Социализация это определение в психологии: Что такое социализация личности, какое определение этому понятию даёт современная психология

Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний



В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.

Ключевые слова: социализация, развитие личности, интеллектуальное развитие, социальное взаимодействие, виды социализации, воспитание, индивид.

Проблема социализации изучается с разных точек зрения, а именно социологической (Д.Мид, Т.Парсонс, Э. Дюркгейм), психологической (Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон), педагогической (Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин).

Так в социологии, а именно подхода Т.Парсонса социализация понимается как пассивная позиция личности в рамках становления адаптации к обществу, а М.Мид пишет, что личность в процессе социализации не только пассивно адаптируется, но и оказывает влияние на свои жизненные обстоятельства. [6] Данное понимание социализации легло в основу педагогического подхода А. В. Мудрика, который писал, что: «Развития и самоизменения личности в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящее совместно с создаваемыми условиями жизни на каждом возрастном этапе». Суть социализации, согласно подходу А. В. Мудрика, проявляется в «формировании индивида как члена определенного общества, сообщества или культуры к которому он принадлежит».

Педагогический словарь дает следующее определение социализации: «Социализация является процессом усвоения и активного воспроизведения социального опыта, что включает в себя процесс овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования отношений в личностном аспекте». Ученые отмечают, что социализация, как процесс, осуществляется под воздействие целенаправленных процессов обучения, воспитания, а также стихийных и средовых факторов. [5]

Таким образом можно сделать вывод, что при широком анализе понятия социализации можно заключить, что это процесс усвоения и воспроизведения социального опыта, культуры, однако Г.

М. Андреева уточняет, что этот процесс реализуется по мере активного включения личности в процессы социальной среды и деятельности, а Б. Г. Ананьева писал, что человек усваивает социальный опыт за счет включения в систему норм, знаний, что позволяет реализовывать деятельность. [7]

В рамках данного анализа важно отметить, что согласно Л. С. Выготскому внутренние процессы психики человека складываются на основании межличностных процессов, то есть человек формирует внутренний мир за счет усвоения, интериоризации видов и форм деятельности, выражает собственные психические процессы. Каждый возраст характеризуется сочетанием внутренних процессов развития индивида с внешними условиями, то есть социальное и индивидуальное связано между собой. По этой причине Л. С. Выготский вводит понятие «социальной ситуации развития». [4]

Анализируя понятие социальной ситуации развития, мы обращались к психологическим теориям, которые с разных точек зрения выделяют стадии развития личности, связывая их с влиянием среды. Особый интерес представляет теория Ж. Пиаже (основанной на идее З. Фрейда о стадиях развития личности), где сделан акцент на развитии когнитивных структур и последующей их перестройке в зависимости от социального взаимодействия. Опираясь на концепцию Ж. Пиаже ребенок, который последовательно проходит определенные периоды интеллектуального развития, формирует особые навыки мыслительной деятельности. [4]

Закономерности интеллектуального развития и их отклонения важно учитывать при анализе взаимодействия детей с родителями, педагогами, сверстниками, поэтому интерес представляют положения Ж. Пиаже, а именно:

– Нарушения развития мышления, которые происходят на одной из стадий, сложно восполнить на следующей (феномен «Маугли»).

– Весьма реально овладеть навыками мышления при планомерной работе.

– Человеческая психика, при развитии, строит более сложные модели окружающего мира.

– Важной предпосылкой интеллектуального развития является спонтанная активность субъекта, так как ребенок, в ходе данной активности усваивает новый опыт, применяет знакомые схемы, адаптирует когнитивные структуры к новому опыту. [3]

Также для данного исследования интересны взгляды на социализацию представителей антирационалистического направления экзистенциальной психологии, а именно Г. Марселя, М.Хайдеггера и других, которые самым подлинным бытием называли переживание собственного бытия в мире. Как писал Г. Марсель социальная деятельность, где воспитывается ребенок — это диалоговое общение, самопереживание, творчество, поэтому проблема общения проходит психологическую проверку в искусстве. [5]

Содержательная сторона является основной в социальном взаимодействии, в рамках которой наблюдается переосмысление норм и ценности через процессы осознания личности и реального действия на осмысление ценностей и норм в процессе взаимодействия. Н. Ф. Голованова занималась изучением социализации с педагогической точки зрения и описывала социализацию как процесс, который объединяет самовоспитание и индивидуализацию. С точки зрения педагога социализация является выработкой собственного уникального стиля жизни, социального опыта, ценностных ориентаций и сознательное усвоение ребенком форм и способов социальной жизни, процесса взаимодействия материальной и духовной культуры. [2]

Н. Ф. Голованова описала несколько видов социализации, а именно:

  1. Социологическая социализация, представляющая собой процесс трансляции культуры между поколениями.
  2. Институциональная социализация, то есть совокупность деятельности агентов, факторов и институтов социализации, основанное на воспитании.
  3. Интеракционистская социализация, то есть процесс реализации межличностного общения.
  4. Интериоризационная социализация, то есть процесс поглощения и переработки социальных ценностей, установок и норм.
  5. Интраиндивидуальная социализация, то есть модели самовоспитания. [2]

Педагог А. В. Мудрик анализировал механизмы социализации и пришел к выводу, что данные механизмы всегда обусловлены личностным характером и могут быть реализованы через воспитательные процессы, что свидетельствует о том, что социализация является частью педагогического процесса. По этой причине воспитание будет оказывать влияние на то ребенок в процессе социализации обучается самоконтролю поведения и формирует ответственность и инициативу.

[5]

Содержательный компонент социализации включает:

  1. Коммуникацию, как компонент, который отвечает за совершенствование языка и речи.
  2. Познавательные процессы, которые включают в себя стремление ребенка и его возможности в освоении мира.
  3. Поведенческие процессы, то есть формирование стилей поведения, трудовых навыков.
  4. Ценностные процессы. [2]

В процессе взаимодействия человека с различными группами, факторами, организациями, агентами осуществляется социализации, а также при помощи разнообразных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но и могут противоречить друг другу, что обуславливает степень автономии человека, важной для формирования личности. Основной задачей психолого-педагогического воздействия будет учет тенденций социализации на каждом этапе развития общества, применение ее позитивных и компенсация негативных последствий воспитания.

Разное понимание соотношения социализации и воспитания обусловлено разным соотношением в плане генезиса. Формы, содержание и механизмы, а также агенты и институты социализации связаны с процессом усложнения социальной структуры общества. Воспитание, как социальный институт, включает в себя следующие агенты социализации: семья (родители, сиблинги, знакомые), школа (педагоги, школьный коллектив), референтные микрогруппы, значимые для индивида [1].

Таким образом можно сделать вывод, что социализация — это процесс усвоения индивидом ценностей, норм общества, социальных ролей, которые обеспечивают продуктивное взаимодействие с другими, позволяя выступать как субъект деятельности, социального самосознания и общения. Также социализация может быть рассмотрена как результат, то есть определенный феномен социальной компетенции, как интегрированное качество личности, которое обеспечит выполнение социальных ролей, адаптацию, переходы в ситуациях социального развития.

Литература:

  1. Алтунина, И. Р. Социальная психология: учебник для академического бакалавриата /. И. Р. Алтунина; под ред. Р. С. Немова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 427 с.
  2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.. –– СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  3. Клецина И. С. Социальная психология: учебник и практикум для вузов / И. С. Клецина [и др.]; под редакцией И. С. Клециной. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 348 с.
  4. Матвеева О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 20.-C.111–122
  5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений / А. В. Мудрик — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 304 с.
  6. Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2. -С.90–100
  7. Чернышев, А. С. Социальная психология личности и группы: учебное пособие для вузов / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 201 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социализация, интеллектуальное развитие, процесс усвоения, социальный опыт, процесс, социальное взаимодействие, Ананьев, вид социализации, институт социализации, процесс взаимодействия.

социализация | это… Что такое социализация?

   СОЦИАЛИЗАЦИЯ (с. 552) (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит; иногда под социализацией также понимают результат этого процесса (в этом случае синонимом выступает понятие

социализированность). В отечественной психологии понятие используется сравнительно недавно, будучи заимствовано из зарубежных психолого-педагогических концепций; ранее описываемое им явление трактовалось в терминах воспитания, хотя эти понятия, близкие по своей сути, не являются синонимичными. В разных психологических теориях приняты различные трактовки социализации, в силу этого описания закономерностей и механизмов социализации в разных источниках неоднозначны, порой противоречивы. Существуют также неодинаковые толкования самого этого термина. В то же время социализация составляет ядро становления личности, и основное содержание всех психолого-педагогических теорий определяется трактовкой этого явления.

   В буквальном переводе на русский язык социализация означает обобществление. Этот термин издавна используется в политэкономии и в политэкономическом контексте по сей день используется у нас в буквальном русском переводе. Разные авторы расходятся во мнениях относительно внедрения этого термина в психолого-педагогические науки, называя при этом разные имена и даты. Согласно наиболее достоверным данным, применительно к развитию человека данный термин стал использоваться с конца XIX в. — после того как американский социолог Ф.Г.Гиддингс в своей книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении близком к современному — «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к общественной жизни».

   Истоки многих современных теорий социализации можно проследить в работах известного французского социолога и психолога Г.Тарда, первым попытавшегося описать процесс присвоения норм через социальное взаимодействие. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель — ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Само подражание Тард возводил как к психологическим основаниям (желаниям, потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде).

   В 20-е гг. XX в. в западной науке утвердилось понимание социализации как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Ключевое понятие при описании процесса обучения социальным ролям — имитация. Развернутая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством присвоения общепринятых норм, содержится в работах Т. Парсонса. Согласно его взглядам человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование определенным нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.

   Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где, по его мнению, закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Механизм социализации работает на основе сформулированного З.Фрейдом приципа удовольствия — страдания, Приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний, и включает в себя также процессы торможения (аналог фрейдовского выгтеснения) и субституции (переноса или смещения). Пганавательный механизм включает процессы имитации и идентификации, опирающиеся на чувства уважения и любви. Усвоение ценностей происходит в ходе формирования Суперэго, которое закладывается в структуре личности в результате идентификации с фигурой отца, если буквально следовать Фрейду, или интернализации структуры семьи как интегрированной системы, если придерживаться формулировок Парсонса.

   Эмпирические исследования убедительно подтверждают зависимость отклоняющегося поведения от ранней социализации: процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходила в условиях семейного неблагополучия или в неполных семьях. Согласно Парсонсу любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление чувства неполноценности, так как исполнение роли неизбежно подвергается взыскательной оценке и самооценке. Особенно распространено это чувство в культурах с явно выраженным комплексом достижения (в последние годы активно насаждаемым и у нас). Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, так и в создании протестных субкультур, отвергающих традиционные нормы и ценности (к ним можно отнести широкий спектр общностей — от миролюбивых хиппи до агрессивных бритоголовых).

   В разных научных школах акцентируются различные аспекты социализации и по-своему выделяются ее основные механизмы. Бихевиористы трактуют социализацию как социальное научение посредством имитации поведения референтных моделей. В школе символического интеракционизма социализация рассматривается как результат социального взаимодействия, в котором ребенок и различные агенты социализации осуществляют «взаимопроникновение». В гуманистической психологии главное внимание уделяется явлению самоактуализации, которое всевозможные агенты социализации призваны фасилитировать — говоря по-русски, способствовать этому процессу.

   В отечественной психологии социализация долгое время отождествлялась с воспитанием, которое в свою очередь рассматривалось в узком и широком смысле. В первом случае речь шла о целенаправленном педагогическом воздействии, имеющем своей непосредственной целью формирование определенных знаний, умений, навыков, идеалов и пр. Во втором речь шла о стихийных воздействиях широкого круга условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка. Фактически все события жизни ребенка, даже не имея воспитание своей целью, оказывают воспитательный (социализирующий) эффект. В современной психолого-педагогической науке социализация нередко отождествляется с воспитанием в широком смысле слова, а воспитание в узком смысле расценивается как один из ее частных механизмов. Однако такой подход не единственный.

   А.В.Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.п., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институтциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с воспитательными институтами общества и государства, которые способствуют накоплению им знания и опыта социально одобряемого поведения (так же, впрочем, как и опыта его имитации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги и пр. , являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.). Действие всех механизмов в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией — внутренним диалогом; в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам. То есть человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя.

   В этой связи представляется чрезвычайно важным и перспективным такое направление психологических исследований, в рамках которого удалось бы установить, какие особенности жизненной среды растущего человека — стиль семейного воспитания, формы взаимодействия со сверстниками, методика формального обучения и пр. — определяют принятие или отвержение им тех или иных ценностей и норм. Многочисленные примеры свидетельствуют, что практика авторитарного воспитания с большей вероятностью приводит к протестным, нередко — извращенным и девиантным формам социализации. Эмпирические исследования подобных явлений составляют перспективную линию изучения проблемы социализации.

   В разнообразных исследованиях проблемы социализации указывается на изменчивость общества, его культурных норм, ценностей и Приоритетов и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет мобильный характер. Так, Т.Бэт отмечает, что социальные Изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную, неадекватную изменившимся условиям; в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие ресоциализация — изменение ставших неадекватными норм и установок человека в соответствии с новыми общественными требованиями. По мнению американского ученого К.К.Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. В связи с этим возникает серьезный вопрос о том, какие нормы и ценности носят непреходящий характер и не могут быть отвергнуты ни при каких изменениях внешних условий. Однако это уже вопрос не столько психологический, сколько морально-этический.


Определение социализации в психологии.

(существительное)

Процесс изучения своей культуры и того, как жить в ней; способ, которым люди перенимают идеи о социальных ролях от других членов своего общества.

  • Введение в социальную психологию и социальное восприятие

    • Социальная психология — это научное исследование того, как люди воспринимают других, влияют на них и взаимодействуют с ними посредством социальных взаимодействий.
    • Социальная психология включает подполя когнитивной социальной психологии и социальной нейронауки.
    • Социальная психология акцентирует внимание на важности индивидуальных или социальных влияний на восприятие человеком окружающего мира.
    • Сюда входят такие области, как социальное восприятие, социальное взаимодействие и социальное влияние (включая доверие, власть и убеждение).
    • Это включает вопросы о природе социального поведения: например, является ли социальное поведение в конечном счете проистекающим из индивидуума, или оно в значительной степени является продуктом социализации, взаимодействия и более социальных структур?
  • Социальное тревожное расстройство (социальная фобия)

    • Социальное тревожное расстройство характеризуется сильным страхом и избеганием социальных ситуаций, в которых человек может быть оценен негативно.
    • Социальное тревожное расстройство (ранее называвшееся социальной фобией) характеризуется крайним и постоянным страхом или тревогой и избеганием социальных ситуаций, в которых человек потенциально может быть оценен другими негативно (APA, 2013).
    • Когда люди с социальным тревожным расстройством не могут избежать ситуаций, провоцирующих тревожность, они обычно проявляют безопасное поведение: умственные или поведенческие действия, снижающие тревожность в социальных ситуаций за счет снижения вероятности негативных социальных результатов.
    • Исследования причин социальной тревожности и социальной фобии широкомасштабны и охватывают множество точек зрения от нейронауки до социологии.
    • Беспокойство и страх перед социальными ситуациями, в которых о человеке могут судить отрицательно, являются определяющей чертой социального тревожного расстройства.
  • Социальная психология

    • Социальная психология изучает людей в социальном контексте и исследует, как ситуационные переменные влияют на поведение.
    • Социальная психология обычно объясняет поведение человека как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций.
    • Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы влиять на поведение.
    • Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации.
    • По сути, люди изменят свое поведение, чтобы соответствовать социальной текущей ситуации.
  • Значение социальной поддержки в борьбе со стрессом

    • Социальная поддержка – это восприятие или реальность того, что о человеке заботятся, ему помогают другие и он является членом поддерживающей социальная сеть .
    • Социальная поддержка настолько важна, что социальная изоляция может привести к депрессии, тревоге и другим негативным эмоциям.
    • Термин « социальная преодоление» относится к человеку, ищущему социальной поддержки в состоянии стресса.
    • Социальная поддержка может быть разделена на несколько категорий.
    • Теория реляционного регулирования фокусируется на реляционном аспекте воспринимаемого социального поддержка (не обязательно такая же, как фактически оказываемая социальная поддержка ).
  • Критика социально-когнитивного взгляда на личность

    • Критики социальной -когнитивной теории личности утверждают, что это не единая теория и не объясняет развитие с течением времени.
    • Одним из основных критических замечаний по поводу социальной -когнитивной теории является то, что она не является единой теорией.
    • Другим ограничением является то, что не все социальное обучение можно наблюдать непосредственно.
    • Из-за этого может быть трудно количественно оценить влияние социального познания на развитие.
    • Критики социальной -когнитивной теории утверждают, что эта теория не дает полного объяснения того, как связаны социальное познание, поведение, окружающая среда и личность (известный как «взаимный детерминизм»).
  • Социальное восприятие

    • Социальное восприятие — это вид восприятия, который позволяет понимать других людей, социальные сигналы и невербальные сигналы в их окружении.
    • В области социальной психологии исследователи, как правило, сосредотачиваются на социальном восприятии, которое позволяет людям понимать других людей, социальных сигналах и невербальных сигналах в их окружении.
    • Этот тип восприятия обрабатывается через социальное познание или мыслительный процесс, используемый для понимания и интерпретации социальных взаимодействий.
    • Тест на осведомленность о социальных логических выводах — это аудиовизуальный тест, предназначенный для клинической оценки социального восприятия.
    • Опишите, как восприятие связано с процессом социального познания.
  • Социальное познание

    • Точно так же известная теория социальных познание — это социальная -теория схемы.
    • Эта теория предполагает, что у нас есть мысленные представления для конкретных социальных ситуаций.
    • В социальном познании значимость — это степень, в которой конкретный социальный объект выделяется по сравнению с другими социальными объектами в ситуации.
    • Социальные психологи все больше интересуются влиянием культуры на социальное познание.
    • Исследования показали, что культура влияет на социальное познание и другими способами.
  • Социально-когнитивные теории личности Бандуры и Роттера

    • социальные -когнитивные теории личности Бандуры и Роттера подчеркивают когнитивные процессы, такие как мышление и суждение.
    • Социальное познание — это в основном социальное мышление, или то, как разум обрабатывает социальную информацию; социальная -когнитивная теория описывает, как люди думают и реагируют в социальных ситуациях.
    • То, как мозг работает в социальной обстановке, чрезвычайно сложно — эмоции, социальные факторы желательности и бессознательные мысли могут взаимодействовать и влиять на социальное познание разными способами.
    • Двумя главными фигурами в социальной когнитивной теории являются бихевиорист Альберт Бандура и клинический психолог Джулиан Роттер.
    • Альберт Бандура — поведенческий психолог, которому приписывают создание социальной теории обучения.
  • Альтруизм: помощь

    • Согласно теории социального обмена, когда риски или издержки отношений перевешивают выгоды, отношения прекращаются или прекращаются.
    • Психологи развития предполагают, что оба личная предрасположенность (темперамент) и социальный контекст способствуют индивидуальному различия в эмпатическом отношении.
    • Взаимные действия важны для социальной психологии, поскольку они могут помочь объяснить соблюдение социальных норм.
    • Помощь бездомным может быть примером эмпатического альтруизма или социальной ответственности — помощник ничего не получает взамен.
    • Различают социальную теорию обмена, норму взаимности и эмпатийно-альтруистическую гипотезу альтруизма
  • Расстройство аутистического спектра

    • Расстройство аутистического спектра — это расстройство развития нервной системы, характеризующееся нарушением социальной коммуникации и ограниченным или повторяющимся поведением.
    • Социальные нарушения у детей с аутизмом могут характеризоваться отчетливым отсутствием интуиции в отношении других.
    • Необычное социальное развитие проявляется в раннем детстве.
    • Младенцы с РАС проявляют меньше внимания к социальным раздражителям, реже улыбаются и смотрят на других и меньше реагируют на собственное имя.
    • Интенсивные, продолжительные программы специального обучения и поведенческая терапия в раннем возрасте могут помочь детям приобрести навыки самообслуживания, социальные и профессиональные навыки.

Агенты социализации: определение и примеры

Шарлотта Никерсон, опубликовано 11 июля 2022 г. | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Агентами социализации являются люди, группы и социальные институты, которые влияют на самооценку, отношение и поведение человека. Например, родители, учителя, священники, телеведущие, рок-звезды и так далее.

К первичным агентам социализации относятся люди, с которыми у нас есть близкие интимные отношения, например, родители, и обычно это происходит, когда люди очень молоды.

Агенты вторичной социализации включают вторичные отношения (не близкие, личные или интимные) и выполняют функцию «Освободить человека от зависимости от первичных привязанностей и отношения, формирующиеся внутри семейной группы» (Parsons, 1951).

Семья обычно считается первичным агентом социализации, а школа, группы сверстников и средства массовой информации считаются вторичными агентами социализации9.0004

Агенты социализации учат людей тому, что от них ожидает общество. Они говорят им, что правильно и что неправильно, и дают им навыки, необходимые им для того, чтобы функционировать как члены их культуры.

Что такое социализация?

Социализация – это процесс усвоения норм и обычаев общества. Именно через социализацию люди учатся вести себя так, как это приемлемо для их культуры.

Социализация также помогает гарантировать, что члены общества знают и понимают правила, которым они должны следовать, чтобы они могли эффективно функционировать в обществе или в определенной группе (Ochs, 1999).

Процесс социализации может происходить на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно он протекает в детстве и подростковом возрасте, когда люди узнают о своих ролях и о том, как взаимодействовать с другими.

Социализация взрослых может произойти, когда люди попадают в новые обстоятельства, особенно когда они находятся в культуре с нормами и обычаями, отличными от их собственных.

Существует несколько агентов социализации, которые играют роль в формировании личности человека, включая семью, средства массовой информации, религию, школу и группы сверстников (Ochs, 1999).

Целью социализации является обучение людей нормам и обычаям своей культуры, чтобы они могли функционировать в ней.

Нормы — это правила, определяющие, как люди должны вести себя в той или иной ситуации. Между тем обычаи — это традиционные практики культуры, такие как ее ценности, верования и ритуалы (Ochs, 1999).

Социализация также помогает привить чувство социального контроля членам общества, чтобы они соответствовали его правилам и нормам.

Социальный контроль — это процесс, с помощью которого общество пытается обеспечить приемлемое поведение своих членов. Этого можно добиться с помощью наказаний, поощрений или просто обучения людей тому, что от них ожидается. В некоторых случаях общественный контроль необходим для поддержания порядка и предотвращения хаоса.

В других случаях он может использоваться для защиты интересов власть имущих или для продвижения определенной идеологии (Ochs, 1999).

Мы обычно называем людей, ответственных за нашу социализацию, агентами социализации, и, в более широком смысле, мы также можем говорить об агентах социализации (таких как наша семья, система образования, средства массовой информации и т. д.).

1. Семья

Членами семьи могут быть родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, тети, дяди и двоюродные братья. Семья является первым и самым важным агентом социализации детей.

Именно через семьи люди узнают о культуре и о том, как вести себя приемлемым для общества образом. Семьи также учат людей языку и общению, тому, как общаться с другими людьми и как устроен мир.

Например, семьи учат своих детей различать незнакомцев и друзей, а также то, что реально, а что воображаемо (Kinsbury & Scanzoni, 2009).). Раса, социальный класс, религия и другие социальные факторы влияют на семейный опыт и, как следствие, на социализацию детей.

Семьи из одних культур могут общаться ради послушания и конформизма, в то время как представители других культур могут делать это ради творчества и индивидуализма. Семьи из разных социальных слоев могут вести разный образ жизни и предоставлять своим детям разные возможности для обучения.

Гендерные нормы, представления о расе и классовое поведение также влияют на семейную социализацию. Например, страны, которые предоставляют отпуск по уходу за ребенком и допускают отцов-домохозяек в социальном ландшафте, с большей вероятностью социализируют детей мужского пола, чтобы они с большей готовностью заботились о детях, когда они станут взрослыми (Kinsbury & Scanzoni, 2009).).

2. Школы

Школа является важным вторичным фактором социализации. Большинство учеников проводят большую часть дня в школе, погружаясь как в академические предметы, так и в такие модели поведения, как командная работа, соблюдение расписания и использование учебников (Durkheim, 1898).

Эти школьные ритуалы укрепляют ожидания общества от детей. Как отмечают Боулз и Гинтис (1976), школы в большей части США и Западной Европы прививают чувство соперничества в способах выставления оценок и в том, как учителя оценивают учеников.

Участвуя в гонках или математических соревнованиях, дети узнают, что для достижения успеха они должны быть лучше других. Это важная ценность в капиталистических обществах, где люди должны стремиться к личной выгоде.

В отличие от этого, школы могут уделять больше внимания совместной работе и сотрудничеству с другими, поскольку это рассматривается как способ достижения коллективного блага.

С другой стороны, в таких странах, как Япония, дети должны соответствовать групповым нормам и не задавать вопросов учителям. Тип школы, которую посещает ребенок, также влияет на его социализацию. Например, дети, посещающие частные школы, чаще имеют богатых и образованных родителей.

В результате эти дети усваивают иные ценности и убеждения, чем те, кто ходит в государственную школу. Тем не менее школы повсеместно учат детей основным чертам их общества и тому, как справляться с бюрократией, правилами, ожиданиями, ожиданием своей очереди и сидением на месте часами в течение дня (Bowles & Gintis, 1976).

3. Сообщество/соседство

Сообщества или районы состоят из группы людей, проживающих в одном и том же географическом районе в соответствии с общими законами, или групп людей, объединенных товариществом, дружеской ассоциацией и общими интересами.

Сообщество является средством общения, потому что именно там дети узнают ролевые ожидания взрослых и самих себя. Сообщество дает людям чувство идентичности и помогает определить, что правильно, а что нет.

Дети могут приобрести эту социализацию, подражая взрослым, навязывая им правила или испытывая последствия своего поведения (Putnam, 2000).

Он также учит детей, как взаимодействовать с людьми, которые отличаются от них с точки зрения расы, этнической принадлежности, социального класса и религии. Например, дети узнают, что вежливо говорить тихо в библиотеке, но они могут говорить громко, когда играют с друзьями в парке.

Сообщество также предлагает детям возможность раскрыть свои интересы и таланты. Например, в некоторых сообществах есть молодежные клубы, спортивные команды и скаутские группы. Эти занятия позволяют детям пробовать что-то новое, заводить друзей и развивать чувство ответственности (Putnam, 2000).

4. Сверстники

Люди учатся у своих сверстников (людей своего возраста и сходного социального положения), как одеваться, говорить и вести себя. Люди также узнают о том, что важно для группы сверстников, а что нет.

В подростковом возрасте сверстники становятся еще более важными агентами социализации. Это связано с тем, что подростки исследуют свою идентичность и пытаются понять, кто они и какое место они занимают в этом мире.

Сверстники оказывают поддержку и руководство в это время и помогают людям узнать о нормах и ценностях своей культуры, а также о том, что носить, есть, смотреть и где проводить время.

С другой стороны, считается, что влияние сверстников подростков является причиной пьянства несовершеннолетних, употребления наркотиков, правонарушений и преступлений на почве ненависти (Agnew, 2015).

В возрасте от 20 до 30 лет значимость групп сверстников снижается. Это связано с тем, что люди больше работают и имеют меньше свободного времени. Кроме того, люди с большей вероятностью состоят в браке или в серьезных отношениях.

В результате они реже проводят время с друзьями и чаще общаются в семье.

Однако родители с маленькими детьми могут еще больше расширить круг своих сверстников и принять большее влияние, поскольку они обращаются к окружающим их сообществам, чтобы заботиться о своих детях (Vandall, 2000).

5. Средства массовой информации

Средства массовой информации работают, предоставляя информацию широкой аудитории через телевидение, газеты, радио и Интернет. Такое широкое распространение информации сильно влияет на социальные нормы (Roberts, Foehr, and Rideout, 2005).

Средства массовой информации рассказывают людям о материальных объектах, текущих событиях и моде, но также навязывают нематериальную культуру: убеждения, ценности и нормы. Он также учит людей думать и реагировать на политические события, такие как выборы.

Кроме того, он предоставляет информацию о том, что происходит в других частях мира, как живут люди в других культурах и как люди из определенного общества должны воспринимать образ жизни других.

6. ​​Религия

Религии могут быть как формальными, так и неформальными институтами, любой является важным средством социализации для многих людей.

Синагоги, храмы, церкви, мечети и подобные религиозные сообщества учат участников тому, как взаимодействовать с материальной культурой их религии, например, с мезузой, молитвенным ковриком или облаткой для причастия.

Обряды, поддерживаемые религией, часто могут быть связаны со структурой семьи — например, ритуалы бракосочетания и рождения, а религиозные институты могут укреплять гендерные нормы посредством социализации. Это усиливает динамику власти семейной ячейки и способствует распространению общего набора ценностей, передаваемых через остальную часть общества (Pearson-Merkowitz & Gimpel, 2009).

Исторически религиозные организации играли значительную роль в социальных изменениях. Например, движение за гражданские права в Соединенных Штатах возглавляли религиозные лидеры, такие как преподобный Мартин Лютер Кинг-младший. Точно так же движение за избирательное право женщин также частично мотивировалось религиозными убеждениями.

Сегодня религия продолжает формировать опыт социализации людей. Например, некоторые религии поощряют членов протестовать против войн и добровольно помогать бедным. Во всех этих случаях религиозные институты социализируют людей, чтобы они вели себя так, чтобы это благоприятствовало когда-то уязвимым группам (Pearson-Merkowitz & Gimpel, 2009).

7. Правительство

Правительство является еще одним агентом социализации. Он принимает законы, поддерживающие социальные нормы и ценности, а также предоставляет учреждения и услуги, поддерживающие граждан.

Правительство примечательно тем, что может финансировать ряд учреждений, поощряющих социализацию. Например, государство финансирует государственные школы, которые играют ключевую роль в социализации детей.

Правительство также финансирует другие программы, предоставляющие возможности для социального взаимодействия, такие как внеклассные программы, парки и центры отдыха (Oberfield, 2014). Армия — еще один пример того, как правительство может влиять на опыт социализации людей.

Например, военные учат людей работать вместе в иерархии, выполнять приказы и применять насилие для достижения целей. Люди, которые служат в армии, часто происходят из разных слоев общества и имеют разные ценности. В результате военные могут быть средством социализации людей для сотрудничества с представителями разных рас и классов против общего противника (Oberfield, 2014).

Правительство также может создавать роли посредством законодательства. Например, правительства обычно определяют «взрослого» как человека в возрасте не менее восемнадцати лет, когда человек становится юридически ответственным за себя.

Между тем, 65 лет означает наступление «старости», когда пожилые люди получают право на льготы. Эти роли мотивируют людей социализироваться в другую категорию, учатся соответствовать возрастным ожиданиям как правительства, так и общества в целом (Oberfield, 2014).

Другие агенты социализации (этническая и классовая принадлежность)

Этническая социализация – это процесс, посредством которого люди узнают о культуре и истории своей этнической группы. Это тип социализации, который происходит внутри этнических групп.

Этническая социализация помогает подготовить детей к трудностям и возможностям, с которыми они столкнутся как члены этнической группы. Это также помогает им развить позитивное чувство себя и сильное чувство идентичности.

Это также может привести к усвоению моделей речи, верований, восприятий и установок этнической группы индивидуумом, который начинает видеть себя и начинает видеть себя и других членами этой группы.

И родители, и сверстники являются основными агентами этнической социализации, но роль играют и такие крупные агенты, как средства массовой информации и более широкое сообщество (Conger & Dogan, 2007).

Классовая социализация — это процесс, посредством которого люди узнают о своем социальном классе и о том, как вести себя в соответствии с их классом. Это тип социализации, который происходит внутри социальных классов.

Как и этническая социализация, классовая социализация помогает подготовить детей к испытаниям и возможностям, с которыми они столкнутся как члены социального класса.

Дети, проходящие классовую социализацию, учатся различать других членов своего социального класса, а также вырабатывают отношение доверия и недоверия к представителям других социальных групп (Conger & Dogan, 2007).

В чем разница между социализацией и инкультурацией?

Инкультурация – это процесс, посредством которого люди узнают обычаи и традиции своей культуры. Социализация, с другой стороны, представляет собой процесс, посредством которого люди усваивают нормы и ценности своего общества.

В то время как социализация — это процесс обучения социально приемлемому поведению в каждой культуре, инкультурация — это процесс социализации в конкретной культуре. Другими словами, инкультурация является продуктом социализации (Cromdal, 2006).

В чем разница между культурой и социализацией?

Культура – ​​это уникальный набор верований, ценностей, обычаев и знаний группы людей. Социализация – это процесс, посредством которого люди усваивают нормы и ценности своей культуры. Культура передается из поколения в поколение посредством социализации (Cromdal, 2006).

Один из способов понять разницу между культурой и социализацией состоит в том, что культура — это то, во что люди верят, а социализация — это то, как эти убеждения передаются.

Например, американскую культуру часто называют крайне индивидуалистической. Индивидуализм – это идея о том, что каждый человек отвечает сам за себя. Это убеждение передается через опыт социализации, например, когда родители учат своих детей быть независимыми.

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт исследований в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Содержимое тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .

Никерсон, К. (2022, 11 июля). Что такое агенты социализации? Просто Социология. https://simplysociology.com/agents-of-socialization.html

  • Дополнительная информация
  • Понимание социализации в социологии Примеры социализации Социальные институты
Каталожные номера

Агнью, Р. (2015). Общая теория напряжения и правонарушений. Справочник по правонарушениям среди несовершеннолетних и ювенальной юстиции, 2 , 239-256

Боулз С. и Гинтис Х. (2011). Школьное образование в капиталистической Америке: реформа образования и противоречия экономической жизни . Книги Хеймаркет.

Кромдал, Дж. (2006). Социализация .

Конгер, Р. Д., и Доган, С. Дж. (2007). Социальный класс и социализация в семье .

Кингсбери, Н., и Сканцони, Дж. (2009). Структурно-функционализм. В Справочнике семейных теорий и методов (стр. 195-221). Спрингер.

Парсонс, Т.Е., и Шилс, Э.А. (1951). К общей теории действия .

Пирсон-Мерковиц, С., и Гимпель, Дж. Г. (2009). Религия и политическая социализация. Оксфордский справочник по религии и американской политике , 164–190.

Оберфилд, З. В. (2014). Стать бюрократами: социализация на передовой государственной службы . Университет Пенсильвании Press.

Окс, Э. (1999). Социализация. Журнал лингвистической антропологии, 9 (1/2), 230-233.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *