Понятие «социальная идентичность» и его связь с межгрупповыми отношениями
При исследовании межгрупповых отношений очень сложно обойтись без понятий «идентификация» и «социальная идентичность». Они тесно связаны между собой, но, если рассматривать их с точки зрения научной терминологии, есть существенные различия. Общий смысл понятия «идентификация» — уподобление чему-то. Существует несколько типов идентификации, они выделяются в психологии, социологии и других науках. Выделяют тождественную идентификацию, когда на основании совпадения главных признаков предмета его отождествляют, идентифицируют с другим предметом. Личная идентификация или самоидентификация – формирование отношения личности к себе.
З.Фрейд, основатель психоанализа, впервые вводит этот термин и рассматривает идентификацию как процесс подражания, но бессознательный, являющийся самозащитой личности и регулятором нравственной стороны психики человека. Нравственное поведение формируется через опыт, через присвоение поведенческих образцов и схем.
Несколько другое значение получает понятие «идентичность» в социальной психологии. Это важнейшее условие социальной адаптации, именно идентификация обеспечивает принятие социальных ролей, существующих в обществе, осознание принадлежности к какой-то социальной группе: по возрасту, этническим и расовым признакам, профессии, религиозным и политическим убеждениям.
В нашей стране сегодня идентификация скорее представляется явлением, которое мы можем наблюдать, оставаясь сторонним наблюдателем, констатируя, что есть процесс и результат. В целом, идентичность – состояние внутреннего мира человека, отнесение себя к определенным соц. группам, то есть отождествление себя с другими.
Теория социальной идентичности
Английский психолог Генри Тэджфел, внесший большой вклад в теорию социальной психологии, разработал данную теорию. На протяжении многих лет исследователь изучал межгрупповые отношения. Если опираться на теорию Я-концепции, личность можно представить в виде системы, регулирующейся на фоне социального поведения. Система включает в себя две подсистемы:
- личностную идентичность;
- групповую идентичность.
Первая отвечает за самоопределение личности, объединяя индивидуальные, физические, интеллектуальные, моральные, нравственные свойства человека. Вторая отвечает за идентичность профессиональную, возрастную, религиозную и др. Человек переходит от личностной к групповой идентичности по мере перехода от межличностных форм общения к межгрупповым.
Теджфел рассматривает четыре процесса, тесно связанных между собой: социальные категоризация, идентификация, сравнение и межгрупповая дискриминация. Эти процессы являются фундаментом любой идентичности: личностной, групповой. Для того, чтобы оценить себя, человеку необходимо выбрать форму взаимоотношений. Это может быть межличностное общение и межгрупповое общение, в зависимости от того, какой путь выбран человеком. Всю свою жизнь человек опирается либо на социальную, либо на личностною идентичность. Они могут иметь противоречия в личностной структуре.
В 1982 году Г. Теджфел издает книгу «Социальная идентичность и межгрупповые отношения». В основе книги лежит теория социальной идентичности. Ученый предлагает модель для описания социально-психологических понятий и явлений. К ним относятся межгрупповые конфликты, межэтнические стереотипы, языковая дифференциация, социальная справедливость, ксенофобия. Исследования Г. Теджфела стали известны и популярны в научных кругах. Ученые, исследующие область социальной психологии, до сегодняшнего времени дискутируют о соотношении личностной и социальной идентичности.
Личностная идентичность
Традиционно под социальной идентичностью личности понимают совокупность индивидуальных свойств, которые выделяют одного человека и отличают его от других. Часто личностная идентичность рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к социальной группе. При этом у него появляются, свойственные этой группе, качества. В итоге не до конца понятно, что есть личностная идентичность в каждом конкретном случае.
Сегодня термин «идентичность» широко применяется в гуманитарных науках. С точки зрения методологии идентичность – предмет исследования, идентификация – объяснительный принцип. Но существуют и другие толкования этих терминов.
Личность одновременно может принадлежать к нескольким социальным группам, это существенно влияет на изучение социальной идентификации как явления. Идентичность не является изначальным свойством, она формируется и выражает некое отношение человека к себе в условиях многообразия окружающего мира. Есть точка зрения, что идентичность присуща только отдельным людям, группа не может обладать идентичностью, если только метафорически.
В 1980-х годах термин «идентичность» стал использоваться, когда речь заходила о субъектах международных отношений. Здесь имеется ввиду конкурирующая идентичность, например, христианская, исламская. Такого рода идентичности не являются устойчивыми, их нельзя использовать для исследований эмпирического характера. Поэтому предметом изучения становятся индивиды, а групповая идентичность остается абстрактным понятием, которое применяется в широком философском смысле.
Типы социальной идентичности
Различают несколько типов социальной идентичности: профессиональную, этническую, гендерную, религиозную, политическую и много других. Идентичность – это не постоянное явление, она может изменяться в зависимости от ситуации и времени: смена деятельности человека, места проживания, образования, возраста.
Этническая идентичность
В обществе изменилось отношение к национальной общности, к которой принадлежит человек, происходит угасание или, наоборот, яркое проявление этнической идентичности. Идентичность по этническому признаку чаще всего формируется не в результате наличия некоего национального качества, а в процессе индивидуального самоопределения. Так фамилия человека, имеющая ярко выраженный этнический признак, вовсе не определяет его идентичность. Для самоопределения человека по национальному признаку этого недостаточно, хотя, если в обществе имеются явные этнические противоречия, даже фамилия может иметь значение.
Гендерная идентичность
Данный тип социальной идентичности формируется в раннем детстве, по мере того, как происходит физиологическое развитие человека. Наиболее устойчивый тип, но может изменяться в силу определенных биологических причин и социальных факторов. Примером могут служить люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Сексуальная идентичность – явление очень сложное, требующее пересмотра ценностей, смыслов. Этим объясняется противостояние в сегодняшнем обществе, а также борьба за установление норм и правил адекватной гендерной идентичности. Эта проблема существует за рамками социальной психологии и требует подробного анализа с учетом компетенций юристов, психиатров, биологов, культурологов и др.
По результатам многочисленных исследований именно гендерная, возрастная, этническая идентичности являются центральными звеньями социальной идентичности личности в целом. Проблемы в этих звеньях могут приводить к тяжелым последствиям для полноценного развития и существования личности: разрушать психику, разум, здоровье.
Профессиональная идентичность
Процесс профессионального самоопределения не включает только выбор профессии в юном возрасте. Нередко человек решает задачу профессионального самоопределения на протяжении всей жизни. Зависит это не только от самого человека, но и от массы других причин: экономических кризисов, перемены места жительства, невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья и т.д.
Профессиональная идентичность зависит во многом от внешних причин еще и потому, что развивается экономика, появляются новые производства, меняются условия труда и содержание профессиональной деятельности. В этой сфере важны и полезны такие прикладные психологические направления, как профориентация и профконсультирование. Психолог, занимающийся этими вопросами, должен оказать помощь человеку в его профессиональном самоопределении.
Идентичность характеризует личность в динамике развития на протяжении всей жизни, показывает непрерывность самовоспитания. Идентичность дает возможность человеку эффективно адаптироваться к условиям среды и видеть свою жизнь с точки зрения непрерывности, органично включая в нее прошлое, настоящее и будущее.
Замечание 1Межгрупповые отношения рассматриваются социальными психологами на основе социальной идентичности. Тогда становятся понятны такие феноменальные явления, такие как этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность.
Если в структуре Я-концепции членов группы лидирующую позицию занимает социальная идентичность, возникают такие межгрупповые феномены. В малых и больших группах протекают процессы, не объяснимые с точки зрения межличностного взаимодействия. Необходимо учитывать явление социальной идентичности. Только тогда эти процессы получают теоретическое логичное объяснение. Социальная идентичность объясняет суть социальных стереотипов – важнейшего компонента межгруппового взаимодействия.
Социальные стереотипы
Термин «стереотип» появился в начале 1920-х гг. в работе американского писателя Уолтера Липпмана. По его мнению, стереотип – это устойчивый, но неадекватный образ человека из другой группы, сконструированный в обществе. Это способ восприятия явлений, приводящий к упрощению действительности, порождающий предрассудки, он избирателен и неточен.
Определение 1Социальный стереотип – устойчивый, эмоционально окрашенный образ объекта, явления или процесса отдельной социальной группы.
Стереотип легко перенести на всех членов группы. Это групповое представление о поведении членов других социальных групп.
Г.Теджфел указывал на важную роль стереотипизации при формировании социальной идентичности. В межгрупповых отношениях стереотипы выполняют объяснительную и оправдательную функции, функцию социальной дифференциации.
Определение 2Стереотип – образ социальной группы, который создается в массовом сознании людей.
Так как социальные группы отличаются друг от друга по разным показателям, изучать особенности социальной идентичности личности следует в контексте тех групп, к которым она относится.
Группы с высоким статусом повышают социальную идентичность людей, низкостатусные группы делают социальную идентичность неустойчивой. Чувство принадлежности к знатному роду делают идентичность сильнее. Многочисленный народ, живущий в большой стране, имеет высокую идентичность, малочисленные народы имеют сниженную идентичность. Хотя в России встречаются парадоксальные явления. Например, человек причастен к кавказской малочисленной группе, но это в разы повышает его идентичность. Возможно сильная идентичность возникает потому, что человек желает противостоять многочисленной нации, явно демонстрировать свою независимость и национальную гордость. Нужно отметить, что на эти чувства никто не посягает, в России проживают представители более 180 национальностей.
Идентификация человека с определенной социальной группой ни что иное, как осознание человеком своего статуса в системе межгрупповых отношений. В ее основе лежит потребность индивида в принадлежности к какой-то группе для самореализации. Человек определяет свое место в обществе посредством принадлежности к социальной группе, часто, сталкиваясь с проблемами. В социальной психологии такие ситуации называются кризисами социальной идентичности.
Г.Теджфел вводит в социальную психологию еще одно важное понятие – ингрупповой фаворитизм.
Определение 3Это тенденция оценки людей ниже членов своей группы, предоставление выгодных условий для участников своей группы.
Данное понятие позволило теоретически обосновать такой феномен, как ингрупповые и аутгрупповые стереотипы.
Ингрупповой фаворитизм заключается в предоставлении преимуществ членам своей группы (профессиональной, религиозной, национальной, языковой) в ущерб другой социальной группе. Здесь обязателен факт социальной идентичности. Избежать явления ингруппового фаворитизма можно с помощью расширения пределов идентификации. Должна произойти идентификация с большой группой, но в жизни, из-за многочисленных межкультурных различий, эту задачу выполнить невозможно.
Сложность социальной идентичности: концепция С.
Роккас и М.Брюера — Социальная психология и общество — 2012. Том 3. № 3Аннотация
В статье изложено описание модели сложности социальной идентичности личности, предложенной С.Роккас и М.Брюером. Сложная социальная идентичность рассматривается как осознанная принадлежность личности к разным группам при условии одновременной дифференциации (понимания различий) и интеграции их ценностей. Приведено описание четырех типов мультиидентичности, из которых только последний подразумевает действительную сложность: пересечение, преобладание, дробление и слияние. Подробно рассмотрены «факторы влияния» сложности социальной идентичности. Отмечено, что на уровень сложности могут влиять социальный опыт, ценности (в том числе и культурные), индивидуальные различия в предпочтении более сложной информации, ситуационные факторы.
Рубрика издания: Теоретические исследования
Для цитаты: Хухлаев О. Е., Хайт М.А. Сложность социальной идентичности: концепция С.Роккас и М.Брюера // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 3. С. 16–26.
Литература
- Агеев В.С. Межгрупповое восприятие. М., 1990.
- Агеев В.С., Солодникова И.В. Эффект внутри группового фаворитизма в лабораторных и естественных условиях // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1984. № 4.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.
- Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М., 2009.
- Гулевич О.А., Онучин А.Н. Изучение эффектов межгруппового восприятия // Вопросы психологии. 2002. № 3.
- Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М., 2008.
- Ефремова М.В. Взамосвязь гражданской и религиозной идентичности с моделями экономического поведения россиян // Ценности культуры и модели экономического поведения / Под. ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М., 2011.
- Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М.,2009.
- Микляева А.В., Румянцева П.В.
- Федорова Е.В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложностиличности //Дисс. … канд. психол. наук. Ярославль. 2004.
- Austin A. The Effects of Social Identity Complexity and Ingroup Salience on Group Based Guilt and Intended Reparations // A Senior Honors Thesis, The Ohio State University. 2010.
- Chao G.T., Moon H. The Cultural Mosaic: A Metatheory for Understanding the Complexity of Culture // Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90. № 6.
- Ferguson A. Intersections of Identity: Navigating the Complexities // URL: http://www.forumonpublicpolicy.com/archive07/ferguson.pdf (дата обращения 28.07.2012)
- Roccas S., Brewer M.B. Social Identity Complexity // Personality & Social Psychology Review. 2002. Vol. 6. № 2.
- Schmid K., Hewstone M., Tausch N., Cairns E., Hughes J. Antecedents and Consequences of Social Identity Complexity: Intergroup Contact, Distinctiveness Threat and Outgroup Attitudes // Personality and Social Psychology Bulletin. 2009. Vol. 35. №8.
- Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge and Paris. 1982.
- Tajfel H., Terner J. The social identity theory of intergroup behaviour // Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986.
- Tetlock P.E. Accountability and complexity of thought. Journal of Personality and Social Psychology.1983. Vol. 45. № 1.
- Thatcher S.M.B., Greer L.L. Does it Really Matter if You Recognize Who I Am? The Implications of Identity Comprehension for Individuals in Work Teams // Journal of Management. 2008. Vol. 34. № 1.
Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-4620-9534, e-mail: [email protected]
Хайт Мария Александровна, аспирантка кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Личная и социальная идентичность: кто вы глазами других
Давайте поговорим об идентичности — части нас самих, которые говорят нам, кто мы и что нам нравится, и части нас самих, которые другие используют, чтобы решить, кем они нас считают и какие мы на самом деле. Есть в основном два типа идентичностей, которыми мы обладаем: личная идентичность и наша социальная идентичность.
Личные данные
Давайте сначала сосредоточимся на личных качествах. Выделите несколько минут и подумайте о том, кто вы и о своих личных качествах. Личная идентичность — это то, как вы считаете себя «отличным» от окружающих. Хобби, образование, интересы, черты характера и так далее. Любимые блюда, роли, которые вы играете — «Я старший в семье». Это то, что отличает вас от других людей.
Возможно, нам может не нравиться какое-то качество одного из наших друзей, но это не мешает нам наслаждаться их обществом и ценить дружбу. Например, если кому-то не нравится фортепианная музыка, а вы пианист, они могут никогда не слушать, как вы играете, но они могут смотреть дальше этой одной черты, чтобы ценить вас как целостную личность.
Социальная идентичность
Социальная идентичность — это личность, которую вы разделяете с похожими членами группы. Они говорят о том, чем вы похожи на других — они обозначают сходство, а не различие. Однако наша социальная идентичность — это категории, которые создают такие сущности, как «свои» и «чужие» группы, группы «мы» и «они».
К ним относятся такие категории, как социальный класс, раса, гендерная идентичность, политические взгляды и, конечно же, религия и сексуальная ориентация. Попадание в определенную категорию не только дает вам чувство «принадлежности» и «сообщества», но также создает возможность того, что вас будут рассматривать как «одного из них», что может привести к чувству внутренней стигматизации или стыда за открыто претендовать на принадлежность к той или иной группе.
Социальные идентичности могут давать или отнимать власть и привилегии
В то время как личная идентичность — это то, как мы видим нашу собственную уникальную индивидуальность, наша социальная идентичность строится внутри, но также и внешне — одновременно. Социальная идентичность имеет три важные характеристики, описывающие ее роль в восприятии других:
- Социальная идентичность предназначена для того, чтобы вознаграждать власть и ее преимущества или ставить других в невыгодное положение из-за отсутствия доступа к власти.
- Эти групповые идентичности часто используются для оправдания различий в результатах, способностях или усилиях, предпринятых для достижения определенных целей.
- После причисления к определенной группе социальную идентичность почти невозможно изменить из-за сложности, стоимости или опасности, связанных с трансформацией восприятия себя и других.
Социальная идентичность «Большой восьмерки»: где решаются исходы
Какова ваша социальная идентичность? Выделите несколько минут и подумайте о том, кто вы и к каким группам, по вашему мнению, принадлежите. Социальная идентичность заключается в том, как вы считаете себя «похожим» на тех, с кем себя идентифицируете: «отцы», «французские канадцы», «поколение Z», «республиканцы», «северяне» и т. д. Если кому-то не нравятся южане , и вы из Северной Каролины, вы им не понравитесь из-за того, что вы представляете.
Существует группа социальных идентичностей, которые считаются «Большой восьмеркой». К ним относятся возраст, раса, пол, способности, религия, класс, иммиграционный статус и сексуальная ориентация. Каждая из них представляет собой метрику ценности, которая присуждается тем, кто представляет большинство групп в пространстве. Притеснению подвергаются те, кто представляет маргинализованную группу, например, женщины, нехристиане, пожилые или молодые люди.
Размышляя о своей социальной идентичности, какая из этих идентичностей наиболее важна для вас? Ваша раса? Ваша сексуальная ориентация? Ваша религия или вера?
А теперь подумайте, что эта личность значит для вас — что она говорит о вас другим? Часто именно те, о которых вы не думаете, представляют привилегии, которыми вы обладаете. Кроме того, социальные идентичности, которые имеют значительный вес, часто представляют идентичности, которые имеют меньше привилегий или несут с собой чувство угнетения.
Все мы равны, но…
Некоторые идентичности несут иную «привилегированность» или «угнетение», чем другие. Какие личности в вашем районе, сообществе, социальных группах, на рабочих местах имеют привилегии? Какую идентичность мы могли бы медленнее признать с другими, чтобы избежать риска потери некоторого количества привилегий? Мы опасаемся, что это те идентичности и союзы, которые другие могут «увидеть» и судить о том, кто мы такие как личности, на основе принадлежности к группе. Быть натуралом, белым и католиком, когда все ваши друзья натуралы, белые и католики, вероятно, не та социальная идентичность, о которой вы много думаете — она дает привилегии, которых может не быть у латиноамериканца, трансгендера и буддиста. Если вы единственный еврей в комнате, вы можете быть гораздо лучше осведомлены о своих религиозных убеждениях, чем о своей расе, образовании или поле.
Очень важно, чтобы мы заглянули внутрь себя и увидели, против какой социальной идентичности мы можем быть неявно предубеждены. Кто те люди, которым мы доверяем или уважаем меньше, чем другим? Хорошо подумайте о скрытых предубеждениях, которых вы можете придерживаться, и об ущербе, который вы можете причинить другим, основываясь на собственном ограниченном опыте и взглядах. Затем проведите внутреннюю работу по борьбе с этим часто автоматическим мышлением, которое ограничивает вашу способность расти как личность и быть частью расширяющегося множества сетей отношений, которые привнесут глубину и разнообразие в ваш мир.
В чем разница между личной и социальной идентичностью
13 сентября 2022 г.
от Hasa
Чтение через 4 мин.
Основное различие между личной и социальной идентичностью заключается в том, что личная идентичность связана с тем, как вы видите себя отличным от других, тогда как социальная идентичность связана с тем, как вы идентифицируете себя по отношению к другим в соответствии с тем, что у вас есть общего с другими.
Другими словами, личная идентичность фокусируется на различиях, которые вы разделяете с другими, и на том, что делает вас уникальным, тогда как социальная идентичность фокусируется на сходстве, которое вы разделяете с другими, и на том, что делает вас частью социальной группы.
Ключевые области, охватываемые
1. Что является личной идентичностью
— Определение,
2. Что является социальной идентичностью
— Определение,
3. Различи – Сравнение ключевых различий
Ключевые термины
Личная идентичность, социальная идентичность
Личная идентичность в основном заключается в том, как вы видите себя отличным от других. Это включает в себя то, что определяет вас как личность, что делает вас личностью, которой вы являетесь, и что отличает вас от других. Личная идентичность может включать выбор, который вы делаете в жизни, например, свою карьеру, хобби и интересы, а также аспекты вашей жизни, которые вы не можете контролировать, такие как цвет вашей кожи или место, где вы выросли. Такие факторы, как происхождение вашей семьи, роли, которые вы играете в жизни (старшая сестра, классный руководитель, девочка-скаут и т. д.), личностные качества и образование, также играют важную роль в формировании вашей личности.
Кроме того, вы внешне демонстрируете части своей личности тем, как ведете себя с людьми и во что одеты. Но вы также держите некоторые части своей личности при себе. Также важно знать, что личная идентичность может развиваться со временем и может развиваться в зависимости от направления вашей жизни. Например, в 25 лет вы можете считать себя представителем низшего среднего класса и принадлежать к определенной вере, но в 40 лет вы можете изменить свою веру и принадлежать к высшему среднему классу.
Социальная идентичность — это то, как вы идентифицируете себя по отношению к другим в соответствии с тем, что у вас есть общего с другими. Другими словами, это личность, которую вы разделяете с похожими членами группы. Например, вы можете идентифицировать себя в соответствии со своей религией (например, ислам, индуист, католик), откуда вы (например, азиат, житель Нью-Йорка, китаец), своей политической принадлежностью (например, демократ, республиканец, защитник окружающей среды), и т. д. Некоторые другие категории социальной идентичности включают расу, социальный класс, сексуальную ориентацию, гендерную идентичность, возраст, гражданство и инвалидность.
У человека может быть несколько социальных идентичностей, например азиатская гомосексуальная женщина или индус из Нью-Йорка. Социальные идентичности — это то, что люди создают вместе как общество. Принадлежность к определенной категории социальной идентичности обычно дает людям чувство принадлежности и общности. Это также заставляет их чувствовать, что они являются одним из группы.
Определение
Личная идентичность включает в себя то, как вы видите себя отличным от других, в то время как социальная идентичность включает в себя то, как вы идентифицируете себя по отношению к другим в соответствии с тем, что у вас есть общего с другими.
Сходства и различия
Личная идентичность фокусируется на различиях между людьми, тогда как социальная идентичность фокусируется на общих чертах людей.
Природа
В то время как личная идентичность дает вам чувство собственного достоинства, основанное на ваших уникальных чертах и истории, социальная идентичность дает ощущение принадлежности к группе людей.
Состав
Личная идентичность может включать выбор, который вы делаете в жизни, такой как ваша карьера, хобби и интересы, а также аспекты вашей жизни, которые вы не можете контролировать, такие как цвет вашей кожи или место, где вы выросли. Социальная идентичность, с другой стороны, состоит из таких элементов, как религия, раса, социальный класс, сексуальная ориентация, гендерная идентичность, возраст, гражданство и инвалидность.
Заключение
Личная идентичность в основном заключается в том, как вы видите себя отличным от других. Напротив, социальная идентичность — это то, как вы идентифицируете себя по отношению к другим в соответствии с тем, что у вас есть общего с другими. Следовательно, личная идентичность фокусируется на различиях между людьми, тогда как социальная идентичность фокусируется на общих чертах людей.