Социальная роль и качества личности: Личность и социальные роли

Личность и социальные роли


Одним из существенных признаков личности выступает положение индивида в системе общественных отношений. Нет личности самой по себе, как изолированного от общества конкретного индивида (равно как и нет личности вне конкретного телесного индивида). Попробуйте любого субъекта представить вне объекта, т.е. живущим и действующим независимо от окружающего его мира. Ничего не получится. Человек становится субъектом именно тогда, когда он является выразителем объективного, социальной действительности.

Психологам нравятся аналогии из мира театра. Это неудивительно: театр — модель жизни, где психологические ситуации заострены и освобождены от второстепенных деталей. Каждый спектакль — это своеобразный психологический эксперимент. И если для ребенка игра — это школа возможности быть личностью, то для взрослого театральная игра — это школа возможности быть другой личностью. Люди театра не остаются в долгу. Для них сама действительность — порой своеобразный спектакль, а для Шекспира, например:

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

Личность, персона, как мы видели, давно уже сошла с театральных подмостков. Не дошла ли очередь до роли? Во всяком случае, в психологии личности, социальной психологии и психологии развития это понятие заняло весьма почетное место. В социальной психологии понятие «роль» оказалось удобным для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. Социальная роль — это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах. Используется в социальной психологии и другой близкий по смыслу термин: «статус». Статус выступает как интегративный показатель положения человека в системе социальных связей и отношений, как социально-правовая характеристика позиции человека, а роль выступает частным проявлением, динамическим аспектом статуса.

В смысле определенной программы действий человека социальная роль в какой-то степени действительно напоминает театральную. Прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придерживаясь принципа «взялся за гуж, не говори, что не дюж». Эта «заданность» в зависимости от характера деятельности может быть более или менее жесткой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. И окружающие четко контролируют точность выполнения программы.

Роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, сыном без матери, племянником без дяди. Это дуэты семейных сцен. Точно так же нельзя быть начальником без подчиненных, учителем без учеников, вождем без ведомых, актером без зрителей. Короля, как говорится, играет свита.

Социальная роль — это всегда «Я» и все-таки не совсем «Я». Вернее, далеко не все «Я». Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения. Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлениям о самом себе. Социальная роль может как помочь человеку найти себя в жизни, так и быть преградой на пути к самореализации. У Ю. Лорес по мотивам ранее приведенных строк Шекспира родилось такое стихотворение:

Пусть наша жизнь — театр,
Мы не всегда — актеры,
Но если мы не в шорах,
Мы — зрители всегда,
И вечно ждем ответа,
И справедливо это,
Чтоб строго по билетам
Мы заняли места.

А.Н. Леонтьев говорил о парадоксе, состоящем в том, что предпосылки развития личности по существу своему безличны, поскольку личность определяется природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Часто в этой связи говорят, что человек — существо искусственное. И поэтому его бытие в качестве личности в немалой степени зависит от преобладающего в данном обществе общественного мнения, которое формирует набор «престижных» признаков и черт, необходимых для признания человека личностью. Таким образом, само человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми, а характер личности отражает характер ее социальных отношений.

«Человек, — отмечает французский писатель А. Камю, — определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души» [цит. по: 142, с. 379].

Через обучение ролевому поведению усваиваются нормы культуры. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого: «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий называется социализацией, которая является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Взаимосвязь личности с ролью, которую она играет, проявляется в том, что необходимо обладать психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности и ее психологический облик для принятия уготованной ей социальной роли.

Множественность и противоречивость ролей, которые играет личность, может определять внутреннюю противоречивость человека, потерю целостности своего «Я», потерю себя. Кто-то из великих заметил, что если человек имеет одно лицо для себя, а другое для окружающих, то рано или поздно он забудет, какое из них истинное. Одна из пациенток известного психолога П. Жане говорила:

«Моя личность уходит, я теряю себя.

.. это странно, нелепо… Вам кажется, что я та же, но для меня самой это не так. И хотя эта потеря никогда не бывала полной, я теряла очень существенную часть, так что даже переставала себя узнавать».

Важнейшим фактором сохранения психологической устойчивости является другой полюс личности — физическое ее бытие. Именно телесная целостность прежде всего обеспечивает психологическое единство личности. Наверное, потеря ощущения «себя в теле», а точнее, потеря ощущения тела как «мне принадлежащего» выступает ключевым признаком психопатологии. Тот же П. Жане очень четко высказался по этому поводу:

«Часто задаются вопросом о том, есть ли душа у человека, но правомерен и другой вопрос — есть ли у него тело?».

«Ролевая теория» позволяет лучше уяснить феномен психологического отчуждения. Известный драматический артист В.К. Папазян жаловался, что актеру приходится играть и переживать так много чужих жизней, что не остается физических и духовных сил, чтобы «найти себя в жизни».

В Интернете один анонимный поэт разместил стихотворение под названием «Лицемер», которое начинается словами:

Я лицемер,
я примеряю маски,
Смотрю,
какая больше мне идет.

Создать свой собственный образ по собственному сценарию — не это ли одна из главных задач саморазвития? А может быть, единственная. Люди действительно строят собственный образ на основе прожитого опыта. В случаях, когда удается, говорят: «нашел себя»; когда нет: «строит из себя». Как видим, личность не только продукт общества и природы, но и творец собственной истории. Движение человека в сторону соответствия социальным ожиданиям и приобретения социального опыта, как мы уже отметили, есть социализация, которая без личностного усилия может породить отчуждение, психологическое нездоровье. Движение же человека (уже имеющего определенный багаж социального опыта) к своей индивидуальности и определение своего пути есть персонализация. Идеалы личностного развития, идеалы психологического здоровья требуют согласования этих противоречивых, но органично связанных между собой тенденций: изменяясь и развиваясь при помощи других, оставаться собой.

Изменение личности, наверное, только и возможно в изменившихся отношениях человека с другими. Об этом хорошо знают психотерапевты и практикующие психологи, которые сознательно используют определенные (психотерапевтические) отношения для стимулирования психологического выздоровления и личностного роста своих клиентов.

Перестройка личности, ее перевоспитание под воздействием нового социального положения — длительный и сложный процесс. Собственно говоря, именно этот метод использовал в воспитательной работе А.С. Макаренко и его последователи (например, нарушитель дисциплины ставится в положение ответственного за ее соблюдение).

Здесь необходимо изложить теоретически важную и практически значимую идею о полиролевой структуре личности. Так вот, эта структура личности формируется на основе принадлежности к различным группам, так называемой полигрупповой принадлежности. Человека формируют значимые для него роли, возможность в различных группах проявлять различные особенности своего «Я». Полиролевая структура личности — это некая свернутость в психике человека многих и многих ситуаций социального взаимодействия, позиций, в которых он по-разному представлен другим людям, различным группам. Эта множественность проявлений, эта свернутость многого в одном, едином человеке усиливает его потенциал, расширяет его возможности, обеспечивает органическую взаимосвязь с социумом. Но при этом человек должен быть способен во всем этом разнообразии обрести системное единство, в конечном итоге и составляющее основу его личности. Б. Шоу писал:

«Как и все люди на свете, я одновременно исполняю несколько ролей, и все они для меня характерны».

Полигрупповая принадлежность личности на каждом этапе ее жизненного пути создает объективную почву для появления внутриличностных ролевых конфликтов. Эти конфликты обусловлены сложной иерархией социальных ролей, которые исполняются личностью. А конфликт, как известно, источник развития, локомотив социального и индивидуального прогресса.

Процесс перестройки личности под влиянием новой социальной роли с большой художественной убедительностью прослеживается в известном итальянском фильме «Генерал Делла Ровера».

Генуя, 1944 год. Время фашистского режима. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне (его роль исполняет Витторио де Сика), который наживался на несчастьях соотечественников: вымогал деньги у родственников арестованных, обещая добиться смягчения наказания и даже освобождения последних, передачи посылок и писем якобы с помощью своих друзей и сообщников из числа гитлеровских солдат и офицеров. До войны он восемь раз был осужден: за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство.

Эсэсовский полковник Мюллер обещает Бертоне жизнь и миллион золотом за то, чтобы тот сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Роверы, убитого в момент высадки на итальянскую территорию. В дальнейшем полковник надеется использовать мнимого генерала как «подсадную утку» и установить с его помощью личность попавшего в тюрьму руководителя Сопротивления, которого никто не знает в лицо.

Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне, как к генералу, мужественному борцу за свободу. На его глазах героически погибает один из узников. Бертоне все глубже вживается в роль патриота; постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, ненавидящий фашистов, но и умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления, который уже стал ему известен… То, что было маской, стало внутренним содержанием личности.

Преобразующую силу социальных ожиданий человек ощущает не только при непосредственном межличностном общении, когда ожидания исходят от конкретных людей, так сказать, персонифицируются. Эти ожидания могут восприниматься как знание того, чего вообще хотят от нас окружающие, не только близкие, но и «дальние», как переживание надежд, которые связываются с нашей деятельностью. Нередко именно стремление «оправдать надежды», «не обмануть ожидания» становится сильным внутренним мотивом, помогающим преодолеть трудности и достигнуть цели.

Преобразующее и активизирующее влияние принятой социальной роли своеобразно использовалось в опытах гипнолога В.Л. Райкова по стимулированию творческой деятельности в состоянии гипноза.

Начинающему художнику внушается, например, что он Репин или Рафаэль, музыкант «вписывается» в образ С.В. Рахманинова или Ф. Крейслера, артистке «предписывается» стать В.Ф. Комиссар-жевской и т.д. Юноша или девушка при этом, конечно, не достигают тех высот, которые были присущи оригиналу — великому художнику, музыканту, актрисе, но молодые люди внутренне раскрепощаются и действуют на максимальном для каждого из них уровне: значительно лучше, чем обычно, рисуют, играют, читают и т.д.

А вот опыты по активизации шахматного творчества. В лабораторию пригласили экс-чемпиона мира гроссмейстера М. Таля, который сыграл с одним из испытуемых шесть партий. Три партии испытуемый играл в состоянии гипноза, когда ему был внушен образ выдающегося шахматиста прошлого П. Морфи, и три партии играл в обычном состоянии. Таль выиграл. После сеанса он дал следующую оценку игры испытуемого: «До гипноза я играл с человеком, едва передвигавшим фигуры. В состоянии гипноза передо мной сидел совсем другой человек, экспансивный, энергичный, смелый, который играл на два разряда лучше» [цит. по: 69, с. 207].

Но это, конечно, экзотика. Экзотика, которая еще раз демонстрирует огромные скрытые возможности человека. Напрашивается вывод: строить свою личность по собственному замыслу вполне возможно, и делать это желательно по «лучшим мировым образцам». Причем важно осознавать, что это всего лишь образцы, ориентиры, которые должны быть самим человеком подстроены, подогнаны под его индивидуальность, ведь любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Таким образом, не только личностные качества (в узком — социальном — смысле этого слова), но и внутренний мир человека, его субъективность, образуются через интерсубъективные отношения с другими. Понятие «социальная роль» как бы связывает деятельность личности, ее самосознание с функционированием социальной системы. Личность не в состоянии самоопределиться без системы своих социальных ролей. Она может сливаться с ними или дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при самоопределении эти роли служат своеобразной системой координат. Личность вырабатывает свою позицию, но по отношению к социальным ролям. Это значит, что ключ к пониманию личностного развития находится не в сфере индивидуального сознания, не в безличном ролевом описании жизни, а в системе социальных отношений, в мире значимых для человека (личности) людей.

30 Личность как социальная система, социальные роли, статусы и типы.

Соц-я изучает проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На совр. этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:

  • личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;

  • общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;

  • личность отражает достигнутый уровень развития общества;

  • с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и псих-х технологий возрастает опасность манипулирования личностью.

Исходным при определении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса – как общ-во производит чел-ка, так и чел-к производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.

Понятие лич-ть прошло длительную эволюцию. Первоначально под ним понималась маска, кот. одевал актер. Затем личностью стали называть актера, а затем это понятие стало использоваться в более широком плане. Во-первых, лич-ть должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биол-х отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

Личность — это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

Индивид – единичный представитель биологического рода или соц. группы.

Индивидуальность – понятие охватывает специфические природные и соц. качества, кот. сложились у чел-ка на основе биологических предпосылок, соц. положения и воспитания.

Лич-ть явл-ся субъектом общественных отношений. Она — своеобразная частица общ-ва. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Лич-ть при этом никогда не поглощается общ-м. Лич-ть – суммарное выражение соц. качеств индивида.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал. Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты.

Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.

Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1)теоретический — стремление к познанию; 2)экономический — поиск полезности и стремление её реализовать; 3)эстетический — стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4)социальный — стремление к общению, в том числе к любви; 5)политический — воля к власти и желание подчиняться ей; 6)религиозный — поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления

Социальная роль личности  это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.

Социальный статус личности  общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью соц. ролей, прав и обязанностей. Социальный статус  это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Мертон разработал ролевую теорию личности. Где социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ЖИЗНИ | Инновации в старении

Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Анна Е Корнадт,

Анна Э Корнадт

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Анна Э. Корнадт

Анна Э Корнадт

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google Scholar

Innovation in Aging , Volume 3, Issue Supplement_1, November 2019, Pages S729–S730, https://doi.org/10.1093/geroni/igz038.2673

Опубликовано:

9 ноября 04039 PDF

  • Разделенный вид
    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Cite

    Анна Э. Корнадт, Анна Э. Корнадт, СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ В ПОСЛЕДНЕЙ ЖИЗНИ, Инновации в старении , том 3, приложение к выпуску_1, ноябрь 2019 г., страницы S729–S730, https://doi.org/10.1093 /geroni/igz038.2673

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Подробнее
  • Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Инновации в старенииЭтот выпускGSA JournalsGerontology and AgeingBooksJournalsOxford Academic Введите поисковый запрос

    Расширенный поиск

    Несмотря на значительную стабильность личностных черт «большой пятерки», существуют доказательства пластичности и изменений личности на протяжении всей жизни. Было показано, что в молодые годы инвестиции в социальные роли, такие как вхождение в трудовую жизнь или создание семьи, способствуют изменению личности. Что касается личности в дальнейшей жизни, то исследование социальных ролей до сих пор игнорировалось. Был разработан опросник для оценки большого количества социальных ролей, которые можно взять на себя во второй половине жизни. N = 306 участников в возрасте от 50 до 86 лет сообщили о своих социальных ролях и оценили свои личностные качества. Результаты показывают, что принятие определенных социальных ролей (например, друга, пенсионера, волонтера) и инвестирование в них опосредовали влияние возраста на «Большую пятерку», особенно на самых старших участников, а также в областях открытости и экстраверсии. Полученные данные подтверждают важность социальных ролей для личности и в более позднем возрасте.

    Этот контент доступен только в формате PDF.

    © Автор(ы), 2019 г. Опубликовано Oxford University Press от имени Американского геронтологического общества.

    Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая разрешает неограниченное повторное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинальная работа правильно цитируется.

    Раздел выпуска:

    СЕССИЯ 3380 (СИМПОЗИУМ)

    Скачать все слайды

    Реклама

    Цитаты

    Альтметрика

    Дополнительная информация о метриках

    Оповещения по электронной почте

    Оповещение об активности статьи

    Предварительные уведомления о статьях

    Оповещение о новой проблеме

    Оповещение о текущей проблеме

    Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

    Ссылки на статьи по телефону

    • Последний

    • Самые читаемые

    • Самые цитируемые

    Уход за родственником с деменцией в условиях длительного ухода во время пандемии COVID-19: проспективное лонгитюдное исследование

    Поддержка нуждающихся пожилых родителей в Европе: роль социальной сети и индивидуальных характеристик и характеристик взаимоотношений

    Неформальные сети по уходу за пожилыми людьми с деменцией, наложенные на мультиморбидность: исследование анализа социальных сетей

    Использование иммерсивной виртуальной реальности для улучшения социального взаимодействия между пожилыми людьми: межсайтовое исследование

    Рассматривают ли люди в возрасте 50 лет и старше когнитивные расстройства иначе, чем физические состояния?: данные объединенного анализа восприятия болезни при диабете 2 типа и легких когнитивных нарушениях

    Реклама

    исследователей изучают роль личности в обществе

    Новая область исследований — психология личности — научный взгляд на то, чем люди отличаются друг от друга и как различия в характерах влияют на мир, в котором мы живем.

    Начнем с того, что личность — это больше, чем быть экстравертом или интровертом, и, как узнают исследователи, экстраверсия не просто объясняет различия между тем, как люди ведут себя на общественных мероприятиях.

    То, насколько вы экстравертны, может влиять на то, как мозг делает выбор — в частности, выбираете ли вы немедленное или отсроченное вознаграждение, обнаруживает новое исследование.

    «Понимание того, чем люди отличаются друг от друга и как это влияет на различные результаты, — это то, что мы все делаем на интуитивной основе, но психология личности пытается придать этому процессу научную строгость», — сказал Колин ДеЯнг, доктор философии, из Университет Миннесоты.

    «Личность влияет на академическую и служебную успеваемость, социальные и политические взгляды, качество и стабильность социальных отношений, физическое здоровье и смертность, а также риск психических расстройств».

    Исследования ДеЯнга в области биологии и неврологии привели к развитию теорий личности, которые объясняют устойчивые модели поведения и опыта.

    В новом исследовании ДеЯнг и его коллеги сканировали испытуемых с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и просили их выбрать между меньшим немедленным вознаграждением или большим отсроченным вознаграждением, например, 15 долларов сегодня против 25 долларов через три недели.

    Затем они сопоставили свой выбор и связанную с ним активность мозга с различными личностными чертами.

    Они обнаружили, что экстраверсия предсказывает нейронную активность в области мозга, называемой медиальной орбитофронтальной корой, которая участвует в оценке вознаграждения.

    В задании этот регион сильнее реагировал на возможность немедленного вознаграждения, чем на возможность отложенного вознаграждения.

    «Это область мозга, в которой мы ранее показали, что экстраверсия предсказывает размер области, поэтому наше новое исследование предоставляет некоторые сходящиеся доказательства важности чувствительности к вознаграждению как основы экстраверсии», — сказал ДеЯнг.

    В более широком смысле ДеЯнг работает над пониманием того, «что заставляет людей тикать, объясняя наиболее важные черты личности, какие психологические процессы эти черты представляют и как эти процессы генерируются мозгом», — сказал он.

    «Мозг — невероятно сложная система, и я думаю, впечатляет, что нейробиология делает такой большой прогресс в ее понимании. Связь функций мозга с личностью — еще один шаг к пониманию того, как мозг делает нас такими, какие мы есть».

    Исследователи также обнаружили, что личность со временем влияет на здоровье.

    В частности, новые модели продолжительности жизни, которые измеряют как личность, так и здоровье в раннем и позднем периоде жизни, а также несколько раз в промежутке между ними, подтверждают, что здоровье является результатом не только генетики и факторов окружающей среды, но и изменчивых характеристик личности.

    «Личность развивается в детстве и, вероятно, наиболее податлива в детстве», — сказала Сара Хэмпсон, доктор философии, из Орегонского научно-исследовательского института.

    В детстве формируются привычки, поэтому понимание того, как различия в характере влияют на здоровье, может привести к позитивному поведению, которое поможет детям в более позднем возрасте.

    Например, в новом исследовании, которое вскоре будет опубликовано в журнале Health Psychology , Хэмпсон и его коллеги обнаружили, что дети с более низким уровнем совестливости (включая безответственность и небрежность) имели худшее здоровье 40 лет спустя, включая большее ожирение и более высокие холестерин.

    Исследование основано на прошлой работе, показывающей, что более сознательные дети живут дольше.

    Исследователи изучили более 2000 детей начальной школы на Гавайях, которые прошли оценку личности в 1960-х годах.

    Спонсируемые Национальным институтом психического здоровья и Национальным институтом старения, исследователи смогли пройти медицинские и психологические обследования 60 процентов исходной группы, которые, став взрослыми, согласились на дальнейшие исследования, начиная с 19 лет. 98.

    Они обнаружили, что дети, которых учителя считали менее добросовестными, во взрослом возрасте имели худшее состояние здоровья, особенно сердечно-сосудистую и метаболическую системы.

    Работа может указать путь к вмешательству в детскую жизнь, сказал Хэмпсон. «Родители и школа формируют личность, и это наша возможность поддержать развитие добросовестности — планированности, способности откладывать удовлетворение, самоконтроля», — сказала она. «Общество зависит от такого просоциального, саморегулируемого поведения».

    Личность, очевидно, играет важную роль в психическом здоровье, поскольку исследователи уже давно знают, что личность может сильно влиять на то, как пациенты реагируют на определенные виды лечения.

    Но до недавнего времени руководство по лечению психических заболеваний — Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) — не полностью включало такие личностные данные.

    «Влияние психологии личности возросло, поскольку она предлагает инструменты и методы, которые имеют отношение к решению проблем психиатрической классификации, например, способы разработки моделей различий между людьми, основанных на данных, а не на клинических предположениях», — сказал Роберт.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *