Социальная сфера традиционного общества: Характеристика общественного уклада, культуры и экономики традиционного общества

Характеристика общественного уклада, культуры и экономики традиционного общества

Традиционное общество — исторически самый ранний тип общественной организации. Характерная особенность такого общества — стремление сохранить культуру и хозяйственный уклад такими, какими они являются изначально.

Стран с полностью традиционным обществом в современном мире осталось немного. Это в основном самые бедные и неразвитые страны Африки.

  1. 1 Общая характеристика традиционного общества
  2. 2 Социальная организация
  3. 3 Культура в традиционном обществе
  4. 4 Исчезновение традиционного общества
  5. 5 «Нетрадиционные» общества древности
  6. 6 Элементы традиционного уклада в современном мире

Общая характеристика традиционного общества

Традиционное общество также именуют аграрным. Сельское хозяйство изначально было единственной сферой экономики, освоенной человечеством. Главным фактором производства в таком обществе является земля. При этом хозяйство ведётся примитивными методами — как правило, господствует малопродуктивный ручной труд.

Из-за низкой продуктивности ручного сельского труда полноценная торговля в традиционном обществе отсутствует или сведена к минимуму: господствует натуральный обмен, когда излишки одних продуктов заменяются на другие, недостающие продукты.

Основным производимым продуктом в традиционном обществе является пища. В меньшей степени производится одежда, в ещё меньшей — предметы домашнего обихода.

Социальная организация

В традиционном обществе социальная сфера на замкнутых группах — сословиях, кастах, родовых общинах. Переход из одной социальной группы в другую затруднён. Утверждается, что каждый должен заниматься «своим делом». В таком обществе имеет место жёсткая социальная иерархия и одновременно с этим — преобладание коллективных интересов над частными.

Социальная организация в аграрном обществе отражает стремление людей к «надёжности». Каким бы несправедливым ни казался заведённый порядок, он проверен многими десятилетиями и даже столетиями, поэтому позволяет заранее подготовиться к любым возможным неприятностям. Какое-либо изменение порядка приводит к новшествам, результаты которых невозможно предсказать. Для такой организации опасность представляют любые индивидуальные действия, поэтому стремление к личной свободе не приветствуется.

Коллективная собственность на землю и средства производства позволяет не допустить сильного имущественного расслоения, которое, в свою очередь, может привести к серьёзным социальным потрясениям.

Для традиционного общества характерна авторитарная власть, в основном монархическая. Престол передаётся по наследству, народное волеизъявление (выборы, митинги, петиции) отсутствует.

Ценность человека в традиционном обществе определяется не его личной деятельностью, трудовыми качествами, а местом, которое он занимает в общественной иерархии. Такую солидарность принято называть «механической»: вклад каждого члена общества в «общее дело» состоит не в активных действиях, а лишь в поддержании изначального положения вещей.

Культура в традиционном обществе

Традиционный тип общественной организации сложился тогда, когда человек ещё не был оторван от природы. Зависимость от природных стихий была всеобъемлющей, и изменить это какими-то действиями было невозможно. Количество собранного урожая главным образом зависело от погоды, наличия осадков, разливов рек, засухи и морозов — и лишь в последнюю очередь от трудовых усилий (распашка земли, посев, полив, внесение удобрений и т. д.).

Такое положение человека определило его мировоззрение, стало основой культурной жизни, философии и религиозных представлений. Собственно, именно в традиционном обществе религия играет господствующую роль. Естественный, природный порядок вещей объявляется «созданным богом» или «богами» — сверхъестественными сущностями, которые гораздо сильнее человека. «Противоестественное» поведение человека может вызвать гнев богов, которые обязательно накажут грешника.

Традиционная культура описывает мир как нечто целостное, синкретичное. Она не допускает аналитическое исследование мира, его изучение и критическое осмысление. Всякое вмешательство в мироздание и попытка его изменения трактуется как «грех».

В традиционном обществе культура каждого племени или народности имеет обособленный характер, взаимное проникновение элементов разных культур затруднено. Это объясняется несколькими причинами — низким уровнем грамотности, религиозными предрассудками, ксенофобией. В традиционных коллективах подозрительно и даже враждебно относятся к чужакам. Действительно, ведь представитель другого племени может оказаться вором, разведчиком или каким-то другим врагом. Впрочем, заимствование элементов другой культуры время от времени происходит: например, другое племя живёт в лучших климатических условиях, а значит, бог этого племени сильнее и милосерднее.

Вообще весь посыл традиционной культуры направлен на физиологическое выживание и, следовательно, на постоянный страх перед врагами. Люди в традиционном обществе имеют слишком мало времени для того, чтобы проводить фундаментальное изучение мира, устанавливать закономерности и определять, откуда на самом деле может исходить «враг».

Распорядок дня, занятия людей, их увлечения, развлечения в традиционном обществе характеризуются постоянством, единообразием и привязанностью к сезонным изменениям климата. Одни и те же песни, танцы, религиозные обряды сопровождают посев, уборку урожая, свадьбы, похороны, строительство дома и другие виды работ, каждый год празднуются одни и те же праздники и соблюдаются одни и те же посты. Изменения в проведении этих мероприятий воспринимаются обществом в штыки.

Исчезновение традиционного общества

Принято выделять три типа общественной организации:

  • традиционный,
  • индустриальный
  • постиндустриальный.

Для смены типа общества необходимы определённые революционные процессы. Традиционное общество, существующее с незапамятных времён, начало переходить в индустриальное в середине XVIII века, когда в Англии ручное производство было заменено машинным. В европейских странах переход к индустриальному типу завершился к середине XIX века.

Обычно трансформация общества воспринимается людьми достаточно болезненно. Люди, живущие традиционным укладом, оказываются не готовы к внезапным изменениям. Для них переход общества на новый уровень оборачивается крушением «вечных» ценностей, потерей идеалов и смысла жизни, а также ухудшением материального положения.

Основная причина такого восприятия перемен заключается в том, что мировоззрение традиционного человека вообще не допускает каких-либо изменений. Такой человек верит в незыблемость своей картины мира и поэтому даже не задумывается о том, что что-то может поменяться.

Конечно, изменения имели место и в традиционных культурах, однако там они происходили крайне медленно. Небольшая подвижка происходила в течение жизни нескольких поколений, так что отдельный человек ничего не замечал. Кроме того, в древних обществах изменения носили волнообразный характер: например, ускоренное развитие городов сменялось возвратом к чистому аграрному укладу. А те коренные изменения, которые происходили в XVIII — XIX веках, были очень быстрыми, внезапными и, главное, необратимыми.

В сравнении с этим переход индустриального общества в постиндустриальное воспринимался не столь болезненно, и человечество было к нему лучше подготовлено. В индустриальную эпоху человек изначально настроен на постоянные изменения, он вовлечён в них и способен прогнозировать дальнейшее течение событий.

«Нетрадиционные» общества древности

Несмотря на то, что древность и средневековье в целом представляли собой господство традиции, уже в то время существовали общества, которые нельзя считать полностью традиционными. Вот некоторые примеры таких обществ:

  • Древнегреческие города-государства;
  • Средневековые европейские самоуправляемые города;
  • Англия и Нидерланды XVI — XVII веков;
  • Древний Рим.

Появление таких общественных формаций было связано в первую очередь с развитием торговли. Вместе с ней определённый расцвет переживали образование и наука, медицина, а государственное управление зачастую было демократическим. Происходили попытки создания единого культурно-экономического пространства: таковы, например, эллинистический мир поздней античности и древнеримское общество. В средневековых Англии и Нидерландах появились мануфактуры — крупные городские предприятия, которые хотя и были основаны на ручном труде, но при этом производили сравнительно большие партии товара и обладали признаками профессиональной организации.

Элементы традиционного уклада в современном мире

Современный мир представляет собой совокупность развитых постиндустриальных стран (Европа, Северная Америка, Япония, Сингапур и некоторые другие страны) и развивающихся индустриальных (примером может служить Китай). Традиционные общества тоже представлены, но их с каждым годом становится всё меньше. Экономическая и культурная глобализация в той или иной степени затрагивает все страны мира и «подтягивает» их до уровня постиндустриального общества — тоже пока что в разной степени.

Однако даже в современном мире существуют некоторые элементы традиционного уклада, которые пытаются приспособиться к изменениям. В качестве примера можно привести диктаторские страны Латинской Америки и бывшего СССР. С экономической точки зрения это умеренно развитые индустриальные государства. Однако здесь господствуют авторитарный политический режим (фактически монархия), сословно-кастовое деление населения, многие жители таких стран (вплоть до абсолютного большинства) крайне религиозны и враждебно относятся к прогрессивным реалиям современного мира.

СССР — ещё один яркий пример первобытного традиционного общества, замаскированного под более прогрессивное. В основу идеологии этой страны был положен примитивный «коллективизм»; вся земля, предприятия и организации находились в «общественной» собственности (на самом деле — в государственной). Частное предпринимательство было под строгим запретом, а всякий индивидуализм в мышлении и поведении осуждался. Советская идеология была иррациональной по существу, не подчинялась логическому мышлению и практически ничем не отличалась от религии. В качестве культурной жизни и нравственных ориентиров государство навязчиво пропагандировало традиционные формы, проистекающие из крестьянского быта.

Традиционное общество – характеристика, время существования, тип, примеры кратко для подготовки доклада по обществознанию

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 85.

Обновлено 17 Октября, 2021

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 85.

Обновлено 17 Октября, 2021

За время своего развития общество проходит определённые этапы. В обществознании принято выделять три типа общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Все они имеют отличительные черты, затрагивающие основные сферы жизнедеятельности. Узнаем, какое общество называют традиционным, каковы его признаки.

Что такое традиционное общество

Традиционное общество возникло в давние времена. Его время существования насчитывает тысячелетия. Зародилось оно при первобытном строе, достигло расцвета в период феодализма. Даже в современном мире встречаются отдельные элементы данного типа.

Рис. 1. Средневековые крестьяне.

Этот вид общества включает в себя отношения, основанные на строгом следовании обычаям предков, повторении их образа жизни. Любые новшества отвергаются, так как они несут угрозу устоявшемуся течению жизни.

Встречаются и другие названия этого понятия — доиндустриальное, аграрное. К аграрному можно отнести любое общество, больше половины населения которого занято в сельском хозяйстве. Примерами таких стран могут быть Древний Египет, Древняя Греция, Англия в период Средневековья.

Черты традиционного общества

Кратко рассмотрим характеристику аграрного общества по сферам жизни.

Экономика

Основной чертой доиндустриального общества в сфере экономики является натуральное хозяйство, при котором производство ориентировано на удовлетворение собственных нужд.

  • Главным фактором производства является земля.
  • Основная масса населения занята в сельском хозяйстве.
  • Аграрное общество характеризуется ручным трудом с применением примитивных орудий труда.
  • Земля и средства производства принадлежат общине (в период первобытности) или государству (при феодализме).
  • В отличие от индустриального общества, которое характеризуется быстрым развитием экономики, в традиционном обществе сфера хозяйственных отношений почти не меняется.
  • Большая часть населения живёт в бедности.
  • Жизнь людей напрямую зависит от природно-климатических условий.

Политика

  • Чаще всего в аграрном обществе господствует абсолютная монархия. Определение направлений внешней и внутренней политики сосредоточено в руках правителя и небольшой группы приближённых к нему людей. Мнение народа при этом не учитывается.
  • Власть правителя опирается на религию или сильную армию.
  • Отсутствует понятие прав и свобод личности.
Рис. 2. Фараон.

Социальная сфера

  • В традиционном обществе существует чёткая сословная иерархия.
  • Положение человека в обществе зависит от происхождения и не меняется в процессе жизни (низкая социальная мобильность).

Духовная сфера

  • С рождения человеку внушаются ценности, переходящие из поколения в поколения. Традиции и обычаи лежат в основе мировоззрения.
  • Проявление индивидуальных свойств личности не поощряется. Главным является коллективизм.
  • Отношение к религии зачастую имеет фанатичный характер.
  • Развитие науки подавляется господствующими в обществе установками.
  • Образование могут получить только знатные люди.
Рис. 3. Школа в средневековой Европе.

Менталитет человека доиндустриального общества существенно отличался от представлений современных людей. Жители общины с рождения и до смерти жили в одном и том же месте. Отсутствие развитых торговых связей и скоростных средств передвижения приводило к тому, что поездка за 50 км воспринималась человеком того времени как путешествие на край света, где обитают чудовища и подстерегает множество опасностей.

Что мы узнали?

Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество — это общество, в основе которого лежат обычаи и традиции. Оно имеет свои отличительные черты в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни, которые можно перечислить в сообщении или докладе.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

3. 9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 85.


А какая ваша оценка?

Структурная трансформация общественной сферы Социальные структуры общественной сферы Сводка и анализ

Резюме

Буржуазная публичная сфера была сферой частных лиц, объединившихся как общественность. Он требовал публичной сферы от государственной власти и участвовал в дебатах об общих правилах в приватизированной, но публичной сфере товарного обмена и общественного труда. Средой этой политической конфронтации было публичное использование разума. Традиционно власть уравновешивалась и регулировалась между сословиями и князем или через парламентскую систему. Такое разделение было невозможно в коммерческой экономике, потому что контроль над частной собственностью был аполитичен. Буржуа не правили. Их притязания на власть подрывают существующее правление. Общественное понимание публичного использования разума выросло из субъективности семейной жизни супружеской семьи, традиционного источника частной жизни. Товарный обмен вырвался из сферы семьи, а супружеская семья отделилась от сферы общественного воспроизводства. Поляризация государства и общества повторялась внутри самого общества. Частный человек был главой семьи и владельцем товаров; он был и собственником, и человеком.

Субъективность супружеской семьи создала свою собственную общественность до того, как общественность взяла на себя политические функции. Появился предшественник публичной сферы, работающей в общественном достоянии. Это послужило тренировочной площадкой для критической общественной рефлексии. Публичная сфера в мире литературы была похожа на репрезентативную публичность; суд имел важное влияние. Города также имели большое значение. Такие учреждения, как салоны и кофейни, сформировали литературную общественную сферу. Литературная публичная сфера была мостом между представительной и буржуазной публичными сферами. Разделение между государством и обществом отделяло публичную сферу от частной. Публичная сфера содержала государство и суд; частная сфера содержала гражданское общество как сферу товарного обмена и семью. Публичная сфера в политической сфере развилась из литературной публичной сферы. Она связала государство с потребностями общества через общественное мнение.

По мере того, как города брали на себя функции средневекового двора, общественная сфера преобразовывалась. Учреждения кофейни и салона усилили роль городов. Они были центрами литературной и политической критики. Кофейни появились в Англии семнадцатого века и были очень популярны в восемнадцатом веке. Писатели покровительствовали различным кофейням, но кофейня также приносила культуру среднему классу. Во французских салонах на равных встречались аристократы, буржуа и интеллигенция. Писатели сначала должны были узаконить себя в салоне, прежде чем публиковать свои работы. Немецкие литературные и «застольные» общества были учреждениями общественной сферы; там встречались люди неравного социального положения. Масонские ложи представляли тайное использование просвещения и разума. Эти движения нужно было держать в секрете, потому что они угрожали отношениям господства. Причина должна была стать достоянием общественности медленно. Тайные общества со временем превратились в эксклюзивные ассоциации, отделившиеся от публичной сферы. Все эти типы общества имели определенные общие институциональные критерии. 1) Они игнорировали статус в своих социальных отношениях; все, что имело значение, — это авторитет лучшего аргумента. Эта идея была важна, несмотря на то, что так и не была реализована. 2) Они обсудили ранее не подвергавшиеся сомнению области. 3) Общественность стала в принципе инклюзивной. Каждый должен был иметь возможность участвовать. Однако состав публики изменился.

Впервые люди смогли высказать свое мнение об искусстве. Получила развитие профессия искусствоведа. Появились критические статьи об искусстве и литературе, а также критические периодические журналы. Кофейни продолжили дискуссию, начатую на их страницах.

«Большая» публика, формировавшаяся на концертах и ​​в театрах, была буржуазной. Обеспокоенность публичной сферы проистекала из субъективности супружеской патриархальной семьи. Этот тип семьи возник в результате капиталистических экономических преобразований. Семья зависела от труда и обмена, но люди имели автономию как экономические агенты и собственники. Самообраз супружеской семьи столкнулся с реальными функциями буржуазной семьи. Он играл ключевую роль в воспроизводстве как капитала, так и социальных норм. Домохозяин имел автономию на рынке и власть в своем доме.

Представления о супружеской свободе и любви иногда вступали в противоречие с экономическими реалиями, но они имели некую объективную реальность. Приватизированные люди считали себя способными взаимодействовать чисто человеческим, неэкономическим образом. Это взаимодействие происходило посредством писем. Письма, дневники и рассказы от первого лица были экспериментами с субъективностью, ориентированными на аудиторию. Отношения между автором, произведением и публикой стали интимными.

Пресса теперь поддерживала публику, выросшую из кофеен и салонов. Это была публичная сфера рационально-критических дебатов. Частные лица, используя свой разум, присвоили государственную общественную сферу. Этот процесс происходил через преобразование литературной публичной сферы. Идеи приватизированной части рыночной экономики были представлены с помощью идей, разработанных в частной семье. Общественная сфера стала критически дискутировать, а не обсуждать общие политические задачи. Поставление под сомнение абсолютного суверенитета и государственной тайны было началом критики.

В гражданском обществе развилось политическое сознание, которое артикулировало потребность в общих законах и в конечном итоге утвердило себя как единственный законный источник этих законов. Это было общественное мнение. Буржуазные дебаты происходили по универсальным правилам; результаты этих дебатов претендовали на моральный авторитет, потому что с точки зрения разума они были правы. Интимная сфера была фактически захвачена рыночными операциями. Как приватизированный индивид буржуа был буржуа и человек, человек и собственник. Люди, составляющие два типа публики, были разными; женщины и иждивенцы были исключены из политической публичной сферы, но участвовали в литературной. Но в своем самопонимании публичная сфера была единой и неделимой. Полностью развитая буржуазная публичная сфера основывалась на фиктивной связи ролей собственников и людей. Интересы собственников могут совпадать с интересами отдельных лиц.

Анализ

Хабермас переходит к обсуждению социальных и институциональных структур публичной сферы. Хабермас описывает публичную сферу как частные лица, превращенные в общественное. Частные люди происходят из экономической сферы труда и обмена, но также образуют семью, и они выступают против или спорят с государственной властью. Их использование разума является «публичным» по трем причинам: 1) потому что оно происходит публично, 2) потому что оно практикуется публикой и 3) потому что оно противоречит действиям публичной власти.

Супружеская семья является первой важной структурой. По сути, хабермасовская версия супружеской семьи представляет собой буржуазную нуклеарную семью. Она патриархальна, или в ней доминируют мужчины. Однако он предлагает частным лицам возможность войти в общество; семья обеспечивает экономические полномочия и эмоциональную подготовку, необходимые для участия в общественной жизни.

Оно зависит от более широкого поля гражданского общества, но обладает собственной автономией. Эта автономия вытекает из того, что супружеская семья также является имущественной структурой. Его собственность дает ему определенную степень независимости и защищена частным правом от вмешательства государства. Государство не может вмешиваться в частную собственность, и это делает семью очень независимой.

Независимость, предоставляемая частной собственностью, является экономической квалификацией, необходимой для присоединения частного лица к обществу. Но Хабермас утверждает, что семья также дает человеку определенную эмоциональную подготовку, готовящую его к общению с общественностью. Важны отношения между людьми и эмоциональная жизнь семьи. Семья является источником субъективности или индивидуальности и частной жизни. Людей «учат» чувствовать себя частью семьи, и эта субъективность является важной частью структуры частного человека в обществе. Однако Хабермас признает, что между этим образом совершенной супружеской семьи и реальностью существует противоречие.

Ключевой парадокс связан с ролью частного лица. Подобно греческому гражданину, который является и домохозяином, и общественным деятелем, буржуа является и собственником, и человеком. Это проистекает из его двойной идентичности как владельца семейной собственности и человека, который любит и испытывает эмоции как часть семьи. В конечном счете, буржуа нуждается как в экономической квалификации, так и в эмоциональной готовности, чтобы критически использовать свой разум как часть общества.

Второй ключевой структурой является литературная публичная сфера. Он действует как мост между репрезентативной публичностью и буржуазной публичной сферой. Литературная публичная сфера готовит людей к политическим размышлениям, давая им возможность критически обсуждать искусство и литературу. Политическая публичная сфера, где общественность бросала вызов и критиковала государственную власть, развилась из своего литературного предшественника. Публичному обсуждению литературы и искусства способствуют, в частности, критические журналы и периодические издания, а также эмоциональный опыт супружеской семьи.

Переход от репрезентативной публичности к литературной публичной сфере сопровождается уменьшением значения королевских дворов и связанным с этим ростом городов. Различные социальные институты и структуры, которые развиваются в городах, способствуют критическому обсуждению и использованию разума. Кофейни были чрезвычайно популярны в Англии восемнадцатого века; клиенты могли читать газеты, спорить и узнавать последние новости. Качество дебатов в кофейнях побудило одного писателя назвать их «университетами за копейки»; чашка кофе в семнадцатом веке обычно стоила пенни, и здесь смешались все социальные классы. Правительство предпринимало различные попытки закрыть лондонские кофейни.

Салоны были континентальным изобретением и, возможно, более социально закрытыми, чем кофейни. Французские писатели и интеллектуалы встречались в домах других деятелей общества, чтобы обсуждать и дискутировать. Салон традиционно располагается в пределах дома, в бытовой сфере. Точно так же немецкие читательские клубы были ограничены чуть более узкой буржуазной читательской публикой. Во всех этих учреждениях ключевой темой были критические дебаты о литературе и материалах для чтения. Хабермас утверждает, что все они не заботились о социальном статусе, обращались к «немыслимым» вопросам и в принципе были инклюзивными. Это во многом верно, но надо помнить, что он говорит все-таки о грамотной, буржуазной публике, а не о массе общества.

Последний и, может быть, самый важный элемент — переход от литературной публичной сферы к политической. Публика, сформированная в кофейнях, салонах и читальнях, переключилась на непосредственное обсуждение политических вопросов. Хабермас видит корни этой политической дискуссии в традиционных сомнениях в абсолютном суверенитете и власти королей. Политическая публичная сфера — это не просто дискуссия о политике, которая предположительно имела место до восемнадцатого века, но согласованная, рациональная дискуссия по политическим вопросам, затрагивающим определенную часть общества. Хабермас видит эту дискуссию как представление идей и потребностей гражданского общества перед публичной властью.

Общество действует в политической сфере для обеспечения собственных требований, но также создает из себя мощную силу. Эта сила — «общественное мнение». Поскольку его требования основаны на рациональной аргументации и критике, общественное мнение может претендовать на своего рода авторитет; Хабермас называет это как «моральным авторитетом», так и «авторитетом лучшего аргумента».

Ключевым агентом превращения литературной публичной сферы в политическую силу является пресса. Критические журналы стали публиковать политические статьи, и со временем появились специально политические газеты и журналы. Настойчивое утверждение Хабермаса о власти прессы как силы, формирующей трансформацию публичной сферы, всплывает позже.

Хабермас осознает, до какой степени эта новая публичная сфера исключает людей, и тот существенный вымысел, на котором она построена. Женщины вносят свой вклад в литературную публичную сферу, но не могут использовать свой разум в политике, потому что им не хватает экономической «квалификации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *