Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы.
Слайд 1
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Выполнили ученицы МБОУ «СШ № 5» «6 А» класс Копосова Анна, Краснова Анастасия
Слайд 2
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Задание: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение». Мироздание, миропонимание, система ценностей, мировосприятие, убеждения. Найдите и запишите термин не связанный с понятием «мировоззрение».
Слайд 3
2. П одготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 4
3 . Запишите слово, пропущенное в схеме. Общественное развитие эволюция революция
Слайд 5
Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание начинается с самоузнавания . Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Слайд 6
Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Слайд 8
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, поведение – из поступков .
Слайд 9
Основные виды социального поведения
Слайд 10
Виды социального поведения
Слайд 11
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. мировоззрение Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Представление о мире на основе рационального его объяснения
Слайд 13
В мировоззрении могут проявляться : Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; С кептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; Р азумный критицизм . М ировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения : отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.
Слайд 14
Классификация видов мировоззрения Т еоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм ( приоритет отдается природе) Антропоцентризм ( приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм , наукоцентризм (приоритет отдается заниниям , науке) 1 Прогрессивное Р еакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3
Слайд 15
обыденное (является порождение повседневной жизни людей) религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала, надежда на получение ими того, чего они лишены в своей жизни) философские ( связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов) научное ( теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания
Самосознание индивида и социальное поведение
Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.
Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием, считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично. В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.
Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.
Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология, изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.
Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.
Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Образование и самообразование
Наука и её особенности
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Социальные институты общества
Системное строение общества
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Потребности и интересы
Мышление и деятельность
Истина, её относительность. Критерии истины
Виды знаний
Рынок и рыночный механизм
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Мировая экономика
Инфляция: причины и последствия
Рынок труда. Безработица
Ценные бумаги
Банковская система
Источники финансирования бизнеса
Финансовые институты
Постоянные и переменные затраты
Экономический рост и ВВП
Государственный бюджет
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития
Общественный прогресс: понятие и особенности
Мораль и её категории
Искусство и его виды
Религия как феномен культуры
Понятие власти
Глобальные угрозы XXI века
Социализация Первичная социализация Сводка и анализ
Социализация — это процесс, посредством которого мы учимся становиться компетентными членами группы. Первичная социализация — это обучение, которое мы получаем от людей, которые поднять нас. Чтобы дети росли и развивались, воспитатели должны удовлетворять их физические потребности. потребности, в том числе в еде, одежде и крове. Воспитатели также должны учить детей тому, что им нужно. знать, чтобы функционировать в качестве членов общества, включая нормы, ценности и язык. Если дети не получают адекватной первичной социализации, они, как правило, не так хороши, как взрослые.
Стадии развития
У исследователей есть разные теории о том, как дети узнают о себе и их роли в обществе. Некоторые из этих теорий противоречат друг другу, и каждая подвергается критике. по разным причинам, но каждый из них по-прежнему играет важную роль в социологической мысли.
Теория развития личности Фрейда
Австрийский врач Зигмунд Фрейд
- Id: Согласно Фрейду, сначала развивается id. Разум новорожденного состоит только из Ид, отвечающего за удовлетворение физических желаний. Ид представляет самые примитивные желания человека, и человек управляется только Ид делал бы все строго для собственного удовольствия, нарушая общественные нормы в процесс и риск наказания.
- Суперэго: Когда дети переходят из младенчества в детство, их разум развивать суперэго, или совесть, которая поощряет соответствие общественным нормам и ценностям. Кто-то с гиперактивным супер-эго был бы ограничен слишком жесткой системой правил, которые будут препятствовать его или ее способности жить нормально.
- Эго: Здоровый ум также состоит из эго или части ума который разрешает конфликты между ид и суперэго. Обычно эго уравновешивает желания ид и суперэго, но когда это терпит неудачу, у человека могут возникнуть трудности с выполнением решений, которые могут привести к поведенческим проблемам.
Теория социального бихевиоризма Мида
Социолог Джордж Герберт Мид считал, что у людей формируется представление о себе через взаимодействие с другими людьми. Он утверждал, что self , который является часть личности человека, состоящая из самосознания и образа самого себя, является продуктом социальный опыт. Он изложил четыре идеи о том, как развивается личность:
- Самость развивается исключительно через социальный опыт.
- Социальный опыт состоит из обмена символами. Мид подчеркнул особенно человеческое использование языка и других символов для передачи смысла.
- Чтобы узнать намерения других, нужно представить ситуацию с их точки зрения. перспективы. Мид считал, что социальный опыт зависит от нашего восприятия себя как это делают другие, или, как он выразился, «брать на себя роль другого».
- Понимание роли другого приводит к самосознанию. Мед утверждал, что существует активное «я» и объективное «я». «Я» активно и инициирует действие. «Я» продолжает, прерывает или меняет действие в зависимости от того, как другие отвечают.
Мид считал, что ключом к саморазвитию является понимание роли другой. Он также наметил шаги в процессе развития от рождения до взрослой жизни:
Теория зазеркалья Кули
Подобно Миду, социолог Чарльз Хортон Кули считал, что мы формируем нашу представления о себе через взаимодействие с другими людьми. Особенно его интересовало, как значимые другие формируют нас как личности. A значимый другой это тот, чей мнения важны для нас и кто в состоянии влиять на наше мышление, особенно о сами . Значимым другим может быть кто угодно, например родитель, брат или сестра, супруг или лучший друг.
Самопознание и социальное влияние | SpringerLink
Амстердам, Б.К. (1968). Зеркальное поведение у детей до двух лет . Неопубликованная докторская диссертация. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины.
Google Scholar
Бандура, А. (1982). Самость и механизмы действия. В J. Suls (Ed.), Психологические взгляды на себя (Том 1, стр. 3–40). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Баумринд, Д. (1989). Постоянство изменений и непостоянство стабильности. Человеческое развитие , 32 , № 3-4, 187–195.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Борке, Х. (1971). Межличностное восприятие детей раннего возраста: эгоцентризм или эмпатия. Психология развития , 5 , 263–269.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря. Том 2: Разделение . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Боулби, Дж. (1980). Привязанность и потеря. Том 3: Потеря, печаль и депрессия . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Бретертон, И. (1987). Новые взгляды на отношения привязанности: безопасность, общение и внутренние рабочие модели. В JD Osofsky (Ed.), Справочник по развитию младенцев , 2-е изд. Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Брукс-Ганн, Дж. , и Льюис, М. (1982). Аффективный обмен между нормальными и инвалидными младенцами и их матерями. В Т. Филд и А. Фогель (ред.), Эмоции и раннее взаимодействие (стр. 161–188). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эльрбаум.
Google Scholar
Бубер, М. (1958). я и ты (2-е изд.). Перевод Рональда Грегора Смита. Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер.
Google Scholar
Кули, CH (1912). Человеческая природа и общественный строй . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнерса.
Google Scholar
Кули, Ч. Х. (1962). Социальная организация: исследование большого разума . Нью-Йорк: Шокен Книги. (Первоначально опубликовано в 1909 г.)
Google Scholar
Корнилсон Ф.С. и Аресниан Дж. (1960). Исследование реакции психотических пациентов на фотографии собственного образа. Psychiatric Quarterly , 34 , 1–8.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
ДиБиасе Р. и Льюис М. (1988). Темперамент и эмоции. Документ, представленный на Международной конференции по изучению младенчества, Вашингтон, округ Колумбия
Google Scholar
Дюваль, С., и Виклунд, Р. А. (1972). Теория объективного самосознания . Нью-Йорк: Академическая пресса.
Google Scholar
Двек, К.С., и Леггетт, Э.Л. (1988). Социально-когнитивный подход к мотивации и личности. Психологический обзор , 95 , 256–273.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Эдвардс, К.П., и Льюис, М. (1979). Представления маленьких детей о социальных отношениях: социальные функции и социальные объекты. В М. Льюис и Л. Розенблюм (ред. ), Ребенок и его семья: Генезис поведения, 2 . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Google Scholar
Эмде, Р. Н. (1983). Дорепрезентативное Я и его аффективное ядро. Психоаналитическое исследование ребенка , 38 , 165–192.
ПабМед Google Scholar
Эмде, Р. Н. (1988). Завершаемое и бесконечное развитие II. Современная психоаналитическая теория и терапевтические соображения. Международный журнал психоанализа ,
ПабМед Google Scholar
Эриксон, Э. Х. (1963). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон
Google Scholar
Френкель, Р. Э. (1964). Психотерапевтическая реконструкция травматического амнестического периода проективной техникой зеркального отображения. Журнал экзистенциализма , 17 , 77–96.
Google Scholar
Фрейд, С. (1954). Толкование снов . Нью-Йорк: Основные книги. (Первоначально опубликовано в 1900 г.)
Google Scholar
Фрейд, С. (1959). Инстинкты и их превратности. Сборник статей . Нью-Йорк: Основные книги. (Первоначально опубликовано в 1915 г.)
Google Scholar
Фрейд, С. (1965). Новые вводные лекции по психоанализу . Нью-Йорк: Нортон.
Google Scholar
Gallup, CG, Jr. (1970). Шимпанзе: Самопознание. Наука , 167 , 86–87.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Геппхарт, У. (1986). Система кодирования для анализа поведенческих выражений самооценки эмоций (Техническое руководство). Мюнхен: Институт психологических исследований Макса Планка.
Google Scholar
Гринакр, П. (1956). Опыт благоговения в детстве. Психоаналитическое исследование ребенка , 11 , 9–30.
Google Scholar
Хекхаузен, Х. (1984). Возникающее поведение достижения: некоторые ранние разработки. В J. Nicholls (Eds.), Развитие мотивации достижения (стр. 1–32). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.
Google Scholar
Хинде, Р. А. (1976). Взаимодействия, отношения и социальная структура. Мужчина. 11 , 1–17.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Хинде, Р. А. (1979). К пониманию отношений. Лондон: Academic Press.
Google Scholar
Джеймс В. (1890). Принципы психологии . Нью-Йорк: Холт.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Джеймс, В. (1961). Психология: Краткий курс . Под редакцией Г. Алперта. Нью-Йорк: Харпер и Роу. (Первоначально опубликовано в 1892 г.)
Google Scholar
Каган, Дж. (1984). Характер ребенка . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Льюис, М. (1979). Самость как концепция развития. Человеческое развитие , 22 , 416–419.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Льюис, М. (1982). Модель систем социальных сетей: к теории социального развития. В Т. Филд, А. Хьюстон, Х. Куэй, Л. Тролль и Г. Фриц (ред.), Обзор человеческого развития (стр. 180–214). Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Льюис М. (ред.). (1984). За пределами диады . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Льюис, М. (1986). Истоки самопознания и индивидуальные различия в раннем самопознании. В AG Greenwald & J. Suls (Eds.), Психологический взгляд на себя , 3 (стр. 55–78). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Льюис, М. (1987). Социальное развитие в младенчестве и раннем детстве. В J. Osofsky (Ed.), Справочник по развитию младенцев (2-е изд., стр. 419–493). Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Льюис, М. (1989). Мышление и чувство — хвост слона. В CA Maher, M. Schwebel, & NS Fagley (Eds.), Мышление и решение проблем в процессе развития: международные перспективы . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Льюис, М. (1990). Социальное знание и социальное развитие. Merrill-Palmer Quarterly , 36 , 93–116.
Google Scholar
Льюис, М. (в печати b). Самопознание и социальное развитие в раннем возрасте. В LA Pervin (Ed.), Справочник по социальной психологии. Нью-Йорк: Гилфорд.
Google Scholar
Льюис М. (в печати c). Выставленная напоказ личность. Нью-Йорк: Свободная пресса.
Google Scholar
Льюис, М., и Брукс-Ганн, Дж. (1979a). Социальное познание и обретение себя . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Льюис, М., и Брукс-Ганн, Дж. (1979b). К теории социального познания: развитие себя. В Дж. Узгирис (ред.), Новые направления в развитии ребенка: Социальное взаимодействие и общение в младенчестве (стр. 1–20). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Google Scholar
Льюис, М., Брукс-Ганн, Дж., и Джаскир, Дж. (1985). Индивидуальные различия в раннем визуальном самопознании. Психология развития , 21 , 1181–1187.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Льюис, М., и Ферринг, К. (1979). Социальная сеть ребенка: Социальный объект, социальные функции и их взаимосвязь. В М. Льюис и Л. Розенблюм (ред.), . Ребенок и его семья: генезис поведения (том 2, стр. 9–27). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Льюис М. и Голдберг С. (1969). Приобретение и нарушение ожидания: экспериментальная парадигма. Журнал экспериментальной детской психологии , 7 , 70–80.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Льюис М. и Михалсон Л. (1983). Эмоции и настроения детей: теория развития и измерение . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Льюис, М. , и Розенблюм, Л. А. (1974). Влияние младенца на его опекуна: Истоки поведения , 1 . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Льюис М. и Розенблюм Л. (ред.). (1979). Ребенок и его семья: Генезис поведения , 2 . Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Льюис, М., Салливан, М., Стангер, К., и Вайс, К. (1989). Саморазвитие и осознанные эмоции. Развитие ребенка , 60 , 146–156.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Льюис М. и Вайнрауб М. (1976). Роль отца в социальной сети младенца. В М. Лэмб (ред.), Роль отца в развитии ребенка (стр. 157–184). Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Малер, MS (1968). О человеческом симбиозе и превратностях индивидуации: Детский психоз (Том 1). Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
Google Scholar
Малер, М.С., Пайн, Ф., и Бергман, А. (1975). Психологическое рождение младенца . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Мейн, М., Каплан, К., и Кэссиди, Дж. (1985). Безопасность в младенчестве, детстве и взрослой жизни. Переход на уровень представления. В I. Bretherton & Waters (Eds.), Точки роста теории и исследований привязанности. Монографии Общества исследований детского развития , 50 (1-2, серийный № 209), 66-104.
Google Scholar
Малатеста, К., и Хэвиленд, Дж. (1982). Обучение правилам отображения: социализация выражения эмоций в младенчестве. Развитие ребенка , 53 , 991–1003.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Мандлер, Г. (1975). Разум и эмоции . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Мид, Г. Х. (1972). Разум, личность и общество . Чикаго: Издательство Чикагского университета. (Первоначально опубликовано 1934)
Google Scholar
Мерло-Понти, М. (1964). Букварь восприятия . Отредактировано Дж. Эдди и переведено У. Коббом. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета.
Google Scholar
Мишель, В. (1966). Социально-обучающий взгляд на половые различия в поведении. В EE Maccoby (Ed.), Развитие половых различий (стр. 56–81). Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
Google Scholar
Пиаже, Дж. (1954). Построение реальности у ребенка . Перевод М. Кука. Нью-Йорк: Basic Books (первоначально опубликовано в 1937 г. )
CrossRef Google Scholar
Пиаже, Дж. (1960). Психология интеллекта . Перевод М. Пирси и Д. Э. Берлайна. Патерсон, Нью-Джерси: Littlefield, Adams & Co. (Первоначально опубликовано 1947)
Google Scholar
Пиаже, Дж. (1963). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк: Нортон (первоначально опубликовано в 1936 г.)
. Google Scholar
Рейнгольд, Х.Л., и Кук, К.В. (1975). Наполнение комнат мальчиков и девочек как показатель поведения родителей. Развитие ребенка , 46 , 459–563.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Сандерс, Л. (1980). Новые знания о младенце из текущих взаимодействий. Журнал Американской академии детской психиатрии , 3 , 231–264.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Шанк, Р. К. (1982). Динамическая память. Теория напоминания и обучения у компьютеров и людей . Кембридж, Массачусетс: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Шпиц, Р. А. (1954). Детская депрессия и общий адаптационный синдром: О соотношении физиологической модели и психоаналитической концептуализации. В П. Хох и Дж. Зубин (ред.), Депрессия . Нью-Йорк: Grune & Stratton.
Google Scholar
Стерн, Д. Н. (1985). Межличностный мир младенца . Нью-Йорк: Основные книги.
Google Scholar
Салливан, HS (1953). Межличностная теория психиатрии . Нью-Йорк: Нортон.
Google Scholar
Валлон, Х. (1949). Les origines du caractère chez l’enfant: прелюдии личных чувств (2-е изд.). Париж: Presses Universitaires de France.