Социализация на разных возрастных этапах таблица: что это такое, виды, этапы, формы

Содержание

что это такое, виды, этапы, формы

Содержание

  1. Стадии социализации
  2. Агенты социализации
  3. Фазы социализации личности
  4. Проблемы социализации личности
  5. Проблемы социализации современной молодежи
  6. Сущность социализации
  7. Виды социализации
  8. Первичная социализация
  9. Вторичная или повторная социализация
  10. Перманентная социализация
  11. Функции социализации
  12. Особенности перманентной социализации
  13. Факторы, влияющие на социализацию личности
  14. Досрочная социализация
  15. Семейная социализация
  16. Гендерная социализация
  17. Подростковый период
  18. Этапы социализации
  19. Молодость и зрелость
  20. Старость

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.

  1. Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется – ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  2. Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.

Важно! Главные учителя – это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  1. Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  2. Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  3. Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:

  1. Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  2. Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  3. Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.

Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.

Проблемы социализации личности

Всякое общество объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее передаче от поколения к поколению. Это залог стабильности и устойчивости общества, духовного единства поколений. Проблемы социальных ценностей тем самым выступают как проблемы согласования ценностных ориентаций личности с ценностной системой данного общества.

Изменения стартовых возможностей молодежи предопределили особенности социального развития молодого поколения в условиях формирования рыночных отношений. Интегративная характеристика социального положения молодежи в рамках всей социально-демографической группы позволяет выделить некоторые особенности социализации молодого поколения современного общества. Среди них:

Проблемы социализации современной молодежи

Проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала. В личности философа присутствует время, его движение, его проблематика, в ней силы времени необычайно:

  • разрыв в системе образования и воспитания;
  • деформация принципа преемственности поколений;
  • усиливающиеся тенденции воспроизводства больного поколения в результате угрожающего состояния здоровья молодежи;
  • целенаправленное разрушение личности, гражданина, патриота.

Со стороны общества на формирование ценностных ориентаций молодежи наибольшее воздействие оказывают социальные институты. Так, в 90-е гг. происходит трансформация семьи, приводящая к снижению уровня реализации ее социализационной функции.

Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся в снижении ее роли в обеспечении интеграции молодежи в общество, а также в воспитании подрастающего поколения. Основы образовательной системы подрывает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуется на рынке труда.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, сексом. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Влияние телекоммуникации сегодня оценивается и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. С другой стороны, появление новых видов телепрограмм помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знаний.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Функции социализации

Социальный опыт передается от поколения к поколению. При нарушениях в этом процессе возможна асоциализация индивидуумов, групп и даже государств.

Социализирующие институты выполняют следующие функции:

  1. Социокультурную. Она определяет возможность применения методов и способов адаптации, и при необходимости ограничивает их. Например, в государственных школах многих стран регулируются вопросы религиозного воспитания и образования.
  2. Интегративную. Выбираются ценности и нормы, которые содействуют объединению различных сил в обществе и направлены на его развитие.
  3. Реляционную. Передает молодым людям ожидаемые обществом стандарты поведения. Предписывает требования к разным статусно-ролевым структурам и определяет распределение людей в общественном пространстве.
  4. Нормативную. Устанавливает рамки нормального процесса адаптации субъекта к социуму. Например, в отличии от советского периода, сегодня в России востребованы навыки предприимчивости.
  5. Регулятивную. Указывает границы, в которых индивидуальные действия не подвергаются осуждению со стороны общества. Осуществляет социальный контроль за поведением отдельного человека. В демократических системах большинство управляющих функций реализуется через саморегулирование. Общественные институты определяют лишь общие рамки и санкции, которые может применить социум в том или ином случае.

В зависимости от выбранных параметров, социологи выделяют и другие функции, свойственные процессу адаптации: компенсаторная, прокреативная, коммуникативно-информационная, ценностно-ориентационная, личностно-преобразовательная.

Особенности перманентной социализации

Первичная социализация и вторичная — что это такое

Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.

Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.

Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.

Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Политическая социализация — что это такое, как может быть определена

Процесс социализации для индивида – это такое действие, на которое может извне влиять ряд условий. К обстоятельствам, способствующим возможности освоить социализацию, относятся:

  • семья – жизненный опыт и знания, приобретённые ребёнком в семье, составляют основу, на которой базируется вся дальнейшая социализация личности;
  • воспитательная среда – правильная организация педагогической работы влияет не только на социализацию, но и развитие индивидуальных творческих качеств личности;
  • труд – деятельность, требующая применения всех личностных качеств человека и воспитывающая ответственность за результат коллективного труда, в котором он принимает участие;
  • коллектив – вливание индивида в коллективные отношения – действие сложное, не всегда предсказуемое, результатом может стать как воздействие коллектива на личность, так и наоборот.

Индивиды, которые способны к перманентной социализации, к тому же обладают харизмой и лидерскими качествами, могут легко изменить коллективные планы, взгляды и принципы.

Факторы, влияющие на социализацию личности

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Подростковый период

В юности количество контактов возрастает. Происходит активное воздействие, которое оказывают средства массовой информации на человека. В современном мире это будет длиться в течение всей жизни, но взрослый человек может выработать критическое отношение к тем сведениям, что к нему поступают. У подростка тоже есть такая возможность, но уже сильно ограниченная.

Так что на этой стадии очень важно обеспечить позитивное влияние СМИ на социализацию. Правильный, грамотно составленный журнал с хорошими примерами поведения, отношения к окружающим способен направить энергию подростка в конструктивное русло. И заодно познакомить его с интересными достопримечательностями, с оригинальными хобби, с яркими личностями.

И здесь начинается вопрос: верны ли следующие суждения о социализации, касающиеся того, что подростку нужна цензура или же какие-то ограничения в том, что он читает, смотрит в Интернете? На самом деле нет.

Во-первых, должно присутствовать уважение индивидуального (личного) пространства. Во-вторых, интерес к запретному не проходит так просто. А оградить в современном мире от информации просто нереально. И это хорошо, потому что человек должен уметь выбирать, а не жить в вакууме.

Этапы социализации

Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:

  1. Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
  2. Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
  3. Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
  4. Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.

Молодость и зрелость

Социализация – это процесс, продолжающийся в молодости, а потом и в зрелости. При этом человек должен пройти несколько ступенек: закончить школу, получить (часто) высшее образование, найти первую работу, состояться как сотрудник. Многие воспринимают это как план жизни.

Однако в настоящем вполне разрешены отклонения от традиционного варианта. Современное социализации понятие допускает отсутствие образования, особенно, если оно заменяется самообразованием при достаточном уровне контроля. Фактически, каждый сам может составлять для себя план учёбы и следовать ему.

Отдельный вопрос – карьера. Несколько десятков лет тому назад считалось совершенно нормальным постоянно работать на одном предприятии, получая повышения. Сейчас же уровень горизонтальной мобильности в профессиональной сфере заметно вырос. Теперь какой-то конкретный план отсутствует, человек вполне может сменить несколько профессий и огромное количество компаний.

Поменялись и представления о том, что собой представляет зрелость. Раньше считалось, что она наступает примерно в 30 лет. Сейчас эти временные рамки сдвинулись на 10 лет, а период между 30 и 40 люди воспринимают как пик активности, получения максимального количества полезных навыков и их дальнейшего усовершенствования.

Старость

Понятие социализации сейчас актуально и на пенсии. Особенно тогда, когда многие получают доступ к огромному количеству современных гаджетов, выходят в Интернет, знакомятся с современными технологиями. Увеличивающееся количество свободного времени означает, что возрастает и общее число контактов.

Таким образом, если вам предложат «выберите верные суждения о социализации», и среди вариантов будет упоминание о том, что она может закончиться, имейте в виду, что это – ошибка. Что только что было продемонстрировано на примере разных стадий.

Источники

  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://forpsy.ru/works/uchebnoe/stadii-sotsializatsiya-lichnosti/
  • https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html
  • https://medru.su/polezno-znat/socializaciya-osnovnye-tipy-i-etapy.html
  • https://srazu.pro/socializacia/individa.html
  • https://www. syl.ru/article/345111/vidyi-sotsializatsii-ponyatie-faktoryi-i-etapyi-sotsializatsii-lichnosti
  • https://karate-ege.ru/obshestvoznanie/sotsializatsiya-individa.html

 

 

Как вам статья?

Этапы социализации личности

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А. В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

Социализация на протяжении всей жизни

4.4 Социализация на протяжении всей жизни

Цели обучения

  1. Перечислите основные изменения на протяжении жизни.
  2. Приведите пример того, как события в детстве могут повлиять на всю жизнь.

Как вы, наверное, уже поняли, большинство теорий и дискуссий о социализации касаются детства. Тем не менее, социализация продолжается на протяжении нескольких этапов жизненного пути, которые чаще всего классифицируются как детство, юность, взрослость и старость.

Внутри каждой из этих категорий ученые дополнительно выделяют подкатегории, такие как ранняя юность и поздняя юность, ранняя взрослость и средняя взрослость и так далее. В этом разделе описываются некоторые важные аспекты основных этапов жизненного пути.

Детство

Несмотря на растущее признание всей жизни, детство (включая младенчество), безусловно, остается наиболее важным этапом жизни большинства людей для социализации и когнитивного, эмоционального и физиологического развития, которое так важно в первые годы жизни. чья-либо жизнь. Мы уже обсуждали, что может произойти, если младенец не получит «нормальной» социализации хотя бы от одного взрослого, а дикие дети — печальное напоминание о том, что социализация необходима для создания существа, которое не только выглядит человеком, но и действительно является человеком в более широком смысле. смысл слова.

Однако за этой основополагающей важностью детства скрывается неприятная правда. Что касается образования, здоровья и других результатов, у многих детей в детстве не все в порядке. Более того, то, насколько хорошо они живут, часто зависит от их социального положения — их социального класса, их расы и этнической принадлежности, а также их пола. Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике регулярно публикует отчет под названием «Дети Америки: ключевые национальные показатели благополучия » (включая сокращенную версию в некоторые годы). В этом отчете содержится ежегодная обновленная информация о том, как дети справляются с более чем тремя десятками мер. В последнем отчете Форума, опубликованном в июле 2010 г., содержатся некоторые тревожные факты о благополучии детей, а также показано, какое влияние на их благополучие оказывает социальное положение (Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике, 2010 г.). Федеральное межведомственное агентство. Форум по детской и семейной статистике. (2010). Дети Америки вкратце: основные национальные показатели благополучия, 2010 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.

Согласно одному важному открытию, только около 55% детей в возрасте 3–5 лет, не посещающих детский сад, ежедневно читали им член семьи. Эта цифра варьировалась в зависимости от уровня дохода. Только 40% детей из семей, живущих за чертой бедности, воспользовались таким образом, по сравнению с 64% детей, доходы семей которых как минимум в два раза превышали уровень бедности.

Согласно другим важным выводам, в 2008 году около одной пятой детей в США жили в бедности, и эта цифра выросла до более чем 30% афроамериканских и латиноамериканских детей. Кроме того, чуть более одной пятой детей жили в семьях, которые иногда испытывали «нехватку продовольствия», то есть у них были проблемы с обеспечением едой хотя бы одного члена семьи. Более 40% домохозяйств с детьми в 2007 г. характеризовались скученностью или физически неадекватными условиями.

То, что происходит в детстве, может иметь последствия на всю жизнь. Травматический опыт в детстве — пренебрежение или жестокое обращение, свидетели насилия, серьезные травмы и т. д. — подвергают детей гораздо большему риску многих негативных последствий. Они чаще совершают серьезные правонарушения в подростковом возрасте, и на протяжении всей жизни они чаще сталкиваются с различными психическими проблемами, расстройствами обучения и злоупотреблением психоактивными веществами. У них также меньше шансов окончить среднюю школу или поступить в колледж, вступить в брак или избежать развода, если они все же вступят в брак, а также получить и сохранить работу (Adams, 2010). Adams, EJ (2010). Заживление невидимых ран: почему имеет смысл инвестировать в уход за детьми с учетом травм . Вашингтон, округ Колумбия: Институт политики правосудия. Отдельные этапы жизненного пути на самом деле не так уж и разделены.

Подростковый возраст

Как помнят многие читатели, подростковый возраст может быть очень сложным периодом. Подростки уже не просто дети, но еще и не полноценные взрослые. Они хотят независимости, но родители и учителя продолжают указывать им, что делать. Давление со стороны сверстников в подростковом возрасте может быть огромным, а употребление табака, алкоголя и других наркотиков становится серьезной проблемой для многих подростков.

Все это социальные аспекты подросткового возраста, но подростковый возраст также является временем больших биологических изменений, а именно полового созревания. Совершенно очевидно, что половое созревание имеет заметные физиологические последствия и для многих подростков по крайней мере одно очень важное поведенческое последствие — сексуальную активность. Но раннее половое созревание также, по-видимому, имеет два дополнительных эффекта: как среди мальчиков, так и среди девочек оно увеличивает вероятность совершения правонарушений, а также вероятность стать жертвой насилия (Schreck, Burek, Stewart, & Miller, 2007). Schreck, CJ, Бурек, М.В., Стюарт, Э.А., и Миллер, Дж.М. (2007). Стресс и насильственная виктимизация среди подростков. Journal of Research in Crime & Delinquency, 44 (4), 381–405. Считается, что эти двойные последствия происходят по крайней мере по двум причинам. Во-первых, раннее половое созревание приводит к стрессу, а стресс приводит к антиобщественному поведению (которое также может привести к насилию по отношению к подростку, совершающему такое поведение). Во-вторых, подростки, переживающие раннее половое созревание ( рано созревшие ), чаще общаются со старшими подростками, которые, как правило, более склонны к правонарушениям, потому что они старше. Поскольку их влияние «стирается», ранние зрелые люди чаще попадают в неприятности и также с большей вероятностью становятся жертвами насилия.

Романтические отношения, включая желание состоять в таких отношениях, также имеют большое значение в подростковом возрасте. Принятие желаемого за действительное, безответная любовь и разбитые сердца — обычное дело. Считается, что свидания с несколькими партнерами способствуют преступности и злоупотреблению психоактивными веществами, отчасти потому, что свидания происходят на вечеринках и в других местах без присмотра, где могут иметь место правонарушения и употребление наркотиков, а отчасти потому, что эмоциональные проблемы, иногда сопровождающие свидания, могут привести к правонарушениям, употреблению наркотиков. или и то, и другое (Сеффрин, Джордано, Мэннинг и Лонгмор, 2009 г.).).Сеффрин, П.М., Джордано, П.К., Мэннинг, В.Д., и Лонгмор, Массачусетс (2009). Влияние свиданий на дружеские сети, развитие личности и правонарушения. Justice Quarterly, 26 (2), 238–267.

Как показало обсуждение детства, социальный класс, расовая и этническая принадлежность, а также пол продолжают влиять на переживания людей в подростковом возрасте. Подростковый возраст, безусловно, может быть интересным этапом жизненного пути, но то, как мы живем в подростковом возрасте, часто сильно зависит от этих трех фундаментальных аспектов нашего социального положения.

Совершеннолетие

Совершеннолетие обычно определяется как возраст от 18 до 64 лет. Очевидно, что 18-летние сильно отличаются от 64-летних, поэтому ученые часто отличают молодых людей от взрослых среднего возраста. В некотором смысле многие молодые люди, в том числе большинство читателей этой книги, откладывают вступление в «полную» взрослую жизнь, поступив в колледж после школы, а некоторые продолжают учиться в аспирантуре или профессиональной школе. К тому времени, когда последние получают свою ученую степень, многим уже далеко за 30, и они, наконец, начинают работать на полную ставку, возможно, через дюжину лет после тех, кто заканчивает среднюю школу, но не поступает в колледж. Эти последние люди вполне могут жениться, иметь детей или и то, и другое к тому времени, когда им исполнится 18 или 19 лет., в то время как те, кто ходит в колледж, и особенно те, кто получает ученую степень, могут подождать, пока им не исполнится 20 или от начала до середины 30 лет, чтобы предпринять эти важные шаги.

Из исследований юношеской взрослой жизни ясно одно: люди начинают «успокаиваться» после подросткового возраста, и их поведение в целом улучшается. По крайней мере, две причины объясняют это улучшение. Во-первых, как все чаще признают ученые, подростковый мозг еще не полностью созрел физиологически. Например, лобная доля, область мозга, отвечающая за рассуждения и способность учитывать последствия своих действий, еще не полностью сформирована, что делает подростков более импульсивными. По мере взросления мозга в возрасте от 20 до 20 лет импульсивность снижается, а поведение улучшается (Ruder, 2008). Ruder, D.B. (2008). Мозг подростка: работа в процессе. Гарвардский журнал, 111 (1), 8–10.

Во-вторых, как признают социологи, взрослость — это время, когда укрепляются «ставки» людей в обществе и конформизм. Многие женятся, у некоторых появляются дети, и большинство устраиваются на свою первую постоянную работу. Эти «поворотные моменты», как их называют, прививают чувство ответственности, а также увеличивают цену плохого поведения. Если вы состоите в браке, ваш супруг может быть не очень рад тому, что вы ходите по барам каждые выходные или даже чаще; если вы работаете полный рабочий день, ваш работодатель может быть не очень доволен вашим появлением на работе с похмелья. Брак и работа как поворотные моменты, таким образом, помогают объяснить общее улучшение поведения, которое происходит после того, как люди достигают совершеннолетия (Laub, Sampson, & Sweeten, 2006). Laub, JH, Sampson, RJ, & Sweeten, G.A. (2006). Оценка теории преступления Сэмпсона и Лауба на протяжении всей жизни. В FT Cullen (Ed.), Подведение итогов: состояние криминологической теории (том 15, стр. 313–333). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

Социальный класс, раса и этническая принадлежность, а также пол продолжают влиять на то, как люди живут во взрослом возрасте. Глава 8 «Социальная стратификация» — глава 11 «Гендер и гендерное неравенство» и разделы в некоторых последующих главах обсуждают этот важный, но обескураживающий факт нашего социального мира.

Старость

Этот этап жизненного пути неофициально начинается в возрасте 65 лет. Опять же, ученые проводят более тонкие различия, такие как «молодой-старый» и «старый-старый», из-за множества различий между людьми, которым 65 лет. или 66 и те, кому 85, 86 и даже старше. Глава 12 «Старение и пожилые люди» целиком посвящена этому периоду жизненного пути. Здесь мы просто укажем, что старость может быть периодом жизни, приносящим удовлетворение для некоторых людей, но наполненным тревогой и проблемами для других людей, с социальным положением (социальный класс, раса и этническая принадлежность, и пол), опять же, часто оказывающим существенное влияние. . Эти проблемы усугубляются негативными взглядами и даже предубеждениями, которые многие американцы питают к старости и пожилым людям. Поскольку все мы хотим когда-нибудь состариться, обсуждение старения и пожилых людей в главе 12 «Старение и пожилые люди» должно представлять особый интерес.

Ключевые выводы

  • Четыре стадии жизненного пути: детство, юность, взрослость и старость. Социализация продолжается на протяжении всех этих стадий.
  • То, что происходит в детстве, может иметь последствия на всю жизнь. Травматические переживания и другие негативные события в детстве могут ухудшить психологическое благополучие в подростковом возрасте и позже и привести к различным поведенческим проблемам.
  • Социальное положение в обществе — социальный класс, расовая и этническая принадлежность и пол — влияет на то, насколько хорошо люди живут на разных этапах жизненного пути.

Для вашего ознакомления

  1. Подумайте о времени, когда с вами произошла своего рода социализация с тех пор, как вы поступили в колледж. Напишите краткое эссе, в котором расскажете о своей социализации.
  2. По сравнению с тем, когда вы учились в старшей школе, ваше поведение в целом улучшилось, ухудшилось или осталось примерно таким же? Как, по вашему мнению, ваше поведение может измениться через 10 лет?

4.3 Социализация на протяжении всей жизни – Изучение нашего социального мира: история о нас

Перейти к содержимому

  • Увеличить размер шрифта

Глава 4: Социализация

4.3 Социализация на протяжении всей жизни

 



Раздел 4.3 Ссылки

Адамс 2 (Э.0 Дж. Адамс21). Заживление невидимых ран: почему имеет смысл инвестировать в уход за детьми с учетом травм. Вашингтон, округ Колумбия: Институт политики правосудия.

Андерсон, Р. К. (1985). Стать нацией читателей: Отчет Комиссии по чтению. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия образования.

Дэвидсон, А. (20 июня 2014 г.). Официально, дети-бумеранги не уйдут. Нью-Йорк Таймс. Получено с https://www.nytimes.com/2014/06/22/magazine/its-official-the-boomerang-kids-wont-leave.html.

Федеральный межведомственный форум по детской и семейной статистике. (2020, сентябрь). Дети Америки вкратце: основные национальные показатели благополучия, 2020 г. 900:20 Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. Получено с https://stacks.cdc.gov/view/cdc/94307.

Хениг, Р. М. (2010, 18 августа). Что такого в двадцатилетних? Нью-Йорк Таймс.   Получено с https://www.nytimes.com/2014/06/22/magazine/its-official-the-boomerang-kids-wont-leave.html.

Хаттон, Дж. С., Т. Горовиц-Краус, А. Л. Мендельсон, Т. ДеВитт и С. К. Холланд; Авторский консорциум C-MIND. (2015). Домашняя среда чтения и активация мозга у детей дошкольного возраста, слушающих рассказы. Педиатрия, 136(3), 466-78.

Лауб, Дж. Х., Р. Дж. Сэмпсон и Г. А. Суитен. (2006). Оценка теории преступления Сэмпсона и Лауба на протяжении всей жизни. В FT Cullen (Ed.), Подведение итогов: статус криминологической теории, 15 , 313–333. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция.

Мэйбери-Льюис, Д. (1998). Племенная мудрость. В К. Финстербуш (ред.), Sociology 98/99 (стр. 8–12). Гилфорд, Коннектикут: Душкин/Макгроу-Хилл.

Рудер, Д. Б. (2008). Мозг подростка: работа в процессе. Гарвардский журнал, 111(1), 8–10.

Шрек, С. Дж., М. В. Бурек, Э. А. Стюарт и Дж. М. Миллер. (2007). Стресс и насильственная виктимизация среди подростков.

Журнал исследований преступности и правонарушений , 44 (4), 381–405.

Сеффрин, П. М., П. К. Джордано, В. Д. Мэннинг и М. А. Лонгмор. (2009). Влияние свиданий на дружеские сети, развитие личности и правонарушения. Justice Quarterly, 26(2), 238–267.

Тререлиз, Дж. (2019). Справочник Джима Трелиза по чтению вслух. 8-е издание. Нью-Йорк: Пингвин.

Контент по лицензии CC, опубликованный ранее и адаптированный

Барр, Скотт, Сара Хойланд, Шайладжа Менон, Катай Матресс, Флоренсия Сильверира и Ребекка Вондерхаар. (nd) Введение в социологию. Введение в социологию | Простое книжное производство. Люмен Обучение. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ на странице https://courses.lumenlearning.com/wm-introductiontosociology/.

Конерли, Тоня, Кэтлин Холмс, Аша Лал Таманг, Дженнифер Хенсли, Дженнифер Л. Трост, Памела Алкейси, Кейт МакГонигал, Хизер Гриффитс, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Томми Сэдлер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Салли Вайн, Джефф Брай и Фэй Джонс. (2021). Введение в социологию 3E. ОпенСтакс. Хьюстон, Техас. Лицензия: CC BY 4.0. Условия лицензии: бесплатный доступ по адресу https://openstax.org/books/introduction-sociology-3e/pages/1-introduction.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стайер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай и Фэй Джонс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *