Зло во благо: 5 психологических экспериментов, обнаживших все худшее в человеке
ИсторииНаука
«Вокруг света» рассказывает о нашумевших психологических экспериментах, приоткрывших и позволивших лучше изучить худшие стороны человеческой натуры.
Кадр из сериала «Игра в кальмара»
- Фото
- Dom Slike / Alamy via Legion Media
«Пещера грабителей»
На что способны люди, если поделить их на группы и поместить в конфликтную среду
В середине 1950-х годов работавший в США турецкий психолог Музафер Шериф провел серию экспериментов по изучению межгрупповых конфликтов и сотрудничества в детском летнем лагере. Он назвал эти эксперименты Robbers cave («Пещера грабителей»), а в русскоязычных источниках эксперименты Шерифа чаще фигурируют под общим названием «Летний лагерь».
Музафер и его коллеги отбирали для экспериментов мальчиков в возрасте 11-12 лет, не имевших явных психических расстройств. Их делили на две группы по 11 человек. Члены каждого отряда быстро сходились друг с другом. Мальчики участвовали в различных видах деятельности, а внутри отрядов в это время формировалась определенная иерархия.
- Фото
- Legion Media
Затем организаторы начали устраивать спортивные состязания между двумя отрядами, провоцируя межгрупповой конфликт. Сначала подростки выражали свои недовольство по поводу выигрыша соперников только словесно, но постепенно нетерпимость усиливалась. Сначала одна группа испортила флаг отряда соперников, которые ответили разгромом домика первой группы. В какой-то момент отряды стали настолько агрессивны по отношению друг к другу, что исследователям пришлось их физически разделить.
Снижению напряженности поспособствовала необходимость объединения отрядов для достижения общих целей. Например, ребятам нужно было вместе восстановить водоснабжение лагеря или придумать способ починки «сломавшегося» грузовика.
- Фото
- Jeffrey Isaac Greenberg / Alamy via Legion Media
Этот эксперимент, критикуемый за квазинаучность, подтвердил теорию Шерифа (ее также называют реалистичной теорией группового конфликта), что групповая ссора может возникнуть в результате конкуренции за ресурсы. Исследование также показывает, что конфликт может возникнуть и при отсутствии такой конкуренции, поскольку мальчики начали негативно отзываться о другой группе еще до того, как исследователи организовали турниры.
По словам социального психолога Донельсона Форсайта, «Пещера грабителей» также демонстрирует, с какой готовностью люди занимаются социальной категоризацией или делением на «своих» и «чужих».
Эксперимент с куклой Бобо
Учатся ли дети агрессии у взрослых
- Фото
- Steve Lillie / Alamy via Legion Media
В 1960-х годах американо-канадский психолог Альберт Бандура с коллегами провел эксперимент, чтобы выяснить, можно ли перенять социальное поведение, включая агрессию, путем наблюдения за другими людьми. В частности, речь шла о том, как дети учатся и используют определенные поведенческие паттерны.
В эксперименте приняли участие 36 мальчиков и 36 девочек из детского сада Стэнфордского университета в возрасте от 3 до 6 лет. Исследователи предварительно оценили уровень агрессии детей, наблюдая за их поведением в детской комнате. Далее малышей поделили на три группы: «агрессивную», «неагрессивную» и контрольную. В каждой группе насчитывалось по 24 ребенка.
В рамках исследования каждый ребенок помещался в комнату, где мог заниматься своим любимым делом. В другом углу комнаты находился взрослый исследователь. В присутствии детей из «агрессивной» группы он начинал проявлять агрессию по отношению к надувной кукле Бобо: бил ее молотком и кричал на нее. Детям из второй группы такое поведение не демонстрировалось — взрослый «играл» с конструктором, игнорируя куклу.
На втором этапе эксперимента детей из обеих групп отправляли в другую комнату, которая была заполнена привлекательными игрушками. Им разрешалось провести в ней несколько минут, а затем детей, увлекшихся игрушками, возвращали в первую комнату, вызывая у них досаду.
Как только испытуемый ребенок оказывался в первой комнате, ему разрешали повозиться с игрушками взрослых, если он захочет. Дети из первой группы оказывались более агрессивными в выражении своего разочарования. Многие из них направляли свой гнев на куклу Бобо, неоднократно били ее кулаком, молотком и кричали на нее.
Тот же эксперимент был проведен с контрольной группой детей, которые были разделены по половому признаку. Им экспериментаторы не демонстрировали никаких моделей поведения.
Исследователи пришли к выводу, что дети, которые наблюдали за агрессивной моделью, давали гораздо больше имитационных агрессивных ответов, чем дети из «неагрессивной» и контрольной групп. Кроме того, мальчики оказались более агрессивными, чем девочки: дети мужского пола продемонстрировали 270 агрессивных действий по отношению к Бобо, тогда как у девочек этот показатель составил 128.
Эксперимент с куклой Бобо показал, что дети способны учиться социальному поведению через наблюдение.
Эксперимент Милгрэма
Сколько страданий люди готовы причинить другим, если это входит в их рабочие обязанности
- Фото
- MauriceNorbert / Alamy via Legion Media
Пожалуй, самый жестокий и неоднозначный психологический эксперимент в истории провел в 1960-х годах американский социальный психолог Стэнли Милгрэм, изучавший механизмы оправдания актов геноцида немецкими гражданами во время Второй мировой войны.
Милгрэм предположил, что люди по своей природе склонны подчиняться авторитетным фигурам, и устроил эксперимент, в котором участвовали три человека: исследователь, «учитель» и «ученик». «Учителем» всегда оказывался участник эксперимента, а «учеником» — актер. Добровольцам было сказано, что они принимают участие в исследовании влияния боли на память.
Во время эксперимента исследователь и «учитель» находились в одном помещении, а «ученик» в другом. К телу «ученика» прикрепляли электроды и усаживали на стул. «Учитель» и исследователь в это время находились в комнате с «генератором электрического тока». «Ученику» предстояло запомнить список слов, а «учитель» проверял его память. Каждый раз, когда «ученик» ошибался, «учитель» должен был включать генератор, постепенно повышая напряжение. Всего на генераторе тока было 30 подписанных переключателей, создававших ток напряжением от 15 до 450 вольт. Чтобы убедиться в серьезности эксперимента «учитель» предварительно получал демонстрационный удар током.
В процесс исследования подставные «ученики» в основном давали неправильные варианты, заставляя «учителей» повышать напряжение. В какой-то момент «ученики» начинали кричать от боли и просили остановить эксперимент.
Схема эксперимента Милгрэма
- Фото
- Adisha Pramod / Alamy
Такое поведение «учеников» заставляло «учителей» остановиться, но исследователи настойчиво убеждали их в необходимости продолжить эксперимент, используя ряд подготовленных фраз и ответов на вопросы «учителей» о риске дальнейшего повышения напряжения.
В итоге все подопытные продолжали бить током «учеников», пока напряжение не доходило до 300 вольт. Две трети из них дошли до предельных 450 вольт — в реальности такой удар током грозит человеку смертью.
«Жестокий авторитет противопоставлялся сильнейшим моральным императивам испытуемых [участников] против причинения вреда другим, но, когда в ушах испытуемых [участников] стоял крик жертв, авторитет чаще всего побеждал», — говорится в выводах Милгрэма.
Эксперимент Аша
Как боязнь стать изгоем и белой вороной заставляет человека идти против себя
- Фото
- LANDMARK MEDIA / Alamy via Legion Media
Психолог из США польского происхождения Соломон Аш (его учеником был Стэнли Милгрэм) в 1950-х годах провел ряд экспериментов, пытаясь выяснить, готовы ли люди игнорировать реальность, чтобы не выделяться на фоне группы.
Аш набирал для экспериментов студентов, которым говорилось, что их ждет проверка зрения. Каждый испытуемый находился в группе с семью подставными. Молодым людям задавали различные вопросы и показывали карточку, на которой был изображен вертикальный отрезок. Потом им давали другую карточку с тремя отрезками разной длины и предлагали определить, какой из них соответствует отрезку с первой карточки. Семеро подставных участников дважды отвечали правильно, но в третьем раунде дружно выбирали неверный вариант. Подопытный всегда отвечал последним.
Пример карточек из эксперимента Аша
- Фото
- Adisha Pramod / Alamy via Legion Media
Почти 75% участников экспериментов хотя бы один раз согласились с остальной группой. После объединения итогов испытаний результаты показали, что участники соответствовали неправильному групповому ответу примерно в трети случаев.
В первых двух раундах подсадные утки отвечали правильно, но в третьем давали один и тот же неправильный ответ, который слышал сбитый с толку студент. Глаза говорили ему одно, но раз за разом окружающие это опровергали. Аш проводил и контрольные эксперименты — испытуемого «прогоняли» по карточкам в одиночку и в группе случайных участников. Без давления группы количество ошибок не превышало 1%. Но в присутствии подсадных уток 75% участников хотя бы раз отвечали неправильно!
Аш также обнаружил, что если один из подставных участников дал правильный ответ, а остальные — неправильный, то подопытные выбирали неправильный отрезок лишь в 5-10% случаев. Более поздние исследования подтвердили вывод, что наличие социальной поддержки является важным инструментом в борьбе с конформизмом.
По завершении экспериментов участников спросили, почему они соглашались с остальной группой и не верили своим глазам. В большинстве случаев добровольцы говорили, что видели ошибку, но не хотели сталкиваться с насмешками.
Эффект свидетеля
Безразличие или перекладывание ответственности: почему, когда человеку плохо, люди стоят и ждут, что ему помогут другие
- Фото
- Ankor Light / Alamy via Legion Media
Эффект безучастного свидетеля стал изучаться после того, как 28-летнюю американку Китти Дженовезе убили у ее дома в 1964 году. Несмотря на призывы девушки о помощи, ни один из нескольких десятков очевидцев из соседних домов не помог ей. Кстати, именно этот нашумевший (но не единичный) случай стал одним из поводов для создания службы спасения с номером 911.
Спустя четыре года после убийства девушки психологи Бибб Латани и Джон Дарли решили разобраться в поведении свидетелей и провели эксперимент. Для исследования они приглашали добровольцев, которым говорили, что им предстоит участвовать в дискуссиях по деликатным вопросам. При этом в комнате с подопытными присутствовал подставной участник, который имитировал припадок.
Если в разговоре участвовали всего двое, то в 85% случаев подопытный участник бросался на помощь собеседнику. Но этот показатель снижался до 62%, если кроме актера в комнате присутствовали двое и до примерно 30%, если свидетелями припадка были пять человек. Количество участников влияло и на время оказания помощи.
Латани и Дарли пришли к выводу, что человек в присутствии других людей постарается переложить ответственность на них. Когда же другие наблюдатели не реагируют, то человек может считать этот сигнал, будто его реакция здесь не нужна или неуместна.
Некоторые психологи предлагают способ нивелировать этот эффект. Они отмечают, что просто осознание этой склонности в себе является лучшим способом разорвать порочный круг. Столкнувшись с ситуацией, требующей действий, лучше вспомнить про эффект свидетеля и сознательно преодолеть его.
Дарья Тарасенко
Теги
- психология
- история
6.
Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.Экспериментальное исследование – это один из методов социальной психологии, который направлен на выявление взаимосвязи между причиной и следствием.
Изменяя одну из переменных (независимую), исследователь, проводящий эксперимент, наблюдает за изменением другой переменной (зависимой), с которой не производится никаких манипуляций. Полученные в результате эксперимента данные, показывают является ли независимая переменная причиной изменений зависимой переменной.
Достоинства метода в возможности:
1) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;
2) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;
3) количественно изменять условия эксперимента;
4) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.
Недостатки экспериментального метода включают:
1) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;
2) аналитичность и абстрактность эксперимента.
3) осложняющая роль воздействия экспериментатора (Розенталь-эффект) – невозможность исключения воздействия экспериментатора на ход и результаты эксперимента.
Виды экспериментов:
1) по форме проведения:
а) натуральный эксперимент – заключается в действительном воздействии на реальный объект с целью его диагностирования;
б) мысленный эксперимент – состоит в манипулировании не с реальным объектом, а с информацией о нем или с его моделью;
2) по условиям проведения:
а) полевой эксперимент – организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях; может проводиться на всех уровнях общественной жизни. Преимущества: сочетание естественности методов наблюдения и активности эксперимента.
Недостатки: связны с этическими и правовыми проблемами;б) лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры, позволяющей строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующих ответных психических реакций людей. Действия испытуемых определяются инструкцией. Испытуемые знают, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента могут не понимать. Преимущества: возможность многократного проведения эксперимента с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие достоверные закономерности развития психических явлений. Недостатки: искусственность условий проведения исследований.
К особыми видами экспериментальных методик относятся аппаратурные методы, проводимые с помощью технических аппаратов, позволяющих создавать определенную значимую ситуацию, выявляющую ту или иную характеристику диагностируемого объекта, снимающих показания о проявлении изучаемых характеристик, фиксирующих и частично подсчитывающих результаты диагностирования.
В основе аппаратных средств лежит классический в электротехнике «мост Уинстона» – четыре сопротивления (резистора), соединенные в виде ромба.
Аппаратные средства предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу. В настоящее время аппаратурные методики используются для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса.
10 самых блестящих исследований
Десять самых влиятельных экспериментов в области социальной психологии объясняют, почему мы иногда делаем глупые или иррациональные вещи.
«Меня прежде всего интересовало, как и почему обычные люди делают необычные вещи, вещи, которые кажутся чуждыми их природе.
Почему хорошие люди иногда поступают плохо?
Почему умные люди иногда делают глупые или иррациональные вещи?» – Филип Зимбардо
Как и известный социальный психолог профессор Филип Зимбардо (автор книги «Эффект Люцифера: понимание того, как хорошие люди превращаются в злых»), я также одержим тем, почему мы делаем глупые или иррациональные вещи.
Ответ довольно часто возникает из-за других людей, что всесторонне показали социальные психологи.
Каждый из 10 блестящих экспериментов в области социальной психологии, представленных ниже, рассказывает уникальную, поучительную историю, которая актуальна для всей нашей жизни каждый день.
Нажмите на ссылку в каждом эксперименте по социальной психологии, чтобы получить полное описание и объяснение каждого феномена.
1. Социально-психологические эксперименты: эффект ореола
Эффект ореола — результат известного эксперимента в области социальной психологии.
Это идея о том, что глобальные оценки человека (например, она симпатична) перетекают в суждения об их конкретных чертах (например, она умна).
Его иногда называют принципом «что красиво, то хорошо», или «стереотипом физической привлекательности».
Он называется эффектом ореола, потому что ореол часто использовался в религиозном искусстве, чтобы показать, что человек хороший.
2. Когнитивный диссонанс
Когнитивный диссонанс — это психический дискомфорт, который люди испытывают, пытаясь удержать в уме два противоречивых убеждения.
Люди преодолевают этот дискомфорт, изменяя свои мысли, чтобы привести их в соответствие с одним из конфликтующих убеждений и отвергая другое.
Это исследование позволяет лучше понять истории, которые мы рассказываем себе о том, почему мы думаем и ведем себя так, а не иначе.
3. Эксперимент «Пещера разбойников»: как развиваются групповые конфликты
Эксперимент «Пещера разбойников» был известным экспериментом в области социальной психологии, посвященным возникновению предубеждений и конфликтов между двумя группами мальчиков.
Он показывает, как группы естественным образом развивают свои собственные культуры, статусные структуры и границы, а затем вступают в конфликт друг с другом.
Например, каждая страна имеет свою собственную культуру, свое правительство, правовую систему и проводит границы, чтобы отличаться от соседних стран.
Одна из причин, по которой он стал таким известным, заключается в том, что он появился, чтобы показать, как можно примирить группы, как может процветать мир.
Ключевым моментом было сосредоточение на первостепенных целях, выходящих за пределы самой группы.
4. Социально-психологические эксперименты: Стэнфордский тюремный эксперимент
Стэнфордский тюремный эксперимент был проведен, чтобы выяснить, как люди отреагируют на то, что их сделают заключенным или тюремным охранником.
Психолог Филип Зимбардо, руководивший Стэнфордским тюремным экспериментом, считал, что обычные здоровые люди будут вести себя жестоко, как тюремные надзиратели, если попадут в такую ситуацию, даже если это противоречит их личности.
С тех пор он стал классическим экспериментом в области социальной психологии, изучаемым поколениями студентов и недавно подвергшимся резкой критике.
5. Социально-психологический эксперимент Милгрэма
Эксперимент Милгрэма, проведенный известным психологом Стэнли Милгрэмом в 1960-х годах, был направлен на проверку подчинения людей властям.
Результаты эксперимента Милгрэма по социальной психологии, иногда называемого исследованием послушания Милгрэма, по-прежнему наводят на размышления и вызывают споры.
Эксперимент Милгрэма показал, что люди гораздо послушнее, чем вы можете себе представить.
Полностью 63 процента участников продолжали наносить другому человеку то, что выглядело как электрошок, в то время как они кричали в агонии, умоляли остановиться и в конце концов замолчали — просто потому, что им сказали.
6. Эффект ложного консенсуса
Эффект ложного консенсуса — известный социально-психологический вывод, заключающийся в том, что люди склонны предполагать, что другие согласны с ними.
Это может относиться к мнениям, ценностям, убеждениям или поведению, но люди предполагают, что другие думают и действуют так же, как они.
Многим людям трудно поверить в существование эффекта ложного консенсуса, потому что они вполне естественно считают себя хорошими «интуитивными психологами», думая, что относительно легко предсказать отношение и поведение других людей.
В действительности люди проявляют ряд предсказуемых предубеждений, таких как эффект ложного консенсуса, при оценке поведения других людей и его причин.
7. Социально-психологические эксперименты: теория социальной идентичности
Теория социальной идентичности помогает объяснить, почему поведение людей в группах вызывает восхищение, а иногда и беспокойство.
Люди получают часть себя от групп, к которым они принадлежат, и это лежит в основе теории социальной идентичности.
Знаменитая теория объясняет, почему, как только люди объединяются в группы, мы начинаем делать странные вещи: копировать других членов нашей группы, отдавать предпочтение членам своей группы перед другими, искать лидера для поклонения другим группам и бороться с ними.
8. Переговоры: две наиболее важные психологические стратегии
Переговоры — это одно из тех занятий, которыми мы часто занимаемся, даже не осознавая этого.
Переговоры происходят не только в зале заседаний или когда мы просим нашего босса о повышении или понижении на рынке, это происходит каждый раз, когда мы хотим достичь соглашения с кем-то.
В классической отмеченной наградами серии экспериментов по социальной психологии Морган Дойч и Роберт Краусс исследовали два основных фактора переговоров: то, как мы общаемся друг с другом и как мы используем угрозы.
9. Эффект свидетеля и рассеяние ответственности
Эффект свидетеля в социальной психологии — это неожиданный вывод о том, что простое присутствие других людей препятствует нашему собственному поведению, помогающему в чрезвычайной ситуации.
Эксперименты по социальной психологии с эффектом свидетеля упоминаются в каждом учебнике по психологии и часто называются «исконными».
Этот знаменитый эксперимент социальной психологии по эффекту свидетеля был вдохновлен получившим широкую огласку убийством Китти Дженовезе в 1919 году.64.
Выяснилось, что в некоторых обстоятельствах присутствие других мешает людям помогать — отчасти из-за явления, называемого рассеянием ответственности.
10. Эксперимент Эша по конформизму: сила социального давления
Эксперименты Эша по конформизму — одни из самых известных из когда-либо проводившихся — представляли собой серию экспериментов в области социальной психологии, проведенных известным психологом Соломоном Ашем.
Эксперимент Аша по конформизму показывает, насколько сильно на мнение человека влияют окружающие его люди.
На самом деле, эксперимент Аша по конформизму показывает, что многие из нас отказываются от своих собственных чувств только для того, чтобы соответствовать другим.
.
Работа Исследовательского отдела военного министерства, Отдела информации и образования – Пункты
Первые два тома под названием Американский солдат четырехтомного труда по Исследования в области социальной психологии во время Второй мировой войны анонсированы Princeton University Press для публикации в начале мая.
Эти тома издаются под эгидой специального комитета Исследовательского совета по социальным наукам, в состав которого входят Фредерик Осборн (председатель), Леонард С. Коттрелл-младший, Леланд С. ДеВинни, Карл И. Ховланд, Джон М. Рассел, и Сэмюэл А. Стоуффер.
«Это включало изучение отношения более полумиллиона солдат в Соединенных Штатах и за границей».
Исследования, на которых основаны публикации, проводились в Исследовательском отделе информационно-просветительского отдела Военного министерства. Он включал изучение отношения более полумиллиона солдат в Соединенных Штатах и за границей. После войны Совет по исследованиям в области социальных наук получил доступ к основным данным для дальнейшего анализа и представления специалистам в области социальных наук. Средства на проведение работ были предоставлены Совету Комитетом попечителей по экспериментальным программам, связанным с Объединенным комитетом армии и флота по социальному обеспечению и отдыху, и Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке. Ограничения безопасности были сняты с секретных отчетов, основанных на более чем 200 отдельных исследованиях, а оригинальные перфокарты и кодовые книги IBM были предоставлены редакционному подкомитету: Сэмюэл А. Стоуффер (председатель), Леонард С. Коттрелл-младший, Леланд С. ДеВинни и Карл И. Ховланд.
Том I, Американский солдат: приспособление во время армейской жизни анализирует широкий спектр проблем армии как социального института и адаптации людей к требованиям военной жизни.
Том II, Американский солдат: Бой и его последствия , посвящен социологическим и психологическим факторам, связанным с поведением в условиях стресса, а также анализирует особые проблемы, возникающие с окончанием боевых действий.
Том III, «Эксперименты в области массовой коммуникации », публикация которого запланирована на это лето, представляет собой анализ логики контролируемого экспериментирования в социальной психологии, примером которого является большое количество экспериментов по влиянию на сознание людей с помощью кино и радио.
Том IV, Измерение и предсказание , запланированный к публикации в начале осени, финансирует опыт исследовательского отдела в разработке и использовании новых теорий социально-психологических измерений и в предсказании поведения в будущем.
Настоящее обсуждение ограничено томами I и II. Эти тома, в отличие от томов III и IV, носят преимущественно содержательный, а не методологический характер.
Основная цель томов I и II состоит в расширении наших знаний, как теоретических, так и эмпирических, о социальном поведении.
В Главе 1 Тома I описывается работа Исследовательского Отдела и раскрывается точка зрения томов в контексте социальных наук. После обзора некоторых мыслей прошлого, которые слились воедино, чтобы составить общую ориентацию томов, авторы пишут:
Главы не организованы вокруг какой-либо единой концептуальной схемы. Делать это при нынешнем уровне знаний социальной психологии и социологии было бы так же бесплодно, как, скажем, сто лет назад систематизировать медицинские данные вокруг теории судорожного действия, выдвинутой доктором Бенджамином Рашем. . Теперь мы знаем, что не одна всеохватывающая концептуальная схема, а скорее множество ограниченных концептуальных схем должны были открыть дорогу прогрессу в медицине.
Микробная теория болезни должна была быть полезна для одного класса явлений, теория дефицита — для другого, третьи теории — для третьего. При нынешнем состоянии социальных наук крайне важно, чтобы мы непредвзято относились к потенциальной полезности концептуальных моделей, которые не подвергались строгой проверке, которую, как мы можем ожидать, потребуют социологи следующего поколения. .Осознавая свою обязанность представить результаты Исследовательского отдела в форме, которая максимизирует их полезность в будущем, авторы… заняли компромиссную позицию в отношении введения эксплицитной концептуализации. С одной стороны, эти отчеты не являются обычными главами истории. С другой стороны, в то время как теория используется как явно, так и неявно, данные не были отобраны просто потому, что они относятся к какому-то общему утверждению, популярному в настоящее время в психологической или социологической литературе. Там, где проблемная область представляет собой область, которая, как можно ожидать, будет касаться социологов в будущем, часто вводится значительный объем фактических данных, даже если эти данные ни в каком смысле не являются окончательными в разрешении конфликта между альтернативными гипотезами, которые могут быть выдвинуты или выдвинуты в настоящее время.
даже если данные не кажутся релевантными какой-либо текущей гипотезе. 1Том. I, стр. 32–35.
В последующих главах, проиллюстрированных несколькими сотнями диаграмм и таблиц и максимально сжатых по тексту, дается описание армии и ее воздействия на людей.
Армия рассматривается как социальный институт, в некотором смысле контрастирующий с гражданскими институтами, хотя различия часто являются различиями в степени, а не в характере. Таким образом, она имеет авторитарную организацию, требующую жесткого подчинения; сильно стратифицированная социальная система, в которой иерархия почтения формально и подробно устанавливается официальными правилами, подлежащими наказаниям за нарушение, при исполнении служебных обязанностей и вне их; акцент на традиционных способах ведения дел, которые препятствуют инициативе. Как и другие социальные институты, он имеет свои неформальные и формальные кодексы поведения. Мобилизация неформального социального контроля в бою, гарнизонной службе и обучении является важным объектом изучения.
Для общего анализа того, как менялась личная адаптация в армии, огромное количество данных десятков опросов по всему миру сведено в относительно небольшое количество таблиц. Только одна таблица в конце главы 5 основана на анализе различий между 8554 парами процентов, каждая пара основана на выборках мужчин, совпадающих по 6 характеристикам!
«Соответствие между вербальным поведением и невербальным поведением достаточно велико, чтобы указать, что установки, предположительно отражающие приспособление, важны в том смысле, что они связаны с другим поведением, отражающим приспособление».
Вербальное поведение мужчин, проявляющееся в ответах на вопросы об установках, сравнивается с невербальным поведением, отражающим адаптацию в армии — например, успех в армии, представленный продвижением по службе, или неудачу, представленную изоляцией на гауптвахте или в психоневротическое отделение больницы. Соответствие между вербальным и невербальным поведением достаточно велико, чтобы указать, что установки, предположительно отражающие приспособление, важны в том смысле, что они связаны с другим поведением, отражающим приспособление. Но эти отношения — только половина дела. Другая половина заключается в том, что установки, отражающие приспособление, хотя и положительно коррелируют с невербальным поведением, представляют собой профили , которые варьируются (а) в зависимости от личных характеристик отдельного солдата, таких как образование, возраст и семейное положение; и (b) с различными факторами армейского опыта, такими как род его службы, был ли он за границей, как долго он был в армии и на каком этапе войны изучалось его отношение. Чтобы проиллюстрировать: личный дух, личная приверженность, удовлетворенность статусом и общее одобрение армии, проявляющиеся в отношениях, положительно коррелируют с объективными показателями успеха или неудачи в армии. Образование также положительно коррелирует с этими показателями. Но образование положительно коррелирует с установками, отражающими личный дух и личную приверженность, и отрицательно коррелирует с установками, отражающими удовлетворенность статусом и общее одобрение армии. Концепция различные профили могут, по мнению авторов, иметь важное значение для социальной психологии.
Другие концептуальные инструменты, особенно теория относительной депривации , также вводятся, чтобы помочь в более общем упорядочивании несколько примечательного корпуса несоизмеримых результатов.
Одной из наиболее интересных иллюстраций взаимосвязи между вербальным и невербальным поведением является исследование, о котором сообщается в томе II, главе I отношения 12 295 рядовых в 108 стрелковых ротах и 34 ротах тяжелых вооружений до вторжения в Нормандию. Можно было сравнить их отношения до боя с последующим выступлением в Нормандии, измеряемым небоевыми потерями, многие из которых были психогенными. Тщательный статистический анализ показывает, что внутри данного полка три роты с наихудшим отношением к бою имели в среднем более чем на 50 процентов небоевые потери, чем три роты с лучшим отношением. Сопутствующее исследование, основанное на индивидуальных оценках мужчин в бою командирами взводов, показало, что мужчины с лучшим отношением к бою также были признаны лучшими в бою.
Особо подробно изучена система статусов армии и реакция на нее солдат и офицеров. Во всех данных проявляется амбивалентность, связанная с глубокой неприязнью к системе привилегий, чуждой демократическим нравам нашего гражданского общества (за исключением некоторых групп меньшинств), и в то же время с желанием использовать эту систему для получения статуса. .
При описании проблем руководства выясняется, что антагонизм к офицерам, хотя и эндемичный, был наименьшим в боевых частях и наибольшим в войсках на бездействующих заморских театрах или в тылу активных театров. Теория относительной депривации помогает показать, как такое открытие связано со степенью, в которой офицеры и рядовые разделяют одни и те же неудобства и опасности.
Анализ проблем распределения работы и удовлетворенности работой обнаруживает много параллелей с проблемами в гражданской промышленности. Первая мировая война научила важности учета способностей . Если последствия этих томов из Второй мировой войны будут полностью осознаны, дополнительный импульс будет придан важности учета также отношений .
«У Перл-Харбора был только один ответ, и не было пораженчества, но конфликт не рассматривался как война с целью положить конец войне или как крестовый поход за демократию».
Поскольку Исследовательский отдел входил в состав Информационно-образовательного отдела, отвечавшего за попытки укрепить идеологическую поддержку мужчин, роль идеологии во Второй мировой войне была изучена особенно подробно. Возможно, неудивительно, что, несмотря на сложную картину, наши солдаты относительно невосприимчивы к попыткам описать войну с точки зрения положительных целей. Был только один ответ Перл-Харбору, и не было пораженчества, но конфликт не рассматривался как война с целью положить конец войне или как крестовый поход за демократию. Неспособность оправиться от разочарования, нанесенного Первой мировой войной, в сочетании с недоверием к некоторым из наших союзников, особенно к России, требует тщательного изучения. Более того, главы, посвященные бою, показывают, что чем теснее был контакт с противником в любом полушарии, тем меньше, а не больше было ненависти или мстительности.
Более ста страниц посвящено анализу расовых проблем в армии. Эти исследования развеивают ряд мифов, например довольно распространенное среди белых офицеров представление о том, что солдаты-негры предпочитали белых офицеров. Только 4 процента негров с севера и 6 процентов негров с юга сказали, что они это сделали. Или идея, часто выдвигаемая южанами, что негры предпочитают белых офицеров-южан белым офицерам-северянам. Только 1 процент северных негров и 4 процента южных негров сделали это. Или возьмем твердо укоренившуюся идею, что белые солдаты никогда не потерпят негров в одной компании. Объединение негритянских взводов в белые роты действительно опробовали в боевых действиях в Европе. Только 7% белых солдат в этих смешанных формах не одобряли эту идею после того, как они познакомились со своими негритянскими товарищами в бою, но две трети заявили, что им не нравилась эта идея в самом начале. Показательно, что почти такая же доля (две трети) белых боевых частей в дивизиях без таких смешанных рот заявили, что не хотели бы проводить эксперимент в своем обмундировании.
Негр, как показано, относился к войне со смешанными чувствами. Он был менее склонен, чем белые, считать войну своим делом; но многие негры, и особенно наиболее воинственные в расовом отношении, увидели в войне шанс заявить о лучшем обращении после нее. Следовательно, воинствующие в расовом отношении были наиболее рьяными, чтобы показать себя в армии.
В этом исследовании отношения негров есть много парадоксов. Например, северные негры, дислоцированные на юге, хотя и обеспокоены практикой Джима Кроу, были так же хорошо или даже лучше приспособлены, чем негры, дислоцированные на севере. Однако это удивительное открытие имеет смысл, если учесть, что относительно негритянских гражданских лиц на Юге негр в военной форме был очень хорошо расположен; обратное было во многих случаях на Севере, где он мог сравнить свою судьбу с судьбой друзей, зарабатывающих «большие деньги» в военной промышленности.
В этих томах собрано больше новых данных, касающихся расовой проблемы Америки, чем, возможно, в любой другой книге после « Американской дилеммы» Мюрдала .
Всего восемь глав второго тома посвящены анализу социальных и психологических факторов, связанных с боевыми действиями — на земле и в воздухе. Мы не будем предпринимать здесь попыток систематического обзора многообразных рассматриваемых проблем: боевой мотивации, влияния продолжительности боя на отношения, какие люди выстояли лучше всего, контроля страха и беспокойства и т. д.
«Эта глава также показывает, что не только ухудшились отношения после нескольких месяцев боев, но, вопреки широко распространенному мнению высшего командования, ухудшилась и боеспособность».
Тип материала по бою можно проиллюстрировать из Тома II, Глава 6, «Боевая замена». Здесь можно сравнить три типа мужчин, а именно: закаленные ветераны боевых действий, новобранцы в ветеранских ротах и солдаты боевых дивизий, не участвовавшие в боевых действиях. Наглядно показано, как новые замены быстро заняли позицию ветеранов, на которых они равнялись, — и цинизм, и гордость, часто горькую гордость ветерана. Кроме того, в важных отношениях показано, что замены реагировали на другую ситуацию, с которой они столкнулись. Для них, например, проверенные в боях командиры имели больший престиж, чем их коллеги-ветераны, а замена превзошла ветеранов и солдат в новых дивизиях в своем принятии требований армии. Эта глава также показывает, что после нескольких месяцев боевых действий не только ухудшилось отношение, но, вопреки широко распространенному мнению высшего командования, ухудшилась и боеспособность. Подобные выводы должны были иметь отношение к разногласиям, сопровождавшим принятие балльной системы, устанавливающей порядок демобилизации в армии.
На самом деле балльная система была изобретена Исследовательским отделом и «продана» армии на основе исследований отношения, проведенных во всех частях мира. Впервые рассказывается внутренняя история балльной системы и борьбы за ее принятие:
При планировании демобилизации армия столкнулась с беспрецедентной в американской истории проблемой.
С поражением Германии можно было бы высвободить несколько миллионов солдат… Благоразумие требовало предположения, что до капитуляции Японии может пройти еще год или больше…
Держать всех мужчин на службе было и ненужно, и политически немыслимо. Некоторых пришлось бы уволить. Кем должны быть эти люди? 2Том. II, с. 520.
Идея балльной системы для демобилизации… [с точки зрения того, чего хотели сами солдаты, была] принята военным министерством… Были опрошены репрезентативные выборки мужчин по всему миру, и по их ответам были определены переменные продолжительности службы, службы за границей. , боевая обязанность и родительство стали наиболее важными … Исследования реакции на систему баллов показали, что реакция на нее была удивительно благоприятной, за исключением меньшинств, которые чувствовали, что они лично оказались в наиболее невыгодном положении. система оставалась преимущественно благоприятной даже после того, как многие мужчины были возмущены предполагаемой медлительностью демобилизации. Балльная система устанавливала порядок, а не скорость демобилизации. В то время как некоторые люди в конце концов перепутали эти две идеи, большинство, хотя и враждебно относившееся ко многим, если не к большинству армейских политик, продолжало одобрять балльную систему. я, с. 7.
Было высказано предположение, что ввиду взрывоопасной напряженности в ранний период демобилизации история может в конечном итоге зафиксировать, что установление объективной системы порядка демобилизации, справедливость которой была принята большинством мужчин, возможно, спасло страну от того, что могло были кризисом, серьезно подорвавшим престиж Америки.
Исследовательский отдел, конечно же, занимался инженерными работами, и его вклад в социальные науки, финансируемый этими объемами, является скорее побочным продуктом, чем основной целью его деятельности во время войны. Балльная система была лишь одним из многих достижений Филиала, хотя, пожалуй, и самым известным. Большинство его исследований было направлено на локальные специфические проблемы. Например, что заставило мужчин в южной части Тихого океана не использовать атабрин так регулярно, как считалось в армии; какие подходы и действия, которые можно было бы исправить, повышали вероятность появления траншейной стопы; какой из двух видов хижин предпочитали мужчины на Аляске; каковы предпочтения в отношении зимней одежды у фронтовых войск в Бельгии, Люксембурге и Германии; какие радиопередачи предпочитали мужчины; что они любили читать в 9Магазин 0119 Yank ; какова была ситуация с прачечной в Панаме; каково было отношение к китайцам среди войск в Индии-Бирме? Это были лишь некоторые из многих тем, по которым были запрошены исследования.
Иногда для исследований требовались не только фактические данные, но и прогнозы на будущее. Одна глава тома II полностью воспроизводит меморандум, написанный за несколько месяцев до дня Победы Исследовательским отделом о проблемах морального духа среди войск в Германии после ее оккупации. Прогнозы пункт за пунктом сравниваются с фактическими данными, полученными впоследствии от солдат-оккупантов. В другой главе тома II рассказывается о планах солдат на их будущее после демобилизации. Это был опрос исследовательского отдела, проведенный еще в 1943, который лег в основу расчета расходов на образование в законопроекте о правах военнослужащих, составленном специальной президентской комиссией. Приведены сравнения предсказаний планов солдат с тем, что те же люди на самом деле делали через несколько месяцев после увольнения из армии.
Исследовательский отдел работал в тесном контакте со многими другими армейскими учреждениями, причем самым тесным образом с Психиатрическим отделом Управления главного хирурга. В результате этой связи возникло множество исследований, в том числе к концу войны психиатрическая инвентаризация, которая регулярно использовалась во всех индукционных станциях Соединенных Штатов.
Эти тома откровенны не только в раскрытии недостатков Армии, но и в указании явных недостатков исследования. В Главе 1 тома I появляются следующие слова:
Социальные психологи и социологи, изучавшие проблемы мотивации и социальной адаптации во время Второй мировой войны, обязаны… наука о человеке.