-1 балл. Благодаря чему можно будет увидеть истинную структуру коллектива.

Цель социометрии

  1. Измерение уровня сплочённости — разобщённости в группе.
  2. Определение «социометрических – статусов» — соотносительного уровня авторитетности каждого члена группы по принципу симпатии – антипатии к его персоне со стороны группы. Человек, которому наиболее симпатизируют, будет носить статус «лидера» группы, в то время как не прижившиеся члени коллектива, будут относиться к «отвергаемым».
  3. Определение внутри коллективных сплочённых подсистем, в которых так же могут быть свои неформальные «лидеры».

Исследование социометрия может проводиться в абсолютно любых возрастных группах кроме дошкольников, поскольку взаимоотношения детей этого возраста очень нестабильны и результаты опроса будут отвечать действительности лишь на протяжении короткого промежутка времени. В школьных классах, студенческих группах или трудовых коллективах социометрия межличностных отношений просто незаменимый инструмент для получения исчерпывающих ответов на вопросы организации деятельности группы и взаимодействия её участников между собой.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *