Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
педагог-библиотекарь ЦДТ «Содружество» г. Новосибирска |
Не толерантен тот, кто без ненависти не может
перенести несовершенства других. Часто в обществе есть люди,
не толерантные потому, что не терпят других
и поэтому становятся непереносимы сами и нетерпимы другими.
И. Кант
«Толерантность» происходит от латинского слова tolerantia – терпение, имеющее значение «переносить, выдержать, терпеть». Толерантность – это признак высокого духовного и интеллектуального развития. Она соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике.
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат всю мировую общественность и российское общество. Это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Все социальные явления затрагивают молодежь, которой в силу своих возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности.
Воспитание толерантной личности осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Толерантность – это важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы. Готовой их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Однако опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.
В данной ситуации можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих, или уступки чужим убеждениям. Это означает – каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Понимание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
Толерантность не означает безразличие к любым взглядам и действиям. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям.
Обучение толерантности – необходимый уровень в многокультурном становлении личности. Он предполагает развитие терпимости к культурным отличиям, понимание и принятие другой культуры предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу; а также уважение культурных различий.
Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав группы учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности в школе целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в коллективе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей.
Главное: проблемы и трудности, которые неизбежно возникают во взаимоотношениях людей, всегда надо решать путем переговоров, не доводя отношения до ссоры и агрессии.
Количество просмотров: 7536 |
1. Научная деятельность: В начало: Ускова М.Ю. 18
Александрова Ксения Владимировна,
Ускова Мария Юрьевна,
Дзюба Анна Игоревна,
студентки 1 курса ОФО ИПОСТ ТвГУ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Аннотация: в статье раскрывается понятие толерантности, её видов и приводятся результаты эмпирического исследования по изучению общего уровня толерантности у студентов заочной формы обучения с различным стажем работы.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. И такое понятие как «толерантнось» приобретает все большее значение в жизни общества и прочно закрепляется в научно-педагогической литературе.
Развитое толерантное сознание реализуется в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, оно проявляется в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, взглядам, обычаям и верованиям [2].
В Декларации Принципов Толерантности этот термин формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [1].
Противоположностью толерантности является интолерантность – нетерпимость [5]. Нетерпимость к другим культурам, национальностям, взглядам. В связи с этим выделяют этническую толерантность – способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям и т. д. [6].
На нашей планете множество национальностей и народов и всегда остается важным их понимание, терпимость к друг другу и дружеское взаимодействие, и сотрудничество в различных аспектах жизнедеятельности общества. Исходя из этого, выделяют социальную толерантность — это форма партнёрского взаимодействия между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие в обществе и
признаёт право на объединение людей для защиты своих прав и интересов [2].
Так же важно, чтобы каждый человек в отдельности осознавал, как важна толерантность и как важно, воспитывать ёё в себе, чтобы она стала чертой личности — устойчивой психологической структурой.
В этой связи возникает необходимость формирования у подрастающего поколения способности быть толерантным. Особую роль в формировании толерантности у всех обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы – принадлежит, безусловно, педагогам. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения, сущность которого сводится к принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитание культуры толерантности с первых дней обучения. Толерантность это глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [4]. Поэтому важно, чтобы у самих педагогов было сформировано толерантное отношение.
Цель нашего исследования: проанализировать различия в динамике показателей индекса толерантности у студентов ИПОСТ. Объектом исследования являются студенты заочной формы обучения, имеющие педагогический стаж работы, ИПОСТ. Гипотеза: аргумент различия в показателях уровней толерантности у студентов заочной формы обучения.
Методики исследования
Для диагностики общего уровня толерантности мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [3]. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» состоит из 22 утверждений и имеете разделение на 4 субшкалы, что позволяет выявить
отношение испытуемых по конкретным видам толерантности. Субшкала «Этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «Социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «Толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Субшкала «Общий уровень толерантности» объединяет все предыдущие и определяет общую оценку (индивидуальную или групповую) уровня толерантности. В исследовании принимали участие студенты заочной формы обучения, с уже имеющимся педагогическим стажем, Института Педагогического образования и социальных технологий города Твери. Всего в исследовании приняли участие 58 студентов-заочников из них 25 человек с педагогическим стажем от 0-5 лет (1 группа), 13 человек с педагогическим стажем от 6-13 лет (2 группа), 6 человек с педагогическим стажем от 11-15 лет (3 группа) и 14 человек со стажем работы более 15 лет (4 группа).
Результаты исследования
По результатам исследования студентов 1 группы было выявлено, что общий уровень толерантности у 2 человек – 100-132 баллов (1 ступень), т.е. они входят в категорию высокого уровня толерантности и обладают выраженными чертами толерантной личности; у 23 человек – 61-99 баллов (2 ступень), т.е. они входят в категорию среднего уровня толерантности, для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных (нетерпимых) черт, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, а в других могут проявлять интолерантность; низкого уровня толерантности в данной группе обнаружено не было.
По результатам исследования студентов 2 (13 человек) и 3 (6 человек) группы у всех испытуемых было выявлено – 61-99 баллов (2 ступень), что соответствует категории среднего уровня толерантности; высокий и низкий уровень толерантности в данных группах отсутствует.
По результатам исследования студентов 4 группы было выявлено, что у 2 человек – 100-132 балла (1 ступень), т. е. они входят в категорию высокого уровня толерантности; у 12 человек – 61-99 баллов (2 ступень), что соответствует категории среднего уровня толерантности; низкого уровня толерантности в данной группе обнаружено не было.
Анализ результатов исследования
Проведена статистическая обработка результатов исследования.
Сравнив средние показатели результатов экспресс-опросника 4 групп по субшкале «Общий уровень толерантности» количество баллов составило 83 – у 1 группы, 78 – у 2 группы, 77 – у 3 группы, 87 – у 4 группы.
Рассмотрев субшкалу «Этническая толерантность» количество баллов показало, что у 1 группы – 25 баллов (2ступень), у 2 группы – 26 баллов (2 ступень), у 3 группы – 22 балла (2 ступень), у 4 группы – 27 баллов (2 ступень).
Рассмотрев субшкалу «Социальная толерантность» количество баллов показало, что у 1 и 3 группы – по 26 баллов (2 ступень), у 2 группы – 25 баллов (2 ступень), у 4 группы – 29 баллов (2 ступень).
Рассмотрев субшкалу «Толерантность как черта личности» количество баллов показало, что у 1 группы – 30 баллов (2ступень), у 2 группы – 26 баллов (2 ступень), у 3 группы – 29 баллов (2 ступень), у 4 группы – 31 балл (2 ступень).
Рассматривая средние показатели всех четырех групп, мы сделали вывод, что из интерпретации всех основных субшкал экспресс-опросника «Индекс толерантности» уровень толерантности у всех испытуемых держится на средних значениях.
Вывод
Таким образом, средний показатель результатов у студентов по субшкале «Общий уровень толерантности» выявляет средний уровень толерантности, что указывает на возможность проявления как толерантного, так и интолерантного отношения к людям других культур, их взглядов и убеждений. А также субшкалы «Этническая толерантность», «Социальная толерантность», «Толерантность как черта личности» выявляют у студентов категорию среднего уровня толерантности, что позволяет сделать вывод в различных ситуациях толерантное или интолерантное отношение к людям будет зависеть от их действий, поведения и отношения к окружающим.
Список литературы:
1. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 г.
2. По материалам научно-практической конференции «VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ Туманова Т. М., г. Сургут «О толерантности и ее актуальности для современного социума».
3. Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хулаев О. Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. – аналит бюллетень. – М., 2002. – № 4. – С. 59–65.
4. Статья Жаровой Татьяны Михайловны «Актуальность толерантности».
5. Философский энциклопедический словарь. – М.,: Советская энциклопедия, 1983 – 840 с
6. Этнопсихологический словарь – М.:МПСИ. В.Г.Крысько. 1999.
Важность социальной терпимости
С самого начала мира люди привыкли жить вместе. Впоследствии такой образ жизни сформировал общество. Таким образом, общество представляет собой сотрудничество группы индивидуумов, вовлеченных в постоянный социальный контакт. Он характеризуется моделью отношений, т.е. социальных отношений. Вполне естественно, что люди должны общаться друг с другом, делиться своими мыслями для обмена мнениями и заботиться друг о друге для лучшего роста и понимания. Нет альтернативы любви друг к другу, чтобы жить в обществе. Это чувство заставляет людей терпеть окружающую среду, чтобы вести плодотворную жизнь. Терпимость – неотъемлемая часть любви. Без любви никто не смог бы проявить терпимость.
Толерантность — это способность или готовность мириться с существованием мнений или поведения, которые человеку не нравятся или с которыми он не согласен.[1] Социальная толерантность – это терпимость к окружающей среде, личностям, приносящая благо. Это один из самых важных инструментов, который нужен ребенку в его наборе инструментов, — это способность терпимо относиться к другим. В соответствии со статьей 1 Декларации Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – Принципы Декларации ЮНЕСКО – толерантность означает:
1.1 Толерантность – это уважение, принятие и признание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов человеческого бытия. Ему способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это гармония в различии. Это не только моральный долг, но и политическое и юридическое требование. Терпимость, добродетель, делающая возможным мир, способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2 Терпимость не является уступкой, снисходительностью или снисходительностью. Толерантность – это, прежде всего, активная позиция, обусловленная признанием универсальных прав человека и основных свобод других. Ни при каких обстоятельствах он не может использоваться для оправдания нарушений этих фундаментальных ценностей. Терпимость должна проявляться отдельными лицами, группами и государствами.
1.3 Толерантность – это ответственность, которая поддерживает права человека, плюрализм (включая культурный плюрализм), демократию и верховенство закона. Он предполагает отказ от догматизма и абсолютизма и подтверждает стандарты, изложенные в международных документах по правам человека.
1.4 В соответствии с уважением к правам человека, практика терпимости не означает терпимости к социальной несправедливости или отказа или ослабления своих убеждений. Это означает, что человек свободен придерживаться своих собственных убеждений и соглашается с тем, что другие придерживаются своих убеждений. Это означает признание того факта, что люди, от природы разные по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, имеют право жить в мире и быть такими, какие они есть. Это также означает, что нельзя навязывать свои взгляды другим.[2]
Социальная терпимость требует, чтобы все члены общества ходили друг с другом, не опасаясь физического или эмоционального нападения или насилия. Толерантность никогда и никогда не означает, что один человек или партия проявляют терпимость, а другие нет. Жизненно важно и важно, чтобы все люди в мире отличались друг от друга лицом, расой, цветом кожи, полом, образованием, религией, природой, характером и тысячами таких качеств. Таким образом, разногласия по определенному вопросу вполне естественны и нормальны. Однако есть тысячи способов защищать и выражать свое мнение в уважительной манере. То, что ненавистно мне, гораздо больше любит и заботится о других. Вещи, которые не любят делать в стране, могут быть идеальными для другого региона.
Мир — это сад. Вся окружающая среда является частицей сада. Все частицы окружающей среды делают сад красивым. Частицы окружающей среды — дух плодородного сада. «Если чувства любви не будет, то и дух жертвенности не сформируется. Если человек не любит другого, у него никогда не может быть хороших чувств в сердце к нему, и он не может добросовестно выполнять права, причитающиеся этому человеку. Отсутствие терпимости ведет к насилию и в конечном итоге разрушает мир и безопасность общества. Когда люди терпят неудачу в своих аргументах, они становятся нетерпимыми, а затем используют силу и агрессию, чтобы поддержать свою точку зрения».[3]
Ряд серьезных инцидентов, происходящих в повседневной жизни из-за нетерпимости! Мир не может быть произведен войной, справедливость не может быть обеспечена несправедливостью, доверие не может быть возобновлено недоверием, а любовь не может быть измерена силой и могуществом. Однако мы так и делаем. Мы должны помнить, что любовь превыше всего. Его можно купить не по нашей воле, а по вере. Всякий раз, когда вера реальна, терпимость переполняет жизнь.
По словам доктора Чарльза Рэйсона, «одно поколение, полное глубоко любящих родителей, изменит мозг следующего поколения, а вместе с ним и весь мир». Могут быть противоречия и разногласия, однако это может помочь нам подумать, как успокоить наш гнев. Гнев преследует, чтобы отомстить, и в то же время швыряет сверху вниз.
Известная, увы, почти банальная цитата из «Убить пересмешника», в которой Аттикус говорит: «Вы никогда не поймете человека по-настоящему, пока не рассмотрите вещи с его точки зрения… пока не влезете в его шкуру и не пойдете вокруг в нем». Я считаю, что это действительно помогает в случае морального разногласия. Хотя я могу не видеться с кем-то во взглядах, я могу на секунду представить себя этим человеком — с его/ее воспоминаниями, нейронной связью и эмоциями. Этот человек вырос с определенными генами, социализировался в определенной среде и выработал определенные реакции. Если бы я был этим человеком, я вижу, что я бы предпринял точно такие же действия и придерживался бы точно таких же чувств. Это дает мне чувство смирения и сострадания, потому что я могу понять: «О да, этот человек просто реализует свои мотивационные побуждения так же, как я. пятно — делать то, что мы запрограммированы делать «. [4]
Терпимость — это моральная добродетель. Это происходит от любви. Без любви его нельзя заслужить. Это важно все время, потому что любовь терпелива, любовь добра. Любовь никогда не завидует другим, ничем не хвалится, не гордится своим величием. Он не бесчестит других, он не своекорыстен, его нелегко разозлить, он не ведет учет обид. Он никогда не наслаждается безнравственностью, но радуется правдивости. Любовь все покрывает, всему верит, всего ожидает и во всем терпелива.
Терпимость — это больше, чем мириться с чем-то. Это моральная добродетель. Эта статья является частью серии статей об общественной морали в Австралии 21 века. В нем говорится: «Психологические исследования подтверждают идею о том, что терпимость лучше отнести к области морали. Мое собственное исследование с моими учениками показывает, что лучшими индикаторами и предикторами терпимости к человеческому разнообразию являются справедливость и сочувствие. Справедливость и сочувствие также очень тесно связаны с моральным развитием и мышлением. Они лежат в основе любой последовательной моральной философии .”[5]
[1] Dictionary — https://www .google.com/search?q=Dictionary
[2] Устав ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.: Статья 1: Декларация принципов толерантности
[3] Хайруззаман: Важность толерантности в установлении мира в обществе – 14 января 2018 г.
http://www.daily-sun.com/printversion/details/281788/Importance-of-tolerance-in-installing-peace-in-society
[4] Брайан Томасик: Личная и социальная терпимость 20 августа 2013 г. (обновлено 10 марта 2014 г.). 17 сентября 2014 https://theconversation.com/au
Допуск | Lane Kenworthy
Lane Kenworthy, The Good Society
Июль 2016
Толерантность — это точка зрения, согласно которой люди, отличающиеся от вас внешностью, убеждениями или поведением, должны иметь те же права, что и вы, — право свободно говорить, действовать свою веру, жениться на человеке по своему выбору, голосовать, собираться в общественных местах, выбирать, где жить, посещать государственные школы, работать и многое другое. 1 Толерантность лежит в основе демократии и необходима для общества, которое ценит индивидуальную свободу и возможности. 2 Это может иметь дополнительные преимущества, такие как содействие социальной гармонии и сотрудничеству, повышение экономической производительности и увеличение счастья. 3
Терпимость к религиозному разнообразию была одним из основополагающих принципов Америки, и хотя мы не всегда соответствовали этому стремлению, Соединенные Штаты на протяжении всей своей истории были более терпимы к религиям меньшинств, чем многие другие страны. . За последние полвека мы добились больших успехов в распространении этой терпимости на другие сферы, от расы до сексуальных предпочтений и так далее.
Насколько толерантны американцы? Насколько мы улучшились? В чем мы еще далеки от идеала подлинно и полностью толерантного общества?
Перейти к:
- Насколько толерантны американцы?
- Американцы стали толерантнее?
- Резюме
НАСКОЛЬКО ТОЛЕРАНТНЫ АМЕРИКАНЦЫ?
Традиционная стратегия измерения толерантности заключается в ответах на следующие вопросы опроса общественного мнения.
- «Всегда есть люди, чьи идеи другие люди считают плохими или опасными. Если бы такой человек захотел выступить с речью в вашем городе, поселке или общине, следует ли ему позволить говорить или нет?» (Общий социальный опрос)
- «Допускать такого человека к преподаванию в колледже или университете или нет?» (Общий социальный опрос)
- «Если бы некоторые люди в вашем сообществе предложили изъять книгу, которую он написал в поддержку своих взглядов, из вашей публичной библиотеки, поддержали бы вы удаление этой книги или нет?» (Общий социальный опрос)
- «Есть люди, чьи взгляды большинство считает крайними. Считаете ли вы, что таким людям следует разрешать проводить публичные собрания для выражения своего мнения?» (Международная программа социальных исследований)
- «В этом списке разные группы людей. Не могли бы вы упомянуть кого-то, кого вы не хотели бы иметь в качестве соседей?» (Обзор мировых ценностей)
На рис. 1 показана доля взрослых американцев, которые толерантно отвечают на эти вопросы о людях другой расы, иммигрантах, гомосексуалистах, религиозных экстремистах, коммунистах и других меньшинствах или спорных группах.
Рисунок 1. Толерантность американцев
Источники данных: Gallup, «Gay and Lesbian Rights», gallup.com; Gallup, цитируется в Chelsea A. Schafer and Greg M. Shaw, «Tolerance in the United States», Ежеквартальный отчет «Общественное мнение» , 2009 г.; Общий социальный опрос (GSS), sda.berkeley.edu; Международная программа социальных исследований (ISSP), zakat.gesis.org; Обзор мировых ценностей (WVS), worldvaluessurvey.org. Данные Gallup за 2006, 2008 и 2014 годы. Данные GSS за 2014 год. Данные ISSP за 2004 и 2008 годы. Данные WVS за 2011 год. Почти все мы говорим, что нам было бы хорошо иметь соседа, который исповедует другую религию, или принадлежит к другой расе, или является неженатой парой. И почти все выступают за то, чтобы геям или лесбиянкам разрешалось выступать публично или преподавать в университете.
Тем не менее, в остальном уровень толерантности, выраженный в ответах на эти вопросы анкеты, довольно низок. Только 80% взрослых американцев говорят, что они не против иметь соседа-гомосексуалиста или мусульманина, или выступают за то, чтобы кто-то, кто настроен антирелигиозно, выражал это мнение публично. Только 70% выступают за то, чтобы позволить коммунисту или «милитаристу» публично выражать свои взгляды, или за то, чтобы позволить антирелигиозному человеку преподавать в университете, или за то, чтобы гомосексуальный и лесбийский секс был законным. Только 60% выступают за то, чтобы человек, который считает афроамериканцев генетически неполноценными, говорил об этом публично.
Только 57% считают, что геям и лесбиянкам следует разрешить вступать в брак. И только половина или меньше готовы позволить религиозным экстремистам встречаться публично, или разрешить антиамериканскому мусульманскому духовенству публично высказывать свои взгляды, преподавать в университете или иметь книгу, выражающую их мнение, в публичной библиотеке.Насколько толерантны американцы по сравнению с их сверстниками из других богатых стран? Согласно данным на рис. 2 из World Values Survey, мы находимся в середине списка. В этих вопросах опроса респондентов спрашивают, не возражают ли они против того, чтобы определенные группы людей были соседями.
Рисунок 2. Согласен с соседом, который является членом спорной группы или меньшинства
Данные за 2005-2014 гг. Вопрос: «В этом списке разные группы людей. Не могли бы вы упомянуть кого-то, кого вы не хотели бы иметь в качестве соседей?» Варианты ответа: упоминал, не упоминал, не знаю. Ответы «не знаю» здесь исключены. Источник данных: World Values Survey, worldvaluessurvey. org.
Ответы показывают, что американцы относятся к числу наиболее терпимых к религиозному многообразию: 97% заявили, что не возражали бы против того, чтобы соседом был человек с другой религиозной верой. Это особенно поразительно, учитывая, что относительно большая часть американцев религиозна. 4 Мы могли бы ожидать большей терпимости по отношению к представителям других религиозных традиций в странах, где мало кто заботится о религии.
Мы также выглядим сравнительно комфортно, живя рядом с кем-то другой расы. Это не означает, что большинство белых американцев хотят жить в районе, в котором преобладают афроамериканцы или латиноамериканцы, но это говорит нам о том, что они не возражают против некоторой степени разнообразия районов. 5
Мы находимся в центре внимания в отношении иммигрантов и лиц, говорящих на другом языке. Тем не менее, тот факт, что только 91% американцев согласны с иммигрантами в качестве соседей, несколько разочаровывает.
Полвека назад неженатые пары, живущие вместе, были относительной редкостью. Сегодня они настолько распространены, что почти не привлекают внимания. Тем не менее, некоторые американцы все еще возражают. По данным Всемирного обзора ценностей, только 92% американцев не против иметь в качестве соседа неженатую пару — это меньше, чем в большинстве других богатых стран.
Хотя американцы стали значительно более терпимыми к гомосексуализму и гомосексуалистам в последние десятилетия (см. ниже), мы менее терпимы в этом отношении, чем жители большинства других богатых стран. Только 80% американцев говорят, что не против иметь соседа-гомосексуалиста.
Еще одно межстрановое исследование, Международная программа социальных исследований (ISSP), спрашивает, следует ли разрешать группам, считающимся экстремистскими, проводить публичные собрания для выражения своего мнения. Результаты, показанные на рис. 3, отличаются от результатов по допуску соседей в двух отношениях. Во-первых, во всех странах терпимость гораздо ниже, когда речь идет о разрешении публичных собраний предполагаемых экстремистских групп. Во-вторых, в этом аспекте толерантности Соединенные Штаты лидируют. Только половина американцев считает, что религиозным экстремистам или расистам следует разрешить публично встречаться для выражения своих взглядов, но эта доля больше, чем в любой другой богатой стране.
Рисунок 3. Экстремистским группам следует разрешить проводить публичные собрания
Поделитесь высказыванием о том, что экстремистским группам определенно или вероятно следует разрешить проводить публичные собрания для выражения своего мнения. Данные за 2004 и 2008 годы. Вопрос: «Есть люди, взгляды которых большинство считает крайними…. Считаете ли вы, что таким людям следует разрешать проводить публичные собрания для выражения своего мнения?» Варианты ответов: определенно, вероятно, вероятно, нет, определенно нет. Источник данных: Международная программа социальных исследований (ISSP), zakat.gesis.org.
АМЕРИКАНЦЫ СТАЛИ БОЛЕЕ ТОЛЕРАНТНЫМИ?
Вполне вероятно, что в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах терпимость среди американцев возросла, по крайней мере, по отношению к таким группам, как католики, евреи и афроамериканцы. Тем не менее исследователи, которые пытались оценить тенденции толерантности в этот период, пришли к противоречивым выводам: одни обнаружили рост толерантности, а другие не обнаружили никаких изменений. 6 Основная проблема заключается в том, что очень мало данных о толерантности до середины 19-го века.70-е годы.
За период с середины 1970-х годов у нас есть немного больше свидетельств, и это говорит о том, что в целом американцы стали более толерантными. 7 Рисунок 4 показывает неуклонный рост доли тех, кто одобряет смешанные браки на расовой почве. General Social Survey задавал вопросы о выступлениях, обучении и книгах с начала до середины 1970-х годов. Рисунок 5 показывает, что американцы стали значительно более терпимы к гомосексуалистам, антирелигиозным лицам, коммунистам и «милитаристам». Исследование World Values Survey задавало соседям вопрос с начала XIX века.80-е годы. Рисунок 6 показывает устойчиво высокий уровень толерантности к лицам другой расы и рост толерантности к гомосексуалистам. На рис. 7 показаны данные Pew, Gallup и GSS о том, должен ли гомосексуальность приниматься обществом, гомосексуалы должны иметь равные права на работу, секс между геями и лесбиянками должен быть законным, однополые браки должны быть законными, а пары геев и лесбиянок должны быть законными. должно быть разрешено усыновлять детей. Это также предполагает увеличение толерантности. 8
Рисунок 4. Одобрение браков между черными и белыми
Вопрос: «Вы одобряете или не одобряете браки между черными и белыми?» Варианты ответа: одобряю, не одобряю, нет мнения. Ответы «нет мнения» здесь опущены. Источник данных: Фрэнк Ньюпорт, «В США 87% одобряют черно-белые браки по сравнению с 4% в 1958 году», gallup.com, 2013 г.
Линии — лёссовые кривые. Вопросы: «Теперь я хотел бы задать вам несколько вопросов о человеке, который признает, что он [человек, выступающий против церкви и религии («антирелигиозный»), коммунист, гомосексуал, человек, который выступает за отмену выборов и разрешение военный управляет страной («милитарист»), человек, считающий негров генетически неполноценными («расист»), мусульманский священнослужитель, проповедующий ненависть к США]. (а) Предположим, что этот признанный […] хотел выступить с речью в вашем сообществе. Позволить ему говорить или нет? (б) Следует ли такому человеку разрешить преподавать в колледже или университете или нет? (c) Если бы некоторые люди в вашем сообществе предложили изъять книгу, которую он написал в пользу […], из вашей публичной библиотеки, поддержали бы вы удаление этой книги или нет?» Источник данных: General Social Survey, sda.berkeley.edu, серия spkath, colath, libath, spkcom, colcom, libcom, spkhomo, colhomo, libhomo, spkmil, colmil, libmil, spkmslm, colmslm, libmslm, spkrac, colrac, librac.
Рисунок 6. Хорошо иметь соседа, который является членом меньшинства или спорной группы
Вопрос: «В этом списке есть разные группы людей. Не могли бы вы упомянуть кого-то, кого вы не хотели бы иметь в качестве соседей?» Варианты ответа: упоминал, не упоминал, не знаю. Ответы «не знаю» здесь исключены. Источник данных: World Values Survey, worldvaluessurvey.org.
Рисунок 7. Толерантность к гомосексуалистам
Вопрос о праве на равные возможности трудоустройства: «Как вы, возможно, знаете, в новостях широко обсуждались права гомосексуальных мужчин и женщин. В целом, как вы думаете, гомосексуалы должны или не должны иметь равные права с точки зрения возможностей трудоустройства?» Варианты ответа: да должен, нет не должен, зависит, нет мнения. Здесь исключены ответы «зависит» и «нет мнения». Источник данных: Гэллап, «Права геев и лесбиянок», Исторические тенденции Гэллапа. О гомосексуализме следует принять вопрос: «Я зачитаю вам несколько пар утверждений, которые помогут нам понять, как вы относитесь к ряду вещей. Когда я буду читать каждую пару, скажите мне, первое утверждение или второе утверждение ближе к вашим собственным взглядам, даже если ни одно из них не совсем верно. «гомосексуальность должен быть принят обществом» или «гомосексуальность должен не поощряться обществом». Не знаю ответы исключены. Источник данных: Исследовательский центр Пью. Правовой вопрос о сексе: «Как вы думаете, должны или не должны быть законными отношения геев или лесбиянок между взрослыми по обоюдному согласию?» Варианты ответа: должно быть законным, не должно быть законным. Источник данных: Гэллап, «Права геев и лесбиянок», Исторические тенденции Гэллапа. Правовой вопрос о браке: «Согласны ли вы или не согласны с тем, что гомосексуальные пары должны иметь право вступать в брак друг с другом?» Варианты ответов: полностью согласен, согласен, ни согласен, ни не согласен, не согласен, совершенно не согласен. Линия показывает долю тех, кто полностью согласен или согласен. Источник данных: General Social Survey, sda.berkeley.edu, серия marhomo. Вопрос об усыновлении детей: «Как вы думаете, следует или не следует разрешать геям и лесбиянкам усыновлять детей?» Ответы-мнения не исключаются. Источник данных: Гэллап, «Права геев и лесбиянок», Исторические тенденции Гэллапа.
Толерантность к расистам не увеличилась согласно данным Общего социального исследования на рис. 5. Одна из возможных причин заключается в том, что раса, расовые предрассудки и расовая дискриминация особенно чувствительны в контексте истории Америки. Другая заключается в том, что расизм считается более «политически некорректным», чем другие противоречивые взгляды, даже коммунистические, милитаристские или антирелигиозные убеждения. Или, может быть, это потому, что группа «расисты» определяется неправильным фактическим убеждением («черные генетически неполноценны»), а не предпочтениями (против религии, за то, чтобы военными управляли страной и т. д.).
Толерантность к иммигрантам также не увеличилась; действительно, как видно на рис. 6, она несколько снизилась. Около 11 миллионов иммигрантов в Соединенных Штатах находятся здесь нелегально, и вопрос о том, как бороться с нелегальной иммиграцией, привлек значительное внимание политиков и средств массовой информации с 1980-х годов. Это, безусловно, сыграло роль в эволюции терпимости американцев к иммигрантам. Кампания Дональда Трампа по выдвижению кандидата в президенты от республиканцев в 2016 году с его обещанием немедленно депортировать всех нелегальных иммигрантов и построить гигантскую стену вдоль всей американо-мексиканской границы может еще больше ослабить эту терпимость.
Мусульмане — третье исключение в росте толерантности. Учитывая теракты 11 сентября 2001 г. , совершенные радикальными исламистами, неудивительно, что на диаграмме 6 показано снижение после 2001 г. доли американцев, которые говорят, что им было бы хорошо иметь соседа-мусульманина. 9 На рисунке 5 уровень терпимости к антиамериканскому мусульманскому духовенству неизменен, но данные доступны только с 2008 года.
Эти три исключения из роста терпимости могут иметь разные объяснения. Но в случае с расистами и мусульманами может быть общая черта: американцы могут быть менее терпимы к группам, которые считаются нетерпимыми. 10 Этот образец — терпимость к большинству «чужих» групп, но не к группам, которые сами нетерпимы, — может также объяснить низкий уровень терпимости к расистам и религиозным экстремистам, который мы наблюдаем во всех богатых странах на рис. 3 выше.
Толерантность выражается не только в убеждениях, но и в поведении. Таким образом, индикаторы терпимости могут включать частоту и интенсивность преступлений на почве ненависти, членство в группах ненависти, письма в газеты или избранным политикам, выступающие за ограничение прав определенных групп, попытки студенческого движения помешать спорным ораторам выступать в своем кампусе и т. д. на. К сожалению, у нас есть менее систематические данные об этих типах поведения. 11
С середины 1990-х годов ФБР собирает отчеты о преступлениях на почве ненависти из государственных и местных отделений полиции. Поскольку о многих преступлениях на почве ненависти не сообщается, эти данные занижают частоту таких преступлений. Но они могут дать нам достаточно точную картину тенденций, потому что степень занижения сведений вряд ли сильно изменилась с течением времени. На рисунке 8 показаны модели для восьми целевых групп — евреев, представителей ЛГБТК, мусульман, афроамериканцев, азиатов, латиноамериканцев, белых и инвалидов. Количество преступлений на почве ненависти в отношении последних четырех из этих групп за два десятилетия было довольно низким. Для евреев, ЛГБТ-американцев и чернокожих он выше, но тенденция снижается. Преступления на почве ненависти в отношении мусульман временно подскочили в 2001 году, после терактов 11 сентября, и с тех пор не изменились.
Рисунок 8. Преступления на почве ненависти
На 100 000 человек в группе жертв. Источники данных: Данные о жертвах преступлений на почве ненависти взяты из ФБР, «Статистика преступлений на почве ненависти», Единые отчеты о преступлениях, разные годы, таблица 1. Данные о населении взяты из Бюро переписи населения и Гэллапа.
Что вызвало общий рост толерантности в Соединенных Штатах в прошлом поколении? Одна из возможностей состоит в том, что это следствие растущего благосостояния. Толерантность, как правило, выше в более богатых странах. Имея более высокий доход, люди чувствуют себя в большей экономической безопасности, что позволяет им придавать большее значение свободе, справедливости и возможностям для людей из менее обеспеченных или менее основных групп. 12 ВВП на душу населения в Америке почти удвоился с середины 1970-х годов. С другой стороны, большая часть прироста доходов в результате этого экономического роста досталась небольшой части домохозяйств, находящихся на вершине лестницы доходов, а экономическая безопасность снизилась для некоторых, а может быть, и для многих домохозяйств, находящихся на средних и нижних ступенях. 13 Таким образом, неясно, следует ли нам ожидать, что растущее благосостояние страны стало ключевым фактором повышения толерантности.
Образование — еще один кандидат. Люди с более высоким уровнем образования, как правило, более толерантны, а среднее количество лет обучения американцев в последние десятилетия выросло. 14 Однако рост уровня образования не был особенно значительным. Более того, согласно одному недавнему исследованию, группа, среди которой толерантность увеличилась больше всего, — это люди с наименьшим образованием — люди с дипломом ниже среднего. 15
Религиозность угасла за последнее поколение. 16 Хотя это могло способствовать росту толерантности к геям и лесбиянкам, неясно, почему это могло сильно повлиять на толерантность к другим группам. Также, как и в случае с образованием, ослабла связь между религиозностью и терпимостью к гомосексуалистам; даже очень религиозные люди становятся более терпимыми. 17
Популярная гипотеза гласит, что толерантность возрастает, когда между группами больше межличностных контактов. 18 Это может быть частью истории. Например, в 1985 году только четверть американцев сказали, что у них есть родственники, друзья или коллеги, которых они знают как геев или лесбиянок. К 2003 г. эта доля выросла примерно до половины, а к 2013 г. – до трех четвертей. 19 Однако увеличение контактов вряд ли объясняет большую часть тенденции, которую мы наблюдаем на рис. 5, поскольку большинство американцев, вероятно, не увеличивали свои контакты, например, с коммунистами или милитаристами в этот период. А учитывая значительный рост иммиграции с 1960-х, очень вероятно, что контакты с иммигрантами увеличились, но терпимость к иммигрантам, похоже, снизилась.
Наиболее вероятной причиной роста толерантности является культурный сдвиг, начавшийся в 1960-х или 1970-х годах. Этот сдвиг включает в себя большее признание индивидуальных прав и возможностей и признание справедливости по отношению к традиционно неблагополучным группам. Его распространению способствовали средства массовой информации, в том числе телевидение. 20 Некоторые предполагают, что это феномен поколений («когортный эффект»), 21 , но недавнее исследование показало, что рост толерантности произошел среди всех поколений, а не только среди молодых. 22
РЕЗЮМЕ
Толерантность жизненно важна для демократического общества, приверженного личной свободе и возможностям. Основное свидетельство, которое у нас есть для оценки толерантности в Соединенных Штатах, — это ответы на вопросы анкеты. Эти ответы говорят о том, что американцы довольно толерантны в одних отношениях, но на удивление нетерпимы в других. По сравнению с нашими коллегами из других богатых стран, мы находимся либо на среднем уровне терпимости, либо на самом высоком уровне, в зависимости от типа заданного вопроса. Хорошая новость заключается в том, что в последние десятилетия терпимость по отношению к большинству групп растет.
- Толерантность — это не отсутствие предубеждений; вы можете полагать, что члены определенной группы по своей природе ниже других, и все же хотеть, чтобы они имели те же права, что и другие группы. Терпимость — это не то же самое, что моральное принятие; вы можете настаивать на том, что фашисты или гомосексуалы имеют равные права, даже если вы считаете их убеждения или действия морально неправильными. Это даже не обязательно подразумевает понимание или сочувствие; вы можете поддержать предоставление сикхам или гаитянским иммигрантам полного набора прав, даже если вы мало знаете об их религии или стране происхождения. «Декларация принципов толерантности», ратифицированная ООН в 1919 г.95, говорится, что «Толерантность — это уважение, принятие и признание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов человеческого бытия… Толерантность – это, прежде всего, активная позиция, вызванная признанием универсальных прав человека и основных свобод других». ↩
- Джон Стюарт Милль, На свободе , 1859; Сеймур Мартин Липсет, «Некоторые социальные реквизиты демократии», , журнал «Американская политическая наука», , 1959 г. ↩
- Ричард Флорида и Гэри Гейтс, «Технологии и толерантность: важность разнообразия для развития высоких технологий», Брукингский институт, 2001 г. ; Рональд Инглхарт, Роберто Фоа, Кристофер Петерсон и Кристиан Вельцель, «Развитие, свобода и растущее счастье», стр. 9.0112 Перспективы психологической науки , 2004 г. ↩
- Лейн Кенворти, «Религия», , «Хорошее общество», . ↩
- Дэвид Кард, Александр Мас и Джесси Ротштейн, «Всегда ли смешанные районы нестабильны? Двусторонние и односторонние чаевые», Рабочий документ 14470, Национальное бюро экономических исследований, 2008 г. ↩
- Дж. Аллен Уильямс-младший, Клайд З. Нанн и Луис Сент-Питер, «Истоки толерантности: результаты повторения работы Стоуффера о коммунизме, конформизме и гражданских свободах», стр. Социальные силы , 1976; Челси Э. Шафер и Грег М. Шоу, «Толерантность в Соединенных Штатах», Public Opinion Quarterly , 2009 г. ↩
- Шафер и Шоу, «Толерантность в Соединенных Штатах»; Джин М. Твенге, Натан Т. Картер и У. Кейт Кэмпбелл, «Временной период, возрастные и возрастные различия в терпимости к спорным убеждениям и образу жизни в Соединенных Штатах, 1972–2012 гг. », Social Forces , 2015 г. ↩
- Мы наблюдаем аналогичный рост доли тех, кто говорит, что гомосексуальность не является чем-то неправильным. См. Кенворти, «Включение: ЛГБТК», стр. 9.0112 Хорошее общество . ↩
- Линда Дж. Скитка, Кристофер В. Бауман и Элизабет Маллен, «Политическая толерантность и приближение к психологическому закрытию после террористических атак 11 сентября 2001 г.: комплексный подход», Бюллетень личности и социальной психологии , 2004 г. ↩
- Деннис Чонг, «Свобода слова и мультикультурализм в академии и за ее пределами», Политическая психология, , 2006 г. ↩
- По данным Южного юридического центра по борьбе с бедностью, в 2014 году в США насчитывалось 784 активные группы ненависти. См. Марк Поток, «Год в ненависти и экстремизме», Южный юридический центр по борьбе с бедностью. ↩
- Рональд Инглхарт, «Изменение ценностей западной общественности с 1970 по 2006 год», West European Politics, 2008. ↩
- Лейн Кенворти, «Общее процветание», , «Хорошее общество», ; Кенворти, «Достойный и растущий уровень доходов», , «Хорошее общество», ; Кенворти, «Стабильный доход и расходы», The Good Society . ↩
- Джулианна Оландер, Жанна Баталова и Джудит Триас, «Объяснение влияния образования на отношение к гомосексуальным отношениям», стр. Исследования в области социальных наук , 2005 г. ↩
- Твенге и др., «Период времени, поколения и возрастные различия в толерантности». См. также Майкл Дж. Козлоски, «Гомосексуальное моральное принятие и социальная терпимость: меняется ли влияние образования?», Journal of Homosexuality , 2010 г. ↩
- Кенворти, «Религия», , «Хорошее общество», . ↩
- Козлоски, «Гомосексуальное моральное принятие и социальная терпимость». ↩
- Гордон Олпорт, Природа предрассудков , 1954; Сэмюэл А. Стоуффер, Коммунизм, конформизм и гражданские свободы , 1955 г.