Понятие «социальная идентичность» и его связь с межгрупповыми отношениями
При исследовании межгрупповых отношений очень сложно обойтись без понятий «идентификация» и «социальная идентичность». Они тесно связаны между собой, но, если рассматривать их с точки зрения научной терминологии, есть существенные различия. Общий смысл понятия «идентификация» — уподобление чему-то. Существует несколько типов идентификации, они выделяются в психологии, социологии и других науках. Выделяют тождественную идентификацию, когда на основании совпадения главных признаков предмета его отождествляют, идентифицируют с другим предметом. Личная идентификация или самоидентификация – формирование отношения личности к себе.
З.Фрейд, основатель психоанализа, впервые вводит этот термин и рассматривает идентификацию как процесс подражания, но бессознательный, являющийся самозащитой личности и регулятором нравственной стороны психики человека. Нравственное поведение формируется через опыт, через присвоение поведенческих образцов и схем.
Несколько другое значение получает понятие «идентичность» в социальной психологии. Это важнейшее условие социальной адаптации, именно идентификация обеспечивает принятие социальных ролей, существующих в обществе, осознание принадлежности к какой-то социальной группе: по возрасту, этническим и расовым признакам, профессии, религиозным и политическим убеждениям.
В нашей стране сегодня идентификация скорее представляется явлением, которое мы можем наблюдать, оставаясь сторонним наблюдателем, констатируя, что есть процесс и результат. В целом, идентичность – состояние внутреннего мира человека, отнесение себя к определенным соц. группам, то есть отождествление себя с другими.
Теория социальной идентичности
Английский психолог Генри Тэджфел, внесший большой вклад в теорию социальной психологии, разработал данную теорию. На протяжении многих лет исследователь изучал межгрупповые отношения. Если опираться на теорию Я-концепции, личность можно представить в виде системы, регулирующейся на фоне социального поведения. Система включает в себя две подсистемы:
- личностную идентичность;
- групповую идентичность.
Первая отвечает за самоопределение личности, объединяя индивидуальные, физические, интеллектуальные, моральные, нравственные свойства человека. Вторая отвечает за идентичность профессиональную, возрастную, религиозную и др. Человек переходит от личностной к групповой идентичности по мере перехода от межличностных форм общения к межгрупповым.
Теджфел рассматривает четыре процесса, тесно связанных между собой: социальные категоризация, идентификация, сравнение и межгрупповая дискриминация. Эти процессы являются фундаментом любой идентичности: личностной, групповой. Для того, чтобы оценить себя, человеку необходимо выбрать форму взаимоотношений. Это может быть межличностное общение и межгрупповое общение, в зависимости от того, какой путь выбран человеком. Всю свою жизнь человек опирается либо на социальную, либо на личностною идентичность. Они могут иметь противоречия в личностной структуре.
В 1982 году Г. Теджфел издает книгу «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». В основе книги лежит теория социальной идентичности. Ученый предлагает модель для описания социально-психологических понятий и явлений. К ним относятся межгрупповые конфликты, межэтнические стереотипы, языковая дифференциация, социальная справедливость, ксенофобия. Исследования Г. Теджфела стали известны и популярны в научных кругах. Ученые, исследующие область социальной психологии, до сегодняшнего времени дискутируют о соотношении личностной и социальной идентичности.
Личностная идентичность
Традиционно под социальной идентичностью личности понимают совокупность индивидуальных свойств, которые выделяют одного человека и отличают его от других. Часто личностная идентичность рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к социальной группе. При этом у него появляются, свойственные этой группе, качества. В итоге не до конца понятно, что есть личностная идентичность в каждом конкретном случае.
Сегодня термин «идентичность» широко применяется в гуманитарных науках. С точки зрения методологии идентичность – предмет исследования, идентификация – объяснительный принцип. Но существуют и другие толкования этих терминов.
Личность одновременно может принадлежать к нескольким социальным группам, это существенно влияет на изучение социальной идентификации как явления. Идентичность не является изначальным свойством, она формируется и выражает некое отношение человека к себе в условиях многообразия окружающего мира. Есть точка зрения, что идентичность присуща только отдельным людям, группа не может обладать идентичностью, если только метафорически.
В 1980-х годах термин «идентичность» стал использоваться, когда речь заходила о субъектах международных отношений. Здесь имеется ввиду конкурирующая идентичность, например, христианская, исламская. Такого рода идентичности не являются устойчивыми, их нельзя использовать для исследований эмпирического характера. Поэтому предметом изучения становятся индивиды, а групповая идентичность остается абстрактным понятием, которое применяется в широком философском смысле.
Типы социальной идентичности
Различают несколько типов социальной идентичности: профессиональную, этническую, гендерную, религиозную, политическую и много других. Идентичность – это не постоянное явление, она может изменяться в зависимости от ситуации и времени: смена деятельности человека, места проживания, образования, возраста.
Этническая идентичность
В обществе изменилось отношение к национальной общности, к которой принадлежит человек, происходит угасание или, наоборот, яркое проявление этнической идентичности. Идентичность по этническому признаку чаще всего формируется не в результате наличия некоего национального качества, а в процессе индивидуального самоопределения. Так фамилия человека, имеющая ярко выраженный этнический признак, вовсе не определяет его идентичность. Для самоопределения человека по национальному признаку этого недостаточно, хотя, если в обществе имеются явные этнические противоречия, даже фамилия может иметь значение.
Гендерная идентичность
Данный тип социальной идентичности формируется в раннем детстве, по мере того, как происходит физиологическое развитие человека. Наиболее устойчивый тип, но может изменяться в силу определенных биологических причин и социальных факторов. Примером могут служить люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сексуальная идентичность – явление очень сложное, требующее пересмотра ценностей, смыслов. Этим объясняется противостояние в сегодняшнем обществе, а также борьба за установление норм и правил адекватной гендерной идентичности. Эта проблема существует за рамками социальной психологии и требует подробного анализа с учетом компетенций юристов, психиатров, биологов, культурологов и др.
По результатам многочисленных исследований именно гендерная, возрастная, этническая идентичности являются центральными звеньями социальной идентичности личности в целом. Проблемы в этих звеньях могут приводить к тяжелым последствиям для полноценного развития и существования личности: разрушать психику, разум, здоровье.
Профессиональная идентичность
Процесс профессионального самоопределения не включает только выбор профессии в юном возрасте. Нередко человек решает задачу профессионального самоопределения на протяжении всей жизни. Зависит это не только от самого человека, но и от массы других причин: экономических кризисов, перемены места жительства, невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и т.д.
Профессиональная идентичность зависит во многом от внешних причин еще и потому, что развивается экономика, появляются новые производства, меняются условия труда и содержание профессиональной деятельности. В этой сфере важны и полезны такие прикладные психологические направления, как профориентация и профконсультирование. Психолог, занимающийся этими вопросами, должен оказать помощь человеку в его профессиональном самоопределении.
Идентичность характеризует личность в динамике развития на протяжении всей жизни, показывает непрерывность самовоспитания. Идентичность дает возможность человеку эффективно адаптироваться к условиям среды и видеть свою жизнь с точки зрения непрерывности, органично включая в нее прошлое, настоящее и будущее.
Замечание 1Межгрупповые отношения рассматриваются социальными психологами на основе социальной идентичности. Тогда становятся понятны такие феноменальные явления, такие как этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность.
Если в структуре Я-концепции членов группы лидирующую позицию занимает социальная идентичность, возникают такие межгрупповые феномены. В малых и больших группах протекают процессы, не объяснимые с точки зрения межличностного взаимодействия. Необходимо учитывать явление социальной идентичности. Только тогда эти процессы получают теоретическое логичное объяснение. Социальная идентичность объясняет суть социальных стереотипов – важнейшего компонента межгруппового взаимодействия.
Социальные стереотипы
Термин «стереотип» появился в начале 1920-х гг. в работе американского писателя Уолтера Липпмана. По его мнению, стереотип – это устойчивый, но неадекватный образ человека из другой группы, сконструированный в обществе. Это способ восприятия явлений, приводящий к упрощению действительности, порождающий предрассудки, он избирателен и неточен.
Определение 1Социальный стереотип – устойчивый, эмоционально окрашенный образ объекта, явления или процесса отдельной социальной группы.
Стереотип легко перенести на всех членов группы. Это групповое представление о поведении членов других социальных групп.
Г.Теджфел указывал на важную роль стереотипизации при формировании социальной идентичности. В межгрупповых отношениях стереотипы выполняют объяснительную и оправдательную функции, функцию социальной дифференциации.
Определение 2Стереотип – образ социальной группы, который создается в массовом сознании людей.
Так как социальные группы отличаются друг от друга по разным показателям, изучать особенности социальной идентичности личности следует в контексте тех групп, к которым она относится.
Группы с высоким статусом повышают социальную идентичность людей, низкостатусные группы делают социальную идентичность неустойчивой. Чувство принадлежности к знатному роду делают идентичность сильнее. Многочисленный народ, живущий в большой стране, имеет высокую идентичность, малочисленные народы имеют сниженную идентичность. Хотя в России встречаются парадоксальные явления. Например, человек причастен к кавказской малочисленной группе, но это в разы повышает его идентичность. Возможно сильная идентичность возникает потому, что человек желает противостоять многочисленной нации, явно демонстрировать свою независимость и национальную гордость. Нужно отметить, что на эти чувства никто не посягает, в России проживают представители более 180 национальностей.
Идентификация человека с определенной социальной группой ни что иное, как осознание человеком своего статуса в системе межгрупповых отношений. В ее основе лежит потребность индивида в принадлежности к какой-то группе для самореализации. Человек определяет свое место в обществе посредством принадлежности к социальной группе, часто, сталкиваясь с проблемами. В социальной психологии такие ситуации называются кризисами социальной идентичности.
Г.Теджфел вводит в социальную психологию еще одно важное понятие – ингрупповой фаворитизм.
Определение 3Это тенденция оценки людей ниже членов своей группы, предоставление выгодных условий для участников своей группы.
Данное понятие позволило теоретически обосновать такой феномен, как ингрупповые и аутгрупповые стереотипы.
Ингрупповой фаворитизм заключается в предоставлении преимуществ членам своей группы (профессиональной, религиозной, национальной, языковой) в ущерб другой социальной группе. Здесь обязателен факт социальной идентичности. Избежать явления ингруппового фаворитизма можно с помощью расширения пределов идентификации. Должна произойти идентификация с большой группой, но в жизни, из-за многочисленных межкультурных различий, эту задачу выполнить невозможно.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Понятие «социальная идентичность» и его связь с межгрупповыми отношениями
При исследовании межгрупповых отношений очень сложно обойтись без понятий «идентификация» и «социальная идентичность». Они тесно связаны между собой, но, если рассматривать их с точки зрения научной терминологии, есть существенные различия. Общий смысл понятия «идентификация» — уподобление чему-то. Существует несколько типов идентификации, они выделяются в психологии, социологии и других науках. Выделяют тождественную идентификацию, когда на основании совпадения главных признаков предмета его отождествляют, идентифицируют с другим предметом. Личная идентификация или самоидентификация – формирование отношения личности к себе.
З.Фрейд, основатель психоанализа, впервые вводит этот термин и рассматривает идентификацию как процесс подражания, но бессознательный, являющийся самозащитой личности и регулятором нравственной стороны психики человека. Нравственное поведение формируется через опыт, через присвоение поведенческих образцов и схем.
Несколько другое значение получает понятие «идентичность» в социальной психологии. Это важнейшее условие социальной адаптации, именно идентификация обеспечивает принятие социальных ролей, существующих в обществе, осознание принадлежности к какой-то социальной группе: по возрасту, этническим и расовым признакам, профессии, религиозным и политическим убеждениям.
В нашей стране сегодня идентификация скорее представляется явлением, которое мы можем наблюдать, оставаясь сторонним наблюдателем, констатируя, что есть процесс и результат. В целом, идентичность – состояние внутреннего мира человека, отнесение себя к определенным соц. группам, то есть отождествление себя с другими.
Теория социальной идентичности
Английский психолог Генри Тэджфел, внесший большой вклад в теорию социальной психологии, разработал данную теорию. На протяжении многих лет исследователь изучал межгрупповые отношения. Если опираться на теорию Я-концепции, личность можно представить в виде системы, регулирующейся на фоне социального поведения. Система включает в себя две подсистемы:
- личностную идентичность;
- групповую идентичность.
Первая отвечает за самоопределение личности, объединяя индивидуальные, физические, интеллектуальные, моральные, нравственные свойства человека. Вторая отвечает за идентичность профессиональную, возрастную, религиозную и др.
Человек переходит от личностной к групповой идентичности по мере перехода от межличностных форм общения к межгрупповым.Теджфел рассматривает четыре процесса, тесно связанных между собой: социальные категоризация, идентификация, сравнение и межгрупповая дискриминация. Эти процессы являются фундаментом любой идентичности: личностной, групповой. Для того, чтобы оценить себя, человеку необходимо выбрать форму взаимоотношений. Это может быть межличностное общение и межгрупповое общение, в зависимости от того, какой путь выбран человеком. Всю свою жизнь человек опирается либо на социальную, либо на личностною идентичность. Они могут иметь противоречия в личностной структуре.
В 1982 году Г. Теджфел издает книгу «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». В основе книги лежит теория социальной идентичности. Ученый предлагает модель для описания социально-психологических понятий и явлений. К ним относятся межгрупповые конфликты, межэтнические стереотипы, языковая дифференциация, социальная справедливость, ксенофобия.
Личностная идентичность
Традиционно под социальной идентичностью личности понимают совокупность индивидуальных свойств, которые выделяют одного человека и отличают его от других. Часто личностная идентичность рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к социальной группе. При этом у него появляются, свойственные этой группе, качества. В итоге не до конца понятно, что есть личностная идентичность в каждом конкретном случае.
Сегодня термин «идентичность» широко применяется в гуманитарных науках. С точки зрения методологии идентичность – предмет исследования, идентификация – объяснительный принцип. Но существуют и другие толкования этих терминов.
Личность одновременно может принадлежать к нескольким социальным группам, это существенно влияет на изучение социальной идентификации как явления. Идентичность не является изначальным свойством, она формируется и выражает некое отношение человека к себе в условиях многообразия окружающего мира. Есть точка зрения, что идентичность присуща только отдельным людям, группа не может обладать идентичностью, если только метафорически.
В 1980-х годах термин «идентичность» стал использоваться, когда речь заходила о субъектах международных отношений. Здесь имеется ввиду конкурирующая идентичность, например, христианская, исламская. Такого рода идентичности не являются устойчивыми, их нельзя использовать для исследований эмпирического характера. Поэтому предметом изучения становятся индивиды, а групповая идентичность остается абстрактным понятием, которое применяется в широком философском смысле.
Типы социальной идентичности
Различают несколько типов социальной идентичности: профессиональную, этническую, гендерную, религиозную, политическую и много других. Идентичность – это не постоянное явление, она может изменяться в зависимости от ситуации и времени: смена деятельности человека, места проживания, образования, возраста.
Этническая идентичность
В обществе изменилось отношение к национальной общности, к которой принадлежит человек, происходит угасание или, наоборот, яркое проявление этнической идентичности. Идентичность по этническому признаку чаще всего формируется не в результате наличия некоего национального качества, а в процессе индивидуального самоопределения. Так фамилия человека, имеющая ярко выраженный этнический признак, вовсе не определяет его идентичность. Для самоопределения человека по национальному признаку этого недостаточно, хотя, если в обществе имеются явные этнические противоречия, даже фамилия может иметь значение.
Гендерная идентичность
Данный тип социальной идентичности формируется в раннем детстве, по мере того, как происходит физиологическое развитие человека. Наиболее устойчивый тип, но может изменяться в силу определенных биологических причин и социальных факторов. Примером могут служить люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сексуальная идентичность – явление очень сложное, требующее пересмотра ценностей, смыслов. Этим объясняется противостояние в сегодняшнем обществе, а также борьба за установление норм и правил адекватной гендерной идентичности. Эта проблема существует за рамками социальной психологии и требует подробного анализа с учетом компетенций юристов, психиатров, биологов, культурологов и др.
По результатам многочисленных исследований именно гендерная, возрастная, этническая идентичности являются центральными звеньями социальной идентичности личности в целом. Проблемы в этих звеньях могут приводить к тяжелым последствиям для полноценного развития и существования личности: разрушать психику, разум, здоровье.
Профессиональная идентичность
Процесс профессионального самоопределения не включает только выбор профессии в юном возрасте. Нередко человек решает задачу профессионального самоопределения на протяжении всей жизни. Зависит это не только от самого человека, но и от массы других причин: экономических кризисов, перемены места жительства, невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и т. д.
Профессиональная идентичность зависит во многом от внешних причин еще и потому, что развивается экономика, появляются новые производства, меняются условия труда и содержание профессиональной деятельности. В этой сфере важны и полезны такие прикладные психологические направления, как профориентация и профконсультирование. Психолог, занимающийся этими вопросами, должен оказать помощь человеку в его профессиональном самоопределении.
Идентичность характеризует личность в динамике развития на протяжении всей жизни, показывает непрерывность самовоспитания. Идентичность дает возможность человеку эффективно адаптироваться к условиям среды и видеть свою жизнь с точки зрения непрерывности, органично включая в нее прошлое, настоящее и будущее.
Замечание 1Межгрупповые отношения рассматриваются социальными психологами на основе социальной идентичности. Тогда становятся понятны такие феноменальные явления, такие как этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность.
Если в структуре Я-концепции членов группы лидирующую позицию занимает социальная идентичность, возникают такие межгрупповые феномены. В малых и больших группах протекают процессы, не объяснимые с точки зрения межличностного взаимодействия. Необходимо учитывать явление социальной идентичности. Только тогда эти процессы получают теоретическое логичное объяснение. Социальная идентичность объясняет суть социальных стереотипов – важнейшего компонента межгруппового взаимодействия.
Социальные стереотипы
Термин «стереотип» появился в начале 1920-х гг. в работе американского писателя Уолтера Липпмана. По его мнению, стереотип – это устойчивый, но неадекватный образ человека из другой группы, сконструированный в обществе. Это способ восприятия явлений, приводящий к упрощению действительности, порождающий предрассудки, он избирателен и неточен.
Определение 1Социальный стереотип – устойчивый, эмоционально окрашенный образ объекта, явления или процесса отдельной социальной группы.
Стереотип легко перенести на всех членов группы. Это групповое представление о поведении членов других социальных групп.
Г.Теджфел указывал на важную роль стереотипизации при формировании социальной идентичности. В межгрупповых отношениях стереотипы выполняют объяснительную и оправдательную функции, функцию социальной дифференциации.
Определение 2Стереотип – образ социальной группы, который создается в массовом сознании людей.
Так как социальные группы отличаются друг от друга по разным показателям, изучать особенности социальной идентичности личности следует в контексте тех групп, к которым она относится.
Группы с высоким статусом повышают социальную идентичность людей, низкостатусные группы делают социальную идентичность неустойчивой. Чувство принадлежности к знатному роду делают идентичность сильнее. Многочисленный народ, живущий в большой стране, имеет высокую идентичность, малочисленные народы имеют сниженную идентичность. Хотя в России встречаются парадоксальные явления. Например, человек причастен к кавказской малочисленной группе, но это в разы повышает его идентичность. Возможно сильная идентичность возникает потому, что человек желает противостоять многочисленной нации, явно демонстрировать свою независимость и национальную гордость. Нужно отметить, что на эти чувства никто не посягает, в России проживают представители более 180 национальностей.
Идентификация человека с определенной социальной группой ни что иное, как осознание человеком своего статуса в системе межгрупповых отношений. В ее основе лежит потребность индивида в принадлежности к какой-то группе для самореализации. Человек определяет свое место в обществе посредством принадлежности к социальной группе, часто, сталкиваясь с проблемами. В социальной психологии такие ситуации называются кризисами социальной идентичности. Человек стоит перед выбором социальной идентификации, он определяет беден он или богат, молод или стар, образован или невежественен и т.д.
Г.Теджфел вводит в социальную психологию еще одно важное понятие – ингрупповой фаворитизм.
Определение 3Это тенденция оценки людей ниже членов своей группы, предоставление выгодных условий для участников своей группы.
Данное понятие позволило теоретически обосновать такой феномен, как ингрупповые и аутгрупповые стереотипы.
Ингрупповой фаворитизм заключается в предоставлении преимуществ членам своей группы (профессиональной, религиозной, национальной, языковой) в ущерб другой социальной группе. Здесь обязателен факт социальной идентичности. Избежать явления ингруппового фаворитизма можно с помощью расширения пределов идентификации. Должна произойти идентификация с большой группой, но в жизни, из-за многочисленных межкультурных различий, эту задачу выполнить невозможно.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Понимание социальной идентичности, чтобы быть лидером в меняющемся мире
В последние годы глобализация, удаленная работа и акцент на социальной справедливости привели к тому, что рабочая сила стала более разнообразной, чем когда-либо прежде.
Усилия на уровне организации, направленные на обеспечение разнообразия, справедливости и инклюзивности на рабочем месте, важны, но сами по себе недостаточны для создания устойчивых изменений. Лидеры, которые хотят использовать силу разнообразного опыта своих сотрудников и добиться успеха в новой экономике талантов, должны понимать, как сотрудничать через границы. Лидеры должны понимать и учитывать различный жизненный опыт людей, чтобы помочь своим командам полностью реализовать свой потенциал. Это начинается с понимания социальной идентичности.
Что такое социальная идентичность?
Социальная идентичность — это ярлыки, которые люди используют для классификации или идентификации себя и/или других как членов определенных групп. Некоторые общие социальные идентичности включают поколение, этническую принадлежность, расу, религию, пол, сексуальную ориентацию, национальность, (инвалидность) способности, политическую принадлежность, статус отношений, профессию и социально-экономический статус.
Социальная идентичность — это один из аспектов вашей «Я-концепции» — того, как вы видите себя как личность. Наряду с вашей личной идентичностью (например, личными качествами, которые вы используете для описания себя, такими как высокий рост или добросовестность), социальная идентичность влияет на наши ценности, истории, которые мы рассказываем о себе и других, и то, что побуждает нас к действию.
Чтобы понять, как социальная идентичность может повлиять на вашу справедливость, разнообразие и усилия по включению, полезно помнить эти 4 вещи.
Социальная идентичность
динамична .Не существует какого-то конкретного способа приобрести социальную идентичность. Вы можете родиться в группе социальной идентичности (например, родиться в определенном поколении) или приобрести ее в результате определенного выбора (например, стать врачом). В других случаях жизненный опыт может создать новую социальную идентичность (например, несчастный случай или болезнь могут изменить статус ваших способностей). Некоторые социальные идентичности видны, а другие невидимы. Некоторые социальные идентичности вы можете сохранять всю свою жизнь, в то время как другие могут меняться на протяжении всей вашей жизни.
Каждый человек имеет
множественных идентичностей, и комбинации социальных идентичностей имеют значение.Хотя о социальной идентичности часто говорят в терминах одной категории (например, «республиканец или демократ», «черный или белый»), у каждого из нас есть несколько социальных идентичностей, которые уникальным образом сочетаются и влияют на наш жизненный опыт и взаимодействия. Например, опыт быть белым, вероятно, будет другим, если человек также богат, гетеросексуален и цисгендерен по сравнению с бедным, квирным и небинарным человеком.
Социальная идентичность формируется
обществом .Общество и культура определяют, когда и как различия между людьми становятся социальной идентичностью. Например, цвет глаз не считается социальной идентичностью в большинстве современных социальных групп, в отличие от цвета кожи. Поскольку социальная идентичность зависит от норм, то, что считается социальной идентичностью, а что нет, может меняться со временем и в разных культурах.
Социальная идентичность может быть более или менее
заметной , в зависимости от ситуации.Определенные социальные идентичности кажутся более заметными в определенных ситуациях и контекстах. Например, если вы белый американец, живущий в Америке, вы можете не часто задумываться о своей национальной идентичности. Однако, если бы вы заняли позицию эмигранта в Китае, то, что вы американец, может внезапно стать огромной частью вашей идентичности, потому что это, вероятно, повлияет на то, как другие видят вас, а также на то, как вы интерпретируете свой опыт.
Почему социальная идентичность имеет значение?
Социальная идентичность сильна, потому что, будучи людьми, мы разделяем себя и друг друга на группы по линии социальной идентичности. Эта категоризация часто закладывает основу для предубеждений, стереотипов, предубеждений и фаворитизма. Это также часто служит катализатором мотивации и действий (например, мы можем чувствовать себя призванными мобилизоваться, высказываться или организовываться на основе социальной идентичности).
Группы социальной идентичности также часто лежат в основе неравной власти или привилегий. Понимание нюансов социальной идентичности является важным шагом в любой организационной справедливости, разнообразии и инклюзивности. Линза социальной идентичности может помочь вам определить ситуации, когда действия и решения могут быть основаны на бессознательных предубеждениях или когда вы непреднамеренно закрываете различные точки зрения.
Упражнение для лучшего понимания своей социальной идентичности
Чтобы обратить внимание на то, как социальная идентичность влияет на вашу работу и руководство другими, попробуйте выполнить это упражнение.
1. Перечислите как можно больше своих социальных идентичностей. Рассмотрите такие категории, как раса, пол, этническая принадлежность, религия, поколение, социальные/реляционные роли, профессия, национальность, сексуальная ориентация, инвалидность, нейротипический статус и т. д.
2. Поразмышляйте над этими вопросами.
- Какая социальная идентичность наиболее важна для того, как вы видите себя как личность? Почему?
- Какая социальная идентичность больше всего влияет на то, как другие относятся к вам? Почему? Меняется ли ваш ответ в зависимости от контекста (например, на работе, дома, с друзьями)?
- Есть ли аспекты вашей личности, которые вы скрываете на работе? Какое влияние это может оказать на вас и окружающих? Есть ли какие-то аспекты, о которых вы пытаетесь открыто рассказать? Как это влияет на то, как вы перемещаетесь по миру?
- Какие предположения, по вашему мнению, делают о вас другие люди, исходя из вашей социальной идентичности? Какие предположения вы могли сделать о других людях на основании их социальной идентичности?
3. Подумайте, как ваша различная социальная идентичность влияет на ваш:
- доступ к ресурсам и людям, занимающим руководящие должности;
- Способность руководить своей работой и работой других людей;
- Право принимать решения; и
- Способность влиять через положение или отношения.
Как руководить различными группами с учетом социальной идентичности
Не все из этих стратегий подходят для каждой группы или организации, но некоторые из них могут быть вам полезны. Вы также можете создавать свои собственные стратегии, соответствующие вашим конкретным ситуациям.
- Обратите внимание на представительство социальной идентичности в вашей организации. Обратите внимание на то, как социальная идентичность проявляется в вашей рабочей группе и организации. Есть ли в вашей организации разнообразие, но менее разнообразная группа людей, принимающих решения? Есть ли разнообразие среди лиц, принимающих решения, но меньше среди тех, у кого есть кеш? Есть ли разнообразие для одних социальных идентичностей, но нет для других? Как только вы заметите, кого не хватает, подумайте, как вы могли бы увеличить представительство среди социальных идентичностей, о которых вы не слышите.
- Облегчение повседневных контактов между социальными идентичностями. Одна из самых простых и хорошо зарекомендовавших себя стратегий по уменьшению предвзятости и стереотипов — развивать контакты между людьми из разных социальных групп. Подумайте, какие группы социальной идентичности редко взаимодействуют в вашей текущей рабочей структуре и как вы могли бы организовывать возможности для связи (например, проекты, общественные мероприятия, ретриты или мероприятия по созданию команды).
- Используйте свое понимание социальной идентичности для повышения справедливости . Справедливость — это предоставление людям ресурсов, необходимых им для достижения успеха (по сравнению с равенством, которое заключается в предоставлении всем одинаковых ресурсов). Справедливость является важным фактором при рассмотрении разнообразия и включения в организации; без справедливости инициативы по разнообразию и включению могут быть менее эффективными и даже казаться глухими.
Однако ориентироваться в эквити может быть очень сложно. Использование вашего понимания социальной идентичности может помочь вам выявить возможности для повышения справедливости. Например, при создании новой политики изучите, как она может повлиять на людей с различными комбинациями социальной идентичности (например, как она повлияет на цветных людей? матерей-одиночек? чернокожих женщин? людей с ограниченными возможностями? небинарных людей? образования?).
Обратите особое внимание на социальные идентичности, которые могут быть недостаточно представлены или угнетены. Если кажется, что политика может создать дополнительное бремя для определенных групп, подумайте, как вы могли бы ее изменить, и обязательно проконсультируйтесь с людьми, чья социальная идентичность может быть затронута.
Эти и другие подобные соображения имеют большое значение, когда речь идет об инклюзивном руководстве, привлечении, удержании и продвижении разнообразной рабочей силы.
Готовы сделать следующий шаг?
Мы можем сотрудничать с вами для создания индивидуальных решений для лидерства, которые улучшают понимание социальной идентичности и выходят за рамки бессознательных предубеждений в вашей организации за счет изменения мышления, поведения и практики. Узнайте больше о нашей практике и решениях по обеспечению равенства, разнообразия и инклюзивности.
Социальная идентификация | Encyclopedia.com
Гейл
просмотров обновлено 21 мая 2018
БИБЛИОГРАФИЯ
Как люди воспринимают себя и что они воспринимают как себя? Люди смотрят за пределы себя на социальный контекст, потому что взгляды на себя формируются миром, с которым сталкиваются люди. Теории социальной идентификации демонстрируют, как определяется идентичность как представление о себе, содержание себя или знание о том, кто я есть, построенное в терминах правил и порядков, применимых к социальным контекстам.
Символические интеракционисты описали процедуру конструирования Я-концепции, обращая внимание на значимость отношений между индивидуумом и социальной структурой. Джордж Герберт Мид (1984) отличает «я» от «я», чтобы объяснить концепцию социального «я» и то, как «я» конструируется посредством взаимодействия с другими. Чарльз Хортон Кули (Charles Horton Cooley, 1998) представляет концепцию «зазеркалья», отмечая, что «я» формируется посредством взаимодействия с окружающей средой и что представление о себе достигается путем спекуляции воображаемой оценкой других. Для Мида и Кули «я» не является априорным или заранее заданным, поскольку оно развивается только через контакт с другими.
Для Эрвинга Гоффмана конструирование «я» — это серия презентаций или представлений другим: «Сама структура «я» может быть видна с точки зрения того, как мы организуем такие представления» в обществе (Гоффман, 1997, с. 23). Социальное взаимодействие рассматривается как спектакль, находящийся под влиянием культурной среды, в отношении других людей, построенный для получения соответствующих впечатлений. Таким образом, человек развивает идентичность, взаимодействуя с другими, производя желаемые впечатления в соответствии с социальными ожиданиями в конкретном социокультурном контексте.
В Воспроизведение материнства (1999) Нэнси Чодороу проводит психологический анализ построения гендерной идентичности в интимном социальном окружении семьи. Согласно Ходорову, гендерная идентичность является следствием особой формы семьи, в которой женщины несут исключительную ответственность за воспитание детей. Дети строят свою гендерную идентичность, отличаясь от своих основных опекунов, обычно от матерей. Поскольку ранняя социальная среда различается и по-разному воспринимается детьми мужского и женского пола, Ходоров утверждает, что у людей развивается разная гендерная идентичность в зависимости от пола. Ее исследования оказали особое влияние на объяснение того, как патриархальные практики западных культур влияют на процессы индивидуальной идентификации.
Люди понимают и идентифицируют себя по отношению к группам. Социальная идентичность — национальная, этническая, расовая, гендерная, религиозная, профессиональная и т. д. — включает в себя важные аспекты самооценки и вытекает из предполагаемой принадлежности к определенным социальным группам. Первоначально разработанная для понимания психологической основы межгрупповой дискриминации, теория социальной идентичности Анри Тайфеля и Джона К. Тернера описывает процессы, важные для идентификации человека с крупными социальными группами или категориями. Процесс социальной идентификации начинается с «субъективного положения индивида» в сети социальных отношений (Tajfel 19).82, с. 503). Процессы идентификации по-разному переживаются индивидами в зависимости от их положения в иерархически организованных социальных отношениях общества — как членов наций; как члены гендерных групп; как члены расовых/этнических групп; как члены религиозных групп; и в других социальных местах. После категоризации на основе принадлежности к группе люди стремятся достичь положительной самооценки, отделяя свою группу (мы/нас) от сравнительной внешней группы (они/другие). Этот процесс сравнения внутренней и внешней групп отражает общие идеи или атрибуты, применяемые к социальным группам. Другими словами, предубеждение внутри группы ведет к дискриминации по отношению к чужим группам; в то же время, однако, некоторые члены группы идентифицируют себя частично на основе социально закрепленных, но негативных или нежелательных атрибуций.
В своем исследовании развития расовой идентичности подростков из числа меньшинств Беверли Татум утверждает, что цветные подростки с большей вероятностью будут активно участвовать в исследовании своей расовой или этнической идентичности, чем белые подростки, потому что они получают более интенсивные сообщения «расового содержания». из своего окружения, и они воспринимают, как их расовая идентичность представлена другим членам расовой группы (Татум 1997, стр. 54). Напротив, белые в Соединенных Штатах часто преуменьшают значение явного расового содержания, отчасти потому, что они считают его само собой разумеющимся и пользуются привилегиями в различных социальных сферах. Иллюстрируя это, Эдуардо Бонилья-Сильва (2003) исследует различные аспекты белых привилегий и демонстрирует, как белизна конструируется в американском обществе с помощью нарративов.
В самых разных социальных условиях люди борются за установление социальной желательности или легитимности своей идентичности. Люди узнают, как группы, к которым они принадлежат, воспринимаются другими членами группы, и реагируют на это. Принадлежность к определенной группе иногда приводит к возвышению человека, но также может привести к неравному обращению, наказанию или маргинализации. Самобытность часто связана с политическими границами, установленными обществом. Например, политика идентичности постулирует, что различие рассматривается как политическая мотивация к действию. Активисты-лесбиянки и геи борются за свою сексуальную идентичность, чтобы заявить о тех же правах, что и гетеросексуалы, на брак, воспитание детей, владение собственностью и другие социальные практики, часто запрещенные для них.
В последние годы теории социальной идентификации расширили спектр исследований в междисциплинарных областях. Различные социально-научные концепции и точки зрения все чаще включаются в качестве центральных аспектов процессов социальной идентификации, таких как коллективный протест, политическая риторика, разнообразие и убеждения, оправдывающие систему (Hogg and Ridgeway, 2003). Однако теории социальной идентификации подвергались критике за обращение с идентичностями как с категориями индивидуального статуса, такими как расовые/этнические или гендерные категории. Сосредоточив внимание на развитии определенных категорий социального статуса, теоретики идентификации часто игнорируют структурные вопросы, такие как конкретные исторические и культурные предпосылки или политические последствия опыта идентификации в данном обществе. Например, индивидуальное развитие расовой идентичности в Соединенных Штатах тесно связано с историческим и культурным контекстом Соединенных Штатов. На протяжении истории определенные расовые или этнические группы проецировались с определенными образами, культурными представлениями и политическими практиками других расовых или этнических групп. Таким образом, процессы расовой/этнической идентификации означают не только выработку категорий социального статуса на индивидуальном уровне, но и подразумевают структурные властные отношения между расовыми/этническими группами, непосредственно связанные с историческим и культурным контекстом.
В социальных науках в исследованиях используются различные методы — интервью, включенное наблюдение, этнометодология, анализ дискурса, опрос и эксперименты — для изучения процесса социальной идентификации на индивидуальном уровне и того, как этот процесс связан с социальной структурой.
СМ. ТАКЖЕ Чернота; Этническая принадлежность; Гоффман, Эрвинг; Группы; Личность; Мид, Джордж Герберт; Национализм и национальность; Гонка; религия; Социальные движения; Социология; стигма; Белизна
Абрамс, Доминик и Майкл А. Хогг, ред. 1990. Теория социальной идентичности: конструктивные и критические достижения . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Аронсон, Эллиот, Тимоти Д. Уилсон и Робин М. Акерт. 2002. Социальная психология . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Бонилья-Сильва, Эдуардо. 2003. Расизм без расистов: расизм дальтоников и сохранение расового неравенства в США . Нью-Йорк: Издательство Роуман и Литтлфилд.
Браун, Кэтлин М. 1996. Хорошие жены, противные девки и обеспокоенные патриархи: пол, раса и власть в колониальной Вирджинии . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины.
Ходоров, Нэнси. 1999. Воспроизведение материнства: психоанализ и социология пола . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press.
Кули, Чарльз Хортон. 1998. Чарльз Хортон Кули о личности и социальной организации , изд. и с введением Ганса-Иоахима Шуберта. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Гоффман, Эрвинг. 1997. The Goffman Reader , ред. с вводными эссе Чарльза Лемерта и Энн Бранаман. Оксфорд: Издательство Блэквелл.
Хогг, Майкл А. и Сесилия Л. Риджуэй. 2003. Социальная идентичность: социологические и социально-психологические перспективы. Социальная психология Ежеквартально 66: 97–100.
Ховард, Джудит. 2000. Социальная психология идентичностей. Ежегодный обзор социологии 26: 367–393.
Мид, Джордж Герберт.