Социализация это определение: Социализация | это… Что такое Социализация?

Содержание

Социализация | это… Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Содержание

  • 1 Теория
    • 1.1 Первичная социализация
    • 1.2 Вторичная социализация
    • 1.3 Досрочная социализация
    • 1.4 Ресоциализация
    • 1.5 Организационная социализация
    • 1.6 Групповая социализация
    • 1.7 Гендерная социализация
  • 2 Социальные институты
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого.[4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека. [5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.

[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками. [7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

  • Семья
  • Группа сверстников
  • Религия
  • СМИ
  • Правовая система

См. также

  • Десоциализация
  • Ресоциализация
  • Политическая социализация

Литература

  • Социализация личности.
  • Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
  • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.
  • Ильясов Ф. Н.  Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — С. 28—35.
  • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации. № 3 — Социология. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Социально-психологические проблемы исследования личности

Примечания

  1. Социализация — БСЭ — Яндекс. Словари
  2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
  3. Социализация первичная //
    Энциклопедический словарь «Слово о человеке»
    .
  4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
  5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
  6. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794..
  7. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.

Социализация | это… Что такое Социализация?

Социализация

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе[1]

Содержание

  • 1 Теория
    • 1.1 Первичная социализация
    • 1.2 Вторичная социализация
    • 1.3 Досрочная социализация
    • 1.4 Ресоциализация
    • 1.5 Организационная социализация
    • 1.6 Групповая социализация
    • 1.7 Гендерная социализация
  • 2 Социальные институты
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

Теория

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».[2] Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

[3][нет в источнике]

Вторичная социализация

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. [4] Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.[5]

Организационная социализация

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.[7]

Социальные институты

Главными социальными институтами являются:

  • Семья
  • Группа сверстников
  • Религия
  • СМИ
  • Правовая система

См. также

  • Десоциализация
  • Ресоциализация
  • Политическая социализация

Литература

  • Социализация личности.
  • Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
  • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.
  • Ильясов Ф. Н.  Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988.  — С. 28—35.
  • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации.
    № 3 — Социология
    . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2009). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  • Социально-психологические проблемы исследования личности

Примечания

  1. Социализация — БСЭ — Яндекс. Словари
  2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
  3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
  4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
  5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
  6. Kammeyer-Mueller, J.
    D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779—794..
  7. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.

Социализация — что это такое и насколько она важна

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 61 271 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда мы видим, как ребёнок идёт из школы и бросает мимо урны фантик от конфеты.

Или кто-то очень громко разговаривает в общественном транспорте и всем вокруг слышно, что у него за драма случилась с девушкой.

А бывает так, что человеку сложно общаться с другими, не может сказать хотя бы: «Привет».

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.

Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.

Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).

Важно понимать, что социальные нормы делятся на:

  1. Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.
  2. Необязательные (неписанные) — это нормы этикета, обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы и нормы морали.

Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как:

  1. социальная;
  2. физическая;
  3. интеллектуальная.

Социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны – это передача информации, опыта и правил от общества (что это такое?). С другой – восприятие и усвоение их человеком. Успешность процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».

Как, где и когда проходит процесс социализации

Важную роль играют не только врождённая характеристика личности, но и та среда, которая выстроилась вокруг: родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.

Формирование личности зависит от их:

  1. типа мышления;
  2. уровня развития;
  3. воспитания;
  4. эстетических взглядов;
  5. моральности;
  6. традиций;
  7. увлечений.

Для того чтобы вам узнать, какие моральные ценности имеются у другого человека, он необязательно должен прочитать вам целую лекцию о том, какие у него позиции в жизни и отношение к разным ее аспектам.

Люди ведь реагируют на какие-то вещи не только вербально. Есть разные способы выражения эмоций, одобрения или презрения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, перенимаем что-то, если это значащая для нас личность – социализируемся.

Поэтому так важно общаться с разными людьми для расширения мировосприятия.

Не стоит забывать о том, что процесс становления в социуме происходит не только в детстве, но и продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.

Новые условия воздействуют на человека, при которых он обретает новые знания и навыки. Также взрослые способны переосмысливать те нормы морали, которым раньше следовали. Например, они избавляются от своих наивных детских взглядов на мир.

Если посмотреть на социализацию в более широком смысле, то мы увидим, что она, по сути, помогает сохранить социум. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, учить правилам общежития. Только в таких условиях возможно его успешное функционирование.

Из этого можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели:

  1. Пополнить новой ячейкой общество, чтобы оно продолжало и дальше процветать.

Агенты социализации, социальные статусы и роли

Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.

  1. В детстве — это семья, образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
  2. Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)

Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.

Социальный статут — это место, занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.

Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.

  1. Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
  2. Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.

Социальная роль — это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.

Факторы и виды социализации

Мы уже познакомились с теми условиями, которые влияют на формирование личности, поэтому нужно только систематизировать эти знания и дополнить.

Факторы, влияющие на социализацию:

  1. Микро – те условия и люди, которые непосредственно влияют на формирование личности (родственники, воспитание в кругу семью, друзья, работа).
  2. Мезо – локация, где проживает особь (район, город).
  3. Макро – понятие влияния на индивида в больших масштабах (правительство, планета, вселенная).

Классификация видов социализации в зависимости от возраста и развития человека:

  1. Первичная – от рождения до взрослого периода (25-30 лет).
  2. Вторичная – это разрыв старых шаблонов. Человек переосмысливает все те нормы, которые были восприняты в детстве и юношеском возрасте. Формируются новые личные правила и взгляды. Этот вид социализации длится до конца жизни.

Виды становления личности за другой характеристикой:

  1. Гендерная – в зависимости от пола. Девочек воспитывают и учат по одному принципу, мальчиков – по другому.
  2. Организационная – относится к социализации в коллективе (на учёбе, работе).

Этапы становления личности

Много психологов акцентировали своё внимание на социализации личности. Каждый по-своему подавал информацию, но периодизации не слишком сильно отличались друг от друга. Наиболее распространённая была предложена известным (в узких кругах) психиатром Эриксоном:

  1. Стадия младенчества (до 1,5 года) полностью подвластна матери. Она проявляет опеку, кормит и кладёт спать ребёнка. От того насколько мама будет эмоциональна по отношению к чаду, настолько он потом будет эмоционально восприимчив к другим людям.
  2. Ранее детство (до 4 лет) характеризуется автономностью и попытками ребёнка показать свою самостоятельность. Он всем демонстрирует собственное «Я».
  3. В детстве (до 6 лет) главным моментом развития личности выступает ролевая игра. Например, дочки-матери. Дети примеряют на себя гендерные роли; получают информацию о том, как живут и что делают взрослые люди.
  4. Во время младшего школьного возраста (до 11 лет) ребёнок учится взаимодействовать с коллективом, строить дружеские отношения. А также выполнять работу, следуя указаниям учителя. Если будут неудачи, он может вырасти неуверенным в себе человеком, не уметь формировать социальные связи.
  5. Отрочество (до 20 лет) – в этот период особь определяется, что собой представляет как личность. Как вести себя в социуме, чего хотеть от жизни, какие цели и ценности преследовать, каким нормам морали следовать.
  6. На стадии юности (до 25 лет) человек находится в активном поиске спутника жизни, создаёт крепкие социальные связи, укрепляется на какой-то работе. Также более точно определяет свои цели на будущее.
  7. Зрелость (до 60 лет) характеризуется тем, что личность накапливает опыт, реализует себя, занимается семьёй. Если есть дети, делится своими знаниями, хочет чувствовать себя нужным для них.
  8. В старосте (старше 60 лет) свойственно переосмысление всей своей жизни, чего успели достигнуть, что не сделали. Если это можно наверстать – этим и занимаются. Старается выглядеть мудрым человек перед глазами своих детей и внуков. Морально готовится принять смерть.

Социализация – это важный процесс в жизни каждого, который идет все время. Хотя и наиболее продуктивный этап попадает на первую часть жизни, во взрослом периоде можно также накапливать опыт, изменять свои нормы под обретённое новое мировоззрение.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

это, определение слова, понятие. Что такое Социализация, значение, словарь, энциклопедия

Социализация [от лат. socialis — общественный] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением- б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений. В то же время само понятие «-социализация»- было введено в психологический лексикон в середине XX века в связи с работами А. -Бандуры и Дж. -Кольмана. Та психологическая реальность, которая описывается с помощью этого термина в рамках различных подходов, имеет своеобычное звучание — это и результат социального научения, и результат взаимодействия и общения, и результат самоактуализации и самореализации.

Помимо взгляда на социализацию как на глобальный процесс социального становления и развития личности, ее вхождения в широкий социум за счет интериоризации накопленного человечеством опыта в рамках социальной психологии групп, существует и конкретная, социально-психологическая конструкция, объясняющая на уровне микросоциального взаимодействия личности и группы, каким образом осуществляется вхождение индивида в референтное для него окружение и какие этапы должна пройти личность в процессе интрагрупповой социализации. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства он поставлен, по сути дела, перед фатальной необходимостью пройти четко определенные фазы вхождения в общность, последовательно решая встающие перед ним по мере нарастания потребности быть личностью личностной задачи. На первом этапе внутригрупповой жизни индивида (эту стадию традиционно обозначают как фазу адаптации) основные его усилия направлены на усвоение господствующих в данном конкретном сообществе норм и правил, на ознакомление со специфическими для группы ценностями, на овладение теми способами и средствами активности, которыми уже владеют его новые партнеры по взаимодействию и общению. Иначе говоря, у индивида возникает в большей или меньшей степени выраженная потребность «-быть таким, как все»-, стремление не отличаться от других, в определенном смысле раствориться в группе, чувствовать себя ее полноправным членом и ощущать признание этого факта остальными членами сообщества. В то же время решение чисто адаптационных задач на определенном этапе вступает в явное противоречие со свойственным каждой личности стремлением подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость, утвердиться теми своими особенностями, которые она расценивает как наиболее для себя ценные и значимые. Это тем более важно в связи с тем, что успешная адаптация индивида в группе, достижение им цели «-быть так, как все»- нередко приводит к субъективно переживаемому им самим чувству некоей личностной растворенности в сообществе, к иллюзии потери своей индивидуальности.

Все это на определенном этапе внутригрупповой жизни данного индивида предопределяет принципиальную смену его личностной задачи: стремление «-быть таким, как все»-, окрашивающее весь этап адаптации, оказывается разрушенным мощной установкой на доказательство своей уникальности — на первый план выступает стремление «-быть не таким, как все»-, что в конечном счете и является психологической сутью второго этапа вхождения личности в группу — стадии индивидуализации. Понятно, что в ситуации, когда личность оказывается способной привести свою потребность в персонализации в соответствие с готовностью группы принять лишь те личностные проявления своего нового члена, которые обеспечивают ей поступательное развитие и облегчают решение общегрупповых задач ее жизнедеятельности, вполне закономерно говорить о факте интеграции такого индивида в группе своего членства. При этом индивид оказывается в различных значимых для него сообществах на разных стадиях вхождения.

Заметим, что в силу широты и многомерности психологической реальности, охватываемой понятием «-социализация»-, данную проблематику в той или иной степени затрагивают практически любые социально-психологические исследования. Вместе с тем с известной степенью условности можно выделить некоторые концепции, в рамках которых большое внимание уделяется именно процессу социализации. Прежде всего к ним следует отнести разработки основоположника направления, известного как символический интеракционизм, Дж. -Мида.

С его точки зрения «-Я»- — продукт исключительно социальный, являющийся результатом взаимодействия (интеракций) с другими людьми. Более того, «-решающее значение при этом принадлежит овладению системой символов (отсюда и символический интеракционизм — В. -И., М. -К.) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем — &ldquo-обобщенного другого&rdquo-«-473. Дж. -Мид выделил три стадии данного процесса: «-Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может &ldquo-помогать&rdquo- родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.  -д.- в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества — это следующий важный шаг в процессе создания своего &ldquo-Я&rdquo-… Третий этап по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого &ldquo-другого&rdquo- — близкого человека &ldquo-со стороны&rdquo-, олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным &ldquo-другими со стороны&rdquo-. Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах»-474.

Стадия коллективных игр в концепции Дж. -Мида во многом является ключевой с точки зрения социализации, поскольку позволяет индивиду не просто принять «-правила игры»-, подчиняясь внешнему воздействию, но интериоризировать их как «-свои»- и тем самым интегрироваться в социальное сообщество. Как отмечается, «-высшей стадией социализации, согласно Миду, является формирование социального рефлексивного &ldquo-Я&rdquo-, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии социальный контроль &ldquo-врастает&rdquo- в личность и приобретает форму внутреннего самоконтроля»-475.

При том, что концепция Дж. -Мида предлагает достаточно последовательную и обоснованную схему социализации, она, давая ответ на вопрос как в принципе должен протекать данный процесс у абстрактного ребенка, ребенка вообще, во многом ограничена применительно к оценке и прогнозу социализации конкретного индивида в конкретном сообществе. Это связано не только с гиперцентрацией Дж. -Мида и его последователей на социальных детерминантах развития личности, но и с отсутствием сколько-нибудь детальной проработки условий успешности процесса социализации, в частности, оценки качественных особенностей агентов социализации. Под последними в современной социальной психологии понимаются «-институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации…»-476.

Во многом ряд недостатков концепции Дж. -Мида позволяет преодолеть психосоциальный подход Э. -Эриксона. В логике эпигенетической концептуальной схемы, в рамках которой, напомним, онто- и социогенетическое развитие рассматриваются в неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности, механизм социализации личности представляется достаточно простым и понятным. В более или менее продуктивно функционирующем обществе создаются условия, способствующие в целом благоприятному разрешению возрастных кризисов индивида. В результате такого разрешения развиваются и оформляются элементы идентичности адекватные как внутренним потребностям развития личности, так и фундаментальным составляющим общественной традиции. Позитивное разрешение каждого кризиса индивидуального развития означает обретение индивидом специфической эго-силы, энергию которой он, в свою очередь, в процессе социального функционирования вкладывает в соответствующие институты общества, поддерживая тем самым витальность последних. При этом непосредственным каналом такого взаимного обмена на каждом этапе развития служат определенные референтные фигуры и группы. Так, на первой стадии эпигенетического цикла это материнская фигура- на второй — родительские персоны- на третьей — родительская семья в целом- на четвертой — одноклассники и соседи- на пятой — сверстники и партнеры по неформальным группам- на шестой — друзья и сексуальные партнеры- на седьмой — члены собственной семьи и коллеги по работе- на восьмой, заключительной — человечество в целом, философские и религиозные авторитеты.

Таким образом, в рамках концепции Э. -Эриксона, применительно к каждой стадии развития рассматриваются агенты социализации двух уровней — базисные социальные институты и референтное окружение индивида. Качественные особенности каждого из них существенно важны не только в смысле благоприятного разрешения индивидуального кризиса развития, но и с точки зрения социализации индивида.

На определенных этапах исторического развития в каждом конкретном обществе социальные институты могут поддерживать как позитивную, так и негативную полярность разрешения соответствующих кризисов развития. В связи с этим при рассмотрении социальных систем, с точки зрения психосоциального подхода, важно понять, каково реальное смысловое наполнение, вкладываемое обществом либо уполномоченными его представителями (идеологами, пророками, законодателями и т. -п.) в структуру, формализованную как тот или иной социальный институт, а также, как данное содержание отражается и преломляется в реальной социальной практике.

Другая важная проблема, без пристального рассмотрения которой представляется невозможным понять механизм развития идентичности индивида и ее взаимосвязь с обществом в процессе социализации, связана с качественными особенностями референтных фигур и групп, посредством которых осуществляется взаимосвязь личность — общество. Средства и формы передачи содержания и смыслов базисных социальных институтов данного общества, а также субъективное преломление их на рефлекторном и бессознательном уровне конкретных референтных фигур или групп могут быть полностью адекватны, а могут существенно отличаться и, более того, вступать в противоречие с фактическими результатами социогенетического развития. При этом фильтрация содержания социальных институтов на уровне референтных фигур и групп может, в зависимости от особенностей последних, происходить как в сторону компенсации негативных аспектов традиции, повышения институциональной витальности ее составляющих, так и в противоположном направлении — культивировании и консервации деструктивных и инфантильных установок личности.

По-видимому, говорить о полном разрешении конфликта развития и успешной социализации конкретного индивида в конкретном обществе можно в том случае, когда направленность и выраженность реального содержания базисных социальных институтов и компонента идентичности, сформировавшаяся на соответствующей психосоциальной стадии при посредничестве референтных фигур, в целом совпадают. Если же имеет место существенное расхождение линий онто- и социогенетического развития, это ведет к внутриличностному конфликту, влекущему за собой специфические социальные последствия. В этом случае можно говорить о кризисе идентичности и десоциализации индивида.

Одним из базовых показателей успешной социализации является уровень социальной адаптации личности.

При совпадении полярностей разрешения кризиса развития на индивидуальном уровне и содержания соответствующего ему базисного института общества, высокий уровень социальной адаптации обусловлен как совпадением личностных и социальных ценностей и смыслов, так и предпочтительных типов адаптационного процесса.

Если же полярности разрешения онто- и социогенетического развития не совпадают, то уровень социальной адаптации индивида в рамках соответствующего социального института, как правило, оказывается низким в силу несовпадения личностных ценностей и смыслов содержанию традиции, а также оппозиционности типа адаптационного поведения общественным установкам и связанным с ними социальным стереотипам.

Существенно важно, что подход, разработанный Э. -Эриксоном позволяет отслеживать динамику индивидуального развития и адаптационных процессов не только в детстве и юности, что характерно для абсолютного большинства теорий личности, а на протяжении всей человеческой жизни, что делает его эвристичным не только в отношении проблемы социализации, но и ресоциализации. Согласно определению Н. -Смелзера, «-ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. … Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания»-477. Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

Практический социальный психолог в рамках решения своих собственно профессиональных задач должен отслеживать как минимум два вопроса, напрямую касающиеся проблем социализации. Во-первых, он должен диагносцировать на каком этапе вхождения в группу или организацию находится тот или иной ее член. Во-вторых, он должен иметь исчерпывающую информацию о том, насколько он адекватно осознает свое реальное положение в группе членства особенно в том случае, когда эта общность является для него еще и референтной.


473 Психология. Словарь. М., 1990. С. 213.

474Смелзер -Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия. М., 2000. С. 332—333.

475 Психология. Словарь. М., 1990. С. 213.

476Смелзер -Н. Указ. соч. С. 341.

477Смелзер -Н. Указ. соч. С. 340.

Социализация

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера

Социализация (в психологии развития) [лат. sociālis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность…

Социализация

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Социализация [лат. socialis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в…

Социализация

Новейший философский словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат socialis — общественный) — процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм Феномен С изучается. ..

Социализация

Психологический словарь

(от лат. socialis — общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит…

Социализация

Психологическая энциклопедия

— процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. В процессе С. Участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант, или…

Социализация

Психологическая энциклопедия

(от лат. socialis — общественный) — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит. ..

Социализация

Психологическая энциклопедия

(англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под…

Социализация

Психологическая энциклопедия

— процесс, в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения, обусловленные культурой. Этот процесс, который происходит в течение длительного периода времени, включает обучение и овладение социальными и культурными нормами, установками и системами представлений.

Социализация

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. socialis — общественный. Категория. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей. Специфика. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и. ..

Социализация

Психологическая энциклопедия

Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс,…

Поделиться:


Социализация личности в педагогическом процессе

Определение 1

Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.

Определение социализации в педагогике разных авторов:

  • И.С.Кон: социализация — «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность»;
  • Н.Смезлер: социализация — «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям»;
  • Э.Гидденс: социализация – «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» и т.
    д.

Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:

  • формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
  • передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
  • присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
  • аккумулирование социального опыта.

Социализация как процесс, явление и результат

Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.

Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.

Определение 2

Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.

Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.

Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.

Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.

Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.

Определение 3

Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.

Агенты социализации

Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.

Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.

Виды социализации в педагогике

Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;

  1. полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
  2. семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
  3. профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
  4. субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.

Предрасположенности в процессе социализации

Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.

Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:

  • позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
  • негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.

Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:

  1. биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
  2. социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.
Замечание 1

Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Автор: Камбарова Камила Уметовна

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

Статья просмотрена: 8231 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 11 (pdf)

Библиографическое описание:

Камбарова, К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность / К. У. Камбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1045-1047. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36845/ (дата обращения: 29.09.2022).



В статье рассмотрены основные теории социализации таких ученых, как Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона. Дано определение понятия социализации, раскрыты основные моменты сущности этого процесса.

Ключевые слова: социализация, личность, воспитание

In this article it was exposed the basic theory of socialization of scientists such as, E.Durkgame, T.Parsons, Ch. Kuli, J. Mid, W. Tomas, and F.Znanesckii, E.Erikson. It was given the definition of concept of socialization, essence of this process it was exposed the basic moments of.

Key words: socialization, personality, upbringing

Образование — это единство трех взаимосвязанных процессов.

Первый — воспитание, то есть усвоение индивидом ценностей, принятых в обществе.

Второй — обучение, то есть усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду овладевать определенными ценностями.

Третий — социализация, то есть усвоение прав и обязанностей, связанных со статусом гражданина.

Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона и др.

Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации.

Взгляды Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества. Он определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

Ч. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов [1].

Дополняющей и развивающей теорию «зеркального я» стала концепция «обобщенного другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации. По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По его мнению, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

У. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации. [1]

Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие «социализация» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

В качестве источников социализации индивида выступают: передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.

В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывать влияние на социализацию других людей.

Социализация охватывает все процессы приобщения детей к культуре, к гуманитарным и общечеловеческим ценностям, обучению и воспитанию, с помощью которых ребенок приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. От процесса социализации во многом зависит социальное поведение личности. «Социализация, как известно, это воспитание человека в обществе, приобретение им норм поведения и ценностей данного общества» [2].

Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания [3].

Итак, социализация — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Социальные нормы при этом усваиваются как сознательно, так и стихийно. Совокупность социальных норм формирует и опосредует социальный характер членов данного общества. Важнейшими элементами социализации являются: социальная среда с ее многообразными сферами, человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность, круг общения человека, выраженный в структуре его социальных ролей, содержание, структура и направленность его сознания.

Если в процессе воспитания и образования социальные нормы не усвоены личностью, то это приводит к возникновению антисоциального поведения, или по другому, отклоняющемуся поведению от принятых в обществе норм. Примером такого поведения являются преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д. [4, с. 68–72].

Литература:

  1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Щетинина Е. В. Влияние образования на социальное поведение // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 392–396.
  3. Котова И. Б., Шиянова Е. Н. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Алешкина Ю. Ю. Влияние социализации на социальные и нравственные установки современного молодого поколения // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 68–72.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс социализации, социализация, индивид, воспитание, норма, общество, процесс, процесс общения, процесс социализации человек, роль.

Ключевые слова

социализация, личность, воспитание

социализация, личность, воспитание

Похожие статьи

Роль социализации в становлении личности человека. ..

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных. ..

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале…

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение. ..

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале. ..

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы. ..

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале…

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Похожие статьи

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Роль социализации в становлении личности человека

социализация, социальная среда, общество, результат становления индивида, Семенов, психическое напряжение, социализация человека, процесс социализации, социальное поведение…

Нравственно-правовая

социализация индивида в обществе

В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир. Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете…

Социализация личности как проблема исследования…

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале…

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и объекта общественных отношений.

Роль детского спорта в процессе социализации личности

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество. ..

Особенности девиантной

социализации несовершеннолетних

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией.

Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои.

Влияние адаптации на

процесс социализации девиантных…

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки

Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но

В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы

Семья как важнейший институт

социализации | Статья в журнале. ..

Социализация — это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу [2, с. 116].

Определение и значение социализации | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Примеры
  • Британский
  • Медицинский
  • Культурный

Показывает уровень сложности слова.

[ soh-shuh-luh-zey-shuhn ]

/ ˌsoʊ ʃə ləˈzeɪ ʃən /

Сохранить это слово!

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


Определение социализации

сущ.

непрерывный процесс, в ходе которого человек приобретает личную идентичность и усваивает нормы, ценности, поведение и социальные навыки, соответствующие его или ее социальному положению.

акт или процесс превращения в социализм: обобществление промышленности.

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы в «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма используется для указания обязательства или обязанности кого-либо?

Происхождение социализации

Впервые зафиксировано в 1885–1890 гг.; социализировать + -ация

Слова рядом социализация

Социалистическая рабочая партия, Социалистическая партия, социалистический реализм, светский человек, социальность, социализация, социализировать, социализированная медицина, социальная справедливость, воин социальной справедливости, социально

Dictionary.com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. , 2022 г.

Как использовать социализацию в предложении

  • Это больше о социализации, вовлечении, удовлетворении какой-то потребности каким-то другим способом.

    Видеоигры заслуживают лучшего, чем одеяло, парашютное освещение от репортеров, которые этого не понимают|Gene Park|27 января 2021|Washington Post

  • Во время изоляции многие из нас научились жить с меньшим — меньшим волнением, меньшим социализация, меньше поездок в мир — ради общего блага.

    Четыре научных беседы, которые стоит провести в этот отпуск|Пурбита Саха|27 ноября 2020 г.|Popular-Science

  • По словам Инмана, наши многословные сеансы ходьбы и разговоров также решают проблему социализации, которую продолжает представлять пандемия.

    Руководство для родителей по прогулкам с болтуном|Райан Ван Биббер|7 ноября 2020 г.|Outside Online

  • На данный момент неизвестно, помогает ли социализация укреплению здоровья мозга или наоборот.

    Каждый должен вести общественную жизнь, особенно пожилые люди|Кэт Эшнер|20 октября 2020 г. |Popular-Science

  • Выводы исследования заставили исследователей предположить, что предписание социализации может помочь пожилым людям укрепить здоровье мозга.

    У всех должна быть социальная жизнь, особенно у пожилых людей|Кэт Эшнер|20 октября 2020 г.|Popular-Science

  • Все тигры были намного счастливее, когда прибыли сюда и начали осознавать свободу и социализацию, которые они могут получить .

    Должен ли Тони, тигр из стоянки грузовиков, выйти на свободу?|Мелисса Леон|28 июня 2014|DAILY BEAST

  • Никто не был заинтересован в том, чтобы дать ему доступ к образованию или социализации или научить его техническим навыкам.

    Смертная казнь сохраняется в Калифорнии, но закон о трех ударах сокращается | Дэвид Р. Доу | 9 ноября 2012 г. | DAILY BEAST

  • Его докторская диссертация 1973 года по половому воспитанию называлась «Сексуальная социализация и добрачное сексуальное поведение».

    Грэм Спаниер: Следующее обвинение Пенсильванского университета?|Дайан Даймонд|24 августа 2012 г. |DAILY BEAST

  • Социализация будет сложной задачей, но подумайте о том, чтобы пройти академический путь впереди.

    Гражданская война культа полигамии|Кэрол МакКинли|22 августа 2011|DAILY BEAST

  • Этот простой переключатель в одиночку ослабил бы консервативное разжигание страха по поводу национальной социализации здравоохранения.

    Новые «лучшие друзья» Обамы|Джон Авлон|2 августа 2009 г.|DAILY BEAST

  • В социализации в строгом смысле этого слова нет необходимости.

    Новое общество|Вальтер Ратенау

  • И ассимиляция, и социализация описываются в этих терминах современными социологами.

    Введение в социологию|Роберт Э. Парк

  • Какого типа учителя в негритянских учреждениях для прогрессивной социализации людей, которых они обучают?

    The Journal of Negro History, Volume 5, 1920|Various

  • Это показало, что они считали это жизненно важным фактором в прогрессивной социализации людей.

    Журнал негритянской истории, том 5, 1920 г.|Разное

  • Социализация проявляется только тогда, когда они неэффективны или приводят к несправедливости и неравенству возможностей.

    Социализм|Джон Спарго

Определения слова социализация в Британском словаре

Социализация

Социализация

/ (ˌSəʊʃəlaɪˈzeɪʃən) /


Существительное

Психол модификация от инфарции индивидуума в соответствии с требованиями социальной жизни

. Словарь английского языка Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009 гг., 2012

Медицинские определения для социализации

социализация

[ sō′shə-lĭzā′shən ]


н.

Процесс обучения навыкам межличностного общения и взаимодействия, которые соответствуют ценностям общества.

Другие слова из слова «социализация»

«social•ize» (-shə-līz′) v.

Медицинский словарь Стедмана The American Heritage® Copyright © 2002, 2001, 1995, компания Houghton Mifflin. Опубликовано компанией Houghton Mifflin.

Культурные определения для социализации

Социализация


Изучение обычаев, взглядов и ценностей социальной группы, сообщества или культуры. Социализация необходима для развития людей, которые могут участвовать и функционировать в своих обществах, а также для обеспечения того, чтобы культурные черты общества передавались новым поколениям. Социализация наиболее сильно обеспечивается семьей, школой и группами сверстников и продолжается на протяжении всей жизни человека. (См. также аккультурация.)

Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены. Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры социализации

социализация

Я также обнаружил, что желаю инструменты социализации были лучше.

Из ВРЕМЕНИ