Социальная фасилитация примеры из жизни: Социальная фасилитация примеры из жизни. Причины возникновения эффекта аудитории

Содержание

описание феномена, примеры :: SYL.ru

В различных областях социума на уровне отдельно взятой личности, компании или государства возникает необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния.

Социальная фасилитация как раз и является одним из них. Этот инструмент позволяет справиться с самыми различными задачами и достигнуть поставленных целей. Среди них выход из кризиса, а также направление одного человека или группы людей к изменениям совершенного иного качества.

Определение понятия

Социальная фасилитация представляет собой явление, выраженное в эффекте усиления активной деятельности личности, которая проявляется в присутствии других людей. Иными словами, даже самые простые задания (например, зачеркивание в тексте определенных букв, легкие примеры на сложение и т. д.) человек выполняет намного лучше, если он понимает, что за ним наблюдают.

Социальная фасилитация — это изменение в поведении индивида, которое вызвано присутствием аудитории. Проявляется данный феномен в усилении эмоционального возбуждении исполнителя.

Установлено также и то, что скорость и качество выполнения более сложных работ в присутствии посторонних у человека, несомненно, падают. Это объясняет феномен, противоположный тому понятию, которое представляет собой социальная фасилитация. Он носит название социальной ингибиции.

История открытия

В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт. Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому.

Боязнь оценки

Социальную фасилитацию и ингибицию социальная психология объясняет как явления, вызываемые тремя причинами. Первой из них является боязнь оценки. Психологи объясняют данный эффект тем, что доминирующие реакции человека проявляются намного сильнее, когда он думает или точно знает, что присутствующие оценивают его. Именно поэтому происходит следующее:

  • исполнитель старается работать быстрее и лучше, если другие исполнители или коллеги обладают несколько большим навыком или компетенцией;
  • уровень возбуждения падает, когда в группе авторитетных людей появляются те, чье мнение исполнителю безразлично;
  • наибольшее влияние окружающие оказывают на тех, кто переживает из-за высказанных мнений наблюдателей и данных ими оценок;
  • феномен социальной фасилитации или ингибиции находит свое самое яркое проявление в тех случаях, когда присутствующие люди незнакомы исполнителю, и он не успевает следить за ними.

По мнению психологов, наблюдатели вселяют в человека тревогу, так как ему не все равно, как оценят все его действия. При этом у исполнителя появляется смущение, которое мешает ему справиться с предложенной ему задачей. Так, баскетболисты, думающие о том, как они смотрятся со стороны, и начинающие анализировать все свои движения, обязательно промахнутся во время решающего броска.

Отвлечение внимания

Феномен социальной фасилитации заключается в том, что порой исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти. При этом возникает конфликт, который перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении поставленной задачи.

Пример социальной фасилитации подобного типа – отвлечение внимания человека не только из-за присутствия других людей, но и из-за периодически появляющихся световых вспышек.

Факт нахождения наблюдателя

Социальная фасилитация в психологии – это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей. Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.

Среди них следующие:

  1. Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида. Человек возбуждается гораздо сильнее при массовой аудитории.
  2. Наличие симпатии и антипатии внутри самой группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.
  3. Степень пространственной близости. Социальное возбуждение, так же как и степень социальной фасилитации (ингибиции), находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.

Пол наблюдателей

Особенно яркий эффект социальной фасилитации возникает в тех случаях, когда аудитория посторонних наблюдателей представлена людьми противоположного пола. Например, мужчина непременно будет делать большое количество ошибок, если рядом присутствуют женщины. Точно так же он весьма быстро выполнит наиболее легкое задание при дамах. Например, в ходе проведенного эксперимента спортсмены с высокой скоростью пробегали мимо трибуны, с которой за ними наблюдала женщина. Их скорость была значительно ниже, если дама сидела к ним спиной.

Настроение

Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции. Его мы рассматривали выше.

Уровень мастерства

Феномен социальной фасилитации и ингибиции может проявляться по-разному. Все будет зависеть от того, кто выполняет задание – «новичок» или «профессионал». Как проявляется социальная фасилитация? Примеры из жизни в этом случае встречаются буквально на каждом шагу. Так, человек, который только учится новому делу и самостоятельно при этом тренируется, будет чувствовать себя намного спокойнее, если рядом нет сторонних наблюдателей. И здесь многие могут вспомнить, как они учились водить машину. Эта задача весьма сложная и комплексная. И новичку на первых порах часто приходится останавливаться буквально среди дороги для обдумывания сложившейся ситуации. Однако все меняется с обретением опыта. Когда все движения доведены до автоматизма, даже присутствие в салоне пассажиров не способно вызвать эмоционального напряжения и привести к ошибкам.

Именно поэтому, для того чтобы выполнять свое дело на все сто, каждый человек вначале должен отработать свои действия и движения, доведя их до автоматизма. Только после этого он не будет зависеть от влияния аудитории. Опытные профессионалы, будучи ловкими и натренированными, в присутствии сторонних наблюдателей только улучшают эффективность своих действий. Ведь они чувствуют себя достаточно уверенно в хорошо знакомой им деятельности, стремясь продемонстрировать полученные навыки.

Социальная леность

Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.

Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.

Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.

Фасилитация и бизнес

Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму.
В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.

Социальная фасилитация в психологии — это… Эффект социальной фасилитации

Современная психологическая наука выделяет такой интересный феномен, как социальная фасилитация. Данный термин был введен в начале прошлого века учеными Н. Трипплетом и Ф. Оллпортом. Они в свое время разработали целую концепцию, позволяющую понять, почему человек, находясь в группе определенных людей, поступает тем или иным образом. Оказывается, очень многие особенности поведения зависят от таких вещей, как темперамент, склонность к общению, привычка к замкнутости.

Основными факторами социальной фасилитации являются ярко выраженные стремления создать о себе положительное впечатление, получить одобрение со стороны общества. Человек, чья жизнь проходит в рамках социальных норм и порядков, будет изо всех сил стремиться соответствовать возложенным на него обязанностям. Он постарается оправдать ожидания коллег и начальства даже тогда, когда это неудобно и не приносит радости его собственной личности.

Сущность понятия

Социальная фасилитация представляет собой механизм поведения личности, когда она обладает способностью довольно успешно действовать и принимать верные решения в окружении общества. Если человек остается наедине с собой, то некоторые задачи того же уровня сложности воспринимаются им как более трудные. То есть вступает в действие эффект социальной поддержки и одобрения. Нам всем в той или иной степени важно быть замеченными и услышанными обществом. Никто не стремится жить настолько независимо, чтобы его не касались никакие социальные установки и стереотипы. Мы больше склонны прислушиваться к мнению большинства и делать из этого собственные выводы.

Социальная фасилитация в психологии – это явление достаточно тонкое и индивидуальное. На каждого человека отсутствие или присутствие поддержки со стороны общества будет воздействовать по–разному. Кто–то предпочитает работать в одиночку, и ему мешают люди, постоянно снующие туда-сюда. Есть люди, которые не любят выслушивать наставления, они опираются только на собственные знания, умения и предпочтения. Другому важно на протяжении всего периода работы чувствовать взаимодействие с коллегами и сослуживцами. Пусть это и не будет значительно помогать в работе, однако главное — человек находится не один. Говоря иными словами, феномен социальной фасилитации заключается в том, что человек чувствует себя более уверенно тогда, когда его деятельностью кто–то интересуется и поддерживает ее.

Феномен положительного ожидания

Эффект социальной фасилитации тесно связан с тем, чего личность ждет от общества, насколько она ориентирована вообще на его мнение. Когда окружающие люди склонны подбадривать человека, поддерживать его во многих начинаниях, то сам индивид чувствует, что ему гораздо легче и проще выполнять свои повседневные задачи. Феномен положительного ожидания предполагает, что личность будет стараться произвести на окружающих людей положительное впечатление, чтобы получить всевозможные выгоды. Когда человек чувствует себя в обществе востребованным и принимаемым, ему становится гораздо проще воспринимать себя самого и стремиться к любым целям. Социальная фасилитация в психологии – это понятие, которое определяет степень успешности личности в конкретной ситуации. Каждый из нас на протяжении жизни стремится создать вокруг себя максимально комфортные условия.

Социальная ингибиция

Это обратный феномен, возникающий в ситуации, когда в момент взаимодействия с обществом при выполнении конкретной задачи личность чувствует себя потерянной и неуверенной в себе. Возрастает беспокойство, появляется страх сделать что–то неправильно, допустить ошибку. Такое явление на самом деле – не редкость. Людям, внутренний мир которых отличается особенной индивидуальностью, крайне важно подпитываться собственной энергией, чужая же может нанести вред и помешать.

Феномены социальной фасилитации и ингибиции – явления противоположные, но в то же время оказываются тесным образом связаны друг с другом. Если первое понятие предполагает включенность в общественную жизнь, то второе чаще всего демонстрирует некоторую свободу от социального взаимодействия вообще. Такой жизнью живут творческие люди: писатели, музыканты, художники. Социальная фасилитация и ингибиция представляют собой два противоположных полюса. Если для человека важно и значимо работать индивидуально, то всяческие вмешательства и подсказки со стороны других людей могут вызывать у него значительное раздражение и неудовлетворенность. Социальная ингибиция предполагает, что личности лучше ориентироваться на собственное мнение, установки и мотивы. Присутствие других людей в момент рабочей активности может только навредить. Производительность труда не только ухудшится, она не будет отражать степень одаренности личности.

Сила психологического давления

Все мы живем в обществе, которое не может не оказывать на нас существенного влияния. В большинстве своем люди поступают не так, как они хотят на самом деле, а как того требуют сложившиеся обстоятельства. Сила психологического воздействия общества на индивида настолько велика, что иногда ему не удается распознавать собственные желания и мотивы.

Феномен социальной фасилитации здесь имеет большое значение. Некоторым людям важно чувствовать поддержку со стороны своего ближайшего окружения. Именно заручившись такой моральной помощью, они могут выполнять свою работу более качественно и полноценно. Если такого человека оставить одного со сложной задачей, то он, конечно, с ней справится. Однако ему понадобится больше времени для того, чтобы разобраться в сути проблемы, решить все возникающие вопросы.

Феномен одиночества

Когда человек рассчитывает только на самого себя, он привыкает действовать в одиночку. Постепенно присутствие рядом коллег и ближайшего окружения может сильно сказываться на результатах деятельности. Такая личность привыкает максимально концентрироваться на работе и не отвлекается по пустякам. Возрастает требовательность к себе, вырабатываются строгая дисциплина и ответственность.

Феномен оценивания

Находясь в обществе, человек склонен в большинстве случаев подчиняться существующим в нем законам. В данном случае срабатывает эффект оценивания. Личность начинает задумываться над тем, как ее воспримут другие люди, какое мнение у них сложится в результате определенных действий, поступков. Социальная фасилитация в данном конкретном случае проявляется в качестве ожидаемой похвалы или порицания, в результате чего продуктивность выполняемой деятельности значительно возрастает.

Эффект публичности

Человек, который живет в обществе, всегда стремится произвести хорошее, положительное впечатление на окружающих. Мы иногда не можем самостоятельно принимать решения в том плане, что постоянно оглядываемся на мнение большинства. Эффект социальной фасилитации заставляет следовать общественным установкам и ориентироваться на его запросы. Вот и получается, что человек начинает жить требованиями социума, забывая о собственных потребностях. Так рождается внутреннее неудовлетворение, чувство потерянности и личностной нереализованности.

Эффект публичности находит выражение в том, что, находясь в обществе, личность начинает действовать согласно возложенным на нее ожиданиям. Она не делает ничего лишнего, но ведет себя достаточно адекватно для каждой конкретной ситуации.

Экстраверты и интроверты

Люди в разной степени нуждаются в обществе. Если экстраверты не могут жить без социального взаимодействия, то интроверты прекрасно обходятся без него довольно длительное время. Первые черпают вдохновение через общение с людьми, вторые же видят неиссякаемый источник благодати в самих себе. Взаимодействие с другими может их очень утомлять, лишать сил и новых возможностей.

Свойства темперамента

Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги. Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью. Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.

Социальная леность

Что представляет собой это понятие, как оно связано с социальной фасилитацией? Леность проявляется в том случае, когда отсутствует положительная оценка со стороны других участников деятельности. Если личность никак не поощрять, она не захочет работать во всю полноту своих возможностей. Социальная леность заключается в том, что человек никогда не станет прилагать дополнительных усилий, если не видит в них смысла и цели. При отсутствии значимой оценки человек часто замыкается в себе или начинает трудиться ровно настолько, чтобы не вызывать подозрений со стороны сослуживцев и коллег. Леность нейтрализует действие такого понятия, как социальная фасилитация. Примеры из жизни показывают, что при отсутствии должного внимания и поддержки со стороны начальства люди вообще перестают стараться, проявлять себя на работе с лучшей стороны, потому что не видят в том смысла и необходимости.

Каждый из нас хочет ощущать, что его труд не напрасен. Если есть цель, ради которой человек совершает определенные шаги, то любые препятствия кажутся преодолимыми. Появляются даже дополнительные силы для реализации намеченных планов. В случае же серьезных конфликтов, непонимания со стороны общества, резкого, критического непринятия результатов труда индивида возникают противоречивые чувства, которые мешают полноценно действовать.

Социально–педагогическая фасилитация

Общественные институты, к которым относятся детские сады и школы, учат маленького человека с самого раннего возраста понимать, чего ждут от него другие люди. Каждому из нас знакома методика поощрения и наказания, успешно применяемая в обществе. Ребенок, попадая в определенную социальную среду, сразу учится жить по ее законам. С детства человеку предлагается (а вернее, навязывается) конкретная модель поведения, по которой ему предстоит жить в дальнейшем.

Социально–педагогическая фасилитация заключается в том, что человек с малых лет учится воспринимать себя как часть общества. Социум предъявляет к нему определенные требования, под которые ему невольно приходится подстраиваться. При таком подходе личность часто теряет собственную индивидуальность, не знает, как ее реализовать в дальнейшем.

Таким образом, социальная фасилитация выступает своеобразным связующим звеном между стремлениями самого человека и общественными установками. Очень важно суметь найти равновесие между этими двумя полюсами, тогда личность станет целостной и гармоничной.

Социальная помощь (определение и примеры)

Нет ничего лучше финишной черты в конце марафона, 10-мильного забега или 5 км. Вы уже давно бегаете, и, возможно, у вас болит голова, но все вас подбадривают. Это дополнительное поощрение дает даже самым истощенным бегунам стимул бежать немного быстрее и завершить гонку.

Социальные психологи еще в 1800-х годах обратили внимание на это явление. Действительно ли люди работали лучше, когда выступали перед аудиторией или с другими? Сэкономите ли вы несколько минут своего времени, когда бежите с другими людьми? Ответы и последующие исследования создали теорию социальной фасилитации, одну из старейших теорий в мире социальной психологии.

Что такое социальная помощь?

Социальная фасилитация — это явление, которое предполагает, что люди работают лучше, когда они находятся в присутствии других. В одиночку они не смогут достичь того потенциала, которого могли бы достичь, если бы за ними наблюдали или участвовали с другими, выполняющими ту же задачу.

Ранние исследования социальной фасилитации 

В 1800-х годах социальный психолог по имени Норман Триплетт заметил, что велосипедисты работают лучше, когда они находятся в группе, а не в одиночку. Он решил проверить свою теорию социальной фасилитации в лаборатории. Эксперты считают, что это может стать первым экспериментом в области социальной психологии за всю историю исследования.

В ходе исследования детей просили намотать леску. Это была простая задача. Некоторые дети работали в одиночку, а другие выполняли задание перед другим ребенком. Триплетт заметил, что дети, которые находились в присутствии других, двигались быстрее.

В то время Триплетт не называл феномен социальным содействием. Этот лейбл появился более чем 30 лет спустя, в 1920-х годах.

По мере продолжения исследований психологи обнаружили, что это не просто помогает кому-то выполнить задачу, пока кто-то другой выполняет ту же задачу. Независимо от того, находится ли он в присутствии «соактера» или аудитории, человек, скорее всего, будет работать лучше.

Пример теории социальной фасилитации 

Вы уже изучили некоторые примеры социальной фасилитации, например, бег быстрее в многолюдном марафоне, чем если бы вы бежали в одиночку. Эта теория применима не только к легкой атлетике. Вы можете показать лучшее театральное представление, когда вас тронут аплодисменты толпы, или решить проблему быстрее, если вы знаете, что люди смотрят на вас.

Противоречивые исследования социальной фасилитации 

Было бы упущением привести пример из 1800-х годов и остановиться на этом. Способы, которыми мы проводили эксперименты два века назад, сильно отличаются от того, как мы проводим эксперименты сейчас. Поскольку психологи продолжают проверять и перепроверять свои теории, они часто находят противоречивые доказательства.

Это произошло на занятиях по социальной фасилитации. Потребовалось более 40 лет, чтобы исследование социальной фасилитации поставило под сомнение то, что мы знаем об этом явлении.

В 1933 году психолог по имени Джозеф Пессин дал участникам список слов для запоминания. Кто-то выполнял задание в группе, а кто-то в одиночку. Если бы заработала Теория социальной фасилитации, люди в группе смогли бы повторять больше слов, которые они запомнили, верно?

Но этого не произошло.

Люди, которые выполняли задание в группе, на самом деле сделали значительно хуже , чем люди, которые выполняли задание в одиночку. Это исследование противоречило идее теории социальной фасилитации. Что это означало для той работы, которую Норман Триплетт и другие психологи вложили в эту идею?

Теория активации – Социальная фасилитация

Эти две теории в итоге были объединены такими психологами, как Джеймс Майклс и Роберт Зайонц. Эти два психолога работали по отдельности, но вместе они помогли сформировать теорию активации в рамках феномена социальной фасилитации.

В ходе своих экспериментов они обнаружили, что сложность задачи влияет на то, имеет ли место социальная фасилитация. Если задача была легкой или участники были опытны в выполнении задачи, они лучше справлялись в присутствии других. Это явление до сих пор известно как социальная фасилитация.

С другой стороны, если задача была сложной или люди были неквалифицированными, они с большей вероятностью справились бы лучше в одиночку. Добавление других людей в микс заставляет их работать хуже. Теперь это известно как социальное торможение. И социальная фасилитация, и социальное торможение обсуждаются вместе под общим эгидой теории социальной фасилитации.

Другие факторы, влияющие на производительность 

Простого присутствия других людей может быть недостаточно, чтобы помочь вам значительно лучше выполнять задачу. У психологов есть и другие теории о том, что нас мотивирует, влияет на нас и помогает работать лучше.

Одна идея состоит в том, что давление хорошей работы для других влияет на нашу работу. Если вы когда-либо боялись выступать перед аудиторией, вы хорошо знаете это давление. Для других это давление может быть хороший вещь.

Люди в зале также могут влиять на наше выступление. По статистике, команды выигрывают больше игр, когда играют дома. Одна из причин, по которой они могли бы выступать лучше, заключается в том, что они знают и ценят больше болельщиков на трибунах. Конечно, знакомство с раздевалкой и близость к семье также могут помочь игрокам расслабиться или сосредоточиться на игре.

Преимущества социальной фасилитации 

Единого рецепта успеха не существует, но теория социальной фасилитации помогает указать нам правильное направление. Если у вас есть цель, поэкспериментируйте с тем, как партнеры или зрители могут помочь вам в ее достижении. Вступите в беговой клуб. Запишитесь, чтобы играть на гитаре на вечере с открытым микрофоном. Используйте напарника по подотчетности, чтобы держать вас в курсе. Привлечение других людей к вашему путешествию может помочь вам работать лучше и быстрее достигать своих целей.

Если вы не склонны хорошо выступать перед другими, это может означать, что вам просто нужно потренироваться. Ты не плохо справляешься с задачей. Вам просто нужно наращивать свои навыки и чувствовать себя более комфортно. Затем вы можете начать выступать перед другими — и выступать хорошо.

Теодор Т.

Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете. «Практическая психология» начиналась как полезный сборник статей по психологии, чтобы помочь другим студентам, который расширился до канала Youtube с более чем 2 000 000 подписчиков и веб-сайта с более чем 500 сообщениями.

Социальная фасилитация — как присутствие других людей влияет на вашу производительность задача одна.

Вы стали более внимательными в библиотеке? В тот момент, когда вы входите и садитесь, желание читать возникает из ниоткуда. Многие студенты заставляют себя посетить библиотеку перед экзаменом, потому что знают, что время, проведенное там, не будет потрачено впустую.

Но задумывались ли вы, почему это происходит? Это из-за спокойной обстановки? Это из-за большого количества сложенных книг? Конечно, эти факторы тоже влияют. Но одной из других причин улучшения вашей работы является присутствие других людей. Когда окружающие читают, не хочется выглядеть идиотом, тратящим время в библиотеке. Вы прилагаете усилия, потому что не хотите, чтобы другие осуждали вас.

Такое поведение называется социальной поддержкой. В этой статье мы рассмотрим это интересное явление, его виды и примеры.

Содержание

  • Что такое социальная помощь?
  • Два типа социальной фасилитации:
    • 1. Эффект совместного действия:
    • 2. Эффект аудитории:
  • Примеры социальной фасилитации
    • 1. Домашние тренировки в спорте
    • 0 8 3 9 0 8 0 8 3 2,0
    • 4. Дети едят пищу
  • Исследования социальной помощи
    • Эксперименты Триплетта:
    • Experiments by Floyd Airport
    • Experiments by Hazel Markus:
  • Почему происходит социальная помощь?
    • 1. Когнитивный фактор:
    • 2. Психологический фактор:
    • 3. Эмоциональный фактор:
  • Другие указания по социальной фасилитации:
    • Какие задания показывают улучшение результатов?
    • Какие другие факторы влияют на социальную помощь?
      • 1. Знакомство
      • 2. Пол
      • 3. Предубеждение
      • 4. Возраст
    • Споры о социальной помощи
  • Заключение
  • Ссылки:

Что такое социальная помощь?

Социальная фасилитация — это психологический феномен, при котором производительность человека улучшается в присутствии других. Такой эффект может вызвать спортсмен, публика или даже просто зритель.

Но такое поведение применимо не ко всем сценариям. Показывает ли человек лучшую производительность, зависит от поставленной задачи. Социальная фасилитация работает лучше всего, когда человек выполняет простую или хорошо изученную задачу. Однако для сложной или новой задачи может возникнуть обратный эффект, называемый социальным торможением, что помешает нормальной работе.

Социальная фасилитация тесно связана с социальной леностью и законом Йеркса Додсона.

Два типа социального содействия:

Социальное содействие подразделяется на два основных типа.

1. Эффект совместного действия:

Вектор людей, созданный freepik — www.freepik.com

Эффект совместного действия объясняет, почему вы лучше выполняете задачу, когда другие делают то же самое. Например, в тренажерном зале вы тренируетесь не только для того, чтобы сжечь калории, но и потому, что другие люди вокруг вас тоже тренируются. Вы же не хотите, чтобы другие считали вас ленивым куском глины, не так ли?

Или, иногда вы хотите быть лучше (или, по крайней мере, как можно лучше), чем люди вокруг вас.

Даже если мероприятие не является соревнованием и никто не будет раздавать призы, все равно хочется выйти победителем.

Например, если вы отправляетесь в групповой поход, вам захочется достичь вершины раньше других, даже если вы не встречали их раньше. Стремление к победе заставляет вас делать все возможное. Вы ставите одну ногу вперед. Затем еще один. Ваши легкие требуют воздуха, а бедра жаждут отдыха, тем не менее, вы заставляете себя двигаться дальше.

2. Эффект аудитории:

People vector, созданный pch.vector – www.freepik.com

Ваше выступление может улучшиться, если за вашим выступлением наблюдают зрители.

Этот вариант социального содействия лучше всего объясняется тем, что он имеет в виду художника. Например, некоторые певцы выступают лучше, когда за ними наблюдает большая толпа, по сравнению с их репетицией дома. Спортсмены, руководители компаний, танцоры, актеры, музыканты проявляют себя с лучшей стороны, когда за ними наблюдает группа зрителей.

Но вам не нужно достигать статуса знаменитости, чтобы испытать эффект аудитории. Даже если ваши друзья смотрят, как вы исполняете стендап-комедию в гостиной вашего дома, социальная фасилитация может привести к блестящему выступлению.

Тем не менее, аудитория, какой бы маленькой она ни была, также может вызывать беспокойство, тем самым делая ваш поступок хуже, чем ваши настоящие способности. Например, если ваши друзья никогда не слышали, как вы поете, давление ожиданий может заставить вас колебаться.

Примеры социального содействия

1. Домашние игры в спорте

Вы замечали, что команды лучше играют дома, чем на выезде? Правила остаются прежними, но производительность отличается настолько, что это видно не только невооруженным глазом, но и при статистическом анализе.

Одна из причин, по которой команды имеют домашнее преимущество, заключается в том, что они часто тренируются на стадионе и привыкают к нему. Но, кроме того, аплодисменты тысяч хардкорных болельщиков обеспечивают прилив адреналина, чтобы выиграть один для команды.

2. Групповые тренировки

Если вы приходите в спортзал и больше никого не видите, вы склонны к легкости. Но когда через несколько минут заходят несколько участников, вы повышаете свою интенсивность, даже если тренируетесь самостоятельно.

В последнее время стали популярны групповые тренировки. Для тех, кто о них не слышал, на групповой тренировке группа людей собирается в определенное время и следует за тренером. Каждый человек выполняет одно и то же упражнение в одно и то же время. Зумба — один из таких примеров.

Когда вы выполняете то же действие, что и другие в группе, вы ведете себя так, как будто вы на Олимпийских играх. Вы изо всех сил пытаетесь быть среди лучших, даже если никто не следит за тем, как дела у людей. По крайней мере, вы не хотите показаться худшим из всех.

Поведение в более мягкой форме применимо и к другим формам упражнений. У вас есть мотивация бегать быстрее и дольше или поднимать больший вес, когда у вас есть партнер, чем когда вы тренируетесь в одиночку.

Такое поведение является невысказанным и работает в уме без какой-либо сознательной попытки.

3. Художественное и театральное представление

Музыкальный вектор, созданный pch.vector – www.freepik.com

Некоторые артисты выступают лучше, когда за ними наблюдает множество зрителей. Такая поведенческая тенденция распространяется на любые виды искусства, такие как пение, танцы, мимика, стендап-комедия и другие.

Повышение производительности зависит от уровня знаний. Эйфория фанатов может побудить опытного артиста показать захватывающее шоу, в то время как дополнительное давление может привести к тому, что начинающий артист запутается.

4. Дети едят еду

Вы, должно быть, наблюдали, как родители используют сверхъестественный трюк со своим ребенком, который отказывается есть. Они упоминают: «Смотри, твой брат уже почти поел, а ты даже не на полпути. Посмотрим, кто финиширует быстрее».

Хотя родители не упоминают приз за победу в конкурсе «Кто первым доест», дети влюбляются в него и пытаются съесть, чтобы победить.

Исследования по социальной помощи

Эксперименты Триплетта:

Спортивный вектор создан на сайте macrovector – www.freepik.com

Первые наблюдения за социальным содействием относятся к 1897 году. Норман Триплетт был первым исследователем, который захотел изучить влияние публики на представление.

Поскольку Триплетту нужны были настоящие статистические данные, его первое исследование включало определение времени велосипедиста как во время соревнований, так и на тренировке, чтобы заметить изменения. К его удивлению, число показало, что велосипедисты показали более быстрое время в гонке против конкурента по сравнению с одиночной тренировкой, чтобы побить индивидуальные рекорды. Он выдвинул теорию о том, что соревновательный дух вызывает более высокую мотивацию, которая заставляет спортсмена крутить педали быстрее.

Для дальнейшей проверки теории в 1898 году Триплетт провел аналогичный эксперимент для детей. Участникам нужно было выполнить простое задание, в данном случае — намотать нить. И снова результаты показали, что дети выполняли задачу быстрее, когда другие выполняли ту же задачу.

Триплетт отметил, что само присутствие других делает человека более конкурентоспособным.

Эксперименты Флойда в аэропорту

Хотя исследования в этой области начались еще до 20-го века, Флойд Олпорт ввел термин «социальная помощь» только в 1924 году. Он основывался на экспериментах Триплетта. В исследовании Флойда участники выполняли различные задачи, такие как словесные ассоциации и оценки умножения. Результаты совпали с наблюдениями Триплетта. Участники показали лучшие результаты в присутствии группы, чем в одиночку.

Эта закономерность была хорошо замечена, и исследователи полагали, что улучшение результатов было связано с лучшей психологической реакцией, когда люди видят или слышат, как другие делают то же самое движение.

Эксперименты Хейзел Маркус:

В 1978 году Хейзел Маркус добавила еще одно измерение в исследования социальной помощи. Он хотел проверить, может ли простое присутствие человека повлиять на индивидуальную производительность. Чтобы проверить теорию, он измерил выполнение тривиальной задачи — одевания и раздевания. Эксперименты также включали отслеживание производительности в знакомой и незнакомой одежде.

Вектор дизайна, созданный macrovector — www.freepik.com

Во время первого набора тестов время производительности улучшилось благодаря хорошо известным задачам одевания и раздевания в присутствии человека . Маркус измерил разницу в присутствии пассивного невнимательного человека и внимательного зрителя. Но, время выполнения не имело какой-либо существенной разницы.

Но когда участникам приходилось наряжаться в незнакомую одежду, присутствие другого человека заставляло людей отсчитывать время медленнее, чем по отдельности.

Роберт Зайонц провел аналогичные эксперименты, которые показали, что присутствие других людей приводит к повышению производительности при выполнении простых задач и снижению при выполнении сложных задач.

Зайонц объяснил причину разницы законом Йеркса-Додсона, который гласит, что давление помогает улучшить производительность при выполнении простых или умеренно сложных задач до определенного момента.

Почему происходит социальная помощь?

Социальная фасилитация — это психологическая тенденция, которая проявляется не каждый раз. Кроме того, у каждого человека будут разные причины для проявления такого поведения. Исследования объясняют наше стремление работать лучше в присутствии других по трем основным причинам.

1. Когнитивный фактор:

Когда вы осознаете, что другие смотрят на вас, ваш мозг лучше осознает ваши действия. В результате вы больше внимания уделяете хорошей работе.

Тем не менее, не все получают пользу от такой осведомленности. Некоторые люди становятся более сосредоточенными, в то время как другие отвлекаются. Например, чтение в библиотеке помогает некоторым людям лучше концентрироваться, потому что они считают, что другие делают то же самое. Но некоторые другие не могут сосредоточиться в библиотеке, потому что другие присутствуют и наблюдают за ними. Я сама из таких.

2. Психологический фактор:

То, насколько социальная помощь повышает вашу производительность, также зависит от того, насколько хорошо вы владеете этим навыком. Если вы эксперт с большим опытом, присутствие других поможет вам добиться большего успеха. Но если ваши навыки средние, скорее всего, вы будете хуже, чем обычно, из-за компании. То же самое относится к новым или сложным задачам, с которыми вы не знакомы.

3. Воздействующий фактор:

Вектор людей, созданный историями — www.freepik.com

Присутствие других людей по-разному влияет на разных людей. У некоторых может вызывать беспокойство, а у других мотивация работать лучше.

Например, выход на сцену может так беспокоить вас, что, как бы хорошо вы ни справлялись с задачей, вы всегда будете хуже, потому что боитесь осуждения.

Другие указания по социальной помощи:

Какие задачи показывают улучшение производительности?

Согласно текущим исследованиям, наилучшее улучшение благодаря социальной помощи происходит при хорошо усвоенных навыках. Новые и сложные задачи имеют обратный эффект: ваша производительность ухудшается в присутствии других.

Какие другие факторы влияют на социальную помощь?

1. Знакомство

В 1994 году Джон М. де Кастро опубликовал свое исследование взаимосвязи между социальной поддержкой и потреблением пищи. Поведение восходит к экспериментам, которые другой исследователь по имени Байер проводил на животных в 19 веке.30 с. Байер разрешил курице есть столько пшеницы, сколько она хотела. Вскоре после того, как курица насытилась, была введена другая голодная курица. Как только второй цыпленок начал есть, первый цыпленок, хоть и сытый, снова начал есть. Такое же поведение наблюдалось и у свиней.

Как и цыплята, люди увеличивают потребление пищи в присутствии других. Если вы находитесь в паре с другим человеком, который потребляет большое количество пищи, ваше потребление, вероятно, увеличится. Другие факторы, такие как то, насколько хорошо вы знакомы с человеком, также имеют влияние. Чем больше вы знаете человека, тем комфортнее вам будет есть больше вместе.

2. Пол

В экспериментах по потреблению пищи мужчины и еда также имели небольшую разницу в поведении. Мужчины съедали на 36% больше еды в присутствии других, а женщины — на 40%.

Мужчины и женщины могут по-разному влиять на производительность из-за социальной помощи.

3. Предубеждение

Если вы находитесь в присутствии группы, которая, как вы знаете, имеет более высокие предубеждения, ваше выступление может иметь положительный или отрицательный эффект по сравнению с присутствием неизвестных или менее осуждающих людей.

4. Возраст

Социальная фасилитация больше влияет на молодых людей. Дети более склонны к соперничеству в выполнении заданий, чем взрослые.

Дебаты о социальной фасилитации

Несмотря на то, что тема социальной фасилитации подверглась обширным исследованиям, у нас нет конкретных доказательств, объясняющих причину этого явления. Психологи до сих пор спорят, происходит ли улучшение из-за простого присутствия или потому, что мы знаем, что люди оценят нас. Исследователи также не уверены, заложено ли социальное содействие в наших генах или это приобретенное поведение благодаря обществу.

Заключение

Социальная фасилитация — это хорошо изученная концепция, которая связана с несколькими другими психологическими темами и когнитивными искажениями.

Ключевой вывод из этой темы заключается в том, что присутствие других людей может оказать положительное или отрицательное влияние на вашу работу в зависимости от обстоятельств. Такая осведомленность может помочь вам лучше подготовиться, когда вам придется выполнять задачи в присутствии других.

Каталожные номера:

Маркус. (1978, 01 июля). Влияние простого присутствия на социальную помощь: ненавязчивый тест. Проверено 19 марта., 2021 г., с https://deepblue.lib.umich.edu/handle/2027.42/22584

Мартенс Р. и Ландерс Д. (2004 г. , 27 августа). Потенциал оценки как детерминанта эффектов совместного действия. Получено 19 марта 2021 г. с https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0022103172

8

Гамильтон, А., и Линд, Ф. (2016). Эффекты аудитории: что они могут рассказать нам о социальной неврологии, теории сознания и аутизме? Получено 19 марта 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC509.5155/#:~:text=%20аудитория%20эффект%20возникает%20когда%20а%20%20поведение%20участника%20изменяется%20потому что,70%2C%20с%20меньше%20интерес%20с тех пор.

Маклеод, С. (без даты). Социальная фасилитация. Получено 19 марта 2021 г. с https://www.simplypsychology.org/Social-Facilitation.html

Моя цель — помочь миллиону людей осуществить свои мечты. Поделитесь статьей и помогите мне с этой миссией.


Вам не нужна награда, чтобы вступить в Продуктивный Клуб, не так ли?

Просто и понятно. Вы нашли то, что только что прочитали, полезным? Отлично, тогда получите больше таких советов, которые поднимут вашу производительность ввысь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *